Человек разумный является составной частью экосистемы земли. История развития экологических связей человечества
Вариант 1.
1. Нарисуйте график, иллюстрирующий, как народонаселение Земли росло с древних времён по наши дни и как оно продолжает расти.
2. Два племени живут в разных климатических условиях, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и скотоводством. Как Вы думаете, какое племя имело лучшие условия для жизни, какие проблемы природопользования возникали у этих племён?
3. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к индустриальному.
4. Выберите правильные утверждения. В современном человеческом обществе по сравнению с первобытным обществом социальные связи:
А) ослабли; Б) усилились; В) остались на прежнем уровне.
5.
«Экологические связи человека».
Вариант 2.
1. Поясните слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Леса предшествовали человеку – пустыни следовали за ним».
2. Почему учёные считают, что забота о стариках в древнем обществе привел человечество к прогрессу?
3. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов с/х растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Объясните почему.
4. Выберите правильные утверждения:
А) Животные, в отличие от человека, не способны обмениваться информацией с себе подобными.
Б) Трофическая ёмкость среды обитания современного человечества возросла по сравнению с первобытным обществом.
В) Информационные связи современного человека не могут быть адресованы будущим поколениям.
Г) Согласованные действия организмов усиливают воздействие на окружающую среду.
5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в стабилизацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естественном состоянии территорий?
КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СОХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)
Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.
«Экологические связи человека».
Вариант 3.
1. Как влияли охота и собирательство на окружающую среду?
2. Охарактеризуйте особенности информационных связей человека с глубокой древности до наших дней.
3. Каковы перспективы развития экологических связей человечества?
4 . Выберите правильные утверждения.
А) Человек разумный – один из трёх миллионов известных науке биологических видов.
Б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
В) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение.
Г) На современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы, например, закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.
Д) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.
5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в стабилизацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естественном состоянии территорий?
КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СОХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)
Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.
«Экологические связи человека».
Вариант 4.
1. Каковы основные этапы в истории способов добывания пищевых ресурсов человечеством?
2. Схематически изобразите связь между промыслом животных, изменениями компонентов природы и последствиями этого для человечества.
3. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за последние 100-200 лет.
4. Выберите правильные утверждения. Главными особенностями пищевых связей современного человечества являются:
А) усложнение;
Б) упрощение;
В) укорочение;
Г) удлинение;
Д) возрастание энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции;
Е) падение энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции.
5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в стабилизацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естественном состоянии территорий?
КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СОХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)
Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.
338. Выберите правильные утверждения.
а) Человек разумный – один из трех миллионов известных науке биологических видов.
б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
в) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее через размножение.
г) На современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы, например закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.
д) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.
339. Выберите название вида, соответствующее человеку разумному:
а) Homo errectus; б) Homo sapiens; в) Homo habilis.
340. Выберите правильное утверждение. Человеку для поддержания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:
а) 2500 кал; б) 2500 ккал; в) 250 ккал; г) 1000 кал.
341. Ответьте, за счет каких видов энергии повышается энергоемкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к индустриальному.
342. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Объясните почему.
343. Начертите два графика. Первый оценивает рост числа людей, способных прокормиться на территории 500 га во времена разных общественных формаций (в первобытном обществе – 1 человек, в рабовладельческом – 100, в феодальном – 200, в индустриальном – 3000). Второй показывает зависимость вложенной энергии в получение продовольствия на территории 500 га от типа общества (энергия измеряется в условных единицах (у.е.) мускульной энергии человека). В первобытном обществе – 1 у.е.» в рабовладельческом – 20 у.е., в феодальном – 40 у.е., в индустриальном – 30 000 у.е.
Сравните наклон кривых двух графиков. Объясните отличия. Зная тенденцию роста производства продовольствия и затраченной на это энергии, оцените перспективы этих процессов в будущем. Выскажите свой прогноз. Как должно развиваться человечество, чтобы избежать экологических проблем при производстве продовольствия?
344. Расположите названия предков современного человека (человека разумного) друг за другом в порядке их происхождения: человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.
345. Почему ученые считают, что забота о стариках в древнем обществе привела человечество к прогрессу?
346. Два современных племени живут в разных, но климатически сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и скотоводством. Предположите, какое из племен имеет относительно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен?
347. Поясните слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Леса предшествовали человеку – пустыни следовали за ним».
348. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? Выберите правильный ответ:
а) нет генетического материала;
б) отсутствует (или очень слабая) изоляция;
в) потепление климата;
г) рост численности населения.
Обоснуйте свою позицию.
349. Выберите правильное утверждение. Урбанизация – это процесс:
а) роста численности населения;
б) роста доли городского населения;
в) загрязнения среды отходами;
г) усиления давления человека на среду обитания.
350. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.
351. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за последние 100–200 лет.
Социально-экологические особенности демографии человечества
352. Назовите, какие болезни, уносившие в прошлом миллионы жизней, ныне практически полностью побеждены в нашей стране и если встречаются, то крайне редко.
353. Выберите правильные утверждения. Основными факторами риска возникновения онкологических заболеваний являются:
а) курение; б) недоедание; в) нервные стрессы; г) хищники; д) потребление пищи с канцерогенными веществами; е) обильное питание.
354. Назовите экологические факторы, ограничивающие в современных условиях потенциально бесконечный рост популяций человека.
355. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения:
356. Перечислите болезни, которые чаще других приводят к преждевременной смерти людей у нас в стране.
357. Статистические данные показывают, что более 80% раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды. Долевое распределение причин, вызывающих рак человека, выглядит следующим образом: курение – 30%, химические вещества пищи – 35%, неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3% , излучения – 3% , загрязнения воздуха и воды – 2% , другие причины – 5% , причины, не связанные с влиянием окружающей среды, – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного курением.
358. Перечислите меры профилактики против заболевания СПИДом.
359. Перечислите причины, по которым, начиная с середины XIX в. численность населения Земли стала расти в геометрической прогрессии. Выберите правильные ответы:
а) улучшение питания;
б) улучшение санитарного состояния;
в) загрязнение окружающей среды;
г) благоприятные изменения климата;
д) улучшение здравоохранения.
360. Постройте график роста численности населения на земном шаре. До XIX в. она росла медленно. В 1700 г. численность составила 0,6 млрд человек. Рубеж первого миллиарда был преодолен в 1830 г.; второго – в 1939 г.; третьего – в 1960 г.; четвертого – в 1975 г.; пятого – в 1987 г. В 2000 г. численность людей на Земле достигла 6 млрд.
361. Численность жителей города в данном году составила 550 тыс. человек. За год родилось 8 тыс. Рассчитайте, какова была относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.
362. В одном из городов Поволжья с начала 1990-х гг. рождаемость (число новорожденных в год на 1000 женщин репродуктивного возраста) понизилась, а смертность осталась на прежнем уровне. Численность населения продолжает, тем не менее, расти. Предположите причину, по которой это может происходить.
363. В одном из последних информационных буклетов ЮНФПА (фонд ООН для деятельности в области народонаселения) сообщалось, что в 1980-е гг. численность народонаселения в мире увеличивалась на три человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? за год?
Социально-географические особенности демографии человечества.
Демографические перспективы
364. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, СПИД.
365. Выберите из приведенного списка страны, в которых демографическая ситуация в конце XX в. относительно стабильна, с незначительным падением численности населения (смертность немного превышает низкую рождаемость); стабильна (низкая рождаемость и низкая смертность примерно уравновешены) и нестабильна, с интенсивно растущим населением (высокая рождаемость):
Ангола, Бангладеш, Болгария, Бразилия, Венгрия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Ирак, Канада, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сирия, США, Танзания, Украина, Франция, Япония.
366. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.
367. В Дели – пять гигантских часов, подключенных к компьютеру, которые минута за минутой показывают рост населения Индии. Каждые 1,2 секунды на свет появляется новый гражданин Индии, за минуту – около 50 человек. Рассчитайте, сколько детей рождается ежедневно; за год; за десятилетие при сохранении темпа рождаемости.
368. Какая демографическая ситуация наиболее благоприятна для человечества и не несет больших экологических бедствий планете? Выберите правильный ответ:
а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;
б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;
в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;
г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рождаемости;
д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравновешенные;
е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравновешенные.
369. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая – должна стараться удержать имеющиеся параметры численности населения (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:
1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания;
2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.
370. Объясните, почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты.
371. Существует мнение, что уже сейчас людей на Земле живет больше, чем она в состоянии кормить в течение неопределенно долгого времени. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?
Человек как биосоциальный вид
Общие экологические закономерности определяют взаимоотношения с окружающим миром всех живых существ на Земле, в том числе и человека.
Человек - один из 3 млн известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид - Человек разумный (Homo sapiens).
С экологических позиций человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты. А потому возникают непростые экологические вопросы. Подчиняется ли человечество законам фундаментальной экологии? Если да, то полностью или частично? Если частично, то насколько?
Вторая часть учебника целиком посвящена особенностям проявления общих экологических закономерностей во взаимоотношениях с окружающим миром только одного вида - человека. Современные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, требуют безотлагательного рассмотрения и решения. Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранить целостность общеземной экосистемы и гарантировать существование человечества в будущем.
Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.
В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.
Существование этих, факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека.
Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Нервно-психологические стрессы, загрязнение окружающей среды и т.д. сделали одной из глобальных проблем сохранение человека как биологического вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке.
Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны - сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения. Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих факторов (например, радиации) непосредственно не ощущается людьми и скажется лишь в будущем. Все это делает пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимым. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать насилия над ней.
С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды и даже, в известной мере, преобразовывать свою биологическую природу применительно к новым задачам в сфере познания и практики. Это в свою очередь, ставит ряд вопросов: изменится ли при этом внешний облик человека и в какую сторону? Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с кибернетическими устройствами? Hе вступает ли человечество в новую стадию своей эволюции при непосредственном участии генной инженерии и биокибернетики? и др. Эти вопросы, касающиеся биологии, генетики и психики человека будущего, активно дискутируются в современной науке.
Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо
2. Биосоциальная природа человека и экология
Рис. 4. Уникальность человека как биосоциального вида (Хабарова Е.И., Панова С.А., 2001)
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И.Т. Фролову (1985), «биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием».
Биосоциальная природа человека выражается в том, что в его жизнь входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т.е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе. Биологическая адаптация человека стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия человек .
Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично-поведенческие) свойства организма (Н.Ф. Реймерс, 1990).
Под термином «экосистема» можно понимать безразмерную устойчивую систему компонентов живого и неживого происхождения, в рамках которой осуществляется внутренний и внешний круговорот энергии и вещества. Каждый человек, вне зависимости от места рождения и проживания (будь то шумный мегаполис или деревня, остров или большая земля, пр.) - часть экосистемы.
Экосистемы человека - это разновидности экологических систем, непременным компонентом которых является сам человек. Специфическими особенностями экосистемы человека можно считать:
- отражение ценностей человека и общества, в котором он живет;
- отражение целей человеческого общества;
- наиболее значимые движущие силы обладают социальной природой.
При этом важно не просто знать, но и осознавать, что законы, определяющие поведение экосистем человека, имеют такую же силу, как и в других экосистемах.
Человеческие экосистемы и их характеристика
Человеческие экосистемы зависят (определяются) деятельностью самого человека, так как в таких системах именно человек объективно выполняет роль доминантного вида, имея на это не только биологическое основание, но и социальное. Причина заключается в том, что человек наделен способностью воплощать в жизнь разумное целепологание посредством реализации большого количества способов, предполагающих взаимодействие с окружающей средой.
Только человек может осуществлять изменения и в свою, и другие природные экосистемы, реализуя свои нужды и пожелания. Кроме того, именно человек является единственным биологическим видом, который способен создавать и осуществлять поддержку новых экосистем определенного типа, имеющих искусственную базу, опираясь при этом на базовые законы эффективной жизнедеятельности, носящие естественный (природный) характер.
Человеческие экосистемы принято представлять в виде переплетения ряда сфер в различной степени:
- сфера окружающей среды, выполняющая функции объединения частей экосистемы, компоненты которой функционируют, опираясь на законы природы: рост, развитие, динамика, обмен питательными компонентами и энергией;
- сфера индивидуального управления предполагает описание поведенческих особенностей и механизмов отдельных представителей человеческой расы в ходне непосредственного взаимодействия с окружающей средой природного происхождения;
- сфера политического планирования осуществляет объединение всех механизмов, посредством которых возможна выработка политических или экономических сигналов.
Роль экосистемы в жизни человека
Чтобы полноценно жить и развиваться даже современному человеку требуется осуществлять поддержку ряда условий в собственной экосистеме на вполне определенном уровне. К ним относятся:
- температурный режим, который должен колебаться (в идеале) в пределах 20, максимум, 25 градусов Цельсия выше нуля;
- режим освещения, в том числе и определенный режим в жилом помещении;
- определенный уровень влажности, позволяющих сохранить здоровье кожного покрова, внутренних органов, слизистых оболочек и пр.;
- достаточно чистый воздух;
- достаточный объем чистой воды;
- необходимый объем пригодных (в идеале - полезных) продуктов питания;
- одежда;
Однако, чтобы получить многое из того, что необходимо для жизни, требуются вложения со стороны человека. Например, чтобы иметь достаточно провизии, необходимо вложить силы и средства в пищевую промышленность и сельское хозяйство, защиту и восстановление природных ресурсов.
Природа - это не только источник материальных благ, но и источник духовной культуры и наслаждения, оздоровления и психоэмоционального восстановления. Человек не должен забывать, что является частью природы. И, разрушая ее, приближает и собственную кончину.
Все чаще ученые, специализирующиеся в различных отраслях наук, обращают внимание общественности на том, что в последнее время связь между природой и человеком все менее сильной, что является последствием активного стремления удовлетворения собственных потребностей без учета последствий своих действий.
Влияние деятельности человека на экосистему
Сколько существует на земле человек, практически столько же времени он оказывает влияние (в последнее время все более и более активное) на состояние и поведение экосистемы. Безусловно, в самой системе имеют место эволюционные процессы, которые будут происходить вне зависимости от того, присутствует в этой экосистеме человек или нет. Хотя, ученые констатируют, что к настоящему моменту влияние человека на экосистему является абсолютным, что стало результатом значимого развития технологического прогресса, загрязнения окружающей среды, увеличения численности населения, т.д.
Анализ современного состояния природы, разрушительный роли человека в экосистеме, позволяет ответственно заявлять специалистам о необходимости принятия срочных мер по нормализации экосостояния окружающей среды. В противном случае, каждый человек прямо либо косвенно ощутить на себе причастность к экосистеме в скором или отдаленном будущем.
Входящий мониторинг по экологии в 11 классе.
Составитель: Беляева Г.А.
1.Выберите правильные утверждения:
а) Человек разумный - один из трёх миллионов известных науке биологических видов.
б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
в) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение.
г) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.
2. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от (А) - первобытного общества к рабовладельческому и от (Б) - доиндустриального к индустриальному. А ______________; Б ________________________
3. Выберите правильное утверждение. Впервые предки современных людей стали использовать примитивные орудия - кости, камни, палки:
а) 1 млн. лет назад; г) 500 тыс. лет назад;
б) 2 млн. лет назад; д) 100 тыс. лет назад.
в) 3 млн. лет назад;
4. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая - должна стараться удержать имеющиеся параметры численности населения (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:
1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания; 2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.
5. Перечислите причины, по которым начиная с середины 19в. численность населения
Земли стала расти в геометрической прогрессии:
а) улучшение питания;
б) улучшение санитарного состояния;
в) загрязнение окружающей среды;
г) благоприятные изменения климата
д) улучшение здравоохранения.
6. Какая демографическая ситуация наиболее благоприятна для человечества и не несёт
больших экологических бедствий планете. Выберите правильный ответ:
а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;
б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;
в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;
г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рождаемости;
д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравновешенные;
е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравновешенные.
7.. Заполните пропуски в предложениях. Система научно обоснованных мер, направленных
на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов,
называется _____________________________________. Она базируется на законах
Науки.
8.. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается?
а)аргона;
б)кислорода;
в)диоксида углерода;
г)диоксида азота;
д)диоксида серы.
9. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды..
10. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой половине 21 века будут исчерпаны более чем наполовину.
11. Перечислите отрасли хозяйства - основные потребители пресной воды.
12. Липа мелколистная живёт в лесу до 300-400 лет, в городских условиях - до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чём причина плохого развития деревьев в городе.
13. Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:
а) переход на малоотходные технологии;
б) организация заказников и заповедников;
в) безотвальная и плоскорезная вспашка;
г) вспашка поперёк склонов;
д) регулирование снеготаяния:
е) борьба с загрязнением воды, воздуха.
14. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выберите правильный ответ.
а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;
б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;
в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;
г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.
15. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь к диоксиду серы, являются:
а) широколиственные породы;
б) многолетние травы;
в) газонные травы;
г) хвойные породы.
16.К животным, численность которых удалось восстоновить, относятся:
а) лось, зубр, бобр, соболь;
б) пятнистый олень, кабан, бурый медведь;
в) белый медведь, як, изюбр, северный олень;
г) волк, лисица, песец, енот.
17. Впервые международная Красная книга была издана в:
а) 1955г.;
б) 1966г.;
в) 1977г.;
г) 1866г.
18. Основным типом особо охраняемых территорий являются:
а) заказники;
б) природные парки;
г) национальные парки.
19. В нашей стране под заповедниками находится площадь около:
а) 0,5%; б) 1%; в) 5%; г) 10%.
20. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают:
а) К. Линнея (18 в.); б) Ж. Б. Ламарка (18 в.);
в) Э. Геккеля (19 в.); Г.Ф. Гаузе (20 в.).
Оценочная шкала 11 класс
№ задания
39-30 баллов = «5»
29-19 баллов = «4»
18-9 баллов = «3»
менее 9 баллов = «2»
а, в, г.
. А- за счёт мускульной энергии домашних животных; Б - за счёт топлива сельскохозяйственных машин и электроэнергии.
1 - А; 2 - Б.
а, б, д.
Охраны природы, экологической.
Промышленность: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная; сельское хозяйство.
Нефть; руды содержащие серебро, медь и др.
Орошаемое земледелие, городское хозяйство, металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность.
На растения влияют загрязнения воздуха пылью, гарью, дымом, выхлопными газами, а также загрязнение почвы.
в, г, д.
Входящий мониторинг знаний по экологии в 11 классе.
Школа:
Класс:
Учитель:
Дата:
Количество учащихся по списку:
Количество выполнявших работу:
Получили оценки:
«5» (набрали 80% и более от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%
«4» (набрали 60-80% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%
«3» (набрали 40-60% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%
«2» (набрали менее 40% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%
Успеваемость:______%
Качество:_____%
Результативность выполнения заданий
п/п.
Список
Обучающихся
№ задания
ученика
Кол.набр баллов
% вып. работы