Эссе по всем периодам. Эссе по истории: примеры, темы, план

Что такое эссе?

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Как написать эссе по истории?

  1. Определитесь с темой эссе : она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
  2. Продумайте аргументы "за" и "против". В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
  3. Выберите стиль эссе : чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

Структура эссе

Титульный лист (см. Приложение №1).
Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


Критерии оценки

  1. Знание и понимание теоретического материала.
  2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
  3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
  4. Построение суждений:
  • ясность и четкость изложения,
  • логика доказательств,
  • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

Оформление работы.

Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

Темы эссе

  1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…» (Нестор).
  2. Монгольский след в истории.
  3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
  4. Смутное время: истоки и причины.
  5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
  6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский) .
  7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
  8. Декабристы: герои или бунтовщики?
  9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
  10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
  11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
  12. "Убежден - далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу" (В.В.Путин)
  1. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
  2. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
  3. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
  4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
  5. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
  6. История России с древнейших времен до конца ХYШ века – М., 1996.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 – х книгах. – М.,1988.
  8. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. – М.,1987.
  9. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. - СПб,1993.
  10. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. - СПб, 2009.
  11. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. - М., 2002.
  12. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. - М.,1988-1994.
  13. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. - М., 2001.

По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

Приложение № 1

Эссе по истории на тему:

«Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

студент 2 курса истфака ЛГПУ.

Домашний адрес:

г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приложение № 2

Список использованной литературы:

  1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов. – М., 1989.
  3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 1984.
  4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
  5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

История России

ЕГЭ: пишем историческое сочинение

Хорошее сочинение может принести на ЕГЭ по истории 11 баллов из максимальных 55 за всю работу. Педагог и автор учебников Роман Пазин подробно разобрал критерии оценки этого важного задания и дал советы по подготовке к нему.

Задание № 25

Выпускник должен написать ответ по одной из трех эпох. Первая: IX - конец XVII вв. Вторая: конец XVII в. - 1914 год. Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года. Даты во втором и третьем промежутках часто указаны с месяцами, как своеобразная подсказка ученику. Например, если выбран период «март 1801 г. - декабрь 1812 г.», нужно рассказать не только об Отечественной войне 1812 года, но и в целом о внутренней и внешней политике первого этапа правления Александра I.

Историческое сочинение - это творческая работа по определенному алгоритму. Сама формулировка задания включает почти все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие - 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более 76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения». Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Исторические личности и их роль

Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл. Эта задача вызывает у большинства выпускников затруднения.

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Неправильные примеры:

  • «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»,
  • «Румянцев участвовал в Семилетней войне»,
  • «Ленин возглавлял СНК».

Правильные примеры:

  • «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»,
  • «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»,
  • «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина».

Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» - слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Причинно-следственные связи

Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь - 1 балл. Больше половины выпускников с этим не справляется.

Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

Практикум предназначен для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении курса истории России (10 класс). Может быть использован и для организации учебной деятельности на уроке в рамках базового курса истории, в качестве курса по выбору, системы уроков при профильном уровне изучения предмета, дополнительных занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Использование исторической терминологии

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие. Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты».

Наличие фактических ошибок

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка - 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен - не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия - мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

  • Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
  • Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
  • Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
  • Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.

Хрестоматия является составной частью УМК "История России. начало XX - начало XXI века.10 класс. " (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Форма изложения

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Советы ученикам:

  • Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
  • Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
  • Не пренебрегайте правилами русского языка.

Алгоритм работы над сочинением

  1. Выбираем период. Имеет смысл не брать сложный период с запутанным ходом событий.
  2. Работаем с черновиком. Его можно составить в виде таблицы с 4 колонками: «Событие», «Причина», «Роль и действия личности», «Последствия». Также прописываем термины и вывод.
  3. Пишем вступление (общую характеристику).
  4. Пишем основную часть с указанием событий, личностей, причинно-следственных связей, не забывая о терминах.
  5. Пишем заключение.

Как подготовить учеников к сочинению в 10-11 классах

  • Объясните структуру исторического сочинения (что нужно написать, от чего следует отказаться).
  • Объясните критерии оценивания.
  • Тренируйте учеников работать с черновиками.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом.

Прежде чем приводить примеры эссе по истории, попробуем понять суть данного термина. В энциклопедическом словаре под эссе подразумевается философский жанр публицистической, историко-биографической прозы, который включает в себя собственную позицию автора.

Эссе по истории России является прозаическим произведением несущественного объема. Оно имеет свободную композицию, является попыткой автора передать собственные соображения и впечатления.

Признаки

Что необходимо включать в эссе по истории? Шаблон написания предполагает использование определенных параметров:

  1. Конкретную тему либо вопрос.
  2. Собственное восприятие раскрываемой проблемы.
  3. Минимальный объем.

Как подобрать тему эссе по истории? На ЕГЭ предлагаются выпускникам конкретные задания, в которых предполагается раскрытие особенностей исторических личностей, определенных событий.

Особенности

Чтобы успешно справится с заданиями, предлагаемыми на выпускном экзамене по истории, на уроках ребята вместе с педагогом рассматривают примеры эссе по истории, учатся аргументировать свою точку зрения. Работа считается успешной только в том случае, если автору удается показать индивидуальность своей позиции, отношение к описываемому периоду, личности.

Отдельное внимание уделяется логике изложения материала, речи, уровню пространственного мышления.

Величина работы

Рассуждая над тем, как писать эссе по истории, отметим, что есть ограничения по объему работы. Каких-то жестких рамок не предполагается, но, как правило, историческое размышление желательно уместить в две-три страницы рукописного текста формата А4. Такая особенность связана с временными ограничениями, так как выпускнику еще необходимо предоставить ответы на другие вопросы.

Структура работы

Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает "набросок", "попытка", "проба пера". Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию. Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике. Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Требования к школьной работе

Как составить план эссе по истории? Сначала необходимо определиться с темой работы. Далее важно выделить основную идею эссе, подобрать исторический материал, на основе которого оно будет написано. Позиция автора должна быть мотивирована, поэтому в историческом эссе должны быть приведены четкие аргументы, являющиеся неоспоримым доказательством рассматриваемой точки зрения. Перечисление таких фактов допускается в свободной форме, но с обязательным комментированием автора.

В качестве формального требования к работе отметим одно - наличие темы эссе по истории.

Допускается использование произвольной внутренней структуры. Так как подобный материал считается малой формой письменной работы, он не предполагает обязательного повтора выводов в заключительной части, их вполне можно включить в основной текст или в название работы. Все примеры эссе по истории, рассматриваемые старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ, содержат несколько аргументов.

Полезные факты

Что предполагает план эссе по истории? Если в реферате допустимо использование разнообразных вводных слов, например, «я хочу рассказать…», «я пришел к определенным выводам», то в эссе не предполагается загромождение работы лирическими отступлениями. Например, М. Эпштейн, анализируя особенности написания исторического эссе, отмечал, что его содержание должно быть конкретным и логичным, содержащим личную позицию автора, подкрепленную несколькими убедительными аргументами.

Что важно учесть в эссе

При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

Проблематика и парадоксы в историческом эссе

Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам. Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание.

К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве. Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти. Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»

В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.

В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов - от экспорта газа и нефти.

Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.

Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.

Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.

Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.

Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства - не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.

Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.

Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.

Правильное написание эссе по истории - это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения , написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1928 - 1940 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация - это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни - 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало "холодильной технике" (не "холодильники в каждый дом", это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с "чистки" самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны".

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Что поможет написать сочинение хорошо :

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность ()
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний ().
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры ().

Историческое сочинение – одно из сложнейших заданий, особенно в ЕГЭ. За такое задание есть возможность получить достаточно высокий балл, который положительно отразится при поступлении, поэтому тем, кто будет сдавать единый государственный экзамен по истории, необходимо научиться правильно его выполнять.

Прежде всего, нужно учитывать требования и критерии , которые приводятся в ЕГЭ.

  1. Указать не меньше 2-х важных событий, процессов или явлений, относящихся к определенному периоду (это могут быть: война, революция, битва, политические действия, принятие какого-либо закона, развал или образование государства и т.п.).
  2. Назвать и охарактеризовать деятельность не менее двух исторических личностей в указанных явлениях, событиях или процессах, опираясь на исторические факты (в данном случае требуется конкретизировать действия этих личностей, которые в значительной степени как-либо повлияли на ход событий в истории указанного периода: проведение политики, принятие закона, присоединение территории и т.д.).
  3. Указать две и более причинно-следственные связи, характеризующие причины из-за которых возникли события, процессы или явления, произошедшие в определенный период (например, революция началась по причине нерешенных национальных конфликтов и т.п.). В данном случае предлагается использовать в тексте следующие или похожие конструкции:
    • ситуация была обусловлена рядом причин…
    • привело к этому…
    • на это событие было оказано большое влияние со стороны…
    • причины события следующие…
    • в результате данного процесса произошли изменения в…
    • это событие явилось началом…
  4. Оценить влияние явлений, событий или процессов, используя исторические факты, мнения историков и исторический контекст (например: « в результате нашествия монголов на русские земли, часть территории России попала в экономическую и политическую зависимость от Золотой Орды, продолжающейся более двухсот лет и оказавшей, по утверждению историка Карамзина, значительное влияние на российскую власть» ).

Также важным критерием при написании исторического сочинения является сам текст. Он должен содержать связное и последовательное изложение и представлять собой полноценную работу.

Пример исторического сочинения

Рассмотрим пример исторического сочинения по всем требованиям и критериям, приведенным в ЕГЭ, в эссе по истории за период правления Ярослава Мудрого , основываясь на исторических фактах, собранных из различных проверенных источников.

Эссе по истории 1019-1054 гг

1019-1054гг. называют периодом Древнерусского государства . Следует отметить основные процессы этого времени:

  • 1) политику дальнейшего просвещения и христианизации, которая была начата отцом Ярославом;
  • 2) начало создания на российской территории «Русской правды» – самого первого письменного свода законов Древней Руси.

Эти процессы тесно связаны с деятельностью великого киевского князь Ярослава Мудрого и митрополита Илариона.

Ярослав Мудрый внес большой вклад в развитие Киевской Руси . В 1036 году он разбил печенеги , в результате чего были обеспечены мир в государстве и спокойствие народа, оформляется церковь по всем государственным законам и устанавливается налог в ее пользу – десятина; в Чернигове, Новгороде, Полоцке и Переяславле создаются епископские кафедры.

В период правления царя Ярослава Киев был самым крупным центром христианского мира, в городе насчитывалось четыреста церквей, а начало строительства храма Святой Софии, который впоследствии был назван храмом в Константинополе, отразило его государственное равенство с Византией.

Церкви отводилась просветительская роль, различные монастыри и храмы являлись центрами установления и развития письменности; была основана первая библиотека на Руси. Ярослав настоял, чтобы митрополит был славянин и в 1051 году им стал Иларион.

Во время правления Ярослава Мудрого начинает формироваться свод законов Древней Руси – «Русская Правда» , по ней регулировались государственные дела: появились права на собственность, вводились штрафы и др. 17 статей данного свода написал сам Ярослав.

Также большая роль данного периода в истории отводится священнику из села Берестова под Киевом, святому Илариону. Он был и духовным наставником князя, и отстаивал независимость церкви, в частности, от Константинополя, был сильным церковным деятелем и писателем. Его труды «Слово о законе и благодати» и церковный «Устав» являлись идеологической концепцией Руси и влияли на развитие системы церковной юрисдикции. По мнению историков, решение о строительстве Собора Киевской Софии принималось Иларион и князем Ярославом совместно.

Рассмотрим причинно-следственные связи между двумя процессами. Процесс просвещения и христианизации, принятие «Русской Правды» и «Устава» имели общие причины. К ним относятся: необходимость организации как церковной, так и правовой жизни общества Древнерусского государства, создание стройной системы и укрепления власти князя Ярослава, а также последующее культурное и экономическое развитие и укрепление отношений международного характера, требующие дальнейшего развития грамотности и письменности.

Следствием первого процесса можно считать укрепление власти Ярослава Мудрого и международное положение Древнерусского государства (свидетельством чего являются слова святого Илариона: что русскую землю слышат и знают в четырех концах земли). Следствием второго процесса – правовые основы, которые были заложены при царе Ярославе и которые существовали до 1497 года – судебника Ивана Третьего.

В период правления Ярослава Мудрого наблюдается расцвет древней Руси. К примеру, с ХI века богатые семьи стали учить письму и грамоте своих детей, в том числе и девочек; в этот период появляется летопись и открываются школы.

Оценка деятельности исторического периода Древнерусского государства неоднозначна. Многие историки считают, что Ярослав Мудрый способствовал укреплению государства и называют его время «золотым веком» Киевской Руси . А историк Карамзин считал, что он хотел сделать из Киева «новый Константинополь».



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...