К особо охраняемым территориям относятся. Особо охраняемые природные территории россии

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны" .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

    1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
    2. Национальные парки
    3. Природные парки
    4. Государственные природные заказники
    5. Памятники природы
    6. Дендрологические парки и ботанические сады

    ООПТ России

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения .

    Всего в России по состоянию на 2013 год имеется более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) превышает 200 млн га, что составляет 11,9 % от площади территории России (без учёта акваторий - 11,3 %). .

    Федеральное значение имеют 299 ООПТ, в том числе 110 государственных природных заповедников , 46 национальных парков и 70 государственных природных заказников , а также памятники природы и прочие ООПТ федерального значения. Общая площадь ООПТ федерального значения составляет 59,2 млн га (с учетом морских акваторий) или 48,3 млн га (без акваторий).

    Региональное значение имеют 11 647 ООПТ, их площадь (с морскими акваториями) составляет 119,1 млн га. Местное значение имеют 1 213 ООПТ суммарной площадью 25,8 млн га.

    Государственные природные заповедники

    На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утверждённым индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

    Статус биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов (биосферных заповедников) , созданных в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера ». Статус биосферного заповедника может быть присвоен не только государственным природным заповедникам, но и другим особо охраняемым природным территориям: национальным паркам, заказникам, или природным комплексам, включающим несколько видов ООПТ (например, биосферный заповедник Башкирский Урал).

    Национальные парки

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

    • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
    • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
    • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
    • рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
    • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
    • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
    • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

    Природные парки

    Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
    • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
    • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

    Государственные природные заказники

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.

    Памятники природы

    Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе :

    • участки живописных местностей;
    • эталонные участки нетронутой природы;
    • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);
    • места произрастания и обитания ценных, реликтовых , малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
    • лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
    • небольшие дендрологические парки ;
    • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
    • уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны , барханы , карровые поля , группы пещер, гигантские наледи,

    В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

    Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос .

    Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

    Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

    На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

    Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

    На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

    Создание охранных зон

    Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

    Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

    • передавать наделы для организации сада или огорода;
    • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
    • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
    • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

    Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

    В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима .

    Резервирование земель

    Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о с возможным у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

    Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

    Земли государственных заповедников и национальных парков

    Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

    В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

    Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

    Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

    Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

    Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

    Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

    Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

    Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

    Заключение

    В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

    1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
    2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
    3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
    4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
    5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
    6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
    7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
    8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
    9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

    Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

    Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

    Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

    Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

    Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

    Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

    «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

    Основу системы ООПТ России составляют государственные природные заповедники , национальные парки и государственные природные заказники . В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 " О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" государственное управления особо охраняемыми природными территориями осуществляет указанное министерство. Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 87 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург , Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

    Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

    Виды ООПТ и их назначение

    1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
    2. лечебно-оздоровительные местности и курорты

    Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма .

    Национальные парки и заповедники

    Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

    Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

    Ссылки

    • Федеральный Закон Об особо охраняемых природных территориях»
    • Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России»
    • «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации», сайт МПР РФ.
    • Особо охраняемые природные территории Челябинской области»
    • Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ООПТ В Ленинградской области

    Сноски


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов

    Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологиче­ского законодательства общего характера: Федеральным Зако­ном «Об охране окружающей природной среды», Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постанов­лением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996, законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также по­ложениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.).

    Особо охраняемыми природными объектами являются, прежде всего, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их правовой режим установлен в основном Законом «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации», Приказом МПР РФ от 3 сентября 2003 г. «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и др.

    Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколь­ко ихкатегорий с учетом особенностей правового режима данных природ­ных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреж­дений (ст. 2):

    Государственные природные заповедники;

    Национальные парки;

    Природные парки;

    Государственные природные заказники;

    Памятники природы;

    Дендрологические парки и ботанические сады;

    Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимаетприродно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) – заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ.



    Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 За­кона об особо охраняемых природных территориях).

    В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

    Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).

    Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных тер­риториях).

    Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

    Государственные природные заказники подразделяются на следующие виды:

    Комплексные (ландшафтные),

    Биологические (зоологические и ботанические),

    Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

    Гидрологические;

    Геологические.

    Правовой режим государственных природных заказников характеризует­ся тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

    Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в эко­логическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхожде­ния. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологичес­кие (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных тер­риторий. Границы расположения памятников природы обозначаются специаль­ными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятни­ков природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими зе­мельных участков у собственников, владельцев и пользователей. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйствен­ного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их со­хранность.

    Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций рас­тений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

    Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

    Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилакти­ческих целях территории, которые обладают природными лечебными ресур­сами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об осо­бо охраняемых природных территориях).

    Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

    1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

    а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

    б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

    в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

    г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

    3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

    4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

    5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

    6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

    а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

    б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

    10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

    11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

    а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

    б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

    12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

    В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...