Буква е середине слова после гласной. Гласная после гласной
Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.
Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.
В начале слова и после гласного сочетание обозначается
буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).
Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.
Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед
твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].
В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:
[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],
[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],
[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,
Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести
подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].
Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).
Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой. Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].
Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед
мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),
[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.
После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].
Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].
Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],
[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,
отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].
Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).
букв гласных»
ОНУ
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним
лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,
чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного
звука. Всем хватило места?
Актуализация опорных знаний.
А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….
Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?
Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?
Целеполагание
Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких
буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?
Работа по теме урока
Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?
Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо
отвечать на вопрос…как художник или как учёный.
В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с
нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и
Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они
сделали? Что не учла Юля?
Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд
хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он
относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится
этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.
Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом
слове? А сколько звуков?
Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен
Фрагмент мультфильма
«Старый маяк».
(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)
Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?
Почему звуков больше?
Физкультминутка
Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)
Мы теперь плывѐм по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они
захватили один из таких маяков.
Фрагмент мультфильма.
Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк
потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не
заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в
каждой строчке лишнее слово.
лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить
товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над
значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.
Фрагмент мультфильма.
Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.
А какие опасные места могут нам встречаться при письме?
В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно
добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не
помочь советским солдатам…(Работа на доске )
Физкультминутка
Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,
Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на
месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,
поё
м
)
Фрагмент мультфильма.
Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим
интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.
какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово
«я», а означает «да»
Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву
Ю. Раз, два, три, начало игры…
Фрагмент мультфильма.
Итог
Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и
освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества
людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только
при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!
Какие знания и умения нам сегодня пригодились?
Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с
удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда
§1
Буквы а, у употребляются:
Для передачи гласных а, у ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит .
Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть .
§2
Буквы я, ю употребляются:
1. Для передачи гласных а, у дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм .
2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у :
а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра ;
б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный .
Буквы о – ё
§3
Буква о употребляется:
1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров .
2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.
3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:
а) для передачи гласного о после j , передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор (перечень таких слов см. в § 26, п. 2);
б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, карманьола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, папильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампиньон, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион , передающими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион ); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф . В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.
§4
Буква ё употребляется:
1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт .
Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом −ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте. Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о , имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гётеанец, кёнигсбергский). |
2. Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о :
а) в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк, остриё, поёт, буёк ;
б) после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, житьё бытьё; объём, съёмный .
Употребление буквы ё в текстах разного назначения
§5
Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:
а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);
б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.
В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.
1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный ), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем ).
2. Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка , в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр .
3. В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма .
Буквы э – е
§6
Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):
1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .
2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э
3. В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф , а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка .
4. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:
а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;
б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .
§7
Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.
1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).
2. После букв а, о, у, ю пишется э . Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .
§8
Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.
1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.
2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).
3. В названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ , а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный .
4. В звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, НЭП, фэр (физический эквивалент рентгена), втэковский, нэпман .
§9
В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .
При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .
Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е пишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .
§10
В следующих случаях буква е пишется для передачи сочетания j с последующим гласным э:
1. В начале слова, напр.: егерь, едкий, ездить, ель, если, ересь, ехать, Ева, Ельня, Ейск .
2. После гласных в русских (не заимствованных) словах, напр.: заехать, переезд, биение, приехать, военный, упоение, поесть, короед, сладкоежка, уехать, суета .
3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся разделительные ь и ъ (см. § 27–28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь .
Буквы и – ы
§11
Буква и пишется:
1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна, искра; заискивать, неистовый, поить, выигрывать, круиз, сюита, яичный .
2. Для передачи гласного и и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: битва, вишня, гибнуть, води, вонзить, танкист, ливень, домище, ленивый, пить, горит, сила, пойти, графиня, сухие .
3. Для передачи сочетания j с последующим гласным и после согласных; в этом случае перед и пишется разделительный ь (см. § 28), напр.: воробьиный, варьировать, статьи, Ильин .
4. В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных:
а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс , а также после начального элемента пан , напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный (ср. предынфарктный , см. § 12, п. 2), субинспектор, суперинфекция, трансиранский, панисламизм ;
б) после русской приставки сверх , напр.: сверхизысканный, сверхинтересный ;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов, напр.: двухигольный, трёхимпулъсный, пединститут, спортинвентарь, политинформация, госимущество, госинспекция, фининспектор, мирискусник (от «Мир искусства»).
§12
Буква ы употребляется для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:
1. Не после приставок, напр.: быль, рабыня, выть, вызвать, поводырь, козы, хлыст, малыш, мысль, больные, пыль, торопыга, рыскать, сыт, пустыня, фыркать .
2. После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх и меж ), напр.: безыглый (ср. игла ), безыллюзорный (иллюзия ), безыскусный (искусный ), безысходный (исход ), выграться (играть ), сыскать (искать ), возыметь (иметь ), аналогично: изыскивать, надындивидуальный, обындеветь, обезызвествление, отымённый, подыгрывать, подыздержаться, предынфарктный, предыстория, разыздеваться, розыск, сымпровизировать .
Орфография, наверное, один из самых сложных разделов русского языка. Казалось бы, существует огромное количество правил, указывающих, как же правильно писать, но во всех этих правилах есть и огромное количество исключений. Что же говорят правила о том, как употребляется гласная после гласной? Попробуем разобраться.
Гласная после гласной
Начнём с того, что, гласные звуки (а, о, у, э, и, ы) - это те, которые произносятся только голосом, без добавления шума. После мягких согласных на письме эти звуки передаются буквами я, ё, ю, е - так что их тоже в какой-то степени можно считать гласными. Переходя к вопросу орфографии, стоит отметить, что употребляемая гласная после гласной никак не влияет на правописание слова, благо, в отличие от согласных звуков они не подчиняются влиянию звуков-соседей. Но всё же некоторые изменения из-за такого соседства возникают.
Касаются они фонетического облика слова. Звуки е, е (ё), ю, я после гласных удваиваются. То есть, происходит следующая трансформация: е[э] - [йэ], ё[о] - [йо], ю[у] - [йу], я[а] - [йа]. Стоит отметить, что такие же изменения происходят и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, а также в начале слова. Например: мелкое - [м"элкайэ], ёлка - [йолка], подъезд - [падйэзд]. Очень часто в тестированиях самого разнообразного уровня встречаются задания, главная цель которых подловить учеников на незнании этого правила. Обычно в них нужно сказать, в каком слове звуков больше, чем букв или же наоборот. Всегда, когда встречается нечто подобное, нужно проверить, не начинается ли слово с гласной, нет ли в нём разделительных мягкого и твёрдого знаков, нет ли в нём гласных, которые пишутся после других гласных - если есть хоть один из выше перечисленных случаев, то практически наверняка звуков в слове будет больше, чем букв (нюансы будут в словах с разделительными знаками, которые звуков не обозначают).
Закрепление: составляем транскрипцию
Итак, закрепим это правило с помощью несложных упражнений. Задание первое: составьте транскрипцию слов с е, ё, я, ю после гласной: друзья, красивое, варенье, сладко-ягодный, объявление, стая, хороша егоза, льёт, заезд, объём.
Правильные транскрипции: [друз’йа], [красивайэ], [варен"йэ], [слаткайагадный], [абйавленийэ], [стайа], [харашайэгаза], [л"йот], [зайэст], [абйом]. В качестве комментария хотелось бы добавить, что некоторые буквы произносятся иначе, чем пишутся, этим и обуславливается наличие других звуков на их месте в транскрипции. Кроме того, все словосочетания, да и в принципе любые слова, пишутся без пробелов и прочих разделений.
Закрепление: звуки и буквы
Продолжим изучение процессов, которые происходят с я, ю, ё, е после гласной с тем самым заданием, о котором говорилось в правиле. Дан ряд слов, необходимо определить, в каких словах звуков больше, чем букв.
Яблоко, съезд, медведь, Самоа, вьюга, анонс, юла, здоровье, поёт, инцидент.
Для начала составим транскрипции слов: [йаблоко] - в начале слова я удваивается; [сйэзд] - после разделительного твёрдого знака е удваивается, но сам твёрдый знак звука не обозначает; [м"эдв"эд"] - в этом слове нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [самаа] - несмотря на то, что здесь встречается гласная после гласной, это не е, ё, ю, я - то есть она не удваивается; [в"йуга] - после разделительного мягкого знака ю удваивается, но сам мягкий знак звука не обозначает; [анонс] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [йула] - буква ю удваивается в начале слова; [здаров"йэ] - после разделительного мягкого знака е удваивается; [пайот] - после гласной ё удваивается; [инцыдент] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова.
Итак, составив транскрипции, мы видим, что, несмотря на то что в некоторых словах происходит удваивание гласных из-за их положения, звуков в слове не всегда становится больше. Таким образом, правильный ответ в этом задании яблоко, юла и поёт.
Гласные в корне
В принципе правописание гласных чаще всего связано либо с проверяемыми ударением звуками (например, безударные гласные в слове), либо с чередованием (знаменитые корни гар-гор, касс-кос, бир-бер и многие другие). Но встречаются и те слова, которые необходимо запоминать: гласные в них не подчиняются никаким правилам, например: бетон, валидол, ветчина, винегрет, интеллигенция, каморка, кобура, наваждение, палисадник, периферия, помидор, стипендия, эликсир и многие другие.
Отдельного внимания заслуживают те слова, в которых от смены непроверяемой гласной в корне слова изменяется его смысл: кАмпания (военная, предвыборная - то есть, ряд мероприятий) и кОмпания (как группа людей), сИньор и сЕньор (как итальянский и испанский варианты соответственно). В этих случаях придётся быть ещё внимательнее.
Посложнее
Итак, мы разобрались с тем, как пишется гласная после гласной, узнали немного о проверяемых и непроверяемых звуках. Теперь обратимся к правописанию гласных в соседстве с согласными. Здесь всё очень просто: всё те же правила о проверяемых и непроверяемых гласных в корнях, с окончаниями тоже всё предельно просто. Но существует отдельная каста слов, по отношению к которым бесполезно опираться на уже известные правила: это те слова, где гласные встречаются с шипящими.
Гласные с шипящими
Начнём с того, как пишутся гласные о, е после шипящих в корне слова. Если к слову можно подобрать проверочное с буквой е, то в корне под ударением нужно писать ё (ш?лк-шелка), в противном случае - о (шорох). В заимствованных словах без ударения в корне пишется буква о: шОколад, жОкей, шОвинизм. Кроме того, в словах-омонимах стоит учитывать и часть речи: глаголы пишутся с буквой ё (поджёг дом), а существительные - с о (осуждён за поджог). Что касается суффиксов, здесь всё гораздо проще. Суффикс -ов- необходимо просто запомнить: ежовый, парчовый, холщовый. В остальных случаях под ударением пишем о (мышОнок, крючОк, девчОнка), а без него - е (речЕнька, кусочЕк).
Если вы думаете, что правило о том, как пишутся гласные о, е после шипящих настолько простое, вы ошибаетесь. Что касается буквы ё, то она встречается в суффиксах. С ней пишутся существительные, заканчивающиеся на -ёр- (стажЁр), -ёвк- (бечЁвка), а также образованные от глаголов (сгущЁнка (от сгущать). Это же касается глагольного суффикса -ёвывать- (затушёвывать) и суффикса прилагательных -ён- (кручёный).
Отдельно стоит заметить, что шипящие в большинстве своём затвердевшие, то есть после них всегда пишутся гласные а, у, и. Исключение составляют только некоторые заимствования и производные от них (жюри, парашют, политбюро), а также иноязычные имена (Жюль).
Гласные и ц
Гласные о, е после ц подчиняются правилам ударения: под ним пишется о (цокот), а без него, соответственно, е (цепочка). Но здесь существует несколько исключений, как и в любом правиле языка: герцог, палаццо, скерцо, меццо, цокотуха и прочие.
Но более интересным вопросом является правописание гласных и, ы после ц: извечная дилемма. Итак, запоминаем: после ц всегда пишется и - это нужно запомнить. Исключения же запоминаются с помощью простой фразы: цыган на цыпочках стоит и цыц цыплёнку говорит. Сюда же к исключениям относится суффикс -ын- (синицын).
Запоминаем гласные с шипящими и ц
Сейчас мы разобрали основные моменты правописания гласных после шипящих согласных и ц. Для того чтобы закрепить этот материал, выполним простое упражнение. Вставьте пропущенные буквы:
Ц?каты, внуч?нька, камыш?вый, старый ож?г, пч?лы, ш?пот, ц?плёнок, парч?вый, капюш?н, ц?рк, золоч?ный, подж?г дрова, ж?льен, девч?нка, реч?вка, кош?чка, ж?глёр, ухаж?р, ш?рох, ноч?вка.
Правильные ответы: цУкаты, внучЕнька, камышОвый, старый ожОг, пчЁлы, шЁпот, цЫплёнок, парчОвый, капюшОн, цИрк, золочЁный, поджЁг дрова, жЮльен, девчОнка, речЁвка, кошЕчка, жОнглёр, ухажЁр, шОрох, ночЁвка.
Обобщение
Итак, мы рассмотрели основные моменты правописания гласных. Во-первых, соседство гласной с другой буквой никак не влияет на орфографию слова (единственное исключение - корни с чередованием, в которых буква зависит от наличия или отсутствия за ней гласного звука). Обычно в корне слова гласные либо проверяются, либо просто запоминаются, что касается суффиксов - здесь существуют жёсткие правила, регламентирующие правописание букв.
Стоит обратить внимание на соседство гласных звуков с шипящими согласными: там своя система правил относительно гласных и в корнях, и в суффиксах. Кстати говоря, не стоит также забывать и про букву ц с её требованиями к гласным в корне, а также к извечному выбору между и и ы. Что касается случаев, когда пишется гласная после гласной, то здесь нет никаких изменений в орфографии, речь идёт только о добавлении дополнительного звука в транскрипции.
Помня все вышеперечисленные нюансы, вы без труда сможете работать с гласными в самых различных словах.
1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.
После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.
2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.
§ 19. Обозначение [j] ва письме
Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.
В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.
В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.
После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.
Произношение букв Е, Ё, Ю, Я
В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.
1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:
В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.
После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.
После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.
Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.
2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.
В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».
Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.
Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.
После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.
www.ruspeach.com
В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
учитель Харьковская школа №170
Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374
учитель МБОУ «СШ №39№
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»
учитель Мбоу сош
учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»
учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней
учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»
Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»
учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской
onlinerepetitor.net
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Что обозначают буквы е, ё, ю, я
На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.
Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Рис. 10. Красное яблоко (Источник)
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .
Закрепление знаний на практике
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Проверим правильность выполнения задания:
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы е дем, е дем, е дем
В далёки е кра я ,
Хороши е соседи,
Счастливы е друзь я .
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.