Деревянная церковная архитектура. Деревянные церкви руси Самый древний деревянный храм россии

Клетские церкви

О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам боле позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов.

Вполне естественно, что с накоплением опыта возникали новые формы, приемы, композиционные решения, которые соседствовали с более древними.

Формы первых каменных храмов на Руси были заимствованы в Византии. Деревянные храмы не могли в точности скопировать устоявшиеся формы каменного зодчества, поэтому перед строителями возникла задача отыскать новые формы. Использовать готовые приемы сооружения капищ, контынов, оставшиеся от язычества, не разрешили бы церковные иерархи.

Реконструкция контыны. По К. Мокловскому

Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

Формы для новых деревянных храмов были взяты из гражданского строительства, основой всех построек была «клеть» или «сруб». В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех, при чем алтарю старались придать скругленную форму. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями.

Массивные главы, используемые в каменном зодчестве, в деревянных церквях были заменены на небольшие барабаны с маковками крытыми своеобразной деревянной черепицей «лемехом». Ставили их обычно на конек крыши или небольшой постамент четырех или восьмиугольной формы.

Так сложился самый простой тип деревянных церквей- «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу.

Древнейшей из сохранившихся русских деревянных церквей является Лазаревская церковь Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном берегу Онежского озера. Посвящена она воскрешению евангельского Лазаря, возведение ее связано с именем основателя Муромского монастыря реального Лазаря, которому приписывают ее строительство не задолго до его кончины в возрасте ста пяти лет в 1391 г.

Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.

На древность постройки указывают некоторые строительные приемы которые в XV в. уже не использовались: выборка продольного паза не в верхнем, а в нижнем бревне, различная конструкция замка у косяка снаружи и внутри, отсутствие потолков в притворе и алтаре и др.

Лазаревская церковь относится к самому простому типу клетских церквей. Она состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытыми невысокими двухскатными кровлями. Основной объем храма увенчан небольшой главкой.

Приемы композиции планов клетских церквей имеют следующий вид:

1. Алтарь - помещение для молящихся - крыльцо. Крыльцо могло превращаться в сени (паперть) или в зародыш трапзной, а алтарный прируб мог иметь пятигранную форму (Лазареская церковь Муромского монастыря).

2. Алтарь - помещения для молящихся, которое обхватывает с трех, двух или одной стороны галерея на которую вело крыльцо, марш лестницы которого был параллелен или перпендикулярен обычно западной стороны галереи. Если церковь ставили на высокий подклет, то галереи делали висячими, на бревнах кронштейнах или столбах стойках.

3. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная. Трапезная обычно имела большие размеры, получила свое название от общих праздничных трапез («братчин», «канонов»), которые устраивались после службы по большим праздникам (Богородицкая церковь села Тохтарево).

Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г.

4. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная - галерея - крыльцо. Галерея обхватывала трапезную чаще всего с трех сторон. Галереи были двух видов. Первый вид это галереи стоящие на земле (церковь Ризположения из села Бородавы, Успенская церковь из села Никулино).

Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г.

И второй вид - висячие, на выпущенных бревнах консолях (Никольская церковь из села Голотово). Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.

Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г.

5. Более сложный тип церкви, отличается от предыдущих наличием между трапезной и крыльцом паперти (Никольская церковь села Ковда, Васильевская церковь села Чухчерьма).

Никольская церковь. Село Ковда. 1613 г.

6. Встречаются клетские церкви с прирубленными приделами (Рождественская церковь из села Талицы, Знаменская церковь села Пылево).

Знаменская церковь из села Пылево. 1742 г.

Покрытия срубов клетских храмов

Покрытия срубов клетских храмов можно разделить на несколько типов:

1. Двухскатная с небольшим подъемом крыша (Троицкая церковь Реконской Пустыни, Ильинская церковь села Поля).

Троицкая церковь. Реконской Пустыни. Новгородская область. 1672-1676 гг.

2. Двухскатная с высоким, крутым подъемом - «клинчатая» крыша (Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи, Успенская церковь города Иваново).

Спасо-Преображенская церковь. Село Спас-Вежи. Костромская область. 1628 г.

3. Двухскатные с «полицами», переломами в нижней части крыши, цель которых отвести подальше от стен край крыши (Церковь Ризположения из села Бородавы, Богородицкая церковь села Тохтарево).

Церковь Ризположения. Село Бородавы. Вологодская область. XV в.

Разновидностью таких клинчатых крыш являются крыши со ступенчатыми скатами (Георгиевская церковь села Юксово, Никольская церковь села Тухоля).

Георгиевская церковь. Село Юкосово. Ленинградская область. 1493 г.

4. Четырехскатная крыша. Такие крыши не нашли широкого применения в покрытиях клетских церквей, так как такое покрытие могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которых была не велика. Подобные церкви начали строить с конца XVII века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов распространенных на территории Московской области (Никольская церковь в селе Васильево, Богоявленская церковь села Семеновское).

Богоявленская церковь. Село Семеновское

5. Восьмискатная крыша. Крыши на восемь скатов были более выразительные и привлекательней четырехскатных, поэтому строили их гораздо чаще. Местом их возникновения считается Новгородская область (церковь Святителя Николая в селе Оскочихе, церковь в селе Неклюдове, церковь Св. Николая в селе Уйма).

Церковь Св. Николая Чудотворца. Село Уйма. Архангельская область. 1705 г.

По В. Суслову

6. Бочечное покрытие. Бочка располагалась чаще всего вдоль оси здания (Троицкая церковь Елгомского погоста, Благовещенская церковь деревни Пустынька).

Троицкая церковь. Елгомский погост. Карелия. 1714 г. По Д. Милееву

Встречались церкви с расположением бочки поперек оси (Успенская церковь в селе Черевкове).

Успенская церковь. Село Черевково (Сольвычегодский уезд). Вологодская область. Конец XVII в. По в. Суслову

Основной объем церкви завершался главкой крытой лемехом, барабан которой ставился непосредственно на кровлю или основание в виде квадрата, восьмиугольника, бочки или крещатой бочки.

Над западным притвором некоторые церквей возвышались шатровые звонницы (Спасская церковь из села Фоминское).

Спасская церковь. Село Фоминское. Костромская область. 1721 г.

Алтарь клетских церквей имел четырехгранную, пятигранную или шестигранную форму (Рождественская церковь из села Талицы), завершался он двухскатной, пятискатной кровлей или бочкообразным покрытием, на которое иногда ставили главку.

Литература:

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"

До XVIII века практически все здания на Руси возводили из дерева. Сейчас они являются архитектурным наследием страны. Русское зодчество настолько красиво и изящно, что некоторыми строениями восторгаются до сих пор. Особенно интересны традиционные деревянные церкви русского севера. Рассказываем, какие из уцелевших церквей стоит посмотреть.

Церковь Преображения Господня в Кижах

Остров Кижи находится в Карелии на территории Онежского озера. Сам по себе он очень фотогеничен. Кижский пoгост - комплекс, в котоpый вxодит Церковь Преображения Господня. Является охраняемым памятником за свое архитектурное и историческое значение. Деревянная церковь считается главной достопримечательностью погоста. Строение создано с помощью сплетения деревянных каркасов и бревен и имеет 22 купола. Центральный и самый большой купол расположен на высоте 36 метров. А позолоченный иконостас состоит из 100 икон.

Храм Иконы Божьей Матери под Челябинском

Храм высотой 37 метров находится в селе Верхняя Санарка в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Побывать в этом месте стоит, чтобы навестить уникальную деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Здание строили с 2002 до 2005 годы по древнерусской технологии деревянного зодчества, без единого гвоздя. Строители учились мастерству в Кижах. В храме есть верхнее и нижнее помещение, где одновременно могут находиться 300 человек.

Церковь Преображения Господня в Пермском крае

Деревянная церковь находится в селе Янидор в Чердынском районе Пермского края. Построена на месте языческого святилища. Этот яркий образец постройки Северного Прикамья начала 18 века в традициях русского деревянного народного зодчества был возведен в начале 1700-х годов. По своему типу это традиционный русский клецкий храм (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, которые покрыты кровлями; построен без гвоздей).

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.


Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.


Высота церкви - 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла - без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм - «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.Материал рубки - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.


Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.


Дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями.Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма.


Часовня в честь Трех Святителей. О. Кижи.


Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни - “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии.


Колокольня Кижского погоста. 1863 г.


Композиция колокольни решена по традиционной схеме - ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.


Церковь в селе Упе Архангельской области.


Успенский собор в Кеми. 1711 г.


Сельская деревянная церковь Богоявления (1787 год)


Церковь святых Новомучеников и Исповедников.с. Преображенское.


Храм Святителя Николая. Москва


Храм Николая Святителя у Соломенной сторожки



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...