Оперативно тактический ракетный комплекс точка у. Вся суть в названии: ракетный комплекс «Точка-У

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab" .

Состав

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):

  • Боевые средства
    • Ракеты:
      • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
      • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
      • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
      • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
      • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
      • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
    • Пусковые установки:(см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 , фото6 )
      • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
      • 9П129М (9П129-1М)
      • 9П129М-1 (см. схему )
    • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1) (см. фото )
  • Специальные транспортные средства:
    • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
    • Машины хранилища - специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
    • Контейнеры
      • 9Я234 для ракетной части и ракет
      • 9Я236 для боевой части
    • Аэродромно-складские тележки
      • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
      • 9Т114 для боевой части
  • Средства технического обслуживания и регламентных работ:
    • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
    • машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
    • машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
    • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
  • Средства управления связи - командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
  • Учебно-тренировочные средства:
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
    • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
    • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
    • разрезной макет ракетной части 9М79.
    • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
    • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ .
  • Тренажеры:
    • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
    • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
    • 2У420 - тренажер оператора.
    • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
    • 2У413 - тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1)

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части (см. схему ).

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

    Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

    • Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото ), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
      Внутри КПО находится:

      • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
      • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
      • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
      • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
      • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В.
    • Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута - передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части - 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

      Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

      • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
      • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
      • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
      • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
      • 4 рулевые машины: 9Б69 - верхние - 2шт, 9Б68 - нижние- 2шт (9Б89 - 4 шт.)
    • Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности - 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке (см. фото ).

      Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

    Двигательную установку (см. описание ).

    Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б65
    • гидропривод 9Б616:
      • блок автоматики 9Б66
      • питающая гидравлическая установка 6Б67
      • рулевая машина верхняя 9Б68 - 2 шт., рулевая машина нижняя 9Б69 - 2 шт.,
    • турбогенераторный источник питания 9Б149:
      • блок управления 9Б150
      • блок сопротивлений 9Б151
      • газотурбинный блок 9Б152
      • блок регуляторов 9Б242
    • комплект кабелей

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б84-1 ракеты 9М79-1:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64-1
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б638
    • гидропривод 9Б640:
      • блок автоматики 9Б66-1
      • питающая гидравлическая установка 6Б639
      • рулевая машина 9Б89 - 4 шт.
    • турбогенераторный источник питания 9Б185:
      • блок управления 9Б150-1
      • блок сопротивлений 9Б189
      • газотурбинный блок 9Б186
      • блок регуляторов 9Б242-1
    • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В
    • комплект кабелей

    Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

    • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
    • АА-86 - ядерная особой важности,
    • АА-92 - ядерная
    • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание ),
    • 9Н123К - кассетная (см. описание ),
    • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

    Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

    В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

    Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

    • Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

      Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

    Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

    Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

    Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К

165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин

Испытания и эксплуатация

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

Тактический ракетный комплекс

9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79-1 разработан КБ машиностроения (г.Коломна), главный конструктор - С.П. Непобедимый. Модернизация комплекса "Точка" с целью увеличения дальности действия и улучшения точности начата в 1984 г. Изменения коснулись состава топлива ракетного двигателя, модернизиции приборов управления, незначительно изменена конструкция ракеты.

Испытания модернизированного комплекса "Точка-У" проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Климатические испытания проводились в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском ВО.

Комплекс 9К79-1 "Точка-У" принят на вооружение в 1989 г., серийное производство ракет развернуто на Воткинском машиностроительном заводе в этом же году. Комплекс "Точка-У" может применять ракеты комплекса "Точка".

Западное наименование комплекса 9К79-1 "Точка-У" - SS-21B SCARAB-B.

Пусковые установки комплексов 9К79-1 "Точка-У" в стартовом положении (http://mil.ru)

Ракетные комплексы "Точка" и "Точка-У" в ВС России

Ракетные комплексы "Точка" были основным вооружением частей ракетных войск Сухопутных войск Вооруженных Сил России на протяжении более, чем 20 лет. По состоянию на 1991 год в составе вооруженных сил СССР было 300 ракетных комплексов "Точка" и "Точка-У". В составе Российской армии по состоянию на 2009 год было 140 комплексов "Точка" и "Точка-У" объединенных в 11 ракетных бригад и 2 отдельных ракетных дивизиона. К 2018 году в ходе перевооружения ракетных бригад на новые ракетные комплексы 9К720 "Искандер-М" количество комплексов "Точка" и "Точка-У" значительно сократилось.

Состав батареи комплекса

2 самоходных пусковых установки 8П129М;
- 2 транспортно-заряжающих машины 9Т218;
- 2 транспортные машины 9Т238;
- 1 автоматизированная контрольно-испытательная машина (АКИМ) 9В819-1 или 9В819М или 9В820;
- 1 машина техобслуживания 9В844 (шасси ЗИЛ-131) - для проверок аппаратуры СПУ и АКИМ;
- 1 командно-штабная машина Р-145БМ на шасси БТР-60.

ТТХ ракетного комплекса "Точка-У"

Длина ракеты - 6407 мм Диаметр ракеты - 650 мм Размах крыла – 1440 мм Масса ракеты - 2010 кг Масса ракетного блока - 1528 кг Масса топлива - 1006 кг Масса БЧ - 480 кг Дальность действия - 20 - 120 км Скорость полета - 1036 м/с Высота траектории максимальная - 26000 м КВО - 10-250 м

Семейство ракет "Точка" и прототипы В-611 / В-614
(http://militaryrussia.ru).

Боевое оснащение

Ракеты 9М79-1 "Точка-У" могут оснащаться следующими типами боевого оснащения: - ядерная боевая часть (БЧ) малой мощности 9Н39; - ядерная боевая часть особой важности; - фугасная БЧ 9Н123Ф-1; - кассетная 9Н123К-1; - противорадиолокационная БЧ 9Н123Ф-Р.

Ракета 9М79-1 "Точка-У" (http://mil.ru)

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная с использованием командно-гироскопического прибора 9Б64 (разработан НПО Электромеханики, г.Миасс), дискретно-аналогового вычислительного устройства 9Б65 (ДАВУ), блока бортовой автоматики 9Б66, блока управления турбогенератором 9Б150 и датчика угловых скоростей и ускорения ДУСУ-1-30В; Управление ракетой осуществляется с помощью аэродинамических решетчатых рулей на начальном и конечном этапах полета, на активном участке траектории синхронно (на одном валу) с аэродинамическими задействуются так же вольфрамовые газодинамические рули. На конечном этапе траектории ракета по команде радиодатчика высоты совершает пикирование на цель под углом 80 град. Для подрыва БЧ над землей используется лазерный датчик.

Модификации:

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У" - усовершенствованный вариант комплекса "Точка" с обратной совместимостью по ракетам (может применять ракеты комплекса "Точка").

Ракетный комплекс 9К79М "Точка-М" - несостоявшийся проект глубокой модернизации ракетного комплекса.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

На протяжении десятилетий единственным оружием, способным поражать важные объекты в тылу противника, оставалась артиллерия особой мощности. Однако развитие ракетного оружия в годы после Второй Мировой войны привело к появлению такой его разновидности, как тактические ракеты.

Относительно небольшая дальность пуска была гораздо выше дальности стрельбы артиллерии, боевая часть мощнее снарядов, а пусковые установки при этом сохраняли мобильность. Одним из типичных и известных представителей тактических ракет является «Точка-У», доставшаяся России в наследство от СССР.

История создания

Одной из первых советских тактических ракет, батареи которых придавались мотострелковым и танковым дивизиям, стала «Луна». Эта довольно простая неуправляемая ракета, оснащённая твердотопливным двигателем, могла забросить осколочно-фугасный заряд массой в 350 кг на дальность свыше 45 км. Точность при этом была удручающей – допускалось километровое отклонение от цели. Частично проблему точности решало применения ядерной боевой части.

Комплекс «Луна» был принят на вооружение в 1960 году, а работы по созданию нового, более современного ТРК стартовали в 1968 году. Изделие получило кодовое название «Точка» и индекс ГРАУ 9К79.

Производство началось в 1973 году, а спустя 10 лет после начала боевого дежурства «Точек» появилась модернизированная ракета «Точка-У» (9К79-1) с увеличенной дальностью полёта.

В НАТО этому комплексу присвоили обозначение SS-21 Scarab («Scarab» – скарабей, «SS» – сокращение от «surface-to-surface» – «поверхность-поверхность»).

Описание конструкции

Главная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.

В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.

Головные части соединяются с ракетной болтами, питание на ГЧ подается через кабель.

Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.


Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.

Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Ядерные боевые части для «Точки-У» имели заряд мощностью до 100 (по другим данным – до 200) килотонн.

Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.

Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.

Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.

В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

Боевое применение

Две-три пусковые машины составляли батарею, а три батареи – дивизион. До трёх дивизионов, в свою очередь, составляли бригаду. Тактические ракетные комплексы «Точка» стояли на вооружении Советского Союза и стран Варшавского договора.

После 1991 года в странах ОВД их начали выводить из эксплуатации, но в большинстве постсоветских стран они всё ещё находятся на вооружении.

На экспорт «Точки» поставлялись не очень активно – их имеют только некоторые арабские страны, конкретно – Сирия и Йемен. Кроме того, в КНДР производилась местная копия под названием KN-02.

Именно Йемен, кстати, стали первой страной, опробовавшей советские установки в бою. В 1994 году «Точки» участвовали в гражданской войне, а с 2018 года используются против сил Саудовской Аравии. Вообще основным полем применения этих тактических комплексов стали именно гражданские войны. Так, в конце 90-х годов российские войска использовали это оружие во второй чеченской кампании.


По некоторым докладам, украинские силы использовали на Донбассе минимум одну батарею пусковых установок. С 2014 года «Точки» применяются и сирийскими войсками.

Тактико-технические характеристики

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» можно сравнить с двумя американскими аналогами. Первый – комплекс «Лэнс», разработанный одновременно с ранними модификациями «Точки». Второй – современная ракета ATACMS, запускаемая с пусковой установки РСЗО MLRS.

Ракеты «Лэнс», служившие, в первую очередь, средством доставки ядерных зарядов, имели сравнительно низкую точность, а дальность сильно зависела от массы установленной боеголовки. С вооружения MGM-52 сняли вскоре после распада СССР.


Пришедшее на смену «Лэнсу» представители семейства ATACMS имеют меньшую, по сравнению с «Точкой» массу боевой части, но большую дальность, а высокую точность им обеспечивает возможность наведения по данным спутниковой навигации. Исключение составляет ранняя (без спутникового наведения) модификация MGM-140A – её кассетная боевая часть имела массу в 560 кг, а дальность при этом составляла 165 км. Ядерные и химические заряды для семейства ATACMS не разрабатывались.

Несмотря на разработку и запуск в производство новых ракетных комплексов «Искандер», «Точка-У» остаётся грозной боевой силой.

В нём сочетаются большая мощность, достаточно высокая точность, сравнительно невысокая стоимость и традиционная для советской техники неприхотливость в эксплуатации. Если вспомнить, что разработка комплекса началась ещё в 60-е годы, то можно признать, что «Точка» по крайней мере некоторое время была лучшей в своём классе.

Видео

Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения ракетной установкой наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С. П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации «Точка-Р», с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т. д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79 «Точка-У». Основным отличием его является большая дальность и меткость стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 « Scarab».

Комплекс «Точка-У» вооружен ракетой 9М79, которая имеет исполнения 9М79Ф, 9М79К и т. д., в зависимости от типа боевой части. Головная часть может быть ядерная АА-60, фугасная 9Н123Ф, кассетная 9Н123К и другие. Кассетная головная часть содержит кассету с пятьюдесятью суббоеприпасами осколочного действия. Двигатель ракеты твердотопливный однорежимный. Головная часть ракеты в полете не отделяется. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. На конечном участке траектории происходит доворот ракеты и вертикальное пикирование на цель. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв головной части над целью.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ее исполнительными органами служат решетчатые аэродинамические рули, размещенные на хвостовом отсеке ракеты и приводимые в действие рулевыми машинками. На начальном отрезке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газодинамических рулей. Питание бортовых потребителей электроэнергии осуществляется от генератора, турбина которого приводится во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов.

Для наведения «Точки-У» на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника. Сейчас основным источником фотоснимков служит архив Центра космической разведки ГРУ.

Основные боевые машины комплекса - пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218–1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16–20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под требуемым углом возвышения.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218–1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесном шасси 5921 и 5922. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Кроме пусковой установки и ТЗМ в состав комплекса входят автоматизированная контрольно-испытательная машина, машина технического обслуживания, комплект арсенального оборудования и учебные средства.

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2–3 РДН), в дивизионе - 2–3 стартовые батареи, в батарее 2–3 пусковые установки. Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки.

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс «Точка-У» активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки, которые отслеживали затем баллистическую траекторию полета ракет до момента поражения.

ТТХ

Тактико-технические характеристики ПУ 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом), кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град. С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ, кг 17800
Грузоподъемность, кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с 300 при 2600 об/мин

Виды современного ракетного оружия весьма многочисленны и разнообразны. Стратегические ракеты созданы для поражения целей, находящихся на расстоянии в десятки тысяч километров, и обычно несут ядерный заряд. Однако существуют и другие ракеты, задачей которых является поражение важных объектов, расположенных в ближайшем тылу противника. Такие ракеты называются тактическими и оперативно-тактическими. Они также могут иметь ядерную боевую часть (БЧ), но даже с обычной боеголовкой подобные ракеты представляют собой грозное оружие, способное значительно изменить ситуацию на локальном участке вооруженного конфликта.

В СССР умели делать не только стратегические межконтинентальные ракеты, способные уничтожать целые государства. Еще с 50-х годов прошлого столетия советские конструкторы занимались разработкой тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов. Такие названия, как «Луна», «Ока», «Эльбрус» (это и есть знаменитый «Скад») были хорошо известны вероятному противнику. Одной из самых удачных советских разработок в данной области стал тактический ракетный комплекс «Точка» (а затем и «Точка-У»).

«Точка-У» и сегодня стоит на вооружении российской армии , кроме того, эта ракета используется в армиях еще нескольких стран мира.

История создания

Работы по созданию ракетного комплекса «Точка» начались в 1968 году. Именно в этом году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому главным исполнителем работ назначалось КБ Машиностроения (г. Коломна), его руководителем в тот момент был талантливый советский оружейный конструктор Непобедимый.

Новый ракетный комплекс создавался для поражения важных объектов в тактическом тылу противника. Точность новой ракеты была задекларирована прямо в названии проекта – «Точка».

В этот же период были определены и другие предприятия-участники нового проекта: шасси для нового комплекса должен был изготовить Брянский автозавод, ЦНИИ Автоматики и гидравлики занималось разработкой системы управления, а ПО «Баррикады» - пусковой установки.

Испытания нового ракетного комплекса начались через три года, а в 1973 году стартовало его серийное производство, но на вооружение «Точку» приняли только в 1976 году. Комплекс оснащался ракетами 9М79, которые могли нести два вида боевых частей: осколочно-фугасную и ядерную. Дальность полета новой ракеты составляла 70 км, а вероятное отклонение от заданной точки – 250 метров.

Сразу после приема комплекса «Точка» на вооружение, началась работа над новой модификацией ракеты, которая планировали оснастить новой электроникой. Новая ракета оснащалась пассивной головкой самонаведения и получила индекс «Точка-Р». Однако на вооружение новый ракетный комплекс так и не взяли.

В 1984 году начались работы над модернизацией комплекса «Точка». Военные хотели улучшить основные его характеристики, а именно дальность полета ракеты и ее точность. Испытания проводились с 1986 по 1988 год, а через год «Точка-У» приняли на вооружение.

Усовершенствованный комплекс может стрелять и ракетами «Точки».

Результатом модернизации комплекса стало значительное улучшение его основных характеристик. Дальность поражения целей увеличилась до 120 км, а также значительно улучшилась точность ракеты – вероятное отклонение ракеты от цели уменьшилось до 100 метров. Новые ракеты получили более совершенную систему навигации и наведения.

Боевое применение

Ракетные комплексы успели принять участие в нескольких локальных конфликтах. Российская армия активно применяла «Точку-У» против сепаратистов в ходе обеих чеченских кампаний.

Также эти комплексы применялись российской армией против грузинских войск в ходе войны в 2008 году.

Весьма активно и эффективно «Точку-У» использовала украинская армия во время конфликта на востоке Украины.

Йеменские хуситы нанесли удар «Точкой-У» по лагерю саудовский войск и их союзников. Есть информация, что в результате погибли более сотни военнослужащих, были уничтожены несколько десятков единиц бронетехники и даже несколько вертолетов.

Описание комплекса

Ракетный комплекс «Точка-У» разрабатывался для поражения в тактическом тылу противника одиночных, групповых, а также площадных целей, которые представляют значительную важность: командные пункты и узлы связи, стоянки самолетов и вертолетов, склады боеприпасов и горючего.

В состав комплекса входит:

  • ракеты 9М79-1, на которые могут быть установлены различные виды боевых частей;
  • пусковая установка;
  • транспортная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная машина;
  • машина технического обслуживания;
  • учебно-тренировочные средства;
  • комплект арсенального оборудования.

«Точка-У» - это весьма универсальное средство, которое можно использовать в любом конфликте и для решения разных задач. На ракету можно устанавливать разные виды боевых частей: фугасные, кассетные, БЧ, содержащие различные виды химического или биологического оружия . Также ракету можно использовать для доставки ядерного оружия (до 100 кт).

Основным элементом комплекса является твердотопливная баллистическая ракета 9М79М (9М79-1), которая имеет одну ступень. Ракета управляется на всем протяжении ее полета, от запуска до поражения цели.

Боевой блок не отделяется на завершающем этапе полета, более того, двигатель работает от запуска ракеты до ее встречи с целью. Он имеет всего один режим работы и за время своей работы сжигает более 800 килограмм топлива.

Корпус ракеты состоит из головной и ракетной части. Он изготавливается из специального алюминиевого сплава. Головная часть крепится с помощью шести болтов.

Расположение рулей и аэродинамических поверхностей ракеты Х-образное. Ракетная часть состоит из хвостового, двигательного и приборного отсеков и аэродинамических поверхностей. В ее передней части расположен приборный отсек, а в средней части – двигательный отсек. В хвостовом отсеке расположено сопло двигателя, источник питания, а также часть системы управления. Там же расположены решетчатые аэродинамические рули.

Всего ракета имеет четыре трапециевидных крыла, четыре газоструйных руля и столько же аэродинамических рулей. В походном положении все крылья складываются. Сразу после запуска управление ракетой осуществляется с помощью газоструйных рулей, а затем в дело вступают аэродинамические решетчатые рули.

Твердотопливный двигатель состоит из камеры сгорания и соплового блока, с топливным зарядом и системой воспламенения. Для изготовления двигателя используется легированные стали, материалы на основе графита и вольфрамовые сплавы.

Топливный заряд представляет собой моноблок, основным горючим материалом которого является алюминиевый порошок, а связующим веществом — каучук. Окислителем выступает перхлорат аммония. Во время работы двигателя топливный заряд горит с равномерной скоростью, обеспечивая постоянную площадь горения от самого запуска до поражения цели.

Система воспламенения состоит из двух пиропатронов и воспламенителя. Во время запуска пиропатроны зажигают воспламенитель, который, в свою очередь, зажигает топливный заряд.

Бортовая система управления ракетой инерциальная, она оснащена бортовым вычислительным комплексом и гироскопом 9Б64, что обеспечивает высокую точность поражения целей. Также в состав бортовой системы управления входят датчики угловых скоростей и ускорений.

Ракета управляется на всей баллистической траектории полета, в отличие от более ранних образцов советских тактических и оперативно-тактических ракет, у которых управление происходило только до определенного момента (обычно до достижения заданной скорости).

При приближении к объекту поражения ракета совершает маневр, который обеспечивает практически прямой угол встречи заряда с целью. Подрыв фугасной боевой части «Точки-У» происходит на высоте 20 метров, что усиливает его поражающее действие. Воздушный подрыв осуществляется с помощью лазерного датчика.

Ракетный комплекс «Точка-У» весьма мобилен и имеет хорошую скорость благодаря шестиколесной полноприводной установке 9П129, на которой он выполнен. На шоссе он может развивать скорость до 60 км/ч с полной боевой загрузкой. Машина может преодолевать и водные препятствия со скоростью 10 км/ч.

Электроника пусковой установки полностью самостоятельно проводит все необходимые для старта манипуляции, вмешательство экипажа минимально. Ввод полетных данных производится в горизонтальном положении ракеты через специальный иллюминатор в ее корпусе. Для расчета задания и траектории полета используются данные космической разведки и аэрофотосъемки.

Запуск ракеты можно производить почти с любой площадки, скорость развертывания при стрельбе с марша составляет 16 минут, а из положения «готовность №1» — всего лишь 2 минуты. Требование при этом только одно: цель должна находиться в секторе 15 градусов от продольной оси ракеты.

Пусковая установка может покинуть место запуска через две-три минуты. Ракета выводится на пусковой угол только за пятнадцать секунд до пуска. Этим значительно осложняется работа вражеской разведки.

Экипаж пусковой установки состоит из четырех человек: начальника расчета, водителя, старшего операторы и оператора.

Ракеты комплекса поставляются в войска уже в собранном виде и могут храниться в течение десяти лет (в неядерном снаряжении). Размещение ракеты на пусковой установке производится с помощью транспортно-заряжающей машины, которая также выполнена на базе шасси БАЗ-5922. В герметичном кузове машины находится две ракеты. Для погрузки на пусковую установку транспортно-заряжающая машина оборудована специальным краном. Заряжание может проводиться на любых, даже на необорудованных площадках.

Процесс заряжания занимает примерно двадцать минут.

Кроме транспортно-заряжающей машины, в состав комплекса входит и транспортная машина, которая не имеет погрузочного оборудования.

Несмотря на солидный возраст, ракетные комплексы «Точка-У» не планируют снимать с вооружения. Возможно, со временем, когда промышленность сможет изготовить для российской армии более современные ракетные комплексы «Искандер» в достаточном количестве.

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики тактического ракетного комплекса «Точка».

Общие данные
Тип Тактический
Дальность стрельбы, км:
минимальная 15
максимальная 70
Типы боевых частей простые, ядерные
Условия эксплуатации:
температура, °С от -40 до +50 (до 6 часов – от -60 до +40, от +50 до +60)
скорость ветра, м/с до 25
Авиатранспортабельность Да
Самоходная пусковая установка
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса,т:
пустой 17,8
снаряженной 18,145
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время, мин:
подготовки к пуску из готовности №1 1-2
подготовки к пуску с марша 16-20
ухода с огневой позиции 1,5
Интервал между пусками, мин 40
Транспортно-заряжающая машина
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса снаряженной, т 18,15
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время перезарядки пусковой установки, мин 19
ТТХ ракеты 9М79
Тип твердотопливная, одноступенчатая
Типы боевых частей ядерная, осколочно-фугасная, кассетная осколочная
Система управления автономная, инерциальная
Органы управления газодинамические и аэродинамические рули
Длина, мм:
ракеты 6400
боевой части 2325
Масса, кг:
ракеты на старте 2000


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...