Акция погружения моделей подводных беспилотников. Подводный дрон

На прошлой неделе судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США.

Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA, а на днях стало известно, что Boeing приступила к испытаниям этого дрона уже не в тестовом бассейне, а в . Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Пока идут краткосрочные погружения на небольшие глубины, но на следующем этапе планируется отправить дрон на большую глубину на длительный срок. По словам создателей, он сможет находиться месяцами в автономном плавании, самостоятельно возвращаться на базу, всплывать на поверхность и передавать информацию. Сам дрон состоит из модулей, что позволяет снаряжать его под разные задачи определенной начинкой.

Подводные дроны рассматриваются как одно из приоритетных направлений развития военно-морских сил. Потенциальные противники США, то есть Китай и Россия, совершенствуют свои вооруженные силы и американское господство на поверхности воды становится не столь очевидным и гарантированным.

Другая проблема - это все более совершенные системы слежения за крупными подводными лодками. Американцы предполагают, что тот же Китай строит так называемую «великую подводную стену» - систему датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают подводные и надводные цели.

Третий фактор - это цена содержания крупных подводных лодок с многочисленным экипажем на борту. Автономные дроны, дешевые и без людей, выглядят привлекательной заменой уже в ближайшем будущем.

Поэтому в Пентагоне возникла идея - уйти под воду и воспользоваться технологическим преимуществом там, создавая небольшие и менее шумные чем подводные лодки дроны. В идеале рассматривается создание «материнских» подводных дронов, которые бы несли под водой целые рои более мелких беспилотников самого разного назначения.

В прошлом году контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий».

Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

Дронами называют беспилотные устройства, управляемые дистанционно – это может быть летающий, плавающий или любой другой робот, контролируемый на расстоянии. Так например, подобные машины широко применяются гражданскими и военными саперами. Подводные же дроны в основном используются ученными и спасателями для изучения морских глубин.

Обычный человек тоже может обзавестись схожей «игрушкой» – самым распространённым товаром, обильно присутствующим на рынке, можно назвать разного рода мультикоптеры. Как правило, изделия снабжаются видеокамерами или другими сенсорами, помогающими контролировать выполняемые задачи.

Виды дронов

Подводные дроны не так распространены, как воздушные или наземные, однако, на момент 2015 года, технология активно развивается частными и военными компаниями, так-как в отличие от слабого и живого человека, механизм способен переносить более тяжелые нагрузки, а при поломке, его всегда можно отремонтировать, данную отрасль можно считать очень перспективной. Разумеется, современные модели далеки от совершенства, а их стоимость баснословно велика, впрочем, как и у любой новинки, появляющейся на рынке. Однако, уже сейчас есть достаточно эффективные изделия, позволяющие выполнять ряд сложных задач.

Все дистанционно управляемые подводные модели техники можно разделить на 3 большие категории:

  • военные дроны — служат для обезвреживания морских мин, патрулирования территории стоянки военных кораблей, для следовательских и спасательных целей при затоплении кораблей и иных объектов, представляющих ценность для военных
  • исследовательские — применяются научными экспедициями для исследования морских глубин, пещер, и иных геологических подводных образований, так же применяется для взятия образцов грунта и наблюдение за подводной биосферой.
  • промышленные — данный вид дронов используется в основном для обслуживания подводных элементов сооружений и коммуникаций.

Гражданский подводный дрон Trident

На данный момент, компания OpenROV активно продвигает свой вариант подводного дрона – именно его стоит выделить, как наиболее продвинутое изделие, доступное обычным людям. Устройство получило гордое название «Trident» (Трезубец). Трезубец считается самым быстрым роботом, он развивает скорость, сравнимую со скоростью 8 кратного олимпийского чемпиона по плаванию, Майкла Фелпса – да, именно такие характеристики привели сами разработчики устройства.

Еще одна отличительная черта модели – это высокая маневренность, позволяющая останавливать и разворачивать ее в считаные секунды. Подобные качества могут пригодиться в экстремальных ситуациях, например, при необходимости быстро обнаружить утонувшего человека или увернуться от столкновения. Дэвид Ланг и Эрик Стэкпол, изобрётшие предмет обсуждения, проводили успешный эксперимент по подключению контроллера от игровой приставки PlayStation 4, выводя потоковое видео на монитор и ВР очки от Google.

Что касается глубины погружения, то она превышает стометровую отметку, допустимую для обычного человека. Создатели уже провели исследования нескольких глубоководных областей, в частности, проект родился, как желание двух друзей проверить правдивость древней легенды, которая гласила, что в 1800 году, в Калифорнии, группа коренных американцев спрятала энное количество золота на большой глубине. Данное событие получило резонанс в СМИ, и было освящено в USA Today.

На сегодняшний день, есть беспроводные и проводные варианты. Одна из отличительных черт проекта – это отрытый исходный код. По сути, любой инженер может использовать чертежи, находящиеся на сайте, чтобы собрать себе свой собственный Трезубец, из-за чего, развитие технологии стало трудно отслеживаемым процессом, так-как неизвестно, какое количество модификаций существует в мире. Для остальных, продукт продается здесь же, по цене в 849$.

Практическое применение подводных дронов

На вооружении армии США уже давно используются разного рода беспилотные машины. Как правило, подводные варианты призваны проводить разведку местности, обнаруживать вражеские подводные лодки, либо работать с минами. Однако, в гражданской среде, устройства имеют куда больший потенциал для применения. Роботы в значительной степени способны облегчить научно-исследовательские проекты, связанные с изучением труднодоступных областей океана, небольших пещер, в которые человеку попросту не пройти. Десятки исследователей применили на практике изделие от OpenROV – на официальном сайте компании даже имеется раздел, посвященный проведенным работам, с отметками областей на карте.

Еще одна перспективная отрасль – это обучение. В одном из интервью, Дэвид Ланг, основатель компании OpenROV, заявил, что с нетерпением ждет день, когда любой школьник сможет посмотреть на содержимое океана не выходя из классной комнаты. Естествознание, биология, история – это лишь малая часть наук, в которые внесут вклад подобные технологии.

Ремонт и обслуживание техники, находящейся под глубинами. Как правило, это кабели и транспортные трубы. Добраться до них довольно сложно и дорого. В экстремальных ситуациях, использование управляемого робота – это идеальный вариант для выявления неполадок и повреждений.

Подводные дроны в военной промышленности

В 2014 году, ВМС США провели более 20 тестирований беспилотных боевых субмарин. По заявлениям министерства обороны, практически все испытания были провалены по вине несовершенства изделий, произведенных компанией Lockheed Martin, являющейся одним из крупнейших американских подрядчиков. Основная задача трутней была в безопасном подрыве мин, однако, в процессе испытаний постоянно встречались неполадки в системе дистанционного управления. В тоже время, как заявил Джо Догерти, являющийся пресс-секретарем Lockheed, на данный момент их систему можно считать самой совершенной в мире, вдобавок отметил, что при тестировании дронов, представители ВМС превышали допустимые ограничения для устройства.

Правительство США собиралось выделить 864 млн. долларов на закупку подводных беспилотных боевых машин, но череда неудач, тянущаяся с 2010 года ставит под вопрос дальнейшее финансирование программы и существование дронов в том виде, в коем они есть сейчас.

Промышленные подводные роботы

Прокладка оптоволоконных сетей на дне океана, по которым проходит 90% интернет-траффика в мире, осуществляется с помощью специальных механизмов. По сути, это автономные роботы, выполняющие заранее заложенные в них задачи. Частично, они контролируются операторами с кораблей, однако, большая часть работы делается по программе, вложенной заранее. Подобные устройства нельзя назвать полноценными беспилотниками, так-как по сути, это просто машина, вроде тех, что занимаются сборкой автомобилей или телевизоров на заводах. Взглянув под другим углом, их можно смело назвать отцами современных подводных дронов, этакими родоначальниками движения, вдохновителями.

Такие машины оснащены которые имеют 6 степеней свободы и заканчиваются либо захватами, либо насадкой для конкретной операции, такой как сварочный электрод или отрезные ножницы. Самый пожалуй знаменитый и успешно используемый робот — это робот sawfish (рыба пила). Задача робота срубать деревья, которые были когда то затоплены. Срезает он их цепной пилой (длина ее 1,5 метра) Перед тем как срезать, робот вкручивает в ствол дерева на расстоянии 15см от среза воздушный баллон, который и выносит дерево на поверхность. Управляемый аппарат оператором через кабель с поверхности водоема, через кабель (длиной 200 метров) же поступает питание для всех систем.

Проблемы и недостатки подводных дронов

По заявлению профессора George A. Bekey, специализирующегося в компьютерных науках, электротехнике и биомедицинской инженерии, в отличии от наземных и воздушных беспилотников, у их подводных собратьев огромные проблемы с обеспечением стабильной связи. Это связано с присутствием воды вокруг устройства, сильно искажающей сигнал. Вдобавок, на момент 2012 года, у ВМС США не было приемлемого источника питания, способного эффективно работать на протяжении длительного времени. Именно в 2012 году, военно-морской флот делает упор на разработку техники, способной выполнять более одной задачи за раз, но как уже было написано выше, проекты сталкиваются все с теми же, навигационными проблемами.

Выводы

Глядя на современные достижения в роботостроении, становиться понятно, что подводные дроны далеки от своих наземных и воздушных собратьев. В тоже время, можно с уверенностью сказать, что при нынешней скорости развития технологий, человечество ждет множество достижений в данной области. На пути к совершенству и эффективности всегда возникает много сложностей, но обернувшись на историю, становиться ясно, что непреодолимых преград нет, и всегда находятся люди, способные сломать стереотипы и сделать верный шаг по направлению к успеху.

Каковы будут возможности беспилотных машин через 10 лет? Уже сейчас активно разрабатываются способы использования дронов для ремонта техники и добычи ценных ресурсов, и хоть пока без человека не обойтись, возможно, нашим потомкам не придется рисковать собственной жизнью, работая в опасных условиях.

Доброго времени суток, наши уважаемые читатели. Время от времени мы рассказываем о профессиональных беспилотниках и о , в которых они находят применение. Однако не только в воздухе беспилотные аппараты способны оказать помощь человеку. Современный подводный дрон способен решать задачи, которые не так давно были под силу только батискафам с людьми на борту. Стоимость аппаратов, умеющих работать под водой, постепенно уменьшается, тогда как их функциональность растет.

В нашу подборку вошли 5 дронов, однако на самом деле количество беспилотников, способных работать под водой, гораздо больше. На этот рынок нацелились многие компании, в том числе и те, что специализируются на квадрокоптерах.

Если вам кажется, что сфера применения подводных устройств ограничивается сугубо профессиональными задачами, то это не совсем верно. Наверняка большую популярность со временем получат аппараты для рыбалки, охоты, для подводной фотографии, для ныряний с аквалангом.

Конечно, в первую очередь дроны для работы под водой разрабатываются для участия в исследовательских, строительных и спасательных операциях. Но решения, реализованные в профессиональных моделях, наверняка будут использованы и в дронах любительского уровня. Собственно, именно любительским аппаратам и посвящена наша статья.

1 место

На первое место мы поставили симпатичный дрон ibubble, созданный специально для дайверов. Он способен следовать за своим владельцем, используя для ориентации под водой эхолот и систему распознавания. Яркий желтый цвет корпуса хорошо заметен даже в не самых прозрачных водах.


ibubble способен нырять на глубину до 60 метров. Это не самый выдающийся показатель, мы познакомим вас и с более глубоководными устройствами. Однако ibubble является одним из самых доступных по цене аппаратов для дайвинга. Его стоимость составляет около 2000$ и это, конечно, не маленькая сумма, если мы говорим о летательных аппаратах. Но на подводное снаряжение действуют другие расценки, поэтому модель считается недорогой.

На борту может быть установлена камера GoPro Hero последних версий, а для подсветки используются два мощных фонаря по 1000 люменов каждый. Пульт управления закрепляется на руке дайвера. Дрону можно отдать команды на погружение и подъем, а также на движение в разные стороны. Дальность радиосвязи составляет 25 метров.

Аппарат может быть подключен к кабелю для погружения. Длина кабеля составляет 400 метров, и это решает вопрос с дальностью управления и с автономностью. Весит ibubble 5 килограмм, а его встроенного аккумулятора хватает приблизительно на час работы. При разряде батареи, устройство самостоятельно всплывает.

К минусам можно отнести небольшую дальность связи при использовании пульта. Зато ibubble умеет следовать за оператором и обычно всегда находится неподалеку.

2 место

Дрон Gladius ultra hd 4k обещает стать одним из самых ожидаемых подводных аппаратов. Управлять им необходимо с суши, то есть оператор не сможет находиться под водой. Аппаратура управления не предназначена для погружения, и представляет собой небольшой пульт, похожий на джойстик для телевизионной приставки. Пульт раздвигается, и между его половинками можно вставить смартфон.


Интересно, что для связи с дроном, находящимся под водой, используется wi-fi буй. Пульт соединяется с буем, а последний транслирует сигналы непосредственно на приемник аппарата. В зависимости от комплектации (Standard, Advanced, Platinum), расстояние удаления достигает 500 метров. В младшей версии расстояние удаления составляет лишь 30 метров.

Gladius можно рассматривать как игрушку, но весьма функциональную. На борту она может нести камеру ultra hd 4k, снимающую в разрешении 4K. В версию Standard входит 1080p камера.

Глубина погружения составляет 100 метров. Аккумулятора хватает на 3 часа работы. Для аппарата можно приобрести специальный кабель для погружения. Стоимость самой доступной версии составляет лишь 600$, правда, ее возможности довольно ограниченны. Комплектация Platinum обойдется в 1025$.

Для профессионального применения Gladius вряд ли подойдет, ведь им невозможно управлять, находясь под водой. Нет у него и систем слежения. Кроме того, для погружения нужен модуль wi-fi и буй.

3 место

Любителям рыбной ловли наверняка понравится дрон PowerRay. Он укомплектован радаром и способен находить косяки рыб даже в мутной воде. Более того, аппарат можно использовать для приманки, ведь он оснащен специальными световыми диодами.

На борту аппарата установлена камера. Она транслирует изображение на смартфон или на очки дополненной реальности.


Управлять дроном можно наклонами головы. Оператор получает четкую картину того, что происходит под водой. Трансляция ведется в режиме реального времени.

Леску с крючком и приманкой можно закрепить на специальном луче, расположенном на спине аппарата. Рыбак сможет увидеть приближение рыбы еще до того, как она окажется в непосредственной близости к батискафу.

Максимальная глубина погружения составляет 70 метров. Трансляция видео происходит на удалении до 80 метров от оператора. На одной зарядке устройство работает до 4 часов, то есть его хватит даже для довольно продолжительной рыбалки. Аппарат оснащен гидролокатором и сонаром.

Пока что подобные миниатюрные батискафы есть только у продвинутых рыбаков, но со временем аппараты, подобные PowerRay, получат широкое распространение.

4 место

Для ведения съемки под водой пригодится устройство Blueye. Небольшой по своим размерам аппарат может быть использован даже для обзора труднодоступных мест. Габариты позволяют ему легко преодолевать подводные препятствия.


Можно рассматривать Blueye и в качестве гаджета для рыбалки. Помимо камеры, транслирующей видео на смартфон или очки, он оснащается гидроакустическим оборудованием и датчиками, помогающими обнаружить косяки рыб. Поддерживается запись видео в разрешении 4К.

Глубина погружения достигает 150 метров, и это достойный уважения показатель. Вес батискафа составляет 6.8 кг. Для связи с оператором можно использовать комплектный кабель, длиной 75 метров. Дальность связи через Wi-Fi канал составляет не менее 30 метров. Девайс еще не поступил в продажу, но уже доступен в предзаказе за 6000$. Помимо пульта, аппаратом дистанционно можно будет управлять с помощью смартфона.

5 место

Серия подводных устройств DTG2 Series предназначена для решения самых разных задач.


В линейку входят 4 модели:

  • Starter
  • Smart
  • Worker

Интерес представляет модель начального уровня Starter. Она отличается демократическим (по сравнению с остальными моделями) ценником в 4000$, и хорошей оснащенностью. Глубина погружения составляет 100 метров, длительность работы достигает 8 часов. Дрон оснащен камерой, мощной подсветкой и пультом с жк экраном. В комплект входит кабель на 50 метров.

Вывод

В скором времени нас ожидает массовое появление аппаратов, которые можно будет условно называть подводными квадрокоптерами. Пока что они остаются довольно дорогим развлечением, даже несмотря на появление доступных по цене моделей (например, Gladius).

В октябре 2017 года в структуре ВМФ США была сформирована первая эскадра подводных беспилотников UUVRON 1 (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1, то есть 1-я эскадра необитаемых подводных аппаратов).

Поскольку информации на порядок меньше, обсуждение подводных дронов осталось в тени крылатой ракеты, но, тем не менее, технологии в данном случае может быть даже более высокие, а история создания не менее насыщенная. О каком же таком дроне шла речь? Есть такая программа, как океанская многоцелевая система "Статус-6" (Kanyon по классификации НАТО).

Статус-6 – это дистанционно управляемый автоматический подводный робот или если хотите дрон, по-иноземному, несущий ядерное оружие мегатонного класса, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Максимальная скорость аппарата позволяет уйти от любой существующей на сегодня торпеды противника, при этом выбор скоростного режима и траектории маневрирование дрон осуществляет самостоятельно. "Статус-6" предназначен для поражения важных военных и экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения. "Статус-6" способен уничтожать базы ВМС или авианосные ударные группы. Разработка осуществлена АО "ЦКБ МТ "Рубин" (Россия). Статус-6 относится к глубоководным необитаемым подводным аппаратам (НПА), которые могут погружаться на глубину до 1000 метров и представляет собой по сути высокоскоростную торпеду с атомным реактором и ядерной боевой частью.

В России разработан и готовится к производству первый автономный подводный аппарат "Концепт-М", способный погружаться на глубину до тысячи метров. Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта. Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой. Глубина погружения - 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина. Запас хода - 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно. Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс. Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы. Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения - 6000 метров, а дальность хода - 300 км. Подводная скорость - 3 узла. Длина аппарата - 5,8 м, диаметр - 0,9 м. Масса - 2500 кг. «Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий. «Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики. В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» - «Клавесин-2Р-ПМ» - с улучшенными характеристиками. К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина - 17 метров, водоизмещение - 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода - 600 миль, рабочая глубина - 600 метров. «Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ.

А что же с дронами в НАТО и США: судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США. Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра" на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий». Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

В начале октября 2017-го Пентагон на условиях конкурса заказал компаниям Boeing и Lockheed Martin проектирование первых опытных образцов аппаратов Orca ("Косатка"). Сумма контрактов составила 43,2 и 42,3 миллиона долларов соответственно. Длина подводного беспилотника достигнет сорока метров, всего ВМС США намерены получить девять таких аппаратов. Среди главных требований к новой системе - повышенная автономность и способность действовать самостоятельно без постоянной связи с центром управления. Судя по имеющейся информации, радиус действия "Косатки" может достигать 12 тысяч километров, а автономность плавания несколько месяцев. В этих целях Boeing предлагает применить в силовой установке аппарата дизель-электрическую схему: электродвигатель и оборудование лодки будут питаться электричеством от аккумуляторов, которые будут периодически подзаряжаться дизель-генератором. То есть фактически дальность плавания аппарата будет ограничиваться лишь запасом дизельного топлива на борту. Американские ВМС рассматривают XLUUV в том числе и как средство борьбы с подводными лодками и нанесения ядерных ударов по наземным целям. Разработка "Косатки" активизировалась после того, как Пентагон впервые узнал о планах России по созданию необитаемого подводного аппарата "Статус-6", работа над проектами сверхбольшого подводного дрона Orca и его бортового беспилотника Hunter уже идет "стахановскими" темпами.

Приступили США к испытаниям и надводного дрона «Морской охотник», он оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов - это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти около 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации - на обслуживание морского дрона уйдёт $15-20 тыс. в сутки, когда на эксплуатацию обычного эскадренного эсминца требуется около $700 тыс. ежедневно. Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.

Власти США подтвердили существование проекта российской беспилотной подводной лодки, способной нанести ядерный удар по Соединенным Штатам. К такому выводу пришли американские СМИ после анализа 47-страничного текста проекта новой ядерной доктрины США.

«В дополнении к текущей модернизации советского ядерного наследия Россия разрабатывает новые ядерные боеголовки и пусковые аппараты. Эти попытки включают обновление каждого компонента ядерной триады: стратегических бомбардировщиков, ракет морского и наземного базирования. Также в России разрабатывается как минимум два новых межконтинентальных ударных комплекса, гиперзвуковой глайдер и новая стратегическая атомная подводная автономная торпеда», - говорится в материале The Huffington Post.

Речь идет о проекте атомной роботизированной системы «Статус-6». Ранее американские власти не подтверждали информацию о существовании этого секретного российского проекта. В конце 2016 года официальный представитель Пентагона Джефф Дэвис заявил следующее: «Мы внимательно следим за развитием российских подводных технологий, но не станем это комментировать». Однако «Статусу-6» все же был присвоен индекс по классификации НАТО - «Каньон» (Kanyon).

Гроза американского могущества

Принято считать, что впервые о «Статусе-6» стало «случайно» известно из презентации для президента РФ Владимира Путина. «Секретный слайд» был показан 9 ноября 2015 года на одном из совещаний по вопросу развития оборонно-промышленного комплекса.

«Действительно, некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такое больше не повторится», - прокомментировал «утечку» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Впрочем, российские и зарубежные аналитики оказались не склонны доверять объяснению спикера Кремля. В экспертном сообществе утвердилась точка зрения, что Москва преднамеренно допустила демонстрацию широкой публике проекта «Статус-6». Это может свидетельствовать о том, что разработка подводного беспилотника близится к завершению.

На Западе опасаются, что смертоносный дрон может стать очередным «ядерным козырем» в рукаве Москвы. В такой ситуации США придется наращивать военные расходы, изобретая новые методы противодействия атомному подводному флоту РФ.

В России проект «Статус-6» воспринимают как дополнительный и очень эффективный инструмент сдерживания Соединенных Штатов. Учитывая потенциальную мощь боезаряда этого атомного дрона, аналитики приходят к выводу, что проект является ассиметричным ответом Москвы на политику Вашингтона. Столь разрушительное оружие перечеркивает усилия США по совершенствованию глобальной ПРО и созданию некоего супероружия против РФ.

Предполагается, что «Статус-6» обеспечит гарантированное поражение военно-морских баз заокеанской сверхдержавы. Главным образом под угрозой находятся причалы американских подводных крейсеров, несущих межконтинентальные баллистические ракеты. Американские ракетоносцы могут быть поражены российскими беспилотниками как в период боевого дежурства в Мировом океане, так и во время пребывания в доке.

Кроме того, «Статус-6» может стать оружием Судного дня. В случае начала ядерной войны дроны нанесут удары по американским городам, которые крайне уязвимы для подводного флота РФ, так как находятся на побережье океанов.

Конечно, в ответ на появление «Статуса-6» в составе ВМФ России США могут в короткие сроки создать аналогичный ядерный дрон (вполне возможно, что американцы уже разрабатывают его). Однако очевидно, что эффект от его применения против РФ будет несопоставим. Почти все крупные города России находятся внутри континента.

Наследник советской царь-торпеды

В «Статусе-6» Россия де-факто воплощает идею времен холодной войны о создании царь-торпеды (советский проект Т-15), способной доставить ядерный заряд к побережью США. Однако Т-15 является лишь отдаленным прообразом российского «Статуса-6», которого будет отличать развитый искусственный интеллект. Этот роботизированный беспилотник будет максимально автономным от своего оператора.

Из допущенной ранее «утечки» следует, что российский подводный дрон, оснащенный мини-атомным реактором, будет выполнять задачи на расстоянии до 10 тысяч километров, погружаясь на глубину до одного километра. «Статус-6» будет размещаться на атомоходах «Белгород» проекта 949АМ «Антей» и «Хабаровск» проекта 09851. Обе подлодки находятся в процессе строительства, которое, предположительно, завершится в 2020 году.

Длина дрона составит 24 метра, а боевого модуля - 6,5 метра. Скорость аппарата поражает воображение. Утверждается, что она может достигать 90 узлов (166 км/ч). Для сравнения американская торпеда МК-48 обладает скоростью в 55 узлов. Такие скоростные характеристики делают российский беспилотник неуязвимым для перехвата.

Техническим обеспечением и ремонтом «Статуса-6» будут заниматься опытная дизель-электрическая субмарина Б-90 «Саров» проекта 20120 и вспомогательные суда проекта 20180 «Звездочка». Разработку дрона ведет петербургское ЦКБ МТ «Рубин» - флагман конструкторской мысли РФ в сфере подводного флота.

На текущий момент известно лишь об одном испытании «Статуса-6». В декабре 2016 года издание The Washington Free Beacon со ссылкой на данные разведки США сообщило, что осенью дрон был выпущен в море с борта «Сарова». О результатах теста информация отсутствует.

В ноябре 2017 года на страницах The National Interest была опубликована статья аналитика Майкла Пека под названием «Россия создает очень странное оружие - подводные межконтинентальные баллистические ракеты». Автор материала сомневается в том, что Москва способна разработать атомный беспилотник, соответствующий заявленным в СМИ характеристикам.

«На океанской глубине в тысячу метров есть множество подводных гор и каньонов (одна американская атомная подлодка едва не затонула, столкнувшись с такой горой на глубине 160 метров). Каким же образом торпеда «Статус-6» проплывет 10 тысяч километров, не врезавшись при этом в какую-нибудь скалу, если у нее нет ультрасовременной системы навигации, или если за штурвал не посадят штурмана-камикадзе?», - задает риторический вопрос Пек.

Действительно петербургским конструкторам придется решить массу сложнейших задач. Отечественные эксперты признают, что Россия сильно отстает от США в развитии автономных подводных комплексов и искусственного интеллекта. В то же время не стоит недооценивать возможности того же «Рубина». По крайней мере на Западе убеждены, что Россия прилагает максимум усилий, чтобы ликвидировать отставание по воздушным и подводным беспилотникам.

Подпишитесь на нас



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...