Благодаря чему получило объяснение. Благодаря чему

У нескольких видов муравьев из обширного рода Pheidole кроме обычных рабочих и солдат есть каста «сверхсолдат», защищающих колонию от набегов кочевых муравьев. Ученые из Канады и США показали, что если личинок тех видов Pheidole , у которых сверхсолдат нет, обработать ювенильным гормоном, личинки превращаются в сверхсолдат. У некоторых из этих видов аномальные особи, похожие на сверхсолдат, изредка встречаются в природе. Вероятно, потенциальная способность к такому «морфозу» (развитию измененного фенотипа при неизменном геноме) унаследована всеми Pheidole от общего предка, хотя у большинства видов она проявляется только в виде редкой аномалии. У видов, подвергающихся атакам кочевых муравьев, наличие таких аномалий оказалось полезным, и отбор закрепил этот фенотип, сделав его появление в колониях регулярным. Данный эволюционный механизм, известный под названием «генетической ассимиляции морфозов», объясняет независимое развитие касты сверхсолдат в нескольких эволюционных линиях муравьев.

Разделение на касты у общественных насекомых - яркий пример полифенизма . Так называют ситуацию, когда один и тот же генотип обеспечивает развитие нескольких дискретных фенотипов, причем выбор одного из вариантов зависит от внешних условий (см.: Выведена гусеница, меняющая цвет при нагревании , «Элементы», 09.02.2006). Например, у муравьев из одной и той же личинки в зависимости от условий (в первую очередь от питания) развивается либо крылатая матка, либо бескрылая рабочая особь.

У представителей широко распространенного рода Pheidole , включающего около 1100 видов, кроме обычных маленьких рабочих, отвечающих за сбор пищи и строительные работы, есть вторая бескрылая каста - крупные солдаты, в задачи которых входит защита гнезда и разгрызание твердых семян, которые составляют важную часть рациона этих муравьев. Не исключено, что наличие двух бескрылых каст обеспечило эволюционный успех рода, позволив наладить эффективное разделение труда в колонии.

У восьми видов Pheidole, обитающих в пустынях юго-запада США и Северной Мексики, существует третья бескрылая каста - «сверхсолдаты», отличающиеся еще более крупными размерами и огромной головой. Функция сверхсолдат состоит в защите колонии от набегов кочевых муравьев . Сверхсолдаты охраняют входы в подземное гнездо, затыкая их своими массивными головами.

В колониях некоторых видов Pheidole , у которых нет этой касты, изредка встречаются аномальные крупные особи с маленькими зачатками передних крыльев, похожие на сверхсолдат. Биологи из Канады и США предположили, что эти «уроды» формируются на основе той же генетической программы развития, что и настоящие сверхсолдаты. Личинка, собирающаяся стать солдатом, отличается от личинки рабочего двумя признаками: во-первых, она крупнее, во-вторых, у нее формируется пара крыловых дисков (так называются зачатки крыльев у личинок). У личинки, собравшейся стать маткой, имеется две пары хорошо развитых крыловых дисков; у личинки «выбравшей» путь рабочего, крыловые диски отсутствуют (рис. 1). Кроме того, личинки различаются по характеру экспрессии важного гомеозисного гена sal , регулирующего развитие крыльев. У маток этот ген экспрессируется в двух областях крылового диска: в той, которая образует шарнир основания крыла (hinge), и в той, из которой разовьется крыловая пластина (pouch). У солдат этот ген активно работает только в первой из двух областей.

Авторы предположили, что программа развития сверхсолдат может быть сформирована из программы развития обычных солдат путем усиления ее отличий от программы развития рабочего. Иными словами, у сверхсолдат по сравнению с солдатами личинки должны, во-первых, быстрее расти и достигать более крупных размеров, во-вторых, у них должны быть более развитые крыловые диски с выраженной экспрессией гена sal . Эти предположения блестяще подтвердились в ходе изучения развития двух видов Pheidole, имеющих касту сверхсолдат: P. obtusospinosa и P. rhea (рис. 2).

Авторы построили эволюционное дерево для 11 видов Pheidole , для которых им удалось добыть данные по нуклеотидным последовательностям (использовались последовательности трех митохондриальных и двух ядерных генов). Из этих 11 видов только два (вышеупомянутые P. obtusospinosa и P. rhea ) имеют касту сверхсолдат. Судя по структуре дерева, сверхсолдаты у этих двух видов развились независимо, в результате параллельной эволюции (рис. 3).

Опираясь на полученные данные, исследователи предположили, что потенциальная возможность формирования сверхсолдат была унаследована муравьями рода Pheidole от общего предка, жившего 35–60 млн лет назад. Реализовали же ее только те виды, которым это почему-то оказалось выгодно (например, из-за жизни в местах, где водятся кочевые муравьи). У других видов эта возможность сохранилась в скрытом состоянии. В таком случае следует ожидать, что из личинок тех видов, у которых нет касты сверхсолдат, можно, подобрав правильные условия, вырастить нечто на них похожее.

Известно, что выбор личинкой муравья того или иного варианта развития зависит от уровня ювенильного гормона (рис. 1). Поэтому логично предположить, что при помощи этого гормона можно «включить» и скрытую программу развития сверхсолдат у видов, не имеющих этой касты. Эксперименты на трех видах Pheidole , не имеющих сверхсолдат (P. spadonia , P. morrisi , P. hyatti ), подтвердили эту гипотезу. Оказалось, что если взять личинку любого из этих видов, собравшуюся превратиться в обычного солдата, и намазать ей брюшко метопреном (см. Methoprene) - аналогом ювенильного гормона, - то личинка ускоряет свой рост, обзаводится двумя парами крыловых дисков с высокой экспрессией гена sal и в итоге становится сверхсолдатом (рис. 4).

Почему способность к формированию фенотипа сверхсолдата сохранилась у видов, не имеющих этой касты, и, по-видимому, не нуждающихся в ней? Ведь «лишние» признаки в ходе эволюции имеют тенденцию редуцироваться, разрушаясь под грузом мутаций, не отсеиваемых отбором. По мнению авторов, возможный ответ заключается в том, что программа развития сверхсолдата тесно связана с программой развития обычного солдата. Может быть, вероятность возникновения мутации, которая испортила бы первую, не навредив второй, слишком мала, и поэтому у муравьев сохраняется потенциальная способность к формированию сверхсолдат, даже если она им не нужна.

Данное исследование интересно как минимум в трех отношениях. Во-первых, оно проливает свет на эволюцию каст у общественных насекомых - вопрос, до сих пор изученный недостаточно. Во-вторых, оно иллюстрирует действенность механизма генетической ассимиляции морфозов, эволюционная роль которого остается дискуссионной. В-третьих, работа показывает одну из возможных причин параллелизмов в эволюции: унаследованная от общего предка программа развития допускает ограниченное число возможных модификаций, некоторые из которых могут реализовываться в виде редких морфозов до тех пор, пока не окажутся полезными.

Ответы в самом низу встроенного документа

Магнитное поле
Тест 1
Вариант 1
А1. Благодаря чему получило объяснение наличие у веществ маг-
нитных свойств?
1) благодаря гипотезе Эрстеда;
2) благодаря первому закона Ньютона;
3) благодаря теории Эйнштейна;
4) благодаря гипотезе Ампера.
А2. Закончите предложение.
«Одно из свойств магнитного поля - способность оказывать дейст-
вие н а...»
1) неподвижные заряды;
2) движущиеся заряды;
3) неподвижные и движущиеся заряды;
4) все частицы.
АЗ. Чему равен модуль вектора магнитной индукции?
1) /S7; 3) IS cos а;
2) _^£max_ 4)0.
IS
А4. По какой формуле следует определять модуль силы Ампера?
1) IBlsin a, где a = (В; /); 3) IBcosa ;
2) IBS cosa ; 4) нет такой формулы.
А5. Как найти силу Лоренца?
1) нет такой формулы; 3) Fn = qvBs in a ;
2) Fn = qvBcosa ; 4) Fn = qvBSsina ;
A6. На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет
электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток распо-
ложен в горизонтальной плоскости. Куда направлен вектор индук-
ции магнитного поля тока в центре витка?
1) вертикально вверх Т;
2) горизонтально влево;
3) горизонтально вправо —>;
4) вертикально вниз 4-.
А7. Как взаимодействуют два параллельных друг другу проводни-
ка, если электрический ток в них протекает в противоположных на-
правлениях?
Магнитное поле. Тест 1 5
с
1) сила взаимодействия равна нулю;
2) проводники притягиваются;
3) проводники отталкиваются;
4) проводники поворачиваются в одинаковом направлении.
А8. Виток провода находится в магнитном поле, перпендикуляр-
ном к плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр.
Магнитная индукция поля ме-
няется с течением времени
согласно трафику на рисунке.
В какой промежуток времени
амперметр покажет наличие
электрического тока в витке?
1) от 0 до 1 с;
2) от 1 до 3 с;
3) от 3 до 4 с;
4) во все промежутки вре-
мени от 0 до 4 с.
А9. В однородном магнитном поле нахо-
дится рамка, по которой начинает течь ток
(см. рисунок). Куда направлена сила, дейст-
вующая на верхнюю сторону рамки?
1) вниз;
2) вверх;
3) из плоскости листа на нас;
4) в плоскость листа от нас.
В
J
1
\
----1 “I г -
А10. В однородное магнитное поле помещены три электрона, на-
правления движения которых показаны
на рисунке. На какой из электронов не
действует сила со стороны магнитного
поля?
1) U
2) 2;
3) 3;
4) 1 и 2.
A ll. Заряженная частица движется по окружности в однородном
магнитном поле. Как изменится частота обращения частицы при
уменьшении ее кинетической энергии в 2 раза?
1) уменьшится в 2 раза;
2) уменьшится в \, чего, чему, чем, о чем, мест, 1. вопрос, и союзн. ел. Указывает на предмет, явление, о к-рых идет …

  • НАВСТРЕЧУ в Энциклопедическом словаре:
    . 1. нареч. В направлении, противоположном кому-чему-н., движущемуся для сближения. Идти н. (также перен.: сочувствуя, оказывать содействие кому-чему-н.). 2. кому-чему, …
  • ПРИМЕНИТЕЛЬНО в Энциклопедическом словаре:
    : применительно к кому-чему, предлог с дат. п. - 1) чему, смотря по чему-н., применяясь к чему-н., в зависимости от …
  • ПОДОЙТИ в Энциклопедическом словаре:
    , -ойду, -ойдешь; -ошел, -ошла, -ошедший; -ойдя; сов 1. к кому-чему Идя, приблизиться. Я к окну П. к городу Лес …
  • БЛИЗКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -зок, -зка, -зко, -зки и -зки; ближе. 1. Находящийся, происходящий на небольшом расстоянии, недалеко отстоящий. Близкие выстрелы. …
  • ЭЛЕКТРОХИМИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ХРИСТИАНСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФРАНЦИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФИНАНСЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). ? Слово "финансы" ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fоnancia, употреблявшегося …
  • ФЕОДАЛИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ РОССИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    [Из этого общего очерка выделены дальше истории некоторых отдельных войн, имеющих более важное значение.]. ? I. Сношения и войны России …
  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Общий обзор. ? Германия. ? Франция. ? Бельгия. ? Голландия. ? Швейцария. ? Австрия и Венгрия. ? Англия. ? Италия. …
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • РИМ, ГОРОД* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЕВРЕИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Е. (в антропологическом отношении) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря …
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы; Устройство поверхности; Орошение; Климат и естественные произведения; Пространство и нaceление; Эмиграция; Сельское …
  • БОГОСЛОВИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БИСМАРК ОТТО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Otto-Eduard-Leopold, Fu rst v. Bismarck) ? 1 апреля 1815 года в небольшом дворянском поместье Шенгаузене, расположенном в самом сердце Бранденбурга, …
  • БИБЛИОТЕКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (??????????, по-греч. собрание книг). ? Имеющиеся у нас сведения о древних библиотеках крайне скудны. ? Древнейшей Б. считается Б. египетского …
  • АФРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ МОНАРХИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ в Словаре Кольера:
    одно из направлений средневековой арабо-исламской философии. Основные представители -ал-Кинд (800-879), ал-Фрб (870-950), Ибн Сн (Авиценна 980-1037), Ибн уфайл (1110-1185), Ибн …
  • СКЛОННОСТЬ
    -и, ж. 1) (к чему и без доп.) Постоянное влечение, устойчивая расположенность к какой-л. деятельности, занятиям, а также …
  • ЛЬНУТЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    льну, льнёшь, нсв. ; прильн"уть (к 1, 3 знач.), сов. 1) (к чему) Приставать к чему-л., прилипать. …
  • Вы наверняка уже знаете, что чтобы объяснить что-либо, используются союзы ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО. До того как мы перейдем к альтернативным способам описания причины, в этой же теме я хотела бы объяснить пунктуацию в случаях использования этих составных союзов, потому что такие вопросы время от времени возникают у студентов. Как видно из предыдущего предложения, наиболее привычная ситуация - когда запятая стоит перед союзом. Но есть также случаи, когда запятая разделяет союз. Посмотрите на два примера.

    За границей мы чувствуем себя комфортно, потому что знаем иностранные языки.
    За границей мы чувствуем себя комфортно, возможно, потому, что знаем иностранные языки.

    Так вот, чаще всего, когда в предложении есть вводное слово (ВОЗМОЖНО, МОЖЕТ БЫТЬ и т.д.), союз разделяется запятой. Вводное слово при этом тоже выделяется - по всем правилам.

    В то же время, возможно разделение составного союза и в том случае, если того требует интонация. Допустимо ставить запятую для того, чтобы показать паузу.

    Теперь рассмотрим альтернативу союзу ПОТОМУ ЧТО. Это союзы БЛАГОДАРЯ и ИЗ-ЗА, которые означают то же, что и ПОТОМУ ЧТО, но используются в различных ситуациях и грамматических конструкциях.

    Мы используем БЛАГОДАРЯ для того, чтобы показать позитивную причину. Что-то, что пошло на пользу.

    Конструкция с существительным:

    БЛАГОДАРЯ + существительное в дательном падеже

    Конструкция с глаголом или словом есть (помните, слово "есть" мы часто опускаем, хотя подразумеваем):

    БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО + фраза, описывающая положительный эффект.

    Благодаря родителям я закончил университет.
    Благодаря хорошей погоде мы смогли устроить пикник.
    Она сдала экзамен благодаря хорошей подготовке.
    Благодаря тому, что на юге много солнца, там растут фрукты.
    Благодаря тому, что у нас есть машина, мы можем путешествовать.
    Я умею играть на фортепиано благодаря тому, что училась в музыкальной школе.

    Мы используем ИЗ-ЗА, если хотим обозначить негативную причину, что-то, что причинило вред или помешало получить результат.

    Конструкция с существительным.

    ИЗ-ЗА + существительное в родительном падеже

    Конструкция с глаголом или словом есть.

    ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО + фраза, описывающая негативный эффект.

    Из-за плохой погоды мы остались дома.
    Из-за болезни он оставил работу.
    Мы опоздали из-за пробок на дорогах.
    Из-за того, что профессор был строг, многие завалили* экзамен.
    Мой друг не смог поехать с нами из-за того, что сильно заболел.

    Будьте внимательны, выбор союза не зависит от слов, и не зависит от явлений, который вне контекста принято считать положительными или нет. Всё зависит от ситуации и результата.

    Благодаря тому, что лето было очень дождливое, в лесу много грибов.
    Из-за того, что лето было очень дождливое, увеличилось количество аварий на дорогах.

    *Завалить экзамен - не сдать экзамен, получить неудовлетворительную оценку.

    1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

    Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света.

    2. В чем состоит сходство грибов и животных?

    Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

    2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

    3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

    4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

    Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают.

    4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

    Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма.

    5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

    Объяснение:

    1. Отсутствие ядерной мембраны

    2. Отсутствие мембранных органелл

    3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

    4. Наличие внехромосомных участков ДНК

    5. Наличие в клеточной стенке муреина.

    6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

    Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

    Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег.

    7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

    Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

    8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

    Объяснение:

    1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

    2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

    3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

    4. Размножаются частями слоевища.

    9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

    Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

    10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

    Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

    1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

    2. Потеря крови с большим количеством.

    3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

    11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

    Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.

    12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

    Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом). В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

    Объяснение: основная функция митохондрий - энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия. Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.

    14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

    Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается).

    15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

    Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем.

    16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

    Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

    Задания для самостоятельного решения

    1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

    2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

    3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

    4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

    5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

    6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

    7. Насекомые - са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

    8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

    9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

    10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

    11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

    12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

    13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните почему.

    14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

    15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

    16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

    17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

    18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

    19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

    20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

    21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

    22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трех причин.

    23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

    24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

    25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

    26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

    27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

    28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

    29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

    30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

    31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

    32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

    33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

    34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

    35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

    36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

    37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

    38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

    39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

    40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

    41. Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.



    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...