Сеймор Джон, О`Коннор Джозеф "Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства"

Введение

«Прежде, чем что-то получить, не поленись сначала что-то дать, и дать так, чтобы захотелось взять… А если от тебя пока ничего не надо- то сделай так, чтобы было …» Неизвестный автор

«На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице» Фрэнсис Бэкон.

Актуальность выбранной темы неоспорима, так как итогом деятельности продавца всегда должна быть продажа товара, а в этом аспекте несомненно играет огромную роль продавец-консультант, осуществляющий личные продажи. Ведь он не только общается с покупателем, он является средством продвижения и лицом компании.

Определение НЛП

Определение 1. НЛП - это искусство моделирования совершенства (мастерства).

Это определение НЛП дано его создателями Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Отвечая на вопросы корреспондента Московского центра НЛП в свой приезд в Санкт-Петербург, Джон Гриндер сказал: "НЛП для меня, как для одного из людей, создавших его - это искусство моделирования совершенства: выявить людей, которые делают что-то очень хорошо, узнать у них, как же они это делают, причем зачастую используя огромное количество бессознательных знаний. И, в конце концов, создать четкую репрезентацию опыта, закодировав его и составив описание; понять, в чем разница между возможностью делать что-то совершенно и делать то же самое обычным способом. Это основа НЛП. Все остальное - приложения НЛП. Большинство людей, которые думают, что используют НЛП, на самом деле используют лишь приложения НЛП".

Другими словами, НЛП создавалось с целью понять, чем гении в какой-либо области отличаются от обычных людей. С помощью инструментов НЛП можно выявить суть, сердцевину, схему- скелет успеха, успешного мышления и научить делать то же самое других людей.

Определение 2. НЛП - это направление психологии.

НЛП - это один из способов описания того, как человек отражает объективный мир, как строит свою субъективную картину этого мира и успешно или не очень саморегулирует свое поведение на этой основе. А раз так, то, по определению, НЛП - это одно из направлений психологии. Оно, так же как и другие направления психологии, имеет:

1) своих отцов-основателей (Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Фрэнк Пьюселик);

3) свою модель мира;

4) свои успехи в использовании методик на практике;

5) свои доказательства эффективности методик и в психотерапии, и в бизнесе, в образовании, и в личностном росте;

6) своих почитателей и клиентов.

Определение 3. НЛП - это наука и искусство.

Определение 4. НЛП - это совокупность техник и методик работы.

В арсенале НЛП существует множество пошаговых методик для работы в бизнесе, в психотерапии, в обучении и т.п.

Определение 5. НЛП - способ (инструмент) восприятия мира.

В НЛП ничего не придумывается. Все, что описано в НЛП является результатом наблюдения и выявления того, что уже существует. На тренингах многие говорят: "А я это делал. Но только теперь я понимаю на сознательном уровне, как я это делал и могу объяснить другим". В НЛП описываются способы, как и на что смотреть, чтобы понять структуру опыта человека и как свои наблюдения и результаты исследования свести в понятную последовательность действий, чтобы успешно повторить этот опыт. Это называется моделированием мастерства.

Определение 6. НЛП - это стиль жизни, система представления о мире, имеющая очень мощную духовную основу.

Методика использования аппарата нейролингвистического программирования в личных продажах

Процесс использования аппарата нейролингвистического программирования в личных продажах включает в себя следующие этапы:

Присоединение или подстройка;

Калибровка;

Установление раппорта;

Рефрейминг;

Использование различных речевых приемов в продажах.

Сейчас я подробно рассмотрю каждую из данных составляющих «успеха». Опорой для меня служила книга Дмитрия Потапова «НЛП в продажах»; все определения заимствованы из данного издания. Что касается психологических аспектов (кинесика, психосоматика), здесь я скорее опиралась на прочитанные ранее мной книги Пола Экмана «Психология влияния» и «Психология лжи».

Присоединение или подстройка

Подстройка в широком смысле - это возможность направлять человека в нужную сторону, вести, как вербально, так и невербально.

Для общего представления о распределении информационной нагрузки в коммуникации удобно пользоваться таким соотношением:

нейролингвистическое программирование личная продажа

Соотношение невербальной и вербальной информации, как 5/6 и 1/6, достаточно относительно. Естественно, в разных ситуациях и для разных людей соотношения будут сильно отличаться. Ориентировочно вербальная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения. Отличия будут также касаться и видов невербальной коммуникации. Например, во время телефонного разговора «язык тела» будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи голоса.

Иллюстрации пристроек в общении

Он начал фразу -- вы ее закончили. Она сделала паузу -- вы ответили выразительным лицом. Он достал сигарету -- вы щелкнули зажигалкой.

Обычно выделяют 3 классические подстройки:

Подстройка под позу и движения;

Подстройка может быть прямая (правое - правое) и зеркальная (правое - левое), когда вы просто "отражаете" человека. При этом часто для процесса подстройки под позу и движения применяется термин "отзеркаливание". Если вы сидите или стоите напротив, то удобнее зеркальная, а если сбоку - то прямая.

При подстройке необходимо стараться, чтобы поза была достаточно естественна и не вызывала напряжения. Некоторые пытаются скопировать все один в один, забывая, что люди просто физически отличаются друг от друга. И что будет вполне естественно для одного, будет весьма странно выглядеть у другого.

Подстройка по дыханию;

Эта техника очень важна для достижения состояния раппорта (также в следующих этапах). Вам необходимо постараться максимально копировать темп и глубину дыхания клиента. Эта подстройка является наиболее сложно тренируемой, но одной из самых эффективных.

Существует 3 типа дыхания: ключичное (этот тип дыхания обычно присущ людям миниатюрной комплекции - их вдох привносит в организм очень малый объем воздуха. Ключичное дыхание - обычно очень быстрое и иногда прерывистое); грудное (наиболее часто встречающийся тип дыхания. При вдохе грудная клетка человека немного вздымается. Темп дыхания - размеренный); диафрагмальное (данный тип дыхания присущ людям крупной комплекции, которые делают вдохи относительно редко. Каждый вдох очень глубок и приводит в движение всю диафрагму. Такой тип дыхания наиболее характерен для мужчин).

Приведу еще пару ключевых моментов, которые позволят вам быстрее овладеть этой сильной психотехникой.

* При телефонной продаже, поймав ритм дыхания собеседника, отстукивайте его карандашом - так вам будет проще подстроиться. При личной продаже можно отстукивать ритм носком обуви или пальцами.

* Эффективнее проводить презентацию на конце выдоха - начале вдоха потребителя.

Она также очень важна для достижения раппорта. Сложно на первых этапах быстро и незаметно для клиента подстраиваться по голосу. Умение приходит с практикой. Помните о таких характеристиках голоса, как темп, тембр, громкость, интонация и подстройка пройдет легко, быстро и просто!

Напомню, что сейчас я рассматриваю этапы процесса использования аппарата нейролингвистического программирования в личных продажах. Переходим ко второму этапу.

Определение преобладающих жизненных установок;

Часто бывает так, что опытный менеджер по продажам, отлично знающий все тонкости, особенности и характеристики товара, не может ничего продать, а новичок, который не отличает пылесос от чайника, «убалтывает» клиентов одного за другим. Причина этого парадокса в том, что менеджеры не осведомлены о том, что именно привлекает внимание клиента во время покупки. А именно, то, ЧТО, или то, КАК говорит менеджер по продажам?

Американские психологи утверждают, что при коммуникации имеет место следующая модель разделения внимания (рис.1).

Означает ли это, что надо забыть обо всех технических характеристиках товаров и начать общаться с покупателями, как с прохожими? Конечно, нет! Это лишь означает, что ваши продажи вырастут, как только вы добавите к своим предложениям, презентациям и пресс-релизам чуточку эмоциональности, которая вкупе с подстройками, якорями, раппортом и конгруэнтностью даст сногсшибательным результат! Предлагаю более подробно рассмотреть понятие конгруэнтности.

Конгруэнтность - внешнее проявление того, насколько человек гармоничен, насколько все его естество работает синергично для достижения единой цели. Говоря простым языком, конгруэнтность - параметр, показывающий, насколько то, ЧТО вы говорите, соответствует тому, КАК вы это говорите. И именно конгруэнтность - один из важнейших параметров при проведении коммуникации, потому что от того, насколько вы естественны, зависит степень доверия покупателя. Фактически успех при продаже зависит от того, насколько вы хорошо подстраиваетесь под партнера и насколько вы конгруэнтны - этих двух параметров хватит, чтобы начать формировать между вами доверительные отношения (даже несмотря на то, что до этого вас ничто никогда не связывало).

В процессе коммуникации и во время продажи в частности состояние человека характеризуется термином «ресурс». Фактически, «ресурс» - это полное описание состояния человека. Например, сейчас, когда я пишу эти строки, мой ресурс - это: «Полностью сосредоточена на формулировании мыслей и перенесении их на бумагу. Желание продуктивно работать, выражая свое мнение». Как следует из этого примера, обычно «ресурс» человека гораздо сложнее, чем просто фраза «да», или «нет», которые являются ключевыми при принятии предложения продавца. Однако для простоты обычно выделяют два ключевых вида «ресурса»: «ресурсное состояние» (позитивное, открытое, готовое к коммуникации) и «нересурсное состояние» (негативное, закрытое).

Перемещаясь в контекст продаж, охарактеризуем «ресурс» как достаточно обособленное понятие. Наша с вами цель - создание позитивного ресурса как у себя, так и у человека, которому мы хотим продать что-то.

Итак, два главных ресурсных состояния:

* состояние «Да»;

* состояние «Нет».

В состоянии «Да» клиент легко соглашается на сделку. Закономерно, что не все клиенты придут к нам с ресурсом «Да», поэтому для совершения продажи необходимо сформировать у них этот ресурс.

У каждого человека в жизни есть основные принципы, на которые он ориентируется. Его поведение (как вербальное, так и невербальное) подчиняется этим принципам - влияет на то, как он двигается, разговаривает, с каких позиций оценивает события и мыслит. Эти принципы формируют перечень тем, на которые ему приятно общаться, и условий, на которые он обращает больше внимания. Знание данных тем способствует упрощению присоединения, подстройки и дальнейшего формирования раппорта и аттракции, а также позволяет значительно упростить механизм продажи как таковой.

Выделяют шесть типов жизненных установок - это место, время, ценности, процессы, вещи и люди.

Как видно из модели, установки образуют пары противоположностей, т. е. человек с превалирующей установкой «люди» не будет обращать внимания на «вещи» и т.д. Остановимся подробнее на описании каждой установки.

* Место. Ключевой вопрос: «Где?»

Люди с такой установкой много внимания уделяют тому, где будет происходить то или иное событие. Они с удовольствием расскажут вам о том месте, где они были или куда собираются. Для них очень важна обстановка вокруг них.

* Ценности. Ключевой вопрос: «Зачем?»

Для людей такого типа очень важно понимание того, зачем они что-либо делают, какова глобальная цель их существования. При принятии решений первый вопрос, который они себе задают: «Что мне это даст? »

* Вещи. Ключевой вопрос: «Что?»

Люди этого типа обращают внимание на вещи. Когда они рассказывают про что-то, много внимания уделяют обстановке.

* Время. Ключевой вопрос: «Когда?»

Для людей с такой установкой очень важно время. Для них важно, когда происходило / произойдет событие, сколько оно продлится, когда закончится, и есть ли у них на это время.

* Процессы. Ключевой вопрос: «Как?»

Люди такого типа придают большое значение тому, как они будут что-то делать. В первую очередь их интересуют последовательность действий; их место в цепочке событий.

* Люди. Ключевой вопрос: «Кто?»

Для людей с этой установкой характерно повышенное внимание к людям. Для них очень важно, с кем они общаются. Большинство вопросов, которые они задают, тем или иным образом касается людей в их круге общения.

Как и в случае с каналами восприятия, превалирующих жизненных установок (любимых тем) у одного человека может быть несколько. Например, среди дигиталов наиболее встречающаяся комбинация ЖУ - это «люди + место».

Вывод: При проведении переговоров и презентаций, коммуникации и продажи необходимо диагностировать жизненные установки клиента, корректировать свои высказывания и предложения в соответствии с ЖУ. Будьте внимательны при диагностике ЖУ, поскольку в случае ошибочного определения вам будет сложно договориться с клиентом - вы просто будете говорить на разных языках.

Теперь, когда мы знаем о том, как эффективно присоединяться и подстраиваться под клиента, пришло время поговорить о калибровке и ведении. На этих этапах коммуникации главная цель - понять, как потребитель относится к тем или иным воздействиям, исключить все негативные и затем повести его за собой к покупке продаваемого продукта.

Итак, третьим этапом процесса использования НЛП в личных продажах является калибровка.

Калибровка - наблюдение за мелкими деталями состояния и поведения человека, уточняющие наше видение его состояния. Калибровка используется для более эффективной подстройки и ведения, данные калибровки помогают лучше понять, что на самом деле думает и чувствует человека, даже если он не расположен о своем состоянии рассказывать или тем более ведет двойную игру.

Следующим этапом процесса использования НЛП в личных продажах является установление раппорта.

Используя различные техники подстройки, присоединения, ведения и калибровки, «НЛПист» создает у клиента «состояние раппорта». Рассмотрим подробнее это понятие.

Раппорт - это:

1) специфическое состояние готовности выполнять приказы, инструкции, внушения, которое возникает у клиента (того, к кому мы применяем NLP-техники) по отношению к продавцу (тому, кто применяет NLP-техники);

2) специфическое состояние подсознательного доверия, которое возникает у некой личности по отношению к другому, ранее незнакомому человеку безо всяких на то логических и рациональных оснований;

3) в самом общем виде - отношения полного согласия, доверия и понимания внутри малой группы (которая может состоять только из пары людей) или даже просто - гармоничные отношения.

Человек, который пребывает в состоянии раппорта по отношению к продавцу, охотно согласится на все предложения и пожелания последнего. А это означает, что, однажды введя клиента в состояние раппорта, вы сможете продавать ему бесконечно! В идеале продажа завершается в тот момент, когда вы вводите клиента в состояние раппорта. Опытные продавцы используют состояние раппорта, возникающее во время (или после) покупки, для того чтобы совершить дополнительную продажу.

Однако, на практике не все так просто. Часто у потребителя возникают возражения, особенно когда речь идет о какой-нибудь крупной покупке. Клиент может сомневаться, не доверять продавцу или видеть какие-то барьеры на пути совершения сделки. Для работы с возражениями понадобится знание пятого этапа процесса использования НЛП в личных продажах.

Разумные люди приспосабливаются к окружающему миру. Неразумные люди приспосабливают мир к себе. Вот почему прогресс определяется действиями неразумных людей.

Джордж Бернард Шоу.

Историческое событие в изложении летописца имеет много общего с речью продавца новейших чудодейственных средств, дипломата или защитника. Разве не так?

Разговорные традиции людей в культурах, не тронутых цивилизацией, до появления орфографии содержат в себе и удобство, и вызов: удобство в своей упорядоченности и непреложном течении событий, и вызов летописцу, свидетельствующему о хаосе, который, в конечном счете, должен соответствовать размеру и длительности летописи. Но спустя некоторое время проклятая амнезия охватывает летописца, и его рассказ начинает звучать совершенно уверенно.

Грегори Бэйтсон предупреждал нас о смертоносном треугольнике технологии, о склонности человеческого рода подменять естественный физический контекст (леса в бассейне Амазонки) искусственным контекстом (улицы Нью-Йорка) и о сознательном планировании, не уравновешенном подсознательными процессами. Том Маллой (в своей блистательной новелле «the curtain of Dawn») поправляет оговорку Чарльза Дарвина, который говорил о «выживании наиболее приспособленных», в то время как он совершил бы меньшую ошибку, если бы сказал «выживает приспосабливающийся».

Два автора, О«Коннор и Сеймор, намерены предложить нам последовательную историю, лишенную диких приключений. Джунгли, сквозь которые мы с Ричардом пробирались в своих исследованиях, причудливы и удивительны. Эти два замечательных и благонамеренных человека покажут вам нечто напоминающее английский розарий, ухоженный и приличный. Как джунгли, так и розарий несут в себе свою неповторимую привлекательность.

Подобно талантливому композитору, одни люди оказываются более одаренными в жизни, чем другие. Они действительно оказывают значительное влияние на окружающих, но этим все и ограничивается, потому что не существует способов описания в технологических терминах того, что они делают, поскольку большая часть этого процесса находится вне области их осознания. Когда-нибудь в будущем, через много-много лет, когда культура будет исследована более полно, появится какой-нибудь эквивалент музыкальных нот, которые можно будет выучить, отдельный для различных типов мужчин и женщин, занятых разной деятельностью и включенных в различные взаимоотношения, для каждого отдельного времени, места, работы и игры. Сегодня мы видим людей, которые счастливы и которых преследует удача, труд которых оказывается продуктивным и вознаграждается сейчас. Что делает их жизнь непохожей на жизни менее удачливых современников? Нам необходимо исследовать и применить этот «инструментарий», чтобы сделать жизнь немного менее подверженной воле случая и немного более приятной.

Эдвард Холл «Молчаливый Язык»

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга представляет собой введение и путеводитель по стране, известной под названием Нейролингвистическоепрограммирование, или сокращенно НЛП. НЛП – это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность.

В этой книге описаны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности.

НЛП продолжает расти и генерировать новые идеи. Мы – писатели – считаем, что в противоположность этому книги оказываются ограниченными и статическими. Каждая книга является суждением, справедливым для того времени, когда она была написана. Это «фотография» описываемого предмета. И тем не менее, нет никаких причин не делать фотографию сегодня лишь потому, что человек завтра станет другим.

Отнеситесь к этой книге, как к мостику, позволяющему вам исследовать новую территорию и продолжить увлекательное путешествие по жизни. Она представляет присущее авторам книги понимание НЛП и не претендует на положение определяющей или официальной версии. Такая версия никогда не появится – по самой природе НЛП. Это лишь введение, и у нас был богатый выбор относительно того, что в него включать, а что нет. Полукнига – лишь один из многих возможных способов организации данного материала.

НЛП – это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации. Мы надеемся, что наше соавторство внесло в книгу определенную глубину описания НЛП, чего не произошло бы, будь у книги только один автор. Эффект глубины возникает, когда человек фокусирует на объекте оба глаза. И мир становится плоским, когда он смотрит на него одним глазом.

НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире, которые не могут быть изложены в одной книге, но понятие о которых можно получить путем чтения между строк. Удовольствие от прекрасного музыкального произведения возникает от прослушивания этого произведения, а не от того, что мы прочитаем ноты.

НЛП – вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП – быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше. Самыми важными вопросами о том, что вы нашли для себя в той книге, являются: «Полезно ли это? Это работает?» Найдите то, что оказывается полезным, и то, что работает, испытав это на себе. Еще важнее обнаружить, где это НЕ работает, и изменять это до тех пор, пока оно не станет работать. В этом дух НЛП.

Мы собирались написать книгу, которая бы представляла обзор НЛП. Она разделяла бы наше волнение, с которым мы узнавали о том, как люди думают, и о тех изменениях, которые оказываются возможными. Она включала бы ряд наиболее полезных умений, паттернов и техник и предлагала бы их в форме, готовой для использования в качестве инструментария для изменения в этом меняющемся мире. После первого чтения она оставалась бы полезной и в качестве справочного пособия. Она предлагала бы практическое руководство по приобретению других книг по НЛП, преследующих различные интересы и предложения. И она предоставила бы рекомендации по выбору тренинговых курсов НЛП.

Эта цель оказалась столь устрашающей лишь из-за «кажущейся очевидности» НЛП, что ни один из нас не был готов энергично взяться за ее достижение. Объединение наших ресурсов придало нам бодрости. А насколько далеко мы продвинулись к своей цели, зависит от того, насколько полезной вы найдете эту книгу.

Нам особенно хотелось бы подтолкнуть вас к дальнейшим исследованиям в области НЛП и к тому, чтобы использовать эти мощные идеи с честностью и уважением по отношению к себе и другим, чтобы создавать новые счастливые возможности в своей личной и профессиональной жизни и в жизни других людей.

Изначально мы планировали включить в книгу главу с историями о том, как люди открывали для себя НЛП, и с описаниями их личного опыта применения инструментов НЛП. Но вскоре мы решили, что описание чужого опыта будет скорее развлекать, нежели оказывать непосредственное воздействие. Напротив, согласно духу НЛП, мы настоятельно советуем вам написать о своем опыте заинтересованного использования НЛП.


Введение в НЛП - лучший путеводитель в мире НЛП, книга-справочник по НЛП и скрытому гипнозу, на которую даже авторы-изобретатели НЛП ссылаются как на эталон. Джозеф О"Коннор и Джон Сеймор написали не одну книгу об этой современной школе психологии и о ее применении в различных областях жизни.

Коучинг с помощью НЛП

Практическое руководство по достижению поставленных целей.

Книга рассказывает о коучинге - технологии формирования образа мышления, позволяющего за короткий срок максимально раскрыть потенциал человека и повысить личную и профессиональную эффективность.

Применяя методы коучинга совместно с НЛП, вы сможете достичь небывалых успехов во всех сферах жизни. Это один из самых рентабельных способов преуспеть в бизнесе.

НЛП и здоровье

НЛП и здоровье` соединяет последние медицинские исследования с вашим субъективным опытом исследования собственного здоровья. Эта книга будет интересна всем, кто хочет узнать, какработает НЛП, как достичь гармонии между собственным телом и разумом, как разгадать самую удивительную загадку - самого себя.

НЛП и личные отношения

В этой книге рассказывается, как: выбрать по-настоящему подходящего партнера; свободно выражать свои чувства; оставаться самим собой, а не таким, каким вас хотели бы видеть другие; наслаждаться различиями между мужчинами и женщинами, а не бороться с ними.

НЛП. Практическое руководство для достижения желаемых результатов

Она содержит обширный теоретический материал, упражнения и приемы внушения, используя которые можно научиться лучше видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, самосовершенствоваться, улучшать навыки общения. Средства НЛП успешно применяются в образовании, менеджменте, адвокатской практике, спорте и других сферах деятельности.

Искусство системного мышления

Данная книга — введение в искусство системного мышления, рассказ о принципах и методах целостного понимания сложных систем, о свойствах, поведение которых определяется характером связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей.

Авторам удалось достичь необычного сочетания образности и глубины благодаря описанию проблемных ситуаций при помощи причинно-следственных циклов — цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей. Такой подход дает читателю уникальную возможность одновременно использовать свои способности к образному восприятию и логическому мышлению, чтобы найти неординарные творческие решения.

Книга написана простым, понятным языком, что делает ее доступной широкому кругу читателей. Студентам, молодым ученым и специалистам она поможет сформировать и развить системное мировоззрение.


О"Коннор Джозеф & Сеймор Джон

Введение в нейролингвистическое программирование (Новейшая психология личного мастерства)

Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование

Новейшая психология личного мастерства

ПРЕДИСЛОВИЕ

Разумные люди приспосабливаются к окружающему миру. Неразумные люди приспосабливают мир к себе. Вот почему прогресс определяется действиями неразумных людей. Джордж Бернард Шоу.

Историческое событие в изложении летописца имеет много общего с речью продавца новейших чудодейственных средств. дипломата или защитника. Разве не так?

Разговорные традиции людей в культурах, не тронутых цивилизацией, до появления орфографии содержат в себе и удобство, и вызов: удобство в своей упорядоченности и непреложном течении событий, и вызов летописцу, свидетельствующему о хаосе, который, в конечном счете, должен соответствовать размеру и длительности летописи. Но спустя некоторое время. проклятая амнезия охватывает летописца, и его рассказ начинает звучать совершенно уверенно.

Грегори Бэйтсон предупреждал нас о смертоносном треугольнике технологии, о склонности человеческого рода подменять естественный физический контекст (леса в бассейне Амазонки) искусственным контекстом (улицы Нью-Йорка) и о сознательном планировании, не уравновешенном подсознательны- ми процессами. Том Маллой (в своей блистательной новелле "The Curtain of Dawn") поправляет оговорку Чарльза Дарвина, который говорил о "выживании наиболее приспособленных", в то время как он совершил бы меньшую ошибку, если бы сказал "выживает приспосабливающийся"

Два автора, O"Koннop и Сеймор, намерены предложить нам последовательную историю, лишенную диких приключений. Джунгли, сквозь которые мы с Ричардом пробирались в своих исследованиях, причудливы и удивительны. Эти два замечательных и благонамеренных человека покажут вам нечто напоминающее английский розарий, ухоженный и приличный. Как джунгли, так и розарий несут в себе свою неповторимую привлекательность.

Подобно талантливому композитору, одни люди оказываются более одаренными в жизни, чем другие. Они действительно оказывают значительное влияние на окружающих, но этим все и ограничивается, потому что не существует способов описания в технологических терминах того, что они делают, поскольку большая часть этого процесса находится вне области их осознания. Когда-нибудь в будущем, через много-много лет, когда культура будет исследована более полно, появится какой-нибудь эквивалент музыкальных нот, которые можно будет выучить, отдельный для различных типов мужчин и женщин, занятых разной деятельностью и включенных в различные взаимоотношения, для каждого отдельного времени, места, работы и игры. Сегодня мы видим людей, которые счастливы и которых преследует удача, труд которых оказывается продуктивным и вознаграждается сейчас. Что делает их жизнь непохожей на жизни менее удачливых современников? Нам необходимо исследовать и применить этот "инструментарий", чтобы сделать жизнь немного менее подверженной воле случая и немного более приятной.

Эдвард Холл Молчаливый Язык

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга представляет собой введение и путеводитель по стране, известную под названием Нейролингвистическое программирование, или сокращенно НЛП. НЛП - это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность.

В этой книге описаны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности.

НЛП продолжает расти и генерировать новые идеи. Мы - писатели считаем, что в противоположность этому книги оказываются ограниченными и статическими. Каждая книга является суждением, справедливым для того времени, когда она была написана. Это "фотография" описываемого предмета. И тем не менее. нет никаких причин не делать фотографию сегодня лишь потому, что человек завтра станет другим.

Отнеситесь к этой книге, как к мостику, позволяющему вам исследовать новую территорию и продолжить увлекательное путешествие по жизни. Она представляет присущее авторам книги понимание НЛП и не претендует на положение определяющей или официальной версии. Такая версия никогда не появится - по самой природе НЛП. Это лишь введение, и у нас был богатый выбор относительно того, что в него включать, а что нет. Полукнига - лишь один из многих возможных способов организации данного материала.

НЛП - это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации. Мы надеемся, что наше соавторство внесло в книгу определенную глубину описания НЛП, чего не произошло бы, будь у книги только один автор. Эффект глубины возникает, когда человек фокусирует на объекте оба глаза. И мир становится плоским, когда он смотрит на него одним глазом.

НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире, которые не могут быть изложены в одной книге, но понятие о которых можно получить путем чтения между строк. Удовольствие от прекрасного музыкального произведения возникает от прослушивания этого произведения, а не от того, что мы прочитаем ноты.

НЛП - вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП - быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше. Самыми важными вопросами о том, что вы нашли для себя в той книге, являются: "Полезно ли это? Это работает?" Найдите то, что оказывается полезным, и то, что работает, испытав это на себе. Еще важнее обнаружить, где это НЕ работает, и изменять это до тех пор, пока оно не станет работать. В этом дух НЛП.

Мы собирались написать книгу, которая бы представляла обзор НЛП. Она разделяла бы наше волнение, с которым мы узнавали о том, как люди думают, и о тех изменениях, которые оказываются возможными. Она включала бы ряд наиболее полезных умений, паттернов и техник и предлагала бы их в форме, готовой для использования в качестве инструментария для изменения в этом меняющемся мире. После первого чтения она оставалась бы полезной и в качестве справочного пособия. Она предлагала бы практическое руководство по приобретению других книг по НЛП, преследующих различные интересы и предложения. И она предоставила бы рекомендации по выбору тренинговых курсов НЛП.

Эта цель оказалась столь устрашающей лишь из-за "кажущейся очевидности" НЛП, что ни один из нас не был готов энергично взяться за ее достижение. Объединение наших ресурсов придало нам бодрости. А насколько далеко мы продвинулись к своей цели зависит от того, насколько полезной вы найдете эту книгу.

Нам особенно хотелось бы подтолкнуть вас к дальнейшим исследованиям в области НЛП и к тому, чтобы использовать эти мощные идеи с честностью и уважением по отношению к себе и другим, чтобы создавать новые счастливые возможности в своей личной и профессиональной жизни и в жизни других людей.

Изначально мы планировали включить в книгу главу с историями о том, как люди открывали для себя НЛП, и с описаниями их личного опыта применения инструментов НЛП. Но вскоре мы решили, что описание чужого опыта будет скорее развлекать, нежели оказывать непосредственное воздействие. Напротив, согласно духу НЛП, мы настоятельно советуем вам написать о своем опыте заинтересованного использования НЛП.

Лучше пережить НЛП самому. Поэтому читайте меню, и если вам понравится то, о чем вы прочитали, попробуйте само блюдо.

Фотография еще никогда не была самим человеком. Первый шаг - это еще не путешествие. Музыкальная нота - это еще не звук. Не существует магии, а только маги и человеческое восприятие.

БЛАГОДАРНОСТИ

Мы хотели бы выразить нашу признательность многим людям, вдохновлявшим нас при написании этой книги и оказавшим нам помощь.

Генерализация (обобщение) - это когда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможностей, Если бы мы не обобщали, мы вынуждены были бы делать различные вещи снова и снова, и думать о всех возможных исключениях и оговорках - это отнимало бы слишком много времени, Мы сортируем наши знания в обобщенные категории, но мы получаем знания прежде всего путем сравнения и оценки различий, и это важно для продолжения сортировки различий, так что обобщения могут быть при необходимости изменены. Порой нам необходимо быть конкретными, и мышление в терминах обобщений тогда оказывается запутанным и неправильным. Каждый случай требует своего подхода. Существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются а кучу под одним названием.

Готовность допустить исключения позволяет вам быть более реалистичными. Решения не должны быть типа: «все или ничего». Человек, который думает, что он всегда прав, представляет собой большую опасность, чем тот, который думает, что он всегда ошибается. В худшем случае это может означать предубеждение, узколобость и дискриминацию. Обобщения представляют собой лингвистический пух, который засоряет коммуникацию.

Обобщения создают, взяв несколько примеров в качестве представителей целой группы, так что они часто содержат обобщенные существительные и неспецифические глаголы. Многие из этих категорий метамодели перекрывают друг друга. Чем более неясным является утверждение, тем с большей вероятностью оно нарушает несколько категорий.

Обобщения часто выражаются словами типа «все», «каждый». «всегда», «никогда» и «никто». Эти слова не допускают никаких исключений и известны как универсальные квантификаторы. В некоторых случаях они отсутствуют, но подразумеваются, например: «Я думаю, что компьютеры - это пустая трата времени», или: «Поп музыка - это вздор». Вот еще несколько примеров»

«Индийская пища ужасна на вкус».

«Все обобщения неправильны».

«Дома слишком дорого стоят».

«Артисты - интересные люди».

Универсальные квантификаторы являются парадоксально ограниченными. Расширение утверждения до такой степени, чтобы оно покрывало все возможности (или отвергало все возможности), делает исключения трудно обнаружимыми. Вот и создан фильтр восприятия, или само оправдывающееся пророчество: вы будете видеть и слышать лишь то, что ожидаете увидеть и услышать.

Универсальные квантификаторы не всегда оказываются ошибочными. Они могут быть основаны на фактах: ночь всегда сменяет день, а яблоки никогда не падают вверх. Существует большое различие между утверждениями этого типа и утверждениями типа: «Я никогда ничего не делаю правильно». Чтобы верить в это, человек должен замечать только те моменты времени, когда он ошибался, и забыть или не принимать в расчет все ситуации, в которых он был прав. Никто не может абсолютно все делать неправильно. Такого полного несовершенства не существует. Человек ограничивает свой мир тем, как он говорит об этом мире.

Успешные и уверенные люди стремятся делать обобщения противоположным способом. Они убеждены в том, что они часто поступают правильно, за исключением отдельных случаев. Другими словами, они убеждены в том, что у них есть способности.

Например, для того, чтобы поставить под сомнение универсальный квантификатор в утверждении: «Я никогда ничего не делаю правильно», - ищите исключение: «Вы НИКОГДА ничего не делали правильно? Не могли бы вы вспомнить хотябы один случай, когда вы все таки делали что то правильно?» Ричард Бэндлер рассказывает историю о клиенте, которыйпришел к нему на терапию по поводу отсутствия уверенности в себе (номинализация). Ричард начал с вопросов:

Было ли когда нибудь время, когда вы были уверены в себе?.

Вы хотите сказать. что ни разу за всю свою жизнь не были уверены в себе?

Совершенно верно.

Не было ни одного единственного случая?

Вы уверены?

Абсолютно!

Второй способ, которым вы можете поставить под сомнение обобщение такого рода, это доведение до абсурда путем- преувеличения. Так, в ответ на: «Я никогда не смогу понять НЛП»

Вы можете сказать. «Вы правы. Очевидно, НЛП слишком трудная вещь, чтобы вы смогли понять ее. Почему бы не бросить это прямо сейчас? Это безнадежно, оставшаяся часть вашей жизни недостаточно длинна, чтобы освоить НЛП».

Это часто будет вызывать реакцию, подобную следующей: «Ну уж нет, я не такой тупица»

Если вы ставите под сомнение обобщение, преувеличивая его достаточно убедительно, то человек, который его высказал, скорее всего прекратит защищать противоположную точку зрения. Обратная связь, предоставленная вами, показала ее абсурдность. Он станет более сдержанным, если вы оккупируете его крайнюю позицию более убедительно, чем он сам.

Смысл универсальных квантификаторов можно выяснить, попросив найти контрпример: «Было ли когда нибудь время, когда…?»

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

Комплексная эквивалентность возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они обозначают одно и то же, например: «Вы не улыбаетесь, вы не получаете удовольствие». Другой пример: «Если ты не смотришь на меня, когда я говорю с тобой, значит, ты не обращаешь на меня никакого внимания» Это обвинение часто предъявляют другим люди, мыслящие преимущественно визуальным способом, которым необходимо смотреть на говорящего, чтобы понимать, что он говорит Человек, который думает большей частью кинестетические, захочет смотреть вниз, чтобы обрабатывать то, что он слышит Для визуального человека это означает отвлечение внимания, потому что если бы он сам смотрел вниз, он не смог бы сосредоточить свое внимание на речи собеседника. Он обобщил свой собственный опыт, включив в него опыт всех других людей, и за * был о том, что люди думают по разному.

Комплексная эквивалентность может быть поставлена под сомнение вопросом: «Каким образом одно связано с другим?»

ПРЕСУППОЗИЦИИ

У всех нас есть убеждения и ожидания, возникшие из нашего личного опыта, без них жить невозможно. Так как мы вынуждены делать некоторые предположения, то они могли бы быть такими предположениями, которые предоставляют нам свободу, выборы и удовольствие в этом мире, а не предположениями, которые ограничивают нас. Мы часто получаем то, что ожидаем получить.

Базовые предположения, которые ограничивают выборы, могут быть подвергнуты сомнению. Они часто прячутся в вопросах, начинающихся со слова «почему» «Почему вы не можете позаботиться обо мне должным образом?» предполагает, что вы не заботитесь о человеке должным образом. Если вы попытаетесь отвечать на этот вопрос прямо, то вы подтвердите невысказанное предположение.

«Ты собираешься надеть зеленую или красную пижаму, чтобы лечь спать?» - является примером хитрого предоставления якобы свободного выбора, но выбор оказывается свободным лишь в том случае, если вами принимается более важное предположение, в данном случае, что вы идете спать. Оно может быть поставлено под сомнение вопросом: «С чего вы взяли, что я собираюсь ложиться спать?»

Предложения. содержащие слова «так как», «когда» и «если» часто содержат в себе пресуппозиции, то же самое происходит в предложениях с глаголами «поймите», «осознайте» или «игнорировать», например, «Поймите, почему мы придаем столь важное значение личности» Другие примеры пресуппозиций:

«Когда вы заболеете, вы поймете это». (Вы не болеете) «Уж не собираешься ли ты сказать мне очередную ложь?» (Вы уже лгали мне раньше.)

«Почему бы вам не стать более улыбчивым?» (Вы недостаточно улыбчивый.)

«Ты такой же глупый, как твой отец». (Твой отец глуп.) «Я все силы приложу к этой работе». (Эта работа трудная).

«У моей собаки произношение кокни». (Моя собака умеетговорить).

Пресуппозиции обязательно содержат другие нарушения метамодели, которые требуют сортировки. (Итак, вы думаете, что я недостаточно улыбчивый? А достаточно - это как? В каких обстоятельствах Бы хотите, чтобы я улыбался?)

Пресуппозиции могут быть подвергнуты сомнению вопросом: «Что заставило вас подумать, что „.?» и подробным проявлением пресуппозиции.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

«Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этим поделать». Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активные субъекты обычно воздействуют на пассивные объекты, но это слишком большое упрощение. Опасно думать о людях, будто они, подобно бильярдным шарам, подчинятся законам причины и следствия. «Солнечный свет заставляет цветы расти» - представляет собой стенографическое изложение чрезвычайно сложной взаимосвязи. Размышление в терминах причин не объясняет ничего, и лишь вызывает вопрос: «Как?»

Пропасть различий разделяет выражения: «Ветер гнет деревья» и: «Вы раздражаете меня». Верить в то, что кто то другойнесет ответственность за ваше эмоциональное состояние, все равно, что предоставить им своего рода физическую власть надвами, которой у них нет. Вот примеры искажений этого типа:

«Вы надоели мне». (Вы заставляете меня испытывать скуку.)

«Я рад, что вы ушли». (Ваш уход заставляет меня испытывать радость.)

«Я раскис из за погоды». (Погода вызывает у меня кислое настроение.)

Один человек не имеет возможности непосредственно контролировать эмоциональное состояние другого человека. Мысли о том, что вы можете заставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могут вызывать у вас различные настроения, являются весьма ограничивающими и в значительной степени оказываются причинами расстройств. Ответственность за ощущения других людей - это тяжелое бремя. Вам необходимо будет принять на себя слишком большую и излишнюю заботу о том, что вы говорите и делаете. Руководствуясь причинно следственным паттерном, вы станете либо жертвой, либо няней для других людей.

Слово «но» очень часто означает причинно следственную связь, предлагая причину, по которой человек чувствует себя вынужденным не делать что то:

«Я бы помог тебе, но я слишком устал».

«Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня».

Существует два уровня реагирования на причинно следственную связь. Для начала - просто спросить, как именно одна вещь вызывает появление другой. Описание того, как это происходит, часто открывает новые возможности для дальнейшего реагирования. Но оно все таки оставляет незатронутым то фундаментальное убеждение, которое так сильно укоренилось в нашей культуре и которое заключается в том, что другие люди обладают властью над нашим эмоциональным состоянием и несут ответственность за его изменение. На самом же деле мы сами создаем наши чувства. Никто другой не сможет сделать этого за нас. Мы сами решаем и несем ответственность за свои Реакции. Думать, что другие люди вызывают наши чувства, - значит населить свой мир безжизненными бильярдными шарами. Чувства, возникающие в нас в ответ на действия других людей, обычно являются результатом синестезии. Мы видим или слышим что то и реагируем ощущением. Эта связь становится автоматической.

Вопрос метамодели, адресованный к предположению о причинно следственной связи в высказывании типа: «Он раздражает меня», - заучит следующим образом: «Как именно вы вызываете у себя раздражение в ответ на то, что он сказал?» В таком вопросе встроено предположение о том, что человек сам может выбирать свою эмоциональную реакцию.

Причинно следственная связь может быть подвергну-та сомнению вопросом: «Каким конкретно образом одно вызы-вает другое?» - или: «Что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»

Обнаружив убеждение типа причинно следственной связи, задайте вопрос: «Как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вы видите или слыши-те?»

ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполага-ет или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Мы часто делаем это. Иног-да это является интуитивной реакцией на некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном уровне. Час-то это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чув-ствовали бы в такой ситуации: мы проектируем наши собствен-ные мысли и чувства и переживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегда считает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей, часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно и есть. Зачем гадать, если вы можете спросить?

Существует два основных типа чтения мыслей. В первом типе человек предполагает, что он знает о том, что другой думает. На-пример:

«Джордж несчастен».

«Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я ей подарил»,

«Я знаю, что придает ему силы»,

«Он был разгневан, но не показывал вида».

Должны существовать веские сенсорно обоснованные до-казательства для того, чтобы приписывать мысли, чувства и мне-ния другим людям. Вы можете сказать: «Джордж в депрессии», - но было бы более полезным сказать: «Джордж смотрит вниз и

направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание по-верхностное. Уголки рта опущены и плечи ссутулены»

Второй тип чтения мыслей является зеркальным отраже-нием первого и предоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как правило, это используется для того, чтобы затем уп-рекнуть их в том, что они не понимают вас, когда вы думаете, что они должны были бы понять. Например:

«Если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу».

«Ты что, не знаешь, как я чувствую себя?»

«Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства».

«Тебе следует знать, что мне это нравится».

Человек, использующий такие паттерны, не сможет понят-но объяснить другим, чего он хочет; предполагается, что другие каким то образом знают об этом. Это может привести к первок-лассной ссоре.

Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключает-ся в том, чтобы спросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, в проектируемом чтении мыслей, как имен-но, по вашему мнению, он должен знать, что вы чувствуете.

Когда вы, стремясь выяснить значение чтения мыслей, за-даете вопрос: «Как вы узнаете?», - ответом часто является неко-торое убеждение или обобщение. Например:

Джордж совершенно не обращает на меня никакого вни-мания.

- Как вы узнаете о том, что Джордж не обращает на вас никакого внимания?

Потому что он никогда не делает того, что я говорю.

Таким образом, в модели мира говорящего «делать то, что я говорю» равнозначно «обращению внимания на меня». Мягко выражаясь, это сомнительное предположение, По поводу та-кой комплексной эквивалентности и напрашивается вопрос: «Как именно забота о ком то может означать необходимость делать то, что он говорит? Если вы обращаете внимание на кого то, вы всегда делаете то, что он говорит?»

Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: «Как именно вы узнаете, что …?»

Метамодель восстанавливает связь между языком и индивидуальным опытом и может быть использована для:

1. Сбора информации.

2. Выяснения значения.

3. Идентификации ограничений.

4. Обнаружения новых выборов.

Метамодель является чрезвычайно мощным инструмен-том в бизнесе, терапии и образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создают различные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать, что вы точ-но знаете то, что их слова обозначают.

Во первых, метамодель позволит вам собрать высокока-чественную информацию в тех случаях, когда важно понимать точно, что люди имеют в виду. Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, терапевту необходимо найти, что это значит в модели мира клиента, а не предполагать (скорее всего ошибочно), что он знает точно то, что клиент имеет в виду.

В бизнесе деньги могут быть выброшены на ветер, если менеджер поймет инструкцию неправильно. Сколько раз вы слышали печальный возглас: «Но я думал, что ты думал…»

Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрических задачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда нибудь случай, когда он решил геометрическую задачу правильно, а также, каким образом ему удается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах.

В метамодели нет вопросов «почему». Вопросы «почему» имеют мало ценности, в крайнем случае, ответы на них содер-жат оправдания или длинные объяснения, которые ничего не делают для того, чтобы изменить создавшуюся ситуацию.

Во вторых, метамодель проясняет значение коммуника-ции. Она предлагает четкую рамку для вопросов: «Что именно вы имеете в виду?»

В третьих, метамодель дает выборы. Убеждения, обоб-щения, номинализации и правила - все они устанавливают ог-раничения. Но эти ограничения существуют в словах, а не в мире. Постановка вопросов и нахождение последствий или исключе-ний может открыть новые возможности. Ограничивающие убеж-дения можно идентифицировать и изменять.

Какое из искажений метамодели вы подвергнете сомне-нию, будет зависеть от контекста коммуникации и вашей цели. Рассмотрим следующее утверждение:

«Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказать мне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но не могу».

Это утверждение содержит чтение мыслей и пресуппозицию (они пытаются надоедать мне), причину и следствие (это меня раздражает), универсальный квантификатор (постоянно), суждение (ужасные), модальные операторы возможности и не-обходимости (должен, не могу), неспецифические глаголы (ока-зать, раздражает, сдерживаться). номинализации (помощь), и неспецифические существительные (люди, это).

В такого рода примерах чтение мыслей, пресуппозиции и причинно следственные связи заправляют горючим все осталь-ное. Выделение этих нарушений будет первым шагом в направлении изменений. Номинализации, неспецифические глаголы и неспецифические существительные являются наименее важ-ными. Остальные: обобщения, универсальные квантификаторы, суждения, сравнения и модальные операторы - лежат где то посередине. Более общая стратегия - конкретизировать сначала ключевые существительные, затем ключевые глаголы и за-тем отсортировывать искажения, отдавая предпочтение модаль-ным операторам.

Метамодель представляет собой мощный инструмент сбо-ра информации, выяснения значения и идентификации огра-ничений в мышлении человеку, который неудовлетворен настоящим. Чего бы он хотел взамен? Где бы он хотел быть? Как бы он хотел себя чувствовать?

При использовании метамодели существует также весь-ма реальная опасность собрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: «Мне действительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется?» Важно использо-вать вопросы метамодели исключительно в контексте раппорта и взаимно согласованного результата. Ваши вопросы не до-лжны быть слишком прямолинейны, иначе они могут быть вос-приняты как агрессивные. Вместо вопроса: «Как именно вы уз-наете об этом?» - вы можете сказать: «Мне любопытно понять точно, каким образом вы узнаете об этом?» Или: «Я не вполне понимаю, как вы узнаете об этом». Разговор не должен превра-титься в экзаменационный опрос. Вы можете использовать лю-безный и мягкий тон голоса, чтобы смягчить вопросы.

Паттерны метамодели

Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике в университете Санта Круз в начале 1970 х, где Джон Гриндер обучал метамодели в течение одной пары. Это было а четверг. Он отпустил учащихся, чтобы они попрактиковались в использовании метамодели. В следующий вторник половина класса выглядела чрезвычайно удрученной. Они оттолкнули сво-их любимых, своих учителей и друзей, разобрав их по косточкам с помощью метамодели. Раппорт является первым шагом в при-менении любого паттерна НЛП. Будучи использованной без чув-ствительной обратной связи и без раппорта, метамодель пре-вращается в мета садизм, мета беспорядок, мета несчастье.

Вы можете задавать вопросы часто, элегантно и точно. На-пример, человек может сказать (смотря вверх): «Моя работа не пошла». Вы можете задать встречный вопрос: «Интересно, ка-кой бы вы увидели свою работу, если бы она продвигалась ус-пешно?»

Один из самых полезных способов применения метамо-дели - использование ее в своем внутреннем диалоге. Это мо-жет оказаться более эффективным, чем тратить годы на обуче-ние тому, как ясно мыслить.

Верная стратегия научиться использовать метамодель за-ключается в том, чтобы взять одну или две категории и в течение недели просто отмечать примеры этих нарушений в ежедневных разговорах. На следующей неделе возьмите несколько дру-гих категорий. По мере того, как вы будете осваиваться с наблю-дением этих паттернов, вы сможете конструировать безмолв-ные вопросы в своей голове. И, наконец, когда вы овладеете идеей паттернов метамодели и вопросов, вы сможете начать использовать их в соответствующих ситуациях.

Метамодель связана также с логическими уровнями. Под-умайте об утверждении: «Я не могу сделать этого здесь». «Я» это идентификация личности. «Не могу» относится к его убеждениям. «Сделать " выражает его способности. «Этого " указывает на его поведение. «Здесь "- это окружение.

Вы можете задавать вопросы к этому утверждению, опи-раясь на различные основания. Один путь - подумать о том, на каком логическом уровне вы собираетесь работать. Кроме того, человек может дать вам ключ к тому, какая часть утверждения является наиболее важной, тоном голоса подчеркнув одно из слов. Это называется тональной маркировкой.

Если он говорит: «Я не могу сделать этого здесь», - то вы можете перейти к модальному оператору, спросив: «Что пре-пятствует вам?»

Если он говорит: «Я не могу сделать этого здесь», - тогда вы спросите: «Что конкретно вы не можете сделать?»

Замечать, какие слова человек выделяет тоном голоса или языком тела, - это один из способов узнать, какое нарушение метамодели следует подвергнуть сомнению. Другая стратегия заключается в том, чтобы послушать разговор человека в тече-ние нескольких минут и определить, какую из категорий он использует чаще всего. Она, скорее всего, укажет то место, где его мышление ограничено, и тот вопрос, с которого лучше всего былобы начать.

В ежедневной практике метамодель дает вам систематический способ сбора информации, когда вам необходимо знать более точно, что именно человек имел в виду. Это - умение, которому стоит научиться.

- Скажите, пожалуйста, - страшно вежливо спросила Алиса, -

что именно вы имеете в виду?

Ну вот, молодец! Ты задала действительно умныйвопрос, - сказал довольный Шалтай. - Под ВОДОНЕПРОНИНАЕМ ОСТЬЮ я подразумеваю следующую мысль: мы с тобой уже достаточно долго беседуем, и я не прочь узнать, что ты собираешься делать дальше, так как, надо полагать, ты не намерена провести под этимзабором остаток твоих дней.

Глава 6. АПТАЙМ И ДАУНТАЙМ

До сих пор наше внимание было занято исследованием сенсорной чувствительности, способностью держать свои чувства открытыми и замечать реакции окружающих вас люден. Это состояние, когда ваши органы чувств настроены на восприятие внешнего мира, в НЛП обозначается термином аптайм. Кроме того. существуют состояния, которые погружают нас глубже в нашу собственную реальность, в наш внутренний мир.

Оторвитесь на минуту от книги и вспомните то время, когда вы были погружены в собственные мысли…

Вероятно, вам пришлось сильно задуматься, чтобы это вспомнить. Вы обратились внутрь себя, к внутренним картинам, звукам и ощущениям. Это состояние, с которым все мы хорошо знакомы. Чем глубже вы уходите в себя, тем меньше вы начинаете осознавать внешние воздействия. «Глубоко задумавшись» - это хорошее описание такого состояния, известного в НЛП под названием даунтайм. Ключи доступа погружают вас в даунтайм. Всякий раз, когда вы просите кого нибудь обратиться внутрь себя и визуализировать, воспроизвести звуки и ощущения, вы просите его погрузиться в даунтайм. Даунтайм возникает тогда, когда вам необходимо помечтать, составить план, пофантазировать и подумать о новых возможностях.

Практически мы редко полностью находимся в аптайме или в даунтайме, наше повседневное сознание представляет собой смесь частично внутреннего и частично внешнего осознания. Мы обращаем наши органы чувств внутрь себя или вовне в зависимости от обстоятельств, в которых находимся.

Полезно думать о ментальных состояниях как об инструментах, предназначенных для того, чтобы делать различные вещи. Игра в шахматы требует такого состояния ума, которое радикальным образом отличается от того состояния, которое необходимо для принятия пиши. Не существует такой вещи, как неправильное состояние ума, существуют последствия его использования. Они могут быть катастрофическими, если, например, вы пытаетесь перейти улицу с оживленным движением транспорта в том состоянии, в котором отходите ко сну совершенно очевидно, что аптайм является наиболее подходящим состоянием для перехода через улицу. Или забавы ради, вы попытаетесь выговаривать сложные для произношения фразы будучи в состоянии, навеянном слишком большой дозой алкоголя. Часто вы делаете что то не очень хорошо, потому что находитесь в неподходящем состоянии. Вы не сможете хорошо сыграть в теннис, если вы в том же состоянии, в котором играете в шахматы.

Вы можете получить доступ к бессознательным ресурсам непосредственно путем индукции и используя разновидность даунтайма, известную как транс. В состоянии транса вы становитесь глубоко погруженными в состояние с ограниченным фокусом внимания Это измененное состояние по сравнению с вашим привычным состоянием сознания. У разных людей переживание транса будет различным, потому что каждый человек начинает со своего нормального состояния, которое во много) определяется предпочитаемой им репрезентативной системой.

Большая часть работ по исследованию транса и измененных состояний сознания была выполнена в психотерапии, поскольку все терапевты в той или иной степени используют транс. Все они различными способами получают доступ к неосознаваемым ресурсам. Свободное ассоциирование на кушетке психоаналитика хорошо проводить в состоянии даунтайма, то же касается и разыгрывания ролей в гештальт терапии. Гипнотерапевты используют транс явным образом.

Человек приходит на терапию, потому что он истощил свойзапас сознательных ресурсов. Он застрял. Он не знает, что емунеобходимо или где это искать. Транс предоставляет возможность разрешить проблему, потому что он обходит сознание и делает доступными неосознаваемые ресурсы. Большая часть изменений происходит на неосознаваемом уровне. Сознание не нуждается в том, чтобы инициировать изменения, и часто вовсе не замечает их. Конечная цель любой терапии заключается в том, чтобы клиент снова вернулся в ресурсное состояние, достойное его способностей Каждый человек имеет богатую личностную историю, наполненную переживаниями, которыми он может воспользоваться. Они содержат все необходимое для совершения изменения, если только вы сможете добраться до них.

Одна из причин, по которой мы используем столь малую часть наших ментальных возможностей, может заключаться в том, что наша система образования уделяет столь много внимания внешнему тестированию, стандартам достижений и столкновению целей различных людей. Мы очень мало тренируемся в утилизации наших уникальных внутренних способностей. Большая часть нашей индивидуальности нами не осознается. Транс является идеальным состоянием для исследования и открытия наших уникальных внутренних ресурсов.

МИЛТОН МОДЕЛЬ

Неужели ОДНО слов о может столько всего значить! - задумчиво сказала Алиса. - Когда я даю слову много работы, - сказал Шалтай болтай, - я всегда плачу ему сверхурочные.

Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Грегори Бэйтсон с большим энтузиазмом воспринял «Структуру магии», в которой была описана метамодель. Он увидел большой потенциал в этой идее. Он сказал Джону и Ричарду: «Есть один странный старик в Фениксе, штат Аризона. Блестящий терапевт, но никто не понимает, что он делает и как он это делает. Почему бы вам не поехать и не узнать этого?». Бэйтсон знал этого «странного старика» - Милтона Эриксона - в течение 15 лет, и он пообещал им устроить встречу с Эриксоном.

Джон и Ричард работали с Милтоном Эриксоном в 1974 году, когда он был уже широко признан как выдающийся практик гипнотерапии. Он был президентом Американского Общества клинического гипноза и много путешествовал, проводя семинары и лекции, а также ведя частную практику. Он имел репутацию искусного и успешного терапевта и был известен своими проницательными наблюдениями за невербальным поведением. Исследования Джона и Ричарда положили начало двум книгами том под названием «Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона» был издан Meta Publication в 1975 году. Том 2,написанный в соавторстве с Джудит Делозье, последовал в 1977 году.Эти книги посвящены как фильтрам восприятия, так и методам Эриксона, и, несмотря на это, Эриксон все же отметил, что эти книги предложили гораздо лучшее объяснение его работе, чемон сам мог бы дать. И это был превосходный комплимент.

Джон Гриндер сказал, что Эриксон был самой значительной моделью из тех, которые ему пришлось когда либо строитьпотому что Эриксон проложил путь не просто к другой реальности, а к целой новой группе реальностей. Его работы, связанные с трансом и измененными состояниями сознания, были удивительными, и мышление Джона также подверглось глубокому изменению.

НЛП также изменилось. Метамодель была посвящена точным значениям слов. Эриксон использовал язык неуловимо смутным образом, так чтобы клиент мог выбрать то значение, которое больше ему подходит. Он индуцировал и утилизировал трансовые состояния, предоставляя людям возможность преодолевать проблемы и открывать свои ресурсы. Этот способ употребления языка стал называться милтон моделью в дополнение и противовес к точности и метамодели.

Милтон модель - это способ употребления языка с цельюнаведения и поддержания транса. Назначение транса - войти вконтакт со скрытыми ресурсами личности. Она следует тем же путем, по которому происходит естественная работа мозга.Транс является состоянием, в котором вы оказываетесь высокомотивированными учиться у своего бессознательного внутренним образом. Он не является пассивным состоянием, вы такжене попадаете под влияние других людей. Происходит взаимодействие клиента и терапевта, реакции клиента позволяют терапевту понять, что делать дальше.

Работы Эриксона основывались на ряде идей, которые разделялись многими искусными и успешными терапевтами. Теперь они являются пресуппозициями НЛП. Эриксон с уважением относился к бессознательному состоянию клиента. Он полагал, что существует позитивное намерение даже у наиболее безобразного поведения и что человек выбирает наилучшее доступного ему в данный момент времени. Он работал над тем, чтобы дать человеку больше выборов. Он также полагал, что на некотором уровне человек уже имеет все ресурсы, необходимые для того, чтобы совершить изменения.

Милтон модель - это способ употребления языка с целью:

1. Присоединения к реальности человека и ведения его за собой.

2. Отвлечения и утилизации сознания.

3. Получения доступа к бессознательному и к ресурсам.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...