Счастье людей цель нашей жизни. Смысл жизни человека

Цель – это то, чего мы всегда хотим и желаем. А то, чего мы хотим время от времени, к чему перестаем стремиться, это – не наша цель. Какова же цель жизни? Цель жизни – быть счастливым. Цель жизни – стать бессмертным. Цель жизни – стать великим.

Рассмотрим каждый из этих пунктов. Например, цель жизни – быть счастливым.

Сначала просто попробуем продлить и увеличить наше счастье. Так как цель нашей жизни – достижение счастья, то мы с утра до вечера стремимся к этому. Некоторые люди обманывают для того, чтобы избавиться от каких-нибудь неприятностей или чтобы стать счастливыми. Некоторые лечатся у врачей для того, чтобы избежать неприятностей, чтобы остаться в живых и чтобы быть счастливыми. Например, мы начинаем какую-нибудь спортивную игру, имея цель дойти до финишной прямой. Но если это соревнование между несколькими людьми, то выиграл и тот, кто пришел первым, и тот, кто пришел вторым. Те, кто на третьем и четвертом местах, тоже считают себя победителями. Те, кто немного не дошли до финиша, считают, что немножко проиграли, все равно в глубине души они хотят считать, что победили. Тот, кто пришел вторым, – с одной стороны, выиграл, а с другой – проиграл. Все люди обычно в чем-то выигрывают, а в чем-то проигрывают. Если вы честно посмотрите на свою жизнь, то поймете, что все свои действия вы совершаете для того, чтобы быть счастливыми, чтобы избежать страдания. Будь то хорошие поступки или плохие, все это мы делаем для своего счастья. Дабы чувствовать себя счастливым, мы одеваемся тепло, чтобы нам не было холодно. Все так обычно поступают или только некоторые?

С одной стороны, то, чего вы хотите всегда, – это и есть цель жизни. С другой стороны, цель жизни – это то, чего хотят все, а не какие-то отдельные личности. Цель жизни – это то, к чему стремятся люди всех национальностей и всех религий. Только вы хотите быть счастливыми или я тоже? Только в Индии люди стремятся к счастью или в России тоже? Только люди стремятся к счастью или ослы и собаки тоже? Только индусы хотят быть счастливыми или мусульмане тоже? Только отшельники хотят быть счастливыми или миряне тоже? Вы думаете, что люди живут в миру, чтобы быть счастливыми, а отшельники стали отшельниками, чтобы быть несчастными? И у тех, кто остался в миру, цель быть счастливыми. И у тех, кто ушел, цель быть счастливыми. То, к чему стремятся все, – это и есть цель. Кто хочет умереть? Если вы встретите такого человека, то скажите ему: «Зачем ты тогда живешь – иди и умирай!» Но наша общая цель – достичь бессмертия и всегда быть бессмертными. Поэтому, если мы не можем жить вечно, то человек стремится прожить долгую жизнь. Если вы не можете быть всегда счастливыми, то надо хотя бы постараться наибольшее количество времени быть счастливыми. Стремление получить как можно больше счастья – это шаг в сторону вечного счастья. А если цель – бессмертие, то постараться прожить как можно дольше – это шаг в сторону бессмертия. Таким образом, все люди так или иначе идут по направлению к своей цели.

Все хотят стать значительными людьми, стремятся к успеху. Конечно, не каждый человек может стать самым успешным, но все двигаются в этом направлении. Пока мы не достигнем полного счастья, полного бессмертия, полного успеха, мы все равно предпринимаем попытки и идем в эту сторону. Вы уже пришли к этим целям или еще идете? Я вам говорю, что ваша цель не будет достигнута путем каких-то действий, а только через получение истинных знаний. Из-за совершения различных действий вам будет казаться, что вы уже достигли своей цели, но вы ее не достигли. Однако если бы вам не казалось, что вы уже достигаете желаемого, то вы бы бросили свои занятия на полпути. Например, вы постоянно предпринимаете попытки, чтобы достичь успеха, и, возможно, однажды достигнете его. Вы постоянно пытаетесь достичь счастья и иногда получаете эти проблески. Но это счастье не является постоянным. Подобно тому, как наши сны приходят и уходят, так и вы каждый день мечтаете достичь счастья, но оно приходит и уходит. Наша жизнь тоже подобна сну, потому что каждую секунду смерть стучится в нашу дверь. Есть ли такая жизнь, такое существование, которому бы не угрожала смерть? Или существует полное безупречное счастье? Или такой успех, такая власть, которая была бы вечной? Может ли правитель какой-нибудь страны править вечно? Поэтому понимающие люди знают, что таким образом они не достигнут своей цели, и их путь – неправильный. Я хочу сказать, что цель – правильная, но путь – неправильный. Потому что достичь этой цели можно только идя по духовному пути. Но если мы будем следовать духовности без полной искренности, без самоотдачи, то даже тогда не сможем достичь цели. Не думайте, что так просто достичь цели, идя по пути духовности. Цель – правильная, но на пути вам встретятся многие препятствия. На обычном пути, по которому идут все люди, вы никогда не найдете своего счастья. Но из сотен тысяч, что идут по пути духовности, только некоторые достигнут своей цели. Однако из тех людей, которые идут по пути материализма, никто не достигнет цели. Путь, ориентированный на материальный мир, приводит к заблуждению, а не к цели. Поэтому можно сказать, что единственный существующий путь – это путь духовности.

В священных Упанишадах говорится: «Единственное избавление от смерти – это познать ее». Вы живете, и вам это нравится. Вы пытаетесь продлить свою жизнь. Но можете ли вы сделать ее бесконечной? Вы пытаетесь быть счастливыми, и иногда вам это удается. Но можете ли вы сделать свое счастье бесконечным и неуязвимым? Вы пытаетесь добиться успехов и некоторых успехов действительно достигаете. Но разве на этом вы удовлетворяете свою жажду успеха? Поэтому не надо считать, что путей много. Путь только один – это путь духовности. Все остальное – просто наши потребности. Например, голод, стремление его утолить – это не цель, а необходимость.

Я говорю об определении цели. То, к чему мы стремимся всегда, – это и есть цель. Например, вы всегда хотите быть счастливыми, но не всегда хотите есть. Есть ли хоть один человек, который считает целью своей жизни еду и ест беспрерывно? Например, для своего счастья вы надели теплую одежду, но разве в жаркий день вы тоже будете носить ее? Вы оделись в теплую одежду для того, чтобы чувствовать себя хорошо в холодную погоду, и для вашего же комфорта вы снимете ее в жару. Потребности постоянно меняются, а цель жизни остается неизменной. Иногда мы хотим сидеть, иногда лежать. Сидеть, лежать, спать и просыпаться – это не наша цель. Поэтому мы оставляем то одно свое маленькое стремление, то второе. Но желание счастья, бессмертия, успеха всегда присутствует.

Иногда мы получаем много денег и становимся богатыми, но иногда, даже растратив все свои деньги, мы можем достичь успеха. Однако наша основная цель не изменилась. Цель не меняется никогда и не бывает разной. У всех живых существ она одна. И религией можно назвать то, что ведет нас к этой цели. Та религия, что ведет к смерти, это не религия. Та религия, которая ведет нас к страданиям, – тоже не религия. Религия, что ведет к переживаниям и проблемам, не является религией.

Привязанность к миру тоже приносит нам страдания и беспокойства. Если ваше «я» присутствует в теле, это приводит к страху смерти. Пока вы не найдете собственное «я», всегда будете бояться смерти. Пока вы не поймете природу своего «я», вы будете совершать неправильные поступки и продолжать ошибаться. Поэтому, чтобы достичь цели, мы должны обратиться к тем, кто ее уже достиг. Если вы сделаете своим наставником заблуждающегося человека, то не поймете, где правильный путь. Многие наши наставники тоже погрязли в материальном мире. Повторю еще раз: человек, следуя по неправильному пути, не может достичь своей цели. Но нет гарантии, что, следуя и правильным путем, вы сразу же достигнете желаемой цели. Однако если направление правильное и у вас есть терпение и смелость, то существует вероятность того, что вы достигнете цели. В священных книгах говорится, что любой человек, овладев контролем над своими органами чувств, может достичь цели. Мы не должны считать получение бессмертного тела своей целью, наоборот, тело нам дано для того, чтобы приблизиться к основной цели. То же самое касается дисциплины и контроля над органами чувств. Мы это делаем для того, чтобы достичь своей цели, а не просто ради аскетизма. Для того чтобы достичь большого счастья, иногда мы терпим мелкие неприятности. Например, если человек болен, ему приходится терпеть уколы и другие неприятные процедуры. Поэтому если мы хотим достичь счастья, то должны принять неудобства и страдания.

Возможно, вам не очень хочется прилагать усилия в контроле над органами чувств, но, в конечном счете, это приведет к достижению цели. Если вы знаете, что неправильное питание ведет к заболеваниям, то будете ограничивать себя, питаться правильно и понемножку. Вы не будете делать такие поступки, которые приведут вас к большим страданиям. Ради своего счастья и цели вы должны быть внутренне готовы пойти на некоторые жертвы и страдания. Все, что мы получаем с помощью ума и органов чувств, не вечно. То, что мы получаем при помощи тела, – само по себе недолговечно, и тело тоже является бренным. Поэтому постепенно, с помощью медитации, мы должны оставить все бренное и непостоянное и обратиться к вечному. Настоящее бессмертие, вечное счастье и самый большой успех мы можем получить только внутри себя, а не где-то во внешнем мире. Любой человек, научившийся управлять своими органами чувств, постепенно может приблизиться к этой Истине.

В мире мы можем получить радость и счастье естественным образом. Так же, как в своем теле мы ощущаем естественное течение жизни. Жизнь присуща телу, а счастье присуще внешнему миру, и их не нужно специально придумывать. Но счастье и жизнь не вечны. Бросьте мысли об этих невечных явлениях, мы должны стремиться к вечному. По этому пути идут тысячи людей, и на нем тоже существует что-то вроде естественного отбора. Начинают по нему идти сотни тысяч, на следующем этапе уже – тысячи, потом – сотни, а до конца доходят только избранные. Я говорю вам это не для того, чтобы напугать, я просто предупреждаю, что если вы встретитесь с трудностями, то должны продолжать свой путь. По этому и говорят – не теряйте смелости. Многие пугаются в дороге и бросают этот путь. Но любой мужественный человек обязательно достигнет цели.

Асаны, или позы тела, – это не цель. Если тело мешает вам во время медитации, вы можете вытянуть ноги или поменять позу. Наша цель – медитация, а не правильная поза. Если мы потеряем это тело, нам дадут новое. Тело не является целью, но при его помощи мы должны достичь своей цели. Возможно, вы уже множество раз получали различные тела, но так и не достигли Истины. В этот раз мы получили тело, и именно в этом теле должны обязательно познать Истину. Вы не должны думать, что вам потом еще дадут шанс. Кто-то говорит, что существует всего лишь одна жизнь и не будет другой возможности достичь своей цели. Мы не должны надеяться на следующие перевоплощения. Все что вы можете получить, – получите в этой жизни: будь то рай, ад или Истина. Но есть и другая теория, что люди постоянно перерождаются. Например, если одному мальчику сказать, что он провалится на экзаменах и больше у него не будет возможности учиться. С одной стороны, это хорошо, чтобы он серьезней относился к занятиям. Но вдруг он провалится? Поэтому в некоторых учебных заведениях пишут такие объявления: «Мы принимаем тех, кто провалился на экзаменах». В индуизме мы тоже так поступаем – если ты «провалился», тебе дают второй шанс, третий и т.д. И пока вы не отыщете Истину, будете перерождаться. Но в исламе, в мусульманстве, дается только один шанс на жизнь. После этого уже нет других шансов. Поэтому я вам говорю – у вас прекрасная возможность, используйте ее.

В нашей религии священные книги говорят: «Не переживайте, рано или поздно вас доставят по назначению, потому что Всевышний очень милостив, Он – океан милосердия». Я не хочу, чтобы вы волновались, но неизвестно, какие будут еще перерождения, лучше используйте это.

В индуизме мы также верим, что даже если человек попадет в ад, то у него все равно будет возможность переродиться в человеческом теле и духовно расти. В исламе существует большая опасность – если попал однажды в ад, то тебя уже не отпустят и придется навечно оставаться в нем. Все это делается для того, чтобы люди не тратили эту жизнь на бесполезные занятия. В каждой религии есть свои плюсы и минусы. Но духовность – это то, что стоит над религией. Религия существует для духовности, а не духовность для религии. Все религии ведут нас к познанию собственной души. Все они неполные и несовершенные, и лишь духовность является совершенной. Таким же образом все поступки и действия ведут нас вперед.

Даже ваши ошибки и грехи ведут вас в правильном направлении. Если вы совершили ошибку, страдали из-за этого, то в следующий раз ее не совершите. А если вы поступили правильно, получили уважение, счастье, то и дальше будете двигаться по этому пути. Любой опыт и поступок направлен на то, чтобы вести вас вперед. Когда вы достигнете своей цели, то прекратите всякую активность (бег, ходьба и т.д.). Тогда уже не останется никаких мыслей и желаний типа «мне нужно получить это или то» или страха что-то потерять. Нет ничего, кроме собственной души, что можно получить или за что стоит бояться. Невежественные люди думают, что Истина заключена во внешнем мире, но на самом деле Истина правит везде, она присутствует во всех вещах и явлениях. Поэтому когда вы узнаете эту Истину, то получите единство, целостность. Подобно тому, как существуют миллионы изделий из глины, Истина в них – одна. Кто не видит настоящей Истины, тот видит её во всех внешних формах. Тому, кто понимает Истину, все кажется иллюзорным. По мере своих сил я пытаюсь донести до вас эту Истину.

Счастье для человека, особенно растущего, всегда понятие многостороннее, комплексное, протяженное, изменяющееся и развивающееся. Счастье есть истина жизни в ее постепенном становлении.

Итак, каковы же составляющие компоненты комплексного явления счастья, из гармонического слияния, сочетания каких элементов оно возникает и образуется? Очевидно, что прежде всего условием человеческого счастья является окружающая его природная и социальная среда. Человек, ребенок в особенности, пребывает в нормальном состоянии тела и духа, способен чувствовать себя спокойно, свободным и, при наличии других условий, когда гармоничен нормальный цикл движения природы, отсутствуют такие естественные катастрофы, как линевые дожди и наводнения, огромные лесные пожары, землетрясения, горные обвалы и сели, засухи и связанные с ними эпидемические заболевания гриппом, тифом, холерой, чумой, спидом, венерическими болезнями.

Необходимо наличие и нормальных социальных условий, прежде всего общечеловеческого, общенационального, регионального и микросоциального значения. Речь идет об отсутствии войн, межнациональных и гражданских столкновений, экономических потрясений, кризисов, социальной и политической напряженности, проявлений вражды, национализма и шовинизма, лавинообразного роста преступности, проявлений безнравственности, массового распада семей, вырождения массовой культуры. Необходимы ясное историческое сознание, глубокое понимание происходящего и социальный оптимистический взгляд в будущее. Без этого ставится под угрозу не только физическое, но и психическое здоровье нации. Таковы общие условия. Однако общее, абстрактное в обществе всегда приобретает конкретно-исторический характер.

Другим условиям человеческого счастья, наряду с окружающей средой, является биологическая и психофизическая среда становления и развития человека. Человеческое существо представляет собой неделимое, органически цельное существо, состоящее из физического организма и естественной организации, эмоциональной и рациональной сфер, включающих в себя как инстинктивное, бессознательное, так и разумное и интуитивное. Для погружения человека в состояние счастья необходимо не только здоровье, генетически качественное состояние каждой из вышеназванных сфер, составляющих человеческую личность, но и их гармоническое единство, взаимообусловленность и взаимозамещаемость.

Таким образом, возможность быть счастливым обеспечивается детям не только глобальными обстоятельствами, но и природными, биологическими, психофизиологическими условиями, гармонией взаимодействия внутренних и внешних начал.

Третьим условием обеспечения счастья ребенка можно с полным основанием считать наличие возможностей полноценного и всестороннего развития его сущностных природных и духовных сил, самореализации его индивидуально-личностной сущности в трудовой и всякой иной деятельности. Каждый ребенок – многостороннее одаренное человеческое существо, обладающее заложенной в него биоэнергией, действующей и проявляющейся через его сущностные силы, каждая из которых естественно требует своего развития в деятельности и отношениях.

До сих пор речь шла о важнейших органических и социальных условиях обеспечения счастья человека. Однако условия, будучи необходимыми для счастья, автоматически не рождают счастливого человека, не обеспечивают счастливости. Благоприятная окружающая среда, способствующая саморазвитию личности, общее здоровье и полноценное функционирование органической биоэнергии могут оставить человека в его отношении к жизни на уровне бытового удовлетворения, удовольствия, ощущения приятного благополучия. В буржуазной идеологии, в мещанском мироощущении это и принимается за счастье. Человек погружается в эгоистический кайф, приводящий его в конце концов к чувственному и нравственному отупению, ожирению, гордыне, чванству, в общем, к животности и человекоподобию.

Вот почему, при прочих необходимых и равных условиях, стержнем, основанием человеческого счастья является здоровая духовность, то, что составляет самую сущность человечности и человечества. Каждому человеку для счастья необходимо в своем сознании преодолеть барьер, отделяющий человеческую животность от человеческой духовности, переступить через себя животного, войти в себя духовного.

Однако дети различных возрастов, объективно и субъективно стремящиеся к счастью, часто переживают кажущиеся им существенными и значительными, омрачающими их жизнь несчастья. В зависимости от возраста и уровня развития личности, индивидуальности, несчастья переживаются ими в виде кратких, временных случайных огорчений или длительных неудач, или длительных устойчивых неприятностей, или не всегда осознанного подлинного несчастья. К временным, случайным огорчениям можно отнести размолвки с родителями, братьями и сестрами, друзьями, товарищами по неформальному объединению. В этой группе явлений, порождающих у детей временные переживания, несчастья и срывы в учебе, и конфликты с учителями, и временные неудачи в играх, конкурсах, соревнованиях, деловых отношениях, предприятиях. Как несчастье воспринимаются детьми и подростками препятствия к исполнению мелких желаний, крушению иллюзий, стычки друг с другом, мелкие унижения и насилие со стороны старших ребят, принудительные воздействия взрослых.

Ощущение длительного несчастья возникает у детей различных возрастных групп в результате плохого состояния здоровья, серьезного заболевания; утраты успешности в учении и систематической неуспеваемости; утраты позитивного статуса в коллективе, ссоры с друзьями и бойкота с их стороны, изолированности и одиночества, дефицита общения; постоянной неудовлетворенности материальных потребностей, отсутствия реальных возможностей для самореализации в практической и творческой деятельности; а для подросткового и юношеского возраста и в результате противоречий между идеальной влюбленностью и сексуальными неудовлетворенными влечениями, влюбленности без взаимности.

Подростков, юношей и девушек в сегодняшних кризисных условиях жизни общества нередко подстерегают и преследуют устойчивые несчастья. Среди них – отчуждение от школы и семьи, разрыв со школой и бсперспективность социального устройства, самовыражения и самоутверждения как личности; вступление на путь мелких спекуляций и крупных правонарушений; распад в семье, господство нищеты и пьянства в ней; заражение психологией наживы, подверженность манипуляциям буржуазной массовой культуры и политических махинаций; одиночество, ущемленность в свободе, чувстве чести и человеческого достоинства; ощущение и переживание чувств ущербности, униженности и оскорбленности в результате углубляющегося социального расслоения в обществе, поляризации богатства и бедности; погружение в порочные пристрастия алкоголизма, токсикомании, наркомании, курения; сползание на социальное дно. Результатом всех этих временных, случайных, длительных и устойчивых огорчений, неудач и несчастий, при стечении неблагоприятных обстоятельств, для ребенка может случиться самое кардинальное человеческое несчастье – утрата возможности обретения подлинной духовности, нравственно-эстетического отношения к жизни, обретения нравственной свободы выбора, совести и ответственности. В светском, социокультурном смысле понимания духовности ей противостоит безнравственность и жизнь за гранью добра и зла. В религиозном толковании духовности ей противостоит греховность.

Все эти детские несчастья необходимо преодолевать на основе общих положений о счастье и счастливости в процессе педагогической организации детской жизни с учетом особенностей развития детей различных возрастных групп.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –
М., 1995. – С.124-125.

2.5. Любовь – цель, содержание и средство воспитания

Трудно переоценить значение, место и роль любви в жизни людей и в системе воспитательных отношений детей и взрослых. С любви начинается нормальное зачатие ребенка; любовью сопровождается его внутриутробное развитие и появление на свет; любовь витает над счастливой семьей; любовью расцвечивается жизнь счастливого человека. Он любит интуитивно и готовится к большой интимной любви. Любовь к людям и всему живому делает в конце концов человека человечным, способным радоваться жизни и передавать эстафету любви будущим поколениям детей и взрослых людей. Любовь – одна из естественных и социальных основ нравственности, существования человеческого общества. В педагогике немало и нередко говорили о любви к детям как об обязательном условии педагогической деятельности взрослых. Но весьма редко поднимался вопрос о любви как основном духовном содержании нравственности личности, как цели и средстве воспитания. Пожалуй, только в христианстве говорится о воспитании в человеке любви к людям как решающем условии его нравственности и человечности. В других, особенно светских педагогических системах, речь идет скорее об отношениях любви детей и взрослых в замкнутом педагогическом пространстве, о любви как одном из средств формирования личности, ее отдельных нравственных черт и качеств. И это, конечно, важно. Однако с точки зрения общечеловеческих идеалов воспитания, любовь не только средство, но и цель, обусловливающая нравственность, гуманизм и человечность личности.

Содержательную сущность воспитательской, сознательной педагогической любви можно охарактеризовать несколькими смыслообразующими идеями. Прежде всего любовь – это искреннее и неистребимое желание педагога счастья детям. Разумеется, счастья, понимаемого не как обыденное благополучие и самодовольство, а как развитие всех сущностных сил ребенка, его нравственности, способности достигать гармонии в отношениях с людьми и к самому себе. В этом отличие педагогической любви от любви родительской, нередко замыкающейся на потакании детям, ограждении и оберегании их от забот, тревог, труда, беспокойства, усилий по самообеспечению и саморазвитию.

Однако одного желания счастья детям для его реализации недостаточно. Необходимо активно-деятельное отношение к ребенку как любимому существу. Признавая ребенка субъектом воспитания, любящий педагог видит эту субъективность не в том, чтобы предоставлять ребенка самому себе, оставлять его на произвол судьбы, а в том, чтобы постоянно вступать с ним в тесные деятельные, содержательные отношения и взаимодействия сотрудничества, содружества, содействия, сотворчества, общения. Только в этих тесных взаимодействиях и рождается детская личность, раскрывается ее активно-деятельное начало, проявляются искры таланта, рождается ощущение радости и переживание счастья бытия.

Любовь педагога к детям характеризуется также такими нравственными чертами личности, как преданность своим воспитанникам и жертвенность по отношению к ним. Педагогическая любовь не просто сентиментальное чувство, симпатия и эмпатия, спонтанно и свободно возникающие и затухающие в воспитателе. Это еще и исполнение высших обязанностей взрослого человека по отношению к растущему, это его высочайшая ответственность за детей перед собственной совестью и людьми, доверившими ему свое самое дорогое и святое. А, как известно, любовь –ответственность есть проявление высшей человеческой нравственности, связанной с подвижничеством, самоограничением. Отречением в ряде случает от личных удовольствий и удобств. Однако это подвижничество не негативное явление. Оно дает радостное сознание человечности и духовности, высочайшее нравственно-эстетическое удовлетворение как следствие любви к детям.

Педагогической любви свойственны также терпение и способность утешения. Процесс воспитания детей – длителен, сложен, кропотлив в своем многообразии и разнообразии жизненных отношений. Человеческая природа обогащается и развивается медленно и неторопливо. И только любящий воспитатель, исполненный терпения во взаимодействиях с ребенком, способен попасть в размеренный ритм становления детской личности, вовремя поддержать воспитанника. Утешить в неудаче и стимулировать в успехе.

Наконец, нельзя не отметить и такого непременного свойства педагогической любви, как требовательность воспитателя к самому себе, как самосовершенствование. Педагогу, чтобы быть на высоком уровне (духовном) любви к детям, нельзя распускаться, срываться, опускаться до обыденности, спонтанности и бесконтрольности в поведении. Для этого необходимо повседневное совершенствование своего духа, воли, мыслей, обогащение себя духовной культурой человечества и постоянные совершения практических актов любви. Это могут быть действия заботы, милосердия, терпения, сочувствия, помощи, утешения, уважения, внимания, дружеского участия.

Однако педагогическая любовь – явление не одностороннее, замкнутое лишь в личности педагога. Она существует как связь, как окрашенное любовью взаимодействие с детьми, как пробуждение, развитие любви в детях и опора на это чувство в них.

Каковы же основные механизмы развития человеческой духовной любви в людях вообще и в детях особенности?

Прежде всего, это создание в детском коллективе, среди детей, между детьми и взрослыми условий для возникновения и функционирования в отношениях чувств, способствующих свободному зарождению духовной любви. Это и проявление заботы друг о друге, и соблюдение определенного этикета, вежливости, даже галантности, особенно в отношениях между мальчиками и девочками. Это поощрение симпатии и сочувствия, положительных эмоциональных отношений, деликатности, доверительности. Это взаимоподдержка, верность в дружбе, товариществе и даже жертвенность. Особое значение имеет развитие в детях понимания и чувствования красоты человеческих духовных отношений, эстетики поведения, одежды, быта, всей жизни. Любовь в детской среде поддерживает вся духовно-нравственная атмосфера: терпимость по отношению к убеждениям друг друга, но и строгость, требовательность, взаимная обязательность в деловых отношениях к учению, к труду, к самим себе. Невозможно развитие любви в детях вне борьбы с безнравственными отношениями и влияниями среды, отдельных программ средств массовой информации, пропагандирующих секс, эгоизм, насилие, цинизм, допускающих глумление над духовными святынями, распространение сквернословия. Наконец, зарождение нежного, легкого ранимого цветка духовной любви в детских душах неразрывно связано с нравственным самосовершенствованием, самовоспитанием молодых людей. Нельзя любить людей, если не преодолеешь в себе неприязнь, брезгливость к другому человеку, чувство злобы, зависти и мести.

Другой путь зарождения и развития любви к детям – чувствование, познание красоты мира и творение по ее законам. Красота, как объективное явление действительности, пробуждает в человеке свободное, спонтанно проявляющееся, стимулирующее поведение и деятельность субъективное чувство, доставляющее глубокое, возвышенное духовное наслаждение. Можно сказать, что красота есть сердцевина любви, ее сущность.

Наконец, еще один нравственный механизм поддержания и стимулирования ростков любви в душе ребенка. Он связан с самосовершенствованием личности и заключается в развитой способности внутренней эстетической неудовлетворенности, готовности нравственного покаяния. Человеку вообще, а ребенку тем более, важно жить с сознанием и переживанием своего нравственного и эстетического несовершенства. Как бы ни жил человек, в своем развитии он никогда не может достигнуть идеала. Да и суть нравственного и эстетического воспитания вовсе не в том, чтобы добиться невозможного, абсолютных вершин красоты и нравственности. Суть заключается как раз в бесконечном, пока жив человек, самосовершенствовании, в стремлении к недостижимому, ибо нравственность – не застывший абсолют, а именно стремление, деяние, движение, процесс.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1996. – С. 140-154.

Счастье – главная цель и смысл жизни человека!

Что для человека важнее всего в его жизни?

На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь . Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?

Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья приносит человеку такие страдания, что он готов отдать даже свою жизнь, лишь бы избавиться от этих страданий.

Но на самом деле для человека важнее всего собственное счастье, наличие радости в его жизни.

Даже сама жизнь и здоровье имеют для человека меньшее значение, чем его внутреннее духовное состояние. Это подтверждает тот факт, что многие здоровые люди кончают жизнь самоубийством, когда несчастны и не имеют надежды изменить положение дел. Это с одной стороны. А с другой стороны есть не мало примеров счастливых людей, которые имеют большие проблемы со здоровьем, финансовым положением и т. д.

Да что говорить о крайних ситуациях. Человек даже в обычных условиях часто готов жертвовать своим здоровьем, а иногда в перспективе и самой жизнью ради получения положительных эмоций. Например, диабетик может съесть кусочек торта, алкоголик выпить стопку вина, хотя и тот, и другой прекрасно понимают, что это им категорически противопоказано. Но они, тем не менее, идут на это. А все ради того, чтобы лишний раз получить удовольствие.

Это еще раз подчеркивает, что личное счастье, наличие радости для человека важнее собственного здоровья и даже самой жизни.

Если мы внимательно присмотримся к окружающим людям, то увидим, что все они без исключения только и заняты тем, что пытаются получить удовольствие.

Кто-то пытается получить удовольствие через еду, кто-то через алкоголь, кто-то через никотин, кто-то через интимные отношения , кто-то через наслаждение властью, кто-то через обладание денег и т.д.

Даже те, кто совершают тяжелую и неприятную работу, делают это для того, чтобы получить то или иное вознаграждение, а с ним и положительные эмоции. Только в этом случае не сразу, а через некоторое время. Для многих их работа не доставляет удовольствия, но они ходят на нее и выполняют то, что им предписывается делать лишь для того, чтобы потом получить деньги, с помощью которых они наконец-то смогут получить то, что они действительно желают.

Чем бы человек не занимался, он всегда, в конечном счете, занимается одним и тем же. А именно, он всегда стремится к получению положительных эмоций. Различие заключается только в том, посредством чего человек пытается достичь удовольствия.

Даже герои , совершающие подвиги, движимы стремлением получить положительные эмоции. Возможно, кто-то на это мне гневно возразит, что многие люди совершали и совершают героические действия совершенно бескорыстно.

А я это и не отрицаю. Более того, я уверен, что это действительно так. Но, тем не менее, я все-таки смею утверждать, что все они совершали и совершают свои бескорыстные действия ради получения личного удовольствия.

Как такое может быть? Поясню, что я имею в виду. Люди, действующие бескорыстно, получают удовольствие оттого, что приносят радость другим. Это особая категория людей и их особенность заключается в способе получения ими положительных эмоций. Но, не смотря на свою особенность, и они стремятся к личному счастью пусть даже часто на подсознательном уровне.

Кстати, этот способ получения положительных эмоций идеальным образом подходит для совместного проживания людей. В этом случае человек и сам получает удовольствие, и приносит удовольствие окружающим. Только при таких ценностях возможно идеальное человеческое сообщество.

Если человека, действующего бескорыстно, лишить возможности радоваться тому, что его действия приносят радость другим, то он наверняка потеряет всякий интерес к таким действиям. То есть он потеряет стимул к бескорыстной жизни и перестанет совершать бескорыстные поступки.

Если Вы теперь обратите взгляд на себя, то увидите, что и Ваши устремления, в конечном счете, направлены на получение личных положительных эмоций, на достижение личного счастья.

Таким образом, личное счастье – главная цель жизни любого человека!

И не обязательно чтобы человек сознательно ставил для себя личное счастье в качестве главной цели. Счастье воспринимается человеком в качестве главной цели на подсознательном уровне. Человек этого может не понимать и даже отрицать. Но это действительно так.

Что в глазах человека стоит того, чтобы тратить на это свою жизнь? Жизнь – она настолько ценна для человека, что ему жалко тратить ее что-либо напрасно.

В чем смысл жизни человека? Для чего человек живет?

Смысл жизни человека в том, чтобы наслаждаться тем, что он больше всего желает. Именно для этого и рождается человек! Только на это человеку не жалко тратить свою единственную жизнь.

То есть вся деятельность человека, вся его жизнь должна быть построена вокруг своего собственного счастья. И эта деятельность, если человек действительно хочет быть счастливым, будет заключаться в том, чтобы (1) контролировать свои желания, которые должны быть ему только на благо, (2) расширять и (3) углублять свои возможности их достижения, (4) укреплять и (5) защищать достигнутое на пути к своему счастью.

Именно в этом смысл жизни человека. Именно для этого ему стоит жить. Только на это человеку не жалко своей драгоценной жизни.

Таким образом, счастье – это и смысл жизни человека!

То есть, СЧАСТЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

Поэтому человеку чрезвычайно важно иметь возможность быть счастливым. Иначе он будет страдать, и смысл жизни для него будет потерян.

И здесь человека ожидает приятный сюрприз, который заключается в том, что СЧАСТЛИВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ!!!

Главное знать, как этого добиться.

Деградация приводит к тому, что теряются ценности, когда утеряны истинные ценности, люди не могут следовать своим качествам (ученые люди становятся неправдивыми, руководители государства уклоняются от выполнения долга, бизнесмены перестают платить налоги, а рабочий класс и крестьяне – не хотят трудиться), в органы власти приходят люди с качествами, которые не позволяют им выполнять обязанности по должности (а если у власти бизнесмены, они будут заботиться о своем благе, хотя должность предназначена для заботы о благе других), при этом люди, по своим качествам не соответствующие должности не видят ценности в программах, направленных на развитие общества по той же причине (они не видят в этих программах личной выгоды).

В связи с указанным, какие бы разумные программы, связанные с прогрессом общества, не разрабатывались, они не могут быть полностью реализованы из-за того, что люди с качествами администраторов и которые понимают и могут реализовать прогрессивные для общества программы, занимаются бизнесом или из-за своего бесчестия и бессовестности не хотят прилагать усилия на общее благо. То, что люди с качествами представителей власти занимаются бизнесом, а бизнесмены приходят во власть является основной причиной упадка общества, это приводит к тому, что каждый гражданин вынужден ежедневно думать о хлебе насущном, а те, кто должен и может заботиться о большинстве населения, решают свои личные вопросы.

Естественно, в этой ситуации, люди, которые находятся у власти, не могут предложить идею, которая захватила бы все общество, подняла дух народа и повела общество к лучшей жизни, а те, кто может такую идею сгенерировать и озвучить, остаются неуслышанными. И причина как раз в том, что идея может быть услышана только теми, кто способен действовать на общее благо. Поэтому, если до настоящего времени нет идеи, которая захватила бы все население и каждый нашел бы в ней свой интерес говорит о том, что у власти до настоящего времени находились люди, которые использовали эту власть в личных интересах, а не во благо общества, и не способствовали генерации идеи, которая была бы подхвачена большинством. Указанное выше, а также нарушение законов управления привело к нынешнему состоянию дел, по крайней мере в славянских государствах.

Идея, которая способна захватить все общество существовала всегда и она также существует сегодня. Но по указанным выше причинам она не лежит в основе политики государства и не является главной идеологией государства. Речь идет о тех вещах, которые естественно ценны для каждого человека и при этом понятны каждому, т.к. касаются его лично.

Есть много философских идей, в которых говорятся правильные и полезные вещи, но, увы, они не понятны простым людям, и, как правило, используются политиками для манипулирования большинством. Я сейчас говорю об идеях, которые предлагают самореализацию, всестороннее развитие и пр. как то, к чему должен стремиться каждый человек. Эти слова непонятны большинству населения страны, следовательно, они неприемлемы в качестве маяка, ориентира для большинства. Они понятны только небольшому количеству людей.

Общество не может быть настолько развито, насколько развиты отдельные его члены, точно также общество не может быть настолько деградировавшим, как отдельные его члены. Но есть вещи, которые ценны как наиболее развитым личностям, большинству населения, так и полностью деградировавшим личностям. Следовательно, идеология государства должна опираться на эти понятные всем вещи. То, что понятно всем – это счастье, правда, в счастье люди вкладывают каждый свое содержание, тем не менее, когда мы желаем счастья со своего уровня, получатель пожелания принимает его со своего, и нет никаких проблем. Поэтому обеспечение состояния счастья – это тот маяк, та цель, которая годится для цели государства и обеспечение состояния счастья может быть частью идеологии государства. Cостояние счастья – это результат, который является следствием какого-либо достижения, достижению предшествуют действия, основанные на соответствующем мышлении. Следуя этой логике, мы видим, что действия, которые приведут к счастью должны соответствовать этой цели. Человек может быть счастлив только тогда, когда он делает то, что ему нравиться, он хочет это делать, при этом это полезно для человека и нужно ему. Также человек счастлив, если он делает то, что для него полезно и нужно ему, хотя это может ему не нравиться и это не хочется делать. Человек несчастлив, если он делает то, что ему нравиться и хочется делать, но это не полезно и не нужно ему. И, наконец, человек очень несчастлив, если он вынужден делать то, что ему не нравится, он не хочет это делать, это ему не полезно и не нужно. Это высказывание можно назвать формулой счастья.

Далее, поскольку общество не может быть настолько развитым, как отдельные его члены, нужен фундамент, который будет основой для достижения состояния счастья и который будет также понятен всему населению. У каждого человека есть родители, у большинства есть семьи, дети, каждый имеет родину и каждый во что-то верит. Следовательно, защищенность указанных объектов – стариков, женщин, детей, родной земли и морали понятны и нужны каждому. Поэтому государственная идеология должна содержать эти вещи, как основу для обеспечения состояния счастья.

Таким образом, можно сформулировать основную задачу государства, как обеспечение достижения состояния счастья на основе защищенности пожилых людей, женщин, детей, родной земли и морали и этики. Это тот минимум, который нужен и понятен каждому, и, обеспечив который каждый гражданин получит возможность быть счастливым.

В связи с вышеизложенным, каждый человек должен получить возможность отвечать своим детям на вопрос: «В какой стране я живу?», - следующее: «Сынок, ты живешь в прекрасной стране, т.к. у нас все делается для того, чтобы ты был счастлив. В нашей стране мы все защищены и у нас есть возможность жить и радоваться жизни». Такое понимание в умах детей станет надежной основой для прогресса всего общества. И главную роль в этом должна сыграть система воспитания, в основу которой ляжет идеология государства, имеющая целью обеспечение состояния счастья для каждого гражданина.

Матрій Андрій Кліментійович

Думаю, обойди всю Землю, но не найдёшь ты человека, которому хотя бы раз не задавали вопроса касательно счастья. Что такое счастье? Как стать счастливым? Ты счастлив?

Для себя сразу решим: раз про него столько много разговоров, то все же оно существует. И точка. А теперь давайте разбираться, что собой представляет счастье. Опять-таки будем задавать вопросы, и сами станем на них отвечать.
Счастье – это какой-то материальный объект или всё-таки некое идеалистическое представление, рождаемое нашим сознанием? Цель жизни счастье !

Представим ситуацию: человек мечтал купить себе автомобиль, несколько лет работал на двух-трёх работах, собирал копейку до копейки. И вот мечта сбылась – под окном припарковано заветное авто. Вот оно счастье. На четырех колесах и с модным тюнингом. И потрогать можно. Значит счастье материально.

А вот другой человек мечтал совсем о другом: ему хотелось побывать на концерте известного эстрадного исполнителя. Сходил. И идёт домой счастливый-счастливый. А потрогать-то нечего – и автограф не додумался взять, и певец умчался в следующий город своего гастрольного тура. В данном случае счастье не имеет никакого практического выхода, оно не материализуется, его никто не видит.

Значит, счастье не каждый раз можно потрогать руками, но зато всегда нужно почувствовать. Причем счастье с первым человеком делит вся его семья: наконец-то можно хоть иногда забывать про общественный транспорт. А вот второй человек в своем счастье одинок, ведь его домочадцы не разделяют увлечения главы семейства.

Еще давайте поразмышляем. Счастье – это какие-то конкретные промежутки времени, сменяющие друг друга, или все-таки его нельзя делить на куски?

Вспомним нашего первого героя. Сегодня у него совершилась чуть ли не самая большая покупка в жизни. Но вот уже на следующий день сломалась какая-то деталь, а через месяц человек настолько привык к своей машине, что она уже и сниться ему перестала. И автомобиль, некогда такой желанный и любимый, перестал быть источником счастья, ушел на задний план, ведь через два месяца случилось новое счастье — у него родился сын. Таким образом, наблюдаем, как каждое счастливое событие, будто бусина на нитку, нанизывается на жизнь человека. Как можем легко сосчитать бусины, так, в принципе, можем сосчитать и все счастливые события. Жизнь наша – бусы. И мы сами, и наши близкие, и даже совсем незнакомые люди могут вот так вот запросто взять эти бусы, подержать, покрутить-повертеть, и рассмотреть каждую отдельную бусину.

Но бусины по отдельности не представляют собой ни ценности, ни интереса. Нам нужны бусы. А давайте представим себе пустыню. Зной, песок. Много песка. Но каждая песчинка по отдельности не есть пустыня. Пустыня – это совокупность, это все песчинки вместе взятые. Или море, состоящее из триллионов капелек воды. Но мы же не можем каждую отдельную капельку назвать морем. Море – это все капельки вкупе. Так и со счастьем. Каждая новая секунда нашей жизни зарождается в предыдущей секунде, и новый день рождается во вчерашнем дне, а вся наша жизнь, в итоге, является совокупностью этих секунд и этих дней. И, значит, счастье нельзя представить фрагментами мозаики (даже из одной упаковки), ведь это цельное, даже скажем монументальное полотно, которое бы в музее человеческих судеб, получило бы место, и, конечно, достойное название – ЖИЗНЬ. И наше счастье назовем жизнью, и жизнь нашу назовём счастьем.

И, отвечая на вопрос, что такое счастье, мы скажем, что счастье – это жизнь, а цель жизни счастье и чтобы быть счастливым – надо родиться. И если у нас кто-нибудь спросит, счастливы ли мы, то однозначно ответим, что да, счастливы, потому что мы живём!!



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...