Ян амос коменский краткая биография и деятельность. ​Ян Амос Коменский - великий чешский педагог, писатель, гуманист и общественный деятель

Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.

Семья и образование

Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.

Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился - Комне, так и стал Коменским.

Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.

Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр - все они умерли в 1602-1604 годах.

В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя - Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.

Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете. В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка». И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.

Педагогическая деятельность

В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.

В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.

В 1624 он женится вторично.

Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов. Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию. В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.

В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.

Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.

Коменский также был приверженцем пансофии - движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.


Переезды и школьные реформы

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.

В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.

Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы. Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам. Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей

В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.

Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.

Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.

Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене - пригороде Амстердама.


Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель - это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё - школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после - школа юности, школа жизненной практики и последняя - школа старости.

  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.
  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • В честь Коменского названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

Коменский(Komensky, Comenius) Ян Амос .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены им в соч. "Пансофич. школа" (1651). Ученый предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образовательном процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" ("Orbis sensualium pictus", 1658), упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа - игра" ("Schola - ludus", 1656), которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Ян Амос

В 1654 Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. педагогических сочинений "Opera didactica omnia", среди которых впервые увидела свет и "Великая дидактика". В Амстердаме он работал также над начатым в 1644 трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica"), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. "Всеобщий совет..." включает несколько частей. "Всеобщее пробуждение" ("Панегерсия") призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, "Всеобщее просвещение" ("Панавгия") анализирует основные методы по исправлению, "Всеобщая мудрость" ("Пансофия"), называется также "Всеобщее устройство" ("Пантаксия"), содержит философское ядро "Всеобщего совета" - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания ученый присоединяет и др. "школы жизни", которые в свою очередь делит на этапы развития - "классы". Т.о., система всеобщего воспитания Коменский включает "школу рождения", подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), "школу раннего детства" (дошкольное воспитание), "школу детства" (элементарное школьное обучение на родном языке), "подростковую школу" (среднюю ступень), "школу молодости" (высшее образование). На следующем этапе - в "школе старости" - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура,- всеобщий язык" ("Панглотия"), "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" -"Всеобщее поощрение" ("Паннутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Награды
  • 3 Произведения
  • 4 Издания
  • 5 Память
  • 6 Другие факты
  • Примечания
  • 8 Библиография

Введение

Василий Васильевич Каменский (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе , по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми - 11 ноября 1961, Москва) - русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.


1. Биография

Каменский родился в семье смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; в пять лет потерял родителей и воспитывался в семье тёти, муж которой служил управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Некоторое время жил в своей собственной усадьбе под Пермью, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского - в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 - поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 - в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) - не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин - гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное - Стенька Разин» (1918).

Вольфганг Казак

Ввел в обиход стойкое новое значение слову самолёт.


2. Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медали

3. Произведения

Путь. Ксилогравюра к поэме «Емельян Пугачёв». Н. П. Дмитревский. 1931 г.

  • Землянка (1910, повесть)
  • Танго с коровами (1914, сборник стихов)
  • Девушки босиком (1916, сборник стихов)
  • Стенька Разин (1916, роман) - в 1918 издан под названием «Степан Разин»
  • Звучаль веснеянки, 1918 (стихи)
  • Сердце народное - Стенька Разин, 1918
  • Стенька Разин. Пьеса, 1919
  • Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923
  • 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1928
  • Емельян Пугачёв. Поэма, 1931. Поставлена как опера в Мариинском театре.
  • Иван Болотников. Поэма, 1934
  • Уральские поэмы (1934, сборник)
  • Три поэмы, 1935
  • Родина счастья, 1937
  • Жизнь с Маяковским. Воспоминания, 1940

4. Издания

  • Каменский В.В. Избранное, 1958.
  • Каменский В.В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н.Л. Степанова. - М., Л.: Сов. писатель, 1966. - 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В.В. Лето на Каменке: Избранная проза. - Пермь, 1961.
  • Каменский В.В. Стихи, 1977.
  • Каменский В.В. Жить чудесно! - Пермь, 1984.

5. Память

  • Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.
  • В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932-1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

6. Другие факты

  • Работал с Мейерхольдом.

Примечания

  1. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I: А-Л. Москва: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006993-X. С. 594

8. Библиография

  • Гинц С. Василий Каменский. - Пермь, 1984.
  • Сценаристы советского художественного кино. М., 1972. - С. 160
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз . - ISBN 5-8334-0019-8
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. - С. 321
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 18:22:09
Похожие рефераты: Василий Каменский , Каменский , Петр (Каменский) , Стеблин-Каменский М И , Анатолий (Каменский) , Александр Каменский , Никанор (Каменский) , Каменский Александр .

Ян Амос Коменский (родился 28.03.1592 в Нивнице, Моравия, умер 14.11.1670 в Амстердаме, Нидерланды) - чешский реформатор системы образования и религиозный деятель. Известен инновационными методами обучения, в частности языкам.

Ян Амос Коменский: биография

Младший из пяти детей, Коменский родился в умеренно зажиточной семье набожных членов протестантской общины Богемских братьев. После смерти его родителей и двух сестер в 1604 году, предположительно от чумы, он жил с родственниками и получил посредственное образование, пока в 1608 г. не поступил в латинскую школу богемских братьев в Пршерове. Три года спустя благодаря патронату графа Карла Жеротинского он под влиянием Иоганна Генриха Альстеда поступил в Реформатский университет в Херборне. Многие аспекты мысли Коменского очень напоминают философию последнего. Альстед, противник Аристотеля и последователь Петра Рамуса, глубоко интересовался Раймундом Луллием и Джордано Бруно, в теологии был хилиастом и работал над собранием всех знаний в своей знаменитой «Энциклопедии» (1630). После окончания учебы в Гейдельберге в 1614 г., Ян Коменский вернулся на родину, где сначала преподавал в школе. Но в 1618 году, через два года после его рукоположения священником Богемских братьев, он стал пастором в Фульнеке. Его первый напечатанный труд, «Грамматика латыни», датируется этими годами.

И битва на Белой горе в ноябре 1620 г. оказали значительное влияние на жизнь Коменского, так как большая часть его работы была направлена на возвращение его народу земли и веры. В течение следующих восьми лет он не был в безопасности, пока окончательное изгнание братьев из имперских земель не привело его в Лешно, Польша, где он предварительно побывал, договариваясь о возможности поселения.

Ян Амос Коменский, биография которого за эти годы была отмечена смертью его первой жены Магдалены и их двоих детей, в 1624 году женился во второй раз. Он закончил «Лабиринт света и рай сердца» в 1623 году и Centrum securitatis в 1625-м, опубликовав их в 1631 и 1633 годах соответственно на чешском языке.

С 1628 по 1641 год Ян Коменский жил в Лешно как епископ для своей паствы и ректор местной гимназии. Он также находил время для работы по реформированию знаний и педагогики, письма и помимо всего прочего для своей первой большой книги Didactica magna. Написанная на чешском, она была опубликована в 1657 г. на латыни как часть Opera didactica omnia, в которой содержится большая часть работ, созданных с 1627 г.

Еще одна книга, которую написал в это время Ян Амос Коменский, «Материнская школа», посвящена первым шести годам воспитания ребенка.

Неожиданная популярность

В 1633 г. Ян Коменский неожиданно получил европейскую известность благодаря публикации Janua linguarum reserata («Открытая дверь к языкам»), увидевшей свет в том же году. Это простое введение в латынь в соответствии с новым методом, основанном на принципах, вытекающих из Вольфганга Ратке и учебников, изданных испанскими иезуитами Саламанки. Реформа языкового обучения, ускорившая и упростившая его для всех, была характерной для общего реформирования человечества и мира, которого все хилиасты стремились добиться за оставшиеся часы до возвращения Христа.

Ян Коменский заключил договор с англичанином Сэмюэлем Хартлибом, которому он послал рукопись своего «Христианского всезнания» под названием Conatuum Comenianorum praeludia, а затем, в 1639 году, Pansophiae prodromus. В 1642 г. Хартлиб опубликовал английский перевод под названием «Реформа школ». Ян Амос Коменский, вклад в педагогику которого вызвал большой интерес в определенных кругах в Англии, был приглашен Хартлибом в Лондон. В сентябре 1641 г. он прибыл в столицу Великобритании, где встретил своих сторонников, а также таких людей, как Джон Пелл, Теодор Хаак и сэр Чейни Калпепер. Он был приглашен навсегда остаться в Англии, планировалось создание пансофского колледжа. Но Ирландское восстание вскоре положило конец всем этим оптимистическим планам, хотя Коменский оставался в Британии до июня 1642 г. Пребывая в Лондоне, он написал труд Via Lucis («Путь света»), который распространялся в виде рукописи в Англии, пока не была напечатан в 1668 году в Амстердаме. В то же время чешский педагог получил предложение от Ришелье продолжить свою деятельность в Париже, но вместо этого он посетил Декарта близ Лейдена.

Работа в Швеции

В Швеции Ян Коменский снова встретился с трудностями. Канцлер Оксеншерна хотел, чтобы он писал полезные книги для школ. Коменский же, по настоянию своих английских друзей, предлагал работать над пансофией. Он сосредоточился на двух проблемах одновременно, удалившись в Эльбинг в Пруссии, в то время находившийся под властью Швеции, между 1642 и 1648 годами. Его труд Pansophiae diatyposis был опубликован в Данциге в 1643 году, а Linguarum methodus nouissima - в Лешно в 1648 г. В 1651-м «Пансофия» была издана на английском языке в качестве образца универсального знания. Его «Натуральная философия, реформированная Божественным Светом», или Lumen divinuem reformatate synopsis (Лейпциг, 1633), появилась в том же году. В 1648 г., вернувшись в Лешно, Коменский стал двадцатым и последним епископом Богемского братства (впоследствии преобразованного в Моравское).

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году педагог Ян Коменский получил вызов от князя Сигизмунда Ракоци из Трансильвании, младшего брата Георга II Ракоци, прибыть в Шарошпатак для консультаций по вопросам школьной реформы и пансофии. Он ввел много изменений в местной школе, но, несмотря на напряженную работу, его успехи были небольшими, и в 1654 г. он вернулся в Лешно. В то же время Коменский подготовил одно из самых известных своих произведений, Orbis sensualium Pictus («Чувственный мир в картинках», 1658), на латыни и на немецком. Важно отметить, что работа открывалась эпиграфом из «Бытия», когда Адам давал имена (Быт. 2: 19-20). Это была первая школьная книга, в которой для обучения языкам использовались изображения предметов. Она иллюстрировала основополагающий принцип, который исповедовал Ян Амос Коменский. Кратко он звучит так: слова должны сопровождаться вещами и не могут изучаться отдельно от них. В 1659 году Чарльз Хул издал английскую версию учебника, «Видимый мир Коменского, или Изображение и перечень всех главных вещей, которые существуют в мире, и человеческих занятий».

Отсутствие успеха в Шарошпатаке, вероятно, объясняется в значительной степени увлеченностью фантастическими пророчествами визионера и энтузиаста Николая Дарбика. Не первый раз Коменский поставил на пророка последнего дня - слабость, которой поддавались и другие хилиасты. Они слишком доверяли прогнозам апокалиптических событий и неожиданных поворотов, которые должны произойти в ближайшем будущем, например о падении дома Габсбургов или о конце папства и римской церкви. Публикация этих высказываний с целью оказания влияния на политические события имела негативное влияние на репутацию выдающегося педагога.

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Путь света

Ян Амос Коменский труды свои посвящал быстрому и эффективному реформированию всех вещей, имеющих отношение к жизни человека в сфере религии, общества и знания. Его программой был «Путь света», предназначенный для обеспечения максимально возможного просветления человека до его скорого возвращения в земное тысячелетнее царство Христа. Универсальными целями были благочестие, добродетель и знание; мудрость достигалась преуспеванием во всех трех.

Таким образом, источником и целью всех работ Коменского было богословие. Его убеждения и устремления разделяли многие из его современников, но его система была, безусловно, наиболее полной из многих, которые были предложены в XVII веке. Это был, по существу, рецепт спасения через знания, поднятые до уровня всеобщей мудрости, или пансофии, поддерживаемые соответствующей программой образования. Божественному порядку вещей того времени, когда считалось, что грядет последний век, соответствовала возможность достижения всеобщей реформы посредством изобретения печати, а также расширения судоходства и международной торговли, которые впервые в истории обещали всемирное распространение этой новой, реформирующей мудрости.

Поскольку за его работой скрывается Бог, человек должен открыться для трех откровений: видимому творению, в котором явлена сила Божья; человеку, созданному по образу Божию и проявляющему доказательство его божественной мудрости; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку. Все, что человек должен знать и не знать, должно быть извлечено из трех книг: природы, разума или духа человека и Писания. Для достижения этой мудрости он наделен чувствами, разумом и верой. Так как человек и природа являются Божьими творениями, они должны разделять один и тот же порядок, постулат, гарантирующий полную гармонию всех вещей между собой и с человеческим разумом.

Знать себя и природу

Эта известная доктрина макрокосма-микрокосма дает уверенность в том, что человек действительно способен обрести до сих пор нереализованную мудрость. Каждый, таким образом, становится пансофистом, маленьким богом. Язычники, которым не хватает явленного слова, не могут достичь этой мудрости. Даже христиане до недавнего времени терялись в лабиринте ошибок по причине традиции и под влиянием потока книг, которые в лучшем случае содержат разрозненный знания. Человек должен обращаться только к божественным произведениям и учиться при прямом столкновении с вещами - с помощью аутопсии, как это называл Коменский. Ян Амос педагогические идеи основывал на том, что все обучение и знания начинаются с чувств. Отсюда следует, что ум имеет врожденные представления, которые делают человека способным постичь порядок, с которым он сталкивается. Мир и жизнь каждого индивида являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты - священниками в храме природы. Человек должен знать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Чтобы найти выход из лабиринта, человеку нужна метод, с помощью которого он будет видеть порядок вещей, понимая их причины. Этот метод должен подаваться в книге о пансофии, в которой порядок природы и порядок ума будут постепенно двигаться к мудрости и проницательности. Она не будет содержать ничего, кроме конкретного и полезного знания, заменив все другие книги. Полная запись сведений, организованная таким образом, представляет собой настоящую энциклопедию, во многом совпадающую с «хранилищем» Роберта Гука природных диковинок в Королевском обществе, организованных в соответствии с категориями Джона Уилкинса в его «Опыте о подлинной символике и философском языке». Следуя этому естественному методу, люди смогут легко обретать полное и всестороннее владение всеми знаниями. Результатом этого будет истинная всеобщность; и снова будет порядок, свет и мир. Благодаря этому преобразованию человек и мир вернутся в состояние, подобное тому, которое было до грехопадения.

Новаторство в образовании

Ян Коменский, педагогика которого требовала того, чтобы с самого раннего детства ребенок учился сопоставлять вещи и слова, считал родную речь первым знакомством с реальностью, которая не должна быть затуманена пустыми словами и плохо понимаемыми понятиями. В школе иностранные языки - прежде всего соседних стран, а затем латынь - должны изучаться на родном, а школьные книги должны следовать методу пансофии. «Дверь к языкам» будет предлагать тот же материал, что и «дверь к вещам», и обе будут представлять собой небольшие энциклопедии. Школьные учебники должны делиться по возрастным группам и касаться только тех вещей, которые находятся в пределах опыта ребенка. Для всеобщего общения лучше всего подходит латынь, но Коменский с интересом ожидал появления совершенного философского языка, который отражал бы метод пансофии, не вводил в заблуждение и не был бы неинформативным. Язык - это просто носитель знаний, но его верное использование и преподавание являются верными средствами достижения света и мудрости.

Жизнь как школа

Ян Коменский, дидактика которого была направлена​ ​не только в сторону формального школьного образования, но также на все возрастные группы, считал, что вся жизнь является школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Так как все люди имеют врожденное стремление к знаниям и благочестию, они должны обучаться в спонтанной и игривой манере. Телесные наказания не должны применяться. Плохая учеба не является виной ученика, а свидетельствует о неспособности учителя выполнять свою роль «слуги природы» или «акушера знаний», как говорил Коменский.

Ян Амос, педагогические идеи которого считались наиболее значимым и, возможно, его единственным вкладом в науку, сам считал их лишь средством всеобщего преобразования человечества, основой для которого была пансофия, а теология - единственным направляющим мотивом. Обилие библейских цитат в его произведениях является постоянным напоминанием об этом источнике вдохновения. Ян Коменский книги пророчеств Даниила и откровений Иоанна считал главными средствами обретения знаний для неминуемого тысячелетия. История о раздаче Адамом имен в «Бытии» и сформировали его представление о человеке и его убежденность в порядке, который нашел отражение в пансофии, потому что Бог «все расположил мерой, числом и весом». Он полагался на сложные метафорические и структурные свойства храма Соломона. Для него человек был, как Адам, в центре создания. Он знает всю природу и таким образом контролирует и использует ее. Поэтому преобразование человека было лишь частью полного преобразования мира, которое воссоздало бы его первоначальную чистоту и порядок и было бы конечной данью своему создателю.

Человек своего времени

Ян Амос Коменский не внес никакого вклада в естествознание и был глубоко чужд развитию науки, которое происходило в то время. Делались и другие оценки его творчества, но они полностью игнорировали его зависимость от априорных постулатов и его богословскую ориентацию. С другой стороны, несколько выдающихся членов Королевского общества показали близкое родство с большей частью его мыслей. Девиз общества Nullius in Verba занимает значительное место в книге Коменского «Натуральная философия, преобразованная Божественным Светом», и в обоих контекстах он имеет такое же значение. Это напоминание о том, что традиции и авторитет больше не являются арбитрами истины. Она дана природе, и наблюдение является единственным источником конкретного знания. Широко обсуждаемая проблема взаимосвязи между Коменским и ранним Королевским обществом все еще не решена, в основном потому, что обсуждение этого вопроса основано на скудном знакомстве с его произведениями и почти полном неведении о его корреспонденции.

Утверждения о влиянии чешского реформатора на Лейбница сильно преувеличены. Он был настолько типичным проявлением верований, доктрин и проблем того времени, что те же мысли высказывались другими, занимающими более значимое место в ранних работах Лейбница. Ян Амос Коменский идеи свои черпал из теологии Богемских братьев (с их сильными хилиастическими тенденциями), а также у таких известных личностей, как Иоганн Валентин Андреэ, Якоб Беме, Николай Кузанский, Хуан Луис Вивес, Бэкон, Кампанелла, Раймунд де Сабунде (Theologia naturalis которого он опубликовал в Амстердаме в 1661 г. под названием Oculus fidei) и Мерсенн, чья переписка свидетельствует о положительном отношении к Коменскому и его работе.

Каменский Василий Васильевич (05(18).04.1884, с. Боровское Пермской губ., ныне Нижнетуринский р-н Свердл. обл. – 11.11.1961, Москва) – поэт, драматург, беллетрист, один из первых профессиональных российских летчиков. Член Союза советских писателей (1934). Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939), ордена Трудового Красного Знамени (1944). Родился в семье смотрителя Теплогорских золотых приисков графов Шуваловых, воспитывался в г. Перми в семье родственника Г. С. Трущева – служащего пароходства Любимовых. Окончил Пермское городское училище, Санкт-Петербургские высшие сельскохозяйственные курсы (1911), Варшавскую школу пилотов «Авиата» (диплом № 67). Прожил чрезвычайно яркую и насыщенную событиями жизнь. В молодости был служащим на железной дороге, актёром, участвовал в революционных забастовках 1905 г. в Нижнем Тагиле. В течение всей жизни много путешествовал (в т.ч. по Ближнему Востоку и Европе), летом жил в имении Каменка (1911-1931) и усадьбе в с. Троица Пермского р-на (1932-1951). Последние годы жизни из-за тяжелой болезни провёл в Москве.
В ранней творческой деятельности – поэт-футурист, художник-авангардист, активный участник литературно-художественной жизни Москвы и Петербурга 1910-х гг., один из организаторов группы кубофутуристов «Гилея», участник объединений «Ноль-десять» и «ЛЕФ». Произведения 1900-1910-х гг. (книги «Землянка», «Его-моя биография Великого Футуриста», «Девушки босиком», «Звучаль веснеянки», стихи в коллективных сборниках «Садок судей», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Взял. Барабан футуристов», «Весеннее контрагентство муз», «Четыре птицы») проникнуты антиурбанистическими настроениями, импрессионистической непосредственностью, авангардистскими экспериментами. В 1910-1912-х гг. профессионально занимался авиацией, выступал с показательными полетами в Перми, городах Польши (Варшава, Ченстохов). Одним из лучших образцов русской визуальной поэзии признаётся книга Каменского «Танго с коровами» (1914), сборник т.н. «железобетонных поэм» – фигурных стихов и вербально-графических композиций. Широкую известность у современников поэту принёс роман «Стенька Разин» (1916; одноименные поэмы 1918, 1929 гг. и пьесы 1919, 1923 и 1925 гг.), народоосвободительной пафос и стихия низовой речи которого оказались созвучны революционному настрою эпохи. В 1920-е гг. писал киносценарии («Семья Грибушиных», «Кино-Москва», реж. А. Разумный, 1923; «Трагедия Евлампия Чиркина», киноконтора «Красная звезда», реж. М. Вернер, 1925; «Митрошка – солдат революции», ВУФКУ, реж. М. Терещенко, 1929) и пьесы («Здесь славят разум», 1921; «Козий загон», 1926; «Селькор», 1927; «На посту», 1927). Послереволюционные произведения (поэмы «Родина счастья», «Юность советская», «Камстрой», «Урал», роман «Могущество») следовали основным тенденциям развития соцреализма, сохраняя при этом пантеистическую тональность и импрессионистичность. Мемуарные книги Каменского («Его-моя биография», «Путь энтузиаста», «Юность Маяковского», «Жизнь с Маяковским») до настоящего времени остаются важным историко-литературным источником.
Материалы архива поэта находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственном литературном музее, Государственном музее В. В. Маяковского, Пермском краеведческом музее, Государственном архиве Пермского края. Дом В. В. Каменского в с. Троица с 1991 г. является мемориальным домом-музеем поэта (филиал Пермского краеведческого музея). Именем поэта названы улицы в микрорайоне Парковый г. Перми и в с. Троица Пермского района. В этнографическом парке истории реки Чусовой в г. Чусовой поэту посвящен тематический комплекс.

Соч.: Землянка. СПб, 1911. 172 с.; Танго с коровами. М., 1914. 34 с.; Стенька Разин. М., 1916. 194 с.; Девушки босиком. Тифлис, 1917. 144 с.; Книга о Евреинове. Птг., 1917. 103 с.; Его-моя биография великого футуриста. М., 1918. 228 с.; Звучаль веснеянки. М., 1918. 160 с.; 27 приключений Хорта Джойса. М. ;Птг., 1924. 126 с.; И это есть: Автобиография. По-эмы. Стихи. Тифлис, 1927. 64 с.; Лето на Каменке: Записки охотника. Тифлис, 1929. 192 с.; Емельян Пугачев. М., 1931. 198 с.; Путь энтузиаста. М., 1931. 272 с.; Юность Маяковского. Тифлис, 1931. 84 с.; Иван Болотников. М., 1934. 157 с.; Родина счастья. М., 1937. 96 с.; Мо-гущество. М., 1939. 268 с.; Жизнь с Маяковским. М., 1940. 212 с.; Отечественная война. Пар-тизаны. Пермь, 1941. 64 с.

Лит.: Абашев В. В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе ХХ в. Пермь: ПГУ, 2000. 404 с.; Антипина З. С. Литературная репутация и творчество В. В. Каменского в историко-культурном контексте 1920-1930-х годов: дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Пермь, 2012. 163 с.; В. В. Каменский в культурном пространстве ХХ века: материалы науч.-практ. конф. / [ред. В. В. Абашев]. Пермь: Перм. обл. краевед. музей, 2006. 212 с.: ил.; Гинц С. М. Василий Каменский. Пермь: Кн. изд-во, 1984. 221 с.; 32 л. ил.; Ежиков И. Г. Неизвестный Каменский: По страницам дневников и писем поэта Василия Каменского. Пермь, 2009. 130 с.; Молок Ю. Типографские опыты поэта-футуриста // Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные поэмы. Факс. изд. М., 1991. 36 с.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...