Что такое просвещенная монархия. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Переход от феодального уклада к капитализму во многих странах проходил на фоне зарождения идеологии Просвещения. В России этот период пришелся на 60-е годы XVIII века - время правления Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм - это монархическое правление, основанное на идеологии Просвещения. Основными ее идеями были следующие: человек является высшей ценностью, его интересы превыше государственных; люди равны в правах вне зависимости от сословий; общество нуждается в совершенствовании, и главную роль в этом должны сыграть наука и законодательство. В свете всего этого популярной стала идея "философа на троне".

Екатерины характеризовался проведением мероприятий в интересах самого государства и правящего класса (дворян). Они способствовали развитию капитализма в стане, но при этом не учитывали многих реалий жизни общества того времени.

Уже в первые дни своего правления Екатерина осуществила ряд поездок по стране (Ростов, Ярославль, прибалтийские губернии; проехала по Ладожскому каналу, затем по Волге до Симбирска). Тогда она поняла, что культура народа была слишком низкой и поспешила «заштопать резкие прорехи управления» (Ключевский).

Просвещенный абсолютизм Екатерины историки назвали «золотым веком». Императрица стремилась обеспечить развитие жизни российского общества эволюционным путем, под присмотром «народолюбивого» монарха. Однако она не хотела изменять общественное устройство: империя процветала за счет труда и рабочих, а трон опирался на дворянство, являвшееся основным оплотом абсолютизма.

Представление о том, что нужно делать для процветания государства, у императрицы сложились на основе идей, почерпнутых из трудов европейских просветителей.

Екатерина пыталась нейтрализовать в стране наиболее неприятные «наследия прошлых режимов». Она восстановила и усилила госорганы, которые были созданы еще при Петре Первом. Сенат был разделен на шесть департаментов. Были восстановлены Главный магистрат, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Процесс централизации продолжился бюрократизацией управления, ликвидацией гетманства на Украине.

Просвещенный абсолютизм императрицы базировался на ее личном понимании проблем, которые следовало решать. В 1767 году была созвана Комиссия с целью разработки нового свода законов. В 1775 году была начата реформа управления. Увеличилось количество губерний. Их возглавляли губернаторы, а группы из нескольких губерний - генерал-губернаторы. Промышленностью, расходами и доходами стала занималась Казенная палата, больницами и школами - Приказ общественного призрения. От администрации отделились суды.

Постепенно вся система управления страной стала единообразной, подчиненной губернаторам, затем их наместникам, центральным коллегиям и, наконец, императрице.

В 1779 году был подписан и опубликован Указ о свободном открытии предприятий промышленности. Купечество и ремесленники получили определенные льготы. При этом же в 1785 г. дворянам была дарована «Жалованная грамота», которая закрепила их феодальные привилегии.

Таким образом, просвещенный абсолютизм и программа императрицы оказывалась весьма противоречивыми. С одной стороны, они характеризовались провозглашением передовых истин просветительской философии, с другой же - сохранением самодержавия, господства дворянства и крепостного права.

В целом положительно сказался на развитии страны: выросла ее территория, увеличилась численность населения, возросли доходы казны. Однако положение народа оставалось по-прежнему бедственным. На это время приходится мощная которую возглавляет Е. И. Пугачев. Назревшие вопросы не были решены в полном объеме. Государство осталось самодержавным и крепостническим.

Эпоха просвещенного абсолютизма

/193/ Когда в 1740 г. умер император Карл VI, его дочери Марии Терезии достались в наследство совершенно неясные политические отношения. Хотя Прагматическая санкция формально урегулировала вопрос о престолонаследии в ее пользу, слова принца Евгения о том, что сильная армия куда более полезна, чем этот договор, оказались пророческими. Король Пруссии Фридрих II вторгся в Силезию. Конфликт тянулся восемь лет, и Мария Терезия отделалась еще сравнительно легко. Она потеряла Силезию (что было для нее весьма болезненно) и некоторые небольшие области в Италии, однако в целом Дунайская монархия была сохранена неделимой, а ее муж Франц Стефан Лотарингский сумел – после короткого виттельсбахского интермеццо – стать императором под именем Франца I (1745–1765). Попытка вернуть утраченную Силезию в ходе Семилетней войны, в которой Мария Терезия, смело сменив союзников (renversement des alliances) , воевала на стороне Франции против Пруссии и Англии, – оказалась тщетной. Война завершилась подтверждением статус-кво. Однако вскоре были приобретены новые обширные территории: полученные после раздела Польши, в котором Мария Терезия, вопреки

«моральным соображениям», все-таки приняла участие, – Галиция и Лодомерия /194/ (1772) и присоединенная несколько позже (благодаря посредничеству при заключении Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей) Буковина (1775), уже занятая к тому времени австрийскими войсками. Когда сын Марии Терезии Иосиф II, бывший с 1765 г. главой Священной Римской империи и соправителем земель своей матери, вмешался в войну за баварское наследство, уставшая от войн правительница заключила за его спиной мирный договор и получила Иннфиртель, ставший с этого времени частью Верхней Австрии.

Однако не территориальное расширение монархии было важнейшим изменением этих пятидесяти двух лет (1740–1792). В правление Марии Терезии и ее сыновей Иосифа II и Леопольда II произошло изменение курса, давшее серьезные импульсы модернизации и централизации монархии Габсбургов. Традиционное обозначение этого периода как эпохи «просвещенного абсолютизма» верно отражает две его основные черты. Во второй половине XVIII столетия в стиле управления воцарился новый дух. Деяния правителей, казалось, стали более прогрессивными и рациональными, чем поколением прежде. Одним из важнейших обоснований для любых нововведений теперь считалась их полезность для государства и населения. Однако немалую роль играли и соображения, более свойственные абсолютизму, чем Просвещению. Правители пытались упростить систему управления и провести его централизацию. В этом смысле эпоха Марии Терезии и ее сыновей никоим образом не была противоположностью абсолютизму, являя собой, скорее, его развитие и апогей. Это наглядно проявилось в стремлении установить как можно более полный контроль над подданными. Все, что было заложено в XVII и начале XVIII столетия в процессе социального дисциплинирования, теперь получало законченный вид. Городское сословие государства окончательно превратилось в подданных, пусть даже новый стиль управления обеспечивал им /195/ некоторые права – например, религиозную терпимость. Так или иначе, определение «просвещенный» не должно скрывать от нас определяемого слова – «абсолютизм».

Перестройка государства вовсе не означала его полного обновления в духе Просвещения. Тот, кто рассматривает Марию Тере- /196/ зию как «просвещенную» правительницу, довольно быстро заподозрит, что многое в ее политике никак не соответствовало просветительским идеалам. Постоянно упоминаемый факт отмены Марией Терезией пыток отражает реальное положение дел, однако редко кто вспоминает, что в ее раннем законодательстве,

Nemesis Theresiana от 1768 г., еще подробно излагались точные правила применения пыток и лишь позднее, под влиянием советника Йозефа фон Зонненфельса и собственного сына, Иосифа II, Мария Терезия действительно пошла на отмену истязаний.

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Видный специалист по истории государства и права Фридрих Вальтер метко охарактеризовал эту первую фазу реформ в 1745–1746 гг. как «внешнее упорядочение», которому не хватало объединяющей сквозной идеи. Лишь в 1749 г. началась большая государственная реформа.

Когда война окончилась, Мария Терезия, по ее собственным словам, обратила все свои «мысли… на одно лишь внутреннее /197/ устройство земель» – так начался период реформ. Новый просветительский дух отчетливо ощущается, когда Мария Терезия пишет: «И потому правитель страны обязан использовать все средства для облегчения участи своих земель и подданных, а также бедняков, а не расточать полученные деньги ради роскоши, тщеславия и великолепия». Насколько отличается эта точка зрения от расточительства эпохи барокко, пусть даже при Марии Терезии отход от барочного стиля жизни никогда не был столь очевиден, как при ее сыне Иосифе. Свою «материнскую опеку» Мария Терезия перенесла и на своих подданных, не только заботясь об эксплуатируемых крестьянах, но и пытаясь улучшить отношения в других областях, не будучи, разумеется, в состоянии перейти границ, установленных существующей системой и ее собственными воззрениями.

Мария Терезия разделяла возникший в эпоху Просвещения новый взгляд на власть, согласно которому государь правил не ради собственного удовольствия, а выполняя обязанности перед государством. Она формулировала это не в столь резкой форме, как ее противник Фридрих Прусский, называвший себя «первым слугой государства», однако ее переписка с детьми дает хороший материал для подобного вывода. Так, она поучала свою дочь Марию Антуанетту: «Мы живем в этом мире, чтобы делать добро нашим ближним. Ваша задача исполнена высочайшей ответственности, потому что мы существуем не для себя самих и не только для нашего развлечения».

Реформы Марии Терезии отчасти были ответом – впрочем, еще далеко не достаточным – на противоречия общества эпохи барокко. Уже ее отношение к войне, которую она называла «опустошением наших земель и наших кошельков», лишний раз недвусмысленно указывает, что хотя на протяжении большей части своего правления Мария Терезия вела войны, она была озабочена внутренним состоянием подвластных ей областей и в многочисленных предписаниях лично пеклась о больших и малых делах государства.

Для дальнейшего развития Австрии были особен-

Но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее

Налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Административные преобразования были проведены и на самом высшем уровне. Основанное в 1749 г. учреждение с названием Directorium in publicis et cameralibus обладало как политическими, так и финансовыми полномочиями, которые были изъяты из ведения придворной палаты (Hofkammer). Появилась и высшая судебно-правовая инстанция. Эта система была применена, за исключением Венгрии и Нидерландов, и к отдельным землям монархии, в каждой из которых в качестве высшего учреждения создавались «представительство и палата» и подчиненные им окружные ведомства.

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Одной из главных реформ Марии Терезии, безусловно, была школьная. В своей образовательной политике государство XVIII в., осознавшее благодаря идеям Просвещения значение всеобщего образования, стремилось вывести эту сферу из-под традиционно сильного влияния церкви. Одной из основополагающих просветительских идей была мысль о решении всех проблем и о преобразовании мира посредством просвещения народа, долженствующего вытеснить «темные суеверия». В габсбургских землях в начале правления Марии Терезии положение в образовательной сфере было особенно плохим. Главными внешними признаками изменений стали огосударствление и секуляризация школьного дела, однако на первом плане стояли также соображения полезности и целесообразности. Так, основание в 1757 г. Военной академии в Винер-Нойштадте следует рассматривать в связи с намеченной военной реформой.

В 1760 г. появилось еще одно центральное государственное учреждение – Придворная комиссия образовательной и книжной цензуры, которая занялась коренной реорганизацией светского образования и создала с этой целью систему «нормальных», «главных» и «тривиальных» школ. Мария Терезия пригласила /200/ из Пруссии специалиста – исповедовавшего просветительские идеи августинского аббата из Заганя (ныне в Польше) Иоганна Игнаца фон Фельбигера. В 1763 г. Фельбигер разработал для католических школ прусской Силезии Генеральный земский школьный регламент, оказавшийся весьма удачным. Поэтому Мария /201/ Терезия официально обратилась к Фридриху II с просьбой отпустить к ней Фельбигера, и тот в 1774 г. переселился в Австрию. В том же году он разработал школьный регламент, который с изданием «Всеобщего школьного порядка» приобрел силу закона. Новый закон предусматривал обязательное обучение всех детей от шести до двенадцати лет, преподавание должно было осуществляться в соответствии с методическим пособием Фельбигера. Это было не обязательное посещение школ, а именно обязательное обучение – традиция, которая, кстати, сохраняется в законодательстве и поныне. В сельской местности открывались так называемые тривиальные школы – одноклассные школы для народа, где учеников обучали письму, чтению, счету и основам религии. Уже несколько лет спустя, к моменту смерти Марии Терезии, существовало пятьсот подобных школ.

В более крупных городах были открыты трехклассные «главные школы». В их учебный план входили такие предметы, как немецкий язык, история, география и рисование. В столицах земель были устроены так называемые нормальные школы для подготовки учителей. Новым средством обучения стали школьные учебники, выпускавшиеся основанным в 1772 г. Издательством немецкого школьного ведомства (Verlag der deutschen Schulanstalt), которое под названием Австрийского федерального издательства (?sterreichisches Bundesverlag) существует и сейчас. Создание в монархии стройной и всеобъемлющей системы «народного образования» не было, разумеется, легким делом, на что указывают высокие – несмотря на обязательное обучение! – показатели неграмотности в XIX столетии.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum , размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

Реформы Иосифа II во многом продолжили преобразования Марии Терезии, однако перемены стали более радикальными и зачастую более практическими. Своими социальными мероприятиями (открытие богоугодных заведений, больниц, приютов для глухонемых) и улучшением положения крестьян (отмена барщины и крепостного права) он внес значительный вклад в модернизацию Габсбургской монархии. Его стиль правления существенно отличался от стиля его предшественников. Во время долгих путешествий (совершаемых большей частью под именем графа Фалькенштейна) он знакомился со своей страной, ее потребностями и возможностями, а в других странах посещал учреждения, могущие послужить образцом для его владений. Центральным мотивом его реформаторской деятельности стало отношение государства к религии (или религиям). Неслучайно термин «йозефинизм», укоренившийся в историографии, может быть отнесен как ко всем реформам императора, так и только к проведенному им реформированию австрийской католической церкви. Истоки йозефинизма, о которых так часто спорят историки, можно отыскать в антипапских устремлениях части клира (янсенизм или фебронианство) или в идее церкви на службе государства (французское галликанство).

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.

Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен-

Ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

В 1785 г. были основаны новые епархии в Линце и Санкт-Пёльтене, границы прочих диоцезов были изменены таким образом, что они стали совпадать с границами коронных земель. К этой централизации и реорганизации католической церкви относилось также создание центральных учреждений по подготовке католических священнослужителей, так называемых генеральных семинарий, которые наряду с преподаванием – под контролем государства – теологии должны были осуществлять подготовку «чиновников в черных рясах».

Исследователи не едины в вопросе, можно ли определять термином «йозефинизм» те реформы Иосифа II в религиозной сфе- /206/ ре, которые не были связаны с католической церковью. Проведенные им преобразования, касавшиеся других религиозных общин, также несли на себе печать просветительских идей и пошли на пользу, прежде всего, трем религиям. Патентом Иосифа II о веротерпимости за протестантами, которые после победы контрреформации долгое время могли лишь тайно исповедовать свою веру, было впервые признано законное место в государстве, хотя окончательное уравнение в правах протестантов обеих конфессий с их католическими согражданами было осуществлено лишь в XIX столетии. Религиозную свободу получила и греческая православная церковь. Евреи при императоре Иосифе II были освобождены от прозябания в гетто, пройдя первый отрезок пути к превращению в полноправных граждан.

Уже одно перечисление явлений, связанных с термином «йозефинизм» и самой атмосферой этого времени, отчетливо указывает на корни религиозной политики Иосифа II. Реформы католической церкви были порождены духом Просвещения, выступившего против излишеств барочного католицизма. Но не менее заметны здесь и централистские тенденции, направленные на создание государственной церкви. Третий импульс религиозной политики Иосифа имел национально-экономический характер, особенно повлиявший на отношение монарха к подданным-некатоликам, или, как их называли в то время, «акатоликам». Предприниматели протестантского исповедания, прибывшие из западных областей империи, стали впервые играть заметную роль в экономике в эпоху Марии Терезии. Многие мануфактуры были основаны предпринимателями, происходившими из Рейнской области и Нидерландов. Они приносили с собой капитал, профессиональные знания, предпринимательский дух, целеустремленность; зачастую вместе с ними в страну прибывали и работники-протестанты. Даже Мария Терезия, боровшаяся с тайным исповеданием протестантизма и переселявшая протестантов из Верхней Австрии в Трансильванию, была вынуждена проявлять терпимость к этим предпринимателям, необходимым трону. В Вене им даже дозволялось принимать участие в протестантских богослужениях в часовнях шведского, датского или нидерландского посольства. Иосиф был гораздо последовательнее в этом вопросе. Он понимал, что покровительство этим людям и их привлечение к службе на благо государства должны сопровождаться признанием за ними определенных прав. То же можно сказать и о право- /207/-/208/ славных, игравших важную роль в венской торговле, и о иудеях, в финансовом капитале которых нуждался двор. Нет нужды подчеркивать, что подобные экономические соображения также коренились в просветительских идеях.

Обеспокоенный закрытием монастырей и учреждением генеральных семинарий папа Пий IV устремился в Вену, однако так и не сумел заставить императора отказаться от реформ. Под конец своего правления Иосиф II, как казалось, даже мог потерять две из своих провинций. Централистская административная реформа, набор солдат и «германизация», запланированная из соображений «полезности», возмутили Венгрию, где Иосиф, испытывавший неприязнь ко всяческим церемониям, до сих пор не короновался короной св. Стефана. Против реформ императора бунтовали и Нидерланды.

После смерти Иосифа II императором на недолгое время сделался его брат Леопольд. Еще в 1765 г. он под именем Пьетро Леопольдо взошел на престол Великого герцогства Тосканского, в котором провел коренные преобразования. Его подход к политике оказался более прагматичным, он обладал чувством реальности и был к тому же настроен в конституционалистском духе. Если Иосиф II в конечном счете являлся пусть и просвещенным, но все же деспотом, Леопольд пытался сделать сословия органичным элементом системы управления. Это позволило ему умиротворить две мятежные провинции и спасти многие из реформ своего брата. Порой было достаточно лишь устранить некоторые крайности, чтобы сохранить суть нововведений. Воздействие реформ Иосифа II еще долго ощущалось в XIX веке. Сам он стал «героической фигурой», видеть его «своим» желали представители многих течений, возникших в новом столетии. Люди 1848 г. видели в нем освободителя крестьян и либерала, немецкие националисты – «Иосифа Немецкого», и даже социал-демокра-

Ты испытывали некоторую симпатию к этому монарху. Противоположностью этому являлось единодушное неприятие императора со стороны католической церкви, влияние которой ему столь успешно удалось ограничить.

После ранней и неожиданной смерти Леопольда II в 1792 г. к власти пришел его старший сын Франц II, воспитанный в Вене Иосифом II как «императорский ученик». Однако по масштабу личности он был далеко не равен дяде и отцу. Обстоятельства эпохи также не благоприятствовали просветительским или ранне- /209/ либеральным реформам. Французская революция повергла европейские династии и дворянскую элиту в ужас и вызвала ответную консервативную волну. Так окончилась эпоха великих реформ, однако произведенная ими перестройка государства в духе просвещенного абсолютизма сохраняла свое значение, пусть и с некоторыми ограничениями, до 1848 года. /210/-/211/

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма» Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:– утрата

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

автора Коллектив авторов

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Дания и Швеция в период «просвещенного абсолютизма» и революционных войн После стабильного правления Фредерика IV, сумевшего сохранить внутреннее спокойствие в стране даже в период Великой Северной войны, датский престол наследовали монархи совершенно иного склада.

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления - Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии - это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и Французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика - просвещенный абсолютизм - принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века - Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью - всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, - это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны - это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда - владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие - чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная - от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась "охота на ведьм".

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии - ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.

Просвещенный абсолютизмполитика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...