Что такое фонетический разбор слова 5. Примеры и комментарии
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
]
.
- А, О, У, Ы, Э
— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
сон [с он], дым [д ым], чаща [ч’ ащ’ а], часы [ч’ ас ы].
- Я, Ё, Ю, И, Е
— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ ата], тёрка [т’ орка], мюсли [м’ усл ‘ и], мел [м’ эл], лес [л’ эс], жир [ж ыр], ширь [ш ыр’], цифра [ц ыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е
— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е
стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я
— [а], ё
— [о], ю
— [у], е
— [э]
:
Мяч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [п‘ э на]. - Я, Ё, Ю, Е
дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: я ма [й’a ма ], ёлка [й’о лка], ю ла [й’у ла ], е ль [й’э л’];
- после гласных: мая к [май’а к], поё т [пай’о т], пою т [пай’у т], пое л [пай’э л];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’о м], вьюга [вй’у га], съезд [сй’э ст].
- Я, Ё, Ю, Е
стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я
— [а], ё
— [о], ю
— [у], е
— [э]
:
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
В состав обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие : [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].
- Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
- Ж, Ш, Ч, Щ — шипящие.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на . Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
Обратите внимание!
Для гласных.
- Буквы
Я, Ё, Ю, Е
— йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ
и Ь
знаков
, то они дают 2 звука:
- Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э] : Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ] ;
- после согласных Ж, Ш, Ц
даёт звук [ы]:
- зажи м [зажы м], ши ны [ш ы н ы], цирк [цы рк] ;
- гласная
О
под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кО тик — [ кО т ‘ и к], скво рцы — [с к в а р ц ы];
- гласная
Е
под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’эс], ле сА [л’и сА] (см. ли сА [л’и сА]), весна [в’исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е
согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ ], купе [купэ], свите р [свитэ р], отель [атэ л’];
- гласная Я
под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
- Буквы
Я, Ё, Ю, Е
— йотированные.
Для согласных.
- парные по глухости/звонкости согласные
в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб — [гр’ и п], лав ка — [л а ф к а] ;
- Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т]
не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т
пишутся:
- чувст во [ч’Уства], солн це [сОн цэ], сердц е [с’Эрц э], радост ный [рАдасн ый’].
- сочетание СТН
произносится как [сн], ЗДН
— [зн]:
- звёздн ый — [з в’ о з н ы й’], лестн ица — [л’ эс ‘н’ и ц а].
- иногда на месте буквы Г
перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С
в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал — [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:
- зонт ик — [з о н’ т ‘ и к];
- иногда буква Н
обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
- Удвоенные согласные
располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук: грУпп а [ груп: а], вАнн а [ ван: а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: милл иОн [м’ил ‘иОн], акк Орд [ак Орт], аллЕя [ал ‘Эй’а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ
(у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться — [бр’ иц :а];
- иногда сочетание ЧН
, ЧТ
произносится как [ш]:
- конечн о — [ кан ‘ эш на ], скучн о — [ скуш на ], что — [ш т о], чтобы — [ш тобы] ;
- буква Щ
и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ
обозначают звук [щ’]:
- щ авель [щ ‘ ав ‘ эл ‘ ], сч астливый [ щ ‘ асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ ик], перебежч ик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО
, ЕГО
согласный Г
произносится как [в]:
- белог о — [б’ Э л а в а].
- парные по глухости/звонкости согласные
в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
Как правильно сделать фонетический разбор слова?
– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
Памятка
План фонетического разбора
- Записать слово орфографически правильно.
- Разделить слово на слоги и найти место ударения.
- Отметить возможности переноса слова по слогам.
- Фонетическая транскрипция слова.
- По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
- Подсчитать количество букв и звуков.
- Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Образцы фонетического разбора слов :
Я очень люблю есть морковь.
Фонетический разбор слова люблю:
- люблю
- люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
- люб-лю
- [л"убл"у]
- Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный - В слове 5 букв и 5 звуков.
Фонетический разбор слова морковь:
- морковь
- мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
- Перенос: мор-ковь
- [маркоф"]
- М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
О – [а] – гласный и безударный.
Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
О – [о] – гласный и ударный.
В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
Ь —————————– - В слове 7 букв и 6 звуков.
- о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.
Видео про фонетическую транскрипцию
Полезные советы:
- Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
- Важно всегда проверять транскрипцию.
- Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
- Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
Возможно, вам также понадобится
Мы многое делаем по образцам. Поэтому здесь приводятся примеры и комментарии. Кроме этого, на сайте есть . Познакомься и с ним: он содержит слова, которые посетители сайта включают в свои поисковые запросы. Списки слов постоянно пополняются. Можно оставить заявку на разбор слова.
Внимательно изучи образцы фонетического разбора:
Ель
е ль - слово из одного слога.
Комментарий:
- буква е в начале слова обозначает два звука: [й"] и [э]
- буква ь обозначает мягкость предшествующего согласного
- звук [й"] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
- звук [л"] - непарный по глухости-звонкости, сонорный
Высокий
в ы-со´ -кий - слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный.
Комментарий:
- гласные [ы] и [и] - в безударном положении произносятся короче, слабее, но не меняют своего качества
Объезд
объ-е´ зд
Комментарий:
- буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й"] и [э]
- звук [т] - пример оглушения звонких на конце слова
- звук [c] - пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
- слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]
Лыжи
лы´ -жи
Комментарий:
- звук [л] - непарный по глухости-звонкости, сонорный
- звук [ж] - непарный по твёрдости-мягкости, написание после него буквы и - это традиционное написание
- буква и обозначает звук [ы], согласный [ж] - твёрдый, написание и после ж традиционное.
Вьюга
вью´ -га - слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
Комментарий:
- буква ь здесь разделительный мягкий знак
- буква ю после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [й"] и [у]
- звук [й"] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
- конечный гласный звук в слабой заударной позиции подвергается редукции: [ъ]
Его
е-го´ - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
Комментарий:
- Буква е в начале слова обозначает два звука: [й"] и безударный [и]
- буква г пишется по традиции в окончаниях прилагательных, числительных местоимений: ого, его - нового, синего, первого. Пишем г , произносим [в]
Праздный
пра´ -здный - слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
п | — | [п ] | — согл., глух., тв |
р | — | [р ] | |
а | — | [а´ ] | — гл. ударн. |
з | — | [з ] | — согл., зв, тв. |
д | — | [- ] | |
н | — | [н ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), тв. |
ы | — | [ы ] | — гл. безуд. |
й | — | [й" ] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн. |
8 б., 7 з. |
Комментарий:
- звуки [р] и [н] непарные по глухости-звонкости, сонорные
- буква д пишется, потому что в сильной позиции в корне праздн есть [д]: празден (краткая форма прилагательного, ед.ч., м.р.)
- звук [й"] непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
Вести´
ве-сти´ - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
Что такое фонетический разбор слова?
Что такое транскрипция?
Как сделать звуко-буквенный разбор слова?
Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе?
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.
Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.
Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.
Обозначения, применяемые при фонетическом разборе
Фонетическая запись слова называется транскрипцией . Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .
Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].
Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]
Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜ин ый❜], сшить [ш ыт❜].
Порядок фонетического разбора слова
- Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
- Провести фонетическую запись слова.
- Охарактеризовать последовательно каждый звук:
а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий. - Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора
- Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
- Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
- Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости. - Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.
При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:
1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].
Соловья 1 баснями не кормят
Образец устного фонетического разбора
1-2. Произношу слово соловья
— [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки.
В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки.
Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.
3. Гласные звуки.
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.
Согласные звуки.
[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.
4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь я имеет два звуковых значения.
соловья́; со|ло|вья; 3 слога.
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
я [а́] — гласный, ударный.
7 букв, 7 звуков.
Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Будет и на нашей улице праздник 1 .
Образец письменного фонетического разбора
пра́здник; пра|здник; 2 слога.
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
а [а́] — гласный, ударный;
з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
и [и] — гласный, безударный;
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.
8 букв, 7 звуков
Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.
Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ !
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.
Вконтакте
Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.
Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.
Как выполнять фонетический разбор?
Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.
- Проговаривайте вслух предмет разбора.
- Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
- Помните про орфограммы.
- Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).
Что надо знать, делая фонетический разбор
Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.
Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.
Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.
А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.
Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).
Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].
Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.
Так, «гриб» произносится [гр’ып].
Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.
Образец фонетического разбора
Приведём несколько примеров .
ко-рА-бль, три слога, ударный второй
[караб’л’]
К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный
О - [а] гласный, безударный
Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный
А - [а] гласный, ударный
Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Семь букв и шесть звуков .
грИб, один слог, ударный
Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный
И - [ы] гласный, ударный
Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Четыре буквы и четыре звука .
Ёж, один слог, ударный
Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
- [о] гласный, ударный
Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.
Две буквы и три звука .
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.
Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.