Психология уверенного и неуверенного поведения. Что значит «уверенность в себе

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по достижению некоторых целей, но и 6-ти этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

В современной психологии наиболее детально исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четыре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие этих навыков является необходимой, но еще недостаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, либо переносится внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности.

Но большинство авторов считает, что агрессивность И неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта личности наряду с уверенностью.

Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на чтолибо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социальнопсихологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 2441.
2. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499-502.
3. РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138-146.
4. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80-90.

Урок 9.

Тема: Уверенное поведение

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» (спокойствие, сила…) А теперь почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения (я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

· Использует « Я – высказывание»;

· Применяет эмпатическое слушание;

· Умеет говорить о своих желаниях;

· Отражает чувства;

· Умеет просить;

· Умеет отказать;

· Умеет принимать отказ;

· Говорит прямо и открыто;

· Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения (я – плохой, ты – хороший):

· Человек смотрит в пол;

· Не может отстаивать свою позицию;

· Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;

· Не умеет просить;

· Не может отказать;

· Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

· Отвечает односложно «да», «нет»;

· При разговоре не садится;

· Прячет ноги под стул;

· Держится на большой дистанции от собеседника;

· Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Отработка навыков уверенного поведения.

Психолог предлагает ситуации, они разыгрываются желающими и затем анализируются всей группой.

Если подростки предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать её.

1. Вы со своим другом собрались в кино, встречаетесь с ним у входа, и тут выясняется, что он забыл билеты.

Проиграть эту ситуацию с учетом следующих характеристик:

· Вы не очень уверены в себе, а друг – душа любой компании, немного эгоистичен;

· Вы – лидер, друг – робкий и застенчивый.

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Устраивает ли подростков предложенный выход, какие чувства испытывают герои ситуации?

2. Девушка уже сорок минут ждёт юношу, он появляется очень расстроенный.

3. твой друг взял у тебя учебник на время. Завтра зачёт, и учебник необходим. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас принесёт, проходит час – друга нет. Твои действия.

Упражнение « Символ»

Подростком предлагается на листах нарисовать символическое изображение « Вера в себя». Затем по желанию рассказывают о своих символах.

Упражнение « Копилка»

Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние(умственные способности, душевные качества, умения) или внешние(семья, друзья, природа, хобби) источники силы. Совместно с подростками собирается их « копилка» - называются те качества, способности, достижения, которые могут помощь человеку осознать свою уверенность.

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю, что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Рефлексия

Ритуал прощания.

Урок психологии в 7 классе
Тема «Уверенное и неуверенное поведение»
Цель:
 формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед неуверенным.


познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения;
приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения.
Задачи:



создать доверительную атмосферу в среде подростков;
развивать умение анализировать поступки и желания,
дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении
людей; развивать творческое мышление учащихся.
Ход занятия
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
1.Организационный момент.
 Опрос самочувствия, готовности, уверенности (на пальцах)
Вот об этом как раз и предлагаю поговорить сегодня.
Запись в тетради: Тема урока «Уверенное и неуверенное поведение».
Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее
распространенных форм поведения: уверенное/неуверенное (пассивно­зависимое или агрессивное).
Люди нередко испытывают неуверенность в себе. И это ощущение не очень приятно. Зачастую
люди прибегают к крайним мерам: курению, алкоголю, наркотикам, красят волосы в неестественные
тона, прокалывают разные части тела, чтобы спрятаться за ними; чтобы почувствовать себя
увереннее.
 Как вы считаете, какое поведение можно назвать уверенным?
Чтобы ответить на вопрос выполним упражнения:
2. Разминка
­ Прочувствуем состояние уверенности в себе:
сядем уверенно на стул...
посмотрим друг на друга уверенно...
пожмем уверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие?
 Как мы сидим уверенно (расправив плечи, ненапряженно)?
­Затем ведущий предлагает прочувствовать неуверенное поведение:






сядем неуверенно на стул...
посмотрим друг на друга неуверенно...
пожмем неуверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Поделимся впечатлениями: что вы ощущали?

 Что такое неуверенный взгляд, неуверенное рукопожатие?
 Как мы сидим неуверенно (опустив плечи, напряженно)?
3. Упражнение « С разных позиций»
Все участники разбиваются на пары и разговаривают друг с другом в трех разных ситуациях:



один из участников стоит на стуле и смотрит на другого сверху вниз;
один становится на колено, наклоняет голову, принимает позу просителя;
двое сидят и разговаривают, находясь в равных позициях.
При обсуждении вводится понятие общения «на равных», общения «сверху», общения «снизу».
Обсуждение:
 Какие чувства испытывает человек, демонстрирующий агрессивное, неуверенное и
уверенное поведение?
 Различаются ли чувства агрессивного и неуверенного человека? Докажите это.
4. Упражнение.
Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе
человека от неуверенного. Предлагаю «познакомиться» с уверенным и неуверенным поведением
поближе. Каждая тройка получает свое задание:





1 группа: с помощью цвета (обратить внимание на размер рисунка, энергию, цвета);
2 группа: с помощью музыки (октава, тон, тембр, громкость звучания);
3 группа: с помощью скульптуры (мимика, жесты, расположение в пространстве);
4 группа: с помощью походки;
5 группа: с помощью метафоры (на что похожа уверенность и неуверенность).
5. Работа с таблицей.
 Раздать каждому по 2­3 карточки с информацией, из которых нужно составить таблицу:
Индикаторы
Уверенное поведение
Неуверенное поведение
Пассивно­зависимое
Агрессивное
Отсутствие контакта глаз; смотрят
себе под ноги, на потолок, на свои
бумаги, но не в глаза собеседнику.
Пристальный взгляд прямо в
глаза собеседнику
Стремится к увеличению: от
партнёра «отступают», начинают
говорить с большого расстояния.
Напряжённая. Дрожь и хаотичные
движения. Судорожно перебирают
бумаги, не знают куда деть руки.
Говорят тихо, сбивчиво, стремятся
сократить паузы в разговоре. Фразы
неоправданно затянуты.
Оправдания, извинения, излишне
длинное и путанное объяснение.
Минимальная, на партнера
всё время «наступают»,
вторгаются на его
территорию.
Бурная. Размахивают
руками, совершают шумные
и хаотичные движения,
стучат дверями и бьют
посторонние предметы.
Злость, ярость.
Крики, вопли, угрожающие
интонации. Собеседника
совсем не слушают, не дают
договорить. Говорят
короткими, рублеными
фразами.
Упрёки, угрозы, приказы,
оскорбления. Обоснования
не даются.
Не может отстаивать свою позицию;
Первое «нет» приводит к его отказу
После отказа не уходит, а
упорно пытается добиться
Контакт глаз
Дистанция общения
Устойчивый контакт глаз: в
глаза партнёру смотрят в
момент предъявления
требований, отводят взгляд,
когда слушают возражения.
Оптимальная. Соответствует
принятым в данной среде
стандартам дистанции
официального общения.
Жестикуляция
Соответствует смыслу выше
сказанного.
Тон, громкость
голоса
Содержание речи
Социальные
контакты
Говорят достаточно громко,
чтобы быть услышанным
собеседником. Уверенные
интонации. Собеседника
внимательно выслушивают.
Краткое и четкое
информирование о своих
правах, желаниях,
намерениях, действиях.
Умеет просить;
Умеет отказать;
Чувства
Спокойствие, уверенность.
Страх, тревога, вина.

Умеет принимать отказ;
Склонен к компромиссам,
предлагает их сам.
от дальнейших попыток добиваться
своего;
Не умеет просить;
Не может отказать;
Ему трудно убеждать собеседника,
приводя аргументы;
своего;
Любит восхвалять себя;
Может просить и
отказывать;
Оказывает давление на
собеседника
Перечень признаков уверенного в себе человека одновременно является и инструкцией по
выработке навыков уверенности в себе.
Поэтому каждый признак следует тщательно обсудить с ребятами для того, чтобы убедиться,
насколько они принимают его и насколько хорошо его запомнили. На это обсуждение можно
потратить значительное время.
6. Работа в тетради.
После групповой дискуссии подводятся итоги, и делается вывод, что:
Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса»
неуверенного поведения – агрессивность и застенчивость). Иногда уверенное поведение
рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как
следствие избыточности уверенности. Между тем результаты психологических исследований
агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно
высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и
застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и
претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в
отношении своего окружения"
Уверенные в себе люди характеризуются:


независимостью;
самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:









чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы
физического и психического;
адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой
адрес;
действовать четко и организованно, быть настойчивым;
открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.
7. Самооценка
Оценить названные параметры в 10 баллах.
Обсуждение: Проблемы и ресурсы.
Таким образом:
Неуверенный человек может быть застенчевым:





очень тихим, незаметным,
ходить ссутулившись и опустив голову,
избегать прямого взгляда,
пасовать перед любым давлением на него.
уходит от прямого обсуждения проблемы,



склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме,
пассивен, не готов принять предложение партнера.
Но может проявляться и в агрессии:







человек кричит,
оскорбляет,
размахивает руками,
смотрит с подозрением и т.п.
проявляется требовательность и враждебность,
человек «переходит на личности»,
пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
Вопрос: В чем различия пассивно­зависимой и агрессивной формы неуверенного
поведения? Отличительная особенность уверенного поведения – кому приписывают ответственность.
Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не
получается, потому что я сам плохой») Агрессивные же перекладывают ответственность на других
людей или на окружающую действительность в целом. (У меня не получается, потому что ты мне
мешаешь).
7. Причины неуверенного и агрессивного поведения. Неуверенность в себе наиболее ярко
проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие
проявления неуверенности:






страх быть отвергнутым,
заниженная самооценка,
нерациональные убеждения,
излишнее стремление «соблюдать приличия»,
отсутствии навыков выражения чувств, опыта.
не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного
воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает
огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных
группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки
уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер
помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.
8. Закрепление
Упражнение «Три способа поведения»
Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести
себя в соответствии с одним из стилей поведения:


застенчиво (говорить виноватым тоном, тихим голосом, соглашаться с возражениями
собеседника),
уверенно (говорить спокойно, умеренно­громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво
излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и
угрозам),
агрессивно (говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать).
Каждая сценка проигрывается трижды (1­2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя
согласно какому­либо стилю, другой – так, как считает нужным.

Психологический смысл: демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации
посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и
осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения.

Обсуждение:
 Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков?
 Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его
группировка?
Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего­
либо?
Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?
Какое поведение самое успешное?



6. Упражнение «Оптимальные варианты»
Участники объединяются в 3 группы. Им предоставляются конфликтные ситуации:
1. Ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там
сказали, что менять не будут;
2. Ты стоишь в очереди, и вдруг какие­то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как
будто так оно и нужно;
3. Ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит:
«Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!»;
Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие
оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими
затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к
каждой ситуации.
Психологический смысл: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов
поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии
поведения.
9. Упражнение "Копилка моих ресурсов" Уверенное поведение зависит от внутренней
позиции человека
Психологический смысл упражнения: Предоставление возможности для самопрезентации.
Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на
каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4­5 мину. Потом каждый
называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Анализ:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не
начинаются на буквы, входящие в имя?
5. Итоговый круг «Интересное ­ полезное»
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и
полезным. А может быть, кому­нибудь что­то показалось неправильным или обидным? Каждый может
сказать несколько слов.
Итог урока:
Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, уверенный человек быстрее
добивается целей, уверенный человек легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные,
любовные, деловые).
Шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!
Домашнее задание
1.
Подумайте и запишите в дневнике ситуации, которые вызывают у вас волнение,
неуверенность в себе. Опишите в каких ситуациях вы можете почувствовать себя максимально
уверенно, спокойно.

2. Осуществите анализ своего состояния в момент волнения: что чувствуете, что особенно
вам мешает, а что может вернуть состояние покоя, как выглядите в такой ситуации.
На этом наш урок заканчивается. До следующей встречи!

» Неуверенность в себе

© Х. Рудигер, С. Виттманн

Что значит «уверенность в себе»

Если Вы чувствуете себя неуверенно в обществе других людей, то наверняка уже задавались вопросом о причине этой неуверенности. Вероятно, Вам также приходила в голову мысль о том, что это чувство появилось у Вас уже давно. Возможно, Вы один из тех людей, которые еще в детстве были более робким и застенчивым, чем окружающие. Быть может, Вы уже тогда замечали, что восхищаетесь уверенными в себе детьми и взрослыми и хотите быть такими же, как они. То есть таким, кто не позволяет другим отобрать у себя лакомый кусочек, не дает запугать себя, может без колебания сказать «нет», если с чем-то не согласен. Почему Вы не можете решиться на это? На этот вопрос можете ответить только Вы сами. Возможно, Вы менее решительны, чем другие. Возможно, в детстве Вы пережили какое-то событие, после которого у Вас появились страхи, и теперь они не покидают Вас. Может быть, это последствия многих неудач, с которыми Вы были вынуждены просто смириться. Но поскольку все это уже в прошлом, и сейчас Вы уже ничего не можете исправить, об этом не стоит и думать.

После таких неудачных ситуаций появляется чувство неуверенности, которое нужно преодолеть раз и навсегда. Вы и сами можете попытаться добиться успеха. На самом деле, справитесь Вы с этой проблемой или нет, зависит только от Вас. Если Вам это удастся, то с каждым разом Вы все смелее и смелее сможете говорить «да» или «нет», в зависимости от того, чего Вы хотите. Однако имейте терпение. Вам нужно изменить поведение. Как правило, это не так просто, поскольку человек привыкает к определенным способам поведения, и ему нелегко начать вести себя иначе. Для того чтобы изменить поведение, Вам придется много работать над собой, и, конечно, это займет у Вас некоторое время.

Насколько Вы уверены в себе?

Если Вы все же решили попытаться изменить свое поведение, то вначале мы рекомендуем Вам самостоятельно оценить, насколько Вы в настоящее время уверены в себе. Для этого мы предлагаем Вам ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте высказывания и решите, насколько Вы с ними согласны. Ниже приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что Вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что Вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени Вашего согласия с тем или иным высказыванием.

не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Сумма баллов

Теперь сложите все баллы. А сейчас подумайте о том, какой суммы баллов Вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). Позднее Вы сможете проверить, достигли ли Вы уже своей цели, или Вам следует еще поработать над собой. Тогда Вы увидите, насколько увереннее и смелее стали. Вместе с этим Вы сможете порадоваться, что к тому моменту времени пробрели большой опыт.

«Уверенность в себе» или «наглость»?

Мы все время говорим об уверенности в себе. Но что это такое? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотели бы обратить Ваше внимание на очень важное замечание.

Вести себя уверенно - не означает вести себя бесцеремонно.

Часто на него не обращают внимание. Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования. То есть, правильным будет именно разумное поведение в такой ситуации.

Если речь идет исключительно об объективном требовании, то, предъявляя его, следует вести себя соответствующим образом.

Что значит «вести себя соответствующим образом»?

В такой ситуации не следует быть агрессивным. Это просто не уместно и не принесет никакой пользы делу. Возможно, в результате этого другой человек почувствует себя подавленным и выполнит все, что я потребую. Но, возможно, моя агрессивность вызовет сопротивление с его стороны. А это, в свою очередь, снизит вероятность, что он все-таки выполнит мое требование. В любом случае агрессивным поведением я только испорчу отношения с этим человеком.

Но это ни в коем случае не значит, что от агрессивного поведения нужно принципиально отказаться, вовсе нет. Каждый человек может вести себя так, как считает правильным и уместным в той или иной ситуации, при условии, что он уважает право другого человека на физическую и моральную неприкосновенность. Но при этом всегда следует прогнозировать последствия своих действия. Если, например, друг взял у меня книгу и, несмотря на неоднократные напоминания, все еще не вернул, то я могу решительно и четко повторить свое требование. Вероятнее всего, больше я ничего не буду ему одалживать. Я также могу отругать, оскорбить его или даже угрожать ему. Возможно, таким образом, я получу назад книгу, но тем самым очень сильно испорчу с ним отношения.

Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение?

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Наверное, не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул.

Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного.

Уверенность в себе - по каким признакам ее можно определить?

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит.

Критерии неуверенности

Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования.

Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют.

Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека?

Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику.

Последствия этих трех способов поведения

Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?».

Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно.

Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику.

Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных.

В следующей таблице приведены некоторые из перечисленных признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Если Вы понаблюдаете за своими друзьями, знакомыми или коллегами и при этом определите, какой человек ведет себя уверенно, какой неуверенно и какой агрессивно, то, наверное, заметите и другие признаки, которыми Вы сможете дополнить этот перечень.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других
угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и / или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

По материалам книги Х. Рудигер, С. Виттманн «Социальная компетенция ». - Харьков, 2005



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...