Чем отличается прикладная магистратура от академической. Чем отличается степень бакалавра от магистра - сколько лет учиться, как получают диплом

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно - в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата - дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат - это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат - это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня - инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Направления и специальности

Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:

  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • туризм;
  • реклама и связи с общественностью;
  • гостиничное дело;
  • архитектура;
  • социология;
  • хореография;
  • информатика и вычислительная техника;
  • экономика.
Полный перечень направлений подготовки прикладного бакалавриата:

С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности « ». Но в 2018 году прием на нее прекращается .

В чем разница

Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность - 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.

Отличия прикладного и академического бакалавриата:

На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, практика или теория - только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:

  • аспирантура;
  • магистратура;
  • академический и прикладной бакалавриат.

В чем разница?

В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.

Особенности академической формы обучения

Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.

История

Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.

Понятие

Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.

Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.

Кто такой бакалавр?

Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.

Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.

При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Как он работает?

В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

Зачем это нужно?

Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.

Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.

Как это происходит?

Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.

Таким образом, прикладной бакалавр - специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.

В чем преимущества?

По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.

Конечно, главным преимуществом является то, что обеспечивается подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированная в первую очередь на практику. Предполагается, что те студенты, которые смогут пройти четырехлетнюю программу обучения по этой форме, в конечном итоге будут хорошими практиками, обладающими неплохой теоретической подготовкой, соответствующей высшему образованию, и именно поэтому многие задумываются над тем, что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат.

Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.

Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.

Что с наукой?

В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.

Другие отличия

Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.

Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру. На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования, мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова И. В. Ярмоленко.

- Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

- Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и после прикладного бакалавриата.

- Что такое «прикладная магистратура»?

Прикладная магистратура - подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков "улучшенный инженер".

- Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
- Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

- Как проводится обучение?

Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

- Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме - 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

- Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

- Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля - на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа - на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря - на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

- Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) - 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат - это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам .

В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.

  • Академический бакалавриат - это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
  • Прикладной бакалавриат - это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.

Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.

После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.

Потребности современного российского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры - от рабочего до ученого-исследователя. Чтобы нацелить профессиональное образование на решение этой задачи, правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Суть прикладного бакалавриата - поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию экономики. «Ряд отраслей и видов деятельности настолько усложнились, что теперь в некоторых случаях необходимо обучение более высоким технологиям, - пояснил необходимость эксперимента директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. - Если раньше сталевар ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь он сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии. То же самое и у сварщиков».

Учиться студенты будут четыре года, после чего получат диплом о высшем образовании. Обучение оплачивается из федерального бюджета.

В концепции создания и развития прикладного бакалавриата, разработанной в ФИРО, записано, что квалификация выпускников будет соответствовать шестому уровню Национальной рамки квалификаций РФ, и они будут уникальными специалистами на рынке труда страны.

По замыслу Министерства образования и науки РФ, первые два года эксперимента посвящаются разработке соответствующих программ и изменениям, позволяющим «легитимизировать этот уровень образования».

В свое время о желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. Но удостоились такой чести только 7 вузов и 23 ссуза.

Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоялся в 2010 году. И вот первый год эксперимента приближается к концу. Что он показал? К каким выводам привел? Свой ответ на эти и некоторые другие вопросы дают участники экспресс-опроса.

  1. Каких специалистов готовят в вашем учебном заведении по программам прикладного бакалавриата?
  2. Чем отличаются программы прикладного бакалавриата от программ академического бакалавриата и СПО? Какие преимущества имеют?
  3. Каким условиям должно соответствовать учебное заведение, реализующее программу прикладного бакалавриата?
  4. Что показал первый год эксперимента? К каким выводам привел?
  5. С какими трудностями столкнулось ваше учебное заведение, участвуя в эксперименте? Какую помощь и от кого вы хотели бы получить?

1 Мы разработали программу прикладного бакалавриата для специальности «Электрические станции, сети и системы». Она предполагает, что за время обучения студенты получат знания, умения и навыки, которые позволят им проводить работу по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию электрооборудования, осуществлять организацию и обеспечивать работу систем электроснабжения предприятий любого профиля. Объектами профессиональной деятельности выпускников будут электрические станции, электроэнергетические системы и сети, а также системы электроснабжения различных отраслей.

2 Прикладной бакалавриат - новый уровень обучения. Создать его предложили работодатели и представители системы среднего профобразования. Рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников техникумов и колледжей, потому что сегодня их компетенции не соответствуют требованиям производства. Такова одна из причин появления прикладного бакалавриата. К тому же технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что для них недостаточно среднего образования. Квалифицированный специалист должен не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологии и адекватно на них реагировать. В то же время многие вузовские знания теоретического характера ему не нужны, значит, прикладной бакалавриат экономит время на обучение. Прикладные бакалавры для страны важнее, и они, конечно, будут востребованы на рынке труда, в отличие от менеджеров и юристов, которых готовят в каждом втором вузе.

В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практика, практические занятия, лабораторные и курсовые работы и проекты) будет составлять не менее 50 процентов общего времени, отведенного на обучение, а производственную практику предполагается проводить непосредственно у работодателей. Прикладной бакалавр сразу сможет приступить к служебным обязанностям, потому что он ориентирован непосредственно на их выполнение. Убежден, что новая форма обучения будет популярнее обычной.

3 Не имея соответствующих условий, мы однозначно не вошли бы в число победителей. Наш колледж - очень крупное учебное заведение, в котором ведется обучение по 34 специальностям СПО базового и 3 - повышенного уровней и 51 программе профессиональной подготовки. Мы выпускаем бухгалтеров, администраторов гостиниц, кассиров торгового зала, газоэлектросварщиков, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров с применением технологий Knauf и т.д. В 2010 году открыли отделение дистанционных технологий, где обучаем 309 человек, причем часть из них - студенты с ограниченными физическими возможностями. Соответствует современным требованиям и ресурсная база: 2 учебных корпуса, учебная гостиница, полиграфический отдел, 2 мастерские с современным обрудованием, автоцентр, спортивный комплекс, 2 общежития. Для студентов с ограниченными физическими возможностями созданы хорошие условия, в том числе безбарьерный доступ в корпуса.

Опыт работы учебного заведения широко используется в системе профессионального образования области.

Способствовало подготовке к эксперименту участие в национальном проекте «Образование». Один из немногих в России, Новороссийский колледж строительства и экономики дважды одержал победу в конкурсе. В ходе реализации инновационных программ только на оснащение специальностей электроэнергетической направленности было израсходовано более 5 млн. рублей. Это позволило обновить учебно-лабораторное оборудование и приборы, учебные пособия и литературу, модернизировать весь аудиторный фонд электротехнического отделения.

Перечень закупленного оборудования согласовывался с будущими работодателями, благодаря чему соответствует требованиям производства. Об этом свидетельствуют экспертные заключения ведущих специалистов профильных предприятий.

Степень новизны учебно-методического обеспечения дисциплин составляет 100 процентов.

Студенты имеют доступ к комплектам библиотечного фонда, учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы прикладного бакалавриата, базам данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам («Консультант Плюс», «Технорматив» и др.). Обучение в рамках прикладного бакалавриата ведут преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию. Стажировке и повышению квалификации уделяется много внимания.

Колледж одним из первых в городе, да и в крае тоже, сформировал механизмы взаимодействия с рынком труда. Около 30 ведущих предприятий города являются его социальными партнерами. Вместе с ними активно ведется поиск технологий обучения, дающих оптимальную интеграцию образовательной и практической деятельности. Результаты этой работы позволяют значительно повысить мобильность выпускников на рынке труда.

4 Эксперимент по прикладному бакалавриату реализуется в тесном сотрудничестве с Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасский политехнический институт) и работодателями. Предварительные заявки на выпускников были получены еще тогда, когда программы только составлялись. Заключены договоры на проведение стажировок преподавателей, производственной практики студентов на площадях и оборудовании таких известных предприятий, как ОАО «Кубаньэнерго» «Юго-Западные электрические сети», «НЭСК-электросети», «Новороссийскэлектросеть». Также планируется привлекать преподавателей технического университета и ведущих специалистов предприятий к преподаванию дисциплин, руководству производственной практикой, участию в промежуточной аттестации и в работе государственной аттестационной комиссии.

5 Завершается первый год эксперимента. Студенты, обучающиеся по программе прикладного бакалавриата, успешно сдали зимнюю сессию, показав достаточно высокий уровень знаний. Но есть определенные трудности, связанные с призывом в армию. В этом году ушли служить 5 студентов. Где эти молодые люди должны учиться по возвращении, ведь прием на прикладной бакалавриат осуществляется один раз?

Все остальные вопросы решаемы. В июне планируем провести заседание координационного совета по реализации основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата и выработать предложения по актуальным вопросам, касающимся проблем эксперимента.

1-5 Наш колледж одно из крупнейших образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства. В настоящее время здесь обучается 1611 человек по 16 специальностям.

В 2007 году колледж создал инновационную образовательную программу, вошедшую в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тема программы - «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства». По сути, это была современная модель взаимодействия ссуза и социальных партнеров, предусматривающая подготовку квалифицированных кадров с необходимым набором инновационных специальностей и специализаций. В соответствии с данной моделью были коренным образом реорганизованы основные элементы образовательной системы колледжа: программы, учебно-лабораторная база, специализированные мастерские. На этой новой основе организована научно-исследовательская, опытно-конструкторская и проектно-производственная деятельность студентов и преподавателей. Реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать современные производственные задачи и быстро адаптироваться в реальном секторе экономики.

Кроме того, в колледже разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Работа в данном направлении была обусловлена тем, что базовое предприятие ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» имеет Международный сертификат СМК.

В рамках эксперимента колледж реализует основную профессиональную программу по специальности «Технология машиностроения».

При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особое значение имеет интеграция профессионального образования и производства. При формировании этой программы основные виды профессиональной деятельности, содержащиеся в государственном образовательном стандарте, дополнены двумя новыми, созданными совместно с работодателями. Дополнительные общие и профессиональные компетенции тоже согласованы с производственниками. Работодатели подтвердили заявками необходимость подготовки соответствующих кадров, указали должности, которые будут занимать молодые специалисты, а также гарантировали, что предоставят студентам и выпускникам места для прохождения учебной и производственной практики и последующего трудоустройства.

По согласованию со специалистами Уфимского государственного авиационного университета при формировании основной образовательной программы прикладного бакалавриата вариативная часть государственного образовательного стандарта СПО (50 процентов) использована на усиление профессиональной теоретической подготовки студентов в соответствии с ФГОС по данному направлению ВПО. Это существенно отличает программу прикладного бакалавриата от академического.

Основную образовательную программу реализуют педагоги, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и систематически занимающиеся научной или научно-методической деятельностью. Для преподавателей, которые отвечают за освоение студентами профессионального цикла, обязательным условием является опыт практической работы на предприятиях машиностроительного профиля. Они стажируются на Нефтекамском автомобильном заводе по программам, созданным с участием специалистов предприятий, в числе которых есть представители зарубежных фирм «Messer», «Polimag», «Andon», «Heisse», «Trumpf», «Fronius», «TransCut».

Подход к отбору содержания обучения изменился, поскольку именно специалисты и наставники базовых предприятий определяли новые виды профессиональной деятельности и разрабатывали перечень профессиональных компетенций и модулей, адекватных современному уровню развития техники и технологий. Студенты должны освоить современные методы лазерной и плазменной обработки, роботизированные комплексы и автоматические линии, высокотехнологичную сварку, передовые технологии обработки металлов на станках с ЧПУ, научиться применять энергосберегающие технологии при разработке и серийном изготовлении агрегатов и узлов для машин.

Планируется также, что ведущие специалисты базовых предприятий примут активное участие в формировании тематики и содержания курсовых и дипломных работ студентов, соотнесут их с инновационными требованиями производства.

Первый год реализации эксперимента выявил следующие положительные стороны:

  • возможность эффективной интеграции учреждений высшего и среднего звена при сохранении самостоятельности и уникальности СПО на федеральном уровне;
  • активный диалог образовательного сообщества и работодателей в определении видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций;
  • готовность инженерно-педагогического коллектива колледжа решать поставленные задачи, способность к самосовершенствованию.

Проявились и проблемы:

  • отсутствие координационного органа управления ходом эксперимента;
  • слабое нормативно-методическое обеспечение образовательных учреждений;
  • отсутствие стимулирования эксперимента;
  • потеря контингента студентов в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ и невозможность обучить их в дальнейшем по программе прикладного бакалавриата;
  • неясность механизма проведения итоговой государственной аттестации совместно с вузом.

1-5 Понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым и пока что не оформленным законодательно, как и сам эксперимент, объявленный 19 августа 2009 года Постановлением Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Судя по проекту концепции, эксперимент проводится, чтобы решить следующие задачи:

  • не потерять практикоориентированность при введении уровневого высшего образования;
  • исключить превышение допустимого уровня издержек организаций-работодателей, связанных с доучиванием выпускников;
  • формировать нацеленность образовательных программ вузов на практикоориентированный результат и опыт их адаптации к требованиям профессиональных стандартов;
  • сократить срок вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса;
  • снизить риск трудоустройства выпускников;
  • расширить вариативность и сократить дублирование образовательных программ на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Проектируя экспериментальную программу по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» мы учитывали, что не следует механически объединять программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартов ВПО и СПО. Мы взяли за основу ФГОС ВПО (бакалавриат) и включили в программу дисциплины, которые им регламентированы, а также профессиональные модули, направленные на формирование готовности выпускника к выполнению определенных видов профессиональной деятельности (за счет часов вариативной части). На основании анализа регионального рынка труда и специфики колледжа выбрали направления (отрасли) - строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Программа разработана с учетом новых форм хозяйствования и современных тенденций в этих отраслях.

Программа прикладного бакалавриата относится к программам высшего профессионального образования первого уровня, ведущим к получению профессиональной квалификации.

Принципиальным отличием программ прикладного бакалавриата от программ углубленной подготовки СПО является усиление теоретической подготовки до уровня высшего образования. Теоретическая подготовка осуществляется на базе Калининградского государственного технического университета и силами профессорско-преподавательского состава этого вуза. Квалификация, в отличие от академической степени, - результат освоения программы прикладного бакалавриата, и ее отличительная особенность достигается за счет особого содержательного наполнения программы. Требования определяются в зависимости от потребностей рынка труда. В настоящее время колледж активно сотрудничает с региональным Союзом строителей по мониторингу профессиональных компетенций в рамках общего мониторинга эксперимента.

Экспериментальные программы реализуются в сложных условиях перехода на стандарты третьего поколения, отсутствия нормативной базы и централизованного управления экспериментом.

Вот почему приходится говорить скорее о трудностях, чем об успехах. В некоторых регионах от набранной группы в 30 человек осталась половина, так как студенты призываются в ряды Российской Армии и лишаются возможности по окончании службы продолжить обучение по программе прикладного бакалавриата. Нарушается конституционное право на образование.

Не утвержден пакет нормативной правовой документации, регламентирующей реализацию программ прикладного бакалавриата. Не до конца проработаны механизмы взаимодействия участников эксперимента, финансирования программы, есть ряд правовых казусов. В случае «непробиваемости» чиновников это может грозить негативными последствиями для студента. Остается открытым вопрос о форме диплома, поскольку она не утверждена. Программа прикладного бакалавриата дороже существующих программ бакалавриата. Приходится оплачивать повышение квалификации, кураторство программы, информатизацию, доплаты преподавателям и многое другое. Выплаты производятся из внебюджетных средств колледжа. В дальнейшем планируются затраты на экспертизу программ, КИМов, рецензирование, издание литературы и.т.д. На наш взгляд, необходимо предусмотреть дополнительное финансирование эксперимента.

Кроме того, к общим проблемам, с которыми в первый год эксперимента столкнулись образовательные учреждения других регионов, следует отнести следующие:

  • формальное желание работодателей участвовать в реализации и мониторинге программы, формализм соглашений;
  • отсутствие продуктивных механизмов взаимодействия всех субъектов эксперимента. Таким образом, мы имеем ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

На базе Технологического колледжа №14 г. Москвы 20-21 апреля проходил межрегиональный семинар-мастерская «Разработка механизмов реализации программ прикладного бакалавриата». Обсуждение показало, что перечисленные выше проблемы имеют общий характер. Тем не менее, участники семинара единодушно отметили, что несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в процессе реализации проекта, у прикладного бакалавриата есть будущее. Год работы в условиях эксперимента значительно повысил уровень компетенции и педагогов, и управленцев. Разработаны учебно-методические материалы нового поколения, идет апробация инновационных педагогических технологий. Меняются подходы к социальному партнерству, усиливается роль работодателя в учебном процессе. Образовательное учреждение самостоятельно определяет траекторию реализации программы. Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что миссия прикладного бакалавриата будет выполнена, и у эксперимента при соответствующем организационном и научном сопровождении хорошее будущее.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...