Военная история. Самоходная мортира "карл" Немецкая артиллерия карл

Середина 1930-х гг. Политическое руководство окрепшей Германии жаждет реванша за поражение в Первой мировой войне. Командование Вермахта, форсированно перевооружая армию, требует поставок мощных бетонобойных орудий, надеясь в скором будущем без особых задержек преодолеть с их помощью линию Мажино.

В конце 1935 г. компания «Рейн-металл-Борзиг» в Дюссельдорфе приступила по заданию военных к созданию сверхтяжёлой самоходной мортиры для «разрушения долговременных фортификационных сооружений» с толщиной бетонной стенки не менее 900 мм. В ходе разработки проекта технические условия неоднократно изменялись и только в августе 1937 г. Управление вооружения Вермахта выдало окончательное задание, согласно которому орудие должно было иметь калибр 600 мм, массу снаряда около 2000 кг, дальность стрельбы – до 4 км. Общая масса мортиры предполагалась равной 97 т.

Вначале прорабатывался «сборный» вариант орудия, собиравшийся из 7 – 8 частей массой не более 9 т, непосредственно на огневой позиции. Комплект составленных частей должен был доставляться на место грузовым транспортом. Однако для его сборки -приведения в боевое положение – требовалось не менее шести часов. Поэтому в окончательном варианте решили создать самоходный лафет, что позволило бы сократить время подготовки к стрельбе до получаса. Кроме того, обеспечивалось передвижение установки и её манёвренность.

Будущая мортира получила название Gerat 040 («Герет», «Инструмент 040»), неофициально она именовалась как Karl («Карл»); в Советском Союзе с 1944 г. применялось обозначение СУ-600. В секретном справочнике Вермахта «Германские вооружённые силы», изданном в 1941 г., она фигурировала в виде «…прибор 040» с тяжёлой бетонобойной гранатой. Лишь в сентябре 1942 г. в журнале немецкого Генерального штаба Die Wermacht («Вермахт») были приведены рисунок и две фотографии установки.

Самоходная артиллерийская установка типа «Карл». Масса машины -126 т, расчёт -16 человек, длина – 11,15 м

600-мм мортира установки. Масса орудия – 69 т, длина – 5068 мм, или 8,44 клб, дальность стрельбы тяжёлым бетонобойным снарядом – до 4,3 км

В октябре 1939 г. фирма «Рейнметалл» вплотную приступила к созданию самоходного лафета на основе шасси серийного среднего танка Pz. Kpfw.IV, имевшего массу 25 т. Первые ходовые испытания прошли в мае 1940 г. Правда, на машине находился макет, по массе и габаритам полностью соответствовавший натурному орудию.

На гусеничном шасси была размещена сварная коробчатая надстройка из броневых листов, разделённая усиливающими поперечными стенками -рёбрами жёсткости – на три отсека. В переднем отсеке находился двигатель, в середине центрального – устанавливалось орудие.

Отметим сразу, что фирмой были изготовлены и военными получены шесть установок типа «Карл» в период с ноября 1940-го по август 1941 г. Каждая из них по традиции получала своё личное имя. Так, поочерёдно появились: № 1 Adam («Адам»), позже переименована в Baldur («Бальдр»), № 2 Eva («Ева»), позже названа Wotan («Вотан»), № 3 Odin («Один»), № 4 Thor («Тор»), № 5 Loki («Локи»), № 6 Ziy («Циу»).

Для них двигатели использовались двух типов: дизельные MB 507С на установках №№ 3, 4, 5 и бензиновые МВ 503А – на №№ 1, 2, 6, которые впоследствии были заменены теми же дизелями.

12-цилиндровый рядный двигатель МВ 507С компании «Даймлер-Бенц» жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. при расходе топлива 120 л/ч и его запасе в 1200 л, машина со скоростью 6 км/ч могла пройти за 100 км.

Трансмиссии были также двух типов. На №№ 1, 3 и 6 – механическая четырёхскоростная (три вперёд и одна -задняя), на №№ 2, 4 и 5 – гидромеханическая. Двухступенчатый планетарный механизм поворота имел пневматический сервопривод. Подвеска первых двух машин «Адам» и «Ева» имела восемь покрытых резиной опорных катков на борт, укреплённых на торсионах и 113 траков высотой по 170 мм. Ведущее колесо находилось спереди.

На установках более поздних выпусков на торсионах стояли одиннадцать стальных катков на борт, высота траков была увеличена до 240 мм при их числе 94. Ширина гусеничной ленты – 500 мм, её контактная длина – около 7000 мм. При массе всей установки 123 000 кг удельное давление на грунт составляло 1,76 кг/см2.

При занятии огневой позиции самоходка должна была перед стрельбой опускаться днищем на грунт для обеспечения устойчивости при выстреле, для чего в корме имелся механизм опускания рычажного действия. Перевод в боевое положение из походного занимал около десяти минут.

На установках была поставлена мортира калибра 600 мм. По классическому определению – это «артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы, предназначенное для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах». Стволом установленной мортиры служил нарезной моноблок длиной 5068 мм, или 8,44 калибра, замок был клиновой горизонтальный. Для открытия огня ствол необходимо было поднимать на угол возвышения 55° – 70°. Горизонтальный угол наведения составлял всего 4°, иначе приходилось разворачивать всю машину. После каждого выстрела ствол возвращали в горизонтальное положения для заряжания очередным снарядом. Механизмы наведения работали вручную. Поэтому скорострельность орудия была весьма низкой, всего один выстрел в десять минут.

Необходимо отметить, что для погашения отдачи мортиры конструкторы применили двухступенчатую систему, при которой происходил не только откат самого ствола в люльке, но и всего орудия в корпусе машины. Общий откат составлял 920 мм, при этом масса орудия равнялась 69 000 кг.

Первоначально для мортиры был создан тяжёлый бетонобойный снаряд массой 2170 кг и с 280 кг (по другим данным, 350 кг) взрывчатого вещества (ВВ). Имея начальную скорость 220 м/с, он мог пробить бетонную стену толщиной до 3,5 м на расстоянии от 2800 до 4300 м. Диапазон поражения варьировался установками соответствующего порохового заряда и вертикального угла наведения. В 1942 г. был разработан более лёгкий бетонобойный снаряд массой 1700 кг, имевший 220 кг ВВ. При начальной скорости 283 м/с он мог поражать цели на удалении от 4200 до 6600 м, однако пробивная его способность по бетонной стене уменьшилась на целый метр. С увеличением дальности уменьшилась и точность попадания в цель. Так, по результатам испытательных стрельб в марте 1942 г. отклонение снаряда от цели на максимальной дальности составило 94х17 м.

Существовал также фугасный снаряд с дальностью до 6700 м.

Боекомплект «карлов» состоял из восьми выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые перевозились на гусеничных транспортёрах боеприпасов – транспортно-заряжающих машинах (ТЗМ), специально для этого созданных на шасси танков Pz.Kpfw.IV. Эти машины имели 2,5-тонный кран для снятия и укладки выстрелов на лоток мортиры.

Неразорвавшийся тяжёлый бетонобойный снаряд. Масса – 2170 кг, заряд взрывчатого вещества – 350 кг, начальная скорость снаряда – 220 м/с. Севастополь. Июнь 1942 г.

Самоходный лафет мог использоваться лишь при маневрировании установки без переходов на сколько-нибудь большое расстояние из-за относительно малого запаса хода. Поэтому они должны были перевозиться по шоссе на трейлерах в разобранном виде. Ещё сложнее оказалась перевозка по железной дороге: установка вывешивалась между специальными пятиосными балочно-крановыми платформами; она приподнималась над рельсами мощными гидравлическими домкратами. Общий вес такой системы с «погруженной» на неё установкой превышал 180 т.

На огневые позиции «карлы» выходили с двумя транспортно-заряжающими машинами, загруженными четырьмя снарядами каждая. Механик-водитель разворачивал машину своим ходом в необходимом направлении и затем опускал её днищем на грунт. После этого ТЗМ подходили и становились рядом. Снаряд одной из них краном перемещался на лоток мортиры и досылался в казённик механическим досылателем; клиновой затвор запирал ствол, который после этого механизмом с ручным приводом поднимался на определённый угол наведения; затем дополнительно производилась точная горизонтальная наводка. После выстрела расчёт опускал ствол в горизонтальное положение для последующего заряжания. Скорострельность составляла один выстрел в десять – пятнадцать минут.

Мортиры «Карл» состояли на вооружении батарей 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта. В июне 1941 г. две мортиры 1-й батареи 833-го дивизиона «Адам» и «Ева» были доставлены по железной дороге в расположение 17-й армии Группы армий «Центр» в район Перемышля. Первая из них вела огонь по фортификационным сооружениям нашей «Линии Молотова»: при поддержке атаки 295-й пехотной дивизии смогла выпустить четыре снаряда. А вот «Еве» не повезло: при подходе к огневой позиции у неё «полетела» гусеница и она в обстреле на участвовала.

Однако вскоре военное армейское командование, руководствуясь «отсутствием подходящих целей для самоходных мортир на этом участке фронта», отозвало установки обратно в Германию.

Две другие мортиры 2-й батареи, «Один» и «Тор», были использованы при захвате Брестской крепости в составе 4-й армии. Они прибыли также на железнодорожных составах по частям и собирались по ночам 19-21 июня. Их разместили на позициях к западу от Брест-Литовска в районе Тересполя. Назначенные цели – цитадель и Северный форт.

22 июня мортира «Тор» произвела три выстрела, при четвёртом снаряд перекосило в стволе. «Один» выстрелил четыре раза, пятый снаряд оказался с дефектом в медном направляющем пояске. В обоих орудиях они застряли так, что «затворы невозможно было закрыть». Однако расчёты на следующий день смогли разрядить орудия, извлечь застрявшие снаряды и 24 июня стрельба была продолжена: «Тор» выпустил шесть снарядов, «Один» – одиннадцать; всего за эти дни – 31.

Транспортно-заряжающая машина установки с подъёмным краном. На ней перевозились четыре снаряда. Гусеничное шасси – на базе танка Pz.Kpfw.IV

Осмотрев после захвата цитадели произведённые разрушения, военные специалисты обнаружили, что «массивные кирпичные стены толщиной два метра разлетались на куски и проваливались внутрь. Во дворе цитадели в очень твёрдом грунте образовались воронки 15 м шириной и 5 м глубиной». Очевидцы отмечали: «… разрывы создавали облака дыма и пыли шириной 300 м и высотой 170 м».

В донесении генерала артиллерии Бранда указывалось, что огонь батареи «имел сильный физический и деморализующий эффект… Действие было полезным и признано весьма эффективным». В рапорте командира 833-го дивизиона подполковника Шмидта так сообщалось об использовании мортир: «… в отношении конструкции и баллистики Geraet 040 всё в порядке. Выяснилось, что содержание таблиц стрельбы верно и эффект от выстрелов хороший».

Про кукри и современность можете прочитать на данном сайте. Надо отметить, что об использовании мортир под Перемышлем и у Брест-Литовска в открытых документах имеются разногласия. В некоторых указано, например, под Перемышлем действовали «Адам» и «Ева», в других, наоборот, что они участвовали в бомбардировке Брестской крепости.

4 марта 1942 г. 833-м дивизионом был получен приказ о передислокации в Группу армий «Юг» под Севастополь. Указывалось, в частности, что район сборки установок находился на расстоянии 4 км от линии фронта. Отсюда прибывшие мортиры «Один» и «Тор» своим ходом скрытно подбирались по ночам к огневым позициям, производили несколько выстрелов и вновь отходили в тыл. Их целями были стационарные береговые батареи 30-я и 35-я, находившиеся в фортах «Максим Горький I и II», прикрывавших вход в бухту.

Начиная с 2 июня обстрел вёлся по 30-й батарее По 7 июня было выпущено 122 бетонобойных и фугасных снаряда. В результате, батарея оказалась полностью выведенной из строя, были разрушены трёхметровые железобетонные подземные казематы, уничтожены её 305-мм орудия. Однако немецкими артиллеристами с недоумением было отмечено, что до 40% снарядов или вообще не взрывалось, или разрывалось на несколько крупных частей без осколков.

Следующее использование установок относится лишь к августу 1944 г., когда мортира «Циу» участвовала в подавлении Варшавского восстания, обстреливая восставшие районы города.

Наконец, с началом наступления союзников в Нормандии сюда были переброшены несколько орудий «карл», действовавших в оборонительных операциях. Однако их ожидала здесь плачевная судьба. Так, «Тор» уже летом 1944 г. серьёзно была повреждена авиацией. «Локи» и «Ева» были подорваны своими расчётами, как и «Один», из-за невозможности вовремя эвакуировать их от быстро наступавших союзников, которым достались лишь их изуродованные корпуса. Однако, по другим сведениям, эти мортиры между 21 марта и 11 апреля были повреждены во время перевозки по железной дороге и в таком виде попали к американцам.

Одна из мортир была захвачена советскими войсками и под названием «Адам» и сейчас хранится в Музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.

Судьба остальных орудий осталась неизвестной: скорее всего, они были уничтожены немцами где-то при отступлении.

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

В мае 1941 года из четырёх первых серийных мортир был создан 833-й дивизион, 1-я батарея которого (в составе мортир «Адам» и «Ева») была передана командованию Группы армий «Юг» для разрушения ДОТов и укреплений «Линии Молотова» в районе Перемышля. 2-я батарея в составе орудий «Тор» и «Один» была направлена в Группу армий «Центр» для обстрела Брестской крепости.

Все четыре установки открыли огонь 22 июня 1941 года, и у артиллеристов сразу же возникли проблемы. У «Одина» и «Тора» в первый же день снарядами заклинило стволы. У «Евы» при движении своим ходом от железнодорожной станции до позиции слетела гусеница, и в последующих боях она не участвовала. «Адам» выпустил только четыре снаряда, после чего в Группе армий «Юг» посчитали нецелесообразным дальнейшее использование этих мортир, и 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Артиллеристы 2-й батареи 833-го тяжелого артиллерийского батальона Вермахта готовят
к выстрелу 600-мм самоходную мортиру «Карл» (Karl Gerät 040 Nr.III «Odin»), подступы к Бресту,
1941 год. Возле мортиры - погрузчик снарядов. Источник - waralbum.ru

2-я батарея была удачливее. Несмотря на проблемы, «Тор» и «Один» выпустили по Брестской крепости 31 снаряд, из которых не взорвались только два. На месте разрывов снарядов образовывались воронки диаметром в 30 и глубиной в 5 метров, при взрыве на высоту до 170 метров поднималось облако дыма и пыли. Однако в бетонные укрепления крепости ни один из этих снарядов не попал.

Второй известный эпизод применения мортир «Проекта 040» – борьба с севастопольской 30-й бронебашенной береговой батареей ЧФ. В мае 1942 года при подготовке третьего штурма Севастополя «Тор» и «Один» были доставлены к северному фасу линии обороны города, откуда 6 июня 1942 года начали обстрел батареи. Немецкие артиллеристы смогли вывести мортиру «Тор» на высоту, находившуюся всего в 1200 метрах от передовых позиций защитников Севастополя, откуда 30-я береговая батарея находилась в прямой видимости.


Неразорвавшийся 600-мм снаряд, упавший на 30-ю бронебашенную батарею береговой обороны ЧФ,
Севастополь, 1942 год. Источник - memory-book.com.ua


Модернизированные «Карлы» со стволами калибра 540 мм.
Источник - topwar.ru

Уже на следующий день расчёту «Тора» удалось попасть бронебойным снарядом в двухорудийную башню №1. За ночь гарнизон батареи восстановил башню, но с этого момента она могла вести огонь только из одного орудия. Ещё один снаряд попал в железобетонный монолит орудийного блока батареи, от чего тот треснул, а также вышла из строя фильтр-вентиляционная установка. Несмотря на эти успехи, полностью вывести батарею из строя мортиры не смогли.

Расчет 600-мм мортиры «Циу» ведет обстрел Варшавы, август 1944 года.
Источник - waralbum.ru

По некоторым данным, командиру 30-й батареи капитану Г.А. Александеру удалось засечь местоположение «Тора» и «Одина» и накрыть их контрбатарейным обстрелом. Разнятся и данные по количеству снарядов, выпущенных мортирами под Севастополем. Минимальное упоминаемое количество – 122 снаряда, из которых, по советским данным, не разорвалось или распалось на несколько крупных кусков до 40%.

О дальнейшей судьбе мортир «Проекта 040» известно мало. После капитального ремонта, по крайней мере, на трёх мортирах («Локи», «Торе» и, скорее всего, «Фенрире») стволы были заменены на другие - калибром 540 мм и длиной в 11,5 калибров. Это увеличило дальность стрельбы орудий с 4 до 10,4 км.

В 1944 году мортира «Циу» обстреливала Варшаву, жители которой подняли восстание. 28 августа один из снарядов мортиры попал в здание отеля «Прудентиаль» - по состоянию на 1934 год второе по высоте здание в Европе. Если бы снаряд разорвался внутри гостиницы, то она бы, наверняка, рухнула, но взрыв произошел снаружи, и здание устояло. После войны его перестроили и в 1954 году там открылась гостиница «Варшава», сохранившаяся до наших дней.

Мортиры «Локи», «Тор», «Один» и «Вотан» (бывшая «Ева») участвовали в обороне Нормандии, но перелома в ситуацию на фронте внести не смогли.


Взрыв здания отеля «Прудентиаль» в центре Варшавы в результате прямого попадания
600-мм снаряда немецкой мортиры «Циу», 28 августа 1944 года. Источник - waralbum.ru

Летом 1944 года союзная авиация повредила «Тор», а в начале 1945 года «Вотан» (бывшая «Ева»), «Локи» и «Один» были взорваны отступавшими немецкими войсками. Их обломки достались американцам, так же как и прототип «Карлов» - мортира «Фенрир». Мортиру же с номером VI захватила Красная Армия, и сейчас она является экспонатом Музея бронетанковых войск в Кубинке. Первоначально считалось, что это установка «Циу». Однако, когда через несколько десятилетий было решено перекрасить мортиру, то под слоями старой краски была обнаружена надпись «Адам». Почему на одной установке оказалось два различных обозначения, какое из орудий на самом деле экспонируется в Кубинке и куда делась последняя, седьмая мортира, неизвестно до сих пор.

Военные историки давно уже обратили внимание на неуемную страсть Гитлера к гигантомании. По замыслу фюрера, у возглавляемого им Третьего рейха все должно было быть «самое-самое». Поэтому многие рождённые сумрачным германским гением образны боевой техники были огромными… и бесполезными.

Ствол мортиры «Карл» выходил из строя после трёх десятков выстрелов

Фото: мортира Карл - интересные факты

Одним из таких созданий немецких конструкторов оказалась построенная в самом начале Второй мировой войны 600-миллиметровая самоходная мортира Gerat 040 - изделие 040. По имени своего «крёстного отца» - генерала артиллерии Карла Беккера - она получила более распространённое название «Карл».

От «Адама» и «Евы»

История этой гигантской мортиры началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Дело в том, что после отказа нацистской Германии от ограничений Версальского договора фюрер стал готовиться к реваншу.

Ему, участнику Первой мировой войны, на всю жизнь запомнились кровопролитные бои на Западном фронте, когда немецкая пехота несла огромные потери, пытаясь прорвать оборонительные укрепления войск Антанты. Чтобы это не повторилось во время новой войны, а Гитлер ясно дал понять, что она не за горами, было решено изготовить орудия большой мощности , снаряды которых сокрушили бы вражеские форты и узлы обороны на линии Мажино.

Опытный образец подобного орудия был изготовлен в 1937 году. Огромная мортира, весившая около 55 тонн, могла забрасывать двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Но у артиллерийской системы были существенные недостатки - громоздкость и длительное время подготовки мортиры к стрельбе. Поэтому в том же году начались работы по созданию для неё самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. А после получения конструкторами орудия задания забронировать лафет масса артиллерийской установки поднялась уже до 126 тонн.

Также было решено модернизировать ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем-с ноября 1940 года по август 1941 года построили небольшую партию самоходных установок.

Всего фирмой «Рейнметалл-Борзиг» было изготовлено шесть самоходных мортир. Поскольку установки были штучными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена:

  • I - Adam («Адам»), позднее переименована в Baldur («Бальдр»),
  • II - Eva («Ева»), позднее переименована в Wotan («Вотан»),
  • III - Odin («Один»),
  • IV - Thor («Top»),
  • V - Loki («Локи»),
  • VI - Ziu («Циу»).

В ноябре 1940 года первая мортира «Адам» была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три самоходные установки - «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры - «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем Fenrir («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний на артиллерийском полигоне и не применялась в боях. Возможно, под этим именем фигурирует установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Единственная в своём роде

Артиллерийская часть этой единственной в своём роде артиллерийской установки машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры - моноблок. Замок клиновой горизонтальный с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70° угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката: при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы для самоходной мортиры были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный снаряд (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность 6700 метров. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд. Из-за такой низкой скорости полёта снарядов мортиры их можно было наблюдать в полёте, поэтому их часто принимали за миномётные мины крупного калибра.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в десять минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортерах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться Gerat 041. Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. По имеющимся фотографиям можно предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть «Локи», «Тор» и некая третья).

Большим недостатком была низкая живучесть стволов самоходной мортиры - после 35 выстрелов ствол нужно было менять на новый.

Уникальной особенностью этого орудия являлось наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л.с. и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами.

Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры - 7 квадратных метров.

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал десять минут.

Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге артустановка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части. При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосные платформы.

Расчёт мортиры насчитывал 12-18 человек (водитель размещался в закрытой бронерубке, остальные размещались открыто). Общая же штатная численность личного состава, закреплённого за каждой артустановкой, включая экипаж машины для транспортировки боеприпасов, железнодорожного спецсостава, передовых наблюдателей, корректировщиков и связистов, составляла 109 солдат и офицеров.

Самоходная мортира «Карл» - схема

  • 1 - Ленивец
  • 2 - Опорные катки
  • 3 - Ведущее колесо
  • 4 - Поддерживающие ролики
  • 5 - Ствол мортиры
  • 6 - Противооткатное устройство
  • 7 - Казённая часть с клиновым горизонтальным замком
  • 8 - Лоток для снаряда
  • 9 - Досылатель
  • 10 - Снаряд калибра 600 мм и весом 2170 кг
  • 11 - Подъёмный механизм

От Бреста до Варшавы

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе). Позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия. Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности фортов французской линии Мажино.

Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для её штурма - к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.

1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева») доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости .

22 июня 1941 года орудие «Тор» выпустило три снаряда. Трудности возникли при подготовке к четвёртому выстрелу, выстрел произвести не удалось. Мортира «Один» выпустила четыре снаряда, пятый выстрел сделать не удалось из-за дефекта снаряда. Разрядить оба орудия с заклиненными в казённиках снарядами удалось к вечеру 22 июня.

23 июня «Один» выпустил семь снарядов, «Тор» не стрелял по причине поломки. Утром 24 июня «Тор» произвёл одиннадцать выстрелов, «Один» - шесть снарядов. Всего был израсходован тридцать один снаряд. Осталось пять снарядов, три из которых не могли быть использованы для стрельбы.

В дневнике начальника немецкого генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду - выяснить эффективность огня установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчёт генерала Бранда был озвучен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным.

После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 - метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров.

1-ю батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю. Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям, одна из самоходок - «Ева» - потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь четыре снаряда против советских фортификационных укреплений, так называемой линии Молотова, сопровождая своим огнём атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии.

В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий . В итоге 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Интересным является тот факт, что одну мортиру (скорее всего, «Адама») после ремонта отправили… в Тересполь для показа Бенито Муссолини, находившемуся в то время на Восточном фронте.

4 марта 1942 года поступил приказ об отправке батареи «Карлов» («Тор» и «Один») на Восточный фронт в район Севастополя в распоряжение 11-й армии. 25 мая штаб 54-го корпуса доложил о выбранных для обстрела мортирами целях: форты «Максим Горький» (30-я бронеба-шенная береговая батарея) и «Бастион» (командный пункт 30-й батареи). Расстояние от места выгрузки до огневых позиций составляло 3,5-4 км, самоходки преодолели его ночью под прикрытием самолётов, заглушавших к тому же шум работы мощных двигателей.

Со 2 по 6 июня установки «Карл» выпустили по указанным целям («Максим Горький» и «Бастион») восемнадцать тяжёлых снарядов - 2 июня выпущено два снаряда, 6 июня - шестнадцать. Ещё пятьдесят четыре тяжёлых снаряда было израсходовано 7 июня. 9 июня мортиры выпустили пятьдесят лёгких снарядов. 13 июня батарея «Карлов» была перемещена в полосу действия 132-й ПД.

На батарею к концу июня подвезли боекомплект - двадцать девять тяжёлых снарядов и пятьдесят лёгких. 30 июня «Карлы» израсходовали все пятьдесят лёгких снарядов, а к 1 июля - двадцать пять тяжёлых. Стрельба велась по городским кварталам и старым укреплениям. Так, 30 июня 1942 года «Карлы» сделали по Малахову кургану тридцать выстрелов с северной стороны.

В августе 1944 года установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке ). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

Самоходная мортира Gerät 040

Длина корпуса - 1137 см.

Ширина корпуса - 316 см.

Высота - 478 см.

Бронирование : лоб, борт, корма - 10 мм., днище - 10 мм., крыша корпуса - 10 мм.

Калибр орудия : 600 мм (Gerat 049), 540 мм (Gerat 041)

Двигатель - 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л.с.

Скорость -10 км/ч




От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
Производитель Годы производства - Годы эксплуатации - Количество выпущенных, шт. 1 прототип и 6 серийных САУ Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 11 370 Ширина, мм 3160 Высота, мм 4780 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 10 Борт корпуса, мм/град. 10 Корма корпуса, мм/град. 10 Днище, мм 10 Крыша корпуса, мм 10 Вооружение Калибр и марка пушки 600-мм (040), 540-мм (041) Тип пушки мортира Длина ствола , калибров 8,44 (040), 11,5 (041) Боекомплект пушки 4 выстрела Углы ВН, град. 0…+70° Углы ГН, град. 4° Дальность стрельбы, км 4.5 км (бетонобойный снаряд),
6.7 км (фугасный снаряд) Подвижность Тип двигателя V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 750 Скорость по шоссе, км/ч 10 Тип подвески торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт Карл на Викискладе

Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerät 040 - изделие 040; после модернизации - нем. Gerät 041 ) - немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны . Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл -Борзиг » нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера , поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток - громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

  • I - «Адам » (нем. Adam ), позднее переименована в «Бальдур » (нем. Baldur );
  • II - «Ева » (нем. Eva ), позднее переименована в «Вотан » (нем. Wotan );
  • III - «Один » (нем. Odin );
  • IV - «Тор » (нем. Thor );
  • V - «Локи » (нем. Loki );
  • VI - «Циу » (нем. Ziu );
  • VII - «Фенрир » (нем. Fenrir ) - прототип - не участвовал в боях.

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки - «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две - «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Описание конструкции

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры - 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры - моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката - при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

В боевых условиях мортиры были впервые применены 22 июня 1941 года - «Один» и «Тор» в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение этой неполадки.

1-ю батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю . Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям одна из самоходок - «Ева» - потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь 4 снаряда против советских фортификационных укреплений, так называемой «Линии Молотова », сопровождая своим огнём атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии.

В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий. В итоге 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Более подробные сведения обнаружены по части боевого применения 2-й батареи 833-го дивизиона, приданного 12-му пехотному корпусу 2-й танковой группы . Огневые позиции батареи находились под Тересполем у границы с Белоруссией на реке Западный Буг (с другой стороны реки находится город Брест).

О подготовке батареи к боевым действиям известно из рапорта, датированного 2 маем 1941 года. Рапорт описывает развертывание батареи для обстрела цитадели Брестская крепость:

Возможные места выгрузки, маршруты движения, огневые позиции, цели и наблюдаемые пункты разведаны к 1 мая:

  • Места выгрузки: два орудия разгружаются краном на ж/д станции Тересполь и собираются непосредственно на ж/д полотне. Место сборки следует укрыть от наблюдателей с вышек. Все работы по разгрузке и сборке необходимо выполнить за 1 ночь.
  • Все остальные элементы разгружаются на ж/д станции в 40 км западнее Тересполя, где есть капитально построенные платформы.

Первый состав с мортирами пришел на станцию выгрузки вечером 18 июня. Первая же мортира была собрана в ночь с 19 на 20 июня 1941 г. Вторая мортира была выгружена в ночь с 20 на 21 июня. Обе мортиры заняли позиции южнее Тересполя.

22 июня орудие № IV «Тор» выпустило 3 снаряда. Трудности возникли при подготовке к 4-му выстрелу, выстрел произвести не удалось. Мортира № III «Один» выпустила 4 снаряда, пятый выстрел сделать не удалось из-за дефекта снаряда. Разрядить оба орудия с заклиненными в казенниках снарядами удалось к вечеру 22 июня.

23 июня «Один» выпустил 7 снарядов, «Тор» не стрелял, по причине поломки. Утром 24 июня «Тор» произвел 11 выстрелов, «Один» - 6 выстрелов.

Всего израсходован 31 снаряд. Осталось 5 снарядов, три из которых не могут быть использованы для стрельбы.

В дневнике начальника немецкого Генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду выяснить эффективность огня установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчет генерала Бранда был оглашен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным.

После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий вообще не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров.

Отчёт об использовании мортир «Карл» был подан лично Адольфу Гитлеру .

6 августа 1941 года 833-й дивизион перевооружен на 8 буксируемых 210-мм мортир и отправлен на Восточный фронт. Мортиры «Карл» использовались при осаде Севастополя , совместно со сверхтяжёлым железнодорожным артиллерийским орудием «Дора ».

Одну мортиру (скорее всего «Адам») после ремонта отправили в Тересполь для показа Бенито Муссолини , находившемуся в то время на Восточном фронте.

Немецкая 600-мм самоходная мортира «Карл» (установка VI «Циу» - немецкое название 60-cm-Mörser "Karl - Gerät 040, Geschütz VI «Ziu») ведет огонь по позициям повстанцев в Варшаве.

Источник: Guido Knopp. «Der verdammte Krieg. Kriegsende 1943-1945». C. Bertelsmann Verlag GmbH. München, 1991.

  • Место съемки: Польша

  • Место съемки: Варшава, Польша
  • Время съемки: август-сентябрь 1944

Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerät 040 - изделие 040; после модернизации - нем. Gerät 041) - немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток - громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

I - «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
II - «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
III - «Один» (нем. Odin);
IV - «Тор» (нем. Thor);
V - «Локи» (нем. Loki);
VI - «Циу» (нем. Ziu);
VII - «Фенрир» (нем. Fenrir) - прототип - не участвовал в боях.

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки - «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две - «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...