Священные деревья славян русов. Священные деревья Священное дерево Бо

Священные деревья славян

Славяне и мир природы –растений и животных неразделимы. Им знали цену, от них зависели, их наделяли особыми свойствами и качествами, им поклонялись, молились использовали в обычаях и обрядах. Пять деревьев считались символами мирозданья. Они являлись примерами Мужского и Женского начал. Символизировали жизнь и отвечали за её продолжительность, переход в Вечную Жизнь тоже связывали с растениями.

Вся жизнь человека и быт были не отделимы от мира природа растений. Часто необъяснимый и причудливый мир верований, до сих пор является представлением мудрости и прозрения.

Дуб – священное дерево славян

Мощь сего дерева, Дуба, воспевали в традиционных песнях не только наши праотцы, но еще и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и поместили его в центр большинства обрядов, таинств и праздничных дней, как главный атрибут. О Дубе в притчах, беседах, СКАЗАНИЯХ И ПЕСНЯХ указывают, что, собственно, мудрость его в корнях, мощь в стволе, а сочувствие или сила защиты слабых в листьях и ветвях. Потому и стало данное дерево подлинно мужским. Эмблемой мудрости, мужественности.

Если вспомнить, из какого дерева славяне возводили для себя дома, то, абсолютно точно, ответом на него станет – Дуб.

Он - это прочность и мощь, цитадель и база всего сущего для многочисленной семьи. Как следствие или благодаря его качествам, Дуб нередко именуют Древом Мира. Для древних славян оно было не только эмблемой, а Царём деревьев.

Нашли эти верования отражение и в славянском фольклоре. Как раз Дуб становился центральным составляющей ведических сказаний, легенд. В стихах и поэмах возможно найти ту значимость, которой славяне наделяли дубовые рощи.

Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, возводились как раз в дубовых полесьях. Деревья, представлялись, как столпы мироздания славянской жизни. Многочисленные обряды, которые велись при рождении ребёнка или же беременности, включали в себя дубовые ветки. Не забывали о них, если делали заговоры на рождение мальчика.Там, где это было возможно, во дворе дома основатель семейства старался высадить молодое дубовое деревце. Оно становилось основателем большой семьи, обуславливало прочность семейства. А ещё делилось с мужскою частью семьи мощью, силой и надёжностью и крепостью. Если дерево заболевало: начинали засыхать листья, отмирать веки, то по поверьям, это пророчило крах семьи, было предостерегающим признаком.

Берёза – знак начал и бодрости

Одно из самих распространённых на Руси деревьев - это Берёза, и имя связывали с основой “белый”. Древние славяне лицезрели в данном дереве чистоту и «начало всея», то есть береза воплощала женское начало. На века в русском фольклоре связаны два символа: тонкая, высокая, трепетная берёза и стан молодой девицы. Каждая женщина, в будущем мама, с удовольствием покупала идолы и талисманы из коры и веток сего великолепного дерева, призванные в будущем оградить хозяйку и младенца будущего от бед и зол. Берёзовый сок считали истинным лечебным снадобьем. Пили, как укрепляющий напиток, готовили квасы на берёзовом соке. Считали его лекарством, способным очистить организм и кровь от заразы.

Берёзу, например, как и умный Дуб, зачастую воспевали и использовали в этнических ритуалах, большей частью в тех, которые связаны были с замужеством. К примеру, популярны древние гадания, когда девицы, надеясь отыскать суженого, пускали по направлению течения речки берёзовые венки. Сообразно поверью, им могли помочь русалки, которые по традициям фольклора, посиживали как раз на берёзах, собственно что вырастают у берегов прудов, озёр и рек. День

Русалии был праздничным днем рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Как раз таково смысл данных берёз у славян.

Сосна – древо пути и судеб

Еще одно священное дерево славян – Сосна. Смысл, коим его наделяли наши основатели, одно из более трудных и таинственных. Называли сосну осью мира, путеводной нитью, тропинкой, которая приведёт в светлое завтра и безоблачное будущее, дорогой в мир вечный. Из сосновых дров нередко складывали погребальных костёр, служащий эмблемой как раз непредотвратимой участи, которая ожидает всякого из нас. Такой культ прощания с телами умерших отсылает нас к богине Макоши, которую славяне считали богиней Участи или Удачи. Она считается одной из ключевых фигур в Мироздании, Богиней Космоса.

Сосна часто использовалась в лечебных и целительных ритуалах, как центральный атрибут. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, снова же стоит упомянуть о том, собственно что на древе в одно и тоже время вырастают как дамские, например и мужские шишки. Это интересно и знаково потому, что наглядно возможно совмещение женского и мужского начал в единое целое.

Осина – древо кончины и погибели

Осина всякий раз изменяет цвет своего спила до синего.А такой оттенок древние славяне называли «тенью погибели».Древо именовали эмблемой кончины, конца пути. Его часто высаживали на кладбищах, рядом с могилами усопших. Будучи эмблемой погибели, смерти в одно и тоже время, Осина позиционируется, как и мощный идол от неё.

Производили, такие обереги от сглаза, наказания и гнева богов из осиновых веток и ствола.

Учитывая значимость и символизм древа, славяне производили из него не лишь только талисманы-обереги, но еще и орудие, доспехи. К примеру, осиновые копья. Сообразно фольклору, осиновое копьё могло не лишь только уничтожить ворога, но и воскресить его.

В фольклоре этот природный объект – Осина – фигурировал, как ведущее средство от нечисти, вурдалаков и упырей. По представлениям древних славян, вурдалаки и упыри в одно и тоже время и живы и мертвы. Что является неестественным и противоречит порядку вещей в природе.

Ель – знак нескончаемой жизни

В славянской мифологии Ель занимает одно из главнейших мест. Переоценить его не возможно.Ведь Ель является символом вечной жизни. Всё, что считалось вечным, относили или связывали с елью. Например, музыку, которая никогда не ичезнет. Потому музыкальные инструменты старались изготавливать из этого дерева. Домашнюю мебель, посуду, детские люльки… Использовали хвою и ветки при изготовлении припарок и отваров при излечении болезни и желания долго-долгой жизни.

Специалисты считают, что такое отношение к ели, как символу вечной жизни, было заимствовано и другими культурами.

Например, египетские пирамиды по форме очень схожи с кроной ели. Особенность вечной жизни старались подчеркнуть и при сооружение пирамид, как саркофагов, сохраняющих жизнь на века.

ДРУИДЫ

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Ясень

Ясень - дерево мировой оси, оно символизирует божественную природу челове-чества. Ясень помогает понять наше пред-назначение, иногда его энергия пробуждает способность к ясновидению, позволяет узнать будущее, но помогает он только тем, кто искренен в своем желании познания.

Ясень - это дерево возрождения и об-новления, с которым эзотерическое учение связывает светлые и радостные руны Стар-шего Футарка - Гебо и Вуньо. Кроме того, ясень олицетворяет связь того, что вверху, с тем, что внизу, то есть связь мира богов и мира людей или мира духовного и мира ма-териального. Потому это дерево соотносится с руной Одина Ансуз, а также с руной путешествия меж мирами Эваз. Ясень - дерево, традиционное для всех видов волшебства и гадания. Именно из его древесины изготав-ливаются лучшие комплекты гадательных рун, именно ее предпочитали использовать мастера северо-запада для изготовления оружия и орудий, особенно имевших маги-ческое назначение. Так, например, в Скан-динавии нередко считалось, что копье с ясе-невым древком является волшебным уже просто в силу того, что оно изготовлено из ясеня. Такое копье уподоблялось священ-ному копью Одина, Гунгниру, ибо оно было сработано из древесины. Именно этого дерева. Помимо изготовления волшебных орудий и оружия, древесина ясеня широко приме-няется для изготовления защитных амуле-тов, обороняющих владельца практически от любых вредоносных воздействий, вплоть (как до сих пор верят кое-где в Европе) до укусов ядовитых змей. Кроме того, особая ма-гия традиционно приписывается огню, ра-зожженному из ясеневых дров. Дым такого костра считается священным курением, а ис-ходящая от огня сила является благотворной и целебной. Согласно Найджелу Пеннику, некогда существовала традиция первый раз обмывать новорожденного ребенка именно возле ясеневого костра.

Дуб

Дуб - это могучее дерево, символ огром-ной жизненной силы, долголетия. Все север-ные европейцы чтят его как священное дерево бога-громовержца (Тора, Перуна). Кельты, напротив, склонны почитать дуб как дерево верховного божества, дерево мудрости и духовной силы. К слову, именно от кельт-ской основы, имеющей два значения - «дуб» и «мудрость», - происходит сам термин «друид» (та же основа dru/drw звучит в рус-ском слове «древо»). По всему северо-западу с дубом связывается определенный день не-дели - четверг, который в северных языках так и именуется - Thursday, «День Тора»}. С дубом эзотерическое учение связывает целых шесть рун Старшего Футарка - Тури-саз, Эваз, Райдо, Тейваз, Яро и Аагаз. Бла-годаря физическим свойствам дуба, таким, как надежность и прочность его древеси-ны, крупные размеры и долголетие ствола, а также связи с верховными божествами в магической практике севера, дуб использо-вался в заклинаниях, направленных на защи-ту, увеличение физической силы, достиже-ние стабильного успеха.

Дуб является энергетическим донором.

При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жиз-ненной энергии.

Не следует, однако, забывать, что это сильное, но суровое дерево. Его аура очень мощна и хорошо воспринимает только здо-ровых людей. Человеку тяжело больному и страдающему хроническими заболевани-ями лучше не общаться с этим деревом.

Общение с дубом заряжает человека ак-тивирующей энергией, успокаивает душу.

Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотвор-но сказываются на работе сердца и нервной системы.

Дуб всегда отдает предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям. Он вра-чует раны, полученные в бою, лечит души вои-нов, делится частичкой своего долголетия. Ветеранам, бывшим воинам, пожилым лю-дям контакт с ним приносит большую пользу.

Береза

Береза - любимое дерево русского наро-да, олицетворяющее его душу, дерево необык-новенной доброты. Ее также называют «дере-вом жизни». С березой эзотерическое учение о деревьях связывает две руны. Старшего Фу-тарка - Беркана и Уруз. Сама береза с неза-памятных времен ассоциируется с плодоро-дием и исцеляющей магией: березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородием не только землю, но и молодоженов, а также скот. Из березового дерева делали колыбели для новорожденных. Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих закля-тиях, а также в заклятиях, направленных на увеличение урожая. Березовые ветви спра-ведливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприят-ностей. Береза нежна и сострадательна, она обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу, к березе стоит обращаться боль-ным, ослабленным и выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет восстановить утраченные силы, легче пере-нести болезнь, ускорит процесс выздоров-ления.

Общение с березой полезно людям с рас-строенной психикой, находящимся в состоя-нии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия по-вседневных стрессов, способствует восста-новлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжи-тельно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом с ним, и тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способ-ность отгонять злых духов.

Орешник

Орешник - еще одно священное дерево северной традиции, дерево мудрости и ма-гии, посвященное Одину (Лугу, Велесу). На-равне с ясенем широко использовалось для изготовления магических орудий - жез-лов и посохов, а также для создания маги-ческой защиты. В последнем случае ореховые прутики втыкались в землю по периметру ограждаемой территории, внутрь которой, как считалось, не может проникнуть извне никакая магия. Подобным образом в Скан-динавии ограждались, например, площад-ки для поединков, чтобы никто из зрителей не мог повлиять магией на исход боя. Ореш-ник - очень влиятельное дерево с сильным характером, одно из основных его качеств - справедливость. Его энергия поможет обра-тить ваш разум к объективному рассмотре-нию сложившейся ситуации с разных сторон. Понятие справедливости у него относит-ся не только к сфере человеческих взаимо-отношений. Для орешника не существует не стоящих внимания случаев, даже самая маленькая несправедливость должна быть устранена.

Сосна

Пожалуй, в России, где тис почти не рас-тет, сосну можно назвать местным аналогом тиса. В эзотерических учениях с ней связы-вается руна Кано (как воплощение разго-няющего тьму света). В темноте сосна вы-глядит светлее других деревьев и, подобно сложенным из сосны восьми ифинам огама и руне Кано, предстает как символ на интел-лектуальном и духовном уровне. Такая связь с огнем прозрения прослеживается с присутствующим почти у всех северных народов ритуалом сожжения сосновой шишки. Этот смолистый плод символизирует кладезь мудрости, которая удерживает в целостности весь материальный мир. С сосной связывают и посвященную Хеймдалю руну Дагаз в ее защитной функции. Следует также помнить, что в скандинавских рунических строях имя руны Эйваз - руны защиты - звучало как Yr, что и означает «сосна».

Сосна - дерево спокойствия и высоты духа. Если в вашей жизни настал важный момент, решается ваша судьба и необходи-мо в спокойной обстановке ответить само-му себе на ряд серьезных вопросов, без общения с сосной не обойтись. Аура этого дерева очень сильна, она поможет обратив-шемуся к нему человеку подняться на небы-валую высоту духовного озарения, твор-ческого взлета. При прямом контакте сила сосны унесет раздражение и досаду, кото-рые ежедневно накапливаются в вашей душе.

Энергия сосны поможет вам избавиться от нервных расстройств, депрессий и стресса. Ни один невроз не устоит под ее влиянием.

Сосна - милосердное дерево. К нему необходимо обращаться с открытой душой. Сосна способна очистить ауру человека от постороннего воздействия, и даже частично снять порчу. В старину считалось, что запах сосны способствует избавлению от чувства вины.

Рябина

С рябиной эзотерическое учение деревь-ев связывает руны Наутиз и Альгиз. На дре-весине рябины обычно вырезали защитные руны, поскольку рябина была известна сво-ей способностью оберегать от колдовства. Кроме того, считалось, что рябина способ-на защитить от сглаза и порчи, от злой воли, поэтому гроздья рябины развешивали на жерди у входа в загоны для скота и помещали у дверной притолоки. Считается, что ряби-на обостряет восприятие и развивает дар предвидения. В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и содействовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберечься от чужих чар. До сих пор во многих дерев-нях от Британии до Урала маленькие девочки по осени нанизывают на нитку ягоды ряби-ны и носят их как бусы, даже не подозревая, что именно они делают. А между тем такой талисман всегда считался наилучшей защи-той от чужой магии любого уровня (некото-рые исследователи полагают, что на Севере такое рябиновое ожерелье считалось отра-жением Брисингамен - священного ожере-лья Фрейи). Рябина - самый лучший союз-ник для женщин, которые находят истинное наслаждение в физической стороне любви. Прямой контакт с рябиной способен разбу-дить дремлющую в женщине сексуальность. Для рябины излюбленный женский воз-раст - около 40 лет. Таким женщинам она дарит в любви особенно теплую осень, пол-ную сил.

Ива - дерево водолюбивое, наверное, по-этому с ней традиционно связывают руну воды Лагуз. С ней объединяют понятия цик-личности, ритма, а также приливов и отливов. Ива - дерево женской магии. Она связана с Луной всеми посвященными земле и воде обрядами, которые исполняют женщины. Энергетику ивы нельзя назвать доброй, ей безразличны проблемы добра и зла, она слу-жит только природе, подчиняясь законам равновесия и справедливости. Энергия ивы дает удивительную силу женщинам, спо-собным приворожить, отворотить, навести на обидчика порчу, испортить ему судьбу. Ива чрезвычайно чувствительна, она даже может не захотеть общаться с вами. В за-падной традиции клонящаяся к воде пла-кучая ива стала символом несчастной люб-ви и скорби.

Яблоня

Яблоня - первое дерево в гороскопе друи-дов. В европейской символике яблоня счита-ется деревом возрождения к вечной жизни. Греки оставили нам в наследство предание о золотых яблоках Гесперид, скандинавы - о богине Идунн и яблоках бессмертия, кельтский эпос повествует о блаженном острове Яблок Авалоне, а у славян - это сказочные молодильные яблоки. Таким образом, сама яблоня, равно как и связанная с ней руна Ингуз, олицетворяет собой вечную жизнь. Яблоня - одно из первых окультуренных деревьев и потому в эзотерическом учении она ассоциируется с сознательным выбором. Упоминая в своем описании рунического гадания «плодоносное дерево», Тацит имеет в виду, скорее всего, именно яблоню. Будучи связанной с выбором и, вероятно, с гада-нием, яблоня оказывает немалую помощь в предсказаниях, а, кроме того, ее древесина издавна использовалась в любовной и ис-целяющей магии. Это дерево женской силы, женской сексуальности, пробуждающее в женщине чувственную сторону натуры. Если вы хотите испытать прилив эротиче-ских сил, то летом ложитесь спать под ябло-ней, правда, она охотнее делится своими силами с молодыми девушками. Под влия-нием энергии яблони девушка может представить себе образ идеально подходящего ей мужчины, а во сне увидеть своего суже-ного. Однако следует опасаться соблазнов, которыми вас может окружить это дерево. Для энергии яблони не существует моральных правил, она руководствуется только зовом природы.

Бузина

Во всех странах Северной Европы это де-рево почитают как великую волшебную силу. С бузиной мастера рун связывают, как пра-вило, руны мира людей - Феху и Одал.

На бузине легко вырастают новые ветви, взамен обломанных старых, и любая ветвь оказавшаяся на земле, способна пустить кор-ни. На цветках бузины заваривают чай «для очистки крови», а из ее коры получается успокаивающий настой. В то же время испа-рения, исходящие от этого растения, слы-вут болезнетворными и даже смертельными для тех, кто долго находился под его сенью. Согласно утверждениям Старшей Эмы, чер-ную бузину избрала своим домом богиня Фрейя. Народные поверья не советуют сжи-гать древесину бузины в доме, так как это приносит неминуемые несчастья. В средние века бузина считалась ведьмовским дере-вом, прутья которого ведьмы использовали для Ночных полетов. Бузина - это тьма Ниж-него мира. Она предоставляет возможность активной агрессивной защиты, и потому считается, что если бузина растет у ворот дома - это хорошо, а вот вносить ее в дом не стоит. Поэтому стоит серьезно подумать, прежде чем сломать ветвь бузины и вырезать на ней руны.

Боярышник

Боярышник, с которым эзотерические учения связывают руны Турисаз и Одал, считался «деревом богини плотской любви». Народные поверья именовали это дерево заколдованным и предрекали злую участь всякому, кто достаточно безрассуден, что-бы посягнуть на него. Смерть детей или па-деж скота, потеря накопленных денег - удел тех, у кого хватило дерзости уничтожить этот колючий куст. И все же, то ли в силу обычая, то ли из должного уважения к самому боя-рышнику, к его ветвям привязывают полоски материи, явно напоминающие приношения богине. Подобный обычай до сих пор сохра-нился в Ирландии и некоторых землях Герма-нии. Одновременно боярышник почитали и как защитное растение: на его цветках заваривали снимающий беспокойство чай, улуч-шающий аппетит и кровообращение. В древ-ней Греции в боярышнике видели символ надежды и брака. И лишь в эпоху: мрачного средневековья его стали связывать с колдовст-вом. Особенно полезен боярышник в защит-ной и любовной магии, в заклинаниях, кото-рые должны ускорить вступление в брак или упрочить его.

Тис можно назвать священным деревом в северной традиции. Очень часто тис растет возле священных мест; в Западной Европе его нередко высаживали близ церквей и вдоль до-рог, ведущих к ним. Тис непосредственно связан со многими рунами Футарка - Хагалаз и Альгиз, но в первую очередь с руной Эйваз, которая в своем графическом начертании прежде всего символизирует магический двухконечный жезл жизни и смерти. Тисы, высаженные вокруг могильников, призваны были защищать умерших, а также служили неким мостом или дверью в мир иной. Выход в иной мир совершался в древности во вре-мя шаманских обрядов, которые в северных странах назывались «зейд». Неизменной час-тью зейда являлось воскурение благовонных веществ из коры, листьев или смолы тиса, поскольку маги прошлого использовали тис для усиления магических и психических спо-собностей и вызывания видений. С другой стороны, поскольку тисовое дерево считает-ся самым долговечным на Европейском кон-тиненте, оно превратилось в символ вечной жизни, атрибут многих божеств, властвую-щих над смертью и возрождением к жизни. Из древесины тиса в северных странах делали древки копий и стрел, а также тяжелые боевые луки. Со временем и самому тису стали приписывать защитные свойства, и из него делалось немало охранных амулетов.

Вяз в эзотерической традиции связывают с руной Гебо. Вяз - исключительно мужское дерево, дерево истинных душевных качеств настоящего мужчины. Именно мужчинам в полном смысле этого слова он отдает предпочтение, поддерживает все их начинания, но неудачников это дерево не любит. Только тому, кто борется до конца, не «раскисает», он дает силы. Иногда одного хорошего кон-такта с вязом человеку может хватить на многие годы. В средневековье из вяза делали рыцарские копья, причем не только из-за прочности древесины. Считалось, что копья из вяза вселяют в воина отвагу и приносят ему удачу в сражении. В магии вяз привносит в заклятие устойчивость и опору.

Ольха

С ольхой эзотерическая традиция связы-вает руну человека Манназ. Из смолистой, не подверженной гниению древесины ольхи изготавливали сваи, которые традиционно применялись во всей Европе для заклад-ки оснований под здания в топких местах. На ольховых сваях покоятся фундаменты Венеции и Роттердама, Винчестерский кафедральный собор и водяные мельницы на островах Шотландии. Связана также ольха и с производством мечей: оружейники цени-ли ее древесину за самый лучший уголь для плавки металла. Подобно тису, ольха - де-рево «кровоточащее», и рубить ее счита-лось кощунством, способным навлечь пожар на жилище того, кто ее срубил. Вероятно, вследствие практического использования, ольха трактуется в эзотерической традиции как некий мост, соединяющий нижнее, подземное царство с надземным царством воз-духа. В ирландской и британской мифологии ольха, как священное дерево, олицетворяет собой обожествленного короля Брана. Пре-дание сообщает, что сбылись все пророчест-ва, которые изрекла забальзамированная голова Брана, пока ее несли через всю страну, и потому ольху связывают с защитой, спо-собностью предвидеть будущее и прорица-ниями.

Ольха - дерево, покровительствующее семье; чем больше в семье детей и внуков, тем сильнее ольха поддерживает ее членов. Она укрепляет родственные связи, сплачи-вает всех членов семьи, ей свойственно объ-единять людей в род.

Если вы придете к ольхе с проблемами родственных взаимоотношений, она охот-но поможет вам найти решение. Это дерево для женщин - хранительниц очага, дерево «большого дома». Ольха поможет вам «привязать» мужа к дому.

Осина

Осина - дерево, поглощающее отрица-тельную энергию. Это свойство осины рань-ше считалось магическим. Всем известен наилучший способ борьбы с оборотнями и вампирами - осиновый кол. В старину считалось, что осина отгоняет злых духов, поэтому ее высаживали около жилья. В осиновой роще можно найти убежище от преследования энергетического вампира, в ка-кой-то степени облегчить последствия порчи и сглаза.

Прямой контакт с осиной очистит вашу ауру от вредных влияний. Таким качеством обладает не только живое дерево, но и из-делия из него.

Общение с осиной помогает при нервоз-ных состояниях, навязчивых мыслях, бес-причинном страхе. В магии осина считается деревом, отводящим смерть. Она способст-вует проявлению внутренних целительных сил человека, обеспечивая доступ к нашей подлинной сути, иногда скрытой под обман-чивой внешней оболочкой.

Можжевельник

Можжевельник - кустарник, облада-ющий сильным очищающим свойством. Сила его в основном направлена не на людей, а на окружающие их предметы. Если сжечь в квартире хвою можжевельника, можно избавиться от неблагоприятных воздействий.

Человеку можжевельник может помочь снять сглаз или порчу, избавиться от дейст-вия приворота.

Лиственница

Лиственница - успокаивающее дере-во. Если человека не оставляют страхи, со-мнения, беспричинное беспокойство, то контакт с лиственницей принесет ему большое облегчение. Она исцеляет тяжелые нервные расстройства, особенно сопровож-даемые приступами меланхолии, депрессии. Контакт с ней помогает увидеть в жизни лучшее.

Ель предлагает свою энергетическую под-держку круглый год. Она не несет в себе осо-бенно сильных свойств, но энергия ее пос-тоянно доступна тем, кто зимой ощущает недостаток сил. Ель даст вам энергии не боль-ше, чем вам необходимо.

Ель помогает контролировать эмоции, настраивает на философский лад. Запах сожженной высушенной хвои - прекрасное средство для очищения жилища от вредных воздействий.

В эзотерической традиции Севера бук, с которым связывают руны Наутиз и Перт, выступает как символ древнего знания, от-крываемого в реликтах, древних капищах, заклинаниях и рукописях. Бук предстает здесь проводником из знания прошлого к об-ретению знания будущего.

Шиповник

Шиповник стимулирует проявление неж-ных чувств, отвечает за эмоциональную сто-рону любви, поддерживает в людях неж-ность, страсть, душевную гармонию. Если вы сорвете цветущую ветку шиповника и по-дарите ее любимому человеку, а она оста-вит его равнодушным - значит, его чувства не так глубоки и сильны, как вам казалось. В цветках и плодах сосредоточена добрая магия шиповника.

Черемуха

Черемуха - нежное дерево, дружелюб-но настроенное к молодости, врачует ду-шевные разочарования молодых, помогает проявлять нежную привязанность, юную страсть, но не допускает ничего низменно-го. Если в вас говорит не душа, а тело, чере-муха не принесет вам пользы.

Даже если вы уже немолоды и устали от превратностей судьбы, приходите к чере-мухе. Ее аура поможет вам снова полюбить людей и саму жизнь.

Каштан

Речь идет о женском каштане. Прямой контакт с этим деревом равносилен обще-нию с бурной горной рекой. Чистый и силь-ный поток его энергии смоет ваши недомогания, но энергетической подпитки от него не ждите. Каштан занят собой. Он эгоист.

Клен

Клен - дерево, которое помогает самым разным людям обрести душевное равновесие, несет спокойствие, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво: принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей.

Тополь

Тополь - совершенно безразличное к че-ловеку дерево. Его особенность состоит в том, что он, как губка, впитывает все отри-цательное из окружающей среды. Поэтому в городах тополь играет роль санитара, -улучшает экологию.

Акация

Акация - дерево, зарождающее жизнь. Именно к акации обращаются с просьбами о рождении ребенка, но общаться с ней суп-ругам необходимо вдвоем. Влияние акации способствует плодородию, пробуждает ин-стинкт продолжения рода в равной степени как у мужчин, так и у женщин.

Магия и волосы

Что делает женщина, когда хочет радикально изменить настроение? Конечно же, идет стричься или красить волосы! Однако при этом она меняет не только настроение, но и в какой-то степени всю жизнь - свои мысли, свои поступки, свои отношения. Бывает, что женщина сознательно решает изменить все посредством стрижки, но иногда это получается практически случайно. Решила слегка изменить имидж - а поменялось все вокруг. Так или иначе, но стрижка или покраска волос - это действенная магия в повседневной жизни. Особенно если поход к парик-махеру делается осознанно и намеренно. Но как сделать так, чтобы изменения произошли в лучшую сторону? Чтобы старое действительно ушло, прихватив с собой все недоброе и оставив только хорошее? Ведь разочарования так не хочется...

ТАЛИСМАНЫ

«Руны и воше6ные чары - весьма

прак-тичные средства, предназначенные

для дости-жения определенных результатов,

например, достать из болота корову»

Т. С. Элиот

Словарь английского языка издательства «Randorn House» определяет талисман как:

1) камень, кольцо или другой предмет с вырезанными на нем цифрами или буквами, ко-торые, предположительно, обладают тайной силой, и их носят как амулет или оберег;

2) любой амулет или оберег;

З) любая вещь, которая оказывает на поведение человека или его эмоциональную сферу заметное или мощное воздействие.

Последнее определение очень точное. Талис-маны, выполненные должным образом, могут ока-зывать чудесное влияние на вашу жизнь. Не сам амулет наделен силой - она порождение души чародея.

Рунический талисман - это материальное подтверждение мыслительного процесса, при-веденного в движение вашей волей. Он -центр вашего внимания. Благодаря ему, вы привлечете на свою сторону еще большие силы во время магических заклинаний. духовная со-средоточенность свяжет талисман с флюидами используемой руны (рун), а энергия естествен-ных сил, олицетворенная в рунах, вкупе с волей мага произведет те изменения в духовном мире, о которых говорят рунические знаки на та-лисмане.

Дион Форчун, писательница, оккультист и мистик, как-то сказала, что нам, пожалуй, следует видеть в образах «богов» искусственные пост-роения мысли, созданные на протяжении мно-гих поколений почитанием преуспевающих лю-дей. другой писатель, Исак Бентов, цитируемый в «Рунических играх», гипотетически описывает способ сотворения «бога»:

«Он мысленно видит в пустыне камень. Этот неодушевленный (но все же не «мертвый», как мы это понимаем) предмет имеет весьма низкий уровень сознательности. Его порог восприятия окружающего мира повышается, когда мелкие животные ищут у него защиты от хищников и естественных стихий. Когда человек, чувствитель-ный к флюидам, проходит данный отрезок пустыни, то он, возможно, ощутит необычность этого камня. Если он принадлежит к религии, допуска-ющей анимизм и веру в духов, его трепет перед камнем, быть может, превратится в преклонение, а затем и в почитание его как святыни, таким образом, его зачаточное сознание делает шаг впе-ред и в конце концов дух камня превращается в бога».

Это, конечно, дело длительное. Нельзя ни в коей мере сопоставлять изготовление талисманов и их зарядку энергией с сотворением бога. Прав-да, принцип один и тот же, но процесс не столь долго растянут во времени.

Прежде чем приступить к работе над талис-маном, следует убедиться, что вам известны все используемые руны и основы тех тайных знаний, к которым вы прибегаете.

Талисман сделан по всем правилам. В этот момент он становится некой живой сущностью, заранее запрограммированной магом на опреде-ленную цель. Чародей дает ему жизнь и судьбу при помощи начертанных на нем рун.

Первые сделанные вами талисманы исполь-зуете только для своих потребностей как и при гадании, магия с помощью рун для других - это большая ответственность, и при легкомысленном подходе к делу может неблагоприятно сказаться на вашем будущем. Никогда не используйте магические заклинания во зло другим или себе. Сначала вам, придется делать талисманы только для себя, чтобы приобрести навыки духовной концентрации и образного мышления, что столь необходимы для успешного завершения работы над магическими амулетами. Обучившись этому, мож-но приступать к созданию талисманов для дру-гих лиц.

Основное требование при создании талис-мана - наличие рунических символов, говоря-щих о его цели, и какая-нибудь надпись или символ, указывающие на то лицо или предмет, куда направлена энергия талисмана. Руничес-кие знаки, расположенные на передней и зад-ней его стороне, не должны вызывать у вас эстетического неприятия, наоборот, внешний вид амулета должен привлекать вас. Магия - это наука, любящая порядок, и чем опрятнее и естественнее вид ее орудий, тем благопри-ятнее исход.

Как и в любом другом деле, практика спо-собствует самосовершенствованию. Вы с поль-зой потратите время, уделив его толику разви-тию навыков рисования и резьбы. Чем легче вам удастся эта часть работы, тем больше сил у вас останется на то, чтобы мысленно пред-ставить конечный результат ваших стараний. А последнее очень важно и не терпит легкого отношения. Ведь это одна из двух существеннейших сторон при совершении магического обряда (второй стороной является вера). Она же и одна из сложнейших, ибо излишнее беспо-койство насчет своих способностей художника или резчика заберет у вас немало драгоценной энергии.

Для талисмана годится любой материал, на который можно нанести рунические символы. Обычно амулет делают из дерева, поскольку оно легко поддается обработке. Можно использо-вать камень, бумагу, металл или кость. Выбор исходного материала определят ваши навыки художника или резчика. Тому, кто едва справ-ляется с кистью, вряд ли стоит пытаться выре-зать рунические знаки на чистом серебре, иначе вы столкнетесь со столь многими трудностями, что не сумеете сосредоточиться, и тогда все ваши старания пойдут прахом. Выберите то, что вам удобно, - материал значения не имеет, здесь важно лишь ваше намерение. Обычно подоб-ные талисманы используют лишь при соверше-нии магических действий, иного предназначения у них нет.

Существуют иные виды талисманов, выпол-няющие другие функции. Нередко амулетами могут стать и предметы повседневного обихода. Рунические символы можно выгравировать на лезвии ножа, нарисовать где-нибудь на автомо-биле, вырезать на дверных перемычках. Также руны можно носить как украшение. Деревянные таблички с красивыми руническими знака-ми, имеющими определенное назначение, можно повесить дома или на работе. Энергия рун поможет вам наладить взаимопонимание с тем, кто вам дорог и близок, или водворить мир в семье.

Приступая к работе, воспользуйтесь перечнем пород деревьев, данным в конце книги, и сделай-те выбор по своему усмотрению. То обстоятель-ство, что вы сами выберете материал, будет спо-собствовать благоприятному исходу ваших магических действий.

На рисунке 3 показаны несколько классичес-ких образцов талисманов с руническими симво-лами. Вы можете либо повторить их, либо на их основе разработать собственные. Традиционные формы: прямоугольный деревянный брусок по-толще и тонкая планка. Первый делают из выб-ранного вами дерева, второй же - из купленного в магазине деревянного шпона.

Шпон плох тем, что тонок. При нанесении на него рунических знаков следует соблюдать боль-шую, нежели обычно, осторожность - в против-ном случае вы либо разрежете заготовку, либо расколете ее пополам.

Если вы захотели выбрать материал в лесу, то не забудьте почтить избранное вами дерево. Лучше всего искать дерево на рассвете, в сумер-ках или при полной луне. Подойдите к нему, встаньте перед ним и соберитесь с мыслями.

Сосредоточьтесь на том, какая необходимость при-вела вас сюда и какое предназначение будет у руны, которую вы намерены создать. Затем обой-дите вокруг дерева девять раз (число 9 обладает огромной магической силой), приговаривая при этом:

Привет тебе, о дерево дуб или Ясень (или еще какое-нибудь другое)!

Я почтительно прошу тебя подарить вот эту ветвь.

Надели ее своей силой.

Дабы она помогла мне в моих трудах,

Полных благих намерений!

Обходя девять раз вокруг дерева, непрерыв-но повторяйте эти слова. Потом подойдите к нему и отрежьте облюбованную вами ветку. Было бы неплохо, если бы вы в тот момент мысленно представили рунические знаки, которые намерены вырезать, если, конечно, вы уже выбрали их. Последнее не так уж необходимо, но полезно: своей энергией руны насыщают ваше подсозна-ние и живое дерево.

Срезав ветвь, не забудьте поблагодарить - не-пременно дух дерева за щедрость и за то, что он наделил ветку положительной энергией.

Теперь, когда в ваших руках имеется мате-риал, можно приступать к работе над талисма-ном. Как указывалось ранее, магия - это наука, основанная на обрядности. Мы можем обойтись и без нее, однако она поможет вам сконцентрировать энергию, и сеанс магии не отнимет у вас столько сил.

Существует еще несколько моментов, помимо правильного выбора рун, при работе над талис-маном. Они могут оказаться весьма полезны, и придадут вашим магическим действиям большую силу. Упомянутые моменты таковы:

Выбор породы дерева;

Выбор цвета для написания рунических символов;

Создание талисмана в соответствующую лунную фазу;

Создание талисмана в тот день недели, который вы считаете наиболее удачным для подобного предприятия.

Повторяю: нельзя утверждать, будто прида-ние амулету красивого внешнего вида и впрямь необходимо для благоприятного исхода, однако он; способно повлиять на успех вашей затеи. Следуйте собственной, интуиции: что она под-скажет, то и будет наилучшим для вас решени-ем. Ваша интуиция, ваше внутреннее чувство, поз-волит вам не только слепо выполнять мои ука-зания, но и пойти дальше.

РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ

Рунические надписи - это группа рун, пос-ледовательно, по прямой линии расположенных друг за другом и указывающих своим располо-жением на некий результат. Знание магичес-ких свойств рунических символов и немного здравого смысла - вот и все, что вам необходи-мо для создания талисмана с рунической надпи-сью.

На данный момент вы уже должны знать свой-ства рун и в состоянии сами составить логичес-кие сочетания из них, но я все же дам несколько советов и приведу пару-другую примеров.

Прежде всего, дополнение 2 может сослужить вам хорошую службу. Там вы сразу же увидите упомянутые ранее категории и обозначающие их знаки. Потому выбор нужных для вашей цели рун не затруднит вас.

Рунические надписи обычно состоят из пяти, семи или девяти символов. Числа 11 и 13 так-же обладают магической силой, но, как правило, нет нужды в подобном количестве рунических знаков на вашем талисмане. Не загромождайте руническими символами надпись. Четко опре-делите свою мысль и тщательно выбирайте руны. Не переусердствуйте. Лучше меньше да лучше.

Количество рунических символов зависит от предназначения талисмана. Это еще один способ при работе над амулетом придать ему положи-тельную энергию. Три рунических символа ука-зывают на то, что данный талисман способствует росту или увеличению чего бы то ни было. Пять знаков - это защита, оборона и победа. Семь -для любовной магии, а девять - это цифра се-стер Норн, цифра судьбы.

Разумеется, вы властны использовать любое количеств рун. Важно лишь одно: выбранные руны должны отвечать вашей цели. Предполо-жим, вы долгое время были одиноки и теперь желаете обрести спутника жизни. Возможно, вы захотите прибегнуть к помощи талисмана, дабы он посодействовал вам в поисках. Вам известно, что семь - это цифра для любовного приворо-та, так что попробуйте отыскать семь руничес-ких символов, которые выражали бы суть ваше-го желания.

В любой рунической надписи, обладающей магической силой, наиболее важными рунами яв-ляются первая и - последняя. Первая руна как бы говорит: вот с этого Я хочу начать», а по-следняя заявляет: A мне хотелось бы, чтобы все закончилось этим». Расположенные между ними руны служат для уточнения той цели, которой служит талисман. Чтобы он привел в действие необходимые силы, следует правильно выбрать" первую и последнюю руну. Этому не научишься, поскольку в каждом отдельном слу-чае выбор зависит от потребностей и желаний человека.

Так создаются рунические надписи. Восполь-зовавшись даже малой долей воображения, вы сумеете составить руническую надпись для лю-бого случая. Это весьма благотворно скажется при решении ваших проблем и привнесении пе-ремен в вашу жизнь.

Во многих книгах приводятся примеры зара-нее составленных рунических надписей. Как видите, данная работа - не исключение. Однако лучше всего самому составить руническую над-пись, которая точно отвечала бы вашей потребно-сти. Беря готовую руническую надпись из какой--нибудь книги, вы тем самым как бы отстраняете себя от привлечения тех сил, что понадобятся вам. Вы просто полагаетесь на чье-то представление о том, какие силы следует свести вместе.

Вот почему некоторые заранее составленные рунические надписи не оказывают воздействия, на которое рассчитаны. Если бы вы сами составляли их, они бы потрудились для вас на славу, но, созданные кем-то вслепую, они зачастую утрачи-вают часть своей силы. Возможно, вы не уверены в собственной способности составить действенную надпись, однако, если вы изучили значения рунических символов и ясно представляете то, что яв-ляется венцом ваших желаний, будьте твердо уве-рены: вам удастся создать амулет, точно отвеча-ющий вашим потребностям на данный момент. Запомните: неуверенность в себе приведет к про-валу. Уверенность в собственных силах гарантирует вам успех.

РУНИЧЕСКАЯ ВЯЗЬ

При создании талисманов можно прибегнуть к другому способу использования рунических зна-ков. В отличие от рунических надписей, где сим-волы располагаются последовательно, вязь пред-ставляет собой несколько рун, в гармоничном порядке наложенных одна на другую. Заметьте, я употребила слово «гармоничный»: весьма важ-но, чтобы выбранные руны в вязи были внешне привлекательны.

Руническая вязь должна радовать глаз. Для этого руны располагают как угодно, даже вверх ногами, лишь бы они радовали глаз. Руны ВУ-НЬО и ФЕУ смотрятся очень красиво в пере-вернутом виде. Магическая природа рунической вязи допускает переворачивание символов - даже в перевернутой позиции они не теряют своих свойств. В силу этого руническую связь легко составить, хотя здесь и потребуется больше худо-жественного вкуса. Пробуйте различные сочета-ния рун. Вот вы отыскали наилучший вариант -тут вам зачастую приходится исследовать значе-ние скрытых рун, образованных в результате сплетения знаков. Поиск увлекает. Найдя их, вы почти всегда убеждаетесь, что они имеют отноше-ние к рассматриваемому вопросу. Это своего рода премия вам за удачное сочетание рунических сим-волов.

Руническая вязь идеально подходит для но-вичка, потому что она либо срабатывает, либо нет. Пока ваш подбор рун верен, талисман магичес-ким образом влияет на вашу жизнь. Если же символы сложены наугад, то талисман превратит-ся в простое украшение. Однако вам не стоит тревожиться, что такое расположение рун, как нередко бывает при ошибке в других видах магии, отрицательно скажется на вас. В этом отноше-нии руническая вязь настолько же безвредна, насколько действенна. Даже при небольшой прак-тике вам будет нетрудно делать талисманы с ру-нической вязью.

Вязь, в отличие от надписи, занимает гораздо меньшую площадь, поэтому к ней следует прибе-гать тогда, когда свободного места мало или когда существенное значение имеет рисунок. Внешне талисманы с вязью приятны взору, потому при виде их не станут задавать лишних вопросов об их назначении или подозревать, что они связаны с магией. Руническая вязь особенно подходит тем талисманам, что носят как украшения или на видном месте.

На всех континентах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Человечество разрушило их, поэтому нас так волнует наше будущее. Как бы там ни было, если мы попытаемся отвести вполне реальную опасность, которую представляет исчезновение лесов на планете, то нам необходимо, хотя бы кратко, исследовать связи, существовавшие между людьми и деревьями вплоть до нашего столетия.

В разных уголках Земли живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра Земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям - плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления. Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

В выжженном солнцем Египте царил священный сикомор, в скованной льдами Скандинавии, родине тевтонов, - ясень Иггдрасиль. В Индии священный (Ficus religiosa) отождествляют с брахманом: у его подножия достиг просветления Гаутама Будда. По китайским преданиям, в центре Срединной империи и всего мира росло «прямостоящее дерево» (Кьен-му). У индейцев, обитавших на территории современной Мексики, мировое древо поднималось во всей своей красе из чрева богини-Земли в пятом измерении пространства, объединявшего высшее царство с низшим. В Африке до недавнего времени священным считалось дерево предков, обитель Бога и человека (у догонов - килена, у бамбара - баанза, у дагомейцев - азе), а в некоторых американских общинах вообще верят, что священное дерево - истинное место рождения человека.

Обычно божество выбирает определенное дерево и делает его своим земным пристанищем. Так оно становится священным. Иногда божество с помощью деревьев общается с людьми. Так, Зевс шелестом дубовых листьев открывал будущее жрицам святилища в Додоне. Но если боги по деревьям сходят на землю, почему бы людям не подниматься по их стволам к небожителям, как это делает сибирский шаман, залезая на березу, или получивший посвящение юноша в австралийской пустыне Арунта, который забирается на вершину священного шеста, напоминающего дерево без ветвей?

Некоторые деревья традиционно ассоциировались с каким-либо конкретным божеством, потому их особенно почитали. Кроме того, считалось, что у всех деревьев есть душа. Они служили вместилищем, телом дриад, гамадриад и кариатид в Древней Греции, леших и русалок у славянских народов (к слову если наберете нечто, скажем, Древняя Греция, все о мифах , то обязательно много мифов будет о деревьях). Вот почему к дереву нельзя было притрагиваться, пока дух не соблаговолит покинуть его. Срубить священное дерево означало приговорить себя к смертной казни. Эти народные поверья нашли отголосок в элегии «Гастинскому лесорубу» великого французского поэта XVI в. Ронсара.

Отождествление дерева и божества, естественно, привело к появлению нового образа - священного леса, который стал атрибутом религии не только древних греков, римлян и кельтов, но также персов и многих других народов Азии, Африки и Америки. Следы священных рощ и сегодня можно обнаружить в Индии, Китае и Японии, а также на севере Африки, где живут берберы. Когда-то это были единственные святилища. Священный лес вызывал благоговение и страх, с ним связывался целый свод строжайших табу, но именно под его сенью собирались юноши после обряда инициации, чтобы узнать от жрецов тайны мироздания. Лес стал прообразом храма, где колоннами служили стволы деревьев, а христианские церкви и сегодня напоминают его своими сводами, полумраком и мягким, радужным светом, струящимся сквозь витражи.

У подножия величественных деревьев издревле вершили суд. Иногда священное дерево считалось сердцем и хранителем города, и, хотя в процессе урбанизации следы этих поверий были стерты, в письменных источниках, относящихся ко временам античности, можно найти немало свидетельств, подтверждающих их существование. В священном городе Эриду шумеры, жившие в третьем тысячелетии до нашей эры, поклонялись мировому древу Кискану. В афинском Акрополе росла олива, которую, по преданию, посадила сама Афина, завладев, таким образом, этой землей и основав здесь город. На территории римского Форума охранялась смоковница, под сенью которой волчица кормила Ромула и Рема. По свидетельству Тацита, гибель дерева в 58 г. была воспринята горожанами как дурное предзнаменование. И не напрасно: год спустя император Нерон убил свою мать Агриппину, после чего предался безудержной жестокости и разврату, чуть было не приведшим к крушению Римской империи.

Однако деревья были связаны с судьбой не только городов, но и отдельных людей. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавая ему свою силу и даже долголетие - как известно, деревья живут гораздо дольше людей. Раньше во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое считалось как бы его близнецом. Полагали, что у них - общая судьба, поэтому за деревом тщательно ухаживали, веря, что если оно погибнет, в опасности окажется и человек. Плиний повествует о том, как один знатный римлянин, стремясь улучшить рост своего дерева, поливал его корни вином.

В некоторых традиционных обществах этот обычай дошел и до наших дней. В ряде случаев связь между человеком и деревом устанавливалась во время болезни. Так, чтобы вылечить больного ребенка, его три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве. Бывший когда-то широко распространенным средством от рахита и грыжи, ритуал этот обычно совершался на рассвете, когда у дерева было много сил. Больной ребенок черпал его энергию, а дерево принимало на себя болезнь. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Так возникала длительная близость ребенка и дерева. Если разрез зарастал, то ребенок излечивался, если он оставался - болезнь продолжалась. Если же дерево погибало, умирал и ребенок. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он начинал заботиться о своем спасителе. И никому другому не разрешалось до него дотрагиваться.

Также было распространено поверье, что деревья принимают души усопших. У таких народов, как варрамунга из Центральной Австралии, считалось, что деревья служат пристанищем душ до их перевоплощения. Древние египтяне верили, что души (ба) недавно усопших принимают вид птиц и садятся на ветви священного сикомора, а владычица этого дерева, богиня Хатор появляется в листве и предлагает им хлеб и воду. Но души эти могли быть злыми и опасными. Например, в Корее и многих других странах полагали, что в деревьях находят прибежище души только тех людей, которые умерли насильственной смертью.

В ряде стран верили, будто в деревьях поселяются души, оставленные на земле искупать свои грехи. В книге французского специалиста по фольклору Анатоля Ле Браза «Легенды о смерти в Южной Бретани», написанной в конце XIX в., приводятся интереснейшие примеры подобных верований. Порой люди слышали, как покойник, забравшись на дерево, стонал там и плакал. Тогда в местной приходской церкви служили обедню, по завершении которой покойник спускался вниз и благодарил за избавление от мучений. Рассказывали и о том, как ночью деревья подходят к дому и, превратившись в родственников хозяина, греются у очага.

Очень важно было правильно выбрать дерево для кладбища. Например, в Бретани на могилах обычно сажали тис, прораставший корнями в чрево похороненного под ним человека. В странах Средиземноморья для этой цели служил кипарис, который был символом траура еще во времена минойской культуры: своей пирамидальной формой он напоминает устремленный в небо факел - символ мольбы и бессмертия. В Китае на кладбищах тоже сажали кипарис или какое-нибудь другое вечнозеленое дерево, например, сосну.

Продолжение следует.

Фото из открытых источников

Практически все народы мира когда-то поклонялись деревьям. Это поклонение возникло задолго до того, как на земле появились основные мировые религии. (сайт)

В древности люди использовали дерево для изготовления оружия, постройки жилищ и в качестве топлива. Из листьев и древесной коры они мастерили себе обувь и одежду. Немудрено, что наши далекие предки считали дерево символом жизни и опорой мироздания, поскольку оно соединяло в себе нижний (подземный), средний и верхний миры. У деревьев люди просили здоровья себе и своим близким, рождения детей и хорошего урожая…

Со временем внешние проявления этого культа менялись, однако и сегодня многие верят в разум и могущество зеленых великанов, живущих по соседству с нами…

Деревья могут и наказывать

В некоторых странах бережное и почтительное отношение людей к деревьям проявлялось весьма жестоким образом. К примеру, древние германцы практиковали такой обычай: человека, содравшего с живого дерева кору, предавали мучительной смерти. Несчастному вспарывали живот и накручивали кишки на ствол этого же дерева.

Фото из открытых источников

К счастью, подобные экзекуции совершались очень редко. Люди верили, что деревья способны сами наказать своих обидчиков и весь их род. За поврежденный ствол, сломанные ветки и даже сквернословие, прозвучавшее возле святыни, преступника непременно настигала кара. Иногда наказание происходило мгновенно. К примеру, в прошлом столетии в Гурзуфе росло более чем тысячелетнее терпентинное дерево, считавшееся священным. Однажды какой-то не в меру выпивший гуляка подошел к стволу «зеленого мафусаила» и начал браниться. Находившиеся поблизости люди стали свидетелями того, как у сквернослова сразу же отнялись язык и ноги.

Фото из открытых источников

В древности считалось, что, даже срубленные и превращенные в доски либо что-то иное, деревья сохраняют свою силу. Поэтому их потревоженных духов всячески умиротворяли, чтобы человек мог безбоязненно использовать полученную древесину. Кое-где такой обычай сохранился до наших дней. Так, жители индонезийского острова Целебес (Сулавеси) и сегодня приносят жертву духам. Поставив деревянный дом, они убивают козу либо иное жертвенное животное и его кровью обмазывают свое жилище. На острове Калимантан (Борнео) хозяева нового деревянного строения в течение целого года не ходят на охоту в лес - таково их покаяние за срубленные деревья.

В целом же можно признать, что поклонение деревьям осталось для человечества в прошлом. Хотя от этого наши зеленые собратья отнюдь не утратили свою силу…

Священное дерево Малайзии

Эта история произошла сравнительно недавно на юге Малайзии, в штате Джохор. Строители прокладывали дорогу - и на пути у них оказался старинный храм с росшим внутри священным деревом. Мешавший храм быстро разобрали, однако дерево не пожелало сдаваться. Вначале кран, которым планировали его выкорчевать, рухнул, не справившись с задачей. Следующим утром крановщик отказался продолжить корчевание. Выяснилось, что он всю ночь видел кошмарный сон, в котором убегал от змей. Мастер велел крановщику не городить ерунду и заняться делом. Тот понуро поплелся к своему крану - и через считанные секунды мужчину ужалила кобра.

Фото из открытых источников

Руководство стройки приняло решение взорвать дерево, однако взорвался сам грузовик, везший динамит. Слухи об этих трагедиях довольно быстро распространились по округе, и найти желающих сразиться со священным деревом попросту стало невозможно. Тем временем к нему со всех сторон потянулись паломники, и руководство стройки принялось взимать с них плату, чтобы хоть немного компенсировать вынужденную остановку проекта. Как отнеслось к этому священное дерево, пока неизвестно, поскольку противоборство еще не закончено…

Деревья в роли лекарей

Конечно, к подобным действиям деревья вынуждает недопустимо агрессивное поведение людей. В «мирных условиях» зеленые великаны используют свою силу, чтобы дарить нам радость и исцеление. Медицина давно уже использует все, чем так щедро делятся с человеком растения, однако понять природу многих чудес ученые мужи пока не в состоянии. Таким образом, одни из нас пытаются логически объяснить удивительные феномены, другие предпочитают отрицать «неудобные факты», ну а третьи просто веруют в и по своей вере получают исцеление.

Фото из открытых источников

В пригород Нью-Дели, где растет священное дерево махуа, приходят тысячи людей. А ведь еще недавно никто не подозревал о необычных свойствах этого чудо-дерева. Проявились они тогда, когда махуа грозила серьезная опасность. Решив срубить старое дерево, садовник подступил к нему с топором и уже нанес первый удар… В этот же миг он услышал голос, велевший ему остановиться, и замер. Садовник увидел, как из поврежденного им ствола засочилась темно-красная жидкость. Бросив топор, мужчина в ужасе убежал. Вскоре многие уже знали, что махуа способно излечить больных полиартритом, тропической лихорадкой, а также страдающих сердечными недугами. В местной прессе сообщалось о женщине, потерявшей в раннем детстве дар речи. То, чего врачи безуспешно добивались в течение многих лет, священному дереву удалось за несколько минут…

Деревья как пристанища для душ

У некоторых народов существуют верования о том, что деревья - это не только убежища для духов леса, но и временные пристанища для человеческих душ. Корейцы полагали, что в них заключены души людей, которые умерли от чумы, женщин, скончавшихся при родах, а также путников. А если дерево скрипит, значит, в нем заперта душа грешника. Такой скрип - единственный способ для души обратиться к живым и попросить помолиться за нее. Говорят также, что если человек после молитвы заснет под скрипучим деревом, к нему во сне явится умерший и поведает свою печальную историю.

Фото из открытых источников

И сегодня многие считают, что деревья - это обиталища для душ наших предков. Не случайно столь распространен обычай сажать их на могилах. По поверьям, такое дерево может помочь человеку в решении различных житейских задач.

Сакура, цветущая на шестнадцатый день

Оказывается, в дерево при желании можно поселить… собственную душу. Об этом рассказывается в красивой японской легенде. В провинции Иё растет Йу-Року-Сакуре, что означает «дерево, цветущее на шестнадцатый день». Оно примечательно тем, что расцветает гораздо раньше своих собратьев и притом всегда в один и тот же день. Японцы полагают, что в этом вишневом дереве живет душа храброго самурая, а потому оно имело право выбрать срок своего цветения.

Согласно легенде, раньше сакура зацветала вместе с остальными деревьями, росшими в саду одного достопочтенного самурая. Хозяин испытывал к ней особые чувства, так как сакура «помнила» несколько поколений его семьи. Кроме того, она была единственной радостью старика, который пережил своих детей.

Фото из открытых источников

Однажды весной дерево не оделось в свой нежный розовый наряд - оно засохло. Чтобы утешить самурая, соседи посадили для него молодую сакуру. Однако она так и не смогла заменить старику умершую вишню. Однажды в голову ему пришла мысль, как оживить свою любимицу. Выйдя в сад на шестнадцатый день первой луны, самурай сказал сакуре: «Умоляю тебя, выполни мою просьбу, начни снова расцветать. Вместо тебя умру я». Расстелив белое покрывало под деревом, старый самурай совершил харакири. В этот же час мертвая сакура расцвела. С той поры она ежегодно расцветает в первый шестнадцатый день первого лунного месяца…

Конечно, нам, европейцам, трудно понять верования и традиции своих восточных соседей, однако эта пронзительная история о любви человека к дереву побуждает вспомнить о ценностях, давно позабытых в наше прагматичное время. И не так уж важно, живут ли души в деревьях или нет, - люди должны с уважением относиться ко всему, что их окружает.

Священные деревья

Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные деревья и священные рощи, «древеса» и «рощения» по терминологии средневековых книжников.

Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия.

Этнографы собрали много сведений о «завивании» молодых бе резок, о весенних ритуальных процессиях под связанными ветвями берез. Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами-убрусами.

Вышивка на убрусах содержала изображение тех богинь, которыми в эти сроки производились моления и приносились жертвы: фигуры Мокоши и двух рожениц (матери и дочери) Лады и Лели. Моления в «рощениях», в «древах» можно уподобить позднейшему церковному молению; здесь храму соответствовала роща или поляна в лесу, фресковым изображениям божеств – отдельные почитаемые деревья (или деревья-идолы), а иконам – изображения Мокоши и Лады на убрусах.

А. Куинджи. Березовая роща. 1879 г.

Деревья, расположенные около родников, источников, криниц пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно было обращаться и к вегетативной силе «рощения», и к живой воде бьющего из земли ключа. Смысл обращения к родниковой воде и возникновение сказочного понятия «живой воды» объясняется часто проводимой в антиязыческой литературе мыслью: «Рекосте: створим зълая, да придут на ны добрая – пожьрем студеньцами и реками и се тем, да улучим прошения своя». «Ов требу створи на студеньци, дъжда искы от него».

От культа березы и деревьев, растущих у студенцов, существенно отличается культ дуба. Дуб – дерево Перуна, крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, – прочно вошел в систему славянских языческих обрядов. Славянская прародина находилась в зоне произрастания дуба, и верования, связанные с ним, должны восходить к глубокой древности.

Вплоть до XVII–XIX вв. дуб и дубравы сохраняли первенствующее место в обрядности. Деревенский свадебный поезд после венчания трижды объезжал одиноко стоящий дуб; Феофан Прокопович в своем «Регламенте духовном» запрещает «перед дубом молебны петь». К дубу приносили в жертву живых петухов, кругом втыкали стрелы, а иные приносили куски хлеба, мясо и что имел каждый, как требовал их обычай.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Природы краса автора Санжаровский Анатолий Никифорович

Деревья – украшение земли Великое древо на воле растёт Дерево узнаётся по плоду, а человек – по труду.Дерево дорого не только плодами, но и листьями.Всякое дерево своему бору шумит.Великое древо на воле растёт.Сильное дерево долго растёт.Гроза бьёт по высокому дереву.

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

Китайские «деловые» поверья: священные номера Как часть древней традиции фэн-шуй в Китае испокон веков существует магия чисел, уходящая своими корнями в даосские мистические учения. Естественно, рядовой китаец мало знает о сути древней магии, но вот сами «счастливые» и

Из книги Мифы Армении автора Ананикян Мартирос А

Деревья, другие растения и горы Существуют древние свидетельства поклонения деревьям и другим растениям в Армении. Сначала это был тополь (sausi), по которому прорицали легендарные saus (само это слово образовано от названия священного дерева). Затем – цветы, которые

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Священные основы Нации автора Карабанов Владислав

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Калевипоэг, ванапаганы и священные камни Эстонцам были известны предания о первобытных великанах - сыновьях Калевы. Чашечные углубления на камнях - это следы рук сыновей Калевы, которые метали жребий, разделяя угодья. Считалось, что большие камни появились на полях

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

Священные урочища и Султан-Керемет Мордва, как и прочие финские и тюркские народы Поволжья, почитала священные урочища - керемет или кереметь. Кереметами назывались не только рощи, но и кладбища (как и у соседних чувашей). В лесу огораживали тыном четырехугольный участок

Из книги Тайны кофе разных стран, или Кофейное путешествие по планете автора Реминный Сергей

ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ Мир животных и птиц имел большое значение для индейцев и приносил им немалую пользу, но то же можно было сказать и о растениях – деревьях и травах. Всё в природе могло приносить пользу индейцу. Он знал все возможности использования растений. То, что белый

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич

Священные камни У восточных славян было широко распространено почитание священных камней. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ. Например, у городища-святилища Кулишевка сохранился камень-следовик с двумя овальными углублениями,

Из книги автора

3 Donau. Священные воды У реки сто ликов, но она обретает одну судьбу; а исток ее и несет ответственность, и присваивает себе заслуги за весь остальной путь. Из истока проистекает сила. Воображение вряд ли учитывает притоки. Гастон Башляр. Вода и грезы. 1942 год Исток великой



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...