Арабский язык, иврит, арамейский. Изучение арабского языка, иврита и арамейского. Новости Ближнего Востока Приветствие, прощание в арабском языке. Что означают месяцы исламского календаря

Точкой отсчета календаря мусульман считает Хиджра – переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 622 году. Исламский календарь является лунным, то есть исчисление ведется от фаз луны. Исламский лунный календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.

  1. Мухаррам – первый месяц исламского календаря. Название этого месяца переводится как «запретный», «запрещённый», так как в этот период года Аллах запретил войны и сражения.

В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь вместе с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами. Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (Ат-Тауба 9:36).

На десятый день месяца Мухаррам приходится день Ашура – значимый день в исламе, когда было ниспослано благословение пророкам, сотворены небеса и земли, ангелы и первый человек Адам.

В месяце мухаррам много наград получит тот, кто держит пост. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что «после Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам».

  1. Сафар – второй месяц исламского календаря, «сафар» значит «путешествие». Этот месяц назван так потому, что в это время года арабы оставляли свои дома для сражений и войн. Кроме того, они оставляли свои дома, чтобы избежать излишнего зноя.
  2. Рабиу ль-авваль – третий месяц исламского календаря. Месяц назван так потому, что «раби» означает в арабском языке весну. 12 числа месяца раби’у ль-авваль родился последний пророк человечества Пророк Мухаммад (мир ему). По григорианскому календарю эта дата соответствует 24 апреля 571 года.
  3. Рабиу с-сани или Рабиу аль-ахир – четвертый месяц календаря. «Сани» с арабского – второй, «ахир» – последний, «раби» – весна. Месяц означает конец месяца весны или же второй месяц, так как этот месяц является концом весеннего времени года.
  4. Джумада аль-уля – пятый месяц календаря. Слово «джумада» с арабского означает «застывать». Арабы назвали этот месяц так, потому что в этот месяц замерзала вода и наступала зима.
  5. Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани (جمادى الـثاني‎) – шестой месяц исламского календаря. Второй близившийся к завершению месяц зимы.
  6. Раджаб – седьмой месяц календаря. Слово « » с арабского означает «делать священным». Арабы возвеличили месяц раджаб, воздержавшись от военных действий и сражений. Раджаб является предшествующим Шаабану, а потом Рамадану месяцем, в котором верующему нужно уделить больше внимания своему поклонению и готовиться к священному месяцу.
  7. Шаабан – восьмой исламского календаря. Слово шабан на арабском языке происходит от слова «ташаба», что означает разделяться, распространяться. В этот месяц арабы отправлялись по разным направлениям в сражения. Месяц Ша’абан – второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в исламе.

В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша’абан – это месяц Пророка (мир ему и благословение): «Месяц Ша’абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем величии повелел ангелам Арша: «О, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и отпускаю грехи их». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Превосходство месяца Ша’абан над другими месяцами, как мое превосходство над остальными Пророками».

В этом месяце содержится одна из самых благословенных ночей – ночь Бараат, ночь прощения грехов и исполнения желаний. В хадисах про Лейлят-уль-Ба’арат сказано: «Когда наступает 15 ночь месяца Ша’абан, проводите ее в молитвах, а днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: «Нет ли того, кто просит прощения? Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья? Я дарую».

  1. Рамадан – девятый месяц календаря. образовано от слова «ар-рамда», что означает зной, излишняя жара. Месяц рамадан совпадал с периодом экстремальной жары на арабском полуострове, именно поэтому месяц был так назван.

Рамадан – священный месяц для мусульман, в котором было ниспослано священное писание всему человечеству – Коран, месяц, в котором каждый мусульманин должен держать пост от рассвета до заката, воздерживаться от греховного и совершать только благие деяния. Хадисов и аятов, подтверждающих превосходство Рамадана над другими месяцами и днями, множество: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение истины от лжи», «Кто будет поститься в месяц Рамадан с искренней верой и ожиданием награды только от Всевышнего Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

В этом месяце содержится Ночь Могущества – Лайлат аль-кадр, ночь, когда на нижнее небо был ниспослан Священный Коран Пророку (мир ему). Всевышний сказал: «Ночь Лайлат-уль Кадр лучше, чем тысяча месяцев».

  1. Шавваль – десятый месяц календаря. С арабского корень «ташаввала» означает нужда в верблюжьем молоке. Шавваль был кочевым месяцем. Завершение месяца Рамадан и поста ознаменовывается вторым по значению мусульманским праздником – Ид аль Фитр (Ураза байрам), который приходится на первое число месяца Шавваль. В этом месяце наградно держать шестидневный пост.
  2. Зуль-каада – одиннадцатый месяц исламского календаря. Это священный месяц, когда арабы отказывались от военных действий и прекращали свои кочевания.
  3. Зуль-хиджа – двенадцатый месяц календаря. В этом месяце совершается паломничество в Мекку. В хадисе сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

Основы календаря. Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы - вавилоняне, евреи, греки, китайцы - первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.

Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.

Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности ("турецкий цикл"), либо на 30-летней периодичности ("арабский цикл"). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.

Месяцы. Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев. Их названия и число дней даны в таблице.

Месяцы мусульманского календаря.

Порядковый № месяца

Название месяца

Число дней

Порядковый № месяца

Название месяца

Число дней

1

Мухаррам

30

7

Раджаб

30

2

Сафар

29

8

Шаабан

29

3

Раби I

30

9

Рамазан

30

4

Раби II

29

10

Шаввал

29

5

Джумада I

30

11

Зу-л-каада

30

6

Джумада II

29

12

Зу-л-хиджа

29 или 30

Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа - последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.

Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.

Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних - они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.

Високосные годы. Если календарь построен на "арабском цикле", то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.

Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.

Если же календарь построен на "турецком цикле", то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.

Хронология. Мусульманская эра называется хиджрой (Хиджра - арабское слово, переводится как "откочевка".) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).

Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.

Перевод дат мусульманского календаря на григорианский и наоборот. Для приближенного перевода дат с мусульманского календаря па григорианский можно пользоваться следующей формулой:

Г = М + 622 - (М/33)

где Г - год григорианского календаря, М - год мусульманского календаря.

Если, например, требуется узнать, какому году нашего календаря соответствует 1389 год хиджры, то подставив в формулу вместо М число 1389, получим

Г = 1389 + 622 -(1389/33) = 1969 -.

Знак "минус" показывает, что от деления 1389 на 33 осталась некоторая дробь, которую необходимо отнять от числа 1969. Следовательно, мы устанавливаем, что 1389 год лунной хиджры соответствует 1968- 1969 году григорианского календаря.

Желая определить, какому году лунного календаря соответствует какой-либо год григорианского календаря, например 1970, пользуются формулой

М = Г - 622 + ((Г-622)/32)

в которой значения М и Г остаются прежними. Сделав необходимую подстановку, получим

М=1970 - 622 +((1970-622)/32) = 1390+.

Здесь знак "плюс" указывает, что от деления разности 1970-622 на 32 остается некоторое дробное значение, которое необходимо прибавить к полученному числу 1390. Следовательно, 1970 год григорианского календаря соответствует 1390-1391 году мусульманского календаря.

Формулы, которыми мы пользовались, дают только приближенное значение определяемой даты, иногда с ошибкой ±1 год. Для более точного перевода дат с хиджры на нашу эру или наоборот существуют особые способы, которые здесь не приводятся. Однако необходимые ответы можно получить с помощью специальных таблиц.

Многообразие календарных систем. Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия - 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.

Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры - 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной - только 1348 год.

Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.

Точность мусульманского календаря. Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении "арабского цикла" лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.

Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.

Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.

В одной из глав Корана, "священной книги" мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано.

Понятие Хиджры и особенности отсчета времени в мусульманских странах.

Мусульмане – не совсем обычный народ, и праздники у них совсем не такие, как у православных. Свое начало мусульманство берет с 622 года н. э. хотя зародилось оно гораздо раньше. Именно в 622 году свершилось переселение поклонников Мухаммеда и самого пророка из Мекки в Медину.

Что такое Хиджра: определение по истории

Хиджра – переселение мусульман из Мекки в Медину. Это событие состоялось в 622 году. Мухаммед достаточно долго проповедовал свою религию на территории Мекки, однако не все были этим довольны.

Изначально Мухаммед никак не затрагивал аристократию Мекки, потому на его проповедования мало кто из правящих людей обращал внимание. Но вскоре отношение изменилось. Это произошло из-за того, что Мухаммед стал обращаться к родственникам живым и умершим. Для аристократов семья и память о родственниках считалась священной. Поэтому вокруг пророка стало нарастать недовольство. Многие мусульмане – последователи веры Мухаммеда, вынуждены были бежать в 614-615 году. Мухаммед вынужден был скрываться в соседних городах. Только в 622 году он официально переселился в Медину. Именно этот год и считается началом мусульманства как отдельной веры.

Что такое Хиджра: определение по истории

Началом считается 16 июля 622 года. Именно этот день считается официальным переездом мусульманской общины и пророка в Медину. Затравленные гонениями аристократии мусульмане вынуждены были бежать из города и искать себе новое пристанище. Нашли они его в Медине. На тот момент население города было самое разнообразное. В основном это были евреи.

В некоторых мусульманских странах используется исключительно календарь с отсчетом от Хиджры, то есть от переселения. Но в основном эта дата применяется исключительно для определения религиозных праздников.

Стоит отметить, что сутки у мусульман начинаются не в полночь, а после захода солнца. Кроме этого имеются некоторые особенности. Год состоит из 354 суток. В месяце 29-30 дней. Новый год в каждом году отмечается в разное время и смещается ежегодно на 11 дней.

Исламское летоисчисление у мусульман по Хиджре: начальная дата

Сейчас по Хиджре 1438 год. Новый год наступит в сентябре, именно тогда будет 1439 год. Название месяцев по Хиджре отличается от тех, что указаны в грегорианском календаре. Ниже представлен мусульманский календарь на 2017 год по Хиджре.



Мусульманский календарь: год Хиджры, месяц Хиджры Мусульманский календарь: год Хиджры, месяц Хиджры

В мусульманском календаре всего 12 месяцев. При этом нечетные состоят из 30 дней, а четные из 29. Отсчет не такой, как в грегорианском календаре. Новым годом считается не 1 января, а 22 сентября (в 2017 году). Каждый год дата празднования Нового года смещается на 11 дней.

Месяцы в мусульманском календаре:

  1. Махарам (сентябрь). В этом месяце идет запрет на любые военные действия.
  2. Сафар. Этот месяц в переводе означает желтый. Он соответствует нашему октябрю. В это время много желтых листьев.
  3. Раби-уль-Авваль. Этот месяц считается первым осенним, хотя по грегорианскому календарю это ноябрь (конец осени).
  4. Раби-уль-Ахир. Это второй осенний месяц.
  5. Джума́д-уль-Ула. Первый холодный месяц, который соответствует нашему январю.
  6. Джума́д-уль-Ахир. Второй зимний месяц, соответствующий нашему февралю.
  7. Раджаб. Этот месяц считается священным. Не стоит в этом месяце ходить в походы.
  8. Шаабан. Это месяц начала походов и соответствует нашему апрелю.
  9. Рамадан. Священный месяц, в котором разрешено молиться и придерживаться поста. Припадает на июнь-июль.
  10. Шавваль. В этом месяце можно осуществлять военные действия и отправляться в походы.
  11. Зуль-Каада. Это месяц перерывов и стоянок.
  12. Зуль-Хиджа. Это месяц, в котором можно отправляться в походы,

Стоит отметить, что все сравнения месяцев по Хиджре с грегорианским календарем приведены на 2017 год. Это связано с тем, что не соответствует количество дней в Грегорианском календаре и по Хиджре.



Сколько месяцев в мусульманском лунном календаре Хиджре?

Нечетные месяцы состоят из 30 дней, а четные из 29. Началом месяца считается не полнолуние, а первая серповидная луна. Это 1-3 день после новолуния.



Это месяцы в календаре по Хиджре, в которые нельзя охотиться, воевать и отправляться в походы. Всего в исламе четыре священных месяца. В эти месяцы верующие читают молитвы и постятся. Такими считается: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб.





Какой сейчас год по исламскому календарю: Хиджра на начало XXI века

Как видите, грегорианский и мусульманский календарь существенно отличаются. Мусульманские туристические государства живут по грегорианскому календарю. Это связано с большим количеством приезжих из европейских стран.

В традиционной среде можно услышать приветствие (в любое время суток):

السلام عليكم ! Мир вам! ас-саля :м Ъалэ йкум

Ответ на это приветствие:

وعليكم السلام ! И вам мир! Уа Ъалэ йкум ас-саля :м

В религиозной среде принято приветствовать с благословением:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته !

ас-саля :м Ъалэ йкум Уа-раХмат-улла Уа-барака:ти h и

Мир вар, и милость Всевышнего, и Его благословения

Можно поздороваться (или ответить на приветствие) одним словом:

سلام ! Здравствуйте! (дословно: мир) саля :м

В неофициальной среде возможны приветствия:

مرحبا ! Привет! ма рХаба

أهلا ! Привет! а h алан

Ответ на приветствие гостя:

أهلا وسهلا ! Добро пожаловать! а h алан Уа-са h алан

В сельской местн ости в ответ на приветствие гостя могут сказать:

أهلين أهلين Привет, привет а h лэ йн, а h лэ йн

مرحبتين ! Привет, привет! (дословно: "два привета") ма рХабтэ ин

При встрече человека, которого давно не видели, можно также сказать (в приятельской среде; разговорный язык):

Где ты пропадал, мужик? Уэ:на-ль-Гэ йба, йа за ламэ وين الغيبة يا زلمة؟

Жители городов после приветствия обычно задают вопрос:

كيف الحال ؟ Как дела? ки:ф аль-Ха:ль

(слово حال Ха:ль в данном случае переводится как «состояние, положение, дело; самочувствие»)

В литературном языке эта фраза звучит так:

كيف الحال ؟ Как дела? ка йфа-ль-Ха:ль

Для жителей сельских районов характерен другой вариант вопроса, с использованием местоименного окончания. В литературном варианте это звучит так:

كيف حالك ؟ ка йфа Ха:лука

كيف حالك ؟ ка йфа Ха:луки

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) ка йфа Ха:лукума

Обратите внимание, что приведенные выше обращения к мужчине и женщине пишутся одинаково (потому что используется местоименный суффикс ك ) , но отличаются произношением. Форма женского рода множественного числа существует, но ситуации, в которых она используется (например, в женских учебных заведениях) редки и поэтому не упоминаются в рамках данного материала.

В разговорном языке это звучит так:

كيف حالك ؟ Как твои дела? (обращение к мужчине) ки:ф Ха:лак

كيف حالك ؟ Как твои дела? (обращение к женщине) ки:ф Ха:льки; ки:ф Халэк

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) ки:ф Ха:лкум

Отметим: во многих селах в Израиле и Иордании буква ك произносится как ч (за исключением, в местоименных окончаниях слов). Поэтому, упомянутые выше фразы будут звучать так:

كيف حالك ؟ Как твои дела? (к мужчине) чи:ф Ха:лак

كيف حالك ؟ Как твои дела? (к женщине) чи:ф Ха:льки

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) чи:ф Ха:лкум

Изучайте арабский язык самостоятельно и бесплатно по видеоматериалам

Ниже представлены употребительные вопросы, с произношением, характерным для разговорного языка:

Твои дела идут хорошо? (к мужчине) уму:рак тама:м أمورك تمام؟

Твои дела идут хорошо? (к женщине) уму:рэк тама:м أمورك تمام؟

Ваши дела идут хорошо? уму:ркум тама:м أموركم تمام؟

كيف الصحة ؟ Как здоровье? ки:ф аС-Са Ха

كيف صحتك ؟ ки:ф Са Хтак

كيف صحتك ؟ ки:ф Са Хтаки; ки:ф Са Хтэк

В традиционном бедуинском произношении эти вопросы звучат так:

كيف الصحة ؟ Как здоровье? чи:ф аС-Са ХХа

كيف صحتك ؟ Как твое здоровье? (к мужчине) чи:ф Са ХХтак

كيف صحتك ؟ Как твое здоровье? (к женщине) чи:ф Са ХХтаки

В египетском диалекте в дружеской среде можно использовать выражение:

Как ты поживаешь? (обращение к мужчине) ызза йак ازيك

Как ты поживаешь? (обращение к женщине) ызза йек ازيك

Как вы поживаете? (к группе людей) ызза йкум ازيكم

Стандартный вариант ответа:

الحمد لله Слава Богу! аль-Ха мду-лилла

При повторной встрече в течение одного дня можно сказать:

يعطيك العافية йаЪаТы:к аль-Ъа:фийя

Он даст тебе хорошее самочувствие (обращение к мужчине)

(под «Он даст» подразумевается «Аллах даст»)

يعطيك العافية йаЪаТы:ки -ль-Ъа:фийя

Он даст тебе хорошее самочувствие (обращение к женщине)

يعطيكم العافية йаЪаТы:кум-ль-Ъа:фийя

Он даст вам хорошее самочувствие (обращение к группе людей)

Традиционный ответ на данное пожелание:

الله يعا فيك а лла йаЪа:фи:к

Бог вознаградит тебя здоровьем (обращение к мужчине

الله يعا فيك а лла йаЪа:фи:ки

Бог вознаградит тебя здоровьем (обращение к женщине)

الله يعا فيكم а лла йаЪа:фи:кум

Бог вознаградит вас здоровьем (обращение к группе людей)



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...