Темы исследовательских проектов по истории. Темы проектов по истории

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

Согласно ФГОС, проекты по истории могут быть выполнены школьниками индивидуально либо в группе из 3-4 человек. Подобная деятельность является обязательной после введения в отечественные школы новых образовательных стандартов.

Современные требования

В настоящее время современное общество экстренно нуждается в творческих, образованных, неравнодушных молодых людях.

Оно предъявляет школе социальный заказ на воспитание мобильной, грамотной личности, которая осознает свою культурную, историческую, духовную принадлежность к стране, понимает свои обязанности и права.

Значимость исследовательской деятельности

Любой творческий проект по истории предполагает применение стандартных знаний в новых условиях. не только учится пользоваться разнообразными историческими источниками, но и формирует навыки ведения научной дискуссии.

Темы проектов по истории могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление - на изучение отдельных событий, периодов, людей. Независимо от вида деятельности, любая исследовательская работа предполагает серьезную и продолжительную подготовку, систематизацию материала.

Структура работы

Темы проектов по истории могут предлагаться научным руководителем, выбираться самими обучающимися. Несмотря на то что содержание работ существенно отличается, есть определенные общие правила, которые необходимо учитывать.

Начинать свою научную деятельность необходимо с продумывания алгоритма действий, выбора темы и цели исследования. На этом этапе допускается помощь педагога, от него напрямую зависит успешность всей последующей работы ребенка.

Первый пример

Например, если школьника заинтересовала история игрушек, важно выбрать определенный объект для изучения. Невозможно в одной работе упомянуть все их виды, собрать сведения о внешнем виде, использовании. История игрушек может быть ограничена в работе одним городом, семьей, временным периодом. Это придает материалу большую важность и значимость, повышает уникальность.

Темы исследовательских работ по истории, касающиеся игрушек, направлены на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свой город, семью, страну.

Среди методов, которые потребуются для проведения такой работы, отметим: проведение социологического опроса, обзор литературных источников, обработку полученных результатов. Отдельное внимание необходимо уделять оформлению работы.

Второй пример

Если школьник решил разработать проект по истории города, это свидетельствует о его неравнодушном отношении к прошлому своей страны. Что можно взять для работы? Например, в качестве объекта рассматриваются основные исторические памятники города, время их создания. Если работа ведется группой школьников, они могут разработать маршрут, в который войдут основные достопримечательности населенного пункта, подробное их описание.

Особенности работы

Темы проектов по истории могут быть связаны с народными традициями, национальными обрядами, семейными фотографиями.

Подобные работы позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений, развить в подрастающих россиянах чувство гордости за свою страну. Ребята учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса.

Темы проектов по истории, которые выбирают младшие школьники, в основном касаются конкретной семьи, города. Старшеклассники обладают большим багажом знаний, поэтому их работы имеют более глобальный масштаб.

Материал для работы

Предлагаем вам темы исследовательских работ по истории. Возможно, они будут интересны подрастающему поколению увлеченных, неравнодушных российских школьников.

  • Македонский в эпохе Эллинизма.
  • Что мы знаем об Альфреде Нобеле?
  • Крепости и замки Англии.
  • Прошлое и настоящее английского алфавита.
  • Социально-экономическое развитие Греции.
  • Атлантида - цивилизация, о которой стоит узнать подробнее!
  • Аттика во время распада рабовладельческой демократии в творчестве Аристофана.
  • История и значение аэростатов и дирижаблей в России до 1918 года.
  • Уникальность Китая.
  • История
  • Боевое снаряжение на Руси во времена X-XVI вв. и специфика его создания.
  • Боевые искусства в период Древней Руси.
  • Борис Годунов: жизнь и значение для страны.
  • Что такое Смутное время?
  • Быт крестьян в средние века.
  • Судьба семьи в истории страны.
  • Битва при Фермопилах
  • Богатыри в прошлом и настоящем.
  • Бородинская битва глазами французов.
  • Боги Древнего Рима и Древней Греции.

Примеры исследовательских работ, связанных с Россией

Например, история создания славянской азбуки может стать основой сразу нескольких работы:

  • Быт славян.
  • Культура и религия.
  • Верования славян.
  • Волшебный мир древнерусских мифов и легенд.
  • Славяне и викинги: особенности отношений.
  • Вооружение славян.
  • Появление первой письменности.

Поклонники XVII-XX веков вполне могут заняться изучением интересных фактов, связанных с этими историческими вехами:

  • Великие личности в отечественной истории.
  • Виртуальное путешествие по СССР.
  • Влияние времени на популярность исторической личности И. В. Сталина.
  • Влияние исторических процессов на формирование советской власти.
  • Влияние эпидемий на события, происходившие в России.
  • Возникновение русского гуманизма.
  • Война 1812 года.
  • Выборная власть как фактор повышения уровня жизни российских граждан.
  • История имен и фамилий.
  • Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
  • Города России в легендах и преданиях.
  • Государственные праздники как отражение особенностей политического режима в нашей стране.
  • Добро пожаловать в Москву!
  • История шахмат.
  • Дружба с древнейших времен.
  • Женщины в истории нашей страны.
  • Жизненный путь Ленина.
  • Забытые поморские русские игры.
  • Жизнь королевы Екатерины II.
  • Как появился Московский край и Москва.
  • Завоевание Сибири.
  • Иван IV Грозный — первый царь Руси.
  • Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи.
  • Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли.
  • Важность принятия на Руси христианства.
  • Иконопись на Руси.
  • История создания Московского кремля.
  • Как появились на Руси монеты.
  • Русские блины - интересные факты.
  • История русских блинов.
  • Парусный флот на Руси.

В заключение

Современные реалии требуют от молодежи логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию гармонически развитой личности, которая готова отвечать за свои действия, не будет испытывать затруднений при поиске и обработке потока информации.

Сегодня происходит постоянное увеличение информационного потока в разных сферах знаний. Важно получить навыки быстрого реагирования на все изменения, включая политическую и историческую области. Подобные навыки формируются в подрастающем поколении именно в ходе проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому после введения в российское начальное и среднее образование новых образовательных стандартов обязательным этапом стало проведение школьниками самостоятельных исследований или совместных, коллективных творческих проектов.

Такая деятельность позволяет педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи:

  • развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов;
  • поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития;
  • воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении российских граждан.

Проектная деятельность помогает детям выбрать свою будущую профессиональную деятельность, избежать проблем в социальной адаптации, достигнуть успехов в учебной и различной внеурочной деятельности.

Примерные названия тем, по которым работы могут быть выполнены учениками обычных общеобразовательных школ, приведены выше. Их, по усмотрению юных исследователей и их научных руководителей, можно изменить либо дополнить.

Любые проекты, связанные с поиском исторической информации о городе, стране, эпохе, выдающейся личности, позволяют педагогам в полной мере выполнять государственный заказ.

Новые реалии предъявляют особые требования к содержанию, формам отечественного образования, включая и изучение основ истории. Проекты, выполняемые в рамках отдельных тем, станут отличным способом самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения.

Проектная работа по истории

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

Как организовать работу над проектом?

Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.

8. Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

Представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);

Выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

Рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

~- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

Должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.

Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?

Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.

При этом следует учитывать, что, как правило:

Общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;

Участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;

В распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-

деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;

Продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10-12 дней);

На этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?

Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.

Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?

Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:

Тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;

Создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;

Выделения на интервью в среднем не менее двух часов;

Обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);

Обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).

По каким критериям оценивать проект?

В своей практике я учитываю следующие факторы:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем;

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

Активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

Коллективный характер решений;

Соблюдение требований к избранному жанру;

Использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;

Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Оформление результатов проекта;

Форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Христианские ключи к небывалому могуществу

Святой Грааль, Копье Судьбы и меч Св. Маврикия – все эти евангельские реликвии, ассоциирующиеся с чем-то мифологическим, загадочным, а подчас и сказочным, волнуют воображение уже не одного поколения любителей тайн. Согласно преданиям, тот, кто завладеет ими, способен открыть путь к мировому господству и стать неуязвимым. Поиск этих реликвий связан с именами великих тиранов, полководцев, и диктаторов, оставивших кровавый след в истории. Что же собой представляют эти таинственные артефакты и какой неизгладимый отпечаток они оставили в истории? Эта проблема заинтересовала нас.

Цель нашего информационно-творческого проекта: понять, в чем уникальность и проклятие загадочных христианских реликвий.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    рассмотреть исторические основы возникновения этих легендарных реликвий;

    проследить их путь из эпохи в эпоху;

    найти примеры отражения реликвий в современной культуре;

    узнать, с какой целью «сильные мира сего» стремились ими овладеть и к чему это привело.

Проектным продуктом будет буклет и презентация, которую мы представляем вашему вниманию.

Изучив научную литературу по данной теме, мы составили таблицу трех самых ярких евангельских реликвий, которые взаимосвязаны. Её мы тоже представляем вашему вниманию. В ней отражены характеристика каждой реликвии, её владельцы, а также использование их в массовой культуре.

Копье Всевластия – одна из христианский реликвий. Это железный наконечник, для средневекового копья, который крепился на деревянном древке. Длина такого копья в два раза превышала рост воина-пехотинца.

Эта реликвия имеет несколько названий: «Копье Судьбы», «Копье силы», «Копье всевластия», «Копье Лонгина», «Копье Святого Маврикия», «Святое Копье».

Также, существует и несколько версий его появления, которые мы просмотрели в этой работе.

Создателем Копья является Финеес - третий первосвященник Иудеи, который обладал достаточно обширными знаниями в области магии и каббалистики. Копьё, по преданию, было выковано из куска металла, упавшего на Землю с Небес. Оно должно было использоваться в сакральных целях и олицетворяло собой символ крови иудейского народа, как Богоизбранного Считалось, что оно приносит военную удачу.
Впоследствии копье переходило из эпохи в эпоху, от одного первосвященника к другому, иногда оказываясь в руках или царей или героев, то есть сильных мира сего. Копьем в разные годы владели Царь Соломон, Царь Саул, Иисус Навин, им любовался Ирод Великий, отдавая приказ об избиении младенцев пока оно, наконец, не перешло к Цезарю, а от него к центуриону Гаю Кассию.Во время казни Христа он командовал римским отрядом, охранявшим Голгофу, уверовал во Христа как в «Сына Божьего» и дабы пресечь его страдания, нанес ему этим самым Копьем «удар милосердия».Сразу же после удара копье обрело свой священный статус. За все эти годы копье побывало в руках у многих исторических лиц, в том числе и у Константина Великого, и у германского короля Оттона I, у Габсбургов, Наполеона, и, что не мало важно, у Гитлера.

Каковы же магические функции Копья? Оно награждает владельца способностью утверждать добро, добиваться побед и совершать сверхчеловеческие поступки: «Тот, кто объявит его своим и откроет его тайну, возьмет судьбу мира в свои руки для свершения Добра и Зла».

Копье Логина упоминают в своих фильмах многие сценаристы , об этом артефакте повествуют в своих книгах писатели. Легенды о Копье активно используют создатели компьютерных игр.

Одной из поразительной красоты священных тайн, дошедших до нашего времени, является чаша Святого Грааля . По преданию, Святой Грааль - это божественный сосуд в виде чаши, созданный из драгоценного зеленого изумруда, который Архангел Михаил выбил мечем из короны Люцифера при его низвержении. Именно из этого сосуда на Тайной Вечере вкушал Христос и за этой чашей, дарующей совершенное бессмертие и абсолютную власть над миром, охотился сам люцифер.

Грааль – первоисточник, сверхъестественное присутствие Бога на земле. Символизирует огонь Святого Духа. В некотором смысле Грааль есть Христос Святой Дух. Могуществом Грааля был сотворен человек и все, окружающее его. В мгновение ока знойная пустыня могла превратиться в цветущий сад, если этого хотел Грааль. Обладатель Грааля мог один выйти против тысячи вооруженных до зубов врагов и победить их. Войти в огонь и не сгореть. Быть сброшенным в ров с дикими зверями-людоедами и остаться невредимым. Спуститься на дно морское и не утонуть. С древних времен известно: с кем Грааль, с тем пребывает Бог. Так же считается, что испивший из чаши Грааля также получает прощение грехов, вечную жизнь, а также различные блага в виде еды, питья.

Те, кто ищет Грааль с дурными намерениями, будут наказаны, если воспользуются тайными ключами его.

Многие из таких людей погибли в поисках этой чаши при странных обстоятельствах, или были прокляты Граалем. Так французский король Филипп Красивый и весь его род были прокляты Священной Чашей- спустя уже четырнадцать лет королевская династия Капетингов прекратила свое существование.

И напротив, тех, кто искал Чашу с добрыми намерениями, Грааль жаловал и миловал – обретали его. Как,например, святой рыцарь Галахад. С детства он воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, и потому заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесен на небо как святой.

Копье Всевластия неотделимо от Чаши, Чаша от копья, символизирующего победу над смертью. Это два неразрывных начала мужского (копья) и женского (Чаши).

Эта реликвия оказалась интересным объектом для исследования многих писателей и режиссеров, и заработала большую славу в массовом искусстве.

Меч Святого Маврикия или Имперский меч – это тоже одна из христианский реликвий.

Его длина составляет 110 см (95,3 см длина лезвия). У него стальной клинок с набалдашником и крестовиной с легкой позолотой. Рукоять плотно обвита серебряной проволокой. На набалдашнике изображены императорский орел и герб короля Оттона IV (1198–1218) с надписью: «Благословен Господь, научивший руку управлять». На крестовине: «Христос побеждает, Христос царствует, Христос правит»

Возраст меча остается предметом дискуссий и составляет около восьми столетий.

Он был коронационным мечом германских, австрийских императоров. С этой целью в последний раз он использовался в 1916 году, когда Карл I Австрийский короновался венгерским королем Карлом IV. По легенде, этим мечом был убит Святой Маврикий, поэтому он известен еще и как меч Св. Маврикия.

Очевидно, меч использовали не только для церемоний, поскольку клинок многократно шлифовался. Меч Св. Маврикия - ярко выраженное элегантное и красивое оружие.

Издревле считалось, что тот, кто завладеет этими фантастическими реликвиями и откроет их тайну, станет Властелином мира.

Конечно, эта легенда не могла не заинтересовать Адольфа Гитлера, который увлекался мистикой. Предание о христианских ключах к могуществу не покидало его мыслей ни днем, ни ночью.

Сперва им овладело желание заполучить Копье, дарующие непобедимость.

Он любил повторять: “Я иду туда, куда мне предписывает идти Провидение. Я верю в магию Копья”. Копье Судьбы должно было аккумулировать магические силы, унаследованные в крови богоизбранного народа. Таким народом Гитлер считал арийцев.

Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году в музее Хофбург. При виде копья он впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения.

Одним из важнейших направлений сверхсекретной работы в Третьем рейхе являлись поиски и чаши Святого Грааля.

Несмотря на явно мифические сведения о Святом Граале, Адольф Гитлер к поиску его решили подойти с научной точки зрения и пригласили профессора-историка Отто Гимлера.

Поиски Святого Грааля продолжались до полного краха Третьего рейха и прекратились только после смерти Гитлера.

Нашли ли нацисты чашу Святого Грааля? Это неизвестно и осталось тайной. Они могли для дезинформации противника делать вид, что продолжают поиски. Но если у Гитлера была легендарная чаша, то куда она делась потом? Все это окутано мраком тайны и покрыто пеленой множества неразрешимых загадок.

Что касается меча Св.Маврикия, то нацисты скорее всего пытались найти его, потому что меч символизирует единение с Копьем судьбы и является древней частью императорских регалий.

В конце своего проекта мы пришли к выводам, что на протяжении веков многие известные тираны все свое время тратили на поиски этих уникальных загадочных реликвий, надеясь, что они подарят своим новым хозяевами власть над всем миром, а в итоге находили свое проклятье.

Власть над миром – удел созерцателей и философов, а не политиканов и тиранов. Последние в состоянии лишь пролить море крови, но подчинить своей воле волю миллионов – это утопия. Только тот, кто стремится понять законы природы и общества посредством не порабощения, а познания скрытых от обывательского понимания самых секретных тайников человеческого интеллекта, вправе сказать: «Я – властелин мира!»

Спасибо за внимание!

Творческий исследовательский проект по истории древней Руси "Древний город"


Авторы: учащиеся 6 класса Воронин Антон, Воронина Юлия, Лебедев Олег, Тихомирова Милена
Научный руководитель: учитель истории Кораблева Ольга Владимировна
Оглавление
Введение.
Цели и задачи.
Глава 1. Возникновение городов.
1.1. Откуда название «город»?
1.2. Когда возникли первые города?
1.3. Теории происхождения городов
1.4. Функции городов.
Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину.
2.1.Структура русского города.
2.2.Защитные укрепления в городе.
Глава 3. Внутри города.
3.1. Улицы.
3.2. Мостовые.
3.3. Жилища.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение\фото.

Введение

"В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью..." Тагуи Семирджян

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. В скандинавских сагах IX в. говорится о "стране многих городов - Гардарике", это древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. До сих пор эти древние города являются свидетелями славы, величия, духовной силы и богатства. Действительно, на Руси было много городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. "К концу XII в. их насчитывалось уже около 230, но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение". Они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры. Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением.
Северной столицей Руси становится Новгород, возникший на реке Волхов, рядом с озером Ильмень предположительно в 862 г. Этот город был основным торговым центром северной части Руси, отсюда начинался торговый путь "из варяг в греки". Матерью городов русских был другой великий город южной Руси - Киев, основанный к середине IX века. "Отсюда есть пошла земля русская", как утверждает древний летописец Нестор. Оба города сохранились и сейчас. Сейчас насчитывается гораздо большее количество городов, чем в Древней Руси. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года статус города имеют 1100 населенных пунктов. Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от Минрегионразвития РФ, города страны классифицированы следующим образом:
1) Города с населением более миллиона человек (крупнейшие города)
2) Города с населением 500 тыс. - 1 млн. человек (крупные города)
3) Города с населением 250-500 тыс. человек (крупные города)
4) Города с населением 100-250 тыс. человек (большие города)
5) Города с населением 50-100 тыс. человек (средние города)
6) Города с населением менее 50 тыс. человек (малые города)
Нас заинтересовала эта тема, и возникло множество вопросов: Каким был древний город? Как и когда возник древний город? Чем отличался древний город от современного? Мы решили исследовать этот вопрос более углубленно с опорой на исторические исследования и источники. Тем более, процесс урбанизации и укрупнения городов в современном мире идет очень активно. Это актуальная черта нашего современного постиндустриального общества. Численность сельского населения сокращается, а городского - растет. Идет массовый отток в крупные города, в мегаполисы "за лучшей жизнью". Исследованию города мы и посвящаем эту работу. К тому же, мы сами являемся сельскими жителями и хотели бы знать больше о городе - об истории возникновения, его особенностях, отличиях от села.
Кремль – центральная часть города


Цель: целью данной работы является исследование древнего города Руси, а также некоторых особенностей его устройства.
Задачи:
- изучить материалы по топонимике, значению слова "город"
- установить время возникновения первых городов
- изучить теории происхождения города
- изучить функции города
- узнать об особенностях устройства древних городов (о внутреннем устройстве города, улицах, жилищах)
- научиться навыкам исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Методы исследования:
1. Описательный метод
2. Историко-сравнительный (аналогия)
3. Историко-типологический метод

Глава 1. Возникновение городов

1. Откуда название «город»? Слово "город" широко известно в древнерусском языке с XI в. В основе топонима лежит корень gard (родственный индоевропейскому gard), имеющий значение -
1) «ограда, забор, укрепление»,
2) «двор, огороженное пространство»,
3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)».
Чаще всего ученые используют термин «город» в смысле «крепость, укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики. В словаре русского языка «город» – полногласное образование от старославянского градъ. Мы нашли следующие значения слово "Город" (общеславянское – gordъ, старославянское – градъ, древнерусское – город): первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место», потому как древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т.д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
2. Когда возникли первые города?
Сразу возникает вопрос - когда возникли первые города? Какие города самые древние? Мы нашли информацию, что первые города возникли довольно давно, на что указывают древние летописи. Так, Повесть временных лет уже содержит прямые указания на существование городов у славян - слова Ольги, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Это означает, что к началу правления княгини Ольги (945 год) у славян уже существовало несколько городов.
Далее, мы нашли еще более раннюю датировку возникновения города Ладоги. К VIII в. можно отнести его образование. «Первое упоминание о поселении Ладога в древнейшей русской летописи относится к 862 г. Однако, само поселение возникло задолго до этого события - в VIII, а, возможно, даже в VII в. Самая ранняя из полученных историками дат - 753 год, который условно и принят за год основания Ладоги».
Сложнее обстоит дело с точной датировкой основания Киева. Точная дата основания города не установлена. Первое славянское поселение, по некоторым предположениям, существовало на территории современного города ещё в VI веке. В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X-XII веках достиг своего расцвета. В книге историка М. Стрыйковского, где кратко приводится история некоторых княжеств, утверждается, что город Киев был основан князем Кием в 430 году. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI-VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские.
Таким образом, точное время образования первых городов установить довольно сложно, разные источники по-разному датируют этот процесс. Но один факт известен точно: города у славян возникали уже задолго до «призвания Рюриковичей», задолго до образования древнерусского государства. Восьмой, а, возможно, и седьмой век – приблизительное время возникновения первых городов.
3. Теории происхождения городов
Какова причина появления города? Славянские племена благополучно проживали родовыми общинами многие века. Зачем он был нужен людям? На этот счет у историков нет единого мнения. Причины возникновения древнерусских городов разнообразны. Мы изучили ряд теорий происхождения города.
1 теория: В работах В.В.Мавродина, посвященных проблеме возникновения древнерусских городов и их ранней истории, сформулирована следующая концепция: города возникают на базе племенных центров и в результате разложения родового строя. И.Я. Фроянов, Штыхов Г.В. также полагают, что города возникали как племенные центры в период перехода от родоплеменного строя к феодализму: «древнерусский город - это сложный, многообразный социальный организм, который является средоточием ремесла и торговли, крепостью, административным центром княжества. Возникновение городов - это один из признаков образования государственности».
2 теория: Интересна в данном направлении теория некоторых современных историков, исследовавших Древнюю Русь. Они пришли к заключению, что существовал еще один путь градообразования: перенос городов. Современные археологи считают, что на Руси в к.X – нач.XI в. наблюдались многочисленные случаи переноса городов. Так, археолог Дубов В.И. на материалах Волго-Окского междуречья пытался определить пути возникновения города. «Здесь, в Северо-Восточной Руси в полной мере проявился один из путей возникновения древнерусского города - так называемый «перенос» городов - повсеместно и особенно характерно это для северо-востока. Мы фиксируем данные явления в Белоозеро, на смену Тимиреву приходит Ярославль, Сарскому городищу - Ростов...».
3 теория: Такие ученые как Ключевский О.В., Кизилов Ю.А., отмечали выгодное географическое положение, включая водные пути, развитие ремесла и торговли. Именно на больших водных путях вырастали более богатые и крупные города - Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, ставшие центрами княжеств. А.Кирпичников в статье «Великий волжский путь» писал: «Наличие Волги и рек ее системы способствовало расселению и земледельческому освоению славянами Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С особой интенсивностью этот процесс протекал в Волго-Окском междуречье. Не случайно здесь возникли крупные города - Муром, Суздаль, Ростов, позже Владимир… Что касается восточноевропейских населенных пунктов IX-X в., то следует назвать Ладогу в нижнем течении Волхова, предшественника Новгорода - Рюриково городище в истоке реки. Далее вниз по течению Волги - комплексы Михайловское и Тимерово, давшие начало Ярославлю. С Волгой связаны и другие ранние центры: Сарское городище - предшественник Ростова, Клещин - предшественник Переяславля-Залесского. Отметим далее Муром на Оке».
Таким образом, ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
4. Функции города
Исследуя вопрос городов, нельзя не затронуть вопрос о его назначении, его роли в жизни людей. Выделяется несколько основных функций городов, от которых зависел и тип города. «…Можно говорить о функциональных отличиях древнерусских городов, обладавших различными ведущими функциями. В их числе были: сельскохозяйственное производство, ремесло и торговля, управление, военно-стратегическое положение, культурно-идеологическое значение и др…».
Повесть временных лет рассказывает еще об одном типе городов. «В год 6545 заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространятся, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться…». Таким образом, в Древней Руси многие города существовали и как религиозные центры.


Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих ученых, город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, военных, административных, религиозных и культурных. Мы считаем, что первичной все-таки была военно-стратегическая функция. При первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки; по крайней мере, с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. До объединения Руси под одним княжеским родом, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения.

Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину

1. Структура города.
В русских городах наблюдалось довольно обычное для средневековья деление на внутреннюю крепость (детинец - кремль) и окружающий ее посад. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть - детинец. Детинец считался внутренней частью, хотя он редко проходил внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины - детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца").
Острогом назывался внешний, или окольный город, примыкавший к детинцу. Он опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений.
Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части - посады, или предгорья. Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить.
«Возникали города по-разному. Но все они имели: укрепления - стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения - посад; рыночную площадь - торг. Эти три компонента составляли город и определенную его структуру. Укрепленный центр города называли в Новгороде - детинец, в Пскове - кром, в Москве - кремль, но везде он служил резиденцией князя».
Более подробно описывает структуру города М.Н.Тихомиров. «Территория русских городов IX-X вв., в основном, вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев. Рядом с «детинцем» росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка; создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный)». Так, постепенно, детинец обрастал посадом. Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров дает Киев. "В летописных известиях выступают две части Киева - Гора и Подол. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремесел и киевского торга. В городах создавался свой особый мир, развивались торговля и ремесло. Данное исследование подтверждают и археологические раскопки других городов".

Древний Киев


2. Защитные укрепления в городе
Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Попасть внутрь можно было только через ворота. Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 века они были достаточно редки. Территория должна быть удобной в плане обороны. Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападения врагов, диких зверей, которые в изобилии обитали в лесах. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов - заборов, наполненных землей. Забор имел три вида:
1) Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.
2) Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.
3) Тараса(ы) – система деревянных каркасных стен, при которой две параллельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.
Славянский частокол


Таким образом, каждый город имел следующее строение: детинец, окольный град и посад. Важную роль в любом городе играли защитные укрепления – ров, вал, заградительное кольцо укреплений, заборов.

Глава 3. Внутри города

1. Улицы.
Теперь рассмотрим, какие были улицы и жилища. Русский средневековой город не был тесен: на Руси, с её огромными территориями, всегда строили свободно и просторно. Как уже указывалось выше, большое значение имели посады. Тихомиров М.Н. считает, что для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец». Улицы представляли собой проезд между заборами, в которых находились ворота. Все постройки находились за оградой. «Названия улиц были разнообразными, но всё-таки подчинялись некоторой закономерности, что легче всего прослеживалось на примере Великого Новгорода.… Среди названий новгородских улиц, прежде всего, выделяется группа улиц, получавших свои прозвища от личных имен: Даньславля, Добрынина, Янева, Иворова. Встречались названия улиц, связанных с ремесленной деятельностью: Щитная, Холопья, Кузнечная, Конюхова и т.д. Другие названия улиц, например, «Варяжская, Чюдинцева, Прусская, видимо, даны были улицам по их преобладающему населению».


2. Мостовые
Весной, осенью, дождливым летом некоторые городские улицы превращались в непролазные болота. Но не все. Улицы уже в X в. имели деревянные мостовые. Археологи, исследовавшие данную проблему, на месте раскопок улиц обнаруживали деревянные мостовые, а также различные системы дренажей и водоотводов. «Улицы мостились деревянными плахами 4-5 м длинной, под которыми часто пропускались дренажные трубы из огромных брёвен, диаметром ~ 60 см и длинной 20-30 м. Во многих древнерусских и западнославянских городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Мостились также переулки, въезд в усадьбы и площадки дворов, свободные от застройки. Городские власти заботились об исправности уличных мостовых, ремонтировали их, а при значительном износе сооружали новые».


Новгородцы ходили по аккуратным деревянным мостовым. В городе действовал известный «Устав о мостах» IX в. Этот «Устав» показывает, что уже в те отдаленные времена существовала особая мостовая повинность. Мощение улиц было обязательным, за этим тщательно следили. Раскопки сделали возможным открытие древних мостовых, подтвердив вывод о повсеместном распространении мощения улиц на всем протяжении летописной истории Великого Новгорода. Мостовые достигали в среднем ширины 3-4 метров, а иногда и 6 м, как, например, на Великой улице. Устроены они были из широких плах, опирающихся на длинные тонкие бревна - лаги». Со временем, когда старая мостовая проседала, на нее сверху клали новую. Так, из мостовых образовывался целый «пирог» - аж 28 слоев.


В статье 97 «О мостниках» «Русской правды» пространной редакции сказано: «А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по наготе за каждые 10 локтей моста; если починит старый мост, то взять ему за каждый пролёт по куне, сколько бы пролётов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта» .
Таким образом, анализ археологических, летописных источников свидетельствует о том, что инженерные устройства на Руси использовались очень широко, начиная с X века. Кроме широко распространённых мостовых, на Руси города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
3. Другие особенности города
Русские города были по преимуществу городами деревянными. И этим они отличались от западноевропейских городов. Стены и башни города были деревянные, только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня, укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной. На Руси, с её богатейшими запасами леса строили в основном из дерева: стены и башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, деревом мостили улицы и площади. Любой русский средневековый город с полным основанием можно назвать деревянным. Каменными были лишь немногие храмы и палаты. Отсюда вытекали недолговечность городских построек и трудность их изучения путем археологических раскопок. По утверждению Тихомирова М.Н., «любовь русских людей к деревянным жилищам нельзя объяснять бедностью горожан. Она, прежде всего, зависела от бесспорно больших удобств деревянной постройки по сравнению с каменной в условиях холодного климата, длительной и сырой осени и весны. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, что заставляло придерживаться менее прочных и импозитных, но зато более удобных, деревянных домов».
«Русь древняя, деревянная»


Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями.



Дом имел тёсовую крышу, глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг обычно располагался у задней стены напротив входа, дым выводился через отверстие над входом, печных труб не было, дома топились «по-чёрному» (курные избы). В полу жилища устраивались хозяйственные ямы. Скупое освещение происходило через волоковые окна – небольшие отверстия, вырубленные в двух соседних брёвнах стены и закрываемые специальной задвижкой-волоком. Двери домов имели высоту около 1 метра.
Многие дома имели различные деревянные резные украшения (археологи обнаружили закрылины, резные столбы в Новгороде, наличник в Полоцке и др.). Еще, славяне, будучи язычниками, крышу и окна считали уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с магической символикой. Так, конь считался символом благополучия дома.

Заключение.

Слово «город» первоначально означало «забор», «ограда», «огороженное место». Позже городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
VIII, возможно, VII век – приблизительное время возникновения первых городов.
Ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
Город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, административных, религиозных, культурных, первичной была военно-стратегическая функция.
По своей структуре древнерусский город - это сложное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки. С уязвимой стороны город тщательно укреплялся кольцевыми рвами и валами, заборами. В центре города располагался укрепленный детинец-кремль, где чаще всего располагалась резиденция князя. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, который являлся неотъемлемой частью древнерусских городов. Посады делились на улицы и концы, имея при этом усадебную и уличную застройку. Улицы имели названия в зависимости от профессий, имен, категорий населения, проживающих на ней. Во многих городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Это можно проследить на примере одного из самых древних инженерных сооружений - мостовых. Существовала отдельная специальность - мостник. Города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
Особенность: русский город был деревянный. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, а древесины были достаточно.
Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. Жилище князей и бояр - хоромы из 6-8 помещений. Типичное жилище простого люда - полуземлянка или деревянный сруб. Многие дома имели различные деревянные резные украшения - закрылины, резные столбы, наличники.
Как оказалось, древний город не так сильно отличался от современного! Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. С годами у строителей сложился свой стиль, отличный от других государств, который делал города Руси неповторимыми в своем архитектурном решении. Сейчас эти города являются живыми свидетелями величия и славы нашей страны, нашей великой истории!
Список использованных источников
Интернет-ресурсы:
Список литературы:
1. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. - Л., 1985;
2. Куза А.В. Малые города Древней Руси. - М., 1989;
3. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М.,1971;
4. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада. СПб., 1993;
5. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. - М.,1995;
6. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М., 1956;
7. Повесть временных лет. Русская историческая библиотека, 2017\ Перевод Д. С. Лихачева;
8. Старая Ладога. Древняя столица Руси. – СПб., 2003;
9. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> М., 2003.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...