Чешется наружное ухо. Какими могут быть причины того, что чешутся уши снаружи? Почему чешется правое ухо внутри: приметы

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее :

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.

Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

Читайте в этой статье:

Методика Монтессори является одной из наиболее актуальных в современной дошкольной педагогике и наиболее востребованным направлением в семейном воспитании.

В наши дни даже к ребенку предъявляются достаточно высокие требования на каждом этапе развития. Так, уже при поступлении в первый класс общеобразовательной школы малыш должен продемонстрировать умение читать, начальные навыки письма, логического мышления, иметь общие знания о мире и себе самом.

Суть концепции восприятия личности

Как правильно развивать ребенка? Какие методы избрать? Как сделать это развитие гармоничным? Именно такие вопросы возникают у родителей, желающих сделать все возможное для своего любимого чада.

Итак, методика Марии Монтессори сегодня стала популярной благодаря своей гармоничности и определенной концепции восприятия личности ребенка. Автор методики — доктор Монтессори — акцентирует внимание на необходимости уважать мнение ребенка, его личность, личностные установки.

Будучи врачом, Мария Монтессори обратила внимание педагогов на необходимость развивать сферу чувств ребенка, т.е. учить его ощущать мир вокруг него — сенсорику, моторику, а уже исходя из этого, обучать навыкам чтения и письма.

Монтессори был накоплен огромный практический опыт, который был ею проанализирован и обобщен, благодаря чему и родилась эксклюзивная методика, направленная на стимулирование познавательной активности ребенка, развитие у него способности к креативным самостоятельным решениям, формирование творческих способностей, богатого воображения. Очень важным является гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика применяется с 1906 года, т.е. ей более 100 лет, но она не утратила своей актуальности и распространена в детских садах и центрах раннего развития детей.

Дидактические основы и воспитательные стратегии

Эта методика способствует развитию у ребенка собственной мотивации к обучению, что чрезвычайно важно, особенно на первых этапах обучения. При этом вмешательство взрослого в деятельность ребенка минимальна, а среда, в которой он обучается, организована с помощью специальных дидактических материалов.

Главные принципы методики — это максимум свободы и минимум вмешательства, что способствует реализации индивидуальных подходов к обучению.

Стоит отдельно остановиться на вопросе о создании определенной развивающей среды и ее значении для реализации методики. В этой среде используются самые обычные предметы, применение которых стимулирует ребенка к действию по изучению мира через опытное его познание. Это могут быть кубики, бусины, различные геометрические фигуры, разные по цвету и размеру, сосуды для опытов, а также бытовые предметы, как, например, пуговицы. Манипулирование с этими предметами позволяет ребенку научиться в ранний период самым простым действиям, таким как одевание и раздевание, упорядочивание предметов и тому подобное.

Материалы для создания познавательной среды Монтессори многократно тестировала в работе со своими подопечными, проверяя и перепроверяя их действенность.

Устройство учебного помещения

Для реализации задач, которые ставит перед воспитателем методика Монтессори, необходимо определенным образом организовать пространство, в котором находится ребенок, разделив его на зоны, чтобы правильно ориентироваться во всех группах материалов для обучения.

Классическая методика предполагает разделение пространства на пять зон — практической жизни, сенсорного развития, математическую, языковую, космическую. Однако в современной реализации методики педагоги могут проявлять творчество, увеличивая количество зон, добавляя любые другие по своему желанию, вернее, исходя из потребности детей.

Организация обучающей зоны

В зоне практической жизни главной задачей является обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания. Это, например, приготовление пищи, уход за вещами, помещением, одеждой, причем действия выполняются самостоятельно и серьезно, как в настоящей жизни.

В сенсорной зоне малыш изучает природные характеристики предметов, т.е. их форму и размер, цвет и фактуру. Ребенок учится слушать и слышать, характеризовать различные запахи, реагировать на них, концентрировать внимание на окружающей среде, развивает мелкую моторику, работая с предметами.

В математической зоне царят цифры и фигуры, благодаря чему совершенствуется пространственное мышление, развивается логическое мышление. Кроме того, познавая понятия математики, ребенок учится сосредоточенному восприятию знаний, усидчивости.

Языковая зона, помимо обучения чтению и письму, способствует развитию речи и расширению словарного запаса.

Космическая зона, несмотря на свое название, знакомит ребенка не с космосом как системой небесных тел, а с «космосом природы», то есть миром вокруг нас, растениями и животными, странами и культурами, явлениями окружающей среды, физическими процессами.

В современной практике известны также двигательные или спортивные зоны, зоны искусства или музыкальные и художественные, возможны и психологические зоны и так далее.

С какого возраста ребенок может начать занятия

Когда можно начинать применение методики? Педагоги утверждают, что уже с одного года ребенок может заниматься в классе Монтессори, поскольку ему это будет интересно, особенно в определенных зонах, таких как зона практической жизни, сенсорная.

В центрах раннего развития, работающих с этой методикой, детей разделяют традиционно на две группы: 2-6, 7-12 лет, что связано с основами методики и позволяет осуществить взаимодействие старших и младших детей, способствующее взаимной поддержке, формированию очень важных для дальнейшей жизни основ кооперации.

Основные дидактические принципы

Очень интересным и важным принципом метода Монтессори является принцип проявления дисциплины в свободе, что кажется на первый взгляд взаимоисключающим, но на самом деле предполагает формирование у ребенка осознанного стремления самореализовываться, не задевая при этом свободу других. Задача воспитателя в этом случае — помочь ребенку осознать основные принципы поведения в обществе и пресекать на определенном этапе формирования его личности все поступки, задевающие достоинство других, являющиеся невежливыми или оскорбительными для тех, с кем ребенок общается. Таким образом личность формирует внутренние границы, которые, будучи им восприняты как должное, становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества. Именно так дисциплина проявляется в рамках внутренней свободы.

Еще одним важным принципом является самостоятельность как форма обучения, познания мира, осознанного действия. Метод Марии Монтессори построен именно на стимулировании самостоятельного стремления к действию и познанию.

В системе Монтессори, как ни странно, не применяются ни наказания, ни награды. Ребенок приучается получать удовольствие от самой деятельности, не ожидая за это дополнительного поощрения, и в то же время не делает чего-либо под страхом наказания, поскольку единственным наказанием может послужить временная изоляция от коллективной деятельности.

Важным принципом является разновозрастность групп воспитанников, что позволяет задействовать дополнительные рычаги стимуляции, так как старшие дети становятся образцом для подражания для младших, причем более ярким, чем взрослые.

Свобода в школе Марии Монтессори никогда не превращается в анархию, поскольку, как уже говорилось, поддерживается сознательным стремлением к деятельности и соблюдению норм взаимодействия между детьми и воспитателем, при котором ребенок старается не мешать другим, осуществляя свое обучение. Так, дети не разрушают результатов труда других, разговаривают тихо. Таким образом происходит грамотная социализация личности в рамках осознания своей собственной свободы и свободы других.

Данный краткий обзор принципов метода Монтессори может убедить родителей и воспитателей в целесообразности ее применения.

Распространенные ошибки и заблуждения

Методика Марии Монтессори очень популярна во всем мире, однако на сегодняшний день существует несколько устойчивых заблуждений по поводу ее принципов.

Во-первых, считается, что методика показана только детям с определенным отставанием в развитии, поскольку на первых этапах Мария Монтессори испробовала ее именно на таких детях. Однако стоит заметить, что главные принципы, творчески доработанные ее автором, усовершенствованные в процессе практического применения, сделали ее универсальной, в результате чего методика прекрасно работает в развитии любого ребенка.

Во-вторых, неоднократно высказывалось опасение, что детям, занимавшимся по методике Марии Монтессори, будет скучно учиться в обычной общеобразовательной школе, так как они очень много знают и привыкли самосовершенствоваться. Но стоит просто найти для ребенка творческого учителя, и процесс обучения станет для него еще более интересным. При правильной организации деятельности ученики Монтессори станут для учителя помощниками.

Некоторые родители опасаются, что занятия по методике Марии Монтессори станут для ребенка сложными и утомительными. Но класс для занятий организован таким образом, чтобы ребенок сам выбирал для себя удобное место, то есть он может сесть за столом, устроиться на коврике и даже лечь. Ритм занятия он тоже выбирает для себя сам, ориентируясь на свои потребности. Какое-либо задание он может выполнять как за пару минут, так и за полчаса. Ребенок сам решает, будет ли заниматься сам либо с учителем, а возможно, привлечет в работе над заданием друга. Такой подход позволяет менять ритм занятия, чередовать разные виды активности, исходя их внутренней потребности обучаемого, что позволяет избежать утомления.

Современное применение концепции

В настоящее время по методике Монтессори работает огромное количество дошкольных учебных заведений, как государственных, так и частных. Материалы для организации классов Монтессори можно приобрести в любой стране и регионе, так что не составляет труда создать определенное учебное пространство для реализации системы. Однако стоит помнить, что применять методику, вслепую копируя правила и задания, невозможно, поскольку она предполагает творческое взаимодействие обучающего и обучаемого, порождаемое стремлением к осознанной свободе действий и самостоятельности в обретении знаний и навыков.

Неосмысленное применение методики приводит к разнообразным перекосам в обучении и воспитании, что порождает негативные отзывы родителей о детских садах Монтессори. От родителей часто можно услышать, что в таких детских садах ребенок растет недисциплинированным, поскольку не применяется четкого расписания в разных видах деятельности, ребенок не понимает ценности своего обучения, поскольку его не наказывают и не поощряют.

Такие отзывы могут быть вызваны двумя причинами:

  1. Родителям не объяснили основоположные принципы методики.
  2. Воспитатели в своей деятельности копируют практические методы работы, при этом не осознавая и, соответственно, не реализуя методики в ее сущности.

Педагогика Марии Монтессори предполагает глубокое понимание принципов и правил, суть которых сводится к осознанному стремлению к деятельности, постоянному ненавязчивому стимулированию познавательной активности, дисциплинированной свободе. Если воспитателю удается проникнуться этим, реализация методики приносит блестящие результаты и восторженные отзывы родителей.

April 11th, 2016

Эту итальянскую фамилию я услышал несколько лет назад, когда читал книгу о самых выдающихся людях XX века. Наверное о ней я узнал бы раньше, если после окончания фиологического факультета пошел преподавать в школу, но кривая линия судьбы увела меня на другую дорожку, а другим людям дала возможность изучить методику обучения Монтессори, чтобы обучать детей совсем не так, как учили нас.

Мне, как отцу двух детей было интересно узнать, что это за методика, чем отличается от обычной и я посетил детский развивающий центр Монтессори "Семицветик", чтобы найти ответы на эти вопросы.


Когда я начал разбираться кто такая Мария Монтессори, и что такого выдающегося в ее методике, то узнал про нее много интересного. Оказывается она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию, а ЮНЕСКО признало ее методику обучения детей одной из самых выдающихся. На родине за заслуги ее портрет поместили на купюру в 1000 итальянских лир, которая вышла из обращения с введением евро.

В основу своей системы она положила предпосылку о том, что любая жизнь есть проявление свободной активности, и развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Что именно природа «командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам».

В возрасте от 1 до 3-х лет (тоддлеры) особую роль имеет развитие самостоятельности, к которой ребенок активно стремится. Задача взрослого - помочь в этом. Поэтому в тоддлер-группе, куда ходят дети от 1 до 3-х лет, воспитатели в первую очередь помогают ребенку сформировать навыки самообслуживания. Учат их самим переодеваться, одевать обувь, что помогает развить их мелкую моторику, научить самостоятельности.

В классе тоддлеров, как и в других классах каждый день ассистент воспитателя, который является профессиональным музыкантом, ежедневно играет и поет. Это возраст впитывания, поэтому с них никто не требует повторять или что-то делать, просто это делают взрослые, а дети сами начинают повторять.

В классе 1-3 воспитатели помогают ребенку в самом начале его пути, когда формируется его характер и личность. Здесь все основывается на том, что в этом возрасте ребенок максимально хочет быть похожим на тех взрослых, что рядом с ним.

Поэтому в этой группе очень много завязано на делах, которые обычно делает и мама, и бабушка, и папа дома, но многие дома не могут себе позволить (или не могут понять как сделать это лучше) сделать пространство безопасным и открытым для ребенка, чтобы он мог готовить пищу, одевать и раздеваться самостоятельно, убирать за собой, ухаживать за животным, убирать в комнате (не только игрушки, но и мыть стекла, полировать дерево и стекло), стирать и гладить и массу еще таких понятных и естественных дел для нас, взрослых, но которые мы так боимся доверить этим маленьким деткам

В этой группе есть акцент на развитие социальных навыков - они готовят не только себе, но и всем к столу, накрывают на стол и вместе кушают, это целая процедура, сродни чайной церемонии для взрослых.

В классах где учатся детки 3-6 лет, похожие учебные материалы, что и в тоддлерах, потому что именно они развивают волю, самостоятельность и ответственность, которая развивается в ребенке встречаясь с трудностями.

Так они могут приготовить себе и своим друзьям пищу, могут заниматься творчеством, могут ухаживать за цветами, подметать, мыть столы и полки, стирать, гладить, строгать и пилить и массу еще всего. Тем самым они готовят свою руку к письму (к изучению языка), мозг к математике (нужно же понять, сколько перелить воды, чтобы она не перелилась за край, какое расстояние нужно для каких-то других материалов и т.д), все это косвенно готовит ребенка к новым, более интеллектуальным для него вещам.

В это время дети также занимаются с сенсорными материалами, которые позволяют развить все органы их чувств. Это как и музыкальные материалы, так и песни, которые они учатся исполнять по нотам на металлофоне.

Параллельно в мини группах взрослые проводят звуковые игры (для развития фонематического слуха), практически ежедневно, общаются, читают книги, обсуждают и размышляют. Без этого не будет интереса в изучении языка.

В какой-то момент (около 4 лет) у ребенка появляется устойчивый интерес к буквам, к письму, тогда педагог показывает ему материалы, которые уже напрямую связаны с письмо и чтением. Дети сначала пишут буквы (обводят шершавые буквы), пишут их мелом, на песке, потом на бумаге, выписывают слова, а потом и фразы на специальном алфавите (вот для этого и нужен фонематический слух, иначе просто не сможешь услышать, из каких звуков состоит слово) и буквально через 1-2 месяца дети начинают сами читать не замечая этого!

После этого идет изучение рода, чисел, частей речи, все это на уровне, понятном ребенку этого возраста, через интерес (например, прилагательное показывается через такую игру в ферму, где стоят разные животные), для них это в удовольствие.

Примерно в этом же возрасте начинается период, когда математический разум ребенка тоже начинает требовать большего. Педагог сначала показывает количество. Не цифры, а именно количество, ведь не поняв его, цифры ничего не означают. И изучают они количество на сенсорном уровне, тогда мозг ребенка запоминает, запечатлевает эти образы, они начинают понимать математику без особых проблем. Затем ребенку показывают не просто десяток, а сразу десятичную систему, от единиц до тысяч, и он начинает довольно рано формировать сложные числа, а потом и складывать, вычитать, умножать и делить

Здесь ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать когда его взять и как долго с ним заниматься.

Роль взрослого должна быть минимальной. Помоги мне сделать самому! - главный девиз методики. Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.

Среда, в которой находятся ученики такой школы представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сенситивных периодов.

Один из таких учебных материалов - вот такие кубики и цепочки с определенным количеством шариков. Это квадраты чисел, фактически сенсорная таблица умножения для детей старше 5.5 лет.

Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.

В классах есть специальные предметы развивающие моторику, как например этот, с пуговицами, застежками, молнией, шнурками, липучкой, чтобы ребенок сам мог понять принцип их действия и научиться самому застегивать одежду, обувь.

Еще один важный момент - все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в классе нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать. Таким образом ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.

Кстати, именно Монтессори придумала детскую мебель, которая используется везде, в том числе и на детских площадках, а ведь их до нее не было, и никто и не задумывался о том, что они нужны детям.

В каждом материале заложен контроль ошибок, то есть ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.

Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.

В Монтессори среде наряду со свободами есть:
1.Выбор деятельности
2.Выбор способа работы
3.Выбор продолжительности работы
4.Выбор партнера
5.Выбор в общении
6.Выбор места работы

Однако в учебных классах уществуют и свои правила - не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время). Работать можно за столиками или на специальных ковриках

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влезать в деятельность другого ребенка. Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал. Материал должен использоваться по назначению.

В такой среде ребенок учится:
1. порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях,
2. доводить начатое до конца
3. делать выбор и обустраивать свое рабочее пространств
4. прислушиваться к желаниям других людей

Все это помогает как развитию самодисциплины, там и понимаю и принятию общественных норм и правил

Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении. Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен вовремя показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.

В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку). Правильные и своевременные презентации помогают ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале. В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.

Этот принцип как нельзя лучше развивает социальные навыки у детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.

Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого. Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Она даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. В детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель - обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, студийной планировки. Помещение должно быть наполнено светом и воздухом, необходимо обеспечить достаточное освещение, приветствуется панорамное остекление для поступления дневного света. Цвета интерьера должны быть спокойными, нейтральными, не отвлекающими внимание детей или возбуждающими их.

В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы - на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Как было сказано выше, каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Мы рассказали о первом уровне развития детей, который по мнению Марии Монтессори, длится от рождения до шести лет. Во время этого периода ребенка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Второй уровень развития длится с 6 до 12 лет. В течение этого периода Монтессори отметила физические и психологические изменения у детей и совместно со своим сыном Марио разработала специальную среду в классе, уроки, и материалы, которые соответствовали бы этим новым изменениям.

В классе 6-12 дети уже совсем самостоятельны и умеют планировать свою деятельность, но появляется уже больше слов "надо", больше ответственности, и это личная ответственность каждого ребенка.

Дневник здесь используется для планирования своей деятельности в центре, а не для оценок. В конце недели учитель с каждым ребенком проверяет вместе это дневник и обсуждает прошедшую неделю, и смог ли он сделать запланированное. Если ребенок слишком часто сбивается со своего плана, то его свободы будет меньше, пока он не научится ею пользоваться, и тогда за ним будут пристальней смотреть и чаще просить показать какие-то результаты деятельности.

Если все хорошо с ребенком и семьей (нет особенностей психологического, неврологического или иного характера), то дети обучающиеся по методике Монтессори сильно опережают детей, приходящих в 1 класс обычной школы. Но главное отличие от обычной школы - они хотят учиться, и это желание не исчезает у них и в центре.

Этот мальчик долго и упорно читал толстенную книгу, которую я в его возрасте побоялся бы брать. А ему всего 7 лет)

Уголок урока труда, который в нынешней школе именую технологией.

Для уроков музыки есть пианино. Любовь к музыке прививают в центре с ранних лет и до более старшего возраста.

Кстати, среди выпускников школ Монтессори числятся известные люди, такие как Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Google), Джефф Безос (основатель Амазон), Джимми Уэйлс (основатель Википедии), британские принцы Уильям и Гарри и даже Габриель Гарсиа Маркес - автор романа "Сто лет одиночества", лауреат Нобелевской премии по литературе.

Здесь полно различных книг, энциклопедий.

Не считая другого прикладного материала.

Никто не стоит над душой с указкой, дети тут больше чувствуют свою самостоятельность и ответственость.

Дети даже сами проводят опыты, которые им заданы по школьной программе, без участия учителя.

Учителю остается только проверить насколько правильно решены упражнения. Преподаватели этой школы Монтессори, кстати, обучались на спецкурсах, которые проводят только за границей сертифицированные специалисты, так как России пока нет таких курсов обучения этой методике.

В общем, школа произвела на меня положительное впечатление и пока я готовил этот материал я много думал о методике Монтессори, насколько правильно обучают в школе наших детей, и что нам, как родителям нужно делать, чтобы дети выросли не только развитыми, умными, но и со счастливыми воспоминаниями о своей школе.

А вы слышали об этой методике, что расскажете о школе ваших детей, вас все в ней устраивает?

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

  1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
  2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
  3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
  4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
  5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

Зонирование помещений

Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

  • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
  • ёмкости для переливания водички;
  • домашние растения в горшках;
  • срезанные цветы;
  • ножницы;
  • совок с веником;
  • леечки;
  • скатерти;
  • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

В сенсорную зону включают такие пособия, как:

Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

Такая зона оборудована следующими материалами:

  • детские справочники и энциклопедии;
  • географические и природные карты;
  • макет солнечной системы;
  • типология животных;
  • типология растений;
  • семена и листья растения;
  • календари;
  • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

  • не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
  • сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
  • недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
  • ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
  • недостаточность физической активности на занятиях;
  • отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.

Таким образом, обучение по методике Монтессори отличается своеобразием, необычным содержанием и определёнными достоинствами. Если вам приглянулись какие-либо моменты этой системы раннего развития, обязательно возьмите их себе на вооружение. Ребёнок скажет вам только спасибо.

На чтение 8 мин.

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка . Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать, и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.


Необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».


Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...