Что такое европейский союз и какие страны в него входят. История создания евросоюза и список стран вошедших в него

Объединенная Европа всегда была мечтой для жителей континента. Много раз, начиная со средневековья, ее «собирали» военным путем. Но настал момент, когда страны континента объединились добровольно, желая создать политическую общность, ведущую к экономическому процветанию.

Основание нового союза было заложено Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Францией и Голландией. Затем к ним добавились англичане, датчане, ирландцы, а вскоре и греки. Но история не стояла на месте и возможность стать частью нового сообщества была использована Португалией, Австрией, Испанией, затем Венгрией. Вскоре, двумя северными государствами – Финляндией и Швецией – также было принято решение о присоединении к Евросоюзу.

В начале 21 века в состав ЕС попало сразу десять государств. Одобрение на вхождение было дано всем трем государствам Прибалтики, а также Польше, Мальте, Чехии, Словакии, Кипру. Болгары и румыны стали следующими, кто пополнил ряды народов объединенных под синим флагом, украшенным золотыми звездами.

Перечисленные процессы происходили с 1957 по 2013 год. Последним участником союза стала Хорватия.

А в 2016 была предпринята первая в истории попытка покинуть ЕС. Английское правительство организовало всеобщее голосование: народ высказался за то, чтобы разорвать отношения с ЕС. Начало процесса отделения планируется на конец марта 2019, но до этого времени Великобритания остается полноценной составляющей европейской общности. Поэтому сейчас Соединенное Королевство обладает теми же привилегиями и обязанностями, что и другие страны Евросоюза.

Какие страны уже не входят в состав Евросоюза

На европейском континенте совсем немного государств, которым не удалось попасть в Евросоюз. Швейцария планировала присоединиться, но заявка была заморожена после проведения внутри страны всеобщего голосования. Швейцарский референдум дал отрицательный результат. Практически по той же причине нельзя увидеть в списках ЕС и Норвегию. Здесь дважды проводился референдум, и оба раза народ голосовал против вступления.

Восточноевропейские государства, которые не вошли в Евросоюз, сделали это по разным причинам. Если Украине и Республике Молдове придется приводить свои законы, экономику к соответствию нормам ЕС, то Россией и Белоруссией не было выражено желание попасть в число участников единой Европы. А с 2014 года Евросоюз поддерживает введение санкций против РФ из-за ситуации вокруг Украины и Крыма.

Косово, Приднестровье, Грузия, Молдавия, Босния не могут оказаться в ЕС по политическим причинам. Речь идет о неурегулированных территориальных спорах. Данные государства не могут претендовать на равноправное членство, пока не решат свои насущные проблемы.

Страны, вышедшие из состава ЕС

К 2019 году государств, которые бы покинули ЕС, еще нет. Возможно, только Гренландия может считаться такой страной. Она была в Евросоюзе как часть Дании, но в 1985 году вышла, потому что рыболовов сурового северного острова не устроили низкие нормы на добычу рыбы.

Полноценный же прецедент создаст Великобритания, которая начинает процесс расставания с Европейским Союзом уже весной этого года. Вслед за Соединенным Королевством, организацию могут покинуть другие государства. Сколько стран в Европе готовы это сделать? Аналитики из Америки называют шесть государств, которые могут последовать примеру Англии. Во-первых, это Швеция и Дания. Они выступают за усиление пограничного контроля.

Греция связывает свои экономические проблемы с ограничениями, которые ей приходится соблюдать из-за требований Евросоюза. Из Афин – столицы государства – неоднократно раздавались голоса, заявлявшие о своем желании покинуть ЕС.

Проблема беженцев также сильно повлияла на общественное мнение в Голландии, Венгрии и Франции. Евроскептиками стало уже большинство жителей этих стран.

Претенденты на вступление в ЕС

Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.

Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.

У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.

Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.

На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».

Требования к странам-претендентам

Список требований ко всем, кто хочет стать частью объединенной Европы, отражен документом, который был составлен в Копенгагене в 1993 году. Согласно ему, строгой проверке подвергается каждое государство, подавшее заявку на вхождение в Евросоюз. Критерии таковы:

  • следование демократическим принципам. Государство должно не только на словах придерживаться их, но и уметь успешно применять при проведении внутренней и внешней политики;
  • важнейшими качествами европейского государства, имеющего право попасть в ЕС, считаются практическая поддержка на государственном уровне таких демократических процедур, как защита личности и отстаивание приоритета юридического права;
  • страна должна успешно развивать собственную экономику, увеличивать ее конкурентоспособность;
  • должна соблюдаться корреляция принципов и задач политики страны-кандидата с курсом Евросоюза.

Если государству отказывают по результатам проверки, то ему обязательно предоставляется полный перечень причин такого решения, чтобы оно имело возможность их устранить и заново подать заявку.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

История становления ЕС

Несмотря на глубокие корни, историю ЕС принято отсчитывать от 1948 года, когда был подписан Брюссельский пакт о сотрудничестве стран в сфере безопасности. Через три года состоялось подписание документа о формировании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Под договором поставили свои подписи немецкие, французские, итальянские представители, а также дипломаты стран Бенилюкса. Штаб-квартира союза расположилась в Брюсселе. В Европе наметилась тенденция к объединению.

Отношения между государствами развивались. В дополнение к широкому экономическому сотрудничеству было создано единое полицейское и судебное пространство, были заложены основы единой внешней политики и военной безопасности. Лиссабонское соглашение сформировало Евросоюз в его современном виде.

Одним из основополагающих документов, позволивших не формально, а реально стереть границы с карты Европы, стало соглашение, подписанное недалеко от небольшой люксембургской деревеньки Шенген. Документ позволил отменить визы при перемещении внутри Европы и тем самым создать безвизовую зону, которая почти сразу была названа Шенгенской.

История расширения

Расширялись и формы сотрудничества, и список государств, проявивших желание совместно работать по новым правилам. Конечно, поначалу их было всего шесть: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Германия и Франция. Понадобилось долгих 16 лет, чтобы произошло первое расширение. Это случилось в 1973 году и участников стало девять.

Самым крупным приростом членов ЕС стало пятое расширение. Документ о присоединении был подписан в 2003 году. Членами «европейской семьи» стали десять государств. К пятому расширению относится и присоединение к европейскому объединению болгарского и румынского народов в 2013 году.

Чиновники Европарламента обещают, что к 2025 году список стран снова пополнится.

Управление ЕС

Главный политический институт Евросоюза, осуществляющий управление, – Европейский совет. На съездах Совета принимаются все важные резолюции, определяющие текущую политику ЕС. Здесь собираются лидеры всех стран, входящих в ЕС. Именно они и выносят все решения, которым затем следуют все национальные государства. Здесь не только формируют политические «пожелания», но и создают нормативные документы, имеющие юридическую силу и обязательные для выполнения всеми подчиненными структурами и Евросоюза, и национальных государств.

Валюта в Евросоюзе

Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.

Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.

Экономическая деятельность

Она направлена, во-первых, на устранение преград внутри ЕС и, во-вторых, на отстаивание интересов как союза, так и отдельных его членов на международных торговых площадках. Бюджет Евросоюза контролируется Европейской счетной палатой, штаб-квартира которой расположена в Люксембурге.

Объединив таких мировых лидеров промышленного производства, как Германия, Франция, Италия, Британия, Европейский союз может по праву считаться одним из мощнейших экономических конгломератов. ВВП Евросоюза оценивается как 22% от мирового объема. Обходят его только Китай и США.

Также Евросоюз является одним из мировых лидеров по ВВП на душу населения: средний показатель составил около 35 тысяч евро в год. В еврозоне по величине зарплат лидирует Германия, а одни из самых низких доходов у граждан Эстонии.

Правовая система

Уникальная система права, появившаяся в Европейском союзе, базируется на общем и функциональном праве. Именно эти два столпа являются основой юриспруденции объединенной Европы.

Функциональное право – это совокупность двух замечательных принципов, которые дополняют друг друга. Это принципы верховенства и прямого действия. Первый из них объявляет приоритет законов союза над правовыми актами государств, состоящих в ЕС. Второй позволяет структурам ЕС применять законы не только к государственным образованиям, но и к резидентам – физическим, юридическим лицам, что ранее не использовалось никакими надгосударственными структурами.

Создан в 1952 году как суд при ЕОУС. Сейчас является постоянно действующим институтом Европейского союза. Основой его работы является разрешение и рассмотрение дел в рамках его юрисдикции. Принимает решения по правовым вопросам. Деятельность регламентируется Уставом суда, который определяет формирование, работу, пределы компетенций.

Обращаться в суд ЕС могут государства-члены, структуры ЕС, физические и юридические лица. Его решение обязательно для всех национальных судов. Большая часть дел, разбираемых судом, касается толкования законов ЕС, разрешение споров между членами ЕС.

В Страсбурге находится еще один важный элемент европейской правовой системы. Это суд, который занимается делами, связанными с нарушением прав человека. Его юрисдикция распространяется на всех, кто подписал конвенцию о защите основных свобод.

Политическое устройство

После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.

Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:

Законодательная власть представлена:

  • Европейским парламентом;
  • Советом Европейского Союза.

Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:

  • Суд первой инстанции;
  • Специальные судебные палаты.

Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Политическое устройство государств ЕС чрезвычайно разнообразно. Форма правления некоторых стран не изменилась со времен средневековья, там установлена монархия. Конечно, уже давно нет никаких следов абсолютизма, и короли существуют только номинально, а по своей сути все эти европейские страны давно являются парламентскими или президентскими республиками.

Перспективы в политике

Считается, что сейчас ЕС переживает кризис. Последние годы на союз обрушилось множество проблем, которые государства Европы пытались решить совместно. Тяжелыми испытаниями стали украинский кризис и ситуация вокруг Крыма, которые привели к осложнениям отношений с Российской Федерацией и появлению военной напряженности на территориях, расположенных практически в центре Европы. Также актуальны проблемы государств Северной Африки, Ближнего Востока, которые стали причиной появления сотен тысяч беженцев.

Единство стран, входящих в ЕС, пошатнулось, и стало расти влияние евроскептиков. Особенно сильным ударом стал референдум в Великобритании, который привел к выходу страны из Евросоюза. Но внешние и внутренние политические вызовы множатся, непрерывно тестируют на прочность «европейскую семью». Так ли она цельна и едина в 2018-2019 годах? Скорее всего, только совместные усилия всех членов союза смогут привести к счастливому разрешению всех сложных проблем, возникающих ежедневно перед ЕС.

Основные политические партии

Европартии действуют сразу в нескольких государствах-членах ЕС. Они финансируются из средств Евросоюза и взаимодействуют как с чиновниками Евросоюза, так и с представителями отдельных государств.

Самая старая зарегистрированная партия – Европейская народная, она существует с 1976 года. Представители позиционируют себя как консерваторы либерального толка. Она является самым влиятельным политическим объединением ЕС.

Стоит отметить такие партии, как:

  • Европейская партия зеленых (1984);
  • Европейский свободный альянс (1989);
  • Партия европейских социалистов (1992);
  • Партия европейских левых (1998);
  • Европейская демократическая партия (2004).

Остальные политические объединения более молодые, они еще не успели приобрести достаточное политическое влияние.

Коррупция в ЕС

Коррупция регулярно становится бичом всех крупных государственных образований, если контроль над деятельностью финансовых институтов недостаточен, а управление сложно, даже запутано. Подобные практики взяточничества не только подрывают авторитет демократических институтов, но и создают благоприятную почву для развития организованной преступности.

Согласно докладам различных ведомств ЕС, потери от коррупции 2018 года составили порядка 900 миллиардов евро. Главной проблемой называют недостаточный контроль над соблюдением закона в некоторых государствах- членах союза. Для борьбы с этими явлениями было предложено составить «коррупционный рейтинг» государств ЕС, чтобы он мог влиять на распределение денег Евросоюза.

Вооруженные силы ЕС

Единых вооруженных сил ЕС не имеет. В его рамках были созданы различные механизмы взаимодействия между военными национальных государств. Но в основном политика находится в рамках полномочий стран-участников ЕС.

Основным военным объединением в Европе на сегодня остается НАТО. В него входят 27 европейских государств, 22 из которых являются членами ЕС.

Тем не менее Договор о Европейском Союзе, новая редакция которого начала действовать с 2009 года, предусматривает существенное взаимопроникновение военных структур различных государств-членов ЕС. Но воинский контингент, подчиненный напрямую ЕС, практически отсутствует. Из-за разногласий в Европейском совете пока не найдена оптимальная форма военной интеграции.

Население Евросоюза

В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.

Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.

Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.

Отношения ЕС с другими странами

Ответственность за связи с государствами вне ЕС несет человек, занимающий должность Верховного представителя Союза. Сейчас на этом посту находится Федерика Могерини. Многие страны ЕС являются постоянными членами совета безопасности ООН и принимают активнейшее участие в международной политике.

У Евросоюза есть действующие договоры о сотрудничестве, торговле с зарубежными соседями. Алжиру, Марокко, Египту, Ливану, Иордании, Тунису, Турции, Израилю удалось стать хорошими торговыми партнерами Европейского союза.

ЕС является одним из важнейших торговых партнеров России и главным потребителем российского газа и нефти. Географическое положение стран ЕС позволяет быстро получать энергоносители, доставляемые по суше с помощью трубопроводов.

ЕС активно ведет не только торговую внешнюю политику. Дипломатические представительства Евросоюза работают по всему миру. Они есть в Нью-Йорке, в Африканском союзе и даже в Афганистане.

Несмотря на то, что сейчас о ЕС не говорит только ленивый, вопрос какие страны входят в Евросоюз остается актуальным. Ошибочно говорить о государствах Европы и подразумевать политически-экономическое объединение государств на территории материка.

Интересно отметить, что количество стран в ЕС сегодня - 28, а всего в Европе 50 государств.

Создание структуры приходится на пятидесятые годы прошлого столетия. К современному устройству Союз шел более полувека. Принимались законы, вступали новые государства, решалась какая система отбора будет применена, принося свои новшества в консервативную структуру. Сегодня это мощное объединение земель, которое манит своим достатком, чистотой и порядком.

Европейские страны – список

Европа – это название континента нашей земли. Вместе с Азией она образует материк Евразия. На этой территории находятся пятьдесят государств. Разделение проходит по Уральскому хребту.

К ним также относятся:

  • Земли России до границы с горами;
  • балканские и балтийские государства;
  • северные территории: Норвегия, Швеция;
  • южные: Испания, Мальта, Монако, Гибралтар, Италия, Греция, Словения, Ватикан;
  • центральные земли: Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, ;
  • западные: Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция, Германия, Бельгия, Андорра;
  • восток: Белоруссия, Украина, Молдавия;
  • часть и Турции.

Деление на группы условное. Разделение носит скорее политический характер. Ведь после каждого распада или объединения, территорию переносят из одной группы в другую.

Страны, входящие в Евросоюз на сегодняшний день

Содружество берет свое начало с пятидесятых годов двадцатого века.

Первыми странами, ставшими членами ЕС, были: ФРГ, Французская Республика, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Рим стал историческим городом. Тут в пятьдесят седьмом подписывался договор угля и стали, который является прототипом современного Маастрихтского соглашения. Далее, вплоть до нашего времени, перечень ЕС увеличивался.

Самое большое количество территорий присоединилось в 2004 году. Это были государства из постсоветского пространства: Польша плюс страны Балтики.

Неоднозначным было вхождение Болгарии и Румынии в 2007 году. Эксперты утверждали, что данные страны полностью не отвечают копенгагенским нормам по членству. Но их заявка была удовлетворена. Такое же мнение было о Греции. Последней к Союзу присоединилась Хорватия (2013 г.). Среди кандидатов на вступление в ЕС также Албания. Вот какие государства входят в Евросоюз на 2018 год.

Страны Европы, не входящие в Евросоюз

Остальные государства Европы, кроме объединённых 28, в состав ЕС не входят.

Путаница со странами-членами и не состоящими в Союзе происходит по причине существования еще нескольких объединений на территории Европы.

Это валютное объединение, а также зона свободного пересечения границ без прохождения таможенного досмотра.

Взаимодействие между сторонами происходит на основании договоров о сотрудничестве в определенной сфере.

На сегодняшний момент Европейским Союзом не охвачены такие территории:

  • четыре государства зарубежной западной стороны, в том числе Великобритания;
  • Россия, Молдова, Украина, Белоруссия;
  • Балканские территории за исключением Хорватии;
  • Европейская часть Турции, Азербайджана, Грузия, Казахстан.
  • Площадь США, Канада и прочие.

Процесс присоединения не останавливается во времени. Желающие участники подают заявки. За ними начинают наблюдать. Наиболее успешных добавляют к программе расширения. Также есть и страны, которые решают выйти и Евросоюза по объективным причинам, например Англия.

Важно знать: границы Европейского Союза, валютного союза, Шенгенской зоны — не совпадают.

Немного истории ЕС

Послевоенное время требовало решительных действий по урегулированию сложившейся экономической ситуации. Ключевые игроки на рынке сталеварения и производства угля решили заключить соглашение о сотрудничестве.

Создание Европейского Союза приходится на 1957 год. К нему вошли шесть государств. С того времени это не только экономический союз, а международное сотрудничество стран.

ЕС стал межгосударственной организацией, которая имела общие договоренности, но каждая отдельная территория сохраняла свою идентичность и традиции.

Современный вид Европейский Союз приобрел в 1992 году после ратификации Маастрихтского соглашения. Далее была попытка введения общей конституции. На референдумах ЕЭС не все страны-участницы поддержали данную инициативу. Отказались французы с нидерландцами.

Урегулировало все споры Лиссабонское соглашение, подписанное в 2007 году. Оно стало прообразом проваленной конституции.

Критерии для вступления в ЕС

Государство-претендент должно изменить устрой трех сфер жизнедеятельности под стандарты объединения.

Такие показатели были разработаны в 1993 году, после чего их утвердили на официальном заседании Совета ЕС. Их название происходит от места проведения сборов – датского города Копенгаген.

Нормы существуют для тех, кто хочет присоединиться к объединению. Всего копенгагенских критериев три: политический, экономический, членства.

Каждый из нормативов имеет свои стандарты:

  1. Согласно политическому критерию, государство должно работать над своими институтами. Их идеальное состояние – это беспрецедентная защита и гарантия демократии, защита прав граждан, толерантное отношение к национальным меньшинствам. Соответствие данному критерию дает право на ассоциацию с ЕС.
  2. Экономические нормы стимулируют систему страны развиваться. Под этим понимается повышение стандартов производства и неуклонное следование им. Ведь на рынке ЕС существует сильная конкуренция. Неподготовленное государство может стать банкротом.
  3. Критерии членства проверяют страну на способность нести коллегиальную ответственность. На территории ЕС все государства независимы со своей законодательной базой. Но существует и общие нормативно-правовые и ограничивающие документы. Они накладывают определенные экономические, политические обязательства на страны-члены.

Особенности экономики стран-участниц ЕС

Каждое государство ведет свою экономическую стратегию. Для стран, входящих в ЕС, обязательны отчисления в бюджет ЕС и нормативы по планированию собственных бюджетов.

Дефицит государственных финансовых планов ≤ 3%, а государственный долг меньше или равен 60 %. Тем не менее встречаются случаи, когда эти нормативы нарушаются.

Отсталые государства могут получать помощь от ЕС. Региональная политика строится на выравнивании общей экономической ситуации по территории союза.

Другим фактором, который увеличивает или уменьшает бюджет стран-членов, является программа квот. Предприниматели всех государств должны придерживаться общих правил и стандартов.

Заключение

На сегодняшний момент на вопрос, сколько стран входит в Евросоюз, ответ следующий — 28.

Процедура получения членства сложная и затратная по времени. Для этого государство должно соответствовать трем главным Копенгагенским критериям: экономическому, политическому и норме членства.

Если страна чувствует, что может побороться за место в ЕС, правительством подается заявка. Комиссия ее рассматривает и принимает решение. Последние присоединения окончательно пошатнули стабильность объединения. Поэтому союзом более тщательно проводится проверка претендентов.

Смотрите видео, в котором приводится обзор стран-участниц Евросоюза:

Все знают о существовании Шенгенской зоны и Европейского Союза. Но вот парадокс: абсолютное большинство отождествляют эти два объединения, что в корне неверно. Давайте разбираться.

Шенгенское соглашение, подписанное 26 странами, подразумевает свободное перемещение граждан этих стран по территории государств-участников Шенгена. Никаких пограничных контролей на внутренних границах, за исключением внешних – со странами, граничащими с Шенгенской зоной.

В свою очередь, ЕС является политико-экономическим союзом 28 стран.

Таким образом, Шенгенская зона и Европейский Союз – совершенно две разные организации. Не все страны Евросоюза входят в Шенгенскую зону, равно как не все страны Шенгена являются членами ЕС.

Тем не менее, турист, получивший в загранпаспорте штамп шенгенской визы одной из соответствующих стран (не будем вдаваться во все нюансы, так как категорий виз несколько, к тому же никто не отменял понятия «первого въезда» и «основной страны пребывания»), имеет право свободно перемещаться по странам, входящим в Шенгенскую зону.

По состоянию на 2019 год список стран-участников Шенгена выглядит следующим образом (в алфавитном порядке):

  1. Австрия
  2. Бельгия
  3. Венгрия
  4. Германия
  5. Греция
  6. Дания
  7. Исландия
  8. Испания
  9. Италия
  10. Латвия
  11. Литва
  12. Лихтенштейн
  13. Люксембург
  14. Мальта
  15. Нидерланды
  16. Норвегия
  17. Польша
  18. Португалия
  19. Словакия
  20. Словения
  21. Финляндия
  22. Франция
  23. Чехия
  24. Швейцария
  25. Швеция
  26. Эстония

При внимательном рассмотрении можно заметить, что четыре государства из приведенного перечня не являются членами Европейского Союза. Речь идет об Исландии, Лихтенштейне, Норвегии и Швейцарии.

Кроме того, среди стран, подписавших Шенгенское соглашение, нет четырех действующих членов Евросоюза. Это Болгария, Кипр, Румыния и Хорватии. Связано это с тем, что данные страны вступили в ЕС после создания Шенгенской зоны, и по разным причинам пока не дотягивают до надлежащего уровня. Например, Румынию упрекают в недостаточной борьбе с коррупцией, а у Кипра нерешенный конфликт с Турцией (оккупация северной части острова).

Правда, при наличии шенгенской визы вы можете свободно въехать в эти страны, хотя еще несколько лет назад некоторые из них требовали наличие своих национальных виз для въезда.

Имейте также в виду, что такие карликовые европейские государства, как Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан, не являющиеся членами Евросоюза, де-факто водят в Шенгенскую зону.

На особом счету в Евросоюзе Великобритания и Ирландия, которые являются полноправными членами ЕС, но при этом не входят в Шенген и осуществляют свою паспортно-визовую политику.

На сегодняшний день список стран-членов Европейского Союза следующий (в алфавитном порядке):

  1. Австрия
  2. Бельгия
  3. Болгария
  4. Великобритания (готовится выйти из объединения!)
  5. Венгрия
  6. Германия
  7. Греция
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Испания
  11. Италия
  12. Латвия
  13. Литва
  14. Люксембург
  15. Мальта
  16. Нидерланды
  17. Польша
  18. Португалия
  19. Румыния
  20. Словакия
  21. Словения
  22. Финляндия
  23. Франция
  24. Хорватия
  25. Чехия
  26. Швеция
  27. Эстония

В заключении стоит отметить, что приведенные списки Шенгена и Евросоюза вполне могут претерпеть изменения в скором времени. Не забываем, что в очереди на членство в ЕС находятся Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. В двери Евросоюза также стучатся Босния и Герцеговина и Косово. Да и разговоры о лишении Греции членства в ЕС или Шенгенской зоны ведутся все чаще.

Европейский Союз (ЕС) - это уникальное экономическое и политическое объединение 28 европейских стран , которые сформировали «общий рынок», в первую очередь, обеспечивающий свободное передвижение товаров и людей.

В рамках ЕС действует единая валюта - евро, которую по состоянию на 2019 год используют 19 стран-участниц , и функционирует собственный парламент, уполномоченный принимать решения в широком диапазоне областей - от вопросов, связанных с защитой окружающей среды до установки тарифов на мобильную связь.

КАРТА СТРАН ЕС

Страны, входящие в ЕС

Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2019 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2019

ГОСУДАРСТВО-ЧЛЕН ДАТА ВХОЖДЕНИЯ
1. Германия 25 марта 1957
2. Бельгия
3. Италия
4. Люксембург
5. Нидерланды
6. Франция
7. Великобритания 1 января 1973
8. Дания
9. Ирландия
10. Греция 1 января 1981
11. Испания 1 января 1986
12. Португалия
13. Австрия 1 января 1995 года
14. Финляндия
15. Швеция
16. Венгрия 1 мая 2004 года
17. Кипр
18. Латвия
19. Литва
20. Мальта
21. Польша
22. Словакия
23. Словения
24. Чехия
25. Эстония
26. Болгария 1 января 2007 года
27. Румыния
28. Хорватия 1 июля 2013 года

В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit . В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года .

Некоторые эксперты прогнозируют, что процедура выхода Великобритании из ЕС займет не менее 6 лет . В любом случае на сегодняшний день Соединенное Королевство обязано выполнять все договорные обязательства и законы Европейского союза. Поэтому список стран, входящих в ЕС в 2019 году, остается неизменным и включает 28 государств.

Создание Европейского союза

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств - Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества - основу современного ЕС .

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора , действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты - евро . Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Вступление стран в Евросоюз

Первая волна расширения ЕС произошла в 1973 году, после вступления в объединение Великобритании, Ирландии и Дании. В 1981 году присоединилась Греция, а через 5 лет (1986 год) - Португалия и Испания. В 1995 году в состав Евросоюза вошли Австрия, Финляндия и Швеция.

Самое крупное расширение состоялось в 2004 году, когда ЕС получил 10 новых членов - Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2007 году присоединились Румыния и Болгария, а последней страной, вступившей в ЕС в 2013 году, стала Хорватия.

Функционирование ЕС

Совокупное население государств-членов ЕС превышает 510 млн человек . Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений :

    Европейский совет.

    Совет Европейского союза.

    Суд Европейского союза.

    Европейская счетная палата.

    Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, более 60% взносов в общий бюджет Евросоюза приходится на 4 государства - Германию, Францию, Великобританию и Италию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран - Литвы, Латвии, Эстонии - не превышает 1%.

Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

Кандидаты на членство в ЕС

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2019 году включает 28 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства - Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн - не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям , в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора .

По состоянию на 2019 год существует 5 кандидатов на вступление в ЕС:

    Турция - заявка от 1987 года

    Македония - заявка от 2004 года

    Черногория - заявка от 2008 года

    Албания - заявка от 2009 года

    Сербия - заявка от 2009 года

Переговоры о присоединении к ЕС ведут все страны, кроме Албании и Македонии. Потенциальными кандидатами считаются Босния и Герцеговина и Косово. В 2014 году Европейский союз подписал соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, что не является основанием для подачи заявки на вступление в ЕС, но в перспективе членство возможно. По заявлениям высокопоставленных европейских чиновников можно сделать вывод, что в ближайшие годы пополнения Евросоюза новыми странами ожидать не стоит .

Европейский Cоюз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Европейский Cоюз был юридически закреплён Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993 г. на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Европейский Cоюз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. 18 стран Европейского Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Европейский Cоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, «Большой восьмёрке» и «Большой двадцатке». Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский Союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Страны – члены Европейского Союза:

С 25 марта 1957 г. – Бельгия, Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.


С 1 мая 2004 г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Кандидаты в страны – члены Европейского Союза: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. Заявка отправлена: Албания Расцениваются как потенциальные кандидаты, которые еще не подали заявку на членство: Босния и Герцеговина и Косово.

Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании: Нормандские острова: Гернси, Джерси, Олдерни (входит в состав коронного владения Гернси), Сарк (входит в состав коронного владения Гернси), Херм (входит в состав коронного владения Гернси), Гибралтар, Остров Мэн.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра (Португалия), Мартиника (Франция), Мелилья (Испания), Реюньон (Франция), Сеута (Испания), Французская Гвиана (Франция), Сен-Мартен (Франция), Майотта (Франция).

Также, согласно ст.198 (бывшая ст.182) Договора о функционировании Европейского союза, страны-члены Европейского Союза ассоциируют с Европейским Союзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с: Данией – Гренландия; Францией – Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории, Сен-Бартелеми; Нидерландами – Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен, Карибские Нидерланды (Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус); Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии –Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Фолклендские острова, Острова Питкэрн, Тёркс и Кайкос, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных 6 – Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский Союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Балканского полуострова, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Норвегия попыталась вступить в Европейское сообщество (позже – в Европейский союз) дважды, и после двух провалов на национальных референдумах Норвегия отказалась от намерения вступить в ЕС. Первый договор был подписан в Брюсселе 22 января 1972 г., а второй договор был подписан на Корфу 24 июня 1994 г.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC – European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom – European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 г. – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.

1965 г. – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.

1973 г. – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 г. – создание Европейской валютной системы.

1979 г. – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1981 г. – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.

1986 г. – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 г. – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 г. – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.

1995 г. – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 г. – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 г).

2004 г. – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).

2007 г. – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2007 г. – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

2013 г. – шестое расширение (присоединилась Хорватия).

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Договорами Европейского Союза являются ряд международных договоров между странами ЕС, в которых излагаются конституционные основы Европейского Союза (ЕС). Ими устанавливаются различные институты ЕС, их процедуры и цели.

Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, действует с 1958 г.) и Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор, действует с 1993 г.) в сочетании образуют правовые основы ЕС. Они также известны как «договоры основатели». С момента их подписания, они были неоднократно расширены, путем внесения поправок. Каждый раз, когда новая страна присоединится к ЕС, вносятся необходимые изменения в договор о присоединении. Дополнительные договоры также могут влиять на изменение некоторой части из основополагающих договоров. Существует также ряд целенаправленных реформаторских поправок.

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 г. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001 г. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

В 2000-е годы была предпринята попытка ввести в действие Договор о введении Конституции для Европы.

Конституция Европейского союза должна была объединить все предыдущие договоры (за исключением договора Евратома) в единый документ. Она также содержала изменения в системе голосования, упрощение структуры ЕС и увеличение сотрудничества во внешней политике. Договор был подписан в Риме 29 октября 2004 г. и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 г., если бы был ратифицирован всеми государствами-членами. Однако этого не произошло: сначала Франция отвергла документ в ходе общенационального референдума 29 мая 2005 г. а затем, 1 июня 2005 г., это сделали и Нидерланды.

Конституция ЕС (полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.

29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Европейского союза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 г. главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой – согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (с 2009 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны – члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.

Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна – один еврокомиссар», но с 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.

Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004 г., но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г.

Таким образом, после "периода размышлений" Конституция в её первоначальном виде была пересмотрена и заменена Лиссабонским договором.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 г., а официальной целью валютный союз стал в 1969 г. на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 г. предложили создание банковского союза. Цели банковского союза – снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 г., а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 г.

Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 г. сеть должна была к 2010 г. покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Другой инфраструктурный проект ЕС – система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 г. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 г. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой США GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Единая сельскохозяйственная политика – старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 1970-х и 1980-х гг. на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 гг. доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Политическое устройство Европейского Союза представляет собой совокупность многочисленных институтов Европейского союза. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно.

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Европейский Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС. Европейский совет следует отличать от Совета Европейского союза и от Совета Европы.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Европейская комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент является собранием из 754 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

В соответствии со статьями 2-6 Договора о функционировании Европейского союза:

Исключительная компетенция:

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза»: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, сохранение морских биологических ресурсов, общая торговая политика.

Совместная компетенция:

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»: внутренний рынок, социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, научные исследования, технологическое развитие и космос, поддержка развития и гуманитарная помощь.

«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»: экономическая политика и политика занятости, общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»: охрана и улучшение здоровья людей, промышленность, культура, туризм, образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт, гражданская оборона, административное сотрудничество.

19 сентября 2012 г. главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право – учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

В европейских институтах официально равноправно используются 24 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский, эстонский.

На рабочем уровне, как правило, используются английский, немецкий и французский.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...