Спиральная Динамика Грейвза. Основные характеристики мимов

Разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться.

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.

Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.

На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.

Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.

Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.

Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”

На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

Бежевый

Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз.

Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.

Фиолетовый

Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.

Красный

Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть.

Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.

Синий

Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.

Оранжевый

Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.

Зеленый

“Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Цвета в спиральной динамике

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

Желтый

Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо.

Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.

Бирюзовый

По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?

Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.

Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.

Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.

Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.

Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

1.“Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.

2.“Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.

3.“Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.

4.“Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.

5.“Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться . Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.

В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.

Клэр Грейвз - кто он?

Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.

Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.

Спиральная динамика

Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».

Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.

Тест

Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.

На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.

Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.

Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание - бежевый цвет.
  2. Племенное мышление - фиолетовый.
  3. Боги силы - красный цвет.
  4. Сила правды - синий.
  5. Жажда успеха - оранжевый цвет.
  6. Круговой - зеленый.
  7. Интригующий - желтый.
  8. Модернизаторский - бирюзовый.

Бежевый

В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.

На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Оранжевый

Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.

Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.

Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.

Зеленый и желтый

Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.

Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.

Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.

Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.

Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.

Бирюзовый

Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.

По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.

Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.

Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.

Книги

Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.

Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному

Спиральная динамика - это очень удобная модель, позволяющая описать развитие индивидуума, организации, страны. Она была предложена американским профессором психологии Грейвзом. Он давал тесты студентам на определение нахождения по шкале альтруизм-эгоизм. Спустя пару лет студенты снова прошли тестирование, и выяснилось, что группы не были однородными. Часть студентов мигрировало из группы в группу. Тогда Грейвз сделал вывод, что за время, которое прошло между тестированиями, изменились жизненные ценности студентов, они перешли на новый уровень.

Теория спиральной динамики

Он стал исследовать этот феномен. Что в конце концов вылилось в модель под названием “Спиральная динамика”. Она описывает развитие личности и систем, которое идет по спирали, чередуются витки эгоистичный-альтруистичный. Те из них, которые находятся выше, - вбирают в себя опыт предыдущих, хотя, расположенные друг над другом они зачастую чем-то и похожи, но имеют иное по качеству измерение.

Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.

1 Уровень Бежевый

Девиз: “Выжить любой ценой”

Тип мышления: инстинктивный

Охотник-одиночка

В современном обществе: бомжи

Младенец

Когда человек появляется на свет, его основной задачей стоит выживание. Он еще ничего не понимает в этом мире, он руководствуется только инстинктами. Кроме выживания его больше ничего не интересует. Он пока еще не научился выделять себя в этом мире. Личность не сформирована. Есть только биологическая основа, инстинкты. Его цели сугубо эгоистичны - выжить.

2 Уровень Фиолетовый

Девиз: “Жертвую собой ради рода”

Тип мышления: мистический, магический

Уровень социального развития: первобытнообщинный строй

В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости

Уровень личностного развития: ребенок

Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.

В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.

3 Уровень Красный

Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”

Тип мышления: эгоцентрический

Уровень социального развития: феодализм

В современном обществе: криминал

Уровень личностного развития: бунтующий подросток

После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.

Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...