Дубинин лекции о мозге. Общее строение мозга; нервные клетки и вещества, составляющие нервные клетки
Вторник, 2 октября 2018 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс лекций Вячеслава Дубынина «Химия мозга».
Тема первой лекции: «Общее строение мозга; нервные клетки и вещества, составляющие нервные клетки».
Вячеслав Альбертович Дубынин
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью - попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».
Первая лекция цикла будет посвящена, прежде всего, краткому анатомическому и функциональному обзору нервной системы - от клеточного уровня до основных блоков ЦНС.
На лекции мы:
- Познакомимся со строением нейронов и назначением их отростков.
- Проанализируем (на примере спинного мозга) рефлекторные принципы деятельности нервной системы.
- Последовательно «поднимемся» от стволовых структур головного мозга до коры больших полушарий. Для понимания особенностей работы мозга важно также разобраться со строением и функциями отдельной нервной клетки.
- Мы рассмотрим, прежде всего, роль белковых молекул - ферментов, каналов, насосов, рецепторов. Только их непрерывная согласованная работа обеспечивает как само существование нервной клетки, так и ее деятельность в качестве устройства, передающего информацию.
О курсе лекций «Химия мозга»:
В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации - от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.
Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.
План курса:- Общее строение мозга (кратко); нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки
- Электрическая активность нейронов
- Синапс
- Ацетилхолин
- Норадреналин
- Глутамат и ГАМК
- Дофамин
- Серотонин
- Прочие медиаторы
- Медиаторы, гормоны, цитокины
Стоимость билета:
600 руб.
Студентам - 250 руб.; школьникам - 150 руб.
Абонемент на 5 лекций - 2700 руб. (позволяет посетить любые пять лекций курса) [студенты - 1250 руб.; школьники - 750 руб.]
Абонемент на курс (10 лекций) - 5000 руб. [студенты - 2500 руб.; школьники - 1500 руб.]
Для тех, кто не успевает или не имеет возможности прийти на лекцию, есть возможность смотреть интернет-трансляции . Стоимость трансляции 250 руб.
Для записи напишите на почту: [email protected] или можете сразу оплатить через
Вторник, 20 ноября 2018 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс лекций Вячеслава Дубынина «Химия мозга».
Тема восьмой лекции: «Серотонин».
Вячеслав Альбертович Дубынин
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью - попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».
Серотонин, порой называемый «гормоном счастья», в качестве медиатора нервной системы тормозит центры отрицательных эмоций нашего мозга и борется с депрессией.
- Вещества, нарушающие деятельность серотонина в коре больших полушарий, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие наркотики-психоделики).
- На периферии лекарственные препараты, влияющие на передачу сигналов серотонином, используются для регуляции тонуса сосудов (например, при мигренях).
- В нервной системе серотонин, кроме того, участвует в регуляции болевой чувствительности и цикла сон-бодрствование.
Рассмотрение всех этих вопросов, а также рассказ о свойствах антидепрессантов, истории изучения алкалоидов спорыньи, специфике влияния психоделиков и других галлюциногенов на мозга человека, составляют содержание очередной лекции цикла.
О курсе лекций «Химия мозга»:
В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации - от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.
Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.
План курса:- Общее строение мозга (кратко); нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки
- Электрическая активность нейронов
- Синапс
- Ацетилхолин
- Норадреналин
- Глутамат и ГАМК
- Дофамин
- Серотонин
- Прочие медиаторы
- Медиаторы, гормоны, цитокины
Стоимость билета: 600 руб. Студентам - 250 руб.; школьникам - 150 руб.
Для тех, кто не успевает или не имеет возможности прийти на лекцию, есть возможность смотреть интернет-трансляции . Стоимость трансляции 250 руб.
Для записи напишите на почту: [email protected] или можете сразу оплатить через TimePad .
Записаться на курс вы можете по почте: [email protected] (при записи на курс укажите ФИО и название курса) или через
«Chemistry» of brain: from neurotransmitters to psychedelics
Трудоемкость:
24 аудиторных часа (12 лекций).
Форма отчетности
– зачет.
Лектор:
Дубынин Вячеслав Альбертович, д.б.н., профессор каф. физиологии человека и животных Биологического ф-та МГУ
Ответственный за МФК:
Дубынин Вячеслав Альбертович, [email protected]
Аннотация
Авторский межфакультетский курс является продолжением МФК «Мозг и потребности человека», прочитанного осенью 2015 года (http://media.msu.ru/?cat=373 ; привлек внимание более 300 слушателей). В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации – от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики. Параллельно будет продолжен разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Большинство лекций курса посвящено способности нейромедиаторов не только определять психическое состояние человека, но также влиять на судьбы групп людей и целых государств. Будут рассмотрены:
- ацетилхолин: первый из открытых нейромедиаторов, благодаря которому сокращаются наши мышцы, нормализуется работа внутренних органов и головного мозга; на ацетилхолин похож никотин, на примере которого будут рассмотрены механизмы формирования наркотической зависимости;
- норадреналин: медиатор стресса и азарта; он заставляет сердце биться сильнее в предчувствии беды или драки, способствует сохранению памяти о победах и поражениях; на его основе созданы препараты, помогающие бороться со множеством заболеваний – от гипертонии и астмы до насморка;
- глутамат: вещество, известное как «усилитель вкуса», одновременно является главным нейромедиатором нашего мозга; с помощью глутамата работают центры памяти и передается информация от органов чувств, а его избыток губит нервные клетки (эпилепсия, болезнь Альцгеймера);
- ГАМК (гамма-аминомасляная кислота): нейромедиатор, блокирующий лишние информационные потоки, обеспечивающий наше внимание и двигательный контроль; похожие на ГАМК препараты способны успокоить и усыпить, но они же при передозировке останавливают дыхание;
- дофамин: отвечает за многие типы положительных эмоций; именно его действие имитируют кокаин и амфетамины – опаснейшие наркотики; чрезмерная активность дофамина в мозге способна провоцировать шизофрению и мании, для сдерживания которых изобретены нейролептики;
- серотонин: вещество, порой называемое «гормоном счастья», на самом деле тормозит центры отрицательных эмоций и борется с депрессией; препараты, нарушающие работу серотонина в мозге, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие наркотики-психоделики);
- опиоидные пептиды: эффективно контролируют боль и положительные эмоции; вещества, похожие на них (морфин, героин), являются самыми мощными анальгетиками и самыми «желанными» наркотиками, вызывая сильнейшую эйфорию и почти мгновенное привыкание;
- аденозин: вырабатывается при утомлении, и его появление интерпретируется мозгом как сигнал усталости; действию аденозина на нервные клетки мешает кофеин – самый употребляемый человечеством психотропный препарат; и т.д.
Особая лекция цикла будет посвящена алкоголю (этиловому спирту). Хотя он и не является медиатором, действие этилового спирта на мозг опосредуют ГАМК и дофамин, они же отвечают за формирование алкогольной зависимости. Будут рассмотрены причины индивидуальной реакции на алкоголь, непереносимость алкоголя и т.д.
Вопросы к зачету
- Зачем нашему мозгу углеводы и липиды? Каковы особенности их функций в нервной системе?
- Какие функции выполняют в нервной системе белки (ферменты, транспортные, рецепторные и т.д.)?
- Опишите общее строение нервной клетки и функции ее отростков. Каковы функции нейроглиальных клеток?
- Что такое потенциал покоя (ПП)? За счет каких процессов он возникает и чему обычно равен?
- Какие растительные токсины способны «разрядить» ПП? Как они это делают и к чему это приводит?
- Что такое потенциал действия (ПД)? Какие ионы определяют запуск ПД и возврат к уровню ПП?
- Какие препараты способны заблокировать ПД? Как они это делают и к чему это приводит?
- Как распространяется ПД по нервной клетке? Почему это происходит так медленно и какие факторы ускоряют этот процесс?
- Синапс: общее строение, разнообразие и принципы функционирования. Что такое нейромедиаторы?
- Каким образом ПД запускает выброс нейромедиатора в синапсе? Ключевая роль ионов кальция.
- Влияние ионов магния, ботулотоксина («ботокс») и токсина паука каракурта на функционирование синапса.
- Принципы воздействия нейромедиатора на рецепторный белок; запуск возбуждения либо торможения следующей клетки.
- Быстрый (ионотропный) и медленный (метаботропный) типы белков-рецепторов; представление о молекулах – вторичных посредниках.
- Зачем нужно инактивировать нейромедиатор после его воздействия на рецептор? Как это происходит?
- Агонисты и антагонисты рецепторов к нейромедиаторам: общий принцип действия и практическое применение.
- Ацетилхолин как главный медиатор периферической нервной системы; разнообразие рецепторов к ацетилхолину.
- Ацетилхолин и нервно-мышечные синапсы (управление сокращениями скелетных мышц).
- Ацетилхолин и парасимпатическая система организма человека; пути и способы управления работой внутренних органов.
- Никотин, его физиологическая активность, механизмы формирования привыкания и зависимости.
- Инактивация ацетилхолина и ее практические приложения (от инсектицидов до лекарственных препаратов).
- Норадреналин как медиатор симпатической нервной системы и головного мозга; разнообразие типов рецепторов.
- Норадреналин, адреналин и стресс: реакции внутренних органов и центральной нервной системы (эмоции, память и др.).
- Агонисты и антагонисты рецепторов норадреналина как важнейшие группы лекарственных препаратов (гипертония, астма и др.).
- Глутаминовая кислота (глутамат) как «усилитель вкуса» и главный возбуждающий медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
- ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) – главный тормозный медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
- Нарушение баланса глутамата и ГАМК – важнейшая причина нейропатологий; генез и лечение эпилепсии.
- Эффекты растительных ядов-конвульсантов. Нейротоксическое действие избыточной активности глутамата.
- Болезнь Альцгеймера: причины, следствия и попытки коррекции; роль глутамата и ацетилхолина.
- Как вызвать сон и наркоз: роль агонистов рецепторов ГАМК и антагонистов рецепторов глутамата.
- Повышенная тревожность: причины и следствия; препараты-транквилизаторы (анксиолитики) и проблемы их применения.
- Ноотропное действие ГАМК и ее производных; синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
- Дофамин как медиатор ЦНС, основные функции, связь с генерацией положительных эмоций; рецепторы дофамина.
- Дофамин и движения; роль черной субстанции среднего мозга. Паркинсонизм: причины, следствия и попытки коррекции (L-ДОФА).
- Дофамин и обработка информации в коре больших полушарий. Шизофрения и препараты-нейролептики.
- Дофамин и центры потребностей головного мозга. Маниакальные состояния, лоботомия и нейролептики.
- Дофамин и психомоторные стимуляторы (история амфетаминов; амфетамины как наркотические препараты).
- Наркотическое действие кокаина: механизмы, история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
- Серотонин как гормон и нейромедиатор; разнообразие рецепторов и периферические эффекты (мигрени и др.).
- Разнообразие функций серотонина в ЦНС: контроль сна и бодрствования, болевой чувствительности, уровня отрицательных эмоций; роль ядер шва.
- Депрессии: причины, следствия, коррекция. Разнообразие антидепрессантов; ключевая роль серотонина.
- Серотонин и наркотики-психоделики. ЛСД: история вопроса, механизмы действия и последствия применения.
- Разнообразие наркотиков-галлюциногенов. Экстази: механизмы действия и последствия применения. Спайсы и их опасность.
- Нейромедиаторы-пептиды: разнообразие структуры и эффектов. Основные группы. Вещество Р.
- Нейромедиаторы-пептиды: особенности и перспективы фармакологического применения; ноотропная активность.
- Опиоидные пептиды (эндорфины и энкефалины): разнообразие рецепторов и разнообразие функций.
- Морфин и его производные как обезболивающие препараты: специфика применения; другие группы анальгетиков.
- Опиоиды как наркотики. Опиум, морфин, героин: история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
- Аденозин как медиатор нервной системы (сигнал об утомлении) Механизмы действия кофеина и родственных соединений.
- Глицин как вспомогательный тормозный медиатор ЦНС. Лечебное действие глицина. Стрихнин как яд-конвульсант.
- Гистамин как гормон и нейромедиатор. Антигистаминные препараты: аллергия и действие на ЦНС.
- Анандамид как один из нейромедиаторов (основные функции). Эффекты каннабиноидов – агонистов рецепторов анандамида.
- Факторы роста нервов: их значение для формирования и функционирования мозга, ноотропное и нейротрофическое действие.
- Алкоголь (этиловый спирт): механизмы действия на организма человека (в том числе – на нервную систему).
- Формирование алкогольной зависимости; последствия и лечение; алкоголизм как медико-социальная проблема.
- Разнообразие наркоманий: сводная классификация; наркомании как медико-социальная проблема.
- Разнообразие психотропных препаратов: сводная классификация. Основные группы и сферы применения.
- Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на эндокринную (мозг и управление выделением гормонов).
- Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на иммунную (мозг и различные типы иммунитета).
- Пути, механизмы и последствия действия эндокринной системы на нервную (гормоны, управляющие мозгом).
- Пути, механизмы и последствия действия иммунной системы на ЦНС (от регуляции в норме до рассеянного склероза).
Программа курса
- Лекция 1. Обзор строения и функций мозга человека. Химический и клеточный уровни его организации (это должен знать каждый).