Люблю природу русскую осень тема «дивная пора» в стихотворении «есть в осени первоначальной. Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

ОСЕНЬ - ПОЭТИЧЕСКАЯ РОСКОШЬ...

Осень - пора листопада...

Судя по тому, как наш народ любит осень, это не время года, а состояние души. Причем типично русское, когда природа, увядая, дарит небывалые краски, яростные, а потом - пастельные, умаляясь до полной графичности. Погода, перед тем, как окончательно и бесповоротно испортиться, вдруг забывается в коротком всплеске бабьего лета.

Листик осенний бьется бабочкой о стекло. Дождик подобен слезам, легким слезам сожаления по чему-то светлому, что ушло и еще, быть может, угасло не совсем, и повторится.

Многие не любят лето. Еще Пушкин объяснил нам:

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи...

А осенью ни тебе комаров, ни мух. Сплошная лирика. Правда, Некрасов, сидючи у себя в Карабихе и предаваясь по своему обыкновению унынию, примешивал к лирике нотку гражданской скорби. Но иначе он не мог. Он скучал даже в Италии. Томился в Риме. А Герцен злорадствовал: Некрасов оттого томится за границей, что языка не знает … Так или иначе, но уж осенью некрасовский сплин разыгрывался во всю:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

А вот Аполлон Майков унылой порой не скучал, и даже как-то не по-осеннему был бодр и свеж:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Но на то он и Аполлон, чтобы на все взирать свысока. И даже на причуды природы.

А вот чистые лирики осенью любуются. Среди людей им неуютно, тем более тому, кому выпало столько хлопот и страданий. В 14 лет Фета лишили дворянского звания и российского подданства. И поэтому столь естественно, что свое отдохновение он находил на лоне природы.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Тютчев точнее Фета, тоньше, более чуток, он любуется осенью, словно красивой женщиной в период ее увядания, но самого красочного; он живописует словом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не будем повторять хрестоматийное. Все знают со школьной скамьи, чем обогатила русскую литературу "Болдинская осень": завершением романа в стихах "Евгений Онегин", "Маленькими трагедиями" и т.д. И даже более поздняя пора Пушкина нисколько не пугала. "Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь". Видимо, предстоящая женитьба на Наталье Гончаровой сообщала окружающему пусть и несколько безотрадному пейзажу нежную прелесть:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

А вот на последователя Пушкина в Серебряном веке Владислава Ходасевича осень наводила уныние. Впереди никаких перспектив, скорее это скорбный крик, чем пастель… Но чем тяжелее поэту, тем отраднее читателю, сидя в тепле и довольстве, читать эти строчки:

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
Ликует...
Ветер - как стон запоздалых рыданий.
Листья шуршат и, взлетая, танцуют. хотя проигрывает бой.

У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии.
К осени обращаются не как к живому, это и не обсуждается, само собой разумеется, а словно идут в храм на исповедь. И поверяют ей свои чувства, самые сокровенные.

И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: видео- или аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитаем с интонацией удивления.

— Прочитаем с утвердительной интонацией.

— Прочитаем с интонацией раздражения.

— С интонацией восхищения.

— С веселой интонацией.

— А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему урока

— Какое время года описано в стихотворении?

— Найдите в этом стихотворении приметы осени.

— Какие еще признаки осени вам известны?

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.

IV. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)

2. Осенние загадки

(Загадки даются на карточках).

— Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух. (Дети читают загадки, отгадывают их.)

1. Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

2. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

3. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Что за желтый снегопад?

Это просто... (листопад).

4. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.)

5. Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

V. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичное чтение стихотворения

(Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?

— О какой поре осени рассказывает поэт?

2. Словарная работа

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.

— Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

3. Работа со средствами выразительности

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)

— Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)

4. Выразительное чтение стихотворения

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?

— Как бы вы озаглавили его?

Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).

Образ какой осени создаёт в стихотворении Тютчев?

В этом стихотворении поэт создаёт образ «первоначальной» осени.

Какая это пора? К какому средству создания художественного образа прибегает поэт?

Это «короткая, но дивная пора». Дивная — это эпитет. Слово «дивный» имеет два значения: необычный и прекрасный.

Какое значение слова реализуется в стихотворении? Может быть, оба? Почему эта пора необычная?

Это переход от лета к зиме.

Чем она прекрасна?

Она прекрасна хрустальным днём, лучезарными вечерами, перелётами паутинок, умиротворением, разлитым в природе.

— При помощи какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ «Весь день стоит как бы хрустальный»? Что этим хотел сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Общее можно найти в прохладе, свежем ветерке осеннего дня. И в красоте, драгоценности, сближающей хрустальную вещь и похожий осенний день, который дорог тем, что он один из последних. Поэт имел в виду ещё звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине. А не так ли непрочна красота осеннего дня, как хрупок хрусталь?

— Таков день, а каковы «осенью первоначальной» вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера «лучезарны». Лучезарный — сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

— Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «далеко до первых зимних бурь», какие приметы осени есть в стихотворении?

Пусто везде — и на земле, и в небе, простор везде, не слышно птиц. Заметнее стали паутинки: их тонкий волос блестит. Это метафора.

— В каком художественном образе присутствует в произведении человек? Как вы его понимаете?

Человек всё лето неистово работал в поле, «где бодрый серп гулял и падал колос»

— И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они созданы?

Поэт называет поле «отдыхающим». Это очень необычный эпитет.

— Как создан художественный образ «И пьётся тихая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле»? Как вы его понимаете?

Лазурь — это светло-синий цвет, синева. Чистая и теплая лазурь — это небо, которое как бы пьётся на землю, стремясь отпраздновать с ним праздник осени «первоначальной»

— Что хотел сказать поэт созданными художественными образами?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, умиротворении. Чувствуешь умиление красотой природы, читая это стихотворение, и в это же время испытываешь лёгкую грусть, светлую печаль.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская средняя школа №12»

Открытый урок проведённый во 2 классе по предмету «Литературное чтение»

Тема : «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Подготовила учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

с.Павло –Хутор

9.10.2012 г.

Тема: «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Цели урока : ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»; ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Создание на уроке положительной мотивации к обучению.

Оборудование : аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня», учебник “Литературное чтение ”; ноутбук, мультимедиапроектор; презентация.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

1. Предметные:

Познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;

Отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;

Планировать свое выступление;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Развивать навыки выразительного чтения;

Совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

Воспитывать любовь и уважение к родной природе;

Передать красоту и музыкальность поэтической речи;

Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

4. Коммуникативные:

Формирование умения работать в малых группах

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

I .Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Проверка готовности к уроку.

Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II . Пятиминутка чтения.

Цель: формирование навыка беглого чтения

Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения.

Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

Речевая разминка.

На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.

Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

Объяснение значений выделенных слов.

Значение слова «кафтан» найти самостоятельно в различных источниках.

Какое время года описано в стихотворении?

Найдите в этом стихотворении приметы осени.

Какие ещё признаки осени вам известны?

Назовите осенние месяцы по порядку.

Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.

Познавательные УУД

Объясняют значение выделенных слов. Читают хором стихотворение в медленном темпе.

Прослушивание 2-х уч-ся.

V. Проверка домашнего задания

Цель: - развивать творческие способности каждого ученика.

Прочитайте свои тексты об осени

- Молодцы все!

Чтение детьми текстов «За что я люблю осень».

Учились планировать свое выступление;

Введение в тему.

Дети, осень приготовила для вас загадки (на карточках)

Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух.

Дети читают загадки и отгадывают их.

Приложение 1 к уроку

VI . Целепола гание и мотивация

Цель: мотивировать учащихся на изучение нового раздела.

Сегодня мы начнём изучение нового раздела: “Люблю природу русскую. Осень”(слайд №2 )

На уроке мы познакомимся с произведением русского поэта Ф. И. Тютчева,будем выразительно его читать. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3).

Краткий рассказ о жизни поэта. -

VI I .Физкультминутка

Муз.физминутка «Две руки» (слайд № 4)

Муз.»Физминутка «Две руки»

V III . Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие текста

Цель: определить первичное восприятие стихотворения.

Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».

А теперь закроем глазки и послушаем стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.(на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

Прослушивание стихотворения учащимися.

Учились представлять картины осенней природы.

2. Обсуждение стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

К какому жанру мы можем отнести это произведение? Докажите.

Найдите рифмующиеся строки!

Понравилось стихотворение?

Какие картины представили вы при прослушании этого стихотворения?

О какой поре осени рассказывает

А теперь прочтите самостоятельно стихотворение на стр.68 учебника.

Это стихотворение (в стихотворении есть рифма, ритм)

Учились различать стихотворный и прозаический текст;

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Представлять картины осенней природы

Коммуникативные УУД.

Высказывания детей.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми. . Жужжащее чтение учащихся.

IX . Словарная работа.

Цели: формировать навык выборочного чтения.

Утвердить значимость и ценность каждого слова;

Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?

Обратите внимание на выделенное слово. Что оно обозначает? Где найти значение этого слова?

Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор в виду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №6)

Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня. (Cлайд №6)
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай. (Cлайд №7).

Праздная борозда (Cлайд №7).

Что это означает?

- Какой увидел осень поэт Тютчев?

Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.(образное,художественное определение)

Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.

Найдите их.

Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №8)

Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?

Опишите его. Какой он? (Cлайд №9)

Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №10)

Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?

3) Работа над словами и выражениями.

Что вы чувствуете при чтении стихотворения?

Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)

Надо заглянуть в словарик, который находится в конце учебника. (Дети находят значение слова в учебнике)

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Ученики стараются пояснить их смысл).

Отдыхающая, с нее с неё убрали урожай.

-“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера»

Волшебная пора, прекрасная, необычная.

Прозрачный, чистый, безоблачный.

Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.

-Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много .

Спокойствие, восторг, удивление, грусть, умиротворение?

Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

X . Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Работа над выразительным чтением.

(Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.

Ребята заранее сформировали состав групп).

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Способ чтения выбирают дети.

Спокойно, с лёгкой грустью.

Определяется общий тон чтения - неторопливый, радостный, однако с лёгким оттенком грусти.

Прочитать это стихотворение в быстром темпе невозможно, его следует прочесть неторопливо, особенно выделяя многосложные слова: первоначальной, хрустальный, лучезарны, паутины , отдыхающее - и образные выражения: дивная пора, бодрый серп, праздной борозде, чистая и тёплая лазурь. Чтение должно передать настроение поэта, восхищённого красотой осеннего дня.

XI .Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня все работали хорошо, молодцы!

(Самые активные получают отметки)

XII . Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Выберите и продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел… слайд 12

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

Х II . Итог урока

У стихотворения нет названия.

Все привыкли называть его по первой строке.

Как бы вы его озаглавили?

Высказывания

XIV . Дом. задание:

- Учить наизусть стихотворение.

Найти значение слова «кафтан» в различных источниках слайд 14

Приложение 1

Осенние загадки

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад

Листья по двору летают,

Под ногами шелестят.

Птицы снова к теплым странам,

Клином весело летят.

Угадай, что за пора,

Снова к нам гостить пришла?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Осень: поэт - художник - композитор

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства - поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...