Налоговый калькулятор пеней по налогам. Примеры расчета налоговых пеней по новым правилам

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней

Если все налоги уплачены в установленные сроки, то разговор об неактуален. Но, как показывает практика, налоги и по ним перечисляются в срок далеко не всегда. А в этом случае начисляются пени в установленном налоговым законодательством порядке.

Уплата налога при УСНО

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и налог по итогам налогового периода (ст. 346.21 НК РФ). Поскольку отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым - календарный год, необходимо ежеквартально и по итогам года (ст. 346.19 НК РФ).

Главой 26.2 НК РФ установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСНО:

  • авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября;
  • - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. В 2017 году "упрощенцы" должны уплатить авансовые платежи не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (переноса сроков нет).

Расчет пеней при несвоевременной уплате налога при УСНО

Если авансовые платежи или налог при УСНО будут уплачены позже установленного срока, то "упрощенец" будет обязан уплатить пени.

По своей экономической сути пени являются платой за пользование бюджетными деньгами, которыми являются не уплаченные в срок налоги (авансовые платежи по налогам).

Порядок исчисления пеней установлен ст. 75 НК РФ; он не зависит от вида налога или авансовых платежей по налогу:

  • пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога;
  • пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога - процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Обратите внимание! По общему правилу пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Но, как правило, про пени "забывают", тогда их взыскивают принудительно, выставляя требование на расчетный счет. Также пени могут быть взысканы за счет иного имущества налогоплательщика.

При этом расчет пеней при уплате авансовых платежей позже установленного срока нужно делать с учетом правовой позиции Пленума ВАС, выраженной им в п. 14 Постановления от 30.07.2013 N 57: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Специально для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы", отметим, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ (Письма Минфина России от 24.02.2015 N 03-11-06/2/9012, от 27.10.2015 N 03-11-09/61543, от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).

Представители ФНС трактуют обозначенную правовую позицию судей следующим образом (рекомендации даны для территориальных налоговых органов): если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период, и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей (Письмо от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@).

Таким образом, порядок расчета пеней при уплате налогов и авансовых платежей позже установленного срока действующим законодательством определен, правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу высказана, мнение контролирующих органов тоже представлено. Казалось бы, никаких трудностей в расчете пеней по налогу, уплачиваемому при УСНО, быть не должно. Но практика показывает обратное.

Расчет пеней по налогу при УСНО на примере судебного решения

Ярким примером принципиально разного подхода к расчету пеней является дело N А78-5061/2016, рассмотренное в Определении ВС РФ от 03.02.2017 N 302-КГ16-21102: расчеты пеней, произведенные налоговым органом, "упрощенцем" и судебной инстанцией, не совпали, размеры пеней, подлежащих уплате, оказались разными.

Данное дело выделяется из общей массы судебных дел еще и тем, что, как правило, налогоплательщики пытаются уменьшить сумму пеней к уплате в общей сумме исковых требований - доначисленных налогов и штрафов, отдельно пени не уменьшаются в судебном порядке. А в рассматриваемом случае единственным заявленным исковым требованием стало признание недействительным требования налогового органа об уплате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

Суть спора

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к налоговому органу о признании недействительным требования об уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 34 984,81 руб. по состоянию на 11.03.2016 (поскольку в данном случае без расчетов не обойтись, приводим конкретные цифры).

Названный индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП, в 2015 году применял УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Требованием налоговый орган поставил в известность предпринимателя о наличии задолженности по пени по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2015 год в сумме 97 008,04 руб. и указал на обязанность заявителя уплатить ее в установленный срок.

Предприниматель посчитал, что данное требование нарушает его права, и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который оставил жалобу без удовлетворения. После чего обозначенное лицо обратилось в суд, который счел соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, суть спора заключается в том, что расчет пеней, произведенный налоговым органом, указанный в требовании (97 008,04 руб.), не совпадает с расчетом, который сделал предприниматель (62 023,23 руб.), разница составила 34 984,81 руб. На эту сумму предприниматель и хотел уменьшить пени, подлежащие уплате в бюджет.

Материалы дела

Спорная сумма пеней была начислена за 2015 год на основании налоговой декларации при УСНО, представленной в налоговый орган 01.03.2016, в связи с тем, что авансовые платежи за I квартал и полугодие 2015 года были уплачены позже установленных сроков (см. таблицу 1, составленную на основании данных налоговой декларации по УСНО за 2015 год, и таблицу 2, составленную на основании материалов дела).

Таблица 1

Начисленные платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО

Сумма, руб.

Сумма налогового платежа по УСНО нарастающим итогом, руб.

Авансовые платежи за I квартал 2015 года

К уплате 1 375 093

1 375 093

Авансовые платежи за II квартал 2015 года

К уплате 996 024

2 371 117

Авансовые платежи за III квартал 2015 года

К уменьшению 776 681

1 594 436

По итогам налогового периода 2015 года

К уменьшению 90 895

1 503 541

Итого

1 503 541

1 503 541

Таблица 2

Уплата авансовых платежей и по итогам налогового периода по налогу при УСНО

Сумма (руб.)

Дата фактической уплаты

Срок уплаты в соответствии с гл. 26.2 НК РФ

За I квартал 2015 года

200 000

24.04.2015

27.04.2015

За полугодие 2015 года

20.07.2015

27.07.2015

300 000

26.08.2015

200 000

15.10.2015

За девять месяцев 2015 года

450 000

27.10.2015

26.10.2015

За налоговый период 2015 года

353 540

16.03.2016

04.05.2016

Итого

1 503 541

Таким образом, предприниматель допустил случаи неполного и несвоевременного перечисления сумм авансовых платежей к установленным законом срокам, а потому в силу совокупности норм НК РФ на соответствующие суммы не поступивших в срок авансовых обязательств по налогу при УСНО подлежали начислению пени.

Позиция налогового органа

Налоговый орган в данном случае произвел расчет пеней по авансовым платежам без учета конечного значения налога при УСНО к уплате за налоговый период.

Инспекцией при осуществлении расчета спорных пени не учтено то, что отдельные суммы задолженностей по авансовым платежам, по которым он произведен, несоразмерны итоговому обязательству предпринимателя по УСНО за 2015 год, задекларированному в размере 1 503 541 руб., и превышают его. Например, сумма пенеобразующей задолженности по авансовым платежам составила:

  • за период 28.07.2015 - 25.08.2015 - 2 171 117 руб. (1 375 093 + 996 024);
  • за период 26.08.2015 - 14.10.2015 - 1 871 116 руб. (2 171 117 - 300 001);
  • за период 15.10.2015 - 25.10.2015 - 1 671 116 руб. (1 871 116 - 200 000).

Таким образом, общая сумма пеней по расчетам налоговиков - 97 008,04 руб., что, по мнению суда, неверно.

Позиция индивидуального предпринимателя

Представленный заявителем расчет пени за несвоевременную уплату налога при УСНО за 2015 год на сумму 62 023,23 руб., по мнению суда, не может заслуживать внимания, поскольку основан на неверном толковании п. 4 и 5 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающих исчисление обязательств по данному налогу, основывающееся на методе нарастающего итога. Предпринимателем такой расчет произведен в отрыве от обозначенного обстоятельства, поквартально, и без учета принципа поглощения последующими обязательствами предыдущих, с принятием в связи с этим за основу расчета некорректных пенеобразующих показателей действительной задолженности по авансовым платежам.

Предприниматель рассчитал пени исходя из установленных сроков уплаты авансовых платежей, а не из фактических.

Позиция судов

В рассматриваемом деле все судебные инстанции (включая ВС РФ) были едины в своем мнении по вопросу расчета пеней. При этом непосредственно расчет пеней судьями отличается от расчета, произведенного налоговым органом: суд признал расчет пеней, представленный индивидуальным предпринимателем, неверным, но и расчет, произведенный налоговым органом, тоже неправильным. Суд удовлетворил заявление предпринимателя частично, решение инспекции признано недействительным в части пени в размере 11 641,3 руб., то есть, по мнению судов, сумма пеней в рассматриваемом случае равна 85 366,74 руб. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Период для расчета пени

Сумма авансовых платежей по декларации (руб.)

Даты уплаты

Суммы уплаты (руб.)

Долг по авансовым платежам в сравнении с налогом (руб.)

Соразмерная недоимка для пени (п. 14 Пленума ВАС РФ N 57) (руб.)

Дни просрочки

Расчет пени (руб.)

28.04.2015 - 20.07.2015

I квартал - 1 375 093

24.04.2015

200 000

117 509

(1 503 541)

1 175 093

1 175 093 x 0,000275 x 82 = 26 498,34

21.07.2015 - 27.07.2015

20.07.2015

1 175 092

(1 503 541)

1 175 092

1 175 092 x 0,000275 x 7 = 2 262,05

28.07.2015 - 25.08.2015

Полугодие - 996 024

1 175 092 + 996 024 = 2 171 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 29 = 11 990,74

26.08.2015 - 14.10.2015

26.08.2015

300 000

2 171 116 - 300 000 = 1 871 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 50 = 20 673,69

15.10.2015 - 25.10.2015

15.10.2015

200 000

1 871 116 - 200 000 = 1 671 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 11 = 4 548,21

26.10.2015 - 26.10.2015

Девять месяцев - к уменьшению на 776 681

1 671 116 - 776 681 = 894 435

(1 503 541)

894 435

894 435 x 0,000275 x 1 = 245,97

27.10.2015 - 31.12.2015

27.10.2015

450 000

894 435 - 450 000 = 444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000275 x 66 = 8 066,50

01.01.2016 - 08.03.2016

444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000366 x 68 = 11 081,24

Итого:

85 366,74

Для расчета пеней необходимо значение ставки рефинансирования в 2015 - 2016 годах: процентная ставка пени принимается равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В 2015 году ставка рефинансирования ЦБ РФ была равна 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

С 01.01.2016 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой ставке и равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 "О ключевой ставке Банка России", Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

Таким образом, ставка пени за каждый день просрочки составила:

  • в 2015 году - 0,000275 (1/300 x 8,25%);
  • в 2016 году - 0,000366 (1/300 x 11%).

В расчете пеней судами учтены разъяснения п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 57. При этом отмечено, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или - в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, суды исходят из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Аналогичные разъяснения в части необходимости соразмерного уменьшения пени в случае несвоевременного внесения авансовых платежей при превышении их показателей по соответствующим отчетным периодам относительно сумм налога по итогу налогового периода содержатся в Письмах Минфина России N 03-11-06/2/62714 и ФНС России N ЗН-4-1/1711@. Но при этом соответствующего алгоритма соразмерного уменьшения пени приведенные разъяснения не содержат.

По мнению судов, руководствуясь принципами разумности и объективности, соразмерным при определении пени за несвоевременное внесение авансовых платежей за отчетные периоды относительно итоговых сумм налога за соответствующий налоговый период следует признать такой показатель, который задолженность по авансовым платежам для расчета пени приравнивает к сумме налога в случае их превышения над последним.

Соответственно, в рассматриваемом случае сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по налогу при УСНО за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 руб. по каждому из них.

Таким образом, сумма пени по оспариваемому требованию в размере 11 641,30 руб. (97 008,04 - 85 366,74), по мнению суда, является излишне предъявленной заявителю, а потому при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности налогоплательщика по уплате рассматриваемых пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год в вышеуказанной сумме (11 641,30 руб.), в связи с чем оно выставлено с нарушением ст. 45, 69, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его экономической деятельности в данной части.

В приведенном случае соразмерность состоит в том, что размер ответственности должен соответствовать размеру налога (1 503 541 руб.), на сумму, превышающую указанную сумму, ответственность применена быть не может. Обязанность по уплате авансовых платежей в счет уплаты исчисленного налога за налоговый период была бы выполнена в тот момент, когда налогоплательщик уплатил бы всю сумму в размере 1 375 093 руб. за I квартал и сумму в размере 128 448 руб. за полугодие, поскольку это составит 1 503 541 руб. Расчет, представленный заявителем в суд, основан именно на указанных принципах, предусмотренных законодательством, и составляет сумму пени 62 023,23 руб. Но фактически предприниматель не уплатил авансовые платежи в установленные сроки.

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (за I квартал, полугодие и девять месяцев) и налог по итогам налогового периода. В случае уплаты авансовых платежей и налога при УСНО позже установленных сроков налоговый орган начислит пени и выставит требование об их уплате.

При уплате пеней "упрощенцы" должны проверить расчет пеней налоговиками: как показывает практика, они не всегда правильно исчисляют пени. Надо помнить, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данное мнение полностью соответствует действующему законодательству, правовой позиции Пленума ВАС, и его применяют суды на практике при рассмотрении аналогичных дел.

Безусловно, уплачивать авансовые платежи и налог при УСНО нужно в установленные законодательством сроки, но если уж налоговые платежи фактически уплачены позже, то расчет пеней должен быть сделан корректно.

Назначение приложения:

Подготовка полноценного расчета процентов по ст.ст. 395, 317.1 ГК РФ и расчета неустоек, которое может быть исползовано в качестве приложения к исковому заявлению;

Оперативная проверка расчетов в ходе судебного заседания.

Ставки ЦБ РФ для расчетов по ст.395 и 317.1 ГК РФ обновляются в день их публикации. Очередное изменение законодательства об изменении алгоритма расчета с 01 августа 2016 года учтено разработчиками.

Обновленная версия мобильного приложения (август 2016 год) имеет расширенные возможности. В этой версии, в частности, предусмотрены:

Возможности уменьшения (промежуточные оплаты) или увеличения суммы долга (выполнение нового объема работы и т.п.) в период расчета;

Новый порядок определения числа дней в году применительно к ст. 395 ГК РФ после 23.03.16 года.

Кроме, того владельцы приложения будут иметь доступ к закрытому разделу сайта с аналогичными расширенными возможностями калькулятора.

Учитывая, что наши юристы также пользуются калькулятором, мы постоянно работаем над совершенствованием функционала и своевременным обновлением актуальных данных для корректной работы калькулятора.

Скачать приложение можно по следующим ссылкам:

Для удобства лиц, заинтересованных начислением должнику неустойки, мы разработали калькулятор её расчета. Теперь для того, чтобы правильно рассчитать сумму неустойку за просрочку обязательства должника, вам нужно будет всего лишь ввести сумму долга, период просрочки и размер неустойки. Воспользовавшись калькулятором на сайте Группы юридических компаний «Лекс», вы можете быть уверенными в правильности расчета неустойки согласно введенным вами данным.
Возможность взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательства предусмотрена ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.


При взыскании неустойки, кредитору следует иметь ввиду, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Стоит отметить, что в судебной практике по делам о взыскании неустойки наибольшие споры возникают в части определения момента возникновения просрочки должника.
Предметом доказывания по требованию о взыскании неустойки будет являться: наличие обязательства должника, неисполнение или ненадлежащее его исполнение и наличие ответственности за такое нарушение в виде неустойки.


Однако даже если кредитор докажет все вышеизложенные обстоятельства, во взыскании неустойки в заявленном размере судом может быть отказано, поскольку в гражданском праве существует механизм уменьшения неустойки, предусмотренный ст. 333 ГК РФ.
В силу указанной статьи если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Необходимо отметить, что четкие критерии определения соразмерности неустойки отсутствуют, что обуславливает наличие разночтений в судебной практике.
Таким образом, механизм взыскания неустойки в желаемом размере, равно как и её уменьшения до желаемого размера, достаточно сложен и требует выполнения действий сторон по доказыванию вышеизложенных обстоятельств.

Как рассчитывать пени по налогам и страховым взносам в 2017 году? Что изменилось в расчетах? Действительно ли пени в 2017 году нужно будет рассчитывать исходя из 1/150 ставки рефинансирования? Правда ли, что сумма пеней увеличится в два раза? Какие новшества предусмотрены с 1 октября 2017 году? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Вводная информация: расчет пеней по налогам

Порядок расчета пеней определен статьей 75 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Проще говоря, в случае опоздания с уплатой налогов, на задолженность начисляются пени.

Пеня по налогам рассчитывается исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) ЦБ РФ по следующей формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318). То есть, если уплата долга по налогам состоялась, допустим, 15 февраля 2017 года, то в расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Приведем пример расчета пеней по налогам.

Пример. НДФЛ в сумме 156 800 рублей с зарплаты за декабрь 2016 года, выплаченной работникам 10.01.2017, ООО «Катюша» перечислила в бюджет 24.01.2017.

Количество дней просрочки – 12 (с 12.01.2011 по 23.01.2017). Ставка рефинансирования (ключевая ставка) Банка России в период просрочки составила 10%. См. « ». Сумма пени за просрочку уплаты НДФЛ составит 627, 20 руб. (156 800 руб. x 10% / 300 x 12дн.).

Аналогичный порядок расчета пеней нужно применять и к другим налогам (например, к НДС, налогу на имущество, УСН др.).

Изменения с 1 января 2017 года

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Пени по налогам, по-прежнему, следует рассчитывать по формуле, которая обозначена выше. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Заметим, что до 2017 года расчет пеней регулировался статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ <О страховых взносах> (утратил силу с 31 декабря 2016 года). Анализируя положения данной статьи можно было прийти к выводу, что пени по страховым взносам нужно начислять со дня, следующего за сроком уплаты взноса, и по день его уплаты (включительно). То есть, если дату погашения долга до 2017 года требовалось учитывать при расчете пеней.

Учитывая, что с 2017 года на страховые взносы распространяется налоговое законодательство, день погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней больше включать не нужно. Приведем пример расчета пеней по страховым взносам с 2017 года.

Пример. ООО «Катюша» пенсионные страховые взносы в сумме 149 258 рублей за декабрь 2016 года перечислило 26 января 2016 года. При этом срок уплаты страховых взносов за декабрь – не позднее 16 января 2017 года. См. « ». Количеств дней просрочки составило 9 дней (с 17.01.2017по 25.01.2017). В такой ситуации пени за просрочку уплаты страховых взносов составят 447,78 руб. (149 258 руб. x 10% / 300 x 9 дн.).

С 2017 года пени по страховым взносам рассчитываются по правилам статьи 75 Налогового кодекса РФ. День погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней больше включать не нужно.

Увеличение пеней с 1 октября 2017 года для организаций

Самые существенные изменения в расчете пеней затронут организации (юридические лица) с 1 октября 2017 года. Поправки предусмотрены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 октября 2017 года пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренные новым пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пример расчета пеней с 1 октября 2017 года. Предположим, что НДФЛ в сумме 179 221 рублей с зарплаты за июль 2017 года, выплаченной работникам 10.08.2017, ООО «Катюша» перечислила в бюджет с опозданием – 31.10.2017. Количество дней просрочки – 80 календарных дней (с 12.08.2017 по 30.10.2017). Предположим, что за весь период просрочки уплаты налога действовала единая ставка рефинансирования Банка России – 9 процентов. Чтобы правильно рассчитать пени с 1 октября 2017 года нужно принимать во внимание период просрочки уплаты. В таблице рассчитаем пени за просрочку до 30 календарных дней и за просрочку с 31-го календарного дня.

Как видно, за период просрочки с 31 календарного дня с 1 октября 2017 года нужно применять 1/150 ставки рефинансирования. Такой подход, по сути, в два раза увеличивает сумму пеней для организаций.

С 1 января 2017 года расчет пеней для организаций никак не изменится. Повышений пеней для компаний произойдет только с 1 октября 2017 года.

Стоит заметить, что точно такой же подход с 1 октября 2017 года будет применяться при расчете пеней по страховым взносам. Если просрочка по уплате составит более 30 календарных дней, то пени нужно будет рассчитывать исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Расчет пеней ИП в 2017 году

Положениями пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 2017 года) процентная ставка пеней принимается для ИП 1/300 действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Никаких изменений в расчете пеней для ИП с 1 октября 2017 года не предусмотрено. Следовательно, в расчете пеней для ИП с 2017 года ничего не изменится. Не важно, сколько составила просрочка: больше или меньше 30 дней. Пени нужно рассчитывать исходя из 1/300 ставки рефинансирования. Поправки 2017 года в части увеличения пеней затронули только юридические лица. А ИП – это физические лица, поэтому новшества на них не распространяются.

Пени для физических лиц в 2017 году

Физические лица, не имеющие статуса ИП, также должны уплачивать пени за уплату налогов в более поздние сроки. Напомним, что физические лица уплачивают следующие имущественные налоги на основании налоговых уведомлений (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней. Такое требование должно содержать, в частности, размер пеней на момент направления требования (п. 4 ст. 69 НК РФ). Таким образом, пени по налогам рассчитывает налоговая инспекция, а не физическое лицо. Вместе с этим, в 2017 году расчет пеней для физических лиц (размер пеней) не изменится. Пени, как и прежде, будут рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования за весь период просрочки.

Обновлено: 16.06.2019 (последнее изменение учетной ставки 17.06.2019 с 7,75% до 7,5%)

Основные режимы расчета:

Расчет пени по ставке рефинансирования.

  • 1 300 ставки рефинансирования. Одна трехсотая ставки рефинансирования такой расчет процентов по ставке рефинансирования используется при задолженности за услуги ЖКХ или Трудовому кодексу (выплата ЗП).

  • пени по ставке рефинансирования. По целой ставке рассчитываются пени, например если в договоре займа не указаны проценты (ГК РФ). Расчет неустойки / штрафа по ставке рефинансирования проводится, по сути, если нет других условий.

  • Если задолженность сформировалась в период действия нескольких ставок. Здесь можно использовать вариант с плавающей ставкой, которая будет автоматически изменяться в зависимости от периода задолженности. Или, например, выбрать последнюю ставку рефинансирования (позиция, изложенноя в Постановлении Президиума ВАС РФ № 5451/09). Такой расчет может использовать арбитражный суд.

Расчет пени за просрочку платежа

Расчеты штрафов или неустоек можно проводить без привязки к официальной ставке. калькулятор позваляет задать собственные значения на основании договорных отношений с контрагентом (как в процентах так и в абсалютном выражении) и затем провести расчет пени по договору.

Пример расчета

Как рассчитать ставку рефинансирования

Ставка устанавливается Центральным банком, полный архив ставок за различные периоды смотрите на странице.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...