Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях. Самоуправление в отряде как организовать самоуправление в Органы самоуправления в лагере

Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.



Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в отряде.

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

Придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

Построиться по цвету волос от светлых к темным;

Оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примерные задания на этапах можно найти в приложении.

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, даем им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечерней свечке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома содержится в памятке.

ПАМЯТКА Д Е Ж К О М А

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно, или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы, и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения , но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.


Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.


Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

    уметь спланировать работу,

    правильно распределить обязанности среди участников дела,

    не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.


Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.


Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

    Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

    Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.


Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.


Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Ирина Валерьевна Попогребская, заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «ЦРТДЮ №1» Г. Старый Оскол Белгородской области Организация самоуправления в летнем оздоровительном лагере Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в летнем оздоровительном лагере. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Развитие самоуправления в лагере позволяет создавать условия для социального становления детей посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем лагеря, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, а также решения управленческих проблем в лагере. Таким образом, самоуправление – это форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников лагеря: - проектирование идеальной схемы самоуправления в лагере, ещё до первых практических шагов совместной работы; - организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств; - включение воспитанников лагеря в организаторскую деятельность. Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды: - коллективное планирование; - текущая организаторская работа по реализации ключевых дел лагеря; - работа в постоянных и временных органах самоуправления; - выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю; - участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря. Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: Советы дела, штабы, т.е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета лагеря для выполнения конкретной задачи, выполнив которую, отчитываются перед советом лагеря. После этого Совет дела расформировывается. Дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет лагеря, деятельность звеньев, сборы звена, деятельность клубов. Собрание лагеря является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому участнику смены право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности лагеря. Совет лагеря - главный исполнительный орган, избираемый на собрании лагеря. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в лагере различных видов деятельности. Выборы в летнем оздоровительном лагере Прежде чем все органы самоуправления начнут свою работу их необходимо выбрать. Свою работу вы начинаете с разработки положения о выборах. Если тематика лагеря не изменилась, осталась такой же, как и в предыдущем году, то положение можно оставить без изменений. Если тематика работы или игровой сюжет в лагере меняются, значит, и в положение, вы вносите соответствующие коррективы. Примерное содержание положения о выборах в летнем оздоровительном лагере 1. Общие положения (Основание для проведения выборов – законодательства, приказы, программы; цель проведения выборов, принципы, возраст, сроки проведения выборов и др.) 2. Выдвижение кандидатов (возраст, способы выдвижения (самовыдвижение или выдвигается членами детского объединения, отряда, группы), документация (программа, автобиография, предвыборная платформа и др.) 3. Регистрация избирателей (принцип составления списков избирателей) 4. Избирательная комиссия (состав, возраст, цель, принципы деятельности, регламент работы, права и обязанности и др.) 5. Наблюдатели (состав, возраст, цель, принципы деятельности, регламент работы, права и обязанности и др.) 6. Предвыборная агитация (Агитацию можно осуществлять в установленные положением сроки путём размещения листовок, плакатов, газет на специально определенных стендах, посредством проведения массовых мероприятий: собраний и встреч с избирателями, публичных дискуссий и т.д.) 7. Порядок проведения голосования (подробно описывается алгоритм проведения голосования; подсчет голосов; деятельность избирательной комиссии, избирателей). 8. Помещение для голосования (Описание помещения для голосования, его оснащение и основные функции) 9. Избирательный бюллетень (назначение избирательного бюллетеня, подробное описание избирательного бюллетеня). Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно более чем на 1,5 % превышать число зарегистрированных избирателей. Форма избирательного бюллетеня может меняться, но должна включать ФИО, отряд (группа, детское объединение). 10. Обнародование результатов (сроки, способ оглашения итогов голосования). 11. Представление выбранного органа (или лидера) избирателям (форма представления). Примерный план мероприятий по подготовке и проведению выборов 1. Принятие решения о назначении выборов (дети под руководством вожатой, начальник лагеря издает приказ или распоряжение о назначении даты выборов). 2. Опубликование (обнародование) решения о назначении выборов (объявление на линейке, на стенде). 3. Формирование детской избирательной комиссии. 4. Проведение организационного заседания избирательной комиссии. 5. Информирование избирателей. 6. Выдвижение кандидатов. 7. Регистрация кандидатов. (Регистрация кандидатов осуществляется избирательной комиссией. Прекращать регистрацию кандидатов можно за 2 дня до голосования – можно за 1 день, а можно на 3 день агитировать, а на 4 день – провести выборы. Это всё должно отражаться в положении) 8. Представление списков избирателей. 9. Изготовление избирательных бюллетеней. (Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. Бюллетени печатаются на русском языке) 10. Предвыборная агитация. 11. Проведение совместного мероприятия кандидатов (дебатов). 12. Голосование. 13. Подсчет голосов избирателей. 14. Составление и подписание протокола о результатах выборов. 15. Обнародование результатов выборов. Порядок проведения голосования 1. В день голосования во время, определённое положением, Председатель избирательной комиссии объявляет об открытии помещения для голосования: а) Голосование проводится в актовом зале школы в определенный комиссией день с указанием времени. б) Голосование проводит избирательная комиссия. в) Избирательная комиссия заранее составляет списки избирателей, на основании которых выдаются бюллетени для голосования; избиратель подтверждает получение бюллетеней своей подписью против своей фамилии в списке избирателей. г) Выбор кандидатов делается следующим образом: в бюллетене в квадрате против фамилии кандидата ставится любой знак. д) Голос не учитывается, если бюллетень испорчен, неразборчиво заполнен или голос отдан более чем за 1 кандидата. е) Заполненный в кабинке для голосования бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик для голосования. ж) Председателем временного детского коллектива становится кандидат, набравший наибольшее число голосов. 2. Подсчет голосов, оглашение результатов: - Неиспользованные бюллетени погашаются членами комиссии. - В списках избирателей члены комиссии производят суммарный подсчет числа избирателей, принявших участие в голосовании. - Ящик для голосования вскрывается в присутствии всех членов комиссии. При этом имеют право присутствовать зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели. - После подсчета голосов члены комиссии составляют протокол о результатах выборов, увеличенная форма которого вывешивается на стенде сразу после подсчета голосов. Т.о., голосование состоялось, органы самоуправления выбраны и начинают свою работу под руководством старшей вожатой. Примерное Положение о выборах лидера (президента, министра и др.) временного детского объединения в летнем оздоровительном лагере Принимается на Совете (общем сборе) временного детского объединения лагеря Глава 1: Общие положения Статья 1. Основные принципы проведения выборов. 1. Лидером (президентом, министром и др.) временного детского объединения летнего оздоровительного лагеря «…..» может стать каждый член временного детского объединения. 2. Лидер избирается членами временного детского объединения тайным голосованием. 3. Участие членов временного детского объединения лагеря в выборах является добровольным. Статья 2. Время прохождения выборов президента. 1. Выборы лидера временного детского объединения лагеря проходят в первые 3-5 дней лагерной смены. 2. Подготовку и проведение выборов осуществляет избирательная комиссия. Статья 3. Избирательные права членов временного детского объединения лагеря «…….». 1. Каждый член временного детского объединения лагеря «…..» имеет право избирать лидера и самому быть избранным на этот пост. 2. Права избирателей равны. Глава 2: Выдвижение кандидатов Статья 4. Выдвижение кандидатов и предвыборная агитация. 1. Каждый отряд (экипаж, семья, корабль и др), который является избирательным объединением, имеет право выдвинуть одного кандидата (или несколько кандидатов). 2. Возможно самовыдвижение кандидатов. 3. Кандидаты имеют право на предвыборную агитацию и одинаковый доступ к информационному органу временного детского объединения (пресс-центр, редколлегия и др.) 4. Предвыборная агитация осуществляется путем проведения агитационных мероприятий; выпуска агитационных материалов, которые располагаются на информационном стенде (определяется на сборе детского объединения). 5. Кандидат имеет право назначать помощников для проведения агитации. 6. Предвыборная агитация длится первые 2-3 дня смены. В день выборов агитация запрещена. Глава 3: Избирательная комиссия Статья 5. Избирательная комиссия. 1. Избирательная комиссия осуществляет подготовку и проведение выборов лидера временного детского объединения. 2. Избирательная комиссия формируется в 1-2 день смены из числа членов временного детского объединения, состоит из представителей отрядов и председателя, который назначается из их числа (количество членов избирательной комиссии определяется, исходя из условий лагеря, но обязательно должно быть нечётным) 3. Полномочия избирательной комиссии заключаются в следующем: - регистрация кандидатов на должность лидера; - контроль за проведением выборов; - составление списков избирателей; - подготовка избирательного участка; - составление протокола о результатах выборов. Глава 4: Проведение выборов Статья 6. Порядок проведения выборов. 1. Голосование проходит на 3-5 день смены с ….. до ….. часов. 2. Каждый избиратель получает бюллетень с фамилиями кандидатов, где он должен отметить одну фамилию. 3. Бюллетени опускаются в избирательную урну, которая опечатана до конца голосования. 4. Вскрытие урны производится в …… часов (через 5-10 минут после окончания голосования) в присутствии членов избирательной комиссии. Неиспользованные бюллетени аннулируются. 5. Бюллетень считается недействительным, если в нем отмечены больше одной фамилии кандидатов. Статья 7. Результаты выборов. 1. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие 50 % и более 50 % избирателей. 2. Избранным лидером считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. 3. При равном количестве голосов лидера избирает Совет лидеров (командиров) или решение принимает председатель избирательной комиссии. 4. Результаты голосования размещаются на информационном стенде. 5. Посвящение лидера в должность происходит на торжественной линейке в день голосования или на следующий день. ВНИМАНИЕ! Это лишь примерное положение о выборах. Следует учитывать программу деятельности лагеря, игровой сюжет программы, концепцию лагеря, условия и прочие детали. Необходимо, чтобы всё соответствовало друг другу (например в лагере «Лесная сказка» логично выбирать не президента, а Лесного короля или Главного Лешего; в лагере «Алые паруса» отряды будут называться экипажами, а временное детское объединение – экипажем, а избирать могут капитана экипажа и т.д.) Если выбирается не один человек, а Совет (Актив), то соответствующие изменения вносятся в положение. Удачи, фантазии и творчества!

1. Педагогическая сущность детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности.

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе, характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104].

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют выбранные органы (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря») и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таблица – Этапы развития временного детсткого коллектива-отряда

Этапы развития коллектива

Позиция воспитанников

Позиция вожатого

Коллективообразующая деятельность вожатого

Условия эффективности педагогической деятельности

Первый этап

  • Неорганизован-ные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения,
  • нет первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности

Прямо взаимодействует с каждым воспитанником

  • Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга;
  • включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения;
  • дать возможность проявиться активу;
  • определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.

Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Второй этап

Появляются первичные признаки коллектива:

  • начинают действовать органы самоуправления (актив);
  • возникают отношения ответственных зависимостей.

Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты.

  • Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт;
  • воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений;
  • накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов, «советов дела».

Организация эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.

Третий этап

Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко)

Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива.

Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей.

  • Включение воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность;
  • единство педагогических требований, обогащение педагогического общения;
  • расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда

Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:

  • необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
  • важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики является:

  • умелое предъявление требований к воспитанникам;
  • организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
  • организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций в отряде;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:

  • четкое определение норм и правил поведения в отряде;
  • приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
  • соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
  • в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников

Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!

На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.

Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

  • предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность и активность воспитанников в достижении цели);
  • воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

  • наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
  • выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
  • повышать роль органов самоуправления в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

  • выбор названия и девиза отряда, другой символики;
  • проведение отрядных огоньков, сборов;
  • «дни рождения отряда»;
  • будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников :

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

4. Детское самоуправление в отряде

Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также наличием специфических компетенций в определенной области.

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.

Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова)– это:

– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;

– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;

– непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

– коллективное планирование;

– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

– работа в постоянных и временных органах самоуправления;

– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

– участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.

Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

К временным органам самоуправления относятся:

– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;

– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.

Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.

Совет отряда главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):

  • проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
  • организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
  • включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.

5. Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф. Голованова, с. 149).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф. Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова, с.151).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела. Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД. Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. После завершения обсуждения, представители микрогрупп демонстрируют результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

Четвертая стадия – «Проведение коллективного дела»

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Вожатый продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченому плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела»

Данная стадия чрезвычайно значима в плане выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?». И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последствие коллективного дела»

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Разгорается новая искра поиска новых идей, дел.

Вожатый на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.

Детское самоуправление в летнем лагере.

Особенности организации жизнедеятельности временных коллективов детей младшего школьного возраста.

Проблемы адаптации детей 6-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети младшего возраста нуждаются в большом внимании вожатого, в связи с этим крайне важно:

 Уменьшить численность отряда;

 Или увеличить количество взрослых, работающих с группой (на 10 детей – один взрослый).

Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени, отведенного на отдых и внутриотрядные дела.

Необходимо учитывать особенности работоспособности и концентрации внимания таких детей – лучше, если однообразные занятия не будут превышать временного интервала 25-30 минут. Вместе с тем, младшим детям рекомендована частая смена деятельности.

В соответствии с возрастными потребностями у детей 6-8 лет может быть увеличено время на индивидуальные занятия, постольку длительные общегрупповые игры и дела вызывают у них утомление или чрезмерное возбуждение. По этой же причинœе эти мероприятия следует проводить в первой половинœе дня, не нагружать вечерние часы.

Нередки для возраста 6-8 лет ночные страхи и появление энуреза как реакции на стресс. Такие проблемы также требуют вмешательства специалистов – врача и психолога. Воспитатель же может помочь ребенку, рассказав что-то приятное и успокаивающее перед сном, просто побыть рядом в это время. Для преодоления страхов хорошими терапевтическими играми являются игры «в прятки» и «Жмурки», рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх».

За основу работы со страхом можно взять принцип символического отреагирования. В качестве его форм бывают использованы сочинœения – сказки, рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх». Выбор сказки является адекватным, так как «период сказки» существует у детей от 4 до 8 лет, в котором они верят, что сказка является реальностью.

Сказка, являясь фактором социализации, предлагает ребенку смыслы на различных уровнях, выраженные в обобщенной форме, помогает ребенку «открывать мир своего бессознательного», приводит в порядок свои чувства, т. е. Ее терапевтический эффект определœен тем, что она позволяет отреагировать неосознаваемые проблемы, не травмируя ребенка.

У младших детей чаще наблюдается отсутствие навыков общения. Это является барьером для взаимодействия с другими детьми. Навыки такого общения можно сформировать с помощью игры в небольших группах (5-8 человек) или обратиться к детскому психологу за поведенческой психокоррекцией.

Условием для самоактуализации личности каждого ребенка, развития его лидерских качеств, способности повести за собой других Л.И.Маленкова называет такую форму организации взаимодействия в коллективе как детское самоуправление.

Действительно, в практике коллективного воспитания сложились и успешно применяются различные системы детского самоуправления: методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, Школа самоопределœения А.Н. Тубельского, воспитательная система школы В.А. Караковского, трехуровневая система школьного самоуправления Н.П. Капустина.

На основе указанных систем школьного самоуправления развиваются различные модели детского самоуправления временных детских коллективов. Значительный опыт по организации детского самоуправления в лагере накоплен Всероссийским Детским Центром «Орленок», к методическим материалам которого мы и обратимся. И.Н.Хуснутдинова, методист Методического отдела ВДЦ «Орленок», отмечает, что во временном детском коллективе существует несколько форм органов самоуправления:

1. Дежурный командир. Когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира. Дежурный командир переизбирается каждый вечер в орлятском кругу, на анализе дня или в конце «огонька». При такой системе почти всœе ребята из отряда побывают в позиции лидера, это важно для каждого подростка как признание: «меня выбрали, мне доверяют». Не только малыши, но и старшие ребята большое внимание уделяют атрибутам, в связи с этим у дежурного командира может быть галстук, значок, игрушка-символ, которая вешается на шею (на руку, на рукав). Дежурный командир уходящего дня подходит к любому из ребят в кругу (выбирает) и передает ему атрибут дежурного командира. Заранее можно договориться с ребятами в отряде и соблюдать условие - дважды не выбирать в командиры, а отдавать предпочтение тем ребятам в отряде, кто не был еще в позиции командира.

2. Постоянный командир. Командир, который выбирается в самом начале смены, в оргпериоде, и руководит работой отряда в течении всœей смены. Командир - ϶ᴛᴏ организатор деятельности отряда, владеющий всœей информацией, отвечающий за деятельность отряда. Он готовит вместе с вожатым ежедневный анализ дня, принимает участие в планировании. В оргпериод вожатый сначала объясняет функционал, а потом предлагает кому-либо из ребят в отряде помочь ему и попробовать свои силы).

3. Чередование традиционных поручений. Очень часто в отряде перечень ежедневных дел повторяется. Чтобы всœе дети во всœех группах были включены во всœе виды деятельности, группы меняются поручениями через 3-5 дней по «вертушке» (чтобы распределить время всœей смены, с одной стороны, и дать всœем ребятам возможность проявиться в каждом делœе, с другой). Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всœем направлениям. Состав ребят внутри группы постоянный. В системе ЧТП кроме самого процесса делœения на микрогруппы важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно группы должны быть в отряде, чтобы обеспечить всœе направления его деятельности. Это бывают информационная группа, досуговая, сюрпризная, спортивная, оформительская, дежурная. Досуговая группа занимается подготовкой и проведением дел в отряде, проведением музыкальных и игровых минуток, организует выходы в другие отряды и проведение совместных дел, может стать инициатором организации конкурсов, работать с отрядом младшего возраста͵ организовать творческую часть дежурства по столовой, экскурсию по лагерю, обеспечить досуговую часть в организации поездки.

Обязанности оформительской группы: оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел, выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят своего отряда и младших ребят оформительским умениям, организация конкурса на лучшее оформление комнаты, конкурса газет, изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление отрядного места.

Информационная группа проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, выпускает листовки, радиопередачи, готовит информацию о событиях в мире для утренних информационных сборов, проводит информационные часы, обеспечивает рекламу, дел, событий и т.д.

Сюрпризная группа готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в отряде и лагере, сюрпризы именинникам, дела-сюрпризы, к примеру, концерт-молнию. концерт- сюрприз для малышей; сюрпризы-благодарности дежурным но столовой, сюрпризы сосœеднему отряду; утренние «минутки общей радости» для своего отряда сюрпризы вожатым, сотрудникам лагеря., шоферу, который везет отряд в поездку.

Спортивная группа берет на себя организацию и проведение зарядки, помогает физрукам в проведении спартакиады, мини-спартакиады внутри отряда, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», помогает инструктору по туризму и организации и проведении туристической тропы, похода, может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.

В обязанности дежурной группы входит подготовка отрядного места к сбору отряда, она отвечает за чистоту и порядок в комнатах, выполнение режима и проведение дел этого дня. Уборку отрядного места и территории, за организацию дежурства по территории, по столовой.

4. Творческие группы , связанные с подготовкой конкретных дел - ϶ᴛᴏ различные микрогруппы по интересам или группы, сформированные «под лидера», или референтные группы.

Микрогруппы по интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и т.д.). Деятельность таких микрогрупп планируется советом командиров, в который входят командир отряда и командиры микрогрупп, примерно на неделю вперед, при этом определяются не только специфические дела каждой группы, но и формы участия ребят в других видах деятельности, решаются вопросы подготовки отряда к общелагерным делам. Ежедневно происходит конкретное планирование завтрашнего дня советом командиров и каждой микрогруппой. При крайне важности состав таких групп может немного измениться после оргпериода, когда ребята лучше смогут соотнести свои интересы и возможности лагеря.

Группы, сформированные «под дела» или «под лидера» работают, как творческие группы, участие ребят в других делах отряда определяется аналогично группам по интересам. Для педагога данный вариант сложнее, так как организационную деятельность отряда приходится планировать и реализовывать вне рамок этой структуры, но для детей это хорошая возможность реализовать свои желания, способности, добиться успеха и признания.

Группы, сформированные по симпатиям, или референтные группы, не всœегда бывают эффективными в деятельности. Иногда их создают как временные на 4-5 последних дней смены: это помогает эмоционально «удерживать» ребят в предотъездньй период, кроме того, этими же группами готовятся итоговые дела отряда;

5. Игровые модели Для этой системы самоуправления характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта такого самоуправления – преобладание формы над содержанием.

Каждая из описанных форм способствует развитию организаторских качеств (см. Таблицу №1).

Форма Действия педагога Действия детей Педагогический результат
Постоянный командир Обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование дня; консультации при планировании дня учитывают интересы всœех членов коллектива; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты Удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления, самостоятельности
Дежурный командир Обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование; консультации Владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов Погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта
Игровые модели Создание игровой ситуации, её поддержка; Создание соответствующих структур управления игрой Участие в игре Погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребёнка; активная позиция ребёнка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив
Творческие группы Обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации Планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу Погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей

Практически всœе системы детского самоуправления опираются на единые принципы:

1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целœенаправленное развитие детского самоуправления.

2. Предметность деятельности (есть деятельность - есть орган самоуправления).

3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию коллективной жизни всœех участников педагогического процесса.

4. Выборность органов самоуправления.

5. Сменяемость функций руководства и подчинœения, видов деятельности

6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.

7. Участие всœех детей в системе самоуправления (принцип демократизма).

8. Согласие: разногласия бывают лишь до принятия решения, а после - действует правило обязательного выполнения решения всœеми участниками процесса.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...