Какой вид особо охраняемых. Особо охраняемые природные территории россии

Особо охраняемые природные территории

Исторический очерк. На территории России с давних времён было принято охранять наиболее ценные и достопримечательные природные участки в качестве «святых мест», «священных рощ», «шаманских урочищ» и т. п. Древние охотничьи племена прекращали охоту на определённых территориях. Свод древнерусского права Русская правда, действовавший в Киевской Руси при Ярославе Владимировиче Мудром (нач. 11 в.), ограничивал промысел диких зверей и птиц. В 11 в. к западу от Киева возникли охотничьи заказники «Зверинец» и «Соколий Рог». В 13 в. В Беловежской Пуще ограничивалась добыча зубров. В 14–15 вв. в некоторых местах устанавливался заповедный режим, предусматривавший полный или частичный запрет на охоту, ловлю рыбы, вырубку леса и т. д. Своеобразными «охраняемыми территориями» в 16–17 вв. стали т. н. засечные черты на южных и юго-восточных границах Древнерусского государства. При царе Алексее Михайловиче (17 в.) возникло понятие «государевы заповедные леса», в которых строго запрещались не только охота и рубка леса, но и пребывание людей (например, т. н. Кунцевская Местность к западу от Москвы). Пётр I издал ок. 200 указов и распоряжений, касающихся охраны, воспроизводства и хозяйственного использования лесов, в т. ч. «корабельных» на Дону (1695) и водоохранных (1701), о принципах выделения заповедных лесов (1707). По его указу в 1706 был заложен Аптекарский огород, который в 1805 перешёл в ведение Московского университета и стал называться Ботаническим садом (ныне филиал Ботанического сада МГУ). В Сибири традиционно строго оберегались кедровые рощи, соболиные угодья, ритуальные мысы и скалы по берегам крупных рек и на озере Байкал. Кроме того, заповедными считались владения некоторых монастырей (Саровского, Печенгского и др.). В 1882 на Камчатке был создан Кроноцкий соболиный заказник (с 1934 государственный заповедник).

При выделении охраняемых природных территорий в России изначально преследовалась цель полного их заповедания в научных целях. У истоков отечественного заповедного дела стояли российские естествоиспытатели – В. В. Докучаев , В. Н. Сукачёв и др., в работах которых было определено место заповедников в системе природопользования, сформулированы основные задачи их деятельности и определены режимы охраны. Отмечались особое значение заповедников как эталонов природы и необходимость полного запрета хозяйственной деятельности на их территориях. По мере формирования сети заповедников перед ними ставились задачи сохранения многообразия растительного и животного мира, изучения процессов развития биологических систем, организации постоянных наблюдений за природой.

Развитие сети особо охраняемых территорий. Инициатива создания первых заповедных участков с научными целями принадлежала В. В. Докучаеву, заложившему в кон. 19 в. опытные степные станции на юге Европейской части России. В 1883–98 на территории имения Аскания-Нова в Херсонской губернии помещиком Ф. Э. Фальц-Фейном был выделен степной заповедный участок. Позднее возникло ещё несколько частных заповедников: Лес на Ворскле (см. в статье Белогорье ), степной заповедник у Валуек и др. В 1908 зоолог Г. А. Кожевников обосновал необходимость создания заповедников как эталонов природы. Эту идею поддержали ботаник И. П. Бородин и лесовод Г. Ф. Морозов , предложившие выделять такие заповедники в различных типах ландшафтов. В 1912 была организована Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. По её инициативе разработан первый проект закона о заповедниках (С. В. Завадский, 1916) и план их географического размещения (В. П. Семёнов-Тян-Шанский , 1917). Первые заповедники на территории дореволюционной России созданы в 1910–12 на базе орнитологических станций в Прибалтике (Вайка в Эстонии, Морицсала в Латвии и др.). В 1912 было объявлено о заповедании частных владений в Лагодехском ущелье, расположенном в восточной части Главного Кавказского хребта. Тогда же Академией наук и Природоохранительной комиссией были подготовлены проекты ряда др. заповедников на Кавказе, в дельте Волги и под Пензой, однако воплотить эти замыслы не удалось из-за противодействия частных землевладельцев, поддержанных правительством. Для сохранения значительно сократившихся ресурсов соболя в Сибири были организованы Китойский (1914) и Саянский (1915) соболиные заповедники. В 1916 на северо-восточном побережье озера Байкал создан Баргузинский заповедник – старейший из ныне действующих российских, а в Приморье – заповеданы леса урочища Кедровая Падь . В 1917 на месте царских охотничьих угодий появился Крымский заповедник.

Первыми заповедниками советского периода стали Астраханский заповедник и Пензенский заповедник, учреждённые в 1919; тогда же была объявлена заповедником и Аскания-Нова . В 1920 на Урале организован Ильменский заповедник . В то время руководство заповедниками было возложено на Народный комиссариат по просвещению – ведомство, не связанное с эксплуатацией природных ресурсов, в котором имелись специальные подразделения по охране природы. В 1924 на Северном Кавказе был создан Кавказский заповедник , в 1925 – заповедники Столбы (под Красноярском), Галичья Гора (Липецкая область), Лес на Ворскле (с 1999 заповедник Белогорье в Белгородской области) и др. Именно тогда сформировалось представление о государственном заповеднике как природоохранном и научно-исследовательском учреждении (в отличие от зарубежных национальных парков, предназначенных прежде всего для общения человека с природой).

В 1933 был учреждён Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, преобразованный в 1939 в Главное управление по заповедникам при Совнаркоме РСФСР. В 1935–40 на территории РФ создано более 10 государственных заповедников, в т. ч. Сихотэ-Алинский , Окский , Хопёрский , Центральночернозёмный и др. Заповедники внесли огромный вклад в развитие экологических исследований; в них велась активная научно-организационная работа, регулярно публиковались научные труды. Широкомасштабные преобразования, происходившие в то время в стране, заставили сотрудников заповедников наряду с научной работой заниматься решением практических задач: акклиматизацией растений и животных, закладкой ферм, питомников и плантаций различного профиля и др.

В годы Великой Отечественной войны многие заповедники оказались на оккупированной территории и понесли тяжёлый урон, однако ни один из них не был закрыт. В первые послевоенные годы возникли 5 новых заповедников в Подмосковье (до наших дней из них сохранился только Приокско-Террасный заповедник ), на северном берегу Рыбинского водохранилища (Дарвинский заповедник ), в Свердловской области (Висимский заповедник и Денежкин Камень ), в Забайкалье (Читинский), а также на Сахалине (Средне- и Южно-Сахалинский).

С серьёзными трудностями столкнулось заповедное дело в 1950–60-х гг., когда был принят ряд необоснованных решений о реформировании системы заповедников. В результате реорганизации в 1951 число заповедников сократилось более чем вдвое, а их общая площадь уменьшилась со 120 тыс. до 10 тыс. км 2 . В 1951 было упразднено большинство крупных заповедников Сибири и Дальнего Востока (в их числе: Алтайский, Кондо-Сосьвинский, Кроноцкий, Саянский, Читинский). Сохранившиеся заповедники, территории которых были сокращены до минимума, получили более низкий статус научно-опытных станций, ориентированных на решение конкретных задач сельского, лесного и охотничьего хозяйства. Ликвидация всех главных управлений по заповедникам при Советах министров союзных республик привела к существенным нарушениям системы управления заповедниками и обеспечения их научной деятельности.

Во 2-й пол. 1950-х гг., после создания Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при см РСФСР, началось восстановление разрушенной заповедной системы. Были воссозданы Алтайский, Башкирский, Кроноцкий заповедники, расширены территории Баргузинского, Сихотэ-Алинского, Печоро-Илычского и некоторых др. заповедников. В 1960 принят «Закон об охране природы в РСФСР», в котором имелись специальные статьи о заповедниках и др. охраняемых природных территориях. Несмотря на это, уже в 1961 несколько заповедников было ликвидировано (причём некоторые из них повторно), а ряд других преобразован в филиалы. Некоторая стабилизация наступила в сер. 1960-х гг., когда были приняты меры для восстановления заповедных территорий, обеспечения их организационной и правовой деятельности.

Развитие системы заповедников ускорилось в 1970–80-х гг., что связано с осознанием государством и обществом актуальности и значимости глобальных экологических проблем. В Москве и Новосибирске в системе Главохоты РСФСР были созданы специальные подразделения для научного проектирования новых заповедников, которые размещались преимущественно на Крайнем Севере (Таймырский заповедник , Усть-Ленский заповедник , Остров Врангеля ), в районах Дальнего Востока (Буреинский заповедник , Джугджурский заповедник ), Сибири (Саяно-Шушенский заповедник , Малая Сосьва , Сохондинский заповедник , Даурский заповедник ), а также в Европейской части РСФСР (Нижнесвирский заповедник , Брянский Лес ). Первые национальные парки на территории России учреждены в 1983: Сочинский национальный парк и Лосиный Остров (Москва). Важными этапами в истории российского заповедного дела стали организация Государственных комитетов СССР и РСФСР по охране природы (1988), а также постановление ВС СССР «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны» (1989), которое предусматривало существенное расширение заповедной сети. Последним в 20 в. был учреждён заповедник Эрзи в Ингушской Республике (2000). Нач. 21 в. ознаменовалось созданием 3 заповедников: Кологривский лес (2006), Утриш (2010), Шайтан-Тау (2014).

Одним из важнейших этапов в развитии системы охраняемых природных объектов стал Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995, с изменениями и дополнениями на 26.7.2019), который выделяет следующие основные категории охраняемых природных территорий: гос. природные заповедники (в т. ч. биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления устанавливают др. категории охраняемых природных территорий (зелёные зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). Различают особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения. Нормативно-правовой статус и границы особо охраняемых территорий Крыма определены в 2018.

В России 2017 был Годом особо охраняемых природных территорий.

Заповедники. Основу системы охраняемых природных объектов России образуют государственные природные заповедники . Все российские заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, основная задача которых – изучение естественного хода природных процессов. Здесь ведутся стационарные мониторинговые исследования по программе «Летопись природы» (постоянный сбор данных, которые дают возможность выявить взаимосвязи между составляющими природных комплексов). Заповедники проводят работу по учёту, восстановлению и увеличению численности редких и наиболее ценных представителей растительного и животного мира, обеспечивают сохранение природного биоразнообразия и естественного генофонда флоры и фауны. Усилиями заповедников (в первую очередь Воронежского заповедника ) широко расселены по всей территории страны речные бобры, ранее практически истреблённые, а теперь ставшие обычными обитателями многих водоёмов. Все заповедники являются землепользователями; их имущество и природные ресурсы представляют собой федеральную собственность, полностью изымаемую из хозяйственного оборота. Заповедники – некоммерческие организации, финансируемые в основном за счёт средств федерального бюджета.

В нач. 21 в. в России насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 335 тыс. км 2 , к нач. 2017 их число увеличилось до 104 (без учёта заповедников Крыма), общей площадью 339,52 тыс. км2; 45 из них расположены в Европейской части страны, остальные – в Азиатской (в т. ч. в Зауралье, Сибири, Арктике, на Дальнем Востоке). Кроме того, в Республике Крым имеется ряд природных заповедников: Ялтинский горно-лесной, Карадагский, Казантипский, Опукский, «Лебяжьи острова» (орнитологический участок бывшего Крымского природного заповедника), федеральный статус которых установлен в 2018. К концу 2018 число заповедников возросло до 110 (общая площадь 345 тыс. км 2).

Крупнейшие по площади заповедники – Большой Арктический, Командорский, Остров Врангеля, Путоранский, Таймырский, Усть-Ленский, Кроноцкий, Центральносибирский; другие – находятся в зоне тундры и тайги, на островах Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов , осуществляющих глобальный экологический мониторинг, имеют статус биосферных (32 на нач. 2017); крупнейшими из них являются Кроноцкий, Печоро-Илычский и Саяно-Шушенский. К их территориям в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в т. ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Большинство заповедников находится в подчинении Минприроды России, однако некоторые относятся к ведению РАН и др. министерств: Дальневосточный морской (Институт биологии моря ДВО РАН), Уссурийский (Биолого-почвенный институт ДВО РАН), Ильменский (УрО РАН), Галичья Гора (Воронежский государственный университет Минобрнауки России).

Национальные парки. Не только в природоохранных, но и рекреационных и культурных целях используются национальные парки .

В нач. 21 в. в России имелось 35 национальных парков, занимающих площадь 69 тыс. км 2 , к кон. 2018 их число увеличилось до 56 общей площадью более 234 тыс. км 2 . Большинство из них расположено в Европейской части страны, к бассейну Волги приурочены национальные парки Башкирия , Нижняя Кама и Самарская Лука ; на севере размещаются парки Кенозёрский национальный парк (Архангельская область), Водлозёрский национальный парк (Карелия, Архангельская область) и Югыд Ва национальный парк (Республика Коми). В Зауралье созданы национальные парки Припышминские Боры и Зюраткуль ; в Сибири – Шушенский Бор , Тункинский национальный парк и Алханай ; два национальных парка находятся на побережье Байкала. Перспективно развитие сети национальных парков на Дальнем Востоке и в Арктике (в частности, на Новой Земле). Статус национального парка получили: Калевальский , Бузулукский бор, Удэгейская легенда (все в 2007), Зов тигра , Анюйский (оба в 2008) Русская Арктика (2009), Сайлюгемский (2010), Земля леопарда (2012), Берингия , Онежское Поморье , Шантарские острова (все в 2013), Чикой (2014), Бикин (2015), Кисловодский (2016), Сенгилеевские горы (2017), Крымский (2018).

Водлозёрский национальный парк (1991) получил статус международного биосферного резервата, работающего в рамках международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАB).

Природные парки, в отличие от национальных (при существенном сходстве их статуса, задач и целей), находятся в ведении субъектов РФ, постановлениями которых они создаются. В 2017 на территории России число природных парков достигло 151 (76 из них находятся в Белгородской области, где, как правило, имеют очень небольшую площадь). Семь из них находятся в черте г. Москва (в т. ч. Битцевский Лес, Измайлово, Останкино); 5 природных парков расположены в Камчатской области (Быстринский, Южно-Камчатский, Налычево, Ключевский, Голубые Озёра); по 4 – в Якутии (в т. ч. Ленские Столбы, Усть-Вилюйский) и в Волгоградской области (в т. ч. Волго-Ахтубинская пойма, Эльтонский) и т. д.

Заказники. Для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, а также поддержания экологического баланса создают государственные природные заказники, среди которых (в зависимости от профиля и назначения) различают: комплексные (ландшафтные), биологические (фаунистические, лесные, болотные и т. д.), гидрологические и др. Традиционно наиболее известны заказники для воспроизводства особо ценных охотничьих животных. Природные заказники чаще всего находятся на землях различных землепользователей, которые обязаны соблюдать установленный режим охраны. В России насчитывается ок. 3 тыс. природных заказников, из них (на нач. 2017) 59 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 70,5 тыс. км 2 . В 2018 окончательно установлен статус государственных природных заказников Киркинитский, Малое Филлофорное поле в Республике Крым. Особое значение имеют природные заказники Земля Франца-Иосифа и Североземельский в Северном Ледовитом океане (оберегающие уникальную фауну Арктики), Елизаровский, Васпухольский и Верхнекондинский заказники в Ханты-Мансийском автономном округе (где взята под охрану уникальная популяция западносибирских аборигенных речных бобров, а также места пролёта и гнездования водоплавающих птиц), Малые Курилы в Сахалинской области и др.

Памятники природы. К этой категории часто относят уникальные лесные массивы, естественные болота, пещеры, родники, водопады, а также некоторые участки рукотворных ландшафтов – искусственные леса, сады, парки и др. Памятники природы могут иметь федеральное и региональное значение; в некоторых случаях эти участки изымаются у землепользователей и собственников. Обычно их охрана возлагается на владельцев земельных участков, где они расположены. В России выделено ок. 7,74 тыс. памятников природы, примерами которых могут служить: Аргуновский сосновый бор (Архангельская область), роща Эйхвельда и ледниковые валуны (Мурманская область), Дудергофские высоты (Ленинградская область), Лохин Oстров (Московская область), парк усадьбы «Покровское-Стрешнево» (Москва), Лысая гора (Воронеж), тиссовые и кедровые рощи (Дальний Восток), «дуб Пугачёва» (Республика Марий Эл) и др. Гидрологическими памятниками природы объявлены некоторые озёра, в т. ч. Озеро Могильное (Мурманская область), озеро Светлояр (Нижегородская область) и др. Федеральным памятником природы стали остров Малый Жемчужный в северной части Каспийского моря и озеро Киёво (Киово) и его котловина (2016; расположено на территории г. Лобня Московской области; на озере располагается самая крупная колония озёрных чаек в Европе, которая насчитывает более 15 тыс. гнездовий). На нач. 2017 площадь памятников природы федерального значения в России составляла 235 км 2 .

Шесть памятников природы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, создающими специальные коллекции растений для сохранения и обогащения растительного мира, а также осуществляющими научную, учебную и просветительскую деятельность. Они организуются решениями соответствующих органов исполнительной власти (федеральной или региональной) и являются землепользователями; территории таких учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. На территории России имеются десятки ботанических садов, среди них наиболее известны: Главный Ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН (Москва), ботанический сад Ботанического института РАН (Санкт-Петербург), Полярно-альпийский сад-институт (Мурманская область), Уральский и Уфимский ботанические сады-институты, Центральный Сибирский ботанический сад, Никитский ботанический сад, а также 24 дендрологических парка [Сочинский дендрарий, Бирюлёвский дендропарк (Москва), дендрарий Горно-таёжной станции (Приморский край) и др.].

Территории традиционного природопользования – принципиально новая для России категория особо охраняемых природных объектов, возникшая после принятия в 2001 Закона РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Подобные «родовые угодья» закреплялись за коренными жителями в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока ещё в 1990-х гг. Закон открыл широкие перспективы развития традиционных для этих регионов отраслей хозяйства (охота, рыболовство, оленеводство), придавая лесным, земельным и водным угодьям статус, близкий к охраняемым природным территориям.

Иные формы охраны природных территорий. Кроме перечисленных основных, законодательно установленных, категорий территориальной охраны, существует множество иных форм особо охраняемых природных территорий. В «Сводном списке охраняемых природных территорий Российской Федерации» (2006) содержится более 250 наименований охраняемых природных объектов. К ним относятся весьма разнообразные водно-болотные угодья, ключевые орнитологические территории (имеющие наиболее важное значение для сохранения какого-либо вида птиц на местах гнездования, путях перелётов или зимовок), различные леса специального и защитного назначения, лесные полосы, зоны отдыха и покоя и т. д. Существует также целый ряд охраняемых территорий, в пределах которых объекты культурного наследия России сочетаются с окружающими их природными ландшафтами. К их числу можно отнести музеи-заповедники (например, Соловецкий и Валаамский архипелаги), мемориальные усадьбы (Михайловское, Щелыково, Поленово), природно-исторические комплексы (Бородинское поле, Куликово поле и др.). Всего в этом списке представлены сведения о 13,2 тыс. особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Наиболее ценные природные территории России включены ЮНЕСКО в международный список объектов Всемирного наследия (по состоянию на кон. 2018 включены 30 российские особо охраняемые территории, в т. ч. 12 государственных природных заповедников и 5 государственных природных национальных парков, 6 памятников природы); среди них – девственные леса Республики Коми (Печоро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд Ва); озеро Байкал (акватория и прибрежная зона, включая прилегающие к озеру Баргузинский, Байкало-Ленский и Байкальский заповедники, а также Прибайкальский и Забайкальский национальные парки); вулканы Камчатки (Кроноцкий заповедник, прилегающие природные парки и федеральный заказник Южно-Камчатский); Золотые горы Алтая (в т. ч. Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха, плато Укок); остров Врангеля в границах одноименного заповедника; плато Путорана; Ленские столбы [Республика Саха (Якутия)].

В 1989 создан первый международный заповедник (трансграничный резерват) «Дружба» на базе Костомукшского заповедника и пяти особо охраняемых природных территорий Финляндии. На кон. 2016 на территории России располагаются ещё 4 международных трансграничных резервата: российско-монголо-китайский заповедник «Даурия» [Даурский заповедник, заповедники «Монгол Дагуур» (МНР) и «Далай-нор» (КНР)], российско-китайский заповедник «Озеро Ханка» [Ханкайский заповедник, заповедник «Санкай-Ху» (КНР)], трансграничный резерват «Алтай» (Катунский заповедник, Катон-Карагайский национальный парк Казахстана), трёхсторонний трансграничный парк «Пасвик-Инари» (заповедник Пасвик, район дикой природы «Вятсари» Финляндии и 3 особо охраняемые природные территории Норвегии – национальный парк Эрве-Пасвик, заповедник Пасвик и заказник «Эрве-Пасвик»).

В ряде административных выделов Европейской и Азиатской частей России, благодаря наличию многочисленных охраняемых природных территорий разного уровня (от федеральных и региональных до местных), возникли предпосылки для создания особых территориальных систем, именуемых «экологической сетью» или «экологическим каркасом», призванных выполнять как природоохранные, так и определённые народно-хозяйственные функции (научные, просветительские, туристические и др.). Многие субъекты РФ (в их числе Ленинградская, Пермская и Иркутская области, Алтайский край) уже создали или разрабатывают специальные кадастры охраняемых природных территорий. Согласно т. н. Севильской стратегии, принятой на 2-м международном конгрессе по биосферным резерватам (1995), всемирная сеть таких учреждений и объектов рассматривается не только как важное средство сохранения биологического разнообразия, но и в качестве модели гармоничного благоустройства территорий в различных ландшафтных зонах планеты, а также экспериментальной базы для обеспечения устойчивого развития в глобальном плане.

Экологическая доктрина РФ (2002) рассматривает создание и развитие системы охраняемых природных территорий разного уровня и режима как одно из главных направлений государственной политики России в области экологии и как важнейшее условие обеспечения устойчивого природопользования. См. карту.

Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологиче­ского законодательства общего характера: Федеральным Зако­ном «Об охране окружающей природной среды», Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постанов­лением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996, законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также по­ложениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.).

Особо охраняемыми природными объектами являются, прежде всего, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их правовой режим установлен в основном Законом «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации», Приказом МПР РФ от 3 сентября 2003 г. «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и др.

Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколь­ко ихкатегорий с учетом особенностей правового режима данных природ­ных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреж­дений (ст. 2):

Государственные природные заповедники;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимаетприродно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) – заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ.



Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 За­кона об особо охраняемых природных территориях).

В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных тер­риториях).

Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники подразделяются на следующие виды:

Комплексные (ландшафтные),

Биологические (зоологические и ботанические),

Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологические;

Геологические.

Правовой режим государственных природных заказников характеризует­ся тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в эко­логическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхожде­ния. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологичес­кие (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных тер­риторий. Границы расположения памятников природы обозначаются специаль­ными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятни­ков природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими зе­мельных участков у собственников, владельцев и пользователей. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйствен­ного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их со­хранность.

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций рас­тений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилакти­ческих целях территории, которые обладают природными лечебными ресур­сами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об осо­бо охраняемых природных территориях).

В соответствии с законом Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” к этой категории относятся “участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны”. Все особо охраняемые природные территории призваны выполнять важнейшие природоохранные функции, такие как сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генофонда растений и животных, обеспечение оптимальных условий для воспроизводства природных ресурсов, и прежде всего биологических, изучение протекающих в естественных процессов и др. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ, в связи с чем особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с преобладающими природоохранными задачами, особенностями режима и структурой организации различают следующие категории ООПТ:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Территория полностью изымается из хозяйственного использования. Это ООПТ с наиболее строгой формой охраны природы. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. Первые заповедники были организованы в начале века: (1915 г., в 1919 г. был упразднен), Баргузинский (1916 г.), “Кедровая падь” (1916 г.) и др., среди которых официально государственным был утвержден только Баргузинский. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 % площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. До 2005 года на территории РФ планируется создание около 70 государственных природных заповедников. Особо среди государственных природных заповедников выделяют государственные природные биосферные заповедники, основная цель которых — проведение комплексного фонового мониторинга природной среды. В настоящее время на территории РФ насчитывается 17 биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов .

Заказники — это территории (акватории), предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. При этом, как правило, осуществляется сохранение одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Заказники могут быть федерального или регионального подчинения. Здесь запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности, которые могут привести к нарушению природной среды. Выделяют различные виды заказников: комплексные (ландшафтные), гидрологические ( , речные и др.) биологические (ботанические и зоологические), и др. В настоящее время в РФ насчитывается более 1,5 тыс. заказников, занимающих более 3% территории.

Национальные парки (НП) являются “природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.” В настоящее время национальные парки — одна из наиболее перспективных форм охраняемых природных территорий. Их отличает сложная внутренняя структура, выражающаяся в выделении зон с разным природоохранным режимом, например, таких, как заповедные зоны, зоны для регулируемого туризма и отдыха (рекреационные зоны), территории других землепользователей, отведенные под традиционные формы хозяйственной деятельности. При этом учитывается и бережно сохраняется историческое наследие (историко-культурные объекты). Национальные парки в России начали создаваться только с 1983 года, первыми из которых были: Сочинский национальный парк и Национальный парк “Лосиный Остров”. В последующие годы количество НП неуклонно возрастало и в настоящее время в Российской Федерации насчитывает 31 национальный парк, причем 2/3 из них создано за последние пять лет. Общая площадь НП насчитывает 6,6 млн. га, что составляет 0,38% территории России. В дальнейшем планируется создание еще около 40 парков общей площадью приблизительно 10 млн. га.

Природные парки (ПП) являются природоохранными рекреационными учреждениями, которые используются в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Они включают природные комплексы и объекты значительной экологической и эстетической ценности. В отличие от национальных парков природные парки находятся в ведении субъектов РФ и основная цель их создания — обеспечение комфортного отдыха для населения. В связи с этим природоохранные мероприятия направлены преимущественно на сохранение рекреационных ресурсов и поддержание природной среды в функциональном состоянии. Большое внимание уделяется в том числе наличию достопримечательных культурно-исторических объектов. Так же как и национальные парки, природные парки представляют сочетание территорий с различными режимами охраны и использования (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и другие функциональные зоны).

Памятники природы включают природные объекты естественного или искусственного происхождения, а также природные комплексы, небольшие по территории, которые имеют научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Часто памятники природы связаны с определенными историческими событиями (например, дубы в усадьбе Коломенское, сохранившиеся со времен Ивана Грозного) и представлены уникальными природными объектами: отдельные примечательные деревья, пещеры и т.д. Памятники природы используются преимущественно в научных, эколого-просветительских, природоохранных целях.

Существующая сеть особо охраняемых природных территорий в Калининградской области включает Национальный парк “Куршская коса“, 7 государственных природных заказников и 61 памятник природы. В перспективе на территории Калининградской области планируется создание заповедника “Правдинский”, включающего болотный природный комплекс Прибалтийской озерной площадью 2,4 тыс. га (“Целау”). В настоящее время сеть ООПТ в Калининградской области не является достаточной для сохранения природного разнообразия, выполнения средообразующих и средоформирующих функций.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны" .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

    1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
    2. Национальные парки
    3. Природные парки
    4. Государственные природные заказники
    5. Памятники природы
    6. Дендрологические парки и ботанические сады

    ООПТ России

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения .

    Всего в России по состоянию на 2013 год имеется более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) превышает 200 млн га, что составляет 11,9 % от площади территории России (без учёта акваторий - 11,3 %). .

    Федеральное значение имеют 299 ООПТ, в том числе 110 государственных природных заповедников , 46 национальных парков и 70 государственных природных заказников , а также памятники природы и прочие ООПТ федерального значения. Общая площадь ООПТ федерального значения составляет 59,2 млн га (с учетом морских акваторий) или 48,3 млн га (без акваторий).

    Региональное значение имеют 11 647 ООПТ, их площадь (с морскими акваториями) составляет 119,1 млн га. Местное значение имеют 1 213 ООПТ суммарной площадью 25,8 млн га.

    Государственные природные заповедники

    На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утверждённым индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

    Статус биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов (биосферных заповедников) , созданных в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера ». Статус биосферного заповедника может быть присвоен не только государственным природным заповедникам, но и другим особо охраняемым природным территориям: национальным паркам, заказникам, или природным комплексам, включающим несколько видов ООПТ (например, биосферный заповедник Башкирский Урал).

    Национальные парки

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

    • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
    • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
    • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
    • рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
    • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
    • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
    • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

    Природные парки

    Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
    • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
    • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

    Государственные природные заказники

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.

    Памятники природы

    Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе :

    • участки живописных местностей;
    • эталонные участки нетронутой природы;
    • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);
    • места произрастания и обитания ценных, реликтовых , малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
    • лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
    • небольшие дендрологические парки ;
    • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
    • уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны , барханы , карровые поля , группы пещер, гигантские наледи,

    В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

    Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос .

    Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

    Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

    На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

    Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

    На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

    Создание охранных зон

    Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

    Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

    • передавать наделы для организации сада или огорода;
    • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
    • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
    • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

    Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

    В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима .

    Резервирование земель

    Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о с возможным у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

    Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

    Земли государственных заповедников и национальных парков

    Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

    В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

    Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

    Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

    Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

    Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

    Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

    Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

    Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

    Заключение

    В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

    1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
    2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
    3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
    4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
    5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
    6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
    7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
    8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
    9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

    Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

    Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

    Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

    Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

    Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

    Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...