Допризывная подготовка. Поступила в редакцию

требования безопасности

при проведении занятий по допризывной подготовке

(полевые сборы)

1. Общие требования

1.1. К занятиям по допризывной подготовке (полевые сборы) допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретической подготовки, получившие положительные оценки, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие ограничений к занятиям по физической подготовке.

1.2. Перед началом занятий преподаватель обязан провести обучение учащихся мерам безопасности при выполнении конкретных видов упражнений с регистрацией в журнале учебных занятий.

1.3. Безопасность при проведении стрельб, метании ручных гранат обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и правил, установленных на стрельбище или в тире, высокой дисциплинированно­стью всех участников стрельбы.

1.4. При выборе направления стрельбы, метании гранат, необходимо учитывать, что выстрел из винтовки опасен на дистанции до 200 м., при метании гранат до 50 м.

1.5. В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стре­ляющих, так и окружающих на стрельбище и в тире запрещается:

Производить стрельбу из неисправного оружия даже по команде «Огонь»;

Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;

Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и тыл, в мише­ни, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или в живот­ных;

Выносить оружие в заряженном состоянии с огневого рубежа;

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без команды руководителя стрельбы;

Находиться на огневом рубеже посторонним от команды «Огонь» до команды «Отбой».

1.6. При следовании самостоятельно в район занятий пересекать проезжую часть до­роги по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тро­туаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить дорогу под прямым углом к ее продольной оси на участке, где дорога хорошо просматри­вается в обе стороны, убедившись, что переход безопасен.

2. Требования безопасности перед началом занятий.

2.1. Проверить исправность оружия, макетов гранат и других наглядных пособий и приспособлений.

2.2. Определить и обозначить границы огневого рубежа.

2.3. Выставить, если стрельба ведется на стрельбище, оцепление и назначить наблю­дателей за мишенным полем.

3. Требования безопасности во время проведения стрельбы из малокалиберной винтовки и метании макетов гранат.

3.1. При стрельбе стрелок обязан:

Держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы под углом 45°-60° независимо от того, заряжено оно или нет;


Оставлять оружие или передавать его другому лицу только с разрешения по ко­манде руководителя стрельбы, при этом предварительно разрядив оружие;

Заряжать оружие только по команде руководителя «Зарядить оружие»;

Доложить руководителю о выполнении команды;

По команде «Огонь» самостоятельно заряжать оружие и вести огонь до окончания выполнения упражнения;

Доложить руководителю об окончании стрельбы, проверить отсутствие пульки в стволе, поставить оружие на предохранитель;

Положить оружие, по команде «Осмотреть мишени» подойти к мишени, опреде­лить количество пробоин (попаданий) и сумму очков.

3.3. Постоянно вести наблюдение за огневой зоной, при появлении в ней человека или животного немедленно прекратить стрельбу (метание гранат) и подать команду «Пре­кратить стрельбу (метание гранат), человек (животное) в зоне огня».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Способы искусственного дыхания

Искусственное дыхание проводится только в тех случаях, если пострадавший не дышит или дышит редко, судорожно, со всхлипыванием. Существует несколько способов искусственного дыхания:

1) рот в рот - оказывающий помощь производит выдох в легкие через трубку или непосредственно в рот или нос пострадавшего;

2) пострадавшего кладут на спину и подкладывают под нижние края лопаток валик из оде­жды. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего и, взяв его за руки ближе к локтям, поднимает их вверх и заводит за голову до отказа, а через 2-3 с. пе­реводит их в прежнее положение. Ритмичность 16-48 движений в минуту.

4.2. Поддержание кровообращения с помощью наружного массажа сердца

При отсутствии пульса и расширении зрачков пострадавшему одновременно с ис­кусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Если в оказании помощи участвуют два лица, то один делает искусственное дыха­ние, второй, встав с левой стороны пострадавшего, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть груди, вторую руку накладывает на первую. Выполняются ритмичные надавливаю­щие движения основанием ладони на грудную клетку (частота 60-70 р/мин).

Если помощь оказывает один человек, то он массаж сердца и искусственное дыхание делает поочередно 2-3 выдоха и 15-20 ритмичных надавливаний на грудную клетку.

4.3. Порядок оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях:

Слабое капиллярное кровотечение останавливается наложением повязок;

При сильных кровотечениях, при венозном и артериальном кровотечениях исполь­зуется жгут, закрутка;

Кровь из шеи останавливают прижатием челюстной артерии, из бедра - бедренной артерии.

Жгут или закрутка накладываются на время не более 2 часов. При внутренних кро­вотечениях к месту травмы прикладывается лед.

4.4. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

При переломе, вывихе и т.д. наложить на поврежденную часть тела транспортную шину (доску, палку и т.д.). При этом необходимо исключить из движения не менее 2 суста­вов (выше и ниже места перелома). Место перелома обязательно закрыть мягкой ватой или бинтом.

При глубоком обмороке, остановке дыхания, пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

4.5. Солнечный и тепловой удар

При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует уста­лость, лицо краснеет, а затем бледнеет, повышается температура, могут появиться судоро­ги, потеря сознания.

Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо пере­нести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание - сле­дует начать делать искусственное дыхание.

комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Д. п. проводится в форме обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. Добровольная подготовка включает: занятие военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

3.Комплексный подход в системе допризывной подготовки учащихся школы

Сокращение сроков службы по призыву в условиях оснащения армии современными системами вооружений и военной техники поставило перед нами задачу перевода на качественно новый уровень системы допризывной подготовки молодежи. Президент России Дмитрий Медведев в сентябре этого года четко указал нам пять основных факторов, которые необходимо развивать для эффективного решения боевых задач. Первый из них - перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности. Решение этой задачи требует, чтобы приходящий в нашу армию солдат-срочник был не только физически и морально подготовлен, но и имел первичные военные навыки.
В новых условиях ежегодно в ряды Вооруженных Сил будут призываться около 250 тысяч человек, допризывная подготовка которых в новых условиях должна заменить обучение личного состава, в первые полгода службы ранее осуществлявшееся в учебных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации.
В условиях появления новых вызовов и угроз безопасности Российской Федерации повышение качества профессиональной подготовки военнослужащих является одной из важнейших задач Министерства обороны Российской Федерации. Солдат, особенно в условиях одного года службы, должен быть постоянно готов к решению боевых задач, а это, в свою очередь, требует качественного изменения всей системы допризывной подготовки. Сейчас мы зачастую видим обратную картину. Нынешний уровень подготовки новобранцев очень слабый. Одна из серьезнейших проблем для солдат первых месяцев службы - их психологическая, а нередко и физическая неготовность к резкому изменению привычного образа жизни. Наибольшее количество случаев травматизма и гибели личного состава приходится на первые месяцы службы, что во многом связано со слабой подготовкой призывников по военно-учетным специальностям.
В сложившихся условиях необходимо в образовательных учреждениях разработать комплекс мер направленных на качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

В школе я разработала комплекс мер направленных на качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи к службе в вооруженных силах РоссийскойФедерации и разбила их по направлениям (рисунок 1).

Основнымидокументамипо допризывной подготовкив школе являются.

1. План воспитательной работы в школе

2. План по военно– патриотическоговоспитания

3. Комплексный план по допризывной подготовки

Рисунок 1. Основные направления в системе допризывной подготовке учащихся школы

План допризывной подготовки соответствует федеральным и региональным требованиям. Он разработан по принципу нарастания объема изученного материала.

Комплексный план мероприятийпо допризывной подготовки

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Сентябрь

Списки юношей допризывного возраста для сдачи в городской военный комиссариат и поликлинику

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

8-11 классов

Состояние спортивно-массовой, военно-патриотической работы с молодежью на совещании при директоре. Утверждение плана основных мероприятий подопризывной подготовки и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

«О единых требованиях семьи и школы. Ознакомление родителей с пакетом нормативных документов школы. Выборы родителей в «Совет школы»

Директор

Зам. Директора

Школьный кросс (1-11 классы)

Учителя физкультуры:

Школьный туристический слет (5-11 классы)

Учителя физкультуры:

Посадка деревьев (9-11 классы)

Школьные кураторы

Диагностика учащихся 10-11х классов по блоку Социальные отношения(«Я» и коллектив, «Я» в коллективе»

Психолог

Октябрь

Тестирование по профессионально психологическому отбору

Психолог

Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека («Дети-фронту»)

Зам директора по военно-патриотической работе

Фестиваль патриотической песни (2-11 классы)

учитель музыки

Списки юношей допризывного возраста в городской военный комиссариат

Преподаватель-организатор ОБЖ

Обсуждение укрепления материально-технической базы преподавания раздела «Основы подготовки к военной службе» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на совещании при директоре

Зам директора по военно-патриотической работе Преподаватель-организатор ОБЖ

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Нравственные отношения»

Классные руководители

Психолог

Школьные традиции и их роль в воспитании детей;

Зам директора по военно-патриотической работе

Ноябрь

Сдать нормативы по физической подготовки 10-11 классы

Учителя физкультуры

Международная неделя отказа от курения

Кураторы школы

Декада правовых знаний: Круглый стол «Наши права и обязанности»

(10-11 классы) с участием ветеранов войны и труда

Учителя истории

Соревнования по турмногоборью

Учитель физкультуры

Соревнования по стрельбе (девочки и мальчики)

Преподаватель-организатор ОБЖ

Сбор документов юношей допризывного возраста в ГВК

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

Контроль за состоянием преподавания ОБЖ и уровнем усвоения программыучащимися

Зам директора по военно-патриотической работе

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Эстетические отношения»

Классные руководители

Городская олимпиада по ОБЖ

Преподаватель-организаторОБЖ

Декабрь

Соревнования по турмногоборью

Учителя физкультуры

Контроль за состоянием преподавания физкультуры и уровнем усвоения программыучащимися

Зам директора по военно-патриотической работе

Участие в городских мероприятиях посвященных дню призывника

Преподаватель-организатор ОБЖ

Спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Учителя физкультуры

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку Уровень сформированности гражданственности у допризывника»

Психолог

Лектории для родителей 10-х классов

«Адаптация учащихся к новым условиям обучения»

Лектории для родителей 7-11х классов

«Совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений»

Заседание общешкольного родительского комитета:

О работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении;

О работе с неуспевающими детьми;

Об итогах работы школы в первом полугодии

Зам директора по военно-патриотической работе

Январь

Сдача нормативов по физической подготовки юношей допризывного возраста

Учителя физкультуры

Оформление музейной экспозиции

Руководительмузея

Экскурсии в школьном музее «Трудовой и боевой славы» .Приглашение ветеранов

Учитель истории

Соревнования по турмногоборью (личинки)

Учителя физкультуры

Заседание актива школы: составление плана проведения декады военно-патриотического воспитания

Актив школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Фестиваль «Дружбы народов»

Учитель музыки

Смотр-конкурс среди общеобразовательных учреждений на лучшую подготовку граждан к военной службе

Преподаватель-организатор ОБЖ

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный дню защитника отечества

Январь-февраль

Согласно приказу школы

Результаты диагностики учащихся 10-11 класса Особенности психофизического развития

Психолог

Общешкольное родительское собрание 1-11 кл:

«Здоровьесберегающие технологии в условиях общеобразовательного учреждения»

«Первоначальная постановка юношей на воинский учет»

Зам директора по военно-патриотической работе

Преподаватель – организатор ОБЖ

Февраль

Конференция отцов

Заседание общешкольного родительского комитета:

О вреде курения и о работе с курящими школьниками;

Об участии детей в месячнике оборонно-массовой с спортивной работы

Директор

Зам директора по военно-патриотической работе

Постановка юношей допризывного возраста на первоначальный воинский учет

В течении месяца

Преподаватель-организатор ОБЖ

Школьная акция «Помоги ветерану»

Зам директора по военно-патриотической работе

Школьные мероприятия согласно показу проведения месячника оборонно-массовой и спортивной работы:

Уроки мужества (2-4 классы_

Спортивная игра «Орленок» (1-4 классы)

Смотр строя и песни (5-7 классы)

Соревнования по военно-прикладным видам спорта (9-11 классы)

Экскурсии в школьный музей

Приглашение ветеранов

Согласно приказу

Городские соревнования по военно-прикладным видам спорта9-11 классы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Соревнования по стрельбе среди юношей

Преподаватель-организатор ОБЖ

Участие в городском митинге посвященного Дню защитника отечества

Преподаватель-организатор по ОБЖ

День призывника

Преподаватель-организатор ОБЖ

МАРТ

Мероприятия посвященные Нижневартовску

Приглашение ветеранов

Зам директора по военно-патриотической работе

Городские соревнования «Орленок»

Преподаватель-организатор ОБЖ

Экскурсии в школьный музей. Встречи с ветеранами труда

Руководитель музея

Вручение удостоверений о первоначальной постановки на воинский учет

Преподаватель-организатор ОБЖ

Соревнования по стрельбе (девочки)

Преподаватель-организатор ОБЖ

Участие в городской акции «Марш парков»

Школьные кураторы

Классные руководители

Смотр уголкови музеев

Учитель истории

Лектории для родителей 9-11х классов:

« О совместной работе семьи и школы по психологической подготовке к итоговой аттестации»

Директор

Зам директора по военно-патриотической работе

Апрель

Месячник пожарной безопасности

В течении месяца

Преподаватель-организатор по

Городские соревнования по пожарно-прикладным видам спорта 9-11 классы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Проведение школьной акции «Посылка солдату»

Зам директора по военно-патриотической работе

Сдача нормативов по физической подготовки юношей допризывной молодежи

Учитель физкультуры

Родительское собрание 9-11 кл.:

«О работе семьи и школы по подготовке учащихся к получению профессионального образования»

Т.В.Бачинина

Зам директора по военно-патриотической работе

Диагностика учащихся 9-10х классов уровень профессионального самоопределения

Психолог

С соревнования«Школа безопасности»

1-3 неделя

Преподаватель-организатор ОБЖ

Вахта памяти, праздничный концерт для ветеранов

Зам директора по военно-патриотической работе

Акция «Помоги ветерану» (7-8-11 классы)

Зам директора по военно-патриотической работе

День защиты детей

Уполномоченный по ГО

Концерт для ветеранов

Заседание общешкольного родительского комитета:

Военно – полевые сбораы учащихся 10х классов;

Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ;

Итоги работы школы

Зам директора по военно-патриотической работе

Преподаватель-организатор ОБЖ

Проведение пятидневных военно-полевых сборов

Преподаватель-организатор ОБЖ

Занятия по программе БОС

Ответственный за программу БОС

Контроль за состоянием проведенияпятидневных военно-полевых сборов

Зам директора по военно-патриотической работе

Отчет о выполнении плана допризывной подготовки

Преподаватель-организатор ОБЖ


Учебное пособие для 10-11 (11-12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог. примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь - миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что, “Республика Беларусь в своей внешней по-
литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы - приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества - Республики Беларусь.

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки - восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг - мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем - хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа - Н. Биргер, на переднем плане - Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков - воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “... русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы - с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде - золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

строевой подготовке

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами на основании Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели допризывной подготовки:

формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе;

привитие знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Задачи допризывной подготовки :

расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела, общефизической и военно-прикладной физической подготовке.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

назначение и порядок выполнения основных строевых приемов без оружия;

требования безопасности при выполнении строевых приемов.

Учащиеся должны уметь:

приводить в порядок форму одежды и внешний вид;

выполнять строевые приемы на месте и в движении.

быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке при построении и перестроении.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка является одной из важных дисциплин допризывной подготовки. Она вырабатывает у юношей строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке.

Строевое обучение способствует общей тактической выучке допризывника, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по строевой подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении строевых приемов классы именуются взводами, каждый класс делится на два – три отделения.

Из числа юношей (далее – обучаемые), обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя общеобразовательного учреждения назначаются командиры взводов и отделений (далее – командиры).

Каждое занятие по строевой подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада командира взвода руководителю о готовности к занятию.

На занятии должны соблюдаться требования строевого устава при действиях, ответах, а также при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и строевая выправка.

При проведении занятий по строевой подготовке руководитель должен находиться там, откуда удобнее учить обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя обучаемых надо считать: для командиров отделений 3-4 шага, командира взвода


5-6 шагов. При таком удалении руководитель имеет возможность наблюдать за действиями всех обучаемых. Обучаемые, находясь под контролем руководителя, внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд.

Решающее значение в строевой подготовке имеет умение командира громко и четко подавать команды. Неправильно или несвоевременно поданная команда приводит военнослужащих в замешательство и ведет к невыполнению приема, необходимости начинать его выполнение сначала и потере учебного времени. При подаче команд командир должен принимать положение


«СМИРНО». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю. Также значительную роль в качестве обучения, старательности обучаемых играет рациональная организация занятий и строгое соблюдение регламента тренировок. Срывы занятий, переносы тренировок и сокращения перерывов ведут к появлению равнодушия у обучаемых и снижению общих результатов тренировок.

В обучении личного состава строевым приемам в основном применяются следующие методы:

ознакомление с приемом и образцовый показ его выполнения;

изучение приема и разучивание порядка его выполнения;

тренировка в выполнении приема.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме, поэтому показ должен быть безупречен. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых должное впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, необходимо осмыслить и повторить изучаемый прием.

Для улучшения результатов в своей практической деятельности по обучению военнослужащих строевой подготовке руководителю необходимо изучать психолого-педагогические особенности каждого обучаемого военнослужащего по анкетным данным и в повседневной деятельности. Выводы из такого изучения помогут руководителю установить хороший психологический климат в подразделении, настроить обучаемых на максимальную отдачу при освоении строевых приемов, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого обучаемого.
СТРОИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ.

Строи и их элементы.

Для успешного освоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Строй был и остается основой подготовки личного состава к совместным действиям. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Действия в строю требуют глубокого понимания обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых движений при выполнении приемов в составе отделения и взвода.

Обучение строевой подготовке следует начинать с изучения обязанностей перед построением и в строю, которые необходимо всегда точно и четко выполнять.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Элементами строя являются шеренга, фланги, фронт и тыльная сторона.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью). Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Для определения расстояния между военнослужащими (машинами) в строю назначается интервал и дистанция.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Размеры строя определяются шириной и глубиной.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Строи бывают одно- и двухшереножные.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.

Неполный

Дистанция
Рис. 1 Двухшереножный строй и его элементы
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Рис 2 Строй – колонна по два


Четыре человека и менее строятся в колонну по одному.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в походный или развернутый строй.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй применяется для совместных действий на марше, при подготовке и после выполнения задач.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Для обозначения направления, дистанции и скорости движения, подачи сигналов в строю назначается направляющий и замыкающий.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется последним в колонне.

Развернутый строй отделения может быть одношереножный (шеренга) или двухшереножный.

Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ».

Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается влево от командира, как показано на рис. 3 и 4, на установленных интервалах и дистанциях; при этом носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии.

С началом построения командир отделения выходит из строя строевым шагом и следит за выстраиванием отделения.

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение на месте подается команда «РАВНЯЙСЬ» или «Налево - РАВНЯЙСЬ».

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят), выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны.

По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все быстро ставят голову прямо. При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) - РАВНЯЙСЬ».

Рис. 3. Развернутый одношереножный строй отделения

Рис. 4. Развернутый двухшереножный строй отделения

Условные обозначения:

К – командир отделения

НО – наводчик-оператор

СС – старший стрелок

С – стрелок

П – пулеметчик

Г – гранатометчик

ПГ – помощник гранатометчика

МВ – механик-водитель

Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Отделение, в колонну по одному (по два) – СТАНОВИСЬ». Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а отделение выстраивается, как показано на рис 5 и 6.

Рис. 5. Походный строй отделения - колонна по одному

Рис. 6. Походный строй отделения - колонна по два

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в колонну по одному.

Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде «Отделение, напра-ВО». При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

Перестроение отделения из колонны в развернутый строй производится поворотом отделения налево по команде «Отделение, нале-ВО». При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперед.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, как показано на рис. 24; отделение двигается вполшага до команды «ПРЯМО» или «Отделение - СТОЙ».

Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом (рис. 23).

Для перемены направления движения колонны подаются команды:

«Отделение, правое (левое) плечо вперед - МАРШ»; направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО», остальные следуют за ним;

«Отделение, за мной - МАРШ (бегом - МАРШ)»; отделение следует за командиром;

«Отделение, кругом - МАРШ».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ СТРОЕМ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом и сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных старшим командиром.

Построение, движение, изменение направления движения и другие действия подразделений в пешем строю производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель должен начинать с разъяснения обучаемым сущности и порядка управления строями с помощью команд.

Предварительные и исполнительные команды.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например, «Взвод (3-й взвод), СТОЙ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».

Команды (сигналы), относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Сигналы для обозначения номеров подразделений устанавливаются командиром воинской части (подразделения).

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

иметь аккуратную прическу и опрятный внешний вид;

заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам (приказаниям) и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.

ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Для обучения строевой стойке командир отделения строит отделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку (рис. 7).



Рис. 7. Строевая стойка

Начиная занятие, командир знакомит подчиненных с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом подчиненные должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ».

По этой команде быстро стать в строй и стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Закончив показ, командир размыкает шеренгу и дает возможность подчиненным принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам (Рис. 8). Если большинство подчиненных шеренги допускают ошибки, командир приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений.

Для этого обучаемые отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение – «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает обучаемым возможность выполнить в течение двух минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков. После этого командир приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай РАЗ, носки развести, делай ДВА». Подавая команды, командир отделения следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым. После этого он командует приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение следует несколько раз и только после этого проверить, не отклонились ли носки от линии.

Рис. 8. Изучение строевой стойки во элементам:

а - проверка правильности положении корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойка от положения «вольно».
После одиночной тренировки можно перейти к попарной тренировке.

Затем командир отделения показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжить дыхание с при поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а, затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай РАЗ, принять начальное положение, делай ДВА». Упражнение делается до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые, должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на площадке самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, командир тренирует подчиненных в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу–СТАНОВИСЬ» или «Отделение–СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ошибок.

Чтобы проверить, правильно ли обучаемые принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо строевая стойка была принята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут. С этой же целью можно приказать обучаемым приподняться на носках. Если они легко, без наклона вперед, выполнят команду, значит, строевая стойка выполнена правильно.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...