Классный час «семья и семейные ценности. Классный час на тему: " Семья и семейные ценности" Классные часы по семейным ценностям

МБОУ «Зеленовская СОШ»

Фроловский муниципальный район

Классный час

« Семья и семейные ценности»

Подготовили

классные руководители

9а класса

Ананина Ольга Владимировна

9б класса

Чернобровкина Елена Валентиновна

2012 г.

«Семья и семейные ценности»

Цели:
    помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут; формировать коммуникативные навыки; развитие творческих способностей учащихся; формирование уважительного отношения детей к своим родителям; воспитывать чувство гордости за свою семью; развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений; создание благоприятной атмосферы общения; сплочение коллектива учащихся и родителей

Звучит мелодия песни “Родительский дом ”.

Учитель О.В. : Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе.

(Асеян Анна )

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

УчительЕ.В.: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Учитель О.В. : До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…

Пословицы:

Дом без хозяйки … (сиротка)

Дом вести … (не бородой трясти)

В гостях хорошо … (а дома лучше)

Не нужен клад … (когда в семье лад)

Чем богаты … (тем и рады)

Один в поле … (не воин)

Семья в куче… (не страшны и тучи)

Когда семья вместе … (так и душа на месте)

Дома и стены …(помогают)

Мой дом …(моя крепость).

Загляни в семейный альбом ”

Учитель Е.В.: В каждом доме хранятся старые фотографии и вещи. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии и вещи.

(Рассказы членов семей о семейных фотографиях, презентации, старинные вещи, документы)

Учитель О.В.: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Учитель Е.В.: «Юные поэты»

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

Дом

Живем

Семья

Учитель О.В.: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Учащиеся, которые подготовили генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Учитель Е.В.: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни « семья ». (Фамилия.) 2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) 4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

11. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

13. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

16. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

Учитель Е.В.: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.


УчительО.В . : А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость”

    Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)

    Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)

    Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)

    Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)

    Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)

    Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)

    Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).

    Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).

    Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).

    Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).

    Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).

    Кто такая свояченица? (сестра жены).

    Что такое бутоньерка? (маленький букет).

    Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).

Березнева Настя

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Дом моей мечты”

Учитель О.В.: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”

Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде по кирпичику.

Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпич? Крыше и фундаменту тоже нужно дать свое название.

(СЛОВА раздаем по группам)

    Культура семьи пере­дается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» .

    Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самосто­ятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество в семейных отношени­ях. Традиции наших предков поз­воляют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» .

    Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» .

    Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

    Условие эмоцио­нального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гар­монии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» .

    Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» .

    Гармоничное сочетание пред­метов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстанов­лению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота».

    Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психоло­гического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» .

    Очень важен для строительства на­шего дома кирпичик «Уважение» . Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интере­сам

    Для воспитания нрав­ственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботя­щихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

    Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» .

Благодарю всех строителей. Дом у нашей семьи оказался прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.

Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.

Учитель Е.В.: «Пословицы»

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Заключение Учитель Е.В.: В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:

Учитель О.В.: Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.

Литература.


1 . Азаров Ю. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М: Политиздат,1985г. 2.Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.- М: Знание,1979. 3.Мушкина Е. Семейный разговор. – М: Известия,1985. 4.Мы строем дом. – М.: Молодая гвардия,1981г.

«Семья и семейные ценности»

Подготовила и провела

Абдулманова З.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ д.Чебыково

2012г.

Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов

Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

3. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.

Марийский – ачай, авай.

Башкирский – атай, асай.

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

4. Физкультминутка .

Давайте и мы с вами немного отдохнем.

1,2,3,4,5, -

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5. Обобщение.

На доске ребус 7я.

Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).

Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?

А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

6. Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

    Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

    Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

    Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои родные!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем начинать!

Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Влад: Каникулы кончаются -

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И - с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Артем: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Антон: На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Дима С.: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Никита: Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Диана: Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Даша: У Вовы двойка с минусом -

Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

- Ну как ты сдашь экзамены?

Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растить ученика

Не помогает школе.

- Ну при чем моя семья? -

Он говорит вздыхая. -

Получаю двойки я -

И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос -

Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:

«У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

А вы одна - плохая мать!» -

Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,

На меня надейся!

Нас должны перевести

В хорошее семейство!»

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Сценка

Дима: Отправляла мама в школу,

Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)

Говорила мама строго:

Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)

На уроках не вертись!

Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)

Ну, ни пуха, ни пера!»

Дима: Через час, едва живой

Петя наш идет домой.

Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)

Он со школьного двора

И на нем, на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)

Глаз подбит и нос распух.

На спине следы от сдобы,

А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)

Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.

Денис: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)

Я думаю, победила любовь близких людей.

Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы – четвертый «А»!

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.

Катя: Семья – это праздник, семейные даты,

Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

Катя: Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

Катя: Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Коля: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Алена: Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно вчетвером.

Коля: Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Алена: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».

(Работают в группах. Затем зачитывают результат).

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

КЛАССНЫЙ ЧАС: « Семейные ценности и традиции»/

ЗАДАЧИ:

1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.

2. Формирование нравственного долга детей перед семьей.

3. Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.

ЦЕЛИ:

1. Создать единое воспитательное пространство: дети-родители-педагоги.

2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Создание проекта «Я и моя семья» .

2. Подготовка детьми рассказа о традициях и реликвиях в их семьях.

Оформительская работа: изготовление табличек:

«7Я-моя радость»

«Традиция»

«Реликвия»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Генеалогические древа семей

Семейные реликвии

Выставка «Из семейного альбома»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуй, ребята! Поздравляю вас с началом нового 2012-13 учебного года. Сегодня на нашем первом уроке речь пойдёт о семье. Ребята мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными семейными традициями.

План классного часа:

Что такое семья?

Зачем нужна семья?

Семейные традиции.

Семейные реликвии

Итог классного часа.

Ведущий:

— В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.

— С чего начинается любая семья? (ответы детей)

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

— Так что же такое «семья»?(Ребята стараются сами ответить)

— Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?

В ГОСТЯХ ХОРОШО — А ДОМА ЛУЧШЕ.

ДОМА И — СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ — НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ — ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

1.Разговор о семье.

— Сколько же в семье родственников, давайте считать.

1 Ученик читает стихотворение

«1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка, и Миха, папин сын.

Еще красавица живет с родными неразлучно.

Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.

Дочкой дорогой зовет ее другой,

А третий — милой Машей и хозяйкой нашей!

И называет мамой мужчина самый младший.

— А кто живет в вашей семье? Ответы детей.Им мы посвящаем эти стихи:

2 Ученик читает стихотворение

1.Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

2 ученик:

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она — наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

3 ученик:

Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

— Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки)

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала …

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм … »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том … »

l-я: Так, хорошо.

2-я: « И днем и ночью пес ученый … »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый … »

l-я: Ну?

2-я: … с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

l-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки …

— Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками? (ответы учащихся)

Итак, мы говорим о семье.

Учитель читает стихотворение.

Как появилось слово»семья».

Когда –то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам,

Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне Богиня, моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает,украсит жилье?

Ответь на вопросы,подруга моя.

« Я,я,я»- Ева молмила, — ,Я!

Сказала оно знаменитых семь я.

И так на земле появилась семья.

Давайте расшифруем буквы из которых состоит слово СЕМЬЯ:

С –счастливая,славная …

Е –единая,единственная …

М –музыкальная,мечтательная …

Я – яркая, ясная …..

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Кроссворд о семье:

1.Отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии.(дружба)

2.Разумная экономия в расходах. (Бережливость).

3.Беспокойсво о семье, детях, родителях.(Забота).

4.Вера в искренность, честность человека.(Доверие)

5.Что необходимо в семье, чтобы делать общие дела? (Согласие)

6.УВеселое чувство, когда в семье все хорошо. (Радость).

7.Чуткое отношение между членами семьи. (Внимание).

ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Хозяйственная функция: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому.

Воспитательная функция: воспитание детей, создание и передача семейных традиций

Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

— А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей)

Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

При подготовке к классному часу вы писали о семейных традициях. Давайте послушаем об интересных семейных традициях. (выступления детей «Семейные традиции нашей семьи»)

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную — генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная — Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной? (ответы детей)

Дам вам совет — не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

СЕМЕЙНЫЕ АЛЬБОМЫ, АРХИВЫ

— А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам.

Вот мы и оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии — это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях.

И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

— Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

— Как вы его представляете?

— Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

— Что может быть в гербе? (возможные ответы учащихся)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки)А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок.

Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности.

А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди)

Ребята, как вы думаете, этого достаточно?

Учащиеся: Да.

Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа это то место где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач.

Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?

А как вы думаете, каким может быть наш школьный герб?Я думаю наш герб должен быть на голубом фоне (голубой фон)– Я думаю, что на этом голубом фоне должна быть радуга, потому что все мы очень разные, у каждого свои интересы и взгляды(появляется радуга) – Я думаю, что на нашем гербе должно быть изображение книги, так как в школе мы изучаем разные предметы. Книга — источник знаний (появляется книга).

12. А теперь, ребята, заполните анкеты, которые лежат перед вами. Можно не подписывать.

За каждый ответ «да» вы получаете 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.

Анкета.

Уверен ли ты, что у тебя с родителями взаимопонимание?

Спрашиваешь ли ты совета у родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Помогаешь ли ты по дому?

Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?

Обсуждаете ли вы с родителями книги, фильмы, телепередачи?

Бываете ли вместе в театре, на выставках, концертах?

Участвуете ли вы с родителями в совместных походах, прогулках?

Любишь ли ты своё свободное время проводить дома?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

ИТОГ

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

— Это близкие и родные люди.

Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Цель: формирование нравственных качеств личности, уважительного отношения к истории семьи, страны.

Идеальная семья немыслима без любви.
Любовь – это тепло, нежность, радость.
Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.
В. Высоцкий

Вступительное слово классного руководителя:

Чтение учащимся стихов о семье:
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это важное слово,
Об этом вам скажет каждый,
Семья – это солнце светит,
Семья – это звёзды на небе,
Семья – это всё любовь
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!.. А.В. Сидорова

Классный руководитель: Ребята, в какой семье хотелось бы вам жить? Почему?

Учащиеся высказывают своё понимание хорошей семьи.

На доске записываются слова, которые чаще всего звучали в выступлениях: уют, спокойствие, любовь, согласие, дружба, здоровье.

Классный руководитель: Каждому человеку интересно больше узнать о своей семье, своих предков. Кем они были, как жили, чем занимались. У каждой семьи своя история. Связь с предками родными можно изобразить на рисунке, который называется генеалогическим древом (показывается образец). Это очень похоже на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.

Представим это как лепесток цветка. На доске прикрепляется лепесток со словом “Родство”.

Классный руководитель: В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и, самое главное, любят друг друга. А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами.

По кругу передаётся шкатулка, в которую учащиеся кладут листки с записанными словами. Затем один учащийся зачитывает слова.

На доске прикрепляется второй лепесток со словом “любовь”.

Классный руководитель: Самые старшие и уважаемы члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. В счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всём.

Прикрепляется третий лепесток со словом “забота”.

Классный руководитель: Секрет счастливой семьи – это дружба. Все члены семьи поддерживают друг друга, помогают в трудную минуту, никогда не оставят в беде.

Прикрепляется четвёртый лепесток со словом “дружба”.

Классный руководитель: Есть такая пословица: “В здоровом теле – здоровый дух”. Если человек здоров – он бодр, весел, радуется жизни и у него всё ладится. Поэтому в семье должны заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье своих родных. Счастливая семья – это здоровая семья.

Прикрепляется пятый лепесток со словом “здоровье”.

Классный руководитель: Кто может подсказать, что ещё необходимо для того, чтобы семья была счастлива? Да, это умение всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить своё свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится.

Учащимся предлагается рассказать об увлечениях своей семьи.

Прикрепляется шестой лепесток со словом “увлечения”.

Классный руководитель: Посмотрите, как расцвел наш красивый цветок – цветок “семейное счастье”. Берегите его! Оказывается, семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья.

Классный руководитель: К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источнику нравственной силы, идейно убеждённости, духовной преемственности поколений отца и матери, которые погибли в боях Великой Отечественной войны. Рассказ сопровождался демонстрацией старинных предметов быта, которые перешли от бабушки. Очень трогательно звучал рассказ о хрустальной вазочке, которую бабушке, когда она была девочкой, подарила хозяйка сельской лавки за то, что она вымыла там пол. Зачитывались, сохранившиеся со времён войны, письма с фронта, в которых звучали слова надежды выжить, вернуться домой после победы.

Выступление учащейся с рассказом о традициях своей семьи:

Один раз в месяц, в выходной день, мы устраиваем семейный выход. В специальную коробочку кладём пожелания на этот день – куда пойти, с кем встретиться и т.д. Утром в выходной день коробочка открывается и составляется план семейного выхода.

А ещё мы празднуем день рождения семьи – второе июля. В этот день сыграли свадьбу мои родители. Каждый год в кругу семьи мы просматриваем видеозапись этого торжественного события. А потом едем кататься по тем местам, которые особенно дороги моим родителя. И всегда вечер заканчивается задуванием свечей на торте: сколько семье лет – столько свечей.

Мы завели в семье “свечу чести” и “ключ чести”. Если член семьи сделал что-то выдающееся, то вечером за ужином в честь него зажигается “свеча чести” и вручается “ключ чести”. Он хранится до следующего события.

В завершение классного часа прозвучали стихи о семье М. Шварца:

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!

Завершающее выступление мамы учащейся:

Дорогие дети, уважаемая Надежда Александровна! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Вы перешли в 5 класс, сегодня для вас – это новый уровень. Новый уровень в учёбе, в отношениях, в вашей жизни. Вы учитесь в этом возрасте строить отношения со сверстниками, с взрослыми и, прежде всего, вы учитесь это делать в своей семье. Ребёнок учится отношениям с людьми через общение с родителями. Есть такая притча, где говорится о двух соседях, которые строили себе дом. Один построил дом на песке, а другой – на камне. Однажды поднялась буря, дождь, поднялась вода, и дом, который стоял на песке, развалился. Но дом, который стоял на камне, выдержал эту стихию. Тоже самое можно сказать и про семью: если у нас в семье будут крепкие отношения, доверие и любовь, то никакие проблемы не смогут сломить тебя. У тебя всегда будет прочное основание, тыл, поддержка в семье. Поэтому дорожите своей семьёй, добрыми отношениями с родителями, почитайте своих родителей и уважайте старших.

Общение – это дыхание отношений. Никто не может прожить без дыхания. А если общение – это дыхание отношений в семье, то без него невозможно построить крепкую семью. Чаще общайтесь со своими родителями, просите их ответить на вопросы, подсказать что делать. Только родные помогут принять правильное решение. На стороне вы можете получить опасные ответы и порой это приводит к плачевным результатам в жизни.

Зачитаю маленькую цитату: "Дети – это личности, имеющие право требовать наше время, внимание, силы. Мало того, в скором времени они займут наше место и возьмут главенствующую роль на себя". Ребята, понимаете, скоро вы сами станете родителями и будете воспитывать своих детей. Уже сегодня вы можете задуматься, как бы вы общались. Достаточно ли вам общения с родителями, или хотелось бы больше? Возможно, вам не хватает родительской любви или времени, проведённого вместе, отметьте это и восполните в своей взрослой семейной жизни. Простите своих родителей, все мы несовершенные. Кто-то зарабатывает финансы на трёх работах, кто-то больше, чем нужно смотрит телевизор. Конечно, основная ответственность по воспитанию детей лежит на родителях. Но в мире есть всего два типа совершенных родителей, как сказал в своей книге Роберт Эк: "это те, чьи дети уже выросли, и они забыли, каково это – их воспитывать, и сколько ошибок они сами сделали, и те, у кого детей ещё не было. Все остальные – несовершенные родители, пытающиеся из последних сил вырастить своих чад, совершающие ошибки, приходящие порой даже в отчаяние, но - самое важное – не сдающиеся".

Ещё хочу пожелать вам научиться правильно расставлять приоритеты в жизни, в учебе. Если вы научитесь это делать, вы всегда дойдёте до своей цели, и будете на верном пути. Вам будет просто принимать серьёзные решения.

В нашей семье принято общаться, любые вопросы, проблемы мы решаем сообща, путём переговоров. Это очень помогает нам быть ближе друг к другу, дети чувствуют твердый тыл за своей спиной. Мы очень любим проводить время вместе и ждём этого времени всегда. Любим ездить на рыбалку: уже в третьем поколении это занятие – одно из самых любимых в нашей семье. Самое главное в семейных отношениях – это любовь. Если любовь будет царить в семье, всё остальное приложится.

Успехов вам в учёбе!

«Классный час - Семья и семейные ценности!»

Цель : воспитание интереса: к истории своей семьи, истории происхождения фамилии; воспитание чувства любви и уважения к родителям и членам семьи, гордости за свою семью; формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям как национально-культурной ценности.

Оформление доски : название кл.часа «Семья и семейные ценности», «Семья в куче – не страшна и туча», В.В.Розанов «Семья – это самая благородная форма существования человека», фотографии учащихся, их родителей, родственников, шары, цветы.

Чтец:

Семья- людей святой оплот,

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам.

С ней все по силам, по зубам.

Все по плечу и по судьбе-

Семья, святой поклон тебе!

Ведущий /учитель /: Семья! Красивое слово. Подумайте, а что такое семья? /Ответы учащихся/

Замечательно! Значимость понятия «семья» очень велика. И у меня к вам вопрос. Есть в семье он и она, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документы о родстве. А бывает, что потребности в общении при этом нет, и каждый стремиться уйти из дома побыстрее, потому что где-то его больше понимают и принимают. Что это? Семья? А что тогда? /Ответы учащихся/

Что-то наподобие пансионата, где можно поесть, постирать, отдохнуть, то есть обиталище внутренне чужих людей. Значит, если я вас правильно поняла семья – это прежде внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. «Семья в куче – не страшна и туча».

А когда же родилась её величество - семья? /Ответы учащихся/


Оказывается давно. Когда-то о ней слыхала земля, но…

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит, мне богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я, - снова вторила Ева, - я, я…»

С этой поры и родилась семья!

(из энциклопедии) Семья основана на браке или кровном родстве - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(из словаря Ожегова) Семья – эта группа живущих вместе родственников.

«Семейная азбука»

    Что означает слово «фамилия»? /семья/

    У кого на Руси появилась фамилия? /у знатных людей/

    Во время, какого правителя появилась отчество с суффиксом «вич»? /Екатерина/

    Про кого говорят «Седьмая вода на киселе»? /дальние родственники/

    Назовите папу и маму одним словом? /родители/

Семейная фамилия.

Семейная реликвия - это не только старинные ордена, медали, в отблесках которых отражается сама российская история. Не только редкая книга, древняя икона, с которой шли и в бой, и под благословение еще наши прадеды. Но и фамилии, которые мы и сегодня несем по своей жизни. Не зря ведь древние русские летописцы не переставали напоминать: «Луна светила над землёю еще задолго до того, как мы родились…..»И если вдуматься в подлинный смысл этой фразы, то станет понятно: нельзя жить на свете «Иванами не помняшими родства » своего прошлого.

Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка: она означает «наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

Расскажите о значении и происхождении своих фамилий.

/Выступление учащихся./

Моя родословная.

Чтец:

Пусть будут мама и отец,

Тепло родных вокруг сердец,

Дед, прадед, бабушка и брат,

Сестра – я буду очень рад!

Пусть будет вся семья со мной,

Не нужно жизни мне другой,

Готов я счастья им дарить,

И защищать их, и любить!

Ведущий : Еще на Руси всегда особенно ценилось уважение младших членов семьи к старшим. Говорили так: кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Что же такое родословная? /Ответы учащихся/ Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево /генеалогическое дерево/. Еще его называли «деревом жизни», потому что в нем соединились в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, так делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

А вы знаете своих предков? У кого самое роскошное генеалогическое дерево?

/Выступление учащихся. Они рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках, прабабушках и прабабушках как их звали, кем они работали и т.д./

Считается, что незнание своих предков прежде приравнивалось почти к отсутствию образования. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С.Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал ее друзьям. Не только родословной во всем времена и во всех странах придавалось большое значение. Но и к гербам и девизам. По сей день многие английские семьи придерживаются традиции изображения семейного герба. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела свой герб.

Представьте, пожалуйста, герб вашей семьи. Расскажите, что символизирует каждый элемент, изображенный на гербе.

/Выступление учащихся./

Кто это?

Каждая семья, члены семьи имеют много родственников не только

близких, но и дальних. Как же их называют правильно.

Брат жены /шурин/

Брат мужа/деверь/

Сестра мужа/золовка/

Сестра жены/свояченица/

Мать жены/тёща/

Мать мужа/свекровь/

Отец жены/тесть/

Отец мужа/свекор/

Дочь брата или сестры/племянница/

Брат отца или матери /дядя/

Сестра отца или матери /тетя/

Жёны двух братьев /свояченицы/

Мужья двух сестер /свояки/

Матери жены и мужа /сватьи/

Семейные ценности.

Чтец:

Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте – увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина» - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Но теперь фотографии обычно хранятся в фотоальбомах, на дисках и в каждом таком альбоме или папке – фотографии близких и дальних родственников всех, кто дорог нашему сердцу. Сегодня вы принесли семейные фотографии, чтобы рассказать о семейных ценностях своих семей.

А что такое семейные ценности? /Ответы учащихся/

Ценности легко можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными ценностями, если защищаются и отстаиваются её членами.

Ценности духовные это объединяющие семью идеи, убеждения. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на многие вопросы (мировоззрение), но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её. В такой семье, где все защищают одни и те же ценности, все горды за себя и свою семью, никто не обижен, не унижен.

К духовным семейным ценностям также относится семейные традиции и устои. Понимание принятых в семье ролей мужа, жены, детей, бабушек и дедушек, других родственников, а также друзей, соседей и посторонних. Их права и обязанности, границы ответственности. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.

Само слово уклад адресует нас к славянской богине Ладе. Эту Богиню почитали как одну из самых важных в пантеоне славянских богов. Лада олицетворяла собой любовь и семейное счастье.

А в вашей семье есть духовные ценности? Какие в семье традиции, устои? Есть ли у членов семьи права и обязанности? Какую роль в семье выполняет каждый член семьи? /Выступление учащихся/

И всё это действительно ценно, так как влияет на эволюцию всего человечества. Успешные в своем укладе семьи не вымирают, а продолжают участвовать в развитии народа.

Сохранение семейных ценностей это сотворение будущего, передача ценного опыта потомкам. Ведь этот опыт в прямом смысле результат непрерывной борьбы, созидания, осмысления. Колоссальный труд поколений людей. Это созидательный труд на благо сообщества.

К сожалению, не многие люди задумываются о своей роли в сотворении будущего, о роли своей семьи и вовсе не считают это ценностью. Но если вы не считаете важной социальную функцию своей семьи, её влияние на развитие сообщества, то семья существует в вашем понимании лишь ради людей входящих в её состав.

Такая точка зрения совершенно не соответствует действительности. Это очень вредная эгоистичная точка зрения блокирует для вас бесконечные источники мотивации – сил и вкуса к жизни.

Есть ценности материальные это семейное имущество, передаваемое по наследству. Зачастую из-за этого имущества происходит множество ссор. Отсутствие духовной наполненности превращает семейное имущество в обычные вещи.

На Руси издревле дом и всякий скарб имели свой духовный смысл. В доме был и бабий кут (угол) и красный угол. Дом был храмом семьи. Тесно связанный с духовными ценностями дом являлся продолжением всех идей и устремлений. К примеру, одежда отражала социальный статус не только по части достатка, но и по части семейного положения, предметы быта защищали от сглазов и т.д. Сегодня это почти полностью утрачено.

Украшения раньше были оберегами, каждый из которых изготавливался или дарился с определенной идеей.

Я вижу, вы принесли интересные ценности своей семьи. Расскажите, пожалуйста, о них. От кого они вам достались? / Выступление учащихся/

Материальная ценность, в которую вдохнули ценность духовную, становится сильным оберегом семьи и помогает нести традиции через поколения. Дорогая вещь передается детям и внукам с заветом и особо почитается.

Сегодня мы много узнали о ваших семьях. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будите глубже изучать историю своей семьи, бережно относится к семейным ценностям и передадите их своим детям.

Чтец:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Пословицы о семье.

Сколько теплых, душевных с глубоким смыслом существует пословиц о семье. Назовите пословицы, которые вам известны. /Ответы учащихся/

    На что и клад, коли в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Семья-печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

    Лучше дружная семья, чем слиток золота. и т.д.

Ведйщий:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Спасибо за участие.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...