Влксм: история, цели и задачи организации. справка

С одной стороны - даже в последние годы существования советского Комсомола он по-прежнему был первой «школой жизни» для многих видных политиков и бизнесменов современной России. С другой - это можно объяснить, что ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек смог бы реализовать свои таланты и начать строить карьеру, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле. Комсомольцы последних лет существования СССР вспоминают ту эпоху и кризис своей организации.

Ровно 20 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а ее саму - распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к «дерибану» имущества этой небедной организации.

Ну да бог с ними - нас к этому «дерибану» к сожалению не допустили, поэтому вспомним каждый свой комсомол (у кого он был, конечно).

Этапы развития общественной жизни любого советского школьника напоминали стадии развития насекомых. Но если у беспозвоночных членистоногих они протекали в порядке: яйцо -> личинка -> куколка -> имаго, то у позвоночных советских школьников они проходили в такой последовательности: первоклашки становились октябрятами, октябрята - пионерами, а пионеры по достижении 14 лет автоматически превращались в комсомольцев, и это не обсуждалось.

Правила принятия в комсомол были следующие: надо было собрать рекомендации либо 1 коммуниста, либо 2-х комсомольцев со стажем; заполнить бланк для приема в комсомол; сдать две фотографии 3×4; получить характеристику и выучить ответы на следующие вопросы:

Кто Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Кто первый секретарь ЦК ВЛКСМ?

Ваш любимый герой-комсомолец?

Сколько орденов у ВЛКСМ?

И что такое «демократический централизм»?

(в идеале, конечно, желательно было бы почитать Устав ВЛКСМ - но это на любителя).

Принятие в комсомол нашего класса происходило в два этапа - весной и осенью. Весной в комсомол принимали «лучших» (отличников и хорошистов), осенью «худших» - (троечников и разгильдяев, а также тех кто родился летом). Меня приняли, естественно, осенью. Причем тогда меня еще жизнь не «обломала» и я любил выпендриваться - когда все принесли рекомендации от комсомольцев-старшеклассников, я принес рекомендацию от знакомого коммуниста-Героя Советского Союза.

После публичного обсуждения кандидатов на школьном комсомольском собрании происходил торжественный прием в районном/городском комитете ВЛКСМ с вручением билетов и значков (иногда торжественный прием заменялся простым вручением комсомольского билета в «Пионерской комнате»).

После этого действа советский школьник получал полное право:

б) платить ежемесячно комсомольские взносы в размере 2-х копеек;

в) скучать на комсомольских собраниях;

г) после школы поступить в институт.

Вы скажете - были ведь такие, кто отказывался вступать в комсомол: в Бога там верили, или «Роллинг Стоунз» слушали. Были, конечно, и такие. Но потом обычно в их жизни была Советская Армия, а там плевать хотели на то во что ты веришь или что ты слушаешь. Плевали там, также, на установленные «на гражданке» правила приема в комсомол и незнание солдатом ответов на вышеперечисленные вопросы. Там просто-напросто в один прекрасный день на утреннем построении оглашали: «Рядовой Пупкин, выйти из строя! Поздравляем Вас со вступлением в славные ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи! Встать в строй!» Воин кричал: «Служу Советскому Союзу!» и вставал в многомиллионный строй советских комсомольцев.

А я, вот, в армии отказался стоять в едином комсомольском строю. Мне претило состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации в которую загоняли всех скопом в погоне за процентами и отчетностью. Меня тошнило от этих лживых лозунгов и от комсомольских функционеров, которые сами не верили в то, что говорили с высоких трибун. От их показухи, карьеризма и лицемерия...

Нет, я отказался во всем этом участвовать и в армии стал кандидатом в члены КПСС.

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990 гг..). Специальный советник президента СССР М. Горбачева. Историк, кандидат исторических наук...

Комсомол не развалился. Его время прошло. Заметьте - как только наша страна стала становиться тем, чем она должна быть, она развалилась и перестала существовать. Вот где нужно задуматься и спросить себя: что же произошло? Нужно разобраться - что произошло с нашей страной в двадцатом веке? Что началось в 1905-м и закончилось, надеюсь, в 91-м? Что это было? С исторической точки зрения разобраться в нагромождении мифов, которыми окутан весь двадцатый век, просто невозможно. Мы живём в совершенно ложной системе координат. Мы живём в полностью мифологизированном историческом пространстве. Оказывается, у нас была первая русская революция в 1905-м. Потом, оказывается, была Февральская буржуазно-демократическая революция. Потом через полгода происходит уже социалистическая революция. А как можно назвать революцию, которая произошла в 91-м году? Капиталистическая, получается? С моей точки зрения как кандидата исторических наук, это полный бред.

В России в начале двадцатого века началась буржуазно-демократическая революция. Но она очень отличалась от тех, что состоялись раньше, - от английской, французской, североамериканской. Все они были в совершенно другой исторический период. Наша революция запоздала, как и всё у нас. Она началась в то время, когда начали проявляться процессы глобализации. Наша революция отличается от всех остальных тем, что она оказалась, как ни странно, революцией не столько для нашей страны, сколько революцией для всего остального мира. Все другие революции тоже оказывали влияние на окружающий мир, но это было косвенное влияние. Наша революция оказала колоссальное влияние на весь мир. Весь мир изменился. Джон Рид был не прав, назвав книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они изменили мир...

- Виктор Иванович, с уходом со своего поста вы ведь потеряли не только работу, но и привилегии.

Какие привилегии? О чём вы говорите? Мне иногда сегодня жена тычет пальцем вокруг и спрашивает: «А какие у тебя были привилегии?»

Я был руководителем организации, у которой только на депозитном счету в банке лежало два миллиарда долларов. Я получал пятьсот рублей, у меня была машина «Волга» и мне ещё давали талоны для спецмагазина. Да, ещё была поликлиника, из которой меня сразу же исключили. Теперь я нормально себя чувствую в районной поликлинике. Но я даже никогда не обращался в цековскую поликлинику, потому что был молодой и здоровый.

- Простите, а куда девались те два миллиарда долларов, о которых вы сказали?

Не знаю. Я оставил их в сохранности там, где они были...

У в комментариях вспомнил, что я ж в горкоме ВЛКСМ работал. Попросили рассказать - как это было.

Увы, грязных подробностей в стиле фильма «ЧП районного масштаба» - не будет. Не было в нашем горкоме пьянок в саунах, ​********, воровства и прочего, что приписывалось тогда, в эпоху перестройки партийным и комсомольским функционерам. Была обычная работа по организации жизни и досуга небольшого района - Слободского района Кировской области.

Кабинетов у нас было четыре - кабинет Первого секретаря, Второго и бухгалтерия с орготделом. А я работал И.О.третьего секретаря - должность по работе с учащейся молодежи. В одном кабинете со Вторым. В кабинете было два стола, печатная машинка «Ятрань», кажется, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. А! Еще ротатор был - это такая хрень для печатания листовок.

Была машина - то ли «пятерка», то ли «москвич» - не помню. Но точно не «Волга». Это чудо ломалось раз в неделю, потому в командировки по району частенько ездили рейсовыми автобусами. Зарплата была 250 рублей. Советских. Правда, в 1990-1991 купить особо нечего было. Я лично газеты выписывал домой - десятками. От «Советской России» до «Литературки» и «Футбола-Хоккея». На обед уходило в столовой где-то около рубля. Столовая, кстати, была общая для горкома партии, комсомола, райисполкома, горисполкома и прочих советов.

Вход в столовую был свободен для всех желающих. Никаких пропусков, никаких милиционеров на входе. И ананасов в шампанском тоже не было. И черной икры тоже не было. По-моему, в фабричных и заводских столовых кормили вкуснее. Там же были подсобные хозяйства. Что-то вроде колхоза при заводе. Каких-то особых привилегий, доп.пайков, дач с бассейнами тоже не было. Единственная «привилегия», которой я воспользовался - это два раза взял отпуск за свой счет, сходил в лыжный поход по области в феврале и в пешую единичку по Крыму. Расходы свои). Все. Поработав там год, я, наверное, тогда стал лет на десять антисоветчиком.

Потому что, пацану в семнадцать лет надо подвига - преодоления себя. Раньше у комсомольцев была борьба с разрухой, буденновки, ОСОАВИАХИМ, война, восстановление, целина, БАМ... У нас был городской конкурс КВН и отчетно-выборные конференции. Кстати, с тех пор я квн-щиков терпеть не могу. Кривляки с натужным юмором и огромным комплексом превосходства. Как организовывался фестиваль?

Очень просто.

Пишешь положение на двух страницах - тема КВН, жюри, призы. Распечатываешь на ротаторе, перемазываясь черной краской. Вызываешь к себе секретарей школьных комитетов ВЛКСМ. Раздаешь им положение и указивку, чтобы к такому-то числу была команда. Потом едешь в Дом Культуры - у нас это был ДК им. Горького - договариваешься о предоставлении сцены и зала на такое-то число. Никаких денег, все бесплатно. Покупаешь призы в магазине спорттоваров, готовишь бланки грамот. Уговариваешь важных людей посидеть в жюри. Опять за бесплатно. Месяц обзваниваешь секретарей - чо там как у них с подготовкой команды?

Вот и все. И где подвиг-то?

И постоянные отчеты в обком - месячные, квартальные, годовые. Основная часть отчета - сколько новых членов ВЛКСМ приняли. В апреле отчетно-выборная конференция. Проведено столько-то мероприятий: тогда любили называть коллективно-творческие дела - КТД. Сколько принято в члены. Сверху спускали план по прирему - 90% должно быть охвачено и все тут. Ну и непременные горбачевские заклинания - демократический централизм, гласность, тормоз перестройки. Скукота.

Кстати, громких выходов из партии и комсомола у нас я не припоминаю. Комсомольские билеты не жгли. Панков и металлистов массово не было. А кто и был - те, порой, были комсоргами. Вроде бы и комсомольский рок-клуб был. Я даже подумывал об открытии комсомольского видеосалона, где после просмотра фильма было бы обязательное обсуждение. Не успел.

Летом организация районного лагеря актива, отправка делегации в областной лагерь комсомольского актива «Стремительный» и лагерь областного пионерского актива «Звездный». Сверхцели же всех этих КТД, лагерей актива, отчетов и выборов - не было.

Катилось все по инерции в пропасть. Но мы этого не замечали. Казалось, что вот-вот все кончится. ВЛКСМ и СССР вот-вот выйдут из кризиса обновленными.

Сейчас, конечно, хорошо с высоты лет утверждать - мол, надо было то то сделать или то то. Та хоть голым скачи на площади Революции в Слободском - решалось все не в райцентрах, а в Кремле и на Старой Площади. Именно там исчезли Сверхцель и Сверхзадачи. А без них СССР невозможен. Спрашивайте, может, упустил что?

Комсомол к окончании мною школы почти развалился... На ежегодном собрании школы мы вынесли работе комсомольской организации неудовлетворительную оценку, это было смело! Но, мы тешили себя принципиальностью и смелостью, не зная, что пинаем труп. Комсомол через год прекратил существование. Всем, кто помнит, пионерию и комсомол, рекомендую пересмотреть это фильм - «ЧП районного масштаба».

Еще, этот фильм о том, каким на самом деле является человек, а именно - мужчина. Всем мужчинам, ведущим двойную жизнь, идущих на сделки с совестью ради карьеры, посвящается. Самое интересное, когда мужчины делают неблаговидные поступки, но, при этом, прикрываются высокими словами: я поступаю так ради семьи. Комсомольцы, добровольцы...

А меня в свое время на эту номенклатурную карьерную лестницу: «пионерия-комсомол», папа не пустил! Он ненавидел партийные привилегии, и считал, что единственной настоящей привилегией партийца было встать и повести взвод в атаку. Папу расстроило, что совет дружины школы собирался на новогодний праздник отдельно от остальных учеников школы. Он кричал и гневался. Спасибо ему, и Царствие небесное! Он все правильно понимал.

Из комментов.

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона - юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек - комсорг, а другой человек - просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению.

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать.

Родился в 1984 г. и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола.

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

Ну не в лживости - положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама - а кто-то из молодых.

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) - правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль - но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента - «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Когда человеку об этом обо всём расскажут - это может помочь развитию критического мышления. А современной молодёжи просто об этом не говорят! И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню». Есть ещё один антисоветский фильм - «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать - Искра, напр., могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.

Глобальные перемены, произошедшие в стране в 1917 г., последующие годы гражданской войны, разрухи явились для молоде­жи настоящей проверкой на социальную зрелость и готовность непосредственно активно участвовать в строительстве новой страны. Уже в 1918 году Союзы молодежи возникли во всех крупных городах России. Для успешной работы революцион­ных организаций молодежи необходимо было их объединить в единую Всероссийскую организацию. Организационное бюро, созданное по решению ЦК РКП(б) в августе 1918 года, обратилось к союзам моло­дежи России с призывом о проведении Всероссийского съезда. 29 ок­тября 1918 года состоялся I съезд комсомола, на котором был осно­ван Российский коммунистический союз молодежи. Съезд провозгласил в своей программе, что Союз молодежи, названный коммунистическим, ставит своей главной целью вовлечение рабочей и сельской молодежи в активное строительство Советской России.

В начале 1919 года после объединения Беларуси и Литвы для совместных действий против интервентов объеди­нилась и молодежь комсомольских организации этих республик. В июле 1919 го­да предполагалось созвать съезд комсомола Литвы и Беларуси, однако этому помешало наступление войск враждебно настроенной Польши.

В 1920 году во время оккупации территории Беларуси польскими войсками комсомольцы вели боевые действия в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, принимали активное участие в подпольной работе. К весне 1920 года в тылу оккупантов действовали десятки крупных партизанских отрядов. Во многих из них молодые бойцы составляли около половины личного состава. К концу гражданской войны ряды Всероссийского комсомола выросли почти в двадцать раз. Увеличился численный состав и ком­сомола Беларуси.

23 февраля 1928 года в ознаменование боевых заслуг, за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции ВЛКСМ награждён орденом Красного Знамени .

Развитие народного хозяйства

С окончанием гражданской войны, вместе со всей страной советская молодежь активно включилась в процесс восстановления разрушенного войной народного хозяйства, боролась с голодом и повсеместной неграмотностью населения, непосредственно участвовала в решении глобальных задач преобразования деревни, всего сельского хозяйства, индустриализации. Так, например, только на помощь сельским комсомольским организациям из городов республики были делегированы свыше тысячи комсомольцев. В годы первой пятилетки только в Беларуси было возведено более 200 крупных заводов, фабрик, электростанций. На всех стройках большинство рабочих составляла молодежь. При активном участии комсомольцев и молодежи в республике построены БелГРЭС, Могилёвская фабрика искусственного шелка, "Гомсельмаш", Оршанский льно­комбинат, Бобруйский деревообрабатывающий комбинат и другие пред­приятия.

21 января 1931 года за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны ВЛКСМ награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1935 году по примеру молодых рабочих (шахтёра Алексея Стаханова, паровозного машиниста Петра Кривоноса, ткачих Евдокии и Марии Виноградовых, фрезеровщика Ивана Гудова, молодых колхозников Марии Демченко, Прасковьи Ангелиной и других) началось знаменитое массовое движение стахановцев . Оно знаменовало новый этап в социалистическом соревновании и развитии народного хозяйства страны. Много сил отдаётся развитию оборонной промышленности и отраслям, связанным с ней, в частности чёрной и цветной металлургии, нефтедобыче.

ВВЕДЕНИЕ

Комсомол -- коммунистическое молодёжное движение, созданное в 1918 г. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) создавалась как массовая общественно-политическая организация советской молодёжи. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был частью общественно-политической системы Советского Союза. Его судьба была теснейшим образом связана с судьбой страны, а его исчезновение с политической арены стало закономерным итогом процесса перестройки.

По свидетельству Б. Бажанова, секретаря Сталина в 20-е годы, идею организации комсомола выдвинул Л. А. Шацкин: «Шацкин был очень умный, культурный и способный юноша… Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором». Воспоминания Б. Бажанова // stepanov01.narod.ru/library/bazan.htm

В Уставе ВЛКСМ, действовавшим до начала перестройки было записано: «Комсомол - активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза… Весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворения в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР» Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М., 1986. С. 3..

Деятельность комсомола в разные периоды оценивали неоднозначно. Исследовательская литература 1960-1970-х гг. пестрит примерами боевых и трудовых подвигов комсомольцев. 1980-е гг. характеризуются резкой критикой коммунистической партии и комсомола. И только после распада Советского Союза появляются работы, авторы которых пытаются осмыслить исторический опыт становления и фактической деятельности коммунистического союза молодежи.

В данной работе предпринимается попытка обратиться к истории возникновения и развития всероссийской комсомольской организации и выявить её идеологию, особенности реализации идей, способы воспитания комсомольца.

Целью работы является изучение способов, приемов и особенностей воспитания комсомольца. Для этого необходимо решить ряд задач:

· проследить историю возникновения комсомола как единой общественно-политической организации молодежи

· дать характеристику организационным основам комсомола;

· выявить основные задачи, которые ставились перед ВЛКСМ;

· отследить связь комсомола и пионерской организации;

· выяснить положительные и отрицательные стороны в воспитании советской молодежи.

История создания ВЛКСМ и системы воспитания комсомольца

История возникновения единого коммунистического союза молодежи

История ВЛКСМ, пролетарского юношеского движения неразрывно связана с историей социалистической революции и руководством Коммунистической партии за построение коммунизма. Под воздействием рабочего движения в конце XIX и начале XX вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировали идеи марксизма. Вслед за рабочими в революционной борьбе приняло участие крестьянство. Отмечая этот факт, В. И. Ленин писал, что «в русской деревне появился новый тип -- сознательный молодой крестьянин. Он общался с «забастовщиками», он читал газеты, он рассказывал крестьянам о событиях в городах, призывая их к борьбе против крупных землевладельцев-дворян, против попов и чиновников» Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. С. 34.. В. И. Ленин постоянно обращал внимание партии на задачи революционного воспитания молодёжи. В проекте резолюции 2-го съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодёжи», написанной Лениным, отмечалось, что стихийно развивающееся юношеское движение нуждается в помощи со стороны пролетарских революционеров, особенно в деле воспитания «цельного и последовательного социалистического мировоззрения». В декабре 1916 г. была опубликована статья Ленина «Интернационал молодёжи», в которой говорилось, что руководить «кипящей», бурлящей, ищущей молодёжью нужно умеючи». Большевики вели работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках. Партия большевиков являлась организатором пролетарского молодёжного движения. 7 (20) июня 1917 в «Правде» был опубликован примерный устав Союза рабочей молодёжи России, составленный Н. К. Крупской Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1959. С. 563.

Комсомол, по мнению современных исследователей, -- дитя гражданской войны с ее жесткой централизацией управления государством и подчинения всех сил и средств выполнению главной идейной для всей Советской Республики задачи -- отстаиванию молодого социалистического Отечества от посягательств внутренней контрреволюции и внешней интервенции Галаган А.А. Неоткрытые страницы истории: о белых пятнах и черных дырах истории Ленинского комсомола. Саратов, 1989. С. 32.. Война продиктовала как форму политического объединения молодежных союзов, так и методы внутрисоюзной жизни, и стиль руководства общественными организациями трудящихся.

Разгоревшаяся гражданская война, победа в которой могла быть обеспечена лишь на основе единой воли и действий партии и народа, ставший реальным феномен однопартийной политической системы диктатуры пролетариата вызвали повсеместно и практически одновременно стремление молодежных союзов к объединению усилий всех имевшихся союзов молодежи. Перед лицом смертельной опасности, нависшей над нашей революцией, идея всеобщего единения под знаменами Октября стала доминирующей. Этой идеей была пронизана деятельность Организационного бюро по созыву I съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи, который состоялся в октябре-ноябре 1918 г.: именно эта идея, и явилась катализатором, ускорившим созыв данного съезда, провозгласившим создание РКСМ.

В воззвании Оргбюро, образованного для подготовки съезда, говорилось: «… Революционный энтузиазм, охвативший всю молодежь с начала революции, помог ей найти своих друзей в борьбе за социализм. …Мы борцы… Все мы чувствуем, как слабы наши организации, чтобы подготовить нас к строительству новой жизни. Но если мы терпим неудачи, если наши попытки строительства не привели ни к чему, то решим эти задачи все вместе» Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М.,1969, с. 5-6.. Здесь прослеживается явный призыв к совместной скоординированной деятельности различных союзов молодежи. Не случайно съезд конституировался, открывался как Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Выступления делегатов в первый день открытия съезда показали, как писал делегат съезда и член его президиума М. Ахманов, «самую пеструю картину разнообразной деятельности организаций молодежи на местах… от героической борьбы на фронте и в подполье у белых -- до устройства танцевальных курсов». И, что характерно, никто из делегатов даже не коснулся вопроса о необходимости единого в масштабе страны союза молодежи, хотя представители Москвы и Питера с самого начала вели эту линию. Определеннее всех, судя по изданным протоколам I съезда РКСМ, высказался один из руководителей московского союза молодежи «III Интернационал» Лазарь Шацкин. «Нам необходимо объединить наши союзы и выработать общую программу» Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М.,1969, с. 11-12.,- сказал он в своем приветствии съезду, однако его призыв остался без внимания. Однако уже 31 октября на четвертом заседании съезда Л. Шацкин, выступивший с докладом о Программе, говорил -- о едином союзе молодежи как о деле решенном. В дальнейшем горячо дискутировались другие важные вопросы -- о названии союза, о его организационной структуре, финансах, Уставе и другом, но сама постановка этих вопросов стала возможной лишь после решения главного вопроса -- о едином союзе молодежи. Именно решение данного вопроса побудило перестроить на ходу повестку дня съезда, которая была предварительно «сверстана» с акцентом на проблемы Пролеткульта. Закрывая съезд на утреннем заседании 4 ноября 1918 г., Е. Цейтлин в качестве важнейшего достижения назвал то, что «в предстоящей борьбе мы выступим единой могучей организацией». Последним на съезде выступил Л. Шацкин: «Я предлагаю, закрывая съезд, назвать его I съездом Российского Коммунистического Союза Молодежи».

Итак, съезд, который открывался как Первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, завершил свою работу как I съезд РКСМ. Так образовался единый в масштабе страны союз молодежи.

Крупнейшие партии многих стран мира имеют молодёжное крыло. Особенно это практика распространена в партиях, которые сливаются с государственным аппаратом и служат опорой авторитарного общества. При единственной партии Советского Союза тоже существовала молодёжная организация - комсомол .

Союзы рабочей молодёжи

Формирование союзов, которые позднее стали основой комсомола, началось вскоре после Февральской революции. В Петрограде, а позднее и в других городах России при партийных ячейках РСДРП(б) формировались Социалистические союзы рабочей молодёжи (ССРМ). К октябрю 1917 года количество таких союзов было настолько велико, что понадобилось создать для них координирующий орган. Через три дня после Октябрьского переворота в Петрограде начался учредительный съезд союзов рабочей молодёжи, который провозгласил создание Российского союза коммунистической молодёжи (РКСМ).

Первые годы РКСМ и ВЛКСМ

В начале своего существования РКСМ не был всеобщей организацией. Он объединял лишь людей, действительно преданных большевицкой идеологии. Однако к 1922 году членство в комсомоле уже было обязательным признаком лояльности власти, а началу тридцатых годов и стало почти поголовным в городах. Путь в комсомол был закрыт молодёжи с «классово враждебным» происхождением и представителям религиозных сект. Исключение из комсомола гарантировано вело к потере карьерных перспектив и исключению из высшего учебного заведения.

После смерти Ленина комсомолу было присвоено его имя. Одновременно организация превратилась из российской во всесоюзную. Так появилась знаменитая аббревиатура ВЛКСМ. До 1943 года комсмол входил в состав Коммунистического интернационала молодёжи, поэтому на первых комсомольских значках расположена надпись КИМ. Лишь после войны её заменило название всесоюзной организации.

Задачи комсомола

В комсомол принимали с 14 лет, а прерывалось членство в союзе в 28 лет. Естественно, что именно комсомольцы были самой активной частью населения СССР. При реализации любых начинаний правительства в авангарде оказывалась главная молодёжная организация страны. В тридцатые годы комсомол взял шефство над школами всеобуча, ликвидировавшими безграмотность. На селе комсомольцы стали главными пропагандистами объединения крестьянских хозяйств в колхозы.

Многие комсомольцы проходили активную физическую подготовку, сдавали нормы ГТО, нормативы по стрельбе и топографии. Навыки комсомольцев пригодились в годы Великой Отечественной войны . Тысячи членов ВЛКСМ проявили героизм на фронте. На оккупированных территориях комсомольцы составили основу подпольных организаций. Как минимум, одна из них, «Молодая гвардия» в городе Краснодон состояла полностью из комсомольцев.

Деятельность комсомола в послевоенные годы

После войны комсомол оставался опорой компартии. Но характер взаимодействия ВЛКСМ и КПСС изменился. На смену военизированным организациям и комсомольским агитотрядам пришли масштабные проекты освоения азиатской части СССР. Первым таким проектом было освоение целины. За ним последовал ряд комсомольских строек: Саяно-Шушенская ГЭС, Волжский автозавод и знаменитая Байкало-Амурская магистраль. Постепенно членство в комсомоле превратилось в простую формальность. В 1989 году была отменена норма, по которой характеристика из комсомола требовалась для поступления в вуз.

В партаппарате всё громче звучали голоса о необходимости реформировать ВЛКСМ. В 1990 году из состава всесоюзной организации вышли комсомолы Эстонии и Литвы. После августовского путча ВЛКСМ самораспустился. Сегодня в России существует несколько возрождённых комсомольских движений, как самостоятельных, так и принадлежащих разным левым партиям. Но ни одно из них по масштабу своей деятельности не может сравнится с комсомолом советского времени.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...