Занятие в старшей группе что такое звук. Конспект занятия для старших дошкольников (обучение грамоте): «Сказка о звуках

Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»

Тема: « Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.

(старшая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить понятие «звук» «буква»

    Знакомство с понятиями «слог»,

    проводить звуковой анализ слов.

    различать:

гласные, в начале и конце слова

    упражнять в определении позиции звука в слове.

    закреплять графические образы букв «А», «О», «У».

Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

    проводить звуковой анализ слова, различать гласные, в начале и конце слова;

    называть слова с заданным звуком.

Коррекционно-воспитательные:

    стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.

    Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование : Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с шарами красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово делится…»

Правило поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах, звуках и слогах.

Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

- Что это гудит? Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).

Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. -

Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.

Воспитатель читает стихотворение:

Что везет автомашина?

Все, что есть на букву «А»

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?

Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [ a ] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)

Его обозначим красным кружком, фишкой:

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А

Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино

В письме картинка с изображением аиста

Загадка:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

Дети стоят на одной ноге, руки в стороны

Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай - правою ногой (раз, два, три),

Топай - левою ногой (раз, два, три),

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой

Знакомство со звуком [о].

Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

- Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое зеркало)

Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой О.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей)

В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям раздаются карточки от Буратино.

А О У

Образец : А, О, У

А О У

Образец : А, О, У

о у к м ю щ а н н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А

Детям предлагается: обвести буквы красным карандашом.

А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.

ТЕМА: «Понятие о звуке. Подведение детей к звуковому анализу слов.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема. Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки.

Цель.

Дать детям понятие о звуке и звуковой структуре слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать умение выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный.

Развивать моторику пальцев рук.
Материал: предметные картинки (жук, мак, сом, дым, дом) , тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвёт бумагу, играет мячом).

Дети отгадывают.

В. Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки.


  1. Знакомство с понятием звук. «Путешествие» в древние времена.
В. Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

ч-ч-ч – это стрекочет кузнечик;

ы-ы-ы – ревёт медведь;

и-и-и – ржёт лошадь;

р-р-р – рычит тигр;

ш-ш-ш – шипит змея.

Девочка Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их и у неё стали получаться слова.

В. Мы с вами тоже слышим разные звуки. Давайте поиграем. Я буду произносить звуки, а вы угадайте, что они могут обозначать?

Р-р-р – рычит собака;

А-а-а – плачет ребёнок;

У-у-у – воет волк;

З-з-з – звенит комар;

Ж-ж-ж – жужжит жук.

Молодцы! Вы услышали разные звуки. Давайте мы попробуем соединить несколько звуков вместе, чтобы получилось слово.

Воспитатель вывешивает картинки: дом, дым, сом, мак, жук и протяжно произносит звуки в каждом слове.

Мы с вами будем обозначать звук квадратиком. Под каждым словом нарисуем столько квадратиков, сколько звуков слышится.


  1. Физминутка.
Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Спрятались все быстро в дом.


  1. Знакомство с гласными и с согласными звуками.

Одни звуки вы произносите свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Их можно петь. При произнесении других встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Их петь нельзя.

Ребята, послушайте стихотворение.
Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь. (В. Берестов)


  1. Выделение начального гласного звука в слове.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой гласный звук слышится в начале слова.

Слова: аист, утка, осы, Аня, Ира, ива.

Дети называют первый звук в словах.


  1. Выделение конечного согласного звука в слове.
- Сейчас я назову другие слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой согласный звук слышится в конце слова.

Слова: лук, дом, кот, сон, нож, рак.

Дети называют последний звук в словах.


  1. Итог занятия.
Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».

Из чего состоят слова?

Слова состоят из звуков.

Попробуйте узнать, какое слово я сказала?

Ууутткка

Произнося слово, протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Звук [а], буква А.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [а]. Развивать умение голосом выделять звук [а] в словах, определять его место в слове. Развивать умение обозначать гласные звуки (квадратом красного цвета).

Познакомить детей с графическим изображением звука [а]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Продолжать знакомить с термином «слово»; с условным обозначением слова с помощью полоски, разделённой на три части.
Материалы : кассы букв, полоски с тремя делениями (условно обозначающие «слово»), красные квадраты, счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Испорченный телевизор»

Воспитатель беззвучно произносит звуки [а], [о], [у], [и], [ы]. Дети пробуют узнать и назвать их.


  1. Знакомство со звуком. Игра-беседа «У врача»
- Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Что просит сделать врач, чтобы посмотреть горло? (Он просит широко открыть рот.)

Какой звук он просит произнести? (Звук [а].)

Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Вы произносите гласный звук.

Почему а – это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Давайте мы будем обозначать гласный звук квадратиком красного цвета.

Работа с картинкой.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением аиста.

Кто изображён на картинке? (Дети называют картинку, произнося звук [а].)

С какого звука начинается слово аист? (Со звука [а].)


  1. Определение места звука в слове.
Перед детьми полоска с тремя делениями.

Полоска обозначает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка), в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая (средняя) клеточка).

В слове аист звук [а] стоит в начале слова. В какую клеточку мы положим квадрат красного цвета? (В первую.)

Аналогично проводится работу со словами: апельсин, пила, арбуз, репка, кукла.


  1. Физкультминутка. «Аист»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу.

Топай правою ногой, топай левою ногой.

Снова – правою ногой

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


  1. Знакомство с буквой А.
- Звуки обозначаются буквами. Буквы мы видим, пишем, читаем. На письме звук [а] обозначается буквой А .

Воспитатель показывает букву А , вывешивает её на доску и читает стихотворение:
Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.
А состоит из трёх палочек, двух длинных и одной короткой.

Нарисуйте в воздухе букву А

Замените на полоске квадрат красного цвета буквой А.


  1. Определение места звука в слове .
Воспитатель предлагает определить место звука [а] в слове астра и отметить его на полоске квадратами красного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что этого необходимо взять два квадрата, так как в слове астра два звука [а].

  1. Работа в тетрадях .
Изображение буквы А путём прорисовывания.

  1. Итог занятия .

Придумайте слова со звуком [а].

ЗАНЯИМЕ № 7
Тема. Звук [и], буква И.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [и].

Развивать умение выделять звук [и] в словах, определять место звука в слове.

Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.

Познакомить детей с графическим изображением звука [и]. Развивать умение соотносить звук и букву.
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух элементов.
Материалы : кассы букв, полоски для обозначения слов, красные квадраты, предметные картинки (индюк, иголка, лимон, сапоги, кит), счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
«Поймай звук»

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ и]: у-и-а-о-у-и-а-и…


  1. Знакомство со звуком [ и ]
- Звук [и] – гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке.

  1. Определение места звука в словах.
Воспитатель выставляет на доске картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, выкладывают на полоске красный квадрат в одну из трёх колонок. (Индюк, иголка, лимон, сапоги, кит.)

  1. Физминутка .
«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.


  1. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворения, а дети заканчивают их:
Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила кисти с обрыва

Такая грустная…(ива).
В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…(иголка).
Дети называют отгадки и голосом выделяют звук и, затем определяют место звука в каждом слове и отмечают его на полосках, обозначающих слова.


  1. Знакомство с буквой И
Воспитатель показывает букву И, вывешивает её на доску и зачитывает стихотворения:
Буква И – как три иголки.

Три иголки очень тонки. В. Ковшиков
На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. В. Степанов
- Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите её внимательно. Буква И состоит из трёх палочек, двух прямых и одной наискосок.

Нарисуйте в воздухе букву И , выложите её из счётных палочек.


  1. – Прослушайте стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотворении? (Воспитатель голосом выделяет звук И.)
Пальчиковая гимнастика .

Индюк из города идёт, Пальчики обеих рук идут по столу.

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Игрушка расписная. Г. Сапгир


  1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].
«Расставь картинки».

Дети рассматривают буквы А, И, говорят на что они похожи. Далее дети расставляют предметные картинки: арбуз, апельсин, автобус,

ива, индюк, игрушки возле букв А, И, выделив первый звук в слове.


  1. Анализ звукобуквенных рядов: АИ, ИА
Воспитатель произносит звуковой ряд и просит детей ответить на вопросы:

Какой звук стоит в ряду первым?

Какой звук стоит в ряду вторым?

После этого ребятам предлагается выложить схему звукового ряда из красных квадратов, а затем заменить квадраты буквами из кассы, прочитать.


  1. Работа в тетрадях
На письме звук [и] обозначается буквой И.

Изображение буквы И путём прорисовывания.


  1. Итог занятия .

Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии:

Какой звук мы сегодня изучали?

Какой это звук (характеристика)?

Придумайте слова со звуком [и].

ЗАНЯТИЕ № 8
Тема. Звук [у], буква У.
Цель.

Познакомить с гласным звуком [у].

Развивать умение выделять звук [у] в словах, выделять из ряда гласных звуков, слогов.

Познакомить детей с графическим изображением звука [у]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и], [у].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух, трёх элементов.

Развивать умение заканчивать начатое воспитателем предложение и составлять своё предложение.

Материалы : кассы букв, предметные картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), карточки, обозначающие «слово», тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Эхо» - выделение 1-го звука в словах.

Умывальник-у

Антенна-а


  • На прошлом занятии мы познакомились со звуком[ а].

  • Ребята, какой новый звук вы услышали в названных словах? (Звук [у]).
2. Игра «Договори предложение».

Сейчас я буду говорить неполные предложения, а вы должны их дополнить нужным словом, которое начинается на звук [у].

На берегу громко крякает... (утка).

Мама включила электрический... (утюг).

На листке сидит... (улитка).

У мальчика болит... (ухо).
- Составьте своё предложение. 3. Знакомство со звуком [у]

Звук [у] – гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы вытянуты вперёд «трубочкой» (так воет ветер).

Игра «Тихо – громко».

Дети произносят звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет ветер.

«Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ у] среди звуков: а, у, и, о, у, э, у…

Среди слогов Ту, мА, ку, пы, му,ух, ум…
4. Определение звука[ у] в словах .

Воспитатель выставляет на доску картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и «нет», если в слове нет звука [у]. На доске остаются картинки только со звуком [у].

5.Физминутка.

У опушки две старушки… Дети наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух!

Филин:- У-ух!

У старушек замер дух. Дети приседают.

Е. Благинина


  1. Знакомство с буквой У.
Воспитатель вывешивает букву У на доску и зачитывает стихотворение:

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

В. Степанов.

Воспитатель даёт детям задание, найти букву У в своих кассах, затем нарисовать букву У в воздухе.


  1. Анализ звукобуквенных рядов : АУ, УА, АУИ, УАИ
Дети выкладывают звукобуквенные ряды на карточках из букв разрезной азбуки, а затем читают и отвечают на вопросы:

Какая буква стоит в ряду первой?

Какая буква стоит в ряду второй?

Какая буква стоит в ряду третьей?


  1. Работа в тетрадях.
Изображение буквы У путём прорисовывания.

  1. Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Вспомните слова со звуком [у].

Конспект занятия в старшей группе

на тему: «Волшебные звуки».

Разработала

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Цель : Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задачи образовательных областей:

« Познание »:

· Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.

· Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева - направо).

· Совершенствовать счет в пределах 4.

« Коммуникация »:

· Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.

· Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.

· Воспитывать умение правильно произносить звуки.

· Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

· Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.

· Сформировать понятие – звук и буква.

«Социализация»:

· Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.

· Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

· Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.

· Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

«Здоровье»:

· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.


«Музыка»:

· Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [ы-ы-ы], [э-э-э]).

Методические приемы:

1) Артикуляционная гимнастика (« Сказка про веселый язычок»).

2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).

3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).

4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).

5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

6) Работа с чистоговорками.

Предварительная работа : наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ([ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э]); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук»).

Демонстрационный материал : Карточки – схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр, лист); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.

Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.

Ход занятия .

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».

Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.

Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [о]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [у]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

Ребята, какие звуки пел язычок?

Язычок пел звук: [а]

Язычок пел звук: [о]

Язычок пел звук: [у]

Язычок пел звук: [э].

Язычок пел звук: [ы].

Язычок пел звук: [и].

Ребята, какие это звуки?

Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.

Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.

Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить, что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).


Ответ полным предложением.

На картинке нарисован сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].

На картинке нарисован дом. В слове « дом » гласный звук [о].

Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.

Посмотрите на доску. На ней находятся два домика. В этот домик мы поселим звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).

Работа с раздаточным материалом.

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте. Молодцы!

Фонетическая зарядка.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и тихо).

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Динамическая пауза.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Работа с демонстративным материалом у доски.

У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик. Требую от детей ответы полным предложением.

(Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)

Работа с чистоговорками.

Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Тра – тра – тра в детский сад идем с утра.

Тру- тру - тру пыль везде сотру.

Тры- тры - тры у Вани две сестры.

Дидактическая игра.

Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

Кот – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива – кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными кружками).

Актуальность

Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.

Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.

Развивающие:

Развитие просодической стороны речи.

Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.

Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие », «Художественно-эстетическое».

Материал: Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.

Ход занятия

Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».

Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).

Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей )

Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.

Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).

Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).

Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.

Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).

Педагог: Что вы услышали? (Ответы детей).

Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).

Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).

– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.

– Чем вы слушали? (Ответы детей).

Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).

И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).

Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).

Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!

В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!

В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!

Мимо машины бежали: – ТРРРР!

Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!

Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!

Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!

Листья на ветру шумели: – ТСС!

Змеи в лесу шипели: – ШШШ!

А комары все пели: – ЗЗЗЗ!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!

Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?

– Как перекликались поезда?

– Как кашляли куклы?... и т.д. (Ответы детей).

Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес . (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).

Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).

Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.

Педагог : А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).

Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (ответы детей).

Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.

Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносится губами.

Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.

В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.

Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.

Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки? (Ответы детей).

Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).

Итог занятия:

Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...