Конспект урока по биологии на тему " витамины". Разработка урока "витамины" Много витамина А содержится в

>

Конспект урока № 53

Класс : 8 «а» Предмет: Биология. Дата: 10.04.2014 г.

Тема урока : Витамины.

Цель: Сформировать понятие о витаминах, их биологической роли в организме, значении для долголетия.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся знания о биологической роли витаминов, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях, о значении витаминов в обмене веществ, сформировать знания об авитаминозе и гиповитаминозе, рассмотреть классификацию витаминов, и их практическом значении для здоровья человека.

2. Продолжать развивать творческое мышление, мыслительные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника.

3. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, работа в группах, с раздаточным материалом, книгой.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, экран; рисунки в учебнике стр. 195 – 197; портрет Н.И. Лунина; фрукты, аскорбиновая кислота, витамин Е, вода, растительное масло, колбочки

Ход урока:

I . Организационный момент.

На доске: число, месяц, домашнее задание, основные понятия темы (появляются постепенно. В итоге на доске такие слова: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) .

Приветствие с учащимися.

На партах: наличие учебников, тетрадей, дневников.

II . Изучение нового материала.

Учитель. Добрый день, ребята!

Учитель. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учитель. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Учитель показывает видеофрагмент «Авитаминоз».

Учитель.

На моём столе лежат фрукты, аскорбиновая кислота, поливитамины «Комливит», упаковка «Ревита».

Что объединяет все эти предметы?

Ученики.

Наличие в своём составе витаминов. Слайд.

Учитель.

Сформулируйте цель нашего урока.

Ученики.

Сформировать знания о витаминах, их биологической роли в организме.

Учитель.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин (учитель показывает ученикам портрет) произвёл опыты над двумя группами мышей.

Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода, в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке.

Животные второй группы вскоре погибли.

Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же.

Но как объяснить результаты такого опята? Почему погибли мыши, вскормленные искусственным молоком?

Лунин решил, что в пище есть ещё какие-то вещества, необходимые для поддержания жизни.

Эти вещества назвали витаминами (от латинск. « Vita » - жизнь, «А min » - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ в организме. Слайд + вывешиваю термин на доску.

Учитель.

Какие витамины вам известны? (на столах лежит раздаточный материал – пачка от поливитаминов «Комливит» пользуясь им, ребята перечисляют витамины).

Ученики.

Витамин А, В, С, D , E , К, РР, В 1 , В 2 , В 6 , В 12 .

Учитель.

Правильно. В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются большими латинскими буквами.

Все витамины делятся на две большие группы: Слайд.

Витамины

Водорастворимые жирорастворимые

it . гр. В, С, РР) (в it . гр. A , D , E , K )

Учитель. Как вы думаете, что значит водорастворимые витамины?

Ученики. Это витамины, которые растворяются в воде.

Учитель . А что значит жирорастворимые.

Ученики. Это витамины, которые растворяются в жиру.

Учитель. А как они поступают к нам в организм?

Ученики. Витамины поступают к нам в организм с продуктами питания.

Учитель. Правильно. Водорастворимые витамины должны поступать извне практически ежедневно, а при избытке они достаточно быстро выводятся с мочой. Жирорастворимые витамины могут образовываться в организме, в основном в жировой ткани и печени.

Учитель.

Проведём опыт, который доказывает, что действительно витамины подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые.

Для опыта возьмём витамины с двух групп. После каждого опыта вы должны сказать, к какой группе (водо- или жирорастворимой) относится данный витамин.

Витамин 1.

Опустим немного порошка в воду.

Что произошло?

Ученики.

Он растворился.

Учитель.

Опустим немного порошка в растительное масло.

Что произошло?

Ученики.

Кристаллы порошка не растворились.

Учитель.

Ученики.

Вывод: данный витамин относится к водорастворимым.

Учитель. Правильно. Это был витамин С (аскорбиновая кислота).

Витамин 2.

Возьмем несколько капель витамина и опустим их в воду.

Что произошло?

Ученики.

Капли не растворились.

Учитель.

А теперь опустим их в пищевое растительное масло.

Что произошло?

Ученики.

Капли растворились.

Учитель.

Какой вывод мы можем сделать?

Ученики.

Вывод: данный витамин относится к жирорастворимым.

Учитель.

Правильно. Это был витамин Е.

Учитель.

Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.

Обычно человек получает витамины с пищей.

При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, возникает заболевание – авитаминоз. Вывешиваю термин на доску.

Если организм всё-таки получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание – гиповитаминоз. Вывешиваю термин на доску.

Гипервитаминоз – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких). Так, например, суточная потребность витамина А должна быть 0,4 - 0,7 мг у взрослого человека, а у детей - 1,0 мг. В 12 - суточная норма у взрослого человека 2-3 мкг, детей - 0,5 - 2 мкг. Вывешиваю термин на доску.

Учитель.

Какие симптомы могут свидетельствовать о нехватке витаминов в организме?

Ученики.

Сонливость, раздражимость, утомляемость, головная боль, шелушение кожи, выпадение волос и т.д.

Учитель.

Бесспорно, что лучше свежих овощей и фруктов ничего нет. Но, к сожалению, они не могут нас радовать круглый год своими витаминами прямо с грядки. При хранении овощей полгода в них остаётся мизерный процент полезных веществ, а в некоторых и вовсе не остаётся. И поэтому в весенний период у многих возникает авитаминоз.

Учитель предлагает учащимся проверить состояние своего здоровья, выполнив тест, с последующей самопроверкой.

Тест « Есть ли у меня Авитаминоз?» (раздаю каждому напечатанный тест).

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Проверь себя Слайд

За каждый ответ «А» - 1 балл,

За каждый ответ «Б» - 0 баллов

Учитель спрашивает примерно 2-3 учеников о полученных результатах (сколько у кого баллов).

Слайд

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод на лицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Класс разделён на 2 группы –– фирмы:

1 фирма – «Неотложка».

2 фирма «Белые халаты». (выставляю на столы таблички с названием фирм).

Каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача.

Суть игры. Наш город, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, и объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму).

1 конкурс

Пользуясь страницами учебника 195-197, заполните таблицу «Витамины». (Каждому раздаю таблицу, которые должны заполнить. И вывожу на слайде «шапочку» от таблицы).

1 группа

Название витамина

Растворимость

Авитаминоз,

какое заболевание вызывает?

В каких продуктах

содержится?

Витамин А

Жирорастворимые

При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

Рыбий жир, яичный белок, морковь

Витамин В 1

Водорастворимые

При недостатке развивается заболевание «бери-бери», при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание

Арахис, творог, помидоры

Витамин В 2

Водорастворимые

Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос

В яйцах, в мясе рыбы

Витамин В 6

Водорастворимые

Недостаток витамина вызывает развитие анемии и нарушение обмена веществ.

Грецкие орехи, фундук

2 группа

Название витамина

Растворимость

Авитаминоз,

какое заболевание вызывает?

В каких продуктах

содержится?

Витамин В 12

Водорастворимые

Его недостаток приводит к развитию малокровия

Мясо, печень, почки, рыба

Витамин С

Водорастворимые

При недостатке витамина С у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие этого витамина приводит к заболеванию – цинге . У человека развивается отдышка, кровоточивость дёсен, выпадают зубы

Шиповник, лимон, чёрная смородина

Витамин D

Жирорастворимые

Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту

Рыбий жир, УФ-лучи

Витамин РР

Водорастворимые

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками

Дрожжи, неочищенный рис, печень.

2 конкурс

Учитель.

Хорошие врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой фирме предлагаем жалобы больного. Вы должны поставить правильный диагноз, т.е назвать название болезни, и назвать специалиста, занимающимся этим заболеванием.

Учащиеся: Фирмы получают карточки с описанием заболевания, после минутного обсуждения должны поставить диагноз.

1. Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А – куриная слепота – врач окулист). (Ученик читает диагноз и говорит ответ, в это время я вывожу на слайде правильный ответ)

2. Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и язвочки кожи вызывают боли. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? (РР – врач дерматолог).

3. Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (D – рахит – врач хирург). (Слайд с правильным ответом).

4. Жалобы. Стали болеть десна, потом стали кровоточить. А затем вообще стали выпадать зубы. Что со мной? (С, стоматолог). (Слайд с правильным ответом).

3 конкурс

Учитель.

Мы живём в мире конкуренции. Хорошая реклама – 50% успеха. Следующий конкурс – конкурс реклам. У вас было творческое домашнее задание. Прошу вас выступить с вашей рекламой.

Ученики должны предоставить свою рекламу о каком-либо фрукте и о входящих в него витаминов.

Учитель. Молодцы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте - вы птица, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Учитель.

Надеюсь, что прозвучавшие сегодня болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

Учитель.

«Семь шагов к хорошему самочувствию и отменному здоровью». Слайд

    шаг – разнообразное питание.

    шаг – молоко (нет более ценного напитка, чем молоко. В нём содержатся белки, много витаминов и минеральные вещества).

    шаг – рыба и птица в качестве источника белка.

    шаг – овощи, фрукты.

    шаг – умеренное употребление углеводов.

    шаг – меньше соли.

    шаг – маленькие, но очень полезные советы: Слайд

    • Хлеб из грубого помола – источник витаминов.

      Завтракать, перед тем как идти в школу.

      Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.

Учитель.

Что мешает усвоению витаминов?

Ученики (предполагаемый ответ).

Алкоголь, никотин, кофеин.

Учитель (дополняет ответ учеников).

Аспирин, антибиотики, снотворные средства.

А для того, чтобы это не происходило, нужно что…???

Ученики.

Вести здоровый образ жизни.

III . Закрепление изученного материала .

Рефлексия.

Учитель.

Итак, что же мы узнали на уроке?

Ученики.

    Витамины – биологически активные вещества, действуют в малых количествах.

    Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые

    Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз (избыток витаминов).

    Болезни: рахит (недостаток витамина D), бери – бери (недостаток витамина В), куриная слепота (недостаток витамина А).

Учитель.

Хорошо, молодцы.

А теперь, проверим, как хорошо вы знаете это материал на практике. Предлагаю вам решить тест из пяти вопросов. На решение вам три минуты. (Каждому раздаю тест, ученик должен указать ФИ).

Ученики решают тест .

Тест «Витамины - чудесные вещества».

    Витамин А относят к:

а) водорастворимым

б) жирорастворимым

    Авитаминоз развивается при:

    Избытке витаминов в потребляемой пище

    Недостатке ферментов в организме

    Недостатке витаминов в пище

    Недостатке гормонов в организме человека

    Укажите витамин, при недостатке которого развивается РАХИТ:

    А

    С

    В 1

    D

    Где дети чаще болеют рахитом:

    В северных странах

    В странах, расположенных ближе к экватору

    Витамины в организме:

    Влияют на обмен веществ

    Являются строительным материалом клетки

    Участвуют в хранении и передаче наследственных свойств

    Служат источником энергии в организме.

Учитель.

Закончили!

А теперь – меняемся своими тестами с соседом по парте. Ваша роль проверить и оценить ответы.

Учащиеся сверят ответы, которые написаны на слайде, ставят число ошибок, оценку, плюс роспись кто проверял. Слайд с ответами.

Критерии оценок: Слайд

О ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2».

Учитель.

Какой вывод Вы можете сделать к уроку?

Ученики.

Витамины - это важная составляющая часть питания человека. В связи с этим люди должны включать в свой рацион питания как можно больше овощей, фруктов, зелени, злаков и пищи животного происхождения богатой витаминами.

IV . Домашнее задание. Слайд.

Стр. 194 – 197 (пересказ).

Подготовить (некоторым ученикам) сообщение на тему:

1). «Витамины для детей»

2). «Витамины в жизни людей».

V . Подведение итогов.

Учитель объявляет: «Урок закончен, у кого есть какие вопросы?» (отвечает на вопросы, благодарит за внимание).

В конце урока проведён анализ работы учащихся, выставлены отметки в журнал.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка представляет урок биологии в 8 классе, рассчитанный на 1 академический час. Через привлечение различных источников на уроке по-новому раскрывается тема использования витаминов.

Главная цель урока заключается в формировании личностной оценкиздорового образа жизни Разработка может быть интересна и полезна учителям биологии и технологии, а также классным руководителям в учебной и внеклассной работе в целях формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, благодаря практической значимости и воспитательному потенциалу используемого на уроке материала.

ВВЕДЕНИЕ

Для повышения мотивации на уроках биологии необходимо использовать различные методы и технологии, различные источники знаний. Поэтому, для лучшего усвоения темы «Витамины» была использована данная методика. Данный урок позволяет обеспечить более высокий уровень преподавания предмета и продуктивно решить поставленные в теме задачи. Более того, этот урок в условиях сельской малокомплектной школы - это способ более рационального использования и экономии учебного времени, а также эффективной организации работы учащихся.

Ещё одно преимущество данного занятия - это насыщенность и разнообразие используемых источников, которые позволяют лучше усвоить знания о витаминах.

Остаётся добавить, что данный урок помимо указанных в конспекте задач решает ещё одну очень важную задачу - он является мотивационным мостиком к здоровому образу жизни.Все вышеназванные особенности делают данный урок актуальным, содержательным, технологичным, в полной мере отвечающим требованиям, предъявляемым к современному уроку. Данный урок можно использовать и для дистанционного обучения, так и для индивидуального.

Тип урока: урок - изучение новой темы.

Планируемый результат: Метапредметным результатом на данном уроке является

Умение организовать свою деятельность

Умение вести самостоятельный поиск, анализ.

Предметными результатами освоения темы являются

Умение работать с различными источниками биологической информации

Знание о витаминах, их нахождение,значение

Проблемы, связанные с нехваткой и избытком витаминов в организме.

Цель: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм

Задачи урока.

Образовательные (предметные) :

1.сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;

раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

расширить представление о ферментах, роли органов пищеварения в обмене веществ.

Развивающие (метапредметные):

развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;

развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

развить умения и навыки самостоятельной работы;

формировать понятие о здоровой пище.

Воспитательные (личностные):

воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

прививать навыки здорового образа жизни;

Оборудование: презентации учителя (Приложения 1,4); Сообщение о витаминах во время ВОВ (Приложения 2), видеоролик о витаминах (Приложения 3), видеоролик- как сохранить витамины (Приложения 5), тест(Приложения 6)

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Здравствуйте,дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а значит, что я всем вам желаю здоровья. Надо ли говорить о здоровье молодым людям, которые обычно здоровы? Надо. Люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что - нибудь заболит.Академик Быков К.М. сказал: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже «поломан» механизм и нужно думать о его починке» Поэтому, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя своей жизни - счастливой, полноценной, долгой. Нельзя сохранить здоровье, не принимая витамины.

Целеполагание

Тема нашего урока «Витамины» (Приложение 1) Слайд 1 и 2

Записывают тему в тетрадь

Презентация 1

Мотивация

Витамины во время ВОВ (читает приложение 2)

Актуализация знаний

Смотрят и слушают

Первичное усвоение новых знаний.

Повторим то что сейчас посмотрели (слайд 1-5-)

Смотрят(Презентация 2)слайды и комментируют

Первичная проверка понимания

А сейчас начертим в тетради таблицу и заполним ее. Если вы что-то забыли, прочитайте параграф « Витамины» в учебнике

Чертят таблицу (приложение (слайд 6), заполняют, читают

Первичное закрепление.

Оценивание

Отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф

Творческое задание- составить кроссворд или игру или…по теме «Витамины »

Записывают в дневники

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Что же мы узнали, изучив тему «Витамины»

Отвечают слайд 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка была успешно апробирована на уроках биологии в 8 классе. Контроль по изученной главе показал более глубокое усвоение теоретического материала, что нашло отражение при выполнении тестового задания, предложенного на уроке.

Список используемых источников

Приложения

(Приложения 1);

Презентация « цель- задачи урока»

(Приложения 2),

Сообщение о витаминах во время ВОВ

Витамины во время ВОВ

Самоотверженной, в буквальном смысле героической, была работа ученых- биологов в блокированном Ленинграде. 8 сентября немецкие войска вышли на южный берег Ладожского озера. Началась блокада, а в городе были ограниченные запасы продовольствия. Забота о питании населения и защитников Ленинграда легла и на ВНИВИ (Всесоюзный Научно-исследовательский витаминный институт). В первую очередь необходимо было предупредить возникновение цинги. В условиях блокады было решено освоить упрощенный метод получения витамина из единственного доступного источника - хвои, в виде водного настоя. Эту задачу поручили группе химиков, биохимиков и инженеров под руководством А. Д. Беззубова и К. З. Тульчинской. Хвойные установки быстро организовали в больницах, на предприятиях, в научных и учебных учреждениях, в некоторых воинских частях. Уже к концу ноября в Ленинграде их работало более ста. Для гражданского населения был организован выпуск хвои в пакетах. Торговали ими через аптеки бесперебойно. Пакеты содержали инструкцию, как приготовить настой в домашних условиях, разработанную также во ВНИВИ. Кроме того, об этом многократно передавали по ленинградскому радио. Для госпиталей, больниц, детских учреждений ученые рекомендовали еще одно противоцинготное средство - суп из проросшего гороха. В одной тарелке такого супа содержалось около двух доз аскорбиновой кислоты. В конце ноября и начале декабря 1941 г. в госпитали города начали поступать обмороженные солдаты и офицеры, а в больницы - гражданское население. Сотрудники витаминного института знали из опыта финской кампании, что масляные растворы каротина являются одним из лучших средств для лечения обмороженных людей. Ввиду отсутствия в Ленинграде моркови, в срочном порядке была разработана технология получения каротина из игл хвои и отжимов - отходов производства антицинготной настойки. Инженеры отдела быстро спроектировали и построили опытную установку, на которой начали производить концентраты каротина. Полученный препарат с успехом использовался для лечения бойцов Ленинградского фронта. Из-за недостатка продуктов в городе распространилась дистрофия. В борьбе с ней принимал участие и ВНИВИ. “Мы получили сведения о том, что в одной из типографий сохранились большие запасы технического казеина….. Наши химики нашли способ его очистки от вредных примесей и, таким образом, - получения из него нормального размоченного творога с высокими питательными свойствами. В ответ на сообщение об этом в горком партии последовало распоряжение об изъятии всего имевшегося в городе технического казеина и передаче его на фабрики-кухни, где его перерабатывали по способу, предложенному Витаминным институтом, в пищевой творог” (Шмидт). При участии сотрудников ВНИВИ было налажено также производство гидролизных дрожжей - ценного белкового продукта. Еще раньше разрабатывался способ переработки горелого сахара с Бадаевских складов в леденцовую карамель. Весной 1942 г. перед ВНИВИ была поставлена задача - использовать дикорастущие растения в качестве источника белка, витамина C и каротина. Совместно с Ботаническим садом АН СССР были отобраны наиболее ценные растения - лебеда, крапива, одуванчик и другие, разработаны способы консервирования, а кулинары составили рецепты салатов, супов. С мая 1942 г. в городе проводили широкую пропаганду дикорастущих растений: на радио, в печати, на собраниях, лекциях, совещаниях. В дальнейшем дикорастущие растения так вошли в меню фабрик-кухонь, что осенью 1942 г. их стали заготавливать про запас на зиму.

(Приложения 3),

видеоролик о витаминах

(Приложения 4);

Презентация- витамины

Таблица «Витамины»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Фатеево.

Урок по биологии

для 8 класса

по теме

« Витамины»

Учитель биологии и географии

Зыкина Надежда Николаевна.

2013 г

Предмет: биология

Класс: 8 класс

Задачи урока:

1. Образовательные.

    ознакомление с понятиями “авитаминоз”, «гипер- и гиповитаминоз» и их последствиями;

2.Развивающие.

Продолжить:

3. Воспитательные.

Методы и приёмы:

Основные понятия:

Оборудование:

    учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Биология. Человек». Вентана - Граф. 2005г.

    таблица «Витамины»,

    система «Мультимедиа»,

    компьютерная презентация «Витамины – чудесные вещества»,

    таблицы с названием станций по выбранному маршруту и со словарными словами,

    тесты «Витамины - чудесные вещества», «Есть ли у меня авитаминоз?»,

    рефлексия,

    дополнительный материал по витаминам и правильному их использованию.

Ход урока:

Организационный момент

а) наведение порядка на рабочем месте

б) приветствие

Мотивация

Учитель: Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:

1. расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки,

2. ослабление и выпадение волос – грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше,

3. сухость кожи – покупаем крема

А что это такое? В чём дело?

Выслушиваю мнения учащихся

Конечно, в нехватке витаминов!

Сегодня, ребята, мы познакомимся еще с одним из видов органических веществ, которые называются витамины. (Слайд 1)

И тема нашего урока «Витамины – чудесные вещества» (запись в тетрадь)

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Оцениваем себя на полях тетради «+»

1.Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?

(Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли).

2.Как называется процесс превращения питательных веществ в растворимые соединения, легко всасывающиеся в кровь и лимфу? (пищеварение)

4.Где начинают перевариваться углеводы? (в ротовой полости под действием фермента слюны часть нерастворимых углеводов превращается в глюкозу)

5.Где начинается переваривание белков? (В желудке).

6.Где происходят основные процессы переваривания пищи? (В тонкой кишке).

7.Какая железа нашего тела является самой крупной? (Печень).

8.Какую роль играет желчь в процессе пищеварения? (Усиливает действие ферментов и разлагает жиры на мелкие капельки).

9.Какие процессы происходят в клетке (Пластический и энергетический обмен).

10.Какова роль энергетического и пластического обмена? (пластический обмен – рост, деление и развитие каждой клетки; энергетический – энергия для создания новых веществ

Оказывается, для нормальной работы организма, для пластического и энергетического обмена необходимы совсем в небольшом количестве, но обязательно постоянно незаменимые вещества, которые мы и будем сегодня изучать.

А что вы знаете о витаминах? (Слайд 2)

1.Откуда эскимосы получают необходимые витамины:

из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей

2.В капусте витамины лучше всего сохраняются, если ее употреблять:

в свежем виде, в замороженном, в консервированном

3.Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин С, витамин В.

4.В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве?

В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

5.Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С?

1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

Ответы (Слайд 3)

    Все четыре

    В свежем виде.

    Витамин Д

    В печени.

    Любой из этих продуктов.

Оценивают себя на полях тетради «5 …»

Постановка цели урока.

Итак, вы видите, что знаний у некоторых по данной теме еще не достаточно, а кто правильно ответил на все вопросы, думаю, сможет в конце урока ответить и на дополнительный вопрос к каждому из вышерасположенных заданий: ПОЧЕМУ?

Изучение нового материала:

Для этого мы с вами отправимся в путешествие и побываем на станциях «НИИ», «Фармацевт» и «Диетолог».

Станция «НИИ» (компьютерное сопровождение)

В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что, если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? (Слайд 4)

Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано – сделано, и вот уже две группы «мучеников науки»- мышей готовы к эксперименту. Опытную группу Лунин снабжал составленным по образцу коровьего молока «идеальным» коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным молоком.

Результат был неутешителен. Контрольная группа набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла.

Исследователь сделал вывод: одних белков с жирами да углеводами, по-видимому, организму недостаточно; в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни.

Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимеж Функ (1884-1967). (Слайд 5)

Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В1, или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово «витамин» придумал Функ – от латинского vita – «жизнь». (Слайд 6)

Витамины

Вывешивается на доске как словарное слово)

Учитель: Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что недостаток любого из них приводит к каким-либо расстройствам организма. При сильной нехватке того или иного витамина наблюдается (Слайд 7)

авитаминоз

и развиваются тяжелые заболевания.

При незначительном недостатке витаминов, человек испытывает общее недомогание, усталость, раздражительность и потерю аппетита. Такое состояние называется

гиповитаминоз

(Вывешивается на доске как словарное слово)

Излишнее потребление витаминов тоже приводит к последствиям для организма – гипервитаминозу. (Вывешивается на доске как словарное слово) (Слайд 8)

Организм «не умеет» самостоятельно синтезировать витамины или же производит их слишком мало и поэтому должен получать в готовом виде вместе с пищей.

Станция «Фармацевт»

Учитель: Современной науке известно более 20 витаминов, мы лишь познакомимся с некоторыми из них. (Слайд 9)

Витамины обозначаются буквами латинского алфавита А, В, С, Д и т.д.

Постановка проблемы (листочки получает каждый учащийся. Каждый работает над решением своей проблемы) (Приложение 1)(Слайд 10)

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником, дополнительной литературой, заполнение пропущенных колонок в таблице по своему витамину. (Дополнительная информация в Приложении 2)

Выступления учащихся. Заполнение пропущенных колонок в таблице по мере выслушивания сообщения. (Приложение 3) (Слайды 11,12,13,14,15,16,17,18)

На отдельном столе лежат наборы продуктов питания, содержащих витамин, выбрать правильно, продемонстрировать.

Сравнивают заполненные таблицы с эталоном (Приложение 4) (Слайд 19)

Оценивают правильность выполнения задания на полях тетради(«5» ….)

Станция «Диетолог»

Выступление подготовленного заранее учащегося с главными рекомендациями сохранения витаминов в продуктах питания. Демонстрация блюд, приготовленных по правилам сохранения витаминов (Слайд 20)

(Приложение 5)

Закрепление изученного материала

Тестовая работа по группам (Приложение 6)

Ответы на задания теста (Слайд 21)

1.б 2.в 3.в 4.а 5.в 6.б 7.г 8.в 9.в 10. в

Оценки поставить на полях тетради

Информация о домашнем задании (Слайд 22)

2.Искусственно синтезированные витаминные препараты продают в аптеках и почти в каждом доме они есть. Проанализируйте их состав. Выводы запишите в тетрадь.

3.Если дома нет витаминных препаратов, зайдите на медпункт и спросите:

    Какие витамины продают в нашем аптечном киоске?

Ответы запишите в тетрадь.

Подведение итогов.

Выставление оценок (анализируют выполнение всех заданий по ходу урока и выставляют общую оценку за урок)

Рефлексия (Приложение 8)

    Не замачивать продукты на длительное время в воде, а промывать их под струей воды.

    При обработке овощей, фруктов, грибов пользоваться нержавеющими ножами.

    Не держать сырые плоды и овощи на солнце, свет которого разрушает витамины.

    При очистке овощей удалять тонкий слой кожуры, потому что слой под кожурой особенно богат витаминами и солями.

    Лучше опускать овощи в кипящую воду и варить в посуде с закрытой крышкой.

    При варке овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном.

    При варке в соленой воде овощи теряют до 70% витаминов, поэтому соль кладите, когда они будут готовы.

    Жарьте овощи в обильном жиру.

    Готовый суп не оставляйте с открытой крышкой.

    Чем крупнее нарезаны овощи, тем меньшее количество витаминов они теряют при варке. Не переваривайте овощи, не допускайте их разваривания.

    Различают водорастворимые (В и С) и жирорастворимые (А, Д) витамины. Жирорастворимые усваиваются лучше, если их употреблять вместе с жирами, например, с растительным маслом, обогащенным витамином А.

Приложение 1

1.Больная М., 13 лет, увлеклась новомодной диетой и, пытаясь похудеть, в течение месяца исключала из пищи все жиры. На прием поступила с признаками сумеречной слепоты («куриная слепота»): кожа сухая, волосы ломкие, на слизистой ротовой полости мелкие язвы.

При дефиците, какого витамина в организме возникают названные нарушения? Какие продукты питания можно рекомендовать для излечения?

2 . В Х1Х в. Русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле – еле передвигали ноги. Больных буквально завязывало в узел, затем следовали паралич и смерть.

У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что чёрного хлебца не ест! – говорили матросы.

Как называется это заболевание и каковы его причины?

3. Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория»

«…Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов. Ещё вчера это был самый быстрый парусник. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премию за срочную доставку груза в Британию. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины, было даже достаточно пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду сразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появились багровые пятна. Распухали и кровоточили дёсны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Что это за болезнь, каковы её причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших?

4. Молодая мама не любила гулять с маленьким сыном. Она укладывала ребенка в комнате, закрывала окна занавесками, чтобы солнечный свет не проникал внутрь, а сама включала телевизор и смотрела любимый сериал. Через некоторое время бабушка заметила, что у малыша деформировалась грудная клетка, на ребрах появились утолщения, ножки стали искривляться. Бабушка настояла на том, чтобы ребенка показать врачу. Какой диагноз поставил врач и какое назначил лечение?

5 группа: Мой приятель считает, что вся сила в витамине С и для успешных занятий спортом нужно в рацион питания включать больше овощей. С вечера, начистив картошки, свеклы и репы, заливает их водой, чтобы, не теряя времени, утром приступить к варке.

Люблю наблюдать, как в старинном железном котелке бурлит вода – варятся нарезанные овощи, поднимается ароматный пар. Овощи должны хорошо развариться – при этом гибнут болезнетворные микробы, а разваренные овощи хорошо усваиваются организмом. Теперь несколько бульонных кубиков и суп готов! Согласны ли вы с этим кулинаром? Ответ объясните.

Приложение 2

Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно – восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. В организм человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богата им печень рыбы и говяжья печень, в меньшем количестве в яичных желтках. В растительных же продуктах содержится провитамин А-каротин, который, попадая в организм человека, превращается в витамин А.

Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, абрикосы, помидоры, петрушка, зеленый лук, плоды шиповника и др. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.

Витамины группы В имеют большое значение для человека. Они образуют целую группу – из 15 различных веществ. Важнейшие из них В1,В2,В6,В12.

Витамин В1 – тот самый открытый Функом тиамин. Он участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. Продолжай Функ свой опыт, еще немного – и он бы довел несчастных птичек до болезни бери-бери, которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать витамин тиамин.

Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Витамин В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

Витамин В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин и в обмене белков.

Витамин С (аскорбиновая кислота) регулирует обмен белков и углеводов, участвует в выведении холестерина из организма, помогая в борьбе с атеросклерозом, усиливает образование гемоглобина, повышает устойчивость к инфекциям, оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению к ядовитым веществам. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябине, черной смородины, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашенной капусте.

Витамин Д особенно необходим растущему организму, так как участвует в обмене кальция и фосфора. Кроме того витамин Д стимулирует правильный рост костей, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидной и половых желез. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Рахит – серьезное заболевание, оно часто развивается у детей, мало бывающих на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.

Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб, богаты витамином и дрожжи. В качестве источника витамина Д используется и витаминизированный рыбий жир.

Приложение 7

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Подсчет результатов: за каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Приложение 6

Тест «Витамины – чудесные вещества»

    Витамины участвуют в образовании

А – гормонов

Б – ферментов

В – белков

2. Много витамина С содержится в

А – семенах бобовых растений

Б – печени

В – плодах шиповника

Г – рыбьем жире

3. Много витамина Д содержится в

А – плодах шиповника

Б – капусте

В – в рыбьем жире

Г – плодах смородины

4. При недостатке витамина С развивается

А – цинга

Б – «куриная слепота»

В – расстройство деятельности нервной системы

Г – рахит

5. При недостатке витамина А развивается

А – рахит

В – «куриная слепота»

Г – цинга

6. При недостатке витамина В развивается

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – рахит

Г – «куриная слепота»

7. При недостатке витамина Д развивается

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – «куриная слепота»

Г – рахит

8. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может

образоваться витамин

9. Витамины

А - образуются в организме человека

Б – поступают только с пищей

В – в основном поступают только с пищей, а некоторые могут

синтезироваться в организме человека

10. Избыток в организме какого-либо витамина:

А – гиповитаминоз

В – гипервитаминоз

С- авитаминоз

Г - поливитаминоз

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. «5» - 10 баллов

«4» - 9 – 8 баллов

«3» - 7 – 6 баллов

«2» - 5 и менее баллов

Приложение 4

Название витамина

Суточная потребность (мг)

«Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста

Печень рыбы, говяжья печень, сливочное масло, морковь, помидоры абрикосы, петрушка, зеленый лук,

Бери – бери, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц,сердечная недостаточность,

Хлеб, фрукты, пивные дрожжи, в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях

Цинга, кровоточивость десен, подверженность инфекциям

Свежие овощи, фрукты, шиповник, черная смородина черноплодной рябине, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашеной капусте.

печень морской рыбы, витаминизированный рыбий жир. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.

Приложение 3.

Название витамина

Заболевания, возникающие при авитаминозе (гиповитаминозе)

Суточная потребность (мг)

Источники витамина для организма

Бери – бери, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность,

Хлеб, фрукты, пивные дрожжи, в оболочках и зародышах злаков, в отрубях

Свежие овощи, фрукты, квашеная капуста, шиповник, черная смородина

Рахит, нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях.

Приложение 8

Рефлексия

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / не интересным

Технологическая карта урока по теме «Витамины»

Предмет: биология

Класс: 8 класс

Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Задачи урока:

1. Образовательные.

    формирование представления о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

    ознакомление с понятиями «авитаминоз», «гипер- и гиповитаминоз» и их последствиями;

    ориентирование учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие.

Продолжить:

    развитие познавательного интереса к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы

    развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой

    развитие умений применять полученные знания на практике;

    определение личностной значимости темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

    формирование понимания сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.

    указание на приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

    воспитание у учащихся стремления к правильному и здоровому образу жизни

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приёмы:

    Словесный – индивидуальные выступления учащихся.

    Проблемный – проблемные задачи в начале урока

    Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.

    Наглядный – выставка продуктов, содержащих витамины, презентация.

    Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы от общего к частному

    Личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия:

витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, цинга, бери- бери, рахит, куриная слепота

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно – мотивационный момент

Подготовка к уроку.

Обеспечить психологическую комфортную обстановку и подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Организационный настрой на работу в ходе урока.

Готовность класса к уроку, наличие дидактического материала, включение учащихся в рабочий ритм.

Актуализация знаний и умений

Обеспечение актуализации опорных знаний и умений.

Обращение к прошлому опыту учащихся, проверка знаний по вопросам

Учащиеся активно участвуют в опросе.

Самооценка.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации цели.

Учитель предлагает ряд вопросов и указывает на недостаточные знания учащихся по теме и необходимость новых открытий

Отвечают на вопросы, сравнивают ответы с эталоном и осмысливают значимость изучения темы.

Самооценка.

Принятие учащимися цели предстоящей учебной деятельности. Готовность учащихся к познавательной деятельности на уроке.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний

Станция «НИИ»

Рассказ учителя с элементами беседы. Учитель вводит новые понятия «витамины», «гипервитаминоз», «авитаминоз», «гиповитаминоз» Сопровождение – презентация.

Станция «Фармацевт»

Нацеливает на самостоятельную работу по решению проблемных задач в ходе работы с дополнительной литературой.

Направляет самостоятельную работу учащихся.

Заслушивает выступления учащихся, сопровождаемые слайдами презентации.

Станция «Диетолог»

    расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;

    развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом, умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;

    дать представление учащимся об истории открытия витаминов

    познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;

    показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ

    разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;

    сравнить природные и искусственные витамины;

    позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

    дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

    научить применять теоретические знания на практике.

Тип урока: комбинированный урок- презентация

Формы и методы (методические приемы):

    частично-поисковый;

    индивидуальная работа;

    групповая работа;

    работа с научной литературой;

    работа с таблицами, презентациями.

Средства обучения: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг., «Витаминные препараты: моно- и поливитамины» , портрет Н.И. Лунина; презентации; интерактивная доска.

План урока:

    Изучение нового материала (с использованием презентации)

    Понятие о витаминах

    Историческая справка

    Классификация витаминов

    Понятия «авитаминоз» и « гиповитаминоз»

    Важнейшие представители витаминов, их значение, содержание в продуктах питания,

авитаминоз (выступления учащихся с использованием презентации)

    Правила хранения витаминов и их кулинарная обработка.

презентация учащихся)

    Интерактивное задание «Какие витамины содержатся в данных продуктах?»

    Что лучше витамины натуральные или искусственные? Как правильно принимать

витамины(выступление фармацевта с использованием презентации)

    Витамины для красоты и здоровья (выступление косметолога с использованием

презентации)

    Выступление витаминолога «Мифы о витаминах»

    Тест « Есть ли у меня авитаминоз?»

    Информация о домашнем задании

ХОД УРОКА

Учитель: Мы изучали на прошлом уроке обмен веществ и энергии.

Что такое обмен веществ и энергии?

Обмен веществ и энергии – один из основных признаков живого.

В процессе пластического обмена организм усваивает вещества и накапливает энергию.

В процессе энергетического обмена органические вещества в организме распадаются с выделением энергии. Процессы пластического и энергетического обмена проходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии.

Есть вещества, которые тоже влияют на обмен веществ, это витамины.

На доске запись темы – “ВИТАМИНЫ”.

Учитель: Тема нашего урока – Витамины.

Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»

    Презентация

Какая заслуга Н.И. Лунина и Казимира Функа в изучении витаминов?

(записи в тетрадях)

Учитель: В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме.

    Презентация

Теперь запишем в тетради.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Авитаминоз – отсутствие витаминов в организме.

Гиповитаминоз- недостаток витаминов.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Классификация витаминов:

    Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

    Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Учитель: Послушаем сообщения о влиянии некоторых витаминов на здоровье.

Витамин А. (Ретинол). жирорастворимый.

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.

Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.

Значение для организма:

    Усиливает остроту зрения

    Укрепляет волосы, эпителий зубов

    Стимулирует деятельность щитовидной железы.

    Регулирует процесс образования новых клеток

    Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень. рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.

Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.

Суточная потребность 0,5-2,5 мг

При гипофункции -нарушается рост и развитие, дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей. Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

Витамины группы В(эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

Витамин В 1 (тиамин) укрепляет нервы,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.

Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.

При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей).

Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

Суточная потребность 2,0-2,2 мг.

При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.

Витамин В 12(цианокобальтамин) регулирует кроветворную функцию, работу мозга Усиливает иммунитет,

участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.

Содержится: только в продуктах животного происхождения: печень, почки, яйца, молоко, сыр.

соя, устрицы.

Суточная потребность 2-5 мкг.

Поэтому, у вегетарианцев, которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12.

При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

ВИТАМИН С (аскорбиновая кислота) водорастворимый).

Витамин С или аскорбиновая кислота, самый популярный из витаминов. Еще в то время, когда о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для заживления ран белка,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам. В последние время ученые высказывают предположение, что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет к развитию атеросклероза. Доказано что витамин С предотвращает образование в организме веществ, способных вызывать развитие раковых заболеваний.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...