Допризывная подготовка 10. Эксперты "спецназа" о проблемах допризывной подготовки

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

УДК 37

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей»

On the pre-draft preparation program students MBOU "Lyceum"

Аннотация: Данная статья представляет собойпрограмму по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Annotation: This article presents a program of pre-conscription training of students MBOU "Lyceum".

Ключевые слова: патриотическое воспитание, обучающиеся, допризывная подготовка

The keywords: patriotic education, students, pre-service training

Информационная карта Программы

Полное наименование Программы.

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Сроки реализации Программы.

2013-2018 год.

Юридический адрес учреждения.

г. Нижневартовск ул.им. Дзержинского 17А

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей»; контактный телефон

Руководитель Программы.

Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Учредители Программы.

Администрация Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей».

Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

Эффективное использование материально-технической базы МБОУ «Лицей».

Участники Программы.

Источники финансирования.

Бюджетное финансирование образовательного учреждения.

Исполнители Программы.

Преподаватель-организатор ОБЖ и допризывной подготовки

Актив ВС клуба «Витязь»

Обучающиеся 5-11 классов МБОУ «Лицей».

Контроль над реализацией

Программы.

Контроль над реализацией Программы возлагается на администрацию МБОУ «Лицей».

Цель рабочей программы

Участие в реализации Программы патриотического воспитания учащихся МБОУ «Лицей» на 2013-2018 годы «Быть гражданином».

Основные задачи рабочей программы

воспитание чувства патриотизма, формирование у воспитанников МБОУ «Лицей» чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его воору-женной защите;

сохранение и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде, толерантное поведение учащихся.

физическое развитие учащихся, повышение привлекательности здорового образа жизни;

подготовка юношей к военной службе, популяризация работы в структурах МВД, ФСБ, МЧС, налоговой инспекции, таможенной службе;

усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.

Основные методы реализации рабочей программы

проведение теоретических и практических занятий по разделам ОВС, гражданской обороны, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, общественной и личной безопасности;

использование материально-технической и учебной базы МБОУ лицей: кабинет ОБЖ, спортивные залы и стадион, стрелковый тир.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами в МБОУ «Лицей» на основании Федеральных Законов РФ «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне»

Цели допризывной подготовки — формирование у юношей:

Морально-психологической готовности к военной службе;

Знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Укрепление здоровья, подготовка к несению службы в рядах ВС РФ.

Задачи допризывной подготовки:

Расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

Воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Родины;

Ознакомление с оборонительным характером Военной доктрины России, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основными положениями общевоинских уставов, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;

Воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и уставных взаимоотношений;

Изучение прав, обязанностей и ответственности призывника;

Обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок;

Метанию ручных гранат;

Действиям в экстремальных условиях;

Строевым приемам и движениям без оружия;

Выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела.

Планирование работы по допризывной подготовке.

Планирование работы по допризывной подготовке в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей» осуществляется в соответствии с требованиями учебной программы. Оно направлено на всестороннюю и качественную подготовку юношей к службе. На допризывную подготовку, проводимую на III ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях, отводится 100 ч, из них 30 ч — на учебно-полевые сборы.

Учебно-полевые сборы (5 дней) с учащимися X класса проводятся на базе общеобразовательного учреждения по окончании учебного года, в мае-месяце.

Порядок проведения учебно-полевого сбора в общеобразовательном учреждении, устанавливается органами управления образования на местах по согласованию с военным комиссариатом города и Департаментом образования.

Организация занятий.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по допризывной подготовке и привитии учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов все занятия должны быть направлены на формирование у обучающихся высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов. На занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, вызывающие интерес учащихся к изучаемому материалу, прививающие им любовь к военному делу, обеспечивающие сознательное, прочное усвоение программы, способствующие выработке навыков самостоятельной работы и умения применять на практике полученные знания.

В содержание всех разделов допризывной подготовки следует включать элементы культуры воинской службы. Материальную культуру армии составляют уровень развития вооружения и военной техники, форма одежды военнослужащих. К базисным элементам духовной культуры воинов относятся: боевые традиции; воинские ритуалы; ценности, среди которых национальной ценностью для народа является победа советского народа в Великой Отечественной войне; система взаимоотношений между военнослужащими, основу которых составляют уставные взаимоотношения, культура общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Вводное занятие

Героизм и мужество

1. Защита Отечества нашими предками.

2. Дни воинской славы России.

3 .Локальные военные конфликты.

4. Героизм и мужество в мирные дни

Учебно-полевые сборы

1. Войны и военные конфликты

2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

3. Военная политика

4. Законодательство по военным вопросам

Допризывник и призывник

1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе

2. Права, обязанности и ответственность призывника

Вооруженные Силы России

1. История и современность российской армии

2. Состав и структура Вооруженных Сил

3. Вооружение и военная техника

4. Военные учебные заведения России

Основы военного дела

1. Тактическая подготовка

2. Огневая подготовка

3. Строевая подготовка

4. Уставы Вооруженных России

5. Радиационная, химическая и биологическая защита населения.

6. Военная топография

7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

8. Военно-медицинская подготовка

9 .Военно-прикладная физическая подготовка

10.Контрольные занятия

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Требования Закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» об обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе. Содержание программы допризывной подготовки, задачи обучения по каждому разделу. Порядок проведения занятий по допризывной подготовке. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях.

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО НАРОДА

Т е м а 1. Защита Отечества нашими предками. Мужество наших предков при защите своей земли, своего Отечества. Сражение на реке Неве, Куликовская битва. Доблесть и слава русских полков.

Т е м а 2. Воины в Великой Отечественной войне

Всенародный характер отпора, данного советским народом фашистам в Великой Отечественной войне. Воины и совершенные ими героические подвиги. Чтит память своих героев.

Т е м а 3. Партизаны и подпольщики в годы фашистской оккупации.

Причины возникновения партизанского движения и деятельности подпольщиков. Боевая деятельность партизан — народных мстителей. Подвиги героев-подпольщиков на оккупированной территории.

Т е м а 4. Героизм и мужество в мирные дни

Мужество воинов-саперов. Верность воинскому долгу воинов-интернационалистов. Продолжение традиции мужества и героизма. Родина. Отечество. Отчизна. Гражданственность, патриотизм. Ордена и медали за мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и его государственных интересов, образцовое исполнение воинского долга.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

Т е м а 1. Войны и военные конфликты

Занятие 1. Понятие, виды войн и военных конфликтов. Классификация войн. Специфика и характер современных войн. Трансформация содержания вооруженной борьбы в современных условиях.

Занятие 2. Информационно-психологическое противоборство. Понятие, история психологических войн. Цели и способы ведения психологической войны. Манипуляция сознанием, специфика и характер воздействия психологической войны на человека.

Занятие 3. Формы и методы манипуляции сознанием. Способы противодействия психологической агрессии. Контрпропаганда и создание независимого информационного пространства как средства защиты от психологической агрессии. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.

Т е м а 2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права. Запрещенные методы, средства ведения войны и действия в отношении жертв войны. Комбатанты и гражданские лица, военнопленные, их права и обязанности. Правила поведения военнослужащих в бою. Международные преступления. Международные трибуналы.

Т е м а 3. Военная политика

Военная политика как составная часть общей политики государства. Оборонительный характер Военной доктрины. Концепция национальной безопасности, жизненно важные интересы России в военной сфере.

ДОПРИЗЫВНИК И ПРИЗЫВНИК

Т е м а 1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Призывные комиссии, их задачи и состав. Оповещение призывников о явке для призыва. Обязательность явки на призывной участок по повестке. Медицинское освидетельствование. Предоставление отсрочек и освобождение от призыва.

Т е м а 2. Права, обязанности и ответственность призывника.

Права призывника. Обязанности призывника. Административная ответственность за неисполнение обязанностей призывника. Уголовная ответственность за уклонение от призыва.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ

Т е м а 1. История и современность российской армии

Строительство Вооруженных Сил на новом историческом этапе.

Т е м а 2. Состав и структура Вооруженных Сил

Состав и структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Специальные войска. Организационное строение Вооруженных Сил.

Т е м а 3. Вооружение и военная техника

Занятие 1. Вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики танка Т-90, боевой машины пехоты БМП-2, боевой машины десанта БМД-1, бронетранспортера БТР-80. Военная техника ракетных войск и артиллерии. Основные виды стрелкового вооружения.

Занятие 2. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Основные типы самолетов и вертолетов, их предназначение и тактико-технические характеристики. Зенитно-ракетные комплексы, их типы и предназначение.

Т е м а 4. Военные учебные заведения России

Военная академии России, факультеты, порядок подготовки военных кадров. Академии МВД. Учебные заведения МЧС. Военные факультеты гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

Мужество и романтика военной профессии. Требования к подготовке и деятельности офицерских кадров. Сроки обучения и порядок поступления в военные учебные заведения.

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

Тема 1.Тактическая подготовка

Занятие 1. Современный общевойсковой бой. Определение боя. Характеристика современного общевойскового боя. Виды боя. Обязанности солдата и командира отделения в бою.

Занятие 2. Мотострелковое отделение. Организация и вооружение. Боевые возможности. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения.

Занятия 3, 4. Практические. Инженерное оборудование позиции отделения. Самоокапывание. Способы маскировки на поле боя. Действия солдата в обороне. Занятия 5, 6. Практические. Передвижение солдата на поле боя. Действия солдата в наступлении.

Занятия 7, 8. Практические. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.

Занятие 9. Вооруженные силы иностранных государств (США, Германии, Великобритании, Франции). Тактико-технические характеристики основных видов вооружения и военной техники.

Т е м а 2. Огневая подготовка

Занятие 1. История возникновения и развития стрелкового оружия. Требования безопасности при обращении с оружием и взрывчатыми веществами.

Занятие 2. Назначение, характеристики и общее устройство

пневматической винтовки. Заряжание винтовки. Уход и сбережение. Назначение и боевые свойства малокалиберной винтовки. Общее устройство. Уход и сбережение.

Занятие 3. Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Отдача. Элементы траектории. Прямой выстрел. Прикрытое, мертвое (непоражаемое) и поражаемое пространство.

Занятие 4. Приемы стрельбы. Изготовка для стрельбы.

Прицеливание. Спуск курка. Организация дыхания при выстреле.

Занятие 5. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятие 6. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятия 7, 8. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 9, 10. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 11, 12. Назначение, тактико-технические характеристики автомата АК-74. Общее устройство и принцип работы.

Занятие 13. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Уход и сбережение. Занятие 14. Ручные осколочные гранаты. Назначение, боевые свойства и общее устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГО, РГН. Запалы УЗРГМ и ударно-дистанционный. Порядок боевого применения гранат.

Занятия 15, 16. Практические. Изучение приемов и правил метания ручных гранат. Требования безопасности при обращении с гранатами.

Т ем а 3. Строевая подготовка

Занятие 1. Практическое. Строи и их элементы. Управление строем. Предварительные и исполнительные команды. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Занятие 2. Практическое. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Отставить!».

Занятие 3. Практическое. Повороты на месте.

Занятие 4. Практическое. Движение строевым и походным шагом.

Занятие 5. Практическое. Повороты в движении.

Занятие 6. Практическое. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Занятие 7. Практическое. Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание и смыкание отделения.

Занятие 8. Практическое. Движение отделения строевым и походным шагом. Воинское приветствие в строю. Ответ на приветствие и поздравление.

Т е м а 4. Уставы Вооруженных России

Занятие 1. Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинские звания и знаки различия. Форма одежды военнослужащих. Обращение к начальникам и старшим.

Занятие 2. Военная присяга. Содержание Военной присяги. Порядок принятия Военной присяги.

Занятие 3. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Описание, порядок вручения и хранения Боевого Знамени воинской части. Воинские ритуалы.

Занятие 4. Общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказов. Воинское приветствие.

Занятие 5. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения, применяемые к солдатам, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.

Занятие 6. Нравственные принципы и нормы поведения в воинском коллективе. Адаптация военнослужащего в коллективе.

Занятие 7. Правила успешной адаптации в воинском коллективе. Личный рейтинг военнослужащего. Роли членов коллектива, лидерство в коллективе. Противодействие негативным тенденциям в отношениях между членами коллектива.

Занятие 8. Суточный наряд роты. Назначение, состав, вооружение суточного наряда. Обязанности дневального по роте.

Занятие 9. Практическое. Обязанности дневального по роте.

Т е м а 5. Радиационная, химическая и биологическая защита

Занятие 1. Краткая характеристика оружия массового поражения иностранных армий. Поражающие факторы ядерного взрыва.

Занятие 2. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ по физиологическому действию на организм. Биологическое оружие, понятие о карантине и обсервации.

Занятие 3. Средства защиты органов дыхания. Назначение и устройство фильтрующих противогазов. Пользование противогазом. Назначение, устройство и правила пользования респиратором.

Занятие 4. Средства защиты кожи. Назначение и общее устройство общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Использование ОЗК в виде «комбинезона», «плаща в рукава», «накидки». Медицинские средства защиты и профилактики.

Занятие 5. Средства коллективной защиты. Убежище. Противорадиационное укрытие. Щели открытые и перекрытые.

Занятия 6, 7. Практические. Выполнение нормативов по пользованию средствами индивидуальной защиты.

Занятие 8. Практическое. Проведение частичной специальной обработки, дезактивации и дезинфекции одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Т е м а 6. Военная топография

Занятие 1. Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, солнцу с помощью часов, небесным светилам, по признакам местных предметов. Определение своего местоположения. Особенности ориентирования в различных условиях (ночью, в лесу, зимой).

Занятие 2. Магнитный азимут и его определение. Движение по азимутам. Составление схемы маршрута или таблицы для движения по азимутам.

Занятие 3. Топографические карты. Масштаб карты. Условные топографические знаки. Измерение расстояний по карте. Ориентирование по карте.

Занятие 4. Практическое. Ориентирование на местности без карты по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Ориентирование по карте.

Занятие 5. Практическое. Составление схем движения по азимутам и движение по азимутам.

Т е м а 7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

Занятие 1. Понятие об экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Психология поведения людей в экстремальной ситуации. Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Действия человека в экстремальной ситуации. Выживание в условиях автономного существования. Носимый аварийный запас (НАЗ).

Занятие 2. Психологические нагрузки в экстремальных ситуациях. Способы преодоления негативного воздействия экстремальных ситуаций. Повышение психической устойчивости.

Занятие 3. Экстремальные условия в воинской деятельности. Боевая деятельность. Учебно-боевая деятельность. Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы.

Занятия 4—7. Практические. Совершение марша. Способы переходов в различных условиях местности. Психологическая подготовка к воздействиям экстремальных ситуаций на психику человека. Повышение психической устойчивости. Организация лагеря. Выбор места для лагеря с учетом рельефа местности и наличия водоисточников. Заготовка топлива. Добывание огня. Разведение и поддержание костра. Добывание, очистка и обеззараживание воды. Добывание и приготовление пищи.

Т е м а 8. Военно-медицинская подготовка

Занятие 1. Понятие о ране. Классификация ран. Виды кровотечений и их характеристика. Понятие об асептике и антисептике.

Занятие 2. Практическое. Понятие о повязке и перевязке. Правила наложения стерильных повязок. Перевязочный материал. Устройство пакета перевязочного индивидуального и правила его применения. Личная и общественная гигиена.

Занятие 3. Практическое. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Способы и порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Занятие 4. Практическое. Первая медицинская помощь при переломах костей. Табельные и подручные средства иммобилизации. Первая медицинская помощь при ушибе, вывихе, растяжении связок. Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами. Способы транспортировки раненого (пострадавшего).

Т е м а 9. Военно-прикладная физическая подготовка

Занятие 1. Практическое. Изучение техники метания гранат из траншеи с места. Изучение техники преодоления препятствий: прыжком — рва шириной 2,5 м; проходов лабиринта; забора; вертикальной лестницы; бегом — балок разрушенного моста; трех ступеней разрушенной лестницы с касанием земли между ступенями; пролома стенки; траншеи; хода сообщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

На контрольные занятия выносятся основные вопросы всех пройденных тем. Основной формой контроля на учебно-полевом сборе является прием зачетов по нормативам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Обучающиеся должны з н а т ь:

Цель и задачи допризывной подготовки;

Основные вехи военной истории нашего государства;

Подвиги наших предков, проявивших мужество и героизм при защите Отечества;

Определение войн и их классификацию;

особенности современных войн;

Права, обязанности и ответственность призывника; - порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;

Историю создания российской армии; назначение, состав и структуру Вооруженных Сил, основные виды вооружения и боевой техники;

Порядок поступления в военные учебные заведения России;

Текст Военной присяги и порядок ее принятия;

Назначение общевоинских уставов, правила воинской вежливости, воинские звания;

Сущность и значение воинской дисциплины; поощрения, применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат;

Требования безопасности при обращении с оружием;

Назначение, устройство и основные характеристики пневматической и малокалиберной винтовок;

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата АК-74;

Основы, приемы и правила стрельбы;

Назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство ручных осколочных гранат; порядок боевого применения ручных осколочных гранат и требования безопасности при обращении с ними;

Действия солдата в обороне и в наступлении;

Организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового отделения;

Принцип комплектования и состав вооруженных сил иностранных армий (США, Германии, Великобритании, Франции);

Краткую характеристику оружия массового поражения;

Средства индивидуальной защиты;

Порядок ориентирования на местности без карты и движения по азимутам; топографическую карту и топографические знаки.

Учащиеся должны у м е т ь:

Выполнять обязанности призывника, установленный порядок приписки к призывным участкам;

Выполнять правила воинской вежливости;

Выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; выполнять повороты на месте, двигаться строевым шагом; выполнять строевые приемы: выход из строя и возвращение в строй, повороты в движении, подход к начальнику и отход от него;

Производить неполную разборку и сборку автомата АК-74;

Стрелять из пневматической и малокалиберной винтовок, выполнять установленные программой упражнения стрельб;

Пользоваться средствами индивидуальной защиты — противогазом и респиратором;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах, при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;

Составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам, читать топографическую карту.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. 1989. — 336 с.

2.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 624 с.

3.Варламов, В. Б. Допризывная подготовка: учеб. пособие для 10—11 кл. В.

4.Самыгин, С. И. Школа выживания / С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 640 с.

5. Фатин, С. В. Поведение человека в экстремальных условиях и основы безопасности жизнедеятельности. — Могилев, 1996.

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи». Концепции

федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р)

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

« ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА»

Возраст обучающихся -14-17 лет.

Продолжительность обучения -3 года.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Образовательная программа «Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность.

Уровень освоения – общекультурный.

Актуальность программы

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р); государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.). Цель программы:

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Задачи

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Развить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования

Сроки реализации

Сроки реализации

Срок обучения по программе-3 года.

Продолжительность образовательного процесса –792 часа.

1 год обучения-216 часов

2 год обучения-288 часов

3 год обучения-288 часов.

Режим занятий

1 год обучения: 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

3 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

Продолжительность одного академического часа-45 минут, между часами предусмотрен перерыв на отдых 15 минут.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год-15 человек

2 год-12 человек

3 год-10 человек.

Формы занятий

Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, спарринг – занятия, соревнования, экскурсии, посещение музеев, выезды в воинские части, учебно-тренировочные сборы, участие в конференциях.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения обучающиеся:

Познакомятся с составом Вооруженных Сил Российской Федерации,;

Получат представления по основным положениям Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Получат знания по пожарной безопасности, доврачебной помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

Получат знания и навыки по туристской подготовке, организации походов;

Научатся приемам стрельбы из стрелкового оружия, выполнению строевых приемов;

Познакомятся с военной историей и развитием армии от Древней Руси до современной России;

Получат первоначальные знания об армиях вероятного противника;

Разовьют коммуникативные навыки;

Разовьют выносливость;

К концу второго года обучения обучающиеся:

Познакомятся с организацией подразделений Сухопутных войск и ВМФ ВС РФ;

Узнают об особенностях ориентирования на местности основы топографии;;

Овладеют навыками применения огнетушителей, транспортировки пострадавших, оказания доврачебной помощи при обморожениях, действий при сигналах Гражданской обороны;

Разовьют навыки взаимодействия в группе, эмоционально-волевой регуляции;

Познакомятся с основами теории стрельбы;

Познакомятся с основами выживания на незнакомой местности порядком оборудования укрытий и инженерных сооружений;

Приобретут навыки сбора, обобщения информации, анализе полученной информации. ;

Приобщатся к здоровому образу жизни;

Примут участие в соревнованиях ДЮОСИ «Зарница»

К концу третьего года обучения обучающиеся:

Познакомятся с частями и подразделениями ВС РФ их составом и основным вооружением

Познакомятся с основными военно-учетными специальностями ВС РФ;

Овладеют навыками, доврачебной помощи при несчастных случаях;

Овладеют навыками поведения при техногенных, природных и социогенных катастрофах и порядком действий в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения;

Овладеют навыками рукопашного боя, сборки-разборки автомата АК-74, строевыми приемами;

Овладеют навыками передвижения в строю, приобретут навыки одиночной строевой подготовки,

Познакомятся с тактикой действия мотострелковых подразделений в обороне и наступлении

Познакомятся с организацией поискового движения в Ленинградской области;

Познакомятся с историей военных действий в годы ВОВ;

Примут участие в добровольческой деятельности, вахтах памяти, деятельности поисковых отрядов, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Разовьют коммуникативные и лидерские качества;

Разовьют физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Получат знания и навыки способствующие воспитанию уважения к Отечеству, чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;

Получат знания и навыки способствующие формированию здорового образа жизни;

Примут участие в соревнованиях по допризывной военной подготовке.

Формы и способы проверки ожидаемого результата

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, анализ продуктов деятельности, тестирование на выявление уровня знаний, сдача нормативов, участие в соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлен на диагностику начального уровня знаний у обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в январе и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы по итогам тестирования, и итоговым результатам участия в этапах ДЮОСИ «Зарница».

Итоговый контроль осуществляется в мае и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

Способы фиксации результата образовательной программы.

Портфолио обучающегося, которое включает в себя: результаты тестирования и анкетирования, творческие и исследовательские работы, подборку материалов по темам образовательной программы, выполненную обучающимся самостоятельно, результаты участия в соревнованиях, походах, экспедициях,

Календарный учебно-тематический план

«ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА »

1 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

сентябрь

НАБОР ДЕТЕЙ

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

декабрь

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

январь

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого

(пн.ср. пт.)

2 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Сентябрь

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ноябрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА..

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА..

март

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого


педагогические науки

  • Ларионов Валентин Викторович , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Введение

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.

Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.

Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.

А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».

Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение, а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.

Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:

  1. формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
  2. вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
  3. воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  4. воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.

Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.

В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.

При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.

Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 7 00 часов и до отбоя в 22 00 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.

В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.

При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.

Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.

Открытие учебно-полевых сборов

Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.

Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.

На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.

После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.

Первый день сборов

В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.

Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.

Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.

Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.

Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.

Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.

Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.

Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.

Второй день сборов. Тактическая подготовка

Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.

На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.

При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:

  • бегом;
  • ускоренным шагом;
  • перебежками;
  • переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.

Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение - макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.

При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся - положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.

Отработав данную тему, учащиеся должны знать:

  • способы передвижения на местности;
  • использовать защитные особенности местности;
  • передвигаться на местности разными способами;
  • развёртываться в боевой порядок;
  • вести оборонительный бой;
  • окапываться для стрельбы из положения лёжа;
  • метать гранаты;
  • оказывать самопомощь и взаимопомощь;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.


Третий день сборов. Огневая подготовка

Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.

Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.

Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.

Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.

Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке

На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.

На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:

  • приёмы по самозащите против пистолета;
  • приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
  • приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
  • проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.

Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.


Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения

Цель данного занятия - практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.

После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.

Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.

Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).

Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.

После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.

Закрытие учебно-полевых сборов

Последний день сборов - торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.

Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.

Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.

Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.

Список литературы

  1. Журнал ОБЖ под редакцией О. Лысенского.
  2. Учебники ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова.
  3. Учебно-методическое пособие по НВП.
  4. Закон «О воинской обязанности и военной службе».
  5. Постановление главы администрации района.
  6. Приказы начальника РОО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», Уставом МОУ ДОД Дом детского творчества, локальными правовыми актами ; Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у подростков 16-17 лет.

Программа патриотического воспитания «Призывник» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. Основными из них являются:

Ø отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,

Ø отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,

Ø отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении,

Ø недостаточные объёмы спортивной подготовки и как следствие снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,

Ø недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта,

В свое время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, туризм, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства граждан. В общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.

Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан основам военной службы в образовательных учреждениях. На данный момент в образовательных школах вновь вводится предмет НВП, но первое с чем сталкиваются учреждения - это квалифицированные кадры, так как речь идет о специалистах, которые знают все основы военного дела и прослужили в армии офицерами.

Все это привело к возникновению проблем у самих призывников при прохождении военной службы:

· слабо сфор­мированная или вовсе негативная установка на военную службу;

· отсутствие чет­ких представлений о характере воинской деятельности;

· низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специ­фических условиях военной службы;

· отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

· слабое физическое развитие.

В итоге за последние годы были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

Одним из самых важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Президент России правильно отметил: «… из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека»

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних и внешних врагов Отечества - является духовным достоянием личности и государства.

Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

Мероприятия, проводимые государством в области допризывной подготовки молодежи.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы" говорится, что чувство патриотизма, как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству, является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности. Приоритетным направлением в государственной программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи. Предусмотрено более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и проведение совместных мероприятий (военно-спортивных сборов, игр и т. д.) Новой армии нужен качественно новый призывник.

Работа с допризывной молодежью в учреждении дополнительного образования

Система дополнительного образования может в достаточной степени компенсировать возникшие пробелы в подготовке старшеклассников и молодежи к несению военной службы за счет приобретения необходимых знаний, навыков и дальнейшего их применения на практике. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью одной передачи знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в активную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. Одним из наиболее действенных мер в учреждении дополнительного образования в области допризывной подготовки является занятия туризмом.

Значение туризма для допризывной подготовки

Туризм - это не только форма массового отдыха, физического развития и укрепление здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их, к военной службе, формированию необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные походы проводятся как полевые занятия.

Юноша, который хочет принять участие в туристическом походе, должен быть физически подготовленным и здоровым.

Основной целью программы является повышение качества допризывной подготовки молодёжи через занятия туризмом.

Данная цель охватывает весь процесс обучения в туристическом клубе, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности . Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Задачи:

Образовательные:

² формирование первоначальных знаний, умений и навыков по начальной строевой и военной подготовке;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по топографии и ориентированию;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков при работе со специальным снаряжением и оружием;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

² расширение знаний об основах выживания в экстремальных условиях;

Воспитательные:

² Формирование внутренней мотивации к службе в армии;

² воспитание любви к Родине;

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Скалодром г. Кострома

Туристические сборы, походы,

Соревнования

Умение правильно организовать свою деятельность в полевых условиях;

Применение специального туристического снаряжения для преодоления препятствий и преград;

Знать правила выживания при вынужденном автономном существовании

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Доврачебная помощь

Виды травм

Оказание помощи в полевых условиях

- общие принципы оказания самопомощи,

общие принципы оказания первой помощи

Аптечка и природные лекарственные растения

Ушибы, вывихи, переломы

Укусы животных, змей, насекомых

Первая помощь утопающему

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Практические занятия

Умение правильно и своевременно оказать доврачебную помощь;

Знать медицинские средства первой необходимости и способы их применения;

Умение оказать первую помощь в полевых условиях

Краеведение

Герои, участники Великой Отечественной Войны,

СК «Спартак»

Полигоны в/ч г. Буя;

Тренировочный карьер в с. Борок

оборудование и снаряжение:

Телевизор, видеопроектор;

Туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки, котелки и пр.)

Мед. аптечка;

Камуфляжная форма для областных соревнований.

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение консультаций.

Заместитель директора по УВР, методист

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация программы в системе воспитательной работы .

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор

Партнеры, участвующие в реализации программы

Организация профессиональной помощи педагогам.

Помощь в проведение тренингов, круглых столов, встреч, походов, сборов, экскурсий

в/ч № 000 (командир

п/п О. Ажгин)

СК «Спартак»


Используемая литература

1. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Школьная Пресса, 2002 – 144с. Щуркова воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

2. . Воронов воспитания. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96с. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

3. Весной сорок пятого года. – Минск: Издательство -Принт», 2005.-128с. В серии: «Праздник в школе».

4 . «Детско-юношеский туризм» учебно-методическое пособие

5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2: Военно-патриотическое воспитание. – М.: Илекса, 2003.-248с.

6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс . Учебник под редакцией, и др. , М., АСТ-ЛТД, 1997

8. Патриотическое воспитание детей: Игры и программы. – М.: ГОУ ДЦРСДОД, 2003. – 64с. (Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, №11)

10. Сборник сценариев правовых форм: Проект «гражданская акция «Непоседа»». – Самара: Педагогический клуб «Радуга», 19с

11. Интернет сайт www. *****

Программы:

1. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы». – Воспитание школьника, 2006, № 2, с.2

2. IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». – Воспитание школьника, 2005, №1, с.16

3. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России». – Народное образование, 2002, № 2, с.168

6. Программа гражданского и патриотического воспитания «Быть достойным». – Воспитание школьника, 2003, № 2, с.3

7. Программа подготовки военно-спортивной профильной группы. – Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11, с.42

8. Программы по военно-патриотическому воспитанию (деятельность постов №1). – приложение к журналу «Внешкольник», 2005, № 5

9. Комплексная программа по воспитанию гражданственности и патриотизму – Воспитание школьника, 2001, № 10, с.25

10. Программа «Здоровье и развитие молодёжи /Детский фонд». – Школьная библиотека, 2005, № 1-2, с.60



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...