Смоленская икона божией матери в чем помогает. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Чтобы дойти до цели, человеку нужны карта или проводник. В духовном мире похожие законы - достигнуть определенных успехов можно под началом опытного наставника. Пресвятая Дева является всеобщей путеводительницей для христиан. Существует даже очень древний тип икон Божией Матери, под названием «Одигитрия» (с греческого - указывающая путь).


История появления

У иконографии непростая судьба - первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры - бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими - канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос - Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука - в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. - этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.


Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение - по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей - через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение - раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя - свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре - подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково - она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой - она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того - только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.


Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом - икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище - там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный - простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Молитвенные прошения

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее - только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется - только Божией Матери говорят - «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать - неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать - благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.

В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды - ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Одна из самых узнаваемых икон Божией Матери - «Смоленская», относится к типу «Путеводительница». Прочна связана в народном сознании с нашествием татар и другими военными событиями. По преданию, это одна из икон, написанных апостолом Лукой (всего их несколько десятков). У образа целых три празднования в церковном году - один в честь перенесения, второй - в память о чудесном избавлении Смоленска от татарского нашествия, третий - в честь победы в Отечественной войне.


История появления святого образа

Образ очень древний, точно установить, как он оказался в России уже невозможно. Но большинство историков сходятся в том, что привезли икону из Византии. Там она была известна, как защитница Константинополя, часто подвергавшегося набегам. Считается, что одна из дочерей византийского императора вышла за русского князя. Как приданое, царевна привезла с собой святыню в 1046 г.

Собственно тип «Путеводительницы» сложился еще в первые века христианства в Палестине. С самого древнего образа были сделаны несколько копий, которые расходились по всему христианскому миру. «Смоленской» икона Божией Матери «Одигитрия» стала именоваться после того, как Владимир Мономах перенес ее в этот город. Икона разместилась в специально отстроенном храме.

В 15 в. Смоленск захватили литовцы. Направляясь в Москву, один из панов забрал святыню в качестве подарка. Так она оказалась в Благовещенском соборе Кремля. Есть и другие версии этого события:

  • Икону привез изгнанный смоленский правитель.
  • Литовский князь подарил образ своей дочери, которая была замужем за московским правителем.
  • Икону вывезли татары.

Так или иначе, святыня некоторое время пребывала в Москве. В середине 15 в. от имени епископа послы обратились к великому князю - они умоляли вернуть «Смоленскую» икону Божией Матери. Люди твердо верили, что без ее заступления не смогут противостоять многочисленным врагам. Князь усмотрел в этом возможность объединения, поэтому разрешил вывезти образ. Но сначала было решено сделать точный список.


Общенародное почитание и чудеса Смоленской иконы

От литовских захватчиков смоленская земля освободилась лишь в 1514 г. Именно в честь этого события был открыт Новодевичий монастырь. Соборная церковь была освящена во имя «Смоленской» иконы Божией Матери. В тот период начало складываться всенародное почитание образа, которое до этого было лишь местным. Теперь же он стал символом объединения русских земель под московским флагом.

Оригинал был изготовлен на грунтованной доске, отличался большим весом. Сверху был натянут холст с изображением. Мать держит Богомладенца на левой руке. С обратной стороны художник изобразил Распятие на фоне Иерусалима. В 17 в. возле креста появились фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.

Считается, что оригинал безвозвратно утерян еще во времена средневековья. По другой версии, его вывезли немцы во время Великой Отечественной. Греческая копия тоже не сохранилась - она пропала во времена советской власти. Но в стране есть немало довольно древних списков (возрастом около 500 лет). С 12 по 14 века церковные историки зафиксировали более 20 чудес: часть в Смоленске, часть в Москве, по разным монастырям и деревням, куда возили образ.

Самые известные чудеса:

  • Помогла уберечь Смоленск от татарского нашествия.
  • Во время Бородинской битвы «Смоленская» Одигитрия была обнесена крестным ходом вокруг Кремля.
  • Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Адриан исцелился от тяжелой болезни (17 в.).
  • В Новгороде была обретена Смоленская икона, написанная на монастырской стене. Она уберегла город от гибели во время холеры.

Верующему значение «Смоленской» иконы понятно без особой расшифровки: Богородица не случайно указывает на Младенца Христа, она этим призывает всех следовать правильным путем - во всем стремиться к Богу, как началу всякой правды и полноты. Большую роль сыграла она в истории России - защищала границы страны, источала чудотворения, о которых известно с 11 в. Считается, что через эту икону Богородица объединила разрозненные московские княжества.

Поклониться святыне можно в Казанском соборе (Санкт-Петербург), где находится «Смоленская икона», которая побывала на поле боя с Наполеоном. Расположена она над могилой полководца М. Кутузова. Список 15 в. хранится в Благовещенском соборе, в Новодевичьем монастыре - чуть более поздняя копия. Особенность московского списка - Младенец держит свиток вертикально.


Святая заступница

Почитание Божией Матери особенно характерно для Православия и Католицизма, для поклонения существует много праздников, написаны сотни образов. В чем помогает «Смоленская» икона верующим? Если вспомнить название иконографического типа, можно понять самый главный смысл написания: Пресвятая Дева направляет, руководит сердцем человека, показывая ему верную дорогу в рай - через Христа. Соответственно, данный образ может помочь тем, кто имеет мало веры.

Учитывая историю, связанную со многими решающими сражениями, икона является покровителем всех, кто находится на военной службе. Молятся ей во время путешествий. Также она поможет принять правильное решение в неопределенной ситуации. Считается, что образ покровительствует семье, поскольку крепко связан в народном сознании с безопасностью, защитой от нападений. Поможет помириться враждующим сторонам.

Как молиться Царице Небесной

Очень хорошие тексты молитв дает верующим Священное Писание. Например, молитвенное обращение «Богородице Дево…» Существует так называемое Богородичное молитвенное правило. Слова, впервые произнесенные архангелом Гавриилом, повторяются 150 раз. Через каждый десяток читаются другие молитвы - «Отче наш» и пр. Полный список молитв можно найти в молитвословах.

Чтобы не сбиться со счета, необходимо пользоваться четками. Для этого монахи сами делают их из шерстяных нитей. Небольшие же четки из крупных бусин не годятся - их, в основном, покупают в качестве талисмана. В интернете можно найти мастер-классы, как плетутся настоящие монашеские четки и сделать их самостоятельно.

Для «Смоленской» иконы написаны особые молитвы. Они поются во время богослужений. Но можно прочитывать их и дома, когда есть желание. Слушать в чьем-то исполнении - не запрещено, но недостаточно, человек должен молиться сам, совершать духовные усилия. Другая молитва Господу просто не нужна, это уже не молитва, а концерт.

Многие подвижники и святые составляли собственные молебные воззвания к Божией Матери: например, св. Иоанн Кронштадский, св. Ефрем Сирин. Молитвы входили в обиход только после одобрения официальной церковью. Сегодня по приходам «гуляет» много акафистов, написанных современными авторами. Но ведь для «Смоленской» иконы он давно уже есть. Не стоит пренебрегать тем, что проверено столетиями. Чтение новых молитв может быть не только неполезным, но и опасным занятием.

Даже восхвалению Богородицы необходимо учиться, подбирать для этого правильные эпитеты. Поэтому чтение акафиста будет очень полезно. Богословское значение Божией Матери очень велико, понять его в один прием невозможно. Если молитва кажется надоевшей, устаревшей, следует попытаться более глубоко ее осмыслить. Почитать перевод, книгу, посвященную молитвам или иконам. Тогда привычные слова заиграют новыми красками.

Храмы Смоленской иконы Божией Матери

Во времена Ветхого Завета считалось, что Господь обитает в Иерусалимском храме. Евреи до того почитали святилище, что даже первосвященник мог зайти туда лишь единожды в году. Но все изменилось, когда Бог взял на себя человеческую природу. Первым местом Его земного обитания стала утроба обычной женщины. Со временем Божия Мать стала почитаться богословами, как новозаветный храм. Не случайно был разрушен Храм в Иерусалиме. Книга Откровения говорит, что он будет возрожден лишь перед Вторым пришествием Христа.

В России две сотни церквей, посвященных «Смоленской» иконе Божией Матери.

  • Наиболее известная находится в Новодевичьем монастыре. Очень высокий храм устремляется в небо как корабль с парусами в виде куполов. Здесь до сих пор хранится список 15 в. Хотя собор считается памятником архитектуры, в большие праздники в нем проходят службы.
  • Есть Смоленская церковь и в Сергиевом Посаде, на территории знаменитой Лавры. Небольшой храм построен в стиле барокко, отличается изяществом и необычными красками фасада.
  • Граф Григорий Строганов в 17 в. отстроил церковь в Нижнем Новгороде на собственные деньги. Пятикупольный храм отличает изяществом, колокольня расположена прямо над входом.

В одном из древних песнопений Богородица называется Скинией - то есть селением, место обитания Бога. Пусть же каждый найдет дорогу в селение Господа!

Молитва Смоленской иконе

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Смоленская икона Божией Матери – одна из главных святынь православной религии. До сих пор нет точных сведений, как она появилась на Руси.

Известно, что икона обладает невероятной силой. Исходящая от нее аура дарит людям спокойствие, указывает на спасение через веру.

История иконы

По древнему преданию считается, что икону написал апостол Лука, евангелие которого известно каждому христианину (Евангелие от Луки). Второе название образа – «Одигитрия», что означает «указывающая путь», «путеводительница».

Однажды правитель Греции Константин IX решил выдать дочь Анну замуж за князя Всеволода, отцом которого был Ярослав Мудрый. Благословляя дочь, император вручил ей икону Небесной Владычицы, чтобы Святая повсюду оберегала Анну. После смерти царской семьи, икона стала принадлежать Владимиру Мономаху. Позднее, Мономах отправил образ в Успенскую церковь Святой Богородицы. Так икона стала называться «Смоленская Одигитрия».

В 1238 году татаро-монгольское войско во главе с ханом Батыем направлялось к городу Смоленску. Ходили слухи, что в рати был великан, крушащий все на своем пути. Местные жители, узнав об этом, начали молиться перед Смоленской Богородицей, прося защитить их.

В это время одному из служителей Печерской церкви было видение: Богородица велела разыскать воина Меркурия. Он был найден. Святая дала наставление – защитить город от войска Батыя, при этом она всегда будет помогать отважному воину.

Меркурий разбудил всех жителей, а сам отправился навстречу вражескому войску. Тайно проникнув туда, он перебил много врагов, но был убит в неравной схватке. Меркурия стали почитать как Святого, а останки сохранили в Смоленском соборе.

В чем помогает «Одигитрия»

Икона является символом спокойной жизни и мирного неба над головой:

  • защищает страну от войн;
  • помогает военнослужащим, особенно служившим в горячих точках;
  • уберегает от врагов в чужой стране;
  • помогает удачно завершить дальние поездки;
  • исцеляет от тяжелых болезней, эпидемий;
  • укрепляет веру, направляет на верный жизненный путь;
  • сохраняет семейный очаг;
  • оберегает от врагов и завистников.

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Больше известный как Богородице – Смоленский Новодевичий монастырь, основателем которого является князь Василий III. Невероятной красоты здание возведено в XVI веке в честь присоединения Смоленска к Российской земле.

Монастырь посвящен Пресвятой Одигитрии. Расположен он у Москвы – реки, недалеко от Кремля, возле Лужников. Точный адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Что такое «Одигитрия»

Как упоминалось выше, «Одигитрия» в переводе с греческого, означает «путеводительница». На иконе Божия Матерь изображена по пояс, в одеяниях красного цвета (на старых списках – багряного), что указывает на величие Небесной Царицы.

На руках Владычицы – младенец Иисус. Он сидит на левой руке Матушки, облаченный в одежду золотого цвета, как Вседержитель. В левой руке у него свиток, символизирующий Божественное учение, правой – он делает благословляющий жест. Богородица указывает на Иисуса, тем самым говоря о вечном спасении через Христа.

Есть списки, где Святая изображена в полный рост или по плечи, а Иисус Христос сидит с правой стороны и держит книгу.

Где находится чудотворная икона

До 1456 года она находилась в Москве. Спустя продолжительное время, оригинал отправили в Смоленск. Несколько раз его снова привозили в столицу для молитвенных процессий.

С 1941 году «Одигитрия» считается утерянной. Но было сделано много копий, которые сейчас находятся в музеях:

  • Московском, имени А. Рублева;
  • Владимирском музее-заповеднике;
  • Новгородском;
  • Костромском историко-архитектурном.

В России более ста храмов, названных в честь «Одигитрии». В любой церкви можно зажечь свечу перед ней, преклониться и озвучить свои просьбы.

Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах

Церковь возведена в XVIII веке (1702 – 1708 гг). Удивительное здание с высокой колокольней выстроено в стиле московского барокко. Снаружи стены украшены резьбой. Снизу церковь сложена из белого камня, сверху – выстроена из кирпича.

Изначально она строилась как летнее здание, а все «зимние» службы проходили в соседнем храме Феодора Стратилата. Позже храм Феодора был снесен, а на его месте построен магазин. Все богослужения стали проходить в Смоленской церкви.

Расположена она по адресу: Московская область, Раменский район (бывший Бронницкий уезд), село Кривцы, дом 109. Службы идут по воскресным и праздничным дням.

Тропарь Смоленской иконе Божией Матери

Почитают «Смоленскую» Божию Матерь 3 раза в год. Каждая дата знаменуется определенным событием:

  • 10 августа (перемещение иконы из Кремля в Новодевичий монастырь);
  • 18 ноября (разгром Наполеона);
  • 7 декабря (победа над татаро – монголами).

В эти дни верующие читают молитвы и акафисты перед Святой.

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну (ок. 1030/35 -1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е - 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям - 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской веры

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...