Как в ссср появились первые танки. Первые танки Первой мировой войны

Едва начавшись, уже к 1915 году Первая мировая война зашла в тупик позиционной «мясорубки»: стороны стояли друг напротив друга, ежедневно истре​**яли друг друга артиллерией, а наступать не могли, так как пехоту косили пулемёты. Передовые генералы быстро догадались, что «хитрой гайкой» на пулемётный «болт» могут стать бронированные машины, первую из которых (ещё на конной тяге) придумал Леонардо да Винчи. Но хотя в ХХ веке уже были автомобили с двигателями внутреннего сгорания - их проходимость на колёсах по окопной грязи, мягко говоря, оставляла желать лучшего.

Из блога

Тогда британские военные инженеры предложили использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное (трактора с гусеницами тогда уже тоже производились в передовых странах) и в 1916 году создали первый настоящий танк - Mark I. Его боевое крещение произошло 15 сентября 1916 года, когда уже счёт убитых в битве уже шёл на сотни тысяч.

Несовершенство двигателей и конструкции первых бронированных громадин привело к тому, что из 50 привезённых на фронт машин к полю боя смогли выкатиться лишь 18 машин. Впрочем, и их оказалось достаточно, чтобы прорвать немецкую оборону: на фронте в 10 километров за пять часов британские войска сумели продвинуться вперед на 4-5 км, у немцев новые британские «монстры» вызвали настоящий шок. Но для большего успеха танков уже просто не было, немцы быстро «заклеили» образовавшуюся во фронте дырку и впереди было ещё целых два года Первой мировой войны, прежде чем Антанте всё-таки удалось поставить Германию на колени. Вот тут уже танки помогли более серьёзно - к концу войны у стран Антанты их счёт исчислялся сотнями, а конструкция стала намного совершеннее. Немцы же проиграли в том числе и потому, что недооценили значение танков и до самого конца войны изготовили совсем небольшое их количество. Осознание необходимости создания мощных танковых войск придёт к немецким генералам лишь к следующей, Второй мировой войне. Первые же британские, «ромбовидные» танки после окончания Первой мировой войны активно поставлялись разным союзникам англичан, .

Один мой хороший друг на днях разместил в ФБ фотографию танка с подписью, сделанной в стиле: что вы все котиков простите, вот вам танк вместо оных. А ведь на самом деле, что все котики, да котики. Танков вам в ленту. И считайте сие началом своеобразного флешмоба. Постараюсь выкладывать не только фото танков, но и немного информации и истории об оных.

Первый танк

Говоря о первом танке, я не буду рассматривать проекты, приписываемые Да Винчи, или еще чего-то нереализованного в действительности. Это только в «Демонах Да Винчи» его танки, под турецкими знаменами рассекали по просторам Италии. История же о сем факте умалчивает, так, что о появлении первого танка на полях сражений можно говорить лишь со времен Первой мировой. Хотя, бесспорно, некоторые наработки были и ранее.

Родоначальником танковых войск в полной мере можно назвать Англию именно они первыми сконструировали и применили в бою танк, или как тогда еще говорили «сухопутный крейсер». Первая мировая война, окопная, колоссальные потери, которые начали нести войска при штурме укреп районов, в первую очередь потери в живой силе от пулеметного огня, заставила военных и инженеров задуматься над тем, чтобы такое придумать, дабы эффективно и с наименьшими людскими потерями уничтожать, в первую очередь, вражеские пулеметы, да и вообще пересекать испещренное воронками, да обмотанное километрами колючей проволоки. Которая там еще не в один ряд находилась.

Английский полковник Данлоп Свинтон, припомнив рассказы своего друга австралийца о новом американском «гусеничном тракторе Хольта» (Holt Caterpillar Tractor), способном передвигаться по размытому полю, решил к оному приделать броню и поставить пушку. Свинтон заинтересовал своим предложением создания «истребителя пулеметов» представителей Комитета имперской обороны (Committee of Imperial Defence). Последние в феврале 1915 года организовали испытания. На «Хольт» был нагружен балласт в полторы тонны. «Хольт» пыхтел, надрывался и испускал клубы черного дыма, но так и не сдвинулся ни на пять. Увы и ах, комитетчики были разочарованны и возможно, мы бы не увидели танков на полях сражений еще довольно долго, если бы, сим проектом на заинтересовался Уинстон Черчилль.

Черчилль являлся на тот момент первым лордом Адмиралтейства, по достоинству оценив те перспективы, что может даровать новая боевая машина на поле боя, собрал при Адмиралтействе группу инженеров. Итогом их работы стал прототип первого танка «Маленький Вилли». Первое испытание этого танка произошло 15 сентября 1915 года. Проехав всего несколько метров «Маленький Вилли» потерял одну из своих гусениц, после скорой починки которой, отвалилась уже вторая гусеница. Так же, этот прототип танка не мог преодолеть «окоп», т.е. канаву шириной в 1,2 метра. Это был очередной провал, причем полный.


«Большой Вилли» на испытаниях, 1916 год, из блога

Но, всего через несколько месяцев, благодаря предложению лейтенанта военно-морской авиации Уилсона, придумавшего совершенно новое устройство, уже в виде ромба с огромными гусеницами, был создан новый танк - «Большой Вилли». 2 февраля 1916 года, этот танк на специально подготовленном поле успешно проходит все испытания. Преодолеваются 4 метровые воронки, окопы, разрушаются проволочные заграждения. Но, не смотря на успех испытаний, фельдмаршал Китченер (Horatio Herbert Kitchener) заявил о том, что это всего лишь «дорогая игрушка». Спустя лет двадцать, еще один военачальник будет говорить примерно о том-же: «Зачем нам танки? У нас есть кавалерия». Тем не менее английские власти заказывают сотню «сухопутных крейсеров».


Из блога

Первый танк, прототип который, называли по-разному: «Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» и даже «Стоножка». В серийное же производство, этот танк поступил с обозначением «Марка-1», или Mk.I. По типу установленного на танк вооружения Mk.I стали делить на «самцов» и «Самок». Первый тип («самец») являлся пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту. Второй («самка») нес на себе шесть пулеметов «Виккерс» и пушек не имел. Причем в бою, пушечный «самец» должен был поддерживать «самку».


Mk.I, («самец»), названный C-15, Франция, 25 сентября 1916 года, из блога

Всего в период с 1916 по 1917 год было выпущено по 75 машин с пушечным и пулеметным вооружением. Первый бой, в котором принял участие танк серии Mk.I, произошел 15 сентября 1916 года, в битве на Сомме. Тогда в бою участвовало 18 танков, хотя планировалось изначально использовать 50-ят. Эффект был ошеломляющим. Немцы на участке фронта шириной в 10 км, на котором были применены эти танки, просто бежали и английские войска, смогли за 5 часов наступления продвинуться в глубь немецкой обороны на 5 км, что, в принципе, очень много для «окопной войны» с ее весьма серьезными оборонительными укреплениями.


Mk.I в камуфляжной раскраске, 1916 год, из блога

Классификация: Тяжёлый танк/пехотный танк

Боевая масса, т 28,45 ("самец«),27,43 («самка»)

Экипаж, чел. 8

Размеры

Длина корпуса, мм 8060 (без «хвоста») 9910 (с «хвостом»)

Ширина корпуса, мм 4200 («самец»), 4380 («самка»)

Высота, мм 2450

Клиренс, мм 420

Бронирование

Тип брони Стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град. 10-12

Борт корпуса, мм/град. 10-12

Корма корпуса, мм/град. 10

Днище, мм 5-6

Крыша корпуса, мм 5-6

Вооружение

Калибр и марка пушки 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/40("самец«)

Длина ствола, калибров 40

Боекомплект пушки 332 («самец»)

Дальность стрельбы, км 1,8

Прицелы оптический

Пулемёты 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»);

4 × 7,7-мм «Виккерс»,

1 × 8-мм «Гочкис» («самка»)

Подвижность

Тип двигателя «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л. с. 105 (при 1000 об./мин)

Скорость по шоссе, км/ч 6,4

Запас хода по шоссе, км 38

Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.

Полковник В. Нестёркин

В сентябре 2016 года исполняется 100 лет с начала боевого применения танков. Это произошло во время Первой мировой войны. Танки первый раз приняли участие в боевых действиях на стороне англичан в операции на р. Сомма 15 сентября, а затем, почти через полгода, в апреле 1917-го их применили французы в сражении под Краоном. В Германии первоначально недооценили значение танков. Время было упущено, и до конца войны там было произведено всего около 100 бронированных гусеничных боевых машин. Таким образом, боевые действия на р. Сомма стали отправной точкой, с которой отсчитывается появление нового вида вооружения - танков.

Британский танк "Марк-1"

Боевой эффект от английских машин на Сомме тогда оценивался весьма неопределенно, хотя следует отметить, что и количество танков, принимавших участие в боевых действиях, было небольшим - на фронте шириной 10 км действовало всего 18 машин. Англичане продвинулись вперёд на 4-5 км, но полностью задачу прорыва решить не удалось. Тактический успех не был развит в оперативный. Те танки производили в основном психологический эффект. Современники писали, что немцы "чувствовали себя совершенно беззащитными перед лицом этих страшилищ, которые карабкались на бруствер окопов, постоянно поливая их пулеметным огнем. За ними следовали небольшие группы пехоты, забрасывавшие траншеи ручными гранатами". Но в целом танки успешно выполнили роль противодействия пулеметному огню (потери в живой силе у англичан в той наступательной операции были почти в 20 раз меньше, чем в аналогичных условиях ранее) и явились средством прорыва обороны, хотя и не были надежны с технической точки зрения (из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, 17 танков вышли из строя из-за технических неполадок, из 32 начавших атаку пять застряло в болоте и еще девять вышли из строя также по техническим причинам). Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться в глубь обороны на 5 км.

Серьезной предпосылкой того, что необходим новый вид вооружения, стало положение на фронтах. В 1915 году Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. Но, отразив прорыв германских армий, русские войска вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. На Западном фронте обе стороны вели также стратегическую оборону. Боевые действия перешли в стадию окопной войны. Противники окружили себя рядами колючей проволоки, оборудовали укрытия для пушек и пулеметов. Любая атака стоила больших людских потерь, несоизмеримых с некоторыми достигаемыми результатами. Окопная война зашла в тупик в значительной мере в связи с появлением пулеметов.

Многие военные специалисты считали, что помочь решить эту проблему помогли бы бронированные боевые машины. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и разнообразные бронеавтомобили, успешное применение которых подтверждало их значимость. Однако они имели существенный недостаток: проходимость тяжелых машин на поле боя была низкой.

Чтобы справиться с трудной задачей, военные инженеры предлагали устанавливать на эти боевые средства вместо колесного автомобильного шасси, гусеничное. К тому времени подобные механизмы уже активно производились в различных странах (использовались на гусеничных тракторах) и технологии изготовления гусениц в целом были отработаны. В военное ведомство Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу.

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был организован специализированный Комитет по сухопутным кораблям. Создание этой организации курировала Военно-морская авиационная служба, у которой был свой интерес к бронированным боевым машинам. Они были необходимы для охраны континентальных военно-морских баз.

Окончательное решение о постройке танков было принято в 1915 году, а первый прототип боевой машины был готов в 1916-м. Танком, то есть "баком" (от английского tank - цистерна, бак, резервуар), это средство назвали для того, чтобы дезинформировать противника при его транспортировке по железной дороге. После успешных испытаний был выдан первый заказ на 100 машин и приступили к их производству. Это был танк "Марк-1" (иногда его именуют Мк.I) - довольно несовершенная, даже по тем временам, боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - танк-"самка" ("женщина", от английского female tank) боевой массой 27,43 т и танк-"самец" ("мужчина", от английского male tank) массой 28,45 т. Впоследствии длительное время использовался термин male tank в значении "пушечный танк".

В профиль Мк.1 имел необычную ромбовидную форму. Это должно было обеспечить наибольшую длину гусеницы, что позволяло бы преодолевать проволочные заграждения и широкие окопы (2,7-3,5 м), которые преобладали на полях сражений того периода войны. Броня боевой машины защищала от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадании самого снаряда.

Применение такой формы корпуса делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой общей высоты). В связи с этим основное вооружение было размещено в спонсонах по бортам танка (спонсон - корабельный термин, обозначающий участок верхней палубы, выступающий за линию борга). Компоновка машины не предполагала четкого разделения ее на отделения. Двигатель с трансмиссией, устанавливаемые в длину, занимали значительную часть объема внутреннего пространства. Они отделялись от бортов и спонсонов с вооружением проходами. В лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка (младший лейтенант - лейтенант) выполнял также функции стрелка из лобового пулемета (иногда помощника водителя) и размещался, как и сам водитель, в отделении управления слева, водитель - справа. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на "самцах") либо два пулеметчика (на "самках"), а в проходах в кормовой части корпуса находились двое помощников водителя. В ряде случаев в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка (у радиатора), из личного оружия защищать кормовой сектор танка от пехоты противника.

На танках-"самцах" основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки с длиной ствола 40 клб. Каждая представляла собой доработанный в 1915 году вариант скорострельного морского орудия (принятого на вооружение еще в 1885-м). Обе пушки монтировались в спонсонах на тумбовых поворотных установках. К вращающейся части крепились цилиндрические броневые щиты, закрывавшие амбразуру спонсона. Наведение орудия осуществлялось при помощи плечевого упора, без каких-либо механизмов. Наводчик орудия каждого борта находился слева от него, и его положение ограничивало углы горизонтального наведения. Полный боекомплект орудий включал 334 (в некоторых образцах 207) унитарных выстрела, которые находились в укладках в нижней части спонсонов и на специальных стеллажах. Максимальная дальность стрельбы пушек составляла 6 860 м, а эффективная - около 1 800 м.

За пушками устанавливались два 7,7-мм пулемета "Гочкисс" с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов такой пулемет размещался в его лобовой части, а в некоторых случаях еще один устанавливался на корме. "Гочкисс" был съемным и вел огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Танки варианта "самка" вооружались только четырьмя 7,7-мм пулеметами "Виккерс", которые имели водяное охлаждение стволов. Это оружие монтировалось на тумбовых установках с поворотными щитами, подобными защите 57-мм орудий. Углы наведения пулеметов обеспечивали в целом значительный сектор обстрела, ограничиваемый лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Патроны для них хранились в снаряженных лентах по 320 штук, при этом полный боекомплект составлял 5 760 штук для male tank и 30 080 для female tank.

Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которого в разных частях танка были предусмотрены закрывавшиеся броневыми крышками порты (амбразуры). Из-за малоподвижности боевой машины и наличия закрытых секторов обстрела для основного вооружения личному оружию экипажа отводилась важная роль в качестве средства защиты в ближнем бою.

Основным средством наблюдения за местностью для экипажа были смотровые лючки в различных частях корпуса, которые закрывались броневыми крышками, позволявшими в некоторых пределах регулировать смотровую щель. Кроме этого, у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за сложности пользования ими в боевых условиях от них вскоре отказались. С внутренней стороны смотровые щели закрывались защитным стеклом, но последнее при обстреле легко разбивалось, и танкисты часто получали ранения от их осколков или брызг свинца, попадавших через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней и внешней связи в танке не имелось. Для внешней связи пытались использовать различные визуальные средства - флажки, фонари, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными. На некоторых танках применялась голубиная почта, но птицы плохо переносили условия внутри машины и погибали. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через разматываемый с танка кабель, но его длина оказывалась недостаточной. Единственно надежным, но, естественно, опасным средством была связь через пеших посыльных.

На Mk.I в средней части корпуса устанавливался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 13 л и максимальной мощностью 105 л/с, позволявший двигаться по шоссе со скоростью до 6,4 км/ч. Два топливных бака емкостью по 114 л размещались по бортам в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотеком. Заправки бензина хватало на 38 км шоссейной дороги. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда один из членов экипажа вручную переливал бензин бутылкой из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

На танке устанавливались три коробки передач: главная двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями и две бортовые (также двухступенчатые)" которые соединялись между собой дифференциалом. В управлении трансмиссией принимали участие одновременно три-четыре человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Задние колеса выполняли в танке роль поворачивающего механизма. В одном из боев колеса были отбиты снарядом, но боевая машина не потеряла управляемости. После этого задние колеса на танки не устанавливали.

Танки Mk.I выпускались в 1916-1917 годах. Всего было произведено 75 единиц каждого вида.

Основные размеры танка (в мм): длина 8060 без задних колёс, 9910 с колесами, ширина корпуса 4 200 ("самец") и 4 380 ("самка"), высота 2 450, клиренс 420. В качестве защиты применялась стальная катанная броня толщиной (в мм): в лобовой части корпуса, борт и корма - 10-11, крыша и днище - 5-6. Танк мог преодолеть: подъем с наклоном в 22°, стенку высотой 1 м, ров шириной до 3,5 м и брод глубиной 0,45 м.

Хотя из-за малого количества танков (которые вначале называли "наземными кораблями", поскольку в них на суше стремились воспроизвести основные характеристики морских боевых кораблей) и их несовершенства в 1916 году фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, подтвердив, что у него большое будущее.

К концу войны танки стали применять в значительно больших масштабах, однако им предстоял еще долгий путь до полной реализации своих возможностей. Высокие боевые качества и приемлемая технологичность производства в последующие годы явились основой того, что танк стал массовым оружием.

Несмотря на то что в те годы в России были разработаны свои оригинальные проекты боевых машин повышенной проходимости (в 1916 году В. Д. Менделеевым, в 1917-м С. П. Навроцким) и построены экспериментальные образцы (в 1916-м Н. А. Гулькевичем, в 1917-м Н. Н. Лебеденко), из-за недальновидности царского правительства собственных танков в то время русская армия не имела.

Массивный, серо-дымчатый мираж –

Таков в крови рассвета горный кряж.

Опасно иссечён скалистый склон,

Куда попал на карте карандаш,

Куда за танком танк, носами в ров,

Прямой наводкой бьют, создав заслон.

Оружьем всех мастей нагружена,

На проволоку, в орудийный рев,

Пехота прёт вперёд. Отражена

На лицах лишь растерянность. Беги

На смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…

Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи

Надежда тонет… Боже, помоги!

Английский поэт Зигфрид Сэссун, участник Первой мировой войны

Танк как решение проблемы позиционного тупика

Наступление англо-французских войск на реке Сомме в Северной Франции к осени 1916 года полностью выдохлось, сведясь к позиционной бойне. Попытки прорыва немецких оборонительных позиций, состоявших из многочисленных рядов траншей, щедро «приправленных» колючей проволокой, всякий раз оборачивались неудачей. При отсутствии заметных результатов потери в наступлении превосходили потери обороняющейся стороны в разы – например, за первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными, а потери немцев составили всего около 6000 солдат. Ситуация для англичан казалась тупиковой.

Генерал Дуглас Хейг, главнокомандующий Британскими экспедиционными силами во Франции в Первую мировую войну

Но у английского генерала Дугласа Хейга в рукаве был припрятан ещё один козырь – новое секретное оружие, которое с целью конспирации назвали tank – «бак, цистерна». Начав производство танков ещё в 1915 году, к осени 1916 года британцы смогли сделать около полусотни бронированных ромбовидных чудовищ. Гусеничные машины Mark I выпускались в двух модификациях – «самки» с пулемётным вооружением и «самцы» со смешанным пулемётно-артиллерийским (два 57-мм орудия и пулемёт).

Переправленные на материк, английские танки скрытно доставили к линии фронта. В результате ночных переходов по неразведанным маршрутам к сборным пунктам на передовой сумели добраться только 32 машины из 49 – часть танков завязла в грязи, часть вышла из строя из-за поломок. «Лунный» ландшафт поля боя с многочисленными взрывными воронками и гром артиллерийской канонады ошеломили личный состав экипажей боевых машин – большинство танкистов оказалось на фронте впервые.


«Лунный» ландшафт поля боёв на Сомме, 1916 г.

Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.

Первый танковый бой в истории

Ранним утром 15 сентября 1916 перед глазами окопавшихся немецких пехотинцев появился сам дьявол. В промежутках заградительного огня, предусмотрительно оставленных английскими артиллеристами, на позиции немцев двигалось нечто доселе невиданное.

Первым в атаку на немцев (первую танковую атаку в истории!) в 5.15 утра устремился танк-«самец» D1 капитана Мортимера. Уничтожив немецкое пулемётное гнездо в узле обороны между Жинши и Дельвиль Вуд, этот танк был выведен из строя снарядом, попавшим в ходовую часть. Но в бой уже вступали остальные танки.


Предположительно, танк D1 капитана Мортимера, первым вступивший в бой 15 сентября 1916 г.

Разрывая проволоку заграждения и переваливаясь через цепочки траншей, Mk.1 медленно, но уверенно ползли вперёд, одновременно вписывая себя и свои экипажи в мировую историю. Членам экипажа, кстати, приходилось работать в условиях, далёких от комфортных. Грохот орудий и пулемётов, ужасная задымлённость от пороховых и выхлопных газов гармонично дополнялись теснотой – внутри каждого из первых танков находился миниатюрный склад, включавший в себя баки с моторным маслом, топливом, водой, двухдневный запас продовольствия, запасные стволы к пулемётам, запасной пулемёт, снаряжение, а также средства связи в виде сигнального флага, сигнальных ламп и клетки с почтовыми голубями.

Реакцией немецких солдат на атаку британских танков стала паника. Обычный для Первой мировой войны военный психоз от непрерывных артиллерийских канонад - shell-shock - уже никого не удивлял. Но шок немецких войск от появления танков оказался ещё сильнее. Фраза «Дьявол идёт!», выкрикнутая кем-то из немецких солдат, распространилась по траншеям со скоростью пожара. Танкисты сквозь смотровые щели с удовлетворением наблюдали за убегающими с позиций фигурами в серой униформе «фельдграу». К мистическому страху добавлялся и вполне рациональный ужас от того, что индивидуальное стрелковое вооружение пехоты против новых стальных монстров было почти бесполезным.


Танк Mk.1 в битве на Сомме, 1916 г.

В ходе наступления некоторые из далеко не совершенных машин с грохотом обрушивались в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин и пытаться вернуть их в строй. В ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков, ещё 7 получили незначительные повреждения. Но те из Mk.I, которые шли дальше, проявили себя очень удачно.

Танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, не без удовольствия сообщал:

«Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Проделывая проходы в проволочных заграждениях и давя пулемётные гнёзда, танки оказали ощутимую помощь британской пехоте. Остановившийся над германской траншеей, Mk.1 очистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа, захватив в общей сложности 300 пленных. Другой танк открыл пехоте дорогу в деревню Гведекур, после чего, правда, был подбит артиллерийским выстрелом. Из охваченной пожаром машины сумели спастись лишь два члена экипажа.

Результаты

Безусловный тактический успех первого применения танков имел двоякое значение. С одной стороны, пять часов боя с их участием позволили англичанам при сравнительно небольших потерях захватить участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинуться на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые долгое время оставались безуспешными. Скептически оценивавший возможности танков, генерал Дуглас Хейг немедленно заказал производство ещё тысячи машин.

С другой стороны, в угоду тактическому наступлению англичане пожертвовали эффектом неожиданности. Впечатление от первого применения ошеломляющих боевых машин одновременно на многих участках могло быть намного сильнее. В реальности же новость об их использовании моментально разлетелась по всему фронту, а затем и по всему миру. Почти в каждой державе-участнице Первой мировой войны, в том числе и на стороне противника, закипела работа военных разведчиков и инженеров по созданию своих танков и средств борьбы с ними.

Чертёж германской противотанковой гранаты, добытый русской разведкой, 1917 г. Развитие танков и средств борьбы с ними с осени 1916 г. шло полным ходом

Российская империя в силу известных революционных событий так и не успела создать свои «сухопутные дредноуты», хотя тщательно следила за их эволюцией. В бумагах Главного управления Генерального штаба, сохранившихся в военных архивах, встречаются такие донесения за декабрь 1916-го (орфография первоисточника сохранена):

«В Германии на заводах Круппа, Эрхарта и Ханза-Лойд в Бремене строится до 120-ти «Танка», пока… двух типов. Предполагается, что германцы будут ими пользоваться на всех фронтах, где они будут наступать, но не для обороны… Наилучшим способом действий против «Танко» признается огонь траншейных 3,7 сантиметровых пушек».

Именно события 15 сентября 1916 года сделали слово «танк» международным и наделили его новым, военным значением. Курьёзные окончания в конце слова в донесении выглядят забавно и объясняются новизной этого слова-заимствования в русском языке на тот момент.

Одновременно с появлением нового слова «танк» в военном лексиконе война приняла новый облик.

Источники:

  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. М., 1935.
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Ч. 2. Сводки сведений, поступивших в Главное управление Генерального штаба.
  • РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1477. Материалы о мерах борьбы с танками в случае применения их иностранными державами.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...