Дубровицы церковь. Знаменская церковь (Дубровицы) - уникальный памятник архитектуры

Еще в XVI в. за пределами Земляного города была основана Переяславская Ямская слобода. Вскоре тут появилась деревянная «церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе» (первое упоминание - 1625 г.). В XVIII в. в связи с ликвидацией слободского уклада территория бывшей слободы была заселена представителями самых разных сословий.

В 1712 г. храм сгорел, но уже на следующий год на деньги благотворителей и прихожан был отстроен заново. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. А в 1757-1766 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм в формах позднего барокко.

В 1888 г. церковь перестроили: по сторонам двухсветного одноглавого четверика возвели два одинаковых придела (Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца) с гранеными апсидами, а трапезную увеличили с запада двумя дополнительными объемами и надстроили узким переходом со второго яруса колокольни на хоры. Внутри церкви, на южной стене трапезной над свечным ящиком, сохранилась памятная мраморная доска, сообщающая об этой перестройке. Здание храма приобрело современный вид. Благодаря тому, что на пристройках конца XIX в. были точно воспроизведены первоначальные барочные формы, храм не утратил своего стилистического единства, хотя и приобрел композиционную усложненность. До революции при Знаменском храме имелась богадельня и церковно-приходская школа.

После 1917 г. церковь осталась действующей. В интерьерах сохранились иконостасы 2-ой пол. XIX в. Здесь чувствуется намоленность.

В советское время сюда было передано большое количество икон и святынь из закрывавшихся московских храмов. В частности, в Знаменской церкви находится крест из разрушенной часовни у Крестовской заставы, поставленный в 1652 г. в память о встрече мощей св. Филиппа, митрополита Московского, а также деревянный крест-распятие XVIII в. из Страстного монастыря. С севера на клиросе главного храма находится икона Божией Матери Знамения с частицами мощей Святого Трифона (список XIX в. с новгородской иконы XVI в.), перенесенная из церкви Трифона в Напрудном. Еще одна святыня - икона святых Адриана и Наталии - была перенесена сюда из закрытого храма свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе.

На колокольне сохранились старые колокола. Сохранилась и церковная ограда, построенная в XIX в.

В 1979 г. храм был внешне отремонтирован. В 1980 г. по благословению Патриарха Тихона был освящен приставной престол во имя св. мч. Трифона. Новый престол был изготовлен из 250-летнего дуба прихожанином - столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. Несколько лет спустя был выстроен новый церковный дом. В 1997 г. освящен каменный крестильный храм во имя сщмч. Александра Хотовицкого.

Община храма окормляет районное общество слепых.

Церковь является объектом культурного наследия федерального значения и стоит на государственной охране.

Увидеть уникальный шедевр в стиле барокко в России не просто. Если хотите, то поезжайте в усадьбу Дубровицы Московской области, недалеко от , где расположена Знаменская церковь.

Храм вписан в старинный усадебный комплекс и построен в честь новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда-то усадьба принадлежала родам Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

История

Известно, что начало строительства положено 22 июня 1690 года Борисом Голицыным. Он же является и основателем усадьбы в Дубровицах.

Также есть сведения о том, что на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная здесь примерно в 1622 году. После того как началось строительство каменного здания, деревянное сооружение перенесли в соседнее село Лемешево.

Князь являлся воспитателем будущего императора Петра Первого, но, по неизвестной причине, в 1689 году подвергся опале и удалился в свое подмосковное имение. Он сразу начал строительные работы и даже, по одной из версий, выписал для строительства храма итальянских мастеров. Существует версия и о том, что сооружение начали возводить после того, как император Петр простил Бориса Алексеевича и возвел его в боярское достоинство. Это своеобразный символ возвышения рода.

Были приглашены не только знатные духовные лица и государственные деятели, но и сам император. Возможно именно из-за того, что князь Борис Алексеевич желал присутствия императора на освящении, его так долго и переносили, известно ведь, что до 1704 года Петр Первый почти не посещал Москву и Подмосковье.

Есть и ещё одна версия столь длительного не освящения. Князь Борис Алексеевич очень долго не мог получить разрешения у патриарха Адриана, который не решался освящать столь необычное сооружение, выполненное на европейский манер иностранными мастерами. Здание, уже построенное, не раз корректировали, что-то дорабатывали, а какие-то элементы декора убирали.

В середине девятнадцатого века здание отреставрировали и по-новому освятили. Чуть позже здесь открыли церковно-приходская школу и небольшую богадельню.

После 1917 и до 1927 здесь работал музей, а потом все экспонаты были увезены в другие выставочные центры. Примерно в это время объявили запрет на официальные церковные службы. В 1929 г. состоялось закрытие, разрушили колокольню (уничтожили и маленькую часовню св. Натальи и Адриана).

Важно знать: храм — действующий, относится к Подольскому благочинному округу Московской епархии.

Простоял закрытым до 1989, пока местная православная община не начала работу по возвращению здания верующим. Через несколько месяцев разрешение от властей было получено, хотя первая служба прошла на улице.

До 2000 г. шли восстановительные и реставрационные работы. После их завершения сюда были привезены иконы, сохранившиеся в институте животноводства.

Строительство

Как уже было сказано выше, строительство началось в 1690, на высоком берегу, в месте слияния рек Десны и Пахры. Место выбрали очень живописное.

Строили усадьбу итальянские мастера (хотя есть сведения и о русских зодчих, которых князь Голицын нанял для строительства). Именно поэтому у неё столь необычный для того времени вид, отличающийся от русского зодчества.

Постройку возводили из белого местного камня. Основание сооружения – крест, концы которого закруглены. Здание поставлено на высокий фундамент. Это дало возможность обнести здание по кругу парапетом. Он украшен резьбой и каменными лепными узорами. Также по кругу идут многоарочные лестничные пролеты.

Обратите внимание : высота здания от фундамента до купола – 42 метра.

В 1848-1850 годах постройку реставрировали. На этом настоял тогдашний владелец усадьбы в Дубровицах Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Он привлек к работе очень известного в те времена зодчего, академика Федора Рихтера (Матвей Александрович – герой войны 1812 г., им был сформирован полк, в котором состояли такие известные люди как Жуковский, Вяземский и другие; хотя жизнь его закончилась печально, в сумасшедшем доме).

Академик Рихтер работал над реставрацией здания именно тогда, когда хозяин имения проходил очередной курс принудительного «лечения», но зодчий хорошо знал свое дело и не нуждался в наставлениях (он долгое время работал на строительстве Исаакиевского собора под руководством О. Манферрана).

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт : этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Адрес и другая полезная информация

Объект находится в поселке Дубровицы Подольского района (добраться можно по МКАД, ехать всего шестнадцать километров или на пригородном автобусе, который ходит из Подольска до имения по расписанию).

Она действующая, службы проходят по расписанию (есть официальный сайт Знаменской церкви , на котором выложена вся актуальная информация о часах работы и возможности его посещения). Открыта с девяти утра до пяти вечера.

Престольный праздник — 10 декабря. Именно в этот день проходит торжественное богослужение (можно посмотреть на все реликвии, хранящиеся в храме).

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку : в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви:

Поговорим сегодня подробнее об усадьбе Дубровицы и главном ее сокровище - церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
Дубровицам почти 4 века, храм младше самой усадьбы почти на 100 лет. Усадьба небольшая, но вполне традиционная: церковь (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три флигеля (изначально было четыре), хозяйственные постройки, липовый регулярный парк.

Реклама — поддержка клуба

Общий вид сверху на усадьбу - фото с сайта Знаменской церкви (www.dubrovitsy-hram.ru).

Усадебный дом и сейчас впечатляет - большой, красивый, очень гармоничный.

Но, конечно, главное украшение усадьбы - Знаменская церковь - белокаменная, высокая, ажурная, устремленная в небо, как будто парящая к облакам. Стоит она на высоком холме - в месте слияния двух рек - Пахры и Десны. И окружающая природа, луга рядом с ней, зеркала рек только подеркивают ее величие и стать.

История усадьбы Дубровицы ведет свой отсчет с 1627 года. В те годы это была вотчина боярина И. В. Морозова. Дочь Морозова Аксинья вышла замуж за князя Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Дубровицы тесно связаны с именами Петра I и Екатерины II.
Внимание к усадьбе Петра I связано с тем, что владельцем Добровиц в те годы был Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. Закладка Храма Знамения состоялась в 1690 году. К 1699 г. строительство было закончено. Несколько лет храм ждал своего освящения. Владелец хотел освящать его только в присутствии Петра I. А он в те годы почти не бывал с Москве.

Заходим на территорию храма.


Наконец 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I и царевича Алексея храм был освящен. Празднества в честь были очень пышными и торжественными и длились целую неделю.

А вот и она - Дубровицкая красавица!

Основные здания усадьбы - усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки были построены в 1750-53 гг. уже при внуке Б. А. Голицына, Сергее Алексеевиче.
В 80-х годах 19 века усадьба несколько раз меняла владельцев - Григорий Потемкин (1781), Екатерина II (1787), А.М. Дмитриев-Мамонов (с 1788). Именно с этого времени активно перестраивается в модном в то время стиле классицизма усадебный дом.

Центральную часть здания с южной стороны украсили шестиколонным портиком. К главному входу пристроили широкую белокаменную лестницу, перила лестницы и лоджии оформили решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах были установлены два мраморных льва.



У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны сделали террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

Почти 80 лет усадьба принадлежала Мамоновым, пока в 1864 году не перешла во владение Сергея Михайловича Голицына. Он же владел Дубровицами уже до самой революции 1917 г.
На этом лучшие годы Дубровиц закончились. Несколько лет после революции в усадьбе располагался музей дворянского быта. Потом все ценности были вывезены и усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, который и сейчас здесь находится. Впрочем, это не единственное учреждение в этом здании.

Вот свидетельства советских времен усадьбы.

Храм был закрыт в 1930 году, а возвращен верующим в 1990 году. После проведения отопления службы стали проводиться здесь круглый год.
Храм безусловно великолепен и сейчас, но, конечно, очень нуждается в реставрации. Воинствующий пролетариат и время сделали свое дело. Церковь разрушается. Реставрация началась в 2003 году, но воз и ныне там. Следы идущих работ хорошо заметны, их ничем не спрячешь.

Вот памятник Екатерине II, над которым хорошо "поработали" пролетарские вандалы. Он стоял около разрушенной колокольни.

В самом низу храма в углах на невысоких постаментах стоят фигуры евангелистов. Почти все без голов и символов.

Только у евангелиста Матфея сохранилась голова и символ его - Ангел. Повезло...

Остается только молиться о том, чтоб эта неповторимая жемчужина не была утрачена, что восстановили ее и не испортили при этом.
Теперь поговорим более подробно о самом Храме.
Храм Знамения постоен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора этого шедевра скрыто историей. Архивы не сохранили ни его имени, ни того, почему вообще был выбран такой необычный для России проект церкви. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно себе представить, как потрясал он своих современников. Храм богато украшен скульптурой, резьбой, лепкой. Он во всем необычен для православного храма. Даже венчает его не купол, а корона. И крест, и корона позолочены.
Высота храма с короной 42,3 м., с крестом - более 46 м.

На фотографии ниже вид Знаменского храма с восточной стороны. Над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А побокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа).

Мне очень нравятся слова архитектора Сергея Маковского, которые он сказал о Дубровицком храме в 1910 г. : "…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!" Действительно, от созерцания храма просто невозможно оторваться, он притягивает и завораживает. Он такой один - тем и уникален!
Ну а теперь предлагаю вам мои фотографии из нашего семейного сентябрьского путешествия в Дубровицы. Просто смотрите и наслаждайтесь!





Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили паниходы по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь вот сделали лесенку. Надо сказать лестница очень удобная, не опасная. Хорошо сконструирована.

Мостик, закрытые замочки, потерянные ключики - современная свадебная тема.





Фотография с замочками для нашей коллекции. Папа перелез через забор на высоком кургане. У меня упало сердце, пока он фотографировал нашу красотку.

Природа в Дубровицах хороша. За деревьями течет река Десна.



Ветер нещадно рвет листья деревьев. Все-таки осень...

В Дубровицах мы застали традиционно проводимый здесь в сентябрьские дни праздник - Цветаевский костер. 26 сентября 1892 года - день рождения Марины Цветаевой. Мы были в Дубровицах в субботу 29 сентября. Отмечался 120-летний юбилей поэтессы.
Цветаевские костры проводятся на Певческом поле. Певческое поле обрамляется с двух сторон Десной и Пахрой. Место очень поэтичное, вдохновляющее.

На заднем плане река Пахра.

Обойдя церковь снаружи вокруг, мы подошли к главному входу.

Главный вход в церковь в запада. У входа стоят две фигуры святителей - слева Иоанн Златоуст с книгой в руках, справа - Григорий Богослов. Скульптура третьего святителя - Василия Великого - стоит на крыше здания тоже с западной стороны.

У основания башни стоит 8 скульптур апостолов.



Храм Зна́мения Богоро́дицы в Дубровицах - православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Андрей Евгеньевич Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Была заложена 22 июля 1690 года. Время постройки храма - с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.

В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого. Венчает храм не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.

В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён - митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, - и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль - дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

    Интерьер церкви

    Хоры церкви на дореволюционной фотографии

    Серебряная памятная монета Банка России с изображением Церкви Знамения, 2004 г.

    вид сверху

    Оформление стен

    Скульптура

История прихода

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года - в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубовицы можно назвать не только одним из красивейших храмов Подмосковья, но и одним из самых загадочных. Покрыто тайной авторство творения, нет и точных данных о заказчике необычного для русского церковного зодчества проекта.

Предполагается, что идея создания здесь величественного сооружения принадлежит князю Борису Голицыну. Такая версия не лишена смысла. Во-первых, в ту пору он владел поместьем. Во-вторых, был поклонником всего европейского и архитектуры в частности. Князь часто бывал за границей и восхищался модным в то время стилем барокко. Поэтому вполне мог замыслить что-то подобное в России.

Борис Алексеевич Голицын (1654-1714) являлся воспитателем и сподвижником Петра I, одним из наиболее могущественных вельмож раннего периода петровского правления. Сблизившись с Нарышкиными, он присоединился к инициаторам провозглашения в 1682 году юного Петра царем. Ездил с императором на Белое море в 1693 и 1694 годах. Во время Великого посольства 1697-1698 годов возглавлял правительство в Москве вместе с Нарышкиным и князем П.Н. Прозоровским. Был одним из трех членов регентства Петра во время его отсутствия. Позднее - наместником в Астрахани и управлял Поволжьем.

По одному из предположений, храм был заложен в память о возведении Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года, церемония состоялась в Москве. Однако, за год до этого вельможу оклеветали и он подвергся опале, после чего был вынужден жить в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, , Марфине. Не исключено, что идея построить церковь зародилась именно тогда. Есть мнение, что строительство было задумала в честь примирения Петра I и Бориса Алексеевича.

В брошюре об истории храма, что продается в церковной лавке, мы прочли следующую легенду. Как-то раз навестивший своего дядьку юный Петр, стоя на холме, был настолько восхищен природой Дубровиц, что воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...".

Так что именно Петр мог приказать Голицыну построить на этом месте церковь. В пользу этого домысла говорит и тот факт, что на закладке церкви 22 июля 1690 года присутствовал сам 18-летний царь. Он сказал князю: «Хоть человек ты и богатый, а казной и я помогу». Известно, что Петр денег не жалел и нередко бывал в Дубровицах, давая свои наставления по поводу убранства возводимого храма.

Для возведения масштабной для небольшого имения церкви было приглашено около сотни иноземных мастеров. В помощь им собрали большое количество русских каменщиков. В результате трудов в Дубовицах возник храм необыкновенной красоты. Шедевр зодчества полностью построен из блоков белого мячковского известняка. Рустованные стены, колонны, пилястры отличаются особой утонченностью. Сооружение снизу доверху украшено растительным орнаментом.


И внешний облик и интерьер совсем не свойственен русским храмам. Церковь Знамения настолько не вписывалась в общепринятые религиозные каноны, что священнослужители не желали ее освящать. Прошло несколько лет прежде, чем церемония была совершена.

Сф отографировать внутреннее убранство мы не могл и , это позволительно только с благословения батюшки. Поэтому описание придется делать без иллюстраций.

Первое, на что обращаешь внимание, войдя в храм, это созвездие горельефов на библейские сюжеты, установленных по стенам до купольной части. В небольшом пространстве церкви такая композиция производит особое впечатление. Близко расположенные к верующим скульптуры словно тянутся к ним и готовы к сакральному общению.

Над входом нависают массивные, двухъярусные, деревянные хоры в барочном стиле, украшенные позолотой. Правда, позолота сильно потерта, но от такой старины веет историей. Именно на этих хорах молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем на освящении Знаменской церкви в 1704 году.

Крупнейшей скульптурной композицией в храме является «Распятие» - центральный сюжет «Страстей Господних». Справа - надпись, на которую указывают два ангела. Подобные тексты, расположенные в картушах, декорированных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами, имеются и у остальных сцен. Интересно, что при устройстве внутреннего убранства эти надписи были на латинском языке. Однако, во время реставрации XIX века митрополит Московский Филарет потребовал заменить их церковнославянскими цитатами из Евангелия. Во время реставрации 2004 года тексты восстановили в прежнем варианте.

Есть мнение, что скульптуры в интерьере появились на несколько лет позднее внешних статуй. И создавали их мастера, прибывшие в Санкт-Петербург вместе с архитектором и инженером Доменико Трезини в 1703 году для ведения строительных работ.


Колокольня у Знаменской церкви отсутствует. Говорят, ранее она была, но по какой-то причине не сохранилась. На улице рядом с храмом висит ряд небольших колоколов.



Церковь строилась 8 лет. Работы велись большей частью летом. В холодный период мастера занимались обработкой камня, вырезая на нем различные узоры, толкли алебастр и стекло для известки. В итоге, пред взором прихожан, по словам современников, предстало "диво дивное, несказанное".

Высота сооружения составляет около 42,3 метров. Церковь опоясывает узкая галерея с высоким парапетом, устроенная на 10 ступеней выше земли. Цоколь сооружения и парапет декорированы орнаментом.

Резонный вопрос: кто же построил это чудо? Что это были за мастера, приглашенные из Италии?

Информацию о строительстве церкви в 90-х годах XVII века оказалось найти непросто. Немного приоткрыть завесу тайны помог труд секретаря австрийского посольства Иоганна-Георга Корба, издавшего на латинском языке oписание своего путешествия и пребывания в Poccии Diarium itineris in Moscoviam etc . Он жил в Москве с апреля 1698 года по июль 1699 года, став очевидцем свершений Петра I после его возвращения из первой поездки заграницу. В свои дневники Корб заносил все виденное и слышанное, включая информацию о царских пирах, казнях стрельцов, нравах и обычаях русских.

О Голицыне и Дубровицах находим следующее:

"Князь Б. А. Голицын построил себе палаты, достойные знатности его фамилии, и держит у себя зодчих итальянцев. Трудами последних в его селах Дубровице и Вяземе воздвигнуты прекрасные храмы, вековечные памятники его славы и благоразумия. Князь Голицын хорошо владеет латинским языком и, понимая, как полезно будет его сыновьям знание этого языка в их сношениях с иностранцами, определил к ним для обучения латыни учителей из поляков...".


"...Князь Голицын пригласил посланника в свое поместье, которое называется Дубровицы и отстоит от Москвы в 30 верстах. Посланник приехал к обеду. Князь с архиепископом (Петр Пальма д’Артуа, apxиепископ анкирский, прим. za7verst) в ожидании нас были на колокольне, с которой все можно было видеть. Церковь выстроена великолепно, на счет князя. Она имеет вид короны и украшена снаружи многими каменными фигурами итальянской работы. После дорогого обеда занялись приятными разговорами в беседке, устроенной в прекраснейшем саду, и продолжали беседу до вечера, пока, наконец, не позвали к ужину."

Как следует из цитаты, в 1698 году колокольня была. Она т о ли стояла отдельно, то ли колокола висели в самой башне церкви. Существуют сведения, что в Вяземах итальянцы тоже что-то строили или модернизировали, но мы там ничего подобного не заметили.


Уникальной особенностью постройки является то, что это единственный российских храм, который увенчан позолоченной короной, а не куполами.

Говорят, что подобный венец был воздвигнут и на церкви другого подмосковного имения Бориса Голицына Больших Вяземах. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня. Скорее всего корона символизировала царственную особу - Петра или самого Голицына, бывшего всегда рядом с царем.

Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. Так сразу и не узнать, но прочли в том же справочнике: справа - Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с левой от нас стороны - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни - фигуры восьми апостолов. Кроме этого, фасад украшен множеством различных изображений ангелов.

В 1812 году Дубровицы были заняты солдатами наполеоновской армии, однако, как ни странно, разрушающие все на своем пути французы никакого вреда Знаменской церкви не нанесли.

А вот по-настоящему серьезный урон храму нанесла Советская власть. В 1930 году церковь была закрыта, священники были выселены, их имущество и дома передали совхозу "Дубовицы". Здание ветшало, заметные следы чего можно увидеть и поныне. Знаменскую церковь вернули прихожанам в 1990 году. Восстановительные работы вроде продолжаются и сейчас, но вот самих реставраторов что-то не видно.

За 300 лет своего существования в Дубовицком храме прошли три крупных реставрации. Наиболее основательной и доведенной до конца оказалась работа, проведенная в 1848-1850 годы, когда усадьбой владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Для восстановления церкви было приглашено около трехсот специалистов.

УСАДЬБА

Впервые село Дубовицы упоминается в 1627 году: "В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». Перед своей кончиной Морозов принял монашеский постриг, и после его смерти имение перешло к дочери Аксинье Ивановне, которая вскоре вышла замуж за князя И. А. Голицына. В 1662 году супруги построили в усадьбе большой деревянный дом, и с этого времени Дубровицы более чем на 100 лет находятся во владении рода Голицыных.

Классический усадебный дворец был сооружен значительно позднее церкви, когда имение принадлежало губернатору Москвы С.А. Голицыну. На снимке видно, что архитектура Знаменского храма и остальных зданий усадьбы стилистически не находят гармонии.

В 1781 году Дубовицы приобретает князь Г. А. Потемкин-Таврический, но уже в 1787 году усадьбу перекупает у него Екатерина Великая и дарит ее своему фавориту А. М. Дмитриеву-Мамонову. Новый владелец строит здесь конный двор и окружает имение каменной стеной с зубцами. Ворота, выполненные в псевдо-готическом стиле, можно видеть и сейчас.

Дворец с балконами, террасами и крытыми галереями хорошо сохранился. На входе посетителей встречают белокаменные мраморные львы. В настоящее время в здании находятся ЗАГС, общество ветеранов и ряд других местных организаций. Мы приехали в Дубовицы в выходной день и повстречали здесь множество брачующихся пар и их гостей.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...