Когда просыпается леший. Леший и его владения


Наступил апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший – хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.

Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.

В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса - Святибору , которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя - дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным – почти до неба -
или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду

Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох – палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея – 17 октября , по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку – проваливаются под землю.

Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые , зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть – он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми . Даже в поля редко забредает, там свой хозяин – Полевик . В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.

Нет-нет - да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в , из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…

В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.

В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.

По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) . Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.


ЗАКОНЧИЛСЯ (КВЕТЕНЬ)апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший - хранитель леса.


Н екоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.Л еший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя , и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».
Л еший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Л ешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

П о польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч , либо сова , либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Леший в народном календаре

В народном месяцеслове 24 марта Леший, разгневанный народными гуляньями накануне, встречается с лесным зверьём, осматривает их и залечивает их раны после зимы. Лучше не беспокоить его и в лес в этот день не заглядывать.

«К упальская ночь» на 24 июня считается временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и Леший. А в ночь под «Агафона Огуменника» (4 сентября ), по-поверью, Лешие выходят из леса в поле, бегают по деревням и сёлам, раскидывают снопы по гумнам и вообще творят всякие бесчинства. Для охраны гумен поселяне ранее выходили к загородям, вооружёнными кочергой с тулупами, вывороченными наизнанку.

Т акже особым «срочным днём» Лешего считается 27 сентября (Воздвижение ), день, когда Лешаки сгоняют в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути в это время опасно. «На Ерофея» же, - как считают крестьяне, — «Лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября ) дух проваливается под землю (вырывая её на семь пядей), где зимует до весны, но перед зимовкой Лешие беснуются, «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, разгоняют зверей по норам и свирепствует. Ведающие русские мужики и бабы в этот день в лес не ходят: «Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя». Впрочем, не все Лешие исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги.

Нрав Лешего

О тношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина , которое клали на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что, как правило, детей от леших рожали редко. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Случается, что леший подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях имеет обыкновение прятать своё лицо от огня.

П од властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Поэтому охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики. Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. При этом лучше бежать от этого места со всех ног.

Л юбимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевурнуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская „свистопляска", против которой в древности выступала Православная Церковь , берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена.

Л ешему приписывается также похищение детей:

Но всюду ви́сел на пути, и злы проказы лешего!

Угонит зверя — не найти, в капканы крыс навешает.

А сколько он детей унёс к себе за волок Кайский!

Не от дождей, от горьких слёз промок весь край прикамский.

Л ешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном.Для язычника никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печется и заботится о них. Христианство вытеснило язычество, но ассимилировало в себя многие верования. У каждого существа, живущего на земле, оказался свой ангел. Так появились ангелы, отвечающие за снег, дождь, град, зной, мороз... Список можно продолжать до бесконечности. Мир вокруг нас населен: в лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях - полевые; есть и хозяева "помельче": луговики (живущие на лугах), кустницы (маленькие духи, обитающие в кустах), колодезники (хозяева колодцев), подгрибовники или боровики (опекающие грибное царство). Все существа, не относящиеся к миру "людскому" оказываются отнесенными к миру "иному", "потустороннему", и вызывают у человека страх, реже — юбопытство. Но подобное же отношение вызывают и люди у обитателей потустороннего мира: люди не ценят и не слушают природу, живут лишь сиюминутными прихотями, не заботясь о том, что вне их. Лес и тянул, и пугал человека. Всегда находились те, кто боялся, даже живя поблизости от леса, входить в него, но были и люди, которые в лесу себя чувствовали как дома, и договаривались с лесными обитателями, живя с ними в ладу. Лес представлялся огромным, непонятным живым организмом, где обитают духи, где могли находить приют умершие, и куда отправлялись в деревенских заговорах болезни. У лесного хозяина много имен: лесовик, лешок, лешак, лисун, лесной дедушка, лес праведный, диконький мужичок, пущевик, волчий пастырь. В народе верили, что лешими становятся проклятые люди, дети-подменыши и покойники, умершие "неправильной" смертью, а также ангелы, которые, будучи с небес низвергнуты на землю, упали в леса. Живут лешие в глуши, подальше от людей, в заброшенных избушках и вывернутых из земли корягах. Но случается и такое, что лешие селятся целыми в лесу деревнями, строят себе просторные дома, обзаводятся женами-лисунками и детьми. Обычно леший хозяйничает безраздельно во всем лесу, но если лес оказывается большим, то тогда появляется старший леший — лесничий, и ему подчиняются лесовики, боровики, моховики и прочие лешаки рангом помельче. Охраняет леший лесное зверье, распоряжается волками, часто выпасая их как овец. Он перегоняет с места на место зайцев, белок, полевок. В деревнях существовало поверье, что если случается большое "переселение" животных — то это один леший другому проиграл их, и теперь перегоняет в другой лес. Одной из особенностей лешака — способность менять свой рост, он может превратить в крохотное создание, прячущееся в траве, может — стать вровень с человеком, а может и вырасти до верхушек самых старых деревьев. Когда леший идет, поблизости от него возникает сильный ветер, шумят деревья. Привычная для человека ткань мира дрожит, когда рядом оказывается существо, умеющее передвигаться между мирами. Леший может выглядеть как обычный человек, лишь какие-нибудь детали указывают на его необычность, а вернее, на принадлежность к миру духов. Например, у лешего могут быть перепутаны правый и левый сапоги, на голове нахлобучен медный колпак и т.д. (чаще всего у лешего перепутана обувь или неправильно запахнута одежда с левой на правую сторону, в то время как "нормальные" люди носят наоборот). Нет у него на лице бровей и ресниц, глаза белые или свинцово-синие, и кровь у лешего синяя. Однако, в таком виде его можно встретить крайне редко. Он предпочитает надевать на себя личину хорошего знакомого, причем ему все равно принять ему облик мужчины или женщины, старика или юноши. Правда, лесной хозяин предпочитает носить одежду лишь четырех цветов: белую, красную, черную и зеленую. Будучи духом, леший легко меняет свою форму, превращаясь и в человека, и в зверя, и в птицу, и в дерево, чаще старое, корявое, поэтому-то его иногда видят как старика, обросшего еловой корой. Лисунки же выглядят похоже. Они длинноволосы и длинногруды — для того, чтобы свободно ходить и бегать они вынуждены закидывать груди за плечи. Впрочем, за услуги, которые иногда им оказывают деревенские жители (например, починить сломанную вещь), лисунки награждают древесной корой или угольями, которые затем превращаются в золото и самоцветы. Лешие любят блуждать по лесу, качаться на ветвях деревьев; появляясь то здесь, то там, они свищут, хохочут, хлопают в ладоши, громко кричат на разные голоса: и ржут лошадью, и мычат коровой, и лают, и мяукают… Если бродить по лесу, то зайдя глубоко-глубоко, туда, куда люди не ходят, можно наткнуться на огромного, заросшего мхом лешего. По ночам лешие уходят спать в лесные сторожки, заранее задумывая, в которой они остановятся следующей ночью. Если незадачливый путник займет выбранную лешим избушку — ему несдобровать. Лесной хозяин приложит все усилия, чтобы выпроводить нежданного "гостя": ветер будет шатать кровлю, распахивать дверь, а в лесу поднимется страшный ветер… Если человек не поймет этих предупреждений, будет и того хуже: он заблудится в лесу или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим. Леший оберегает лес от напастей, часто — от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Но лес — его территория, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина. В лесу лучше никогда не кричать, чтобы не тревожить обитающих в нем духов. Леший не любит крика, он может сам легко обернуться лесным эхом, знакомым голосом из чащобы, птичьим пересвистом, за которым не услышишь людей. Еще больше раздражает лешего свист, звук которого подобен для него воздействию высоких частот на человека (вызывает раздражение, беспокойство, панику). За свист в лесу леший может самолично отправиться к дому свистуна и перебить все стекла — чтобы в другой раз неповадно было досаждать лесному хозяину. Недовольство лешего может выражаться и насылании на нарушившего покой леса болезни, и во внезапном страхе, и во внезапном помешательстве. Если человек из-за шуток лешего теряет дорогу из леса, он проваливается в иной мир, и может в нем остаться навсегда. Чтобы вернуться домой, надо перевернуть все в мире "с ног на голову", изменить привычные понятия, которые уже не спасают, согласиться ступить на пути "иного" мира… Тогда леший принимает тебя за своего и отпускает. Люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, выворачивали стельки, поворачивали шапку задом наперед, пытались читать молитвы. Но лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся во владениях лесного хозяина. Дети, чаще всего, видят оба мира, и поэтому они "родственны" и людям, и духам. Скорее всего, лешие, мороча голову и путая следы, могли увести человека из мира реального в параллельный мир или же сопределье, где все почти такое же, как дома, но родной деревни может не существовать и т.п. Считается, что то, что принадлежит лешему, окружается невидимой стеной, "закрывает", перетаскивая в "иной" мир, и лишь колдун может увидеть, где находятся пропавшие животные или вещи. Чтобы найти потерянную животину нужно выйти не оглядываясь на перекресток лесной дороги, оставить на нем два яйца и спросить первого попавшегося человека (который и будет лешим) — где искать пропажу. Страх — страхом, но с лешим можно договориться. Например, охотники и те, кто ходит лесными дорогами, заключают "договор" с лешим, чтобы дичь шла в силки, тропа не плутала, и никто не пугал ночами во время сна. Правда, договор двусторонний, и чтится обеими сторонами. У лешего можно и просто попросить: если он не озлоблен на весь белый свет, и на людей в частности, то он и к грибному месту выведет, и дорогу найти поможет. На поклон лесному хозяину приносят краюху хлеба (или блины), табачный лист, оставляют первый весенний улов. Договаривались с лешими и пастухи, пасшие скотину в лесу, хотя условия, на которых договор заключался, могли быть странными. Так, леший обязывался (за пару крашеных яиц или же одну корову) сам пасти скотину, а пастух — не стричься, не собирать грибов, не здороваться ни с кем за руку, не спать с женой, не перелезать через изгородь (нужное подчеркнуть). За нарушение договора леший мог сурово покарать, а то и искалечить охотника или пастуха, но мог и простить, если его успевали задобрить подарками. Лешие бродят по лесу ночью, а днем спят. 23 апреля по ст. стилю день весеннего Юрия (или Георгия, который также носит имя волчьего пастыря) считался в западных областях России праздником лешего, во время которого лесному хозяину приносились жертвы, чтобы все лето он оберегал скотину от волков. Иногда, когда летом вдруг разыгрывается сильная буря, считается, что это лешие играют свадьбы. На зиму лешие уходят в иной мир. Перед своим уходом они неистовствуют, ломают деревья, загоняя предварительно зверей по норам. В день их ухода почти всегда дует страшный ветер. В ином мире лешие спят в темных подземельях, успокаиваясь до весеннего пробуждения. Оберегами от лешего служат соль и огонь, а также круг, очерченный осиновой палкой или ножом, а также кусочек липовой ветки, очищенной от коры. (Липа почиталась священным и счастливым деревом, живущим рядом с человеком и связанной с ним. Древесина липы использовалась для высекания "живого" огня, с помощью которого обновляли каждый год огонь в домашних очагах.). Также считалось, что леший боится обгорелых головешек и железа. Если при встрече с лешими молитва не помогает, лучше всего грязно-матерно браниться. Впрочем, не любят лешие домовых (и предметы или животных, с ним связанные), которые живут рядом с людьми, помогая им по хозяйству.

Маленькими шагами к новому миру


В прошлый раз мы с вами познакомились с домовым. Хранителем дома и домашнего очага. Дом восточные славяне воспринимали как безопасное человеческое пространство. Но были и опасные, чуждые человеку места, где по поверьям жили свои духи. Такие места даже считали воплощением иного мира. Одним из таких мест является лес.
Полноправным «хозяином» леса считают лешего. По-другому его ещё называют: лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный.
Отношение к лешему у славян было двойственное. С одной стороны относились к нему как к злобному проказливому духу, способному завести в чащу, болото или заставить плутать в лесу, карающему за нарушения лесных законов. С другой именно лесовик мог показать место, где много грибов и ягод, вывести на опушку, защитить от зверей и злой нечистой силы.

Представляют лешего в виде мужчины с бородой и в крестьянской одежде: кафтан, балахон, армяк, лапти, шапка из разных лоскутьев. Цвет в одежде предпочитает белый, красный, чёрный или зелёный. Вот только надевает он всё это не как человек – правую полу кафтана запахивает за левую, левый лапоть надевает на правую ногу и наоборот. Пояс леший не носит вообще, отчего его и причисляют к нечистой силе. В руках часто держит кнут, дубинку или кошелку. Правый глаз у него неподвижен и больше левого, волосы он зачёсывает налево, когда садится, то всегда закидывает левую ногу на правую. Такое видение лешего неспроста – левая сторона всегда ассоциировалась с нечистой силой.
Кожа у лесовика синеватая, глаза светятся зелёным огнём.
Но в тоже время, постоянного облика у лешего нет. Он может предстать в виде родственника или знакомого, обратиться в зверя, птицу. По желанию становится ростом с самые высокие деревья или уменьшается до размеров муравья.
Когда леший является в образе человека, увидеть его истинный облик можно, лишь посмотрев через правое ухо лошади.
Любимые места лешака – коряги, выворотни, лесные избушки и чаша леса.
Забот у лешего много. Он и лес сторожит, и распоряжается в нём всем. Как пастух следит за стадами лесных зверей, перегоняет их с места на место. Бывает что он сидит на пеньке и плетёт себе новые лапти или занимается другими хозяйственными делами, устав от которых он, бывало, выходил к остановившимся в лесу путникам погреться у костра, посидеть, поговорить.
Входя в лес, обязательно надо испросить разрешения у лешего, а лучше всего прийти с подарком. Вспомните обычай, когда идя в гости мы покупаем что-нибудь к чаю. Так, и идя в гости к лесовику, надо попросить разрешения войти в лес и отдельно разрешение для сбора грибов-ягод, ловли дичи. Иначе незваных гостей, лешак может наказать – собьёт с пути, заведёт на болото или в чащу, натравит зверей, украдёт вещи.
Охотникам, например, надо было договорится с лешим об охоте – на кого охотиться, сколько особей можно подстрелить и в какое время. Иначе лесовик всю охоту испортит, да ещё заночевавшего в лесной избушке (а охотники там часто останавливались на ночь) будет всю ночь пугать скрипами, стонами и другими страшными звуками.
Нельзя поминать лешего, когда туда собирается идти ребёнок. Брошенное сгоряча: «Понеси тебя леший!» могло обернутся плохими последствиями – ребёнок мог не вернутся из леса. Чтобы это точно не случилось, мать должна сама проводить детей в лес, положить на пень кусок хлеба, завёрнутый в тряпочку и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой».
Если леший всё же начал доставать, то уберечься от него можно солью, огнём, бранью. Но с последней надо быть осторожнее – некоторые лешие настолько её не терпят, что карают за одно-единственное ругательство. Но самый распространённый способ спасения от лесного хозяина – вывернуть наизнанку свою одежду и надеть левую обувь на правую ногу. Тогда леший примет человека за своего собрата и перестанет морочить.
Не только охотникам и грибникам приходилось договариваться с лешим. Пастухи тоже иногда заключали с ними договор. Приходили за полночь в лес, неподпоясаные, и кликали лесного хозяина. С ним заключали устный договор о том, что стадо беспрепятственно пасётся рядом с лесом и лесу, звери его не трогают, леший не уводит. А в обмен леший просил несколько коров. Часто пастух уговаривал его на одну, но самую лучшую в стаде, а очень умелый и болтливый мог даже уговорить на пару куриных яиц. По окончании договора, обычно следующей весной, пастух должен был привести/принести лешему плату. Если он не исполнял своего слова, расплачивался тогда своей жизнью.
«Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову-то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной-то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать - отдал бы, живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер.»
Но лешие не только заключали договоры, но и любили развлекаться. Особенно играть в азартные игры между собой. Обычно на кон ставились подчинённые лешего – белки, зайцы. Если один лесовик проигрывал стаю в карты другому, то потом эта стая насильно перегонялась в лес выигрывавшего. Как писал об этом Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»: «Не освобождены от такой зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, – то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в печорскую и мезенскую тайболы.»
Существует поверье, что леший как некоторые звери засыпает на зиму – проваливается под землю 17 октября и просыпается весной, когда снег начинает таять.
Перед уходом на зиму лесовики валят деревья, роют землю, загоняют зверей в норы. Люди стараются в этот день не заходить в лес, чтобы не попасть под горячую руку.
Опасны и летние свадьбы лешего, когда в лесу поднимаются бури, выворачиваются с корнем деревья, разбрасывается валежник.
Так что будьте осторожны заходя в лес и не забудьте спросить разрешения у его хозяина.

Использованные материалы:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»,
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян»
3. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»

Слышали, что 4 октября проводы Лешего? Готовите подарки лесному духу, хотите нынче его уважить? Как собираетесь подарки отдавать, неужто, в самую гущу леса зайдете? На Севере ведают – нельзя в день проводов Лешего заходить дальше улеска, опушки леса.

Быличка первая: о страшном духе лесном

Шёл бы ты в лес, да там и исчез – такое проклятье на Севере ещё помнят, сильно оно встарь человека пугало. Лес силен, страшен, а без леса нельзя. Лес кормит, поит, одевает. Только до самых проводов Лешего правит там хозяин лесной.

Поднялись леса темные от земли до неба. Деревья плотной стеной стоят, меж ними кустики пониже притаились, коли нет тропинки - по лесу не пройти. В лесу даже днем темно, солнышка почти не видно, только светлы ягодные полянки лучами солнца освещены, теплом согреты.

Правит лесом хозяин лесной, дядька-Леший. Без его ведома ни одна шишка с дерева не упадет, ни одна ягодка не созреет. Нрав суровый у северного Лешего, не то что у Домовых, что ближе к людям живут. До осеннего прощания с Лешим ходят в чащу лесную только с разрешения хозяина. Иначе жди беды: запутает Лесовик, заведет в топкое болото, не даст из леса выйти.

Чтобы умаслить Лесовика брали в лес подарочки: пару яиц вареных, горбушку хлеба, соль, яркую ленточку из косы. В подарок Лешему стараются выбрать то, что не в лесу найдено: не дело владельцу леса его же богатства в дар возвращать.

Густые северные леса, в которых родились былички о Лешем

Быличка вторая: как вызвать Лешего на помощь

Сказывают, на глаза путникам Леший редко является. Иногда видят Лесовика вдали – большой, равняется с самыми высокими деревьями, а по лесу идёт не гнет и травинки. Иногда Леший ростом с малый листок становится, подле человека прячется, наблюдает, не чинят ли вреда лесу.

Сказывают, можно Лешего в облике людском встретить: одежду носит на изнанку, правый лапоть на левую ногу надет, левый – на правую, глаза сверкают зеленым или желтым огнем. Коли не получается выбраться из леса, переоденься подобно его хозяину: одежку выверни, коли не один в лесу – обменяйся одеждой с товарищами, обувь поменяй с одной ноги на другую. Тогда дядька-Леший тебя к людям выведет сам или с помощью подручных лесных зверей.

Сказывают, есть и особая поговорка, которую Леший любит: «Шёл. Нашёл. Потерял». Коли в лесу в беду попадешь – слова заветные повторяй, тогда дядька-Леший в обиду не даст. Особо смелые парни на берёзу старую забираются, кричат оттуда трижды: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда!». Сказывают, является на зов Леший в человеческом облике, ни в одной просьбе не откажет тому, кто позвал его.

Ведают на Севере, что есть один день в году, когда нельзя Лешего призвать на помощь или договориться с лесным духом. Приходится тот день на 4 октября. Проводы Лешего нынче, после лесной дух должен будет уснуть, покинуть землю до весны. Потому сегодня лютует лесной хозяин, не желает уходить.

Пенёк или Леший, наблюдающий за людьми?

Быличка третья: как бабушки наши на проводы Лешего приходили

В день, когда с Лешим прощаются, стараются дальше двора не выходить, детей без пригляда даже за дверь горницы не пускают. Полезно обратиться нынче к Домовому с просьбой семью от духов лесных оградить: когда Леший осенью лютует, сказывают, даже в деревню иногда заглядывает, хотя в другое время старается не встречаться с Домовым, Дворовым и Банником.

Подарки лесному духу относят на опушку заранее, на вечерней зоре 3 октября да к закату солнышка стараются уж на двор вернуться. Коли в день прощания с Лешим услышишь со стороны леса крик или плачь – ничему не верь. Коли выйдет из леса девица или ребенок, попросит в избу впустить, обогреть – двери не открывай. Все деревенские люди во время проводов Лешего со двора не выходят, только духи лесные могут со стороны опушки в деревню прийти.

В день проводов Лешего не выпускали со двора детей, чтобы лесные духи не увели их

Так нужно ли устраивать проводы Лешего?

Напугали вас сказками о лесном духе? Дядька-Леший не то, что добрый Домовой, осторожа с ним надобна. Обряд прощания с Лешим провести – дело доброе, но надобно о себе во время обряда позаботиться.

Коли хочется лесного хозяина уважить, идите с дарами к Лешему 1-3 октября. Идти лучше днём, не на закате солнышка, на вечерней зоре обряд проводов Лешего только ведающие проводят. В сам день проводов Лешего в лесу не появляйтесь, да и в парках лучше не гулять. Так прощание с Лешим честь по чести проведете, и волноваться не придется о том, чем закончится встреча с лесным хозяином.

А чтобы не бояться Лешего, ! В них поведаем о том, что Леший только раз в году лютует, а в остальное время добр к тем, кто уважает его.

При этом в искусственно созданном людьми насаждении типа сада или лесопосадки Леший зародиться не может, причиной тому небольшие размеры и ментальная отчужденность данных объектов.

Зарождается подобный Дух в момент, когда лес достигает определенного размера, что позволяет ему накопить достаточно энергии для этого самого рождения. Можно сказать, что когда рождается Леший, у леса появляется нечто, похожее на сознание и волю, которые и оформляются в Дух. Вот его-то мы и называем Лешим. Чем больше и здоровее лес, тем сильнее его проявление - Леший.

ХОЗЯЙСТВО ЛЕШЕГО

В хозяйстве Лешего вся «инфраструктура» леса. Птицы, животные, насекомые, деревья, травы, кустарники - все, что растет и живет в лесу. Ведь если посмотреть со стороны, лес - это замкнутая экосистема, которая полностью себя обслуживает. Здесь есть все условия для роста растений, есть пища и кров для всех его жителей, и всем этим заведует Леший. Единственная беда для такой системы – человек, невежественный и самонадеянный, стремящийся к наживе. Именно он иногда становится злейшим врагом Лешего. И в частности немалую роль в этом сыграло и христианство, объявляя сего духа нечистым и злым. Извращая понимание Духа леса, христианские священники еще более отдаляют человека от природы, лишая его сил и глубокой природной нравственности.

Однако вернемся к Лешему и его владениям. В определенных случаях Леший может исцелять раненых или больных животных и поврежденные растения. При защите леса и его обитателей Леший может использовать все, что его окружает: растения, животных, даже погодные явления. Но сначала он будет пытаться справиться своими собственными силами, дабы не подвергать опасности живых существ, за которых он отвечает, - станет наводить морок – своего рода помутнение рассудка и галлюцинации, путать и запугивать правонарушителя. Так же как Водяной заведует русалками – душами утопленников, в ведении Лешего находятся мавки - души погибших в лесу незамужних девушек, которые помогают ему следить за хозяйством и не знают покоя, так как страдают по своим женихам.

ОБЛИК ЛЕШЕГО

Внешний вид Лешего довольно разнообразный. Здесь следует учесть, что Леший – дух, и изначально он не материален. Поэтому он никак не выглядит и может выглядеть как угодно. Леший может обитать в теле любого обитателя леса. Для встречи с опасностью он может выбрать тело медведя или волка, но также может пребывать в теле птицы, чаще всего филина. Если же Леший хочет вступить в контакт с человеком, чтобы поговорить, помочь или предупредить его, он выбирает облик, более соответствующий человеческому, - старичка маленького роста, сгорбленного и сухого, с длинной седой или зеленой бородой, крючковатым носом, деревянным телом, совиными глазами, одетого в волчовку – кожух из волчьей шкуры наружу и с резным посохом. Но при необходимости Леший может принять облик обычного человека, вашего знакомого, соблазнительной девушки или пугающей старухи. Однако чаще всего Леший обитает в теле животного или птицы. Возможно, это связано с тем, что ныне сил у этих Духов немного, и они их экономят. Если вы хотите найти Лешего, не гадая, в теле какого зверя или птицы он в данный момент скрывается, вам нужно отыскать самое старое дерево в лесу. Это, если можно так сказать, колыбель Лешего, именно с этим деревом Леший связан неразрывно. И если вам необходимо увидеть или связаться с Лешим, то у этого места вы всегда сможете его призвать. Считается, что если это дерево уничтожить, то погибнет и сам Дух леса. Бывает, что Лешему зачем-то понадобилось покинуть на время лес, в этом случае он может завладеть человеком, чтобы в его теле отправиться в нужное ему место.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

В жизни людей Леший проявляется по-разному. Дух леса знает о каждом, кто в этот лес приходит, знает каков этот человек и зачем он пришел. Вот и проявляется согласно тому, что видит. Если человек не любит лес и боится его, Леший обязательно сделает что-нибудь такое, чтобы напугать его, еще больше отталкивая его от леса. Ему не нужны такие гости. Если человек приходит с плохими мыслями, Леший может завести его в трясину или закружить по лесу так, что три сосны покажутся целым лесом. Может зверя напустить, а может и вывести из леса, если человек добрый. Но стоит отметить, что просто так, ради забавы, Леший никогда не будет водить человека по лесу, тем более подвергая его жизнь опасности. Если это происходит, то у Лешего есть все основания это делать.

УГОЩЕНИЕ ЛЕШЕГО

Перед тем, как зайти в лес, мудрые и знающие люди всегда на опушке приносили жертву Лешему. Это часто был просто кусочек хлеба, орехи или овощи для самых малых жителей леса: птиц, мышек, белок и зайцев. Жертву нужно возлагать со словами: «Дух леса, к тебе с добром пришел, детям твоим жертву принес. Позволь во владения твои ступить, позволь от щедрот твоих толику получить. Короба да корзины добром лесным наполнить. Поклон низкий тебе, хозяин леса, кладу и закон твой признаю». Следует запомнить, что общаясь с Лешим, нельзя кричать, также в лесу нельзя свистеть, материться, ссориться. После того, как дар Лешему принесен, можно собирать то, зачем пришел, - ягоды, грибы, травы или дрова. Для охотников существуют другие слова обращения к Лешему, потому как у настоящих охотников всегда особые отношения с Духом леса, и ответственность у них перед Лешим большая. Кстати, охотиться для развлечения Леший никогда не позволит. Рубить деревья, если лес болен или мал, тоже. Ослушавшемуся в этом случае человеку Леший будет всячески мешать и вредить. Некоторые охотники пытаются обмануть Лешего, применив против него оберег и специальные заговоры, но это все равно, что объявить ему войну.

Если человек заблудился в лесу, он может попросить помощи у Лешего. Для этого нужно положить кусочек чего-нибудь съестного на землю и произнести: «Дух лесной, тебе поклон бью, детям твоим жертву приношу, о милости тебя прошу. По лесу ты меня не кружи, по полянам и буреломам меня не води, из владений своих меня отпусти, тропинку к дому родному укажи». Затем нужно сесть под дерево и прислушаться к себе и внешнему миру. Вам обязательно будет знак, в какую сторону идти. Бывает так, человек чем-то провинился перед Лешим, и тот стал пугать и водить по лесу. В этом случае следует остановиться и покаяться перед хозяином леса, заплатив откуп. Откуп зависит от вины человека. Для этого часто хватает хлеба или сладостей, а иногда нужно платить своей кровью. Все духи любят кровь, но не из жестокости, а из-за практичности: кровь живого существа содержит мощную энергию. Если вина человека велика, Леший может успокоиться только после того, как человек прольет свою кровь в знак раскаяния. Крови пролить нужно немного, гораздо важнее ваша решимость. Для этого достаточно сделать на пальце руки небольшой надрез и окропить своей кровью землю перед собой или корни дерева, после чего повиниться перед Лешим, попросить простить и не гневаться, а взамен пообещать исправить нанесенный лесу вред или никогда не показываться в этом лесу. Тогда Леший смилостивится. Если же провинность человека невелика, то достаточно провести тот же ритуал угощения Лешего, который совершают при входе в лес. Сойти с «путаной» тропы можно и своими силами, для этого нужно посыпать путь перед собой солью. При этом не стоит отзываться на непонятные окрики, которые заставляют свернуть с известного пути, не нужно впадать в панику, ведь путать Лешему удается именно благодаря человеческому страху: испуганный человек легко поддается морокам. Также от Лешего можно спастись на мосту или в реке (ручье): Леший не может пересечь бегущую воду. Леший боится огня, меди, соли.

ЗИМОВЬЕ ЛЕШЕГО

В народе считается, что 17 октября, в Ерофеев день, Леший впадает в спячку. На самом деле это приблизительная дата. Леший погружается в спячку с наступлением холодов, и начинается она в день, когда выпадает первый снег. Зимой во время спячки Леший копит силы, отдыхает. В зимнее время года люди реже ходят в лес, поэтому опасности и необходимости в его защите нет. Просыпается Леший, как только сходит снег и появляются подснежники. Но если лесу будет грозить опасность, Леший пробудится посреди зимы, правда, он будет намного слабее, чем обычно, потому что его сила напрямую зависит от состояния леса, и зимой она идет в основном на противостояние холоду и сохранение своей жизни.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...