Анализ умк технологии начальной школе. Анализ образовательных программ и учебно-методических комплектов по математике для начальной школы

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.

1 класс (40 ч)

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному

предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные

умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и

учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-

композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они

поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники

получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в

конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства

художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие

собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам,

младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ

может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных

умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках

ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о

малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями

высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1-м классе - формирование мотива и

совершенствование начальных умений и навыков чтения - остается актуальной и на

протяжении второго года обучения.

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского

опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре

народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

младшие школьники знакомятся с жанром рассказа.

Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности

прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки

героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения,

олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение

литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения

произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного

характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с

живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться

к чтению вновь и вновь.

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как

сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе

формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от

литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская

литература, русская и зарубежная литература.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными

произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых

литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную

параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном

произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными

особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией,

школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность

парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося

чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении

литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных

народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и

поэтическом произведении

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы

как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую

ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с

понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и

собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более

широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является

формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как

сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как

загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов

(волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное

народное творчество фабульных элементов истории (т.е. географических и

исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи).

Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности

фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени

необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях

ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это

ИСТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Главной

ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление

природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе

является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами

отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения

«Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым

эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это

делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.63

Развивается представление учащихся о разных типах повествования:

школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с

элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это

является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с

родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных

по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму

разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изо-

бражаемые события завершает формирование представлений об особенностях

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год

завершает формирование того элементарного инструментария, который будет

необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных

жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа

литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках

разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух

произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными

текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач;

Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание. В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения. К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

(под ред. А. Плешакова) Издательство «Просвещение». Сайт: http://school-russia.prosv.ru Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах. Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге. Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение». Система учебников «Школа России»: 1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др. 2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др. 4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. 5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др. 6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина. 7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева. 8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова. 9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено. 10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова. 11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко. 12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др. 13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др. 14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева. 16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др. 17. Физическая культура - В.И.Лях.

http: //www. omc-sinergi. ru/index. php? folder=1&lab=5&dir_id=9 методический центр (здесь даны краткие характеристики всех УМК) В настоящее время педагоги начальной школы России осуществляют процесс обучения по следующим учебнометодическим комплектам: 1. УМК образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. 2. УМК образовательной системы Л. В. Занкова. 3. УМК «Классическая начальная школа» . 4. УМК «Начальная школа 21 века» . 5. УМК «Школа 2000» . 6. УМК «Школа России» . 7. УМК «Гармония» . 8. УМК «Планета знаний» . 9. УМК «Перспективная начальная школа» . 10. УМК «Перспектива»

Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода. Был предложен вопросник по основным направлениям нового стандарта с целью определения, насколько каждый из УМК отражает идеологию ФГОС НОО: формируются ли средствами УМК основы умения учиться и способность к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

Вопросник по учебно-методическим комплектам на соответствие ФГОС НОО. 1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? 2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? 3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? 5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? 6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? 7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? 8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД. 9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? 10. Каким образом в УМК формируются действия контроля? 11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? 12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся» ? 13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся? 14. Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Универсальные учебные действия. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Классификация УУД. 2. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы.

1. Система начального образования Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (научный руководитель - Б. Д. Эльконин). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В. В, Восторгова Е. В. , Левин В. А. Букварь. Авторы: Эльконин Д. Б. , Цукерман Г. А. , Бугрименко Е. А. - Русский язык (2 линии). Авторы: Репкин В. В. , Восторгова Е. В. , Некрасова Т. В. Авторы: Ломакович С. В. , Тимченко Л. И. - Литературное чтение (2 линии). Авторы: Кудина Г. Н. , Новлянская З. Н. Автор Матвеева Е. И. - Математика (2 линии). Авторы: Давыдов В. В. , Горбов С. Ф. , Микулина Г. Г. , О. В. Савельева. Автор Александрова Э. И. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е. В. , Букварева Е. Н. Реализуются принципы развивающего обучения.

Данный УМК полностью реализует принципы деятельностного подхода, обеспечивая участие ребенка в учебном процессе как субъекта учебной деятельности. Содержание учебников комплекта обеспечивает организацию работы в группе для решения проблемной ситуации, что сопряжено с непосредственной деятельностью каждого ученика. Учебники насыщены вопросами и заданиями для самостоятельной работы. Большое количество заданий творческого характера.

2. Система начального образования Л. В. Занкова (научный руководитель - Н. В. Нечаева). - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н. В. , Белорусец К. С. - Русский язык. Автор Нечаева Н. В. - Литературное чтение (2 линии). Автор Свиридова В. Ю. Автор Лазарева В. А. - Математика (2 линии). Авторы: Аргинская И. И. , Бененсон Е. П. , Итина Л. С. (1 класс) и Аргинская И. И. , Ивановская Е. И. , Кормишина С. Н. (2 -4 класс). Автор Ванцян А. Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н. Я. , Казаков А. Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н. А. , Проснякова Т. Н. - Музыка. Автор Ригина Г. С. Реализуются принципы развивающего обучения.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа решения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания на нестандартную ситуацию.

3. «Классическая начальная школа» - «Литературное чтение. Чтение и литература» . Автор Джежелей О. В. - «Русский язык» . Автор Рамзаева Т. Г. - «Математика» . Автор Александрова Э. И. - «Окружающий мир. Мир и человек» . Авторы: Вахрушев А. А. и др. - «Окружающий мир. Введение в историю» . Авторы: Саплина Е. В. , Саплин А. И. (3 -4 класс) - «Изобразительное искусство» . Авторы: Кузин В. С. , Кубышкина Э. И. - «Технология. Своими руками» . Автор Малышева Н. А. - «Музыка» . Авторы: Алеев В. В. , Кичак Т. Н.

Основной принцип, реализуемый УМК «Классическая начальная школа» – это принцип единства сознания и деятельности. Учащиеся работают по схеме: делаю-осознаю-руковожу следующими действиями. Часть заданий комплекта – это поэтапное выполнение действий (работа по алгоритму). Следующий принцип – это опора на ведущую деятельность (учение). А также реализуется принцип опережающего развития, опирающийся на зону ближайшего развития.

4. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н. Ф. Виноградова). Букварь. Авторы: Журова Л. Е. , Евдокимова О. А. - Русский язык. Авторы: Иванов С. В. , Евдокимова О. А. , Кузнецова М. И. - Литературное чтение. Автор Ефросинина Л. А. - Математика. Авторы: Рудницкая В. Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н. Ф. и др. - Технология. Автор Лутцева Е. А. - Музыка. Авторы: Усачева В. О. , Школяр Л. В. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л. Г. , Ермолинская Е. А.

УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

5. «Школа 2000. . . » - «Школа 2100» (научный руководитель Л. Г. Петерсон). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. - Русский язык. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. - Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. - Математика. Авторы: Демидова Т. Е. , Козлова С. А. , Тонких А. П. - Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А. А. , Бурский О. В. , Раутиан А. С. (1 -2 класс) и Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д. , Бурский О. В. и др. С. В. (3 -4 класс). - Информатика. Автор Горячев А. В. - Технология. Авторы: Куревина О. А. , Лутцева Е. А. - Изобразит искусство. Авторы: Куревина О. А. , Ковалевская Е. Д. - Риторика. Автор Ладыженская Т. А.

Открытый учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л. Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности.

6. «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова) - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В. Г. , Кирюшкин В. А. , Шанько А. Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л. М. , Хохлова Т. Е. Авторы: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л. Ф. - Математика. Авторы: Моро М. И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А. А. - Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л. А. (1 класс и 4 класс); Коротеева Е. И. (2 класс); Горяева Н. А. , Неменская Л. А. , Питерских А. С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т. Я. (1 класс); Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. , Величкина Г. А. (3 класс).

Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.

7. «Гармония» (научный руководитель - Н. Б. Истомина). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Азбука. Авторы: Бетенькова Н. М. , Горецкий В. Г. , Фонин Д. С. . Букварь. Авторы: Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. , Бетенькова Н. М. , Курлыгина О. Е. - Русский язык. Авторы: Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. - Литературное чтение. Автор Кубасова О. В. . - Математика. Автор Истомина Н. Б. . - Окружающий мир. Авторы: Поглазова О. Т. , Шилин В. Д. . - Технология. Автор Н. М. Конышева.

Комплект «Гармония» частично реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку и математике.

8. «Планета знаний» (под редакцией И. А. Петровой). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Автор Андрианова Т. М. - Русский язык. 1 класс - авторы: Андрианова Т. М. и Илюхина В. А. ; 2 -4 класс - автор Желтовская Л. Я. - Литературное чтение. Автор Кац Э. Э. - Математика. Авторы: Башмаков М. И. , Нефедова М. Г. - Окружающий мир. 1 -2 класс - авторы: Потапов И. В. , Ивченкова Г. Г. ; 3 -4 класс - авторы: Потапов И. В. , Ивченкова Г. Г. , Саплина Е. В. , Саплин А. И. - Английский язык. Авторы: Горячева Н. Ю. , Ларькина С. В. , Насоновская Е. В. - Музыка. Автор Бакланова Т. И. - Изобразительное искусство (1 -2 класс). Автор Сокольникова Н. М.

УМК реализует принципы деятельностного подхода с помощью учета ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития, проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

9. «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Н. А. Чуракова); - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н. Г. , Агарков Ю. А. - Русский язык. 1 -2 класс - авторы: Чуракова Н. А. и др. ; 3 -4 классавторы: Каленчук М. Л. и др. - Литературное чтение. Автор Чуракова Н. А. - Математика. Автор Чекин А. Л. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О. Н. , Трафимова Г. В. , Трафимов С. А. - Технология. Авторы: Рагозина Т. М. , Гринева А. А. , Мылова И. Б. - Информатика. 2 -4 класс. Авторы: Бененсон Е. П. , Паутова А. Г.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов, что позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода. Также УМК «Перспективная начальная школа» реализует личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, используя общий метод проектов.

10. «Перспектива» . Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл. в 3 -х частях; Климанова Л. Ф. , Макеева С. Г. Азбука. 1 кл. в 2 -х частях; Климанова Л. Ф. , Макеева С. Г. Русский язык. 1 кл. ; Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. , Виноградская Л. А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2 -х частях; Рудченко Т. А. Семёнов А. Л. (под ред. Семёнова А. Л.). Информатика. 1 кл. ; Плешаков А. А, Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 1 кл. в 2 -х частях; Роговцева Н. И. , Богданова Н. В. , Фрейтаг И. П. Технология. 1 кл. ; Критская Е. Д. , Сергеева Г. П. , Шмагина Т. С. Музыка. 1 кл. ; Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 1 кл. ; Матвеев А. П. Физическая культура. 1 кл.

Учебники УМК формируют интерес детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности и т. д. В учебники включен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, которые позволяют активизировать деятельность ребенка, позволяют применять полученные знания в практической деятельности, создают условия для реализации творческого потенциала ученика. В учебниках УМК «Перспектива» большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. Реализуются принципы опережающего обучения.

Можно увидеть, что не все УМК представляют достаточно полную методическую и содержательную базу для освоения новых принципов ФГОС, поэтому должны быть обязательно доработаны в соответствии с требованиями нового стандарта. УМК 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Да Да Да Нет Система Занкова Да Да Да Нет «Классическая начальная школа» Да Да Да – Нет «Начальная школа 21 века» Да Да Да Нет «Школа 2100» Да Да Да Нет «Школа России» Частично Нет Нет Нет Частично Мало Частично Нет Да «Гармония» Частично Да Да Да Частично Нет «Планета знаний» Да Да – Да Частично Нет Да Нет – – «Перспективная начальная школа» Да Да Да Нет «Перспектива» – – Да Да – Да Нет Л. В. Нет



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...