А сохранить большой урожай свежим. Хранение овощей и фруктов или как сохранить урожай

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

А.С. Алексейчик (БГПУ, Минск)

Научный руководитель - Т.С. Аверьянова

Дошкольный возраст - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в дальнейшем. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

В настоящее время в психологической науки активно применяют гендерные подходы для решения теоретических и практических задач, также рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек. Помимо этого анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании.

Анализируя вопрос гендерного воспитания необходимо рассмотреть ключевые понятия, такие как «пол» и «гендер».

Пол - (англ. gender, sex) -- комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. Пол детерминирован иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера .

Гендер - (англ. gender, от лат. genus «род») -- это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д..

Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями он учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Становление личности находиться в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традициями.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из крепкого единства чувств в семье, облегчает социальную адаптацию в детстве, способствует последующему взрослению и возмужанию. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания .

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, "уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

Именно в первые годы жизни ребенок осознает свой половой образ «Я» как мальчика или девочки. В шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», ребенок знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. В старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе («Я - мальчик», «Я - девочка»), осознанное понимание норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности.

Что касается гендерного воспитание в семье, то оно непосредственно начинается именно с родителей и их отношения к особенностям ребенка. Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть.

Гендерное воспитание детей не требует строгих разделений. Даже более того, если ребенок разовьет в себе дополнительно часть навыков, свойственных противоположному полу, это, скорее всего, поможет ему добиться больших результатов в будущей взрослой жизни. Ваша главная задача - стать для своих детей примером мужской силы и смелости, а также женской мудрости и нежности. И тогда дети обязательно станут полноценными членами общества, полностью соответствуя его морально-этическим требованиям, и не забывая о своих чувствах и интересах.

гендерный воспитание девочка

Список литературы

  • 1. «Большой психологический словарь» Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. Издательство Прайм-Еврознак в 2007 году.
  • 2. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология) // «Структурная социология». -- М., 2010.
  • 3. Колесниченко Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть. Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

В отечественной психологии термину "гендерное воспитание" частично близко по смыслу понятие "воспитание семейного поведения". О первом этапе воспитания . Главная задача второго этапа воспитания семейного поведения (гендерное воспитание ) - формирование полоролевого поведения.

Он начинается в среднем где-то с трёх лет. Некоторые дети переходят на второй этап раньше. Это может быть

1. ребёнок, которому досталось много внимания, мама носила на руках, много с ним разговаривала,
2. или младший ребёнок в большой семье.

Мальчики переходят на второй этап чётко, начиная предпочитать общение с мужской половиной населения. Девочки остаются с мамами.

На втором этапе воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) отлично видно, что девочки и мальчики - противоположный пол. Они совершенно по-разному формируют свою роль.

Первый признак того, что ребёнок перешёл на второй этап, интеллектуально созрел для этого, - он начинает играть в ролевые игры, выдумывать сюжет, фантазировать и выдумывать игры. Мальчишечьи игры всегда прогрессивны, откликаются на международные события, сюжеты кинофильмов, сюжеты про войну и приключения.

Весь первый период проходит под влиянием мамы. Если она сказала "этого делать нельзя", ребёнок никогда не сделает. Это то, что называется "впитал с молоком матери". Это мать должна показывать курящего человека и говорить: "Так делать нельзя никогда. Это плохо". А если мать сама курит? Ребёнок воспринимает до 3 лет всё, что делает мать, без критики как правильное. И это остаётся на всю жизнь. Однажды, видя как восьмилетний мальчишка рисует монстров с сигаретой, я стала рассказывать ему о вреде курения. На что он мне ответил: "А моя мама курит, и она здорова".

Второй этап воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) идёт под воздействием сверстников и предметной среды. Он тоже проходит в 2 стадии.

Первая стадия формирования полоролевого поведения

Первая стадия, которую порой называют как-то безжалостно - "детсадовский период". Он длится до 7 лет и представляет собой игровую стадию второго периода воспитания семейного поведения (гендерного воспитания). Всё проигрывается, любая роль примеряется в играх. Усваивается очень много в играх.

Итак, ребёнок придумывает игру и играет в неё. Сюжет игры постоянно меняется. Формируется макросоциальная роль - ребёнок примеряет на себя разные профессии. Если он говорит, что кем-то решил стать, когда станет взрослым, никогда нельзя высмеивать это решение, особенно зло и пренебрежительно. Ребёнок перестанет верить взрослым и делиться своими мыслями. Лучше спросите, почему он изменил решение. Узнаете много интересного.

Ролевая игра достаточно часто оценивается родителями как пустая забава, свободное время, которое надо занять чем-то полезным, например, обучением. Особенно часто такую позицию занимают состоятельные родители. А педагоги идут на поводу. Но ребёнок ничего не потеряет, если не научится читать в 3 года. А вот невозможность играть может нанести невосполнимый урон его личности: он не учится играть, общаться, управлять своими желаниями, подчиняться.

У мальчиков игры практически всегда носят соревновательный характер, девочки предпочитают игры малой подвижности: классики, скакалки и др. Мальчики постоянно меняют сюжет игры. Игры девочек отличаются регламентацией, четкими правилами. В игре дети учатся лидировать, и нет другой деятельности, так хорошо подходящей для этого. Кстати сказать, только к 4 годам дети по-настоящему учатся бегать. У физиологов есть понятие "полётность" бега. До этого они переваливаются с ноги на ногу, как утята. С развитием полётности бега быстро развивается ловкость. Вот тогда мальчишки могут побороться за лидерство.

Интересно, что мальчикам природа дала дополнительные шансы для выживания. Анализы их крови отличаются от анализа крови у девочек. Когда мальчики начинают подвижные игры, у них резко подскакивают тромбоциты, увеличивается количество эритроцитов в крови. Для чего? Если мальчик упадет и ушибётся, чтобы он не пострадал. Девочки не рассчитаны на такие действия, и у них не повышаются тромбоциты во время активных игр. Безопасность в девчоночьих играх обеспечивается очень строгой регламентацией, жёсткими правилами.

Игра - взаимодействие со сверстниками

Игра - это взаимодействие со сверстниками. В дошкольном возрасте дети учатся не только лидировать, но и подчиняться социальным нормам. Взрослый не научит этому так, как учит детский коллектив. Обратите внимание, что перед любой игрой дети договариваются, чего нельзя делать. Если кто-то правила нарушает, то второй, третий раз он не сможет этого сделать. Детский коллектив накажет.

Правилам, принятым в данном сообществе, надо подчиняться, или последует исключение из игры. Не подчиняются чаще дети, которые в раннем возрасте были не нужны своим мамам и проявляют излишнюю жестокость. Игнорирующих правила детский коллектив выбрасывает. Только взрослый может помочь такому ребёнку адаптироваться в этой игре, зная его ошибку. По-настоящему с каждым таким малышом нужно работать дополнительно, чтобы его не выбрасывали из игр.

В игре дети обучают друг друга, корректируют недостатки семейного воспитания. Кстати, воспитатели по играм детей с высокой степенью достоверности определяют взаимоотношения в семьях воспитанников, потому что дети в играх в точности копируют их. Но иногда бывает и не так. Наблюдая скандалы и ругань в доме, ребёнок начинает брать за образец не свою семью, а ту, например, куда он приходит в гости, где его приветливо принимают. Именно по этой причине в семьях алкоголиков вырастают нормальные хорошие дети.

Кто такая Барби?

Девочки играют в куклы, принимая на себя роль мамы. Куклы могут быть любые, кроме Барби. Во всём мире психологи признают вред этой игрушки. Она не даёт поиграть в собственную семью, в ребёнка-куклу. Ведь Барби не может быть "ребёнком" девочки 4-5 лет. Она и не взрослая, потому что ребёнок играет и представляет себя взрослым. Если играют несколько девочек, то каждой достаётся какая-то роль: подруги, сестры, тёти и т. д. Но кто такая в этом смысле кукла Барби? Многие психологи заявляют, что эта кукла невротизирует детей, делает их злыми и неспособными играть в куклы.

Дети могут не играть по вине родителей, детского сада. Много девочек, идущих в школу с куклами и не желающих с ними расстаться. Виноваты родители. Они не дали как следует поиграть, а ребёнок чувствует, что ему это необходимо.

Гендерное воспитание в неполных семьях

Как влияет на воспитание семейного поведения детей (гендерное воспитание) воспитание в неполных семьях? Сифилидолог О.К. Лосева пришла к выводу, что если в период ролевой игры ребёнок жил в неполной семье, и взрослые не прилагали усилий для воспитания нормального семейного поведения, то у выросших детей гораздо больше добрачных контактов, а потом внебрачных. И они менее разборчивы в выборе партнёров.

Вторая стадия формирования полоролевого поведения

В 7-8 лет ребёнок переходит на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Ужесточаются требования к фемининности и маскулинности. Мальчишки всячески показывают негативное отношение к девчонкам: дергают за косички, толкают, пренебрежительно обзывают плаксами и ябедами. Девчонки про мальчишек говорят, что они хулиганы. И все друг с другом не дружат.

У девочек нет резкого перехода на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Девочка по-прежнему остаётся с мамой. У неё формируется материнское поведение. Девочки учатся (если есть такая возможность) жалеть обиженного. Если эта черта у девочки появилась, то нет сомнения в том, что она пожалеет и собственного плачущего малыша. Женская нормальная черта.

Трансформация роли

Женское и мужское поведение усваивается и тем, и другим полом. Кто-то усваивает его правильно, кто-то с ошибками, а кто-то (в силу разных причин) с искажениями. В этом возрасте может произойти трансформация роли. В современном мире мы часто видим девочек, которые активно занимаются спортом, доминирующих деловых женщин. В древние времена, говорят, были амазонки.

Трансформация роли может быть

1. врождённая,
2. наследственная.

Врожденная трансформация происходит во время беременности и чаще всего обусловлена приёмом каких-то препаратов. В ролевый период такие дети начинают играть в не свои игры. Но детский коллектив их поправляет. Каким образом? Когда девочка играет с мальчишками в войну, то мальчишки принимают её. Но никогда девочка не "дослужится" до "главнокомандующего". Она в лучшем случае бывает в игре или санитаркой, или разведчицей. Трансфомация роли бывает не только вызванная чем-то, но и наследственная.

Можно исказить роль ребёнка, только если родители сами с искажением роли. Дети чётко копируют семейное поведение родителей. Если мама - глава семьи, доминирует, а папа загнан в экологическую нишу и делает всю женскую работу по дому, как бы ни хотела мама, чтобы её сын вырос доминирующим, главой семьи, и как бы она этому его не учила, всё равно он вырастает "зайчиком". Он обязательно выберет доминирующую жену, как бы мать ни была против.

Легко ломается роль ребёнка, если ему не с кем играть. Например, мальчика окружают только девочки, и он начинает играть в куклы. Ситуация: трёхлетний мальчик надевает платьице сестры и требует, чтобы его называли Людочкой (Людочек в обозримом пространстве нет). Кстати, многие мальчишки играют в куклы, как бы примеряя на себя эту роль, но быстро бросают.

Можно ли выровнять трансформацию роли?

Роль можно изменить. Родителям надо постоянно демонстрировать детям примеры мужского и женского поведения, специально создавать ситуации для проявления детьми мужественности или женственности.

Кстати, предпочитаемую роль видно уже тогда, когда у малыша нет ролевой игры. Достаточно дать в руки кубики и показать, как из кубиков что-то складывать. Сперва ребёнок не складывает картинку из кубиков, в 1,5 года он может построить башенку. Девочка с женской ролью кубики по собственному желанию складывать не будет. Но если есть трансформация по мужскому типу, то будет. Мальчик с женской ролью тоже не будет складывать, его надо учить складывать кубики. Нужно прилагать усилия, чтобы ему было интересно как эти кубики складываются, как эта башня падает. Такому мальчику необходимо, чтобы с ним играли сперва мама, а потом окружающие.

Есть народы, у которых полоролевое воспитание проводится с самого раннего детства. В России тоже всегда было понятие полового воспитания (не просвещения!). Например, с 3 лет русских князей забирали у нянек и отдавали "дядькам". Это было полностью мужское воспитание, потому что они должны были стать воинами.

Интересно воспитывают девочек в Индии. Воспитание индивидуальное с 4 лет. Занимается воспитанием семейного поведения (гендерным воспитанием?) либо бабушка, либо тётя, но обязательно старше мамы, потому что мама может поддаться моде. Девочку целенаправленно готовят к браку. Невеста должна уметь всё. Девочке внушают, что она обязательно выйдет замуж, потому что она красивая, как мама. Мама красиво танцует, и она будет также красиво танцевать. Девочку учат применять традиционную косметику, она никогда не раскрасится как индеец, встающий на тропу войны. Муж - единственный мужчина, который должен быть в её жизни. Не читаются лекции и нотации, все внушается потихонечку.

Заметим, нет ни одной религии, поощряющей добрачные контакты, только секты. В нашей стране подобное воспитание девочек можно встретить у народов Кавказа.
На аудио психолог Ирина Болтнева о полоролевом воспитании у разных народов, первой влюблённости и другом.

Итак, формирование полоролевого поведения происходит в возрасте от 3 до 9-11 лет. Воспитание семейного поведения (гендерное воспитание ) здесь особенно важно.

Гендерное воспитание в семье

Консультация для родителей

Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.

Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность - или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?

В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания - это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.

Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день - то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода - это воля, ограниченная законом».

Заповеди воспитания

1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делайте своевременные замечания.

7. Оценивайте поступок, а не личность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.

3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

13.Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.

16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.

17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.

22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.

26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

30.Проведите "ревизию" ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых "удобных" для учителей, а может быть и этого не получиться.

33.Постарайтесь не разрушать так называемую "врожденную грамотность", если ее основы заложены в ребенке.

34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.

38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.

43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.

44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования "хотения" ребенка.

46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.

47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

48.Бойтесь появления у ребенка "выученной беспомощности".

49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди".

В чем суть гендерного воспитания современного подрастающего поколения? Какие проблемы встречаются? Как справляются со своей задачей в ДОУ, школе и в семье? На такие вопросы стоит знать ответ каждому родителю и педагогу.

С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.

Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей

Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.

Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.

Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.

На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.

В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.

На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.

Современная актуальность

Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.

В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.

Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.

Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.

Цели и задачи

Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:

  • закрепить половую роль;
  • сформировать культуру личности;
  • сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях;
  • вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.

Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.

Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.

Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.

Особенности полового разделения

В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.

Дошкольников

К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.

В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:

Каждый день должен быть распланирован с учетом родовой принадлежности. Это возможно при использовании таких методов:

  • схем-действий;
  • познавательно-развивающих бесед;
  • при создании проблемных ситуаций;

Вот основные способы мотивировать малышей к деятельности:

  • привлечь к игре;
  • вызвать желание помочь кому-то из взрослых;
  • призвать к действиям за вознаграждение.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста возлагается на плечи женщины, поэтому большее количество занятий ориентировано на представительниц своего пола. Важно обеспечить разный подход к мальчикам и девочкам.

Основные направления:

  1. При обучении девочки лучше усваивают информацию на слух, мальчики же – визуально. Им просто необходимо провести тактильный осмотр, только тогда есть высокие шансы, что материал будет воспринят.
  2. Необходимо проводить дидактические игры : «Кем я хочу стать», «Одень куклу Таню», «Одень куклу Ваню», «Профессии», «Чем занимается папа, мама» и т. д.
  3. При планировании музыкального занятия также стоит учитывать особенности разных полов.
  4. На театральном занятии – при правильном распределении ролей.
  5. На занятиях по физкультуре в ДОУ должны применяться упражнения и игры согласно гендеру. Мальчики предпочитают подвижные игры, на выносливость.

В группе стоит обустроить зоны для игр отдельно для девочек (парикмахерская, прачечная) и для мальчиков (гараж, уголок для строителя). При этом нужно научить распределять роли в сюжетно-ролевой игре согласно своему полу.

В младшей школе

Исследования показали, что девочки быстрее схватывают:

  • математические алгоритмы, разбираются лучше в схемах;
  • запоминают правила;
  • могут разделить без усилий целое на части.

Девочки предпочитают задания, в которых необходимо опираться на фантазию (придумать сказку, историю). Действует слуховая память. Обращают внимание на мелочи, могут лучше сосредоточиться при шуме.

Мальчикам легче усвоить материал:

  • используя в качестве примера конкретные жизненные ситуации;
  • тренируясь на практике складывать алгоритм;
  • на занятиях русского языка мальчики не пользуются правилами, а опираются на практические знания.

Мальчишки – юные исследователи, которым нужно во всем докопаться до истины путем проб и ошибок. Чаще добиваются успехов в математике, имеют хорошую зрительную память. В отличие от представительниц противоположного пола с легкостью представляют мысленно объемную фигуру.

При построении вопроса стоит учесть, что главное – конкретика. Необходимо сделать упор при организации учебного процесса на повторение и закрепление, тогда когда девочки запоминают услышанное сразу.

Школьники младших классов по-разному относятся и к соревнованиям. Мальчики всегда готовы доказать свое совершенство, а вот при выборе игры для девочек, в которой стоит соперничать, необходимо быть аккуратным. Есть риски, что все участницы между собой перессорятся.

Подростков-старшеклассников

Темы гендерной принадлежности затрагиваются и в старших классах школы. Педагоги должны поднимать вопросы, которые помогут определить свою социальную роль согласно полу.

Для реализации задач школьной программы вводятся факультативы, проводится классный час, рассматриваются ситуации на примерах литературных произведений.

На этом этапе важно посвятить много времени таким темам:

  • воспитание;
  • сексуальное просвещение;
  • супружеская жизнь и распределение ролей мужа/жены, матери/отца.

Используются такие методы, как:

  • беседа;
  • открытые разговоры;
  • ролевые игры;
  • поиск ответа на проблемный вопрос;
  • анализ сочинения с акцентом на гендер героя;
  • разделенный физический труд и т. д.

Чтобы заинтересовать ученика, внеклассное мероприятие стоит разнообразить показом фильмов, иллюстративного материала, журналов. Чтобы занятие было успешным, необходимо позволить школьнику принимать участие.

В семье

Отец и мать – пример для своего ребенка. Мальчик будет копировать модель поведения папы, а дочь – матери. В дальнейшем дети создают свои семьи и повторяют все увиденное.

От родителей зависит, какую роль в будущем мальчик или девочка будет играть в собственной семье. Главное – мужчина не должен перевоплотиться из охотника и кормильца в потребителя, но при этом, не должен и забывать о том, что воспитание детей возлагается на плечи не только женщины.

Представительница слабого пола также не должна становиться главой семьи, на которой держится весь дом.

Не стоит долго оберегать ребенка от тематики интимной жизни. Если затянуть с этой информацией, то подросток узнает обо всем на улице. Важно сформировать правильные взгляды на отношение между представителями разных полов, подготовить к семейной жизни.

Стоит отвечать на вопросы, которые возникают у малыша с дошкольного возраста об отличиях гендеров. Если он не услышит ответ, пойдет интересоваться к другим, а это уже трудно проконтролировать.

Главное – говорите правду, но согласно возрасту. Истории об аистах и капусте пусть останутся вне вашей беседы.

Родители должны также участвовать в ролевых играх, отображая реальную жизнь: магазин, больницу, семью и т. д.

Нужно создать крепкие отношения со своим чадом, проявлять любовь. Это залог того, что ребенок не будет искать ласки в интимных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Задача, которую стоит выполнить взрослому – взять ответственность за сексуальное просвещение молодежи.

Проблемы реализации

Современная система образования более подстроена под особенности девочек, поскольку требует усидчивости и внимания, которого от мальчишек добиться тяжело. Ее необходимо усовершенствовать, а это возможно при общих усилиях и педагогов, и родителей.

У сегодняшних мальчиков и девочек восприятие своей родовой принадлежности искажено. Юная леди становится грубой, прямолинейной, нетерпеливой, а защитник дублирует поведение воспитательниц, учительниц, медсестер, общаться с которыми ему приходится довольно часто. Культура поведения как доблестного рыцаря по отношению к даме не знакома мужчинам.

Часто и игры не соответствуют полу малыша. Из-за этого появляется проблема при разделении ролей, договориться участникам игрового процесса трудно.

Мальчишка далеко не всегда поспешит на помощь девочке, когда нужно применить физическую силу, а девчонка не стремится проявить заботу и аккуратность.

Многие педагоги считают целью гендерного воспитания возвращение к традиционным ценностям. По их мнению, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы воспитать из мальчика активного, решительного, смелого, инициативного мужчину, а из девочки – добрую, отзывчивую, сострадательную женщину.

Другие выступают оппонентами такого мнения, и утверждают, что традиционный подход не отвечает требованиям современного общества. Сегодня можно встретить мастера педикюра – мужчину, а директора ремонтной компании – женщину. А следование стереотипам не позволяет добиться равенства полов, о котором так много говорят.

Согласно такой точке зрения цель гендерного воспитания – в формировании толерантности, уважения к противоположному полу, равенство.

Представители разных полов не имеют четких чувств, свойственных их роду. Растет число нетрадиционного поведения молодых людей. Вина – это отсутствие правильного гендерного воспитания.

У юноши и девушки могут возникать проблемы в построении прочных отношений с противоположным полом, если нет четкого понимания своего гендера.

Таких проблем можно избежать, уделяя внимание гендерному образованию с юного возраста. Это общая задача педагогов и родителей, реализация которой приведет к развитию полноценной счастливой личности.

Видео: Введение в понятие

Лето дарит нам не только тепло и солнце, но разнообразие фруктов и овощей, которые очень хочется сохранить подольше, чтобы наслаждаться их чудесным вкусом холодной зимой, когда так не хватает солнца и витаминов. Мы собрали полезные советы, как правильно хранить фрукты и овощи в обычной городской квартире.

Как хранить овощи и фрукты: овощи

Многие овощи проще всего хранить на теплой застекленной лоджии. Если такой возможности нет, овощи зачастую кладут в холодильник, что не всегда правильно: например, картофель , чеснок , лук и большинство корнеплодов в холоде быстрее портятся. Если нет возможности оборудовать место на лоджии, разместите их на кухне или в прихожей. Чтобы корнеплоды не начали прорастать, держите их в темном месте. Очень удобно использовать специальные деревянные ящички, корзинки, подвесные мешочки из дышащей ткани и даже просторные керамические горшки. Держите лук подальше от картошки: картофель выделяет в воздух вещества, которые провоцируют быстрое прорастание и порчу лука.

Лук и чеснок можно красиво подвесить в затененном месте на кухне в виде переплетенной косички. На кухне в стиле хай-тек или минимализм такое натуральное украшение будет выглядеть несколько странно, а вот в средиземноморском и скандинавском стиле, а также в стилях прованс, шале и кантри оно будет смотреться вполне органично и даже придаст интерьеру больше уюта.

Пряные травы намного дольше остаются свежими, если хранить их в холодильнике в стаканчике с водой, как букет цветов. Купив пучок укропа или петрушки, срежьте нижние подвявшие концы стебельков и поставьте пучок в небольшое количество воды.

Еще один чудесный способ хранить пряности – заморозить их с растительным маслом в формочках для льда. Получившиеся кубики с приправами удобно добавлять в супы и другие блюда. Помойте и мелко нарежьте свежий укроп, петрушку, зеленый лук и кинзу. Разложите травки по отдельным формочкам, залейте растительным маслом и поставьте в морозилку.

Красивые банки с консервами

Те, кто любят консервировать фрукты и овощи, могут украсить свои баночки симпатичными этикетками, которые легко найти в продаже. Очень уютно и по-домашнему выглядят баночки, крышка которых сверху завязана текстилем. Даже промышленные производители консервов взяли этот метод декора на вооружение, чтобы подчеркнуть натуральность продуктов и «домашний» рецепт их приготовления. Таким же способом можно украсить и баночки с медом.

Замороженные ягоды

Лучший способ сохранить урожай ягод на зиму, не потеряв полезные вещества и витамины – это заморозить их в сухом виде. Отбирают плотную неповрежденную ягоду и в сухом немытом состоянии замораживают ее в небольших пластиковых контейнерах, чтобы не раздавить нежный продукт. Мыть ягоды не рекомендуется: из-за воды они слипнутся при заморозке, и вы получите не вкусные рассыпчатые ягодки, а непривлекательную массу, в которой неповрежденными останется лишь небольшая часть ягод. Правильно замороженные ягоды достают из морозилки, отсыпают в нужном количестве, аккуратно моют (заодно и размораживают) и употребляют в сыром виде или в качестве добавки к различным блюдам и десертам.

К сожалению, этот метод хорошо работает только для ягод с плотной кожицей: черной и красной смородины, вишни, черешни, крыжовника, черники и голубики, жимолости, черноплодной рябины, калины и т.д. Ягоды с нежной структурой, такие как малина и ежевика, не очень хорошо переносят заморозку: размороженную малину сложно мыть, потому что она буквально распадается на части. Из свежей малины лучше всего сварить полезное малиновое варенье, которое буквально за пару дней ставит на ноги при простуде и бронхите, или перетереть ее с сахаром и хранить в холодильнике, сохранив все полезные свойства свежей ягоды. Из ежевики получается великолепное варенье и очень вкусные ликеры.

Яблоки и груши

Если на вашем участке плодоносят яблони и груши сортов длительного хранения, то храните урожай на прохладном застекленном балконе, следя, чтобы температура воздуха не опускалась ниже 0°С. Идеальный вариант – в деревянных ящиках слоями, проложенными бумагой. Слишком много слоев складывать в один ящик не стоит – это приведет к деформации и порче нижних плодов от тяжести. Чтобы одно пропавшее яблоко не испортило все остальные, тщательно отбирайте фрукты для хранения: они должны иметь плодоножку (хвостик), быть крепкими, не червивыми, без вмятин и повреждений. Падалицу хранить не имеет смысла – у нее отбит один бок, от которого яблоко начинает быстро портиться.

Слива и алыча

Эти восхитительно вкусные фрукты очень быстро портятся, и поэтому требуют особой переработки. Вкусные сорта можно заморозить, отобрав спелые и неповрежденные плоды: мелкие сливы и алычу замораживают немытыми и целиком, как ягоды. Крупные сливы с отделяющейся косточкой моют, разрезают пополам, вынимают косточку, подсушивают на полотенце или только потом замораживают. Сорта со слишком мягкой, водянистой мякотью для заморозки не подходят, так как сливы для заморозки должны быть достаточно плотными. К сожалению, из-за крупного размера плодов и ограниченного места в морозильной камере, много слив не заморозишь. Зато из них получаются великолепные компоты, конфитюры, приправы и даже маринады. Для любителей делать домашние заготовки богатый урожай слив на участке – это необъятный простор для творчества и фантазии.

Простой рецепт вкусного маринованного перца

По этому рецепту перчик получается неострый и очень вкусный. Для заготовки нам понадобится сладкий перец, стандартные стеклянные банки 0,7 л с накручивающимися крышками, лавровый лист (по 1-2 листика на банку), чеснок (по 1-2 зубчика на банку).

1. Сладкий перец нужно помыть, удалить сердцевину и разрезать вдоль на кусочки шириной примерно 3-5 см. Зубчики чеснока очистить и отрезать основания. Лавровый лист хорошо промыть.

2. Банки и крышки тщательно помыть с моющим средством, разложить перец, чтобы понять, сколько потребуется банок. Вынуть перец, прополоскать банки и простерилизовать их над паром как минимум 10 минут. Крышки простерилизовать в кипящей воде тоже не меньше 10 минут. Стерилизованные банки поставить на стол и накрыть крышками.

3. В большой кастрюле варим маринад: на каждый литр воды добавляем по 40 г сахара и 40 г соли. Когда маринад закипит, бросаем в него перец, лавровый лист и чеснок. Даем перцу покипеть на среднем огне 3-5 минут и выключаем плиту. Раскладываем перец, чеснок и лавровый лист по банкам (я для удобства использую длинные кулинарные щипцы). Заливаем банки рассолом и в каждую добавляем по столовой ложке подсолнечного масла и 9% уксуса. Банки должны быть заполнены жидкостью до верха, чтобы в консервах осталось как можно меньше воздуха. Крепко закручиваем крышки, переворачиваем банки, укутываем полотенцами и даем остыть.

Так как мы сделали консервы по упрощенной технологии без длительной пастеризации, их нужно хранить в холодильнике. По моему опыту, они способны выдержать очень длительный срок хранения, но обычно такой перчик быстро съедают.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...