Диагностика уровня развития синтаксическая сторона речи детей. Образовательный портал

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень

В этой статье:

Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Итак, речь - это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.

Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте

Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.

Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то
они могут быть следующими.

  1. Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
  2. Интонации несовершенны.
  3. Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
  4. Неточности в числах и падежах при объединении слов.
  5. Пропуски отдельных членов предложения.
  6. Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.

Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.

Речевое развитие дошкольников среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте речь
детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.

На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.

Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте - это ее неустойчивость и подвижность.

У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.

Речевое развитие у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их
словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.

Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.

Главная особенность старших дошкольников
- умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.

Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.

О диагностике речевого развития

Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.

Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:


В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:

В старшем дошкольном возрасте дети способны:


Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.

Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.

    Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

    Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

    Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

    логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

    грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

    точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

    богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень . Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень . Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень . Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень . Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ . Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ . Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ . Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

Литература

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Диагностика речи

1. Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

Существительные

Прилагательные в обычной форме

Местоимения

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

2. Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных

с различными группами.

0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Определение понятий»

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

связывать, щипать, колючий.

Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни

одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед".

Как бы ты объяснил это?».

Ребенку предлагается 1 набор слов.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

4. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов.

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,

связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда - «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда « велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед ", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до

40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов,

то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

7.5. Методика «Определение активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Таблица . Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

Существительные

Причастия

Деепричастия

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Предлоги

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Исследование ригидности речи

Цель исследования : определить степень ригидности речи. Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.

Инструкция испытуемому : "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке". Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз "и" также является словом, и все его повторения считаются.

Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента "КР".

Анализ результатов

Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.

№п/п сотни слов в сочинении

Степень ригидности

лабильность

количество повторов

Первая сотня

10 и больше

Вторая сотня

12 и больше

Третья сотня

14 и больше

В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь.хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.

7. Исследование темпа устной речевой деятельности

Цель исследования : определить темп устной речи по тесту для чтения.

Оборудование : тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.

Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом .

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = мама = ма! мама = папа каша + ша = ка

Инструкция испытуемому : "По моему сигналу "Начали!" как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!"

Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.

Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.

Время чтения

Темп чтения

Примечание

40 с и меньше

За допущенные при чтении

ошибки ранг темпа чтения

уменьшается путем снижения

на одну строку вниз

от 41 до 45 с

от 46 до 55 с

от 56 до 60 с

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.

При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения:

Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение

А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

Умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

Умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

Овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

Уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; -- соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2).

Таблица 2

Звуковая культура речи

Понимание речи, активный словарь

Художественная литература

1. Марина В.

2. Артем Б.

3. Слава Т.

4. Роман С.

5. Диана Н.

6. Константин Д.

8. Света В.

9. Даниил Ж.

10. Алина Л.

11. Ирина М.

12. Вероника С.

13. Ярослав К.

14. Богдан Г.

15. Кирилл А.

16. Лада Д.

17. Севастьян С.

19. Мария Б.

20. Марк З.

В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице № 3 и в виде диаграммы на рисунке № 2.

Таблица №3 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы

Полученные данные представлены в следующей диаграмме:

Рис. 2

Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 20 высокий уровень развития речи, у 7 детей - средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей - низкий.

Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...