Трудные времена на русской земле плешаков. Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс)

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: дань, хан Батый,

Золотая орда,

Александр Невский.

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи-мость. По карте и иллюстрациям сравним во-оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле-довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем-ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

Трудные времена на Русской земле

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са-мостоятельными и никому не подчиняться. Кар-та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис-пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока-залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан-цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа-но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном ~ути в южные степи Батыева рать семь недель ~ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль-шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ-ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла-чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре-шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Русские воины Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле-дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро- славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве-ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года.


Ледовое побоище

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.


В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они
довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа-лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Обсудим!

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го-ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

Вывод

В XIII веке Русь надолго попала в зависи-мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби-ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Задания для домашней работы

В разные годы в прошлые века иностранные завоеватели не раз пытались покорить Русь, а она стоит, несломленная, и по сей день. Трудные времена на русской земле возникали в истории не раз. Но такого, как в 13 веке, тяжелого периода, угрожавшего самому существованию государства, не было, кажется, ни до, ни после. Нападения велись и с запада, и с юга различными агрессорами. Настали трудные времена на русской земле.

Русь в 13 веке

Что собою она представляла? В начале 13 века Константинополь как центр духовности уже утратил свое влияние. А некоторые страны (например, Болгария, Сербия) признают власть и главенство католичества. Оплотом православного мира становится Русь, тогда еще - Киевская. Но территория была неоднородна. Перед нашествием Батыя и его орды Русский Мир представлял собой несколько княжеств, соперничавших за сферы влияний между собой. Междоусобица раздирала родственников-князей, не способствовала организации одного сплоченного войска, способного оказать достойное сопротивление захватчикам. Это и подготовило почву для того, чтобы случились трудные времена на русской земле.

Нашествие Батыя

В 1227 году уходит из жизни Чингисхан, великий восточный воин. Произошло обычное перераспределение власти между родственниками. Один из внуков, Батый, обладал особо воинственным характером и организаторскими талантами. Он собрал огромнейшее по тем понятиям войско (где-то порядка 140 тысяч человек), состоящее из кочевников и наемников. Осенью 1237 началось вторжение.

Русское войско было менее многочисленно (до 100 тысяч человек) и разрознено. Поэтому и проиграло в трагической Казалось бы, вот возможность объединиться и дружно противостоять врагу. Но правящая верхушка князей продолжала усобицы, а в Новгороде, на севере, с новыми силами вспыхнули народные волнения. Как результат - дальнейшее разорение княжеств. Сначала Рязанского, затем - Владимиро-Суздальского. Коломна, Москва... Разорив Владимир, Батый пошел на Новгород, но не доходя, повернул к югу и отправился в половецкие степи - восполнить силы. В 1240 орды Батыя разоряют Чернигов, Киев, войдя в Европу, монголо-татарские воины дошли аж до Адриатики. Но в дальнейшем прекратили войну на этих территориях. А после - настали трудные времена на русской земле. Двухсотлетнее иго установилось в течение двух десятилетий после нашествия и подразумевало уплату дани всеми завоеванными землями татарским правителям. Как считают историки, оно окончилось только в 1480 году.

Угроза с запада

Трудные времена на русской земле не ограничивались проблемами на востоке и юге в 13 веке. Если там вторжения захватчиков носили скорее карательный характер экспедиций, то в западной части шли постоянные регулярные боевые атаки. Русь противоборствовала всеми силами шведам, литовцам, немцам.

В 1239 отправляет большое войско против Новгорода. Но в том же году шведы были оттеснены и разгромлены (взят Смоленск). На Неве также одержали победу. Новгородский князь Александр во главе дружины разгромил хорошо вооруженное и подготовленное шведское войско. За эту победу его и прозвали Невским (на тот момент герою было всего 20 лет!). В 1242-м изгоняют немцев из Пскова. А Александр в том же году наносит сокрушительный удар по рыцарским войскам в (Ледовое побоище). Рыцарей погибло так много, что еще 10 лет не рисковал нападать на русские земли. Хотя многие битвы новгородцев и были успешными, все же это были довольно тяжелые, трудные времена на русской земле.

Окружающий мир (4 класс)

Подводя итоги, можно сказать, обобщая, что весь 13 век в был тяжелым и для правящих князей-верхушки, и для простого народа, который погибал и проливал кровь в результате продолжительных и многочисленных военных действий. Монгольское иго, безусловно, сказалось и на развитии российской государственности, и на материальном благосостоянии городов, вынуждаемых платить дань.

А бои с рыцарями-крестоносцами благодаря своей важности прославлены в фильмах и литературе. Данный материал может быть использован для урока

Окружающий мир. 4 класс.

Тема: «Трудные времена на Русской земле».

Цель: * Обобщение знаний о трудных временах на Руси;

  • закрепить знание героических страниц истории Отечества;
  • развивать умение работать с картой, в группах, в ПСС, ППС;
  • воспитывать любовь к Родине;
  • проверить усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.

Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации ЗУН.

Оборудование: раздаточный материал, карта, проектор.

Темы:

5. Иван 3. Стояние на Угре.

Ход урока

ответы

примечания

время

Организационный момент.

Постановка целей и задач на уроке.

Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.»

А в чём смысл этих слов мы постараемся понять в течении урока.

Сегодня мы обобщим ваши знания по пройденным темам:

Каким?

« Трудные времена на Русской земле.»

- Какая проблема возникла в 13 веке у русского государства?

- Почему возникла эта проблема?

- Как русский народ справился с этой проблемой? На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Что необходимо знать по этой теме?

Что необходимо уметь?

Знать:

даты

события

личностей

Уметь:

пересказывать,

работать с картой, рассуждать, работать в ППС, ПСС, группах

Проблема: Нашествие захватчиков.

Причина:

Раздробленность Руси на княжества.

Решение:

Объединение.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

1. Проверка знания дат.

Цель: Проверка знания основных исторических дат соответствующих пройденной теме.

Задание: На ленте времени обозначить событие.

2. Проверка знания терминов.

Цель: Проверить знания и термины относящиеся к истории Руси и монголо-татар.

Задание: Обозначить какие слова относятся к истории монголо-татар, а какие к истории Древней Руси.

3. Проверка знания исторических личностей.

Цель: Проверить знания детей об основных исторических рыцарях изучаемого исторического времени.

Задание: Подчеркнуть лишнее. Почему?

Кто такие летописцы?

Проверка. На доске и в карточке ключ.

Проверка: ключ у учителя, остальные проверяют по первому. Второму и т.д.

Проверка: фронтальная.

Работа в ППС

Контрольная пара называет дату и событие на доске учитель отмечает.

Работа в ПСС.

Работа в группах.

Класс делится на 5 групп по названию основных тем.

Работа в группах.

Цель: учить детей пересказывать исторический материал, работать с картой.

Задание: Каждая группа рассказывает об исторической личности и событии.

В ходе рассказа другие группы могут задать вопрос. – 1.

Исследование о словах взятых эпиграфом к уроку.

Показ на карте исторического события.

Пересказ.

Учитель демонстрирует слайды по темам.

Контроль и самоконтроль ЗУН.

Цель: Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Задание: Ответить на вопросы выполнив тест.

Проверка: тест проверяет учитель.

Самостоятельная работа детей.

Итог урока.

С каких слов мы начали наш урок?

Так в чём же смысл этих слов?

Почему?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по любой запомнившейся теме.

Материал к уроку.

1. Трудные времена на Русской земле. Нашествие монголо-татар.

В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах - лёгких домах из жердей и войлока. При
переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три
дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в
мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых
людях.

По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.

Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните.

Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.

Поздней осенью 1237 года Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай. (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам.

ПРОБЛЕМА: на доске: Нашествие захватчиков.

Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?

ПРИЧИНА: на доске: Раздробленность Руси на княжества.

Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.

И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

2. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали наступление на северо-западные русские земли.

Собрав дружину свою, где подобрались крепкие воины, новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве. За это народ прозвал его Александр Невский.

В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.

Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на эстонской территории, собрав 12-15 тысяч воинов, большую часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали боевой строй друг друга. Противник рассчитывал свободно справиться с русскими, порубив их боевые порядки. Невский приготовил сюрприз. Указание отходить при столкновении дальше на лед.

5 апреля, когда немeцкиe рыцари выстроившиеся тупым клином, прозванным у русских «свиньей», врубились в боевые порядки новгородцев, те стали отходить. Немцы еще нажали и затем втянулись на лед озера. С боков, взяв противника «в клещи», ударила русская конница, смяв немцев и окружив. эту «бронированную свинью».

Немцы поняли, что оказалась в западне. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

Новгородская пехота была вооружена специальными крючьями для стаскивания всадников с коней и самострелами. Около 7 км преследовали по весеннему льду тяжеловооруженных рыцарей. Каждый из них весил около 120 кг. Стал ломаться лед, и многие потонули в водах Чудского озера.

Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище.

Учитель вывод: Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров-от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России.

Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. Сколько лет прошло с того знаменитого события? 765 лет.

3. Русь расправляет крылья. Московский князь Иван Калита.

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище. Калита так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру
Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси. Калита упросил митрополита переехать в Москву. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. Москве от этого была прибыль и почет.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в большую милость к хану. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно - там брал силою. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таки образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Учитель вывод: Великий князь Иван Калита умер в марте 1340 года, оставив сыновьям сильное княжество и богатую казну.

В исторических источниках указаны только годы правления князя, а даты рождения нет. 1332 – 1340 годы.

4. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Мамаево побоище. Куликовская битва

Почти полтора века тяжким бременем лежало господство Золотой Орды на русских землях.

Потомок Александра Невского - московский князь Дмитрий Иванович перестал платить им дань. Он сумел объединить вокруг Москвы русские земли для отпора Орде.

Главой Золотой Орды в это время был хан Мамай. Мамай во главе огромного войска двинулся на Русь.

Московский князь призвал под свои знамена всех, кому дорога земля русская. На его клич отозвались многие. Перед выступлением Дмитрий Иванович посетил виднейшего представителя русского духовенства - Сергия Радонежского, который благословил воинство на битву, а так же послал с ним двух монахов воинов - Пересвета и Ослябю.

8 сентября 1380 г. противники встретились. Дмитрий решил вынудить Мамая начать бой не дожидаясь союзников. Он решил: «Лучше честная смерть, чем злая жизнь!» Переправившись через Дон, князь приказал: сжечь мосты, чтобы и мысли об отступлении не шло. Дмитрий занял на Куликовом поле такую позицию, чтобы татары не могли зайти ему в тыл с флангов. Мамаю оставалось атаковать лишь в лоб.

Летопись писала об этом сражении, что была брань крепкая и сеча злая, копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, мечи сверкали молнией, и лилась кровь, как вода, и падало, как трава под косой, бесчисленное множество мертвых с обеих: сторон. Татарами овладел ужас, они побежали. Лишь небольшая часть мамаевой орды сумела уйти от погони. Русские потеряли не менее 20 тысяч человек.

По окончании битвы победители вдруг увидели, что нигде нет князя Дмитрия. Его стали искать и нашли живым, приваленным березой, в помятых доспехах, но он не был ранен. Больше недели русские хоронили павших, а в конце сентября вернулись в Москву, где предводителя войска нарекли Дмитрием Донским.

Монголо-татары хотели заставить русских продолжить выплату дани и ввести мусульманство. Московский князь хотел добиться для русских земель независимости от Орды.

Учитель вывод: Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский монах Александр Пересвет. Они ударили друг друга копьями, и Челубей упал головой к своему войску - плохая примета, означавшая поражение. Пересвет, тоже пронзенный копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.

Итоги и значение: огромное войско монголо-татар потерпело сокрушительное поражение. Золотая Орда стала слабее. Мамай был убит своими. Русские поняли, что их сила - в объединении вокруг Москвы. В народе появилась вера в скорое освобождение от власти татар.

5. Иван 3. Стояние на Угре. Тихая победа. Великое стояние на реке Угре.

В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10-летнего возраста он был соправителем слепого отца.

Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига.

Долго томилась Русь под властью татар. Но при великом Московском князе Иване третьем положение стало меняться: подвластные ему русские земли перестали платить татарам дань. Тогда хан Ахмат задумал нападение на русские земли. И в 1480 году осенью выступил в поход.

Московские войска заняли укрепленные переправы на реке Оке, и татары повернули на северо-запад, чтобы через менее полноводную Угру переправиться в московские владения.

Организовав оборону на Угре, на переправах встали войска с пушками, Иван III поехал в Москву, чтобы помириться со своими братьями и чтобы договориться с братьями тоже привести свои полки на Угру. В конце октября ударили морозы, и Иван дал войскам приказ отойти, чтобы приготовиться к обороне. Однако татары, видимо, подумали (ведь они видели очень большое количество русских войск), что им готовят западню, стремятся заманить в ловушку.

И тогда случилось, по словам летописцев, чудо: татары, объятые странным ужасом, побежали восвояси, не пролив русской крови, не захватив ни одного пленника в московских землях.

Так закончилась эпоха господства кочевников на Руси, долгое время называвшаяся монголо-татарским игом.

Учитель вывод: в традициях того времени достойной считалась победа, во имя которой было пролито много крови. Но с военной точки зрения она была эффективной. Московское великое княжество, став центром объединения русских земель, сбросило зависимость татарского государства и вскоре само перешло в наступление на остатки Золотой Орды.

Общий вывод: В ходе нашествия было разорено хозяйство страны, резко сократилось население. Из 74 городов Древней Руси, которые известны археологам, 49 разбил Батый, 15 из них превратились в сёла, а 14 исчезли. Угасли многие ремёсла. Большой урон был нанесён культуре. В нашествие погибли многие храмы, сгорели летописи и книги.

Всё это вызвало замедление общественного и культурного развития Руси, которое сохранялось до начала 14 столетия.

Князь Александр Невский 1220 – 1263 год 1240 год сражение у реки Невы со шведами

1242 год 5 апреля Ледовое побоище на Чудском озере Итог: Отстояли северо – западные рубежи Руси

Князь Иван Калита годы правления: 1332 - 1340 . Внук Александра Невского 1. Удалось утаить часть дани. 2. Кожаная сумка для денег.

Великий Иван Калита Возрождались ремёсла Строился Кремль Москвичи успешно торговали Шапка Мономаха Москва – духовный центр Руси ПЕРВЫЙ СОБИРАТЕЛЬ РУСИ

Князь Дмитрий Донской 1350 – 1389 год Внук Ивана Калиты Прожил 39 лет из которых 29 лет правил «на Москве». За годы правления увеличил Московское княжество в несколько раз.

Куликовская битва 8 сентября 1380 год Золотая Орда стала слабее Сила в объединении Появилась вера в освобождение от власти монголо-татар Мамаево побоище Пересвет Ослябю

Иван III 1440 – 1505 годы Отказался платить дань Перестроил Кремль Принимал иностранных послов Царь разрывает письмо хана Ахмата Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Стояние на реке Угре 1480 год Закончилось монголо-татарское иго на Руси длившееся 243 года.

Благодарю за работу!


Работа с картой.

Работа в группах.

2 группа Слайд 29-31

1 вопрос. Первый удар нанесли шведы летом 1240 года. Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки Невы. Его войско было больше русского.

В эту тяжелую для Руси пору Новгородом правил Александр Ярославович. Он сказал своей дружине: « Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». Напав на шведов неожиданно, Александр победил в этой битве, обратив шведов в бегство. За победу в этой битве его стали называть Александр Невский.

2 вопрос. Слайд 32

Александр Невский был князем новгородским. Его представляют великаном. На самом деле Александр Ярославович был небольшого роста, но большого ума, большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьѐм, цепко держался в седле, мог натянуть самый тугой лук до отказа, и пустить в небо так, что она надолго скрывалась с глаз, и всем казалось, что она задержалась на облаке и никогда не вернѐтся на землю… В те давние времена князь не мог, не имел права быть физически слабым…А самое главное, Александр Невский имел талант полководца - врожденный и приобретенный. Рано научившись грамоте, он много читал о походах непобедимого тѐзки своего - грека Александра Македонского. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.

Ответы детей.

3 вопрос.

В 1242 году в русских землях Слайд 33

вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Так их называли так потому, что на их одежде и вооружении был изображен крест. Их армия была очень мощная и сильная.
В бою рыцари строились тупоконечным клином. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва началась 5 апреля 1242 года и проходила на льду Чудского озера. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. Слайд 35 -37

Рассматривают изображение немецкого рыцаря

Рассматривают схему построения войска немецких рыцарей.

Рассматривают схему построения русского войска.

Работа с картой

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя.

Захват территории и обогащение

Враг разбит.

– Русь отстояла свои северо-западные рубежи, выросло ее значение в глазах русских людей

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле".

4-й класс

Задачи:

    Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

    Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

    Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, компьютерная презентация, видеофрагменты “Александр Невский”, дополнительный материал, исторические даты.

Ход урока:

    Организация класса (звучит музыка)

1 слайд. Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.

    Актуализация знаний

Разгадывание кроссворда.

2 слайд. Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

    Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

    Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)

    Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)

    Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)

    Как другим словом назывался храм на Руси? (собор)

    На чём писали в Древней руси? (Береста)

    Как прозвали князя Олега? (вещий)

    Записи о важнейших событиях(Летопись)

    Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)

Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

3.Введение в тему (под музыку ученик читает стихотворение).

- 3 слайд. Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь)

Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

- 4 слайд. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

5 слайд. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

4.Изучение нового материала.

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

6 слайд. (Карта Руси). Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить – кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(дети работают по учебнику и плану)

1 группа

-



7 слайд. Да, посмотрите как выглядели монгольские воины, как они были вооружены, в каких жилищах они жили. И как были одеты русские воины.

Первым русским городом на пути Батыя оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмощи. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда.
Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.)

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков.
Слово даём 2 группе.

2 группа.

Совершенно верно. Шведы были разгромлены.
Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

А Какие цели преследовали шведы? (захват территории и обогащение)

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? (Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя)

Беда так же пришла и с запада от немецких рыцарей-крестоносцев.
Отвечает 3 группа.

3 группа.

А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) Картинка с крестоносцами и ролик со священником.

Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них?

Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» о крестоносцах.

Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя)

Что он имел в виду? (Они хотели поработить русский народ, захватить его территорию и обратить в свою веру).

Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский» (бояре зовут Александра).

Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? Зная, что часть льда на озере слегка подтаяла. (Доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

Действительно, так и случилось. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище» и ответим на вопросы:

1. Как построили свои войска крестоносцы?

5. Музыкальная пауза.

2. Как построил свои войска Александр?

3. Как проходила битва и чем закончилась?

Видеоролик на Чудском озере.

50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

6. Проверка знаний(тест).

«Трудные времена на русской земле»

    Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый; б) Чингисхан; в) Тэмуджин.

    Какой город первым оказался на их пути?

а) Новгород; б) Рязань; в) Владимир.

    Какой русский город за упорное сопротивление прозвали «злым городом»?

а) Смоленск; б) Киев; в) Козельск.

    Как стало называться государство монголо-татар?

а) Золотая Орда; б) Монгольская Орда; в) Татарская Орда.

    Столицей монголо –татарского государства был город:

а) Галич; б) Сарай; в) Полоцк.

    Что выплачивала Русь Орде?

а) дань; б) выкуп в) налог.

    Кто нанёс удар по северо-западным рубежам Руси?

а) шведы; б) монголы; в) татары.

    Решительный отпор врагам дал новгородский князь:

а) Владимир; б) Ярослав; в) Александр.

    Какое прозвище получил новгородский князь за первую победу над врагами?

а) Мудрый; б) Вещий; в) Невский.

    Рыцари-крестоносцы были разбиты на льду:

а) Ладожского озера; б) Чудского озера; в) Онежского озера.

    Когда состоялось Ледовое побоище? 7.Итог урока.

    Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых. Слайд с иконой. Во многих городах ему были поставлены памятники. Слайд. И в нашем районе есть памятник Александру Невскому на «сомовских» горах. Слайд. Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской». Послушайте, что сказал Александр после битвы на Чудском озере.

    Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский».

    Как вы понимаете его слова? Какова их главная мысль? (Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина)

    Я думаю, что вы всегда будете следовать этому совету.

    Молодцы! Спасибо за урок!

    8.Домашнее задание.

    Каждой группе сделать книжку.

    1 группа

    1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)

      Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

      Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)

      Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)

      Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)

      Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

    Дети: (В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.)

    2 группа.

    1.Кто напал с северо- запада? (шведы)

    2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

    3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

    4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

    5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

    6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

    Дети: (В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.)

    3 группа.

      Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)

      Где это произошло? (на льду Чудского озера)

      Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

      Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)

      Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)

      Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

    Дети: В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...