Дать правильное определение науки. Наука - это что такое? Определение, суть, задачи, области и роль науки

особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Г. Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т.д.). Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего - это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них, ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах. Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно - требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.

В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и Н. в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся Н. еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к собственно Н. связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (евклидова геометрия) возникла в контексте античной культуры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и социальных Н. было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых Н. складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпирического уровня - научный факт).

К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация Н., возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из Н. (математика, физика, химия, биология, технические и социальные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Взаимодействие Н. формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития Н. Каждый этап развития Н. сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Как социальный институт Н. начала оформляться в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе о религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функция - быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой связи переосмысливаются и функции Н. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности.

В развитии Н., начиная с 17 ст., можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 - начало 20 в.), неклассическую (первая половина 20 в.), постнеклассическую (конец 20 в.). Классическая Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассическсой рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции. также: Дисциплинарность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с , идеологией, и т. д.) человечества.

— это определенная система знаний о природе, об , о , а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Кроме того, под наукой понимается совокупность , в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова наука как явление появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны . Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

Развитие научных знаний

Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развитии научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), и естественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Классификация наук

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К наукам относятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают , математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

  • мировоззренческая (наука объясняет мир);
  • гносеологическая (наука способствует познанию мира);
  • преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

Возникновение науки тесно связано с естественным процессом разделения общественного труда, ростом интеллекта людей, стремлением их к познанию неизвестного, всего сущего, составляет основу их существования. При этом наука является одной из форм общественного сознания, дает объективную картину мира, системой знаний о законах развития природы и общества.

Часто науку определяют как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний. Однако любое производство возникает тогда, когда в нем есть необходимость. Чем же обусловлено историческое происхождение науки?

Происхождение науки связано с запросами материального практической жизни людей, постоянного накопления и отделения знаний о различных сторонах действительности. Один из основателей науковедения Дж. Бернал, отмечая, что "дать определение науки, по существу, невозможно", намечает пути, которыми можно приблизиться к пониманию того, чем является наука (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Определение понятия "наука" по Дж. Берналом

Сейчас развитие невозможно без научного подхода. Растет роль инженерного труда. Пришло время, когда эффективность производства определяется не количеством затраченного труда, а общим уровнем научного решения конкретных производственных задач, внедрением достижений науки в практику.

В исследованиях науки известного западного философа Э. Агацци о результатах ее влияния на общество и природу указано, что науку следует рассматривать так (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Определение понятия "науки" по Э. Агацци

Определение

В широком смысле наука - это стройная, логически непротиворечивая, исторически развитая система человеческой деятельности с целью получения новых знаний о мире, о объективные процессы, существующие в природе и обществе. Наука оперирует системой понятий и категорий, отражающих теоретические положения и выражают существенные связи между ними и законами действительности. От констатации и точного описания отдельных фактов наука должна идти к объяснению их сути, определение места в общей системе, раскрытие законов, содержащихся в основе этих фактов.

Кроме приведенного выше, существуют многочисленные определения понятия "наука", очерченные различными учеными. Наиболее интересными и содержательными являются такие дефиниции (табл. 2.2 и 2.3).

Таблица 2.2

Варианты дефиниции термина "наука"

Ученый (ученые)

характеристика

источник

Шарль Рише (Richet)

Наука требует все больших жертв. Она не желает ни с кем делиться. Она требует, чтобы отдельные люди посвящали ей все свое существование, весь свой интеллект, всю свою работу. ... Знать, когда следует проявить упорство, когда остановиться, - это дар, присущий таланту и даже гению.

Арбитр Гэй Петроний

Наука - это сокровище, и ученый человек никогда не пропадет

Фрвнсис Бэкон

Наука есть не что иное, как отражение действительности.

Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы она делала изящным ум и приводила в нем порядок

Бэкон Фрэнсис. Философия науки. Хрестоматия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: philsci.univ.kiev.ua/biblio/ Bekon.htm.

Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu)

Наука создана, чтобы быть неотразимой

Bourdieu Pierre. Les Conditions socials Internationale des idees / Pierre Bourdieu II Romanistische Zeitschriftfur Literaturgeschichte. - Heildelberg. - № 14-1 / 2. - 1990.-p. 1-10.

Джон Десмонд Бернал

Наука - не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно привлекается в практику и постоянно подкрепляется практикой. Вот почему науку не может изучать в отрыве от техники

Кондрашов А. Антология успеха в афоризмах / А. Кондрашов. - М.: Ламартис, 2010. - 1280 с.

1мре Лакатос

Если цель науки - истина, наука должна добиваться непротиворечивости

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции / И. Лакатос. - М.: 1978. - 235 с.

Бертран

Рассел

Наука - это то, что мы знаем, философия - то, чего мы не знаем

Крысова Ю.А. Становление либеральных идей в философии Бертрана Рассела / Ю.А. Крысова II Компаративное видение истории философии. - СПб., 2008. - С.119-125

Томас Гвнри Гексли (Хаксли)

Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы

Душенко К. В. Большая книга афоризмов / К. В. Душенко. - Пятый изд., Испр. - М.: ЭКСМО- пресс, 2011. - 1056 с.

Луи Пастер

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности

Patrice Debre. Louis Pasteur / Debre Patrice. - JHU Press, 2000. - 600 c.

С. И. Вавилов

Наука - это совершенно особая сфера труда, которая привлекает к себе непреодолимой силой. Ученый завершает свою исследовательскую деятельность почти всегда, только идя 3 жизни

Юшкевич А. П.. С.И. Вавилов как исследователь творчества И. Ньютона / А. П. Юшкевич II Труды ИИЕТ. - Т. 17. - М.: Изд- во АН СССР, 1957. - С.66-89

А. М. Горький

Наука - это нервная система нашей эпохи

Душенко К. В. Большая книга афоризмов / К. В. Душенко. - Пятый изд., Испр. - М.: ЭКСМО- пресс, 2011. - 1056 с.

Дж. Гэант

Наука в современном понимании означает проект добычи объективного знания, разрабатываемый умом. 3 точки зрения разума этот проект означает вызов всех вещей в мире на суд субъекта и расследования их бытия с тем, чтобы они сами выдали нам причину, почему они объективно такие, каковы

Грант П. Философия, культура, технология / П. Грант II от технологическая волна на Западе. - М.: Наука. - С. 156

В. С. Мариино, Н. Г. Миценко. А. А. Даниленко

Наука - это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний об объективных законах развития природы, общества и мышления

Основы научных исследований: учеб. пособие. / В. С. Марцин, Н. Г. Миценко, А. А. Даниленко. - Л.: Ромус-Полиграф, 2002.-128 с.

Таблица 2.3

Дефиниции понятия "наука" в словарях

определение

источник

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по приобретению нового знания, так и ее результат - знание, лежащие в основе научной картины мира; определение отдельных отраслей научного знания

Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //onlиnedics.ru/s1оvar/bes/n/nauka.html.

Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о природе, обществе и сознание

Словарь логики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: onlinedics.ru/slovar/log/n/nauka.html.

Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Толковый словарь русского языка Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: onlinedics.ru/slovar/ojegov/n/nauka.html.

Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир

Толковый словарь русского языка Ушакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: onlinedics.ru/slovar/ushakov/n/nauka.html

Наука - сфера деятельности, выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания, включая деятельность по приобретению знаний, а также ее результат - знание, лежащие в основе научной картины мира

Исторический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovarionline.ru/word/исторический-словарь/наука. htm

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Политический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovarionline. ru / word / политический-словарь / наука.htm

Наука - система знаний о законах природы, общества, мышления. Науки различают: по характеру предмета исследования (естественные, технические, гуманитарные, социальные и др.); по способу сбора данных и уровнем их обобщения (эмпирические, теоретические, фундаментальные) по методу исследования (номотетических, идеографические) по степени практического применения (чистые, прикладные)

Социологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovarionline. ru / word / социологический-словарь / наука.htm

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире

Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovarionline.ru/word/философский- словарь / наука.htm

Наука как специфический вид деятельности, направленная на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и характеризуется следующими основными признаками:

Наличием систематизированных знаний (идей, теорий, концепций, законов, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

Наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

Практической значимости изучаемого.

Будучи очень многогранной, наука различными способами касается различных сфер общественной жизни. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее главная цель - истинное знание (рис. 2.5).

Отсюда следует, что наука должна дать ответ на вопрос: Что? Сколько? Почему? Какие? Как? На вопрос: "Как сделать?" соответствует методика. На вопрос: "Что делать?" соответствует практика. Ответы на эти вопросы вызывают непосредственные цели науки - описания, объяснения и предсказания процессов и явлений объективной действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе законов, которые она открывает, то есть в широком смысле - теоретическое воспроизведение действительности.

Рис. 2.5. задача науки

Критериями научности, которыми наука отличается от других форм познания, есть (рис. 2.6):

Рис. 2.6. критерии научности

Объектом отражения в науке природа и общественную жизнь. В связи с этим предметом и методом познания все конкретные науки делятся на следующие виды (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Разделение наук на виды по предмету и методу познания

Общественные науки (экономические, филологические, философские, логические, психологические. Исторические, педагогические и др.) Изучают различные стороны общественной жизни, законы функционирования и развития общественного организма. их предметом изучения г исследования социально-экономических, политических и идеологических закономерностей развития общественных отношений.

Естественные науки (физика, химия, биология, география, астрология и др.) Занимаются изучением закономерных свойств и связей (законов) живой и неживой природы; предметом изучения их с различные виды материи и формы их движения, их взаимосвязи и закономерности.

Технические науки (радиотехника, машиностроение, самолетостроение), занимаются изучением не только производительных сил в определенной сфере хозяйства, но и промышленных отношений; предметом изучения является исследование конкретных технических характеристик и их взаимосвязей.

По соотношению с практикой выделяют такие виды науки (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Разделение наук на виды по соотношению с практикой

Фундаментальные науки не имеют прямой практической ориентации и непосредственно не ориентированы на получение практической пользы.

Прикладные науки нацелены на непосредственное практическое использование научных результатов.

Научно-практические разработки - это творческая деятельность, которая осуществляется на системной основе с целью увеличения объема научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиск новых областей применения этих знаний.

Основу развития науки, как и других общественных явлений, составляет материальное производство, закономерное изменение способа производства. 60

Математика и механика, биология и физика, и все технические науки выросли, развивались и достигли расцвета благодаря развитию производительных сил, росту производственных нужд, так же как и общественные науки - на основе изменения условий общественной жизни и непременно возникающих задач преобразования общественных отношений человеческими.

Каждое научное открытие, отвечая на возникающие запросы жизни, одновременно основывается на накопленных ранее знаниях в той или иной области. Наука является стройной системой законов и выводов, имеет свою внутреннюю логику развития, особое последовательность и капризность. Отдельные мыслители, опираясь на все достижения науки, могут иногда делать такие открытия, для реализации которых еще не созрели производственно-технические условия.

Наука развивается в тесном взаимодействии со всеми другими сторонами и явлениями общества. На ее развитие влияют политические и правовые отношения в обществе.

В методологии науки различают следующие функции науки: описание, объяснение, предсказание, понимание, познание, конструирование, организация, воспитания, познания, составляющие предмет ее изучения на основе открываемых ею законов (рис. 2.9).

Рис. 2.9. функции науки

Существуют различные мнения ученых относительно функций науки.

При всем свойственного И. Канту эмпиризма он не склонен был сводить науку к собранию единичных фактов. Он считал предсказания основной функцией науки.

И. Кант писал: "Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов".

Э. Мах единственной функцией науки считал описание: "Дает описание все, что может потребовать научный исследователь? Я думаю, что да!". Объяснение и предсказание Мах по сути сводил к описанию. Теории, с его точки зрения, - это как спрессованная эмпирия.

Науке свойственна познавательная и практическая деятельность. В первом случае о науке можно говорить как об информационной системе, осуществляющей систематизацию ранее накопленных знаний, которая служит основой для дальнейшего познания объективной действительности, а во втором - о системе реализации опознанных закономерностей на практике.

Обобщая, можно сказать, что понятие науки нужно рассматривать с двух основных позиций (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Трактовка науки из двух основных позиций

В первом случае науку рассматривают как систему уже накопленных знаний, как форму общественного сознания, соответствует критериям объективности, адекватности и истинности; во втором - как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и внешними контрагентами. При этом науку понимают как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Что такое наука?
Рубрика (тематическая категория) Производство

С просвещением и цивилизацией неразрывно связаны наука и образование.

Наука - сфера человеческой деятельности, основная роль которой состоит в создании и приведении в систему знаний об окружающем мире. Она описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления природы и общества.

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII веков и в ходе исторического развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на всœе сферы жизни общества и культуру в целом. С XVII века примерно каждые 10- 15 лет удваивается рост числа открытий, научной информации, научных работников.

Науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают природу. Основными естественными науками являются физика, химия, биология.

Общественные науки исследуют основные сферы (стороны) жизни общества. Экономика занимается изучением организации производства и экономической деятельности людей в целом. Политология рассматривает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента͵ правительства).

Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Культурологию интересует духовная жизнь общества. Важное место среди общественных наук занимает история - наука, изучающая прошлое человечества. А философия стремится понять наиболее общие вопросы устройства мира. К общественным наукам относятся также психология (наука о внутреннем мире человека и его поведении), антропология (наука о происхождении и развитии человека), демография (наука, изучающая населœение и его состав).

В общественных науках используются различные методы исследований: наблюдение, эксперимент, измерение, анализ документов и многие другие. Давайте познакомимся с ними.

Опрос - простой и эективный метод получения знания о том, что думают, как живут и что чувствуют люди. Его используют, хотя и в разной степени, всœе общественные науки.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ. Кроме ученых метод опроса используют журналисты, врачи, следователи, учителя.

Опрос должна быть проведен либо в форме интервью, т. е. беседы с одним или несколькими лицами, либо как анкетирование (составление, распространение, изучение опросных листов - анкет). Полученные ответы ученый тщательно обрабатывает и получает достоверную информацию.

В последнее время особенно широкое распространение получили телœефонное интервью, телœевизионный опрос (который также принято называть интерактивным опросом), компьютерный опрос через Интернет.

Другой распространенный метод научного исследования - наблюдение. В случае если, к примеру, ученому-социологу крайне важно узнать, активнее или нет люди стали ходить в музеи за последние полгода, то можно понаблюдать и установить, сколько продано билетов или какие по величинœе очереди образуются около музейных касс.

Но наблюдений для исследования многих явлений не всœегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить их, проводят эксперименты. Слово ʼʼэкспериментʼʼ в переводе с латинского языка означает ʼʼопытʼʼ, ʼʼпробаʼʼ.

Очень часто применяют еще один метод - измерение. Измеряют, к примеру, количество родившихся или умерших людей за один год или месяц, число проголосовавших за конкретную политическую партию, количество подписчиков какой-либо газеты и т. д. В случае если в физике используют линœейку, весы, термометр, секундомер или часы и другие измерительные приборы, то у обществоведов распространены процентные измерения.

Общественные науки имеют важное значение как в исследовании прошлого, так и современного общества.

Что такое наука? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Что такое наука?" 2017, 2018.

Наука - это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая - индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, - получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом - духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама ;
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

Наука как институт общества

Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.

Кадры

Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука - это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук - это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа

Наука как результат

Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука - это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука - это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.

Свойства науки как результата

  1. Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается.
  2. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
  3. Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
  • описательная (накопление и сбор фактов, данных);
  • объяснительная - объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
  • нормативная, или предписывающая - ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
  • обобщающая - формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
  • предсказательная - знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек - это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные в науке недостижима, это цель метафизики.

Роль науки в современном обществе

В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной мира человеком. В основе - сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

  • нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
  • нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
  • требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
  • обязанность ученого - обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Этическая сторона науки

Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.

Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...