Единая трудовая школа.

Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР Крупская Надежда Константиновна

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Возражая против единой трудовой школы, многие не понимают, в чем выражается это единство. Оно только в том, что нет школ для низших и высших, а есть для всех. Трудовой она является потому, что основа в ней - изучение трудовой деятельности. Вырабатываемая сейчас программа, содержание которой в статье дано, вполне удовлетворяет научным требованиям.

У нас считается признаком хорошего тона ругать Наркомпрос за что надо и не надо. Никто не дает себе труда познакомиться с работой этого «выцветшего» учреждения нашей Советской республики, но всякий считает себя в праве нести всякий демагогический вздор о том, о чем он и представления не имеет. За примерами недалеко ходить. Возьмем ну хотя бы недавнюю статью т. Шатуновского в № 227 «Труда». «Единая, неделимая если не Россия, то хоть русская школа». Чего-чего только там не понаписано! Возьмем хотя бы первую фразу: «Принцип разделения труда, связь труда с местными условиями и связь школы с трудом властно вновь и вновь ставят перед нами вопрос о школе, удовлетворяющей интересы трудящихся и потому специализированной уже с самого начала, а выцветший Главсоцвос взирает на школу из кабинетных глубин и все еще имеет дело с побрякушкой единой трудовой школы». Демагогия падает на благодарную почву. Редакция «Труда» пишет примечание: «Печатается в порядке предложения», а молодежь (конечно, не только под влиянием агитации Шатуновского, а и ряда других инженеров, достаточно мытых в буржуазных водах) верит, что единая трудовая школа- это что-то архивредное, верит, что специализация должна начинаться с детского сада, - и принимает резолюцию о пересмотре системы народного образования в РСФСР.

Вопрос о пересмотре системы народного образования должен быть поставлен на партийном съезде, так как «единая трудовая школа» значится в партийной программе и не может быть поэтому отменена «в советском порядке». «Единая» школа - это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит школа, в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в соответствующем классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку. «Единая» школа - это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. «Единая» школа - это школа, в которой нет деления на «народную» школу и школу привилегированную. Коммунисты всех стран стоят за «единую» школу, стоим и мы. «Единая трудовая»- это такая школа, учебный материал которой тесно связан с окружающей трудовой деятельностью людей, освещает эту деятельность, связывает школу с жизнью. И потому Шатуновский ломится в открытую дверь, когда говорит, что деревенская школа должна оперировать с другим материалом, чем школа промышленного района. Тов. Шатуновский никогда явно не читал ни одного номера наркомпросовских журналов. Советую ему почитать ну хотя бы «На путях к новой школе», журнал научно-педагогической секции Государственного ученого совета, издаваемый ею совместно с Главсоцвосом и Цекпросом; там он узнает, что Наркомпрос думает о школьных уклонах, как их разрабатывает, узнает кое-что и о программах школы II ступени, которые прорабатываются не в кабинетах, а на учительских собраниях в несколько сот человек.

По случаю дискуссий о пролетарской культуре и съезда РКСМ газеты уделяют немного времени и вопросу о школе. Пользуясь этим, мне хотелось бы ознакомить читателей «Правды» с разрабатываемой Наркомпросом программой 1-го концентра II ступени (5, 6 и 7-й годы обучения, подростки 12–15 лет)..

Необходимость школы I ступени сомнению не подвергается, школа же II ступени (врется особо сильно под подозрение и на Украине уничтожена даже.

Мы считаем, что 1-й концентр II ступени, куда дети поступают уже с умением читать, писать и знанием арифметики, должен дать подростку знакомство - теоретическое и практическое - с трудовой деятельностью людей, с организацией этой деятельности, с тем, как путем этой деятельности люди овладевают природой, используют ее силы и богатства для создания материальной базы общественной жизни, как в процессе трудовой деятельности общество распадается на классы, как эти классы борются между собой, как организуется классовое господство, как складываются классовая идеология и психология. И чтобы. подросток лучше осознал все это, перед ним развертывается прошлое Земли и прошлое человеческого общества, дается возможность увидеть, куда идет общественное развитие.

Изучая этот материал, подросток овладевает методами изучения настоящего и прошлого, овладевает необходимыми для этого знаниями и умениями, организационными навыками и пр.

Мы кладем в основу программы II ступени трудовую деятельность людей и ее организацию потому, что нам надо воспитывать молодежь, которая умела бы работать, правильно организовывать свой труд - и физический и умственный, не растрачивать зря времени и энергии. Мы кладем в основу программы трудовую деятельность людей и ее организацию потому, что сейчас будущее Советской республики зависит от того, насколько мы сумеем поднять производительность труда, наладить правильную организацию труда на предприятиях и во всей стране. Мы много говорим о производственной пропаганде, среди взрослых, которым часто трудно переучиваться; тем необходимее ставить эту пропаганду среди молодежи, которая только учится работать. Мы кладем трудовую деятельность и ее организацию в основу программы потому, что без понимания того, как была организована трудовая деятельность людей при капитализме, где в этой области царили хаос, свободная конкуренция, свободная игра интересов, где шла самая зряшная растрата сил и человеческих жизней, с одной стороны, и без понимания того, что на смену этому хаосу должна прийти планомерная организация труда в коммунистическом обществе, - с другой, невозможно понимание советского строительства, задач Советской республики. И потому, наконец, мы берем в основу программы трудовую деятельность и ее организацию, что эта сторона особенно интересует ребят и поддается очень легко проработке при помощи экскурсионного, лабораторного и трудового методов.

Естествознание мы берем в его отношении к трудовой деятельности людей. Это заставляет особенно тщательно делать выбор изучаемого материала, иначе располагать его, иначе расценивать его. Методы изучения не меняются, наблюдения, опыт кладутся в основу этого изучения, но «целевая установка» (как любит выражаться молодежь) этого изучения другая.

Трудовую деятельность людей мы рассматриваем как базу общественной структуры. На этой базе понятно становится деление общества на классы, создание органа классового господства - государства, создание классовой идеологии.

Доступно ли все это подросткам? Доступно вполне. Надо только при прохождении этой программы соблюдать необходимые методические приемы. Надо избегать энциклопедичное™, организовывать материал около немногих достаточно важных, существенных тем; строить программу на конкретном, близком подростку материале; будить интерес, затрагивая эмоциональную сторону; развивать максимум самодеятельности, активности, не жалеть времени на проработку материала путем экскурсий, работы в лабораториях, путем моделирования, работы в мастерской, на фабрике, в поле.

А куда же делись родной язык, математика, искусство? Разве ими не надо заниматься в школе? Надо, конечно. Но прохождение их не должно быть чем-то самодовлеющим, это - только средства, и занятие ими должно быть вплетено в изучение вышепоименованных явлений. Математика должна связываться с изучением физики, химии, измерением Земли, вычислениями и т. д. Литература должна связываться с историей, служить иллюстрацией классовой психологии и пр. Искусство должно вносить радость в творческий труд, углублять переживания и т. д. и т. п.

Мы набрасываем такую схему: первый год II ступени изучаются добывающая промышленность и земледелие, формы их. Соответственно этому в естествознании изучаются строение Земли, почвы, климат, жизнь растений, соответствующие части химии и физики. В обществоведении центральной темой берется крепостное право, рассказывается история закрепощения и раскрепощения крестьянского труда, обрисовываются классовые отношения, помещичья и крестьянская идеология, показывается, как самодержавие соответствовало тогдашнему классовому строению государства. Все это иллюстрируется выдержками из Щедрина, Тургенева, Некрасова и пр. Говорится об условиях освобождения крестьян, о малоземелье, ненависти крестьян к помещикам, мечтах о земле. Затем рассказывается о крепостном праве и о рабстве в Западной Европе и Америке, о Великой французской революции и о гражданской войне в Америке.

Второй год II ступени изучается обрабатывающая промышленность, ее формы. Изучается организация труда в ремесле, мануфактуре (в кустарной промышленности), на фабрике, говорится о развитии различных отраслей промышленности в РСФСР, выясняются причины возникновения того или иного производства в том или ином районе. Так как в предыдущем году говорилось уже о земледельческих районах РСФСР, то теперь можно уже дать представление о районировании РСФСР, а затем о производстве в мировом масштабе. Параллельно с этим в отделе естествознания идет изучение физики и химии, а в отделе обществоведения - капиталистического строя, опять-таки в том разрезе, как это делалось при изучении крепостного права: изучается классовая структура, борьба классов, идеология, берутся различные фазы развития капитализма, вплоть до империалистической войны и послевоенного периода.

Третий год II ступени должен дать общую картину развития. Надо сравнить хаос в производстве капиталистическом, безумную растрату сил и энергии, сравнить с будущим организованным обществом и указать место Советской России как переходной ступени. В естествоведении в этом году надо говорить о происхождении Земли, жизни на Земле, развитии видов, происхождении человека, а в обществоведении дать картину развития человеческого общества, начиная с первобытного. Предыдущее изучение в течение двух предыдущих лет элементов общественной жизни двух крупнейших эпох сделает возможным уже более краткий обзор остальных этапов развития человечества. Весь курс этого года должен быть построен так, чтобы подростку ясно стало, куда идет общественное развитие.

Такова разрабатываемая Наркомпросом схема программы для 1-го концентра II ступени.

Она должна лечь в основу программы, которая должна быть детально формулирована, связана с изучением родного языка, математики, географии, с трудом и искусством. Программа должна быть тщательно проработана методически, давать простор для заполнения известных ее частей местным материалом, прорабатываемым учительскими конференциями совместно с хозяйственниками данного производственного района.

Программа, так подработанная, даст возможность создать целый ряд совершенно новых по духу и содержанию учебников.

Думается, что эта программа даст каждому подростку серьезный базис для выбора и изучения профессии. В Советской России вопрос идет не о том, чтобы выработать из рабочего только совершенное орудие в руках инженера, - вопрос идет о том, чтобы сделать из него умелого исполнителя, но в то же время и сознательного организатора производства, организатора новой жизни.

1922 г.

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 100. Товарищеская трудовая дисциплина Состояние производительных сил страны определяется не только тем, сколько в ней есть машин, орудий, сырья и т.д., но и рабочими силами страны. Теперь же, когда средств производства чрезвычайно мало, состояние рабочей силы и живой труд

Из книги «О текущем моменте» № 11(83), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

|§ 136. Трудовая повинность медицинских работников Громадное количество эпидемических заболеваний # потребность их быстрой ликвидации должна была поставить на очередь вопрос о планомерной, организованной и ведущейся в крупнейшем объеме борьбе с этими эпидемиями. При

Из книги Проблемы международной пролетарской революции. Основные вопросы пролетарской революции автора Троцкий Лев Давидович

2.2.2. Справедливость в жизни общества: этика в политике - своекорыстия либо трудовая И ещё одна из таких неполиткорректных тем в Россионии - тема справедливости в жизни общества, отношение “элиты” к «простонародью» и народа к “элите”.Но прежде, чем показывать, как тема

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ Ключ к хозяйству – рабочая сила, квалифицированная, элементарно-обученная, полуобученная, сырая, или чернорабочая. Выработать способы ее правильного учета, мобилизации, распределения, производительного применения – значит практически разрешить

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора Крупская Надежда Константиновна

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА Возражая против единой трудовой школы, многие не понимают, в чем выражается это единство. Оно только в том, что нет школ для низших и высших, а есть для всех. Трудовой она является потому, что основа в ней - изучение трудовой деятельности.

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

ТРУДОВАЯ ШКОЛА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Мы часто употребляем выражение «уметь работать», говорим, что школа должна научить работать, но в большинстве случаев не отдаем себе отчета в том, что это значит.Уметь работать - значит уметь ставить себе ясные цели, осознавать,

Из книги Владимир Путин. Продолжение следует автора Медведев Рой Александрович

ОТМЕТКА, СДЕЛАННАЯ ЛЕНИНЫМ НА КНИЖКЕ БЛОНСКОГО «ТРУДОВАЯ ШКОЛА» Тов. Ленин, как известно, очень внимательно следил за развитием дела народного образования. Он знакомился с новыми направлениями в советской педагогике, с работниками на этом поприще, читал их произведения,

Из книги Враг народа автора Рогозин Дмитрий Олегович

Из книги Газета Завтра 490 (15 2003) автора Завтра Газета

«Единая Россия» Легитимность и процедура ротации власти были обеспечены партией «Единая Россия». Эта партия стала «правящей» не столько благодаря привлекательности своей идеологии, которой у нее пока нет, сколько в результате изменений избирательных правил. Избрание

Из книги Ненавижу школу автора

«Единая Нигерия» В январе 2003 года на очередной встрече в Кремле президент поинтересовался моим отношением к партии «Единая Россия». Вопрос был задан неожиданно - мы обсуждали ход переговоров по заключению с Литвой договора о возвращении нелегальных мигрантов, да и

Из книги Ненавижу школу автора Зинна

ЕДИНАЯ И НЕЛЮДИМАЯ Евгений Нефедов 15 апреля 2003 0 16(491) Date: 15-04-2003 Author: Евгений Нефедов ЕДИНАЯ И НЕЛЮДИМАЯ Когда война пошла на спад, и догорал в огне Багдад, в неравной схватке обессилев, - вдруг, пробудившись невпопад, вставать за Тигр и за Евфрат, "протестовать" - уже не

Из книги 4.51 стратагемы для Путина автора Вассерман Анатолий Александрович

Из книги Мне есть что вам сказать автора Джонсон Борис

Школа, школа, дом родной! Непрестанно и всюду наталкиваюсь на брошюрки следующего содержания: приходите к нам в школу, мы школа с историей, где работают лучшие профессионалы, и где царит атмосфера взаимоуважения и дружелюбия!!! Рассказываю об этом дружелюбии.В середине

Из книги Эпоха Обамы. Наши интересы в Белом доме автора Терентьев Александр Александрович

Единая культура - единая судьба Россия почти триста лет назад провозглашена империей. Многие по инерции считают: нынешняя Россия (а заодно и Советский Союз) сохраняет всё ту же имперскую - глубоко неоднородную - сущность.Не будем отвлекаться на давний спор: хорошо или

Из книги автора

Единая нация На днях Джека Стро осенила идея, и футбольный мир был потрясен. «Я понял, – сказал он, – давайте создадим британскую футбольную команду. Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия объединятся и создадут команду суперзвезд». Его предложение не встретило

Из книги автора

«ЕДИНАЯ АМЕРИКА»? В сентябре 2008 года буквально накануне выборов в Америке грянул финансовый кризис, и по мере его развития, кресло президента США становилось все более сомнительным призом. Как утверждал профессор Йельского университета Пол Кеннеди, «то, что Джон Маккейн

99 лет назад, 16 октября 1918 года, принята Декларация о единой трудовой школе: «Все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, все они имеют право идти по этой лестнице до ее наивысших ступеней».

16 октября 1918 г. были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Среди педагогической общественности декреты были известны под названием «Декларация о единой трудовой школе». Они провозгласили новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.

Разработка «Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовой школе» проходила в течение 1918 г. в Государственной комиссии по просвещению под руководством общественных и партийных деятелей: А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского. В августе 1918 г. проект «Положения» был единогласно одобрен I-м Всероссийским съездом по просвещению.

«Декларация о единой трудовой школе» подчёркивала связь школы с политикой, как главный принцип советской педагогики. Особое внимание в ней уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность школы всех ступеней; ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения; школа объявлялась светской. Создавалась единая школа с двумя ступенями: 1-я ступень — 5 лет, 2-я ступень — 4 года; вводилась политехнизация школы.

В построение новых программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. Содержание и методы учебной работы, провозглашённые «Декларацией», требовали учёта интересов учащихся, их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Декларации» указывалось на большую воспитательную роль детского физического труда, рекомендовался производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе; назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны были овладеть школьники 1-й ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению и музыке. В «Декларации» также провозглашалось уважительное отношение к детям. Учащимся предоставлялись широкие возможности для проявления инициативы, создавались ученические организации с широкими полномочиями.

Основной целью новой школы объявлялось обеспечение всех слоёв населения равным средним и высшим профессиональным образованием, необходимым в условиях ускоренной индустриализации страны. «Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней», — подчёркивалось в «Декларации».

Трудовое начало в школе в высокой мере способствует физичес­кому развитию детей, но само по себе оно для этой цели недоста­точно. Массовая ритмическая гимнастика, личное раз­витие мускулатуры под наблюде­нием врача, игра, переходящая постепенно в серьёзный спорт, лишённый, однако, нездорового духа соревнования, - таков путь в этом отношении.Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчётливым общественным действиям, дух взаимопомощи и т.п. Гиги­еническая обстановка школы, правильное распределение заня­тий, постоянное и пристальное участие врача-педагога в жизни школы - всё это необходимые условия правильного развития детей, которым школа же должна доставлять и здоровую пищу или, по крайней мере, завтрак.

Учебный год будет разделён на два вида занятий: зимние, обычные, и летние, с преоб­ладанием работ на воздухе, ра­бот сельского типа.

Школьный день должен быть лишь отчасти (не более 4 часов на I ступени и 5-6 часов - на II ступени) занят программными работами, остальное время долж­но быть предоставлено ученикам частью для свободного использо­вания внутри школы с использованием её возможностей, частью - пол­ного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчётом, чтобы не утомлять уче­ника однообразием. Чрезвычайно важным принципом обновлённой школы явится возможно более полная индивидуализация обучения Под индивидуализацией надо разуметь анализ со сто­роны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно бо­лее полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от не­го школа.

Мы просим отчётливо различать индивидуализацию в преподава­нии и дух индивидуализма. Вос­питательная школа должна ста­раться устранить из детских душ, елико возможно, те черты эгоизма, которые унаследованы человеком от былого, и, приго­товляя его к грядущему, старать­ся уже со школьной скамьи спа­ять прочные коллективы и раз­вить в наивысшей мере способ­ность к общим переживаниям и к солидарности.

Индивидуализация не стесняет­ся этим. Высшей ценностью и в социалистической культуре ос­танется личность. Но эта лич­ность может развернуть со всей возможной роскошью свои за­датки только в гармоническом и солидарном обществе равных. Школьный индивидуализм развивает стрем­ление оставаться для себя всегда на первом плане и пользоваться другим ради се­бя. Социалистическое воспитание, соединяя устремление к строению психических коллек­тивов с тонкой индивидуализа­цией, приводит к тому, что лич­ность гордится развитием в себе всех способностей для служения целому.Целью здесь являет­ся - избежать задержки и развития особо даровитых натур. Но если цель эта по­чтенна и не должна быть ни­коим образом пренебрегаема, то гораздо более важной является другая - умень­шить, елико возможно, коли­чество отсталых. Даже в пе­редовых демократических странах количество неуспе­вающих громадно. Правду сказал американский педа­гог, который говорил, что если бы какой-нибудь дирек­тор фабрики портил бы столько сырья, сколько про­центов неуспевающих учени­ков насчитывают даже луч­шие школы, то такого дирек­тора немедленно выбросили бы со службы.

Забота об отставших - это первая забота демократической школы, ибо отсталость в подавляющем большинстве случаев объясняется не недостатком природных способностей, худшими условиями домашнего обихода. Даже в буржуазной Америке задача эта оценена настолько по достоинству, что к работам в особых классах для отсталых допускаются только самые опытные преподаватели, наиболее искусные, наилучше оплачиваемые и пользующиеся наибольшим почётом. Пусть лучше не сразу нам удастся осуществить меры в пользу особо преуспевающих, но пусть ни в каком случае отсталые не останутся без особых забот школы.

Институт особых классов для малоуспевающих обязателён в каждой мало-мальски правильно поставленной школе.

Нельзя окончить описание, хотя бы суммарное, преподавания, удовлетворяющего нашим пер­воначальным требованиям в школе, не остановивши внима­ния ещё на двух совершенно не­обходимых условиях её разви­тия: она должна быть светской и общей для обоих полов.

Аргументировать эти два поло­жения здесь нет смысла. Отме­тим только настоятельную необ­ходимость широкой пропаганды этих принципов в населении. Здесь новая школа встретит сопротивление широко распространённых и потому как будто на­рочито демократических пред­­рассудков; здесь нельзя почти ничего добиться силой, а между тем неисчислимы дурные результаты конфессиональной школы. Осво­бож­дение школы от влияния церкви является не только важным, но прямо-таки существеннейшим завершением её общего освобождения от того государственного пленения, при котором она являлась рассадни­ком нравственных пороков, име­нуемых добродетелями рабов.

Совместное обучение дало по­всюду, где оно введено, наилуч­шие результаты. «В настоящее время уже не доказывают, - го­ворит Уиппл, - что девушки не в состоянии выполнять тех же работ и так же успешно, как и мальчики; повседневный опыт доказал обратное; теперь стара­ются доказать, что они делают это в ущерб своему здоровью».

Доказать это, однако, невозмож­но: ведь умственные способ­ности и физические силы очень не равны и у мальчи­ков. Вопрос о неравенстве» сил соучеников решается только путём индивидуализации обучения, в которую войдёт и принятие во внима­ние особенностей пола. Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучения, интеллект становился на первый план, забы­вали о выработке характера, о развитии воли.

В этом повороте к педагогичес­кому волюнтаризму много прав­ды. Одновременно начала сказы­ваться и другая тенденция: от индивидуализма, от заботы о том, чтобы получше вооружить" воспитанника для грядущей ка­рьеры, для жизненной конкурен­ции (чем особенно отличалась передовая буржуазная, срав­нительно свободная школа), переходят к идеалам развития в подрастающем поколении начал солидарности и общественности.

К сожалению, однако, истинные причины, лежащие в основе этих исканий, крайне антипатичны. Они непосредственно связываются с империалистической фазой развития капитализма, с культом военного государства и вытекающей отсюда надоб­ностью внушить подросткам с неслыханной до сего дня силой чувства дисциплины и самоотверженной преданности государственному Молоху. Именно это называется нынче гражданским воспитанием, и главным святилищем его является прикрашен­ный разными фразами шови­низм.

Мир буржуазии колеблется между двумя полюсами: индиви­дуализмом, которого требует мир частной собственности и конкуренции, и верноподданни­чеством, поглощением личности иерархической, военно-промыш­ленной машиной государства. Поистине, оба хуже. Мы, как выше уже указано, не забываем прав личности на своеобразное развитие. Нам незачем урезы­вать её, обманывать и отливать в насильственные формы: проч­ность социалистического обще­ства заключается не в казармен­ном однообразии и не в искусст­венной дрессировке, не в религи­озном или эстетическом обмане, но в реальной солидарности ин­тересов.

Вот почему нам доступно начало глубочайшего единства при максимальном разнообразии. Всё же, насколько в обучении высо­кое место должно быть признано за индивидуализирующим мето­дом, настолько же в воспитании самой прекрасной задачей явля­ется создание школьного кол­лектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что за­ложит в душу подростка, разви­вая соответственные наклоннос­ти в нём, широкую обществен­ность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого це­лого. Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединён­ная работа, самоуправление на началах полного равенства, хо­ровое начало повсюду, где оно возможно, разнообразные трудо­вые акты, устремлённые к созда­нию общего сложного результа­та; - вот принципы, которые рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадутнам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не вос­питает буржуазная школа, уме­ющая плодить лишь эгоистов или баранов. Цели школы в бур­жуазных кругах отталкивающи, но, по крайней мере, некоторые методы, которыми идут при этом лучшие из буржуазных педаго­гов, заслуживают внимания. Действительно, умный или опытный педагог не мог не заметить, что на все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности - ответом является одно магическое слово - трудом .

Естественно, что волю нельзя развить иначе, чем развивая ак­тивность разнообразную, целе­сообразную. А это, конечно, даётся правильно поставленным преподаванием труда, в который в данном случае приходится влить игру и спорт. Какие черты характера должны мы считать наиболее желанными - настой­чивость, трудолюбие, дух соли­дарности и т.п.

Но все эти черты характера вы­текают, по категорическому свидетельству лиц, занимавшихся применением педагогического труда, совершенно естественно из трудового воспитания. Нако­нец, поскольку мы под трудовым воспитанием отнюдь не разуме­ем обучения индивидуальной ремесленной работе, а знакомство с трудовыми процессами и кол­лективной работой фабрично-за­водского типа, постольку мы в самую школу вносим ту великую коллективирующую силу, кото­рая спаяла и сковала единство современного пролетариата.Со­циалистическая школа в вос­питательном отношении обя­зана развернуть во всю ширь трудовое начало, которое робко, в искажённой форме вводится передовой буржу­азной педагогикой.

Как ни важен, однако, трудовой принцип в деле воспитания воли, характера и солидарности - благотворные результаты в этих отношениях могут быть достиг­нуты лишь при правильно нала­женном школьном быте. Сюда относится прежде всего брат­ское, любвеобильное, равное от­ношение учащих к учащимся. Уже отсюда следует, что никакая строгость, никакие наказания не могут иметь места в обновлённой школе.Среди вопросов, зада­ваемых в Америке экзаменующемуся на учителя канди­дату, имеется такой: «Считае­те ли вы себя в силах без на­казания поддерживать порядок в классе?»

Этот вопрос должен задать себе каждый учитель в обнов­лённой школе. Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно ве­сёлая и напряженная работа буквально истребляет в классе все те случаи, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. «Умейте занять детей» - вот единственное правило школьной дисциплины.

Учитель должен входить в интересы учеников. Не казаться для последних начальством, какой-то особой породой, скучной и рассудительной, ни в чём не род­ственной душе подростка. Уметь быть старшими детьми, старшими братьями разновозрастной семьи, какой является школа.

Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться пра­вом самоуправления и прояв­лять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать граж­данами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы. Школьное самоуправление уча­щихся можно разделить на три рубрики:

во-первых, участие учащихся в руководящих советах школы со­гласно правилам, указанным в Положении о единой школе;

во-вторых, это самоуправление чисто ученических групп. Здесь надо избегать того, чем в высо­чайшей мере грешит американ­ская школа, - выделения на ос­нове избирательного права свое­го рода маленьких тиранов или несменяемых олигархов, како­вое зло ещё усугубляется, если таковая олигархия назначается учителями. Класс или какая-ни­будь другая группа учеников должны самоуправляться всею массою. Для этого учреждается возможно большее количество должностей; обязанности рас­пределяются на несколько пунк­тов, начиная с эксперта по спо­рам, возникающим за игрою, су­дьи, представителя класса перед учителем и кончая заведующим классной, доской, чистотой классных полов, порядком в бу­фете с посудой и т.д.

Должности эти не должны быть долгосрочными. Дети должны де­журить на них от одного дня до двух недель, смена должна про­исходить по очереди или по жре­бию. Мудрая афинская демокра­тия из опасения избирательной интриги и псевдодемократичес­кого засилья провела эти начала даже и в трагически серьёзное дело государственной администрации. Там оно, конечно, могло приносить большой вред. В деле же самоуправления школьников, касающемся лишь маленьких во­просов их быта, добрые стороны такого обыкновения далеко пре­вышают его невзгоды;

в-третьих, ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода обществ, постоянных или временных. Пусть устраивают они научные кружки, редакции журналов, политические клубы, общества для устройства выставок, для спорта, для организации балов, спектаклей, хоров, оркестров и т. д.

Здесь желательно братское, на равных с учениками условиях, участие в этих обществах учите­лей. Среди этих обществ неоце­нимое воспитательное и учебное значение имеет и должен иметь школьный кооператив.

Такими в общем чертами опреде­ляется внутренний школьный быт. Общественное мнение уче­ников должно быть достаточно сильно и, когда нужно, должно проявляться в форме известного общественного приговора нару­шителям того реального и свобод­ного, но все же прочного порядка, к которому устремляется школа. Что касается школьной админис­трации, то относящиеся сюда правила изложены в Положении о единой школе.

Изложенная здесь картина школы не столько идеальная, сколько, по крайней мере, вполне удовлетворитель­ная и, с нашей точки зрения, не может быть осуществлена сразу.

Задача настоящей декларации путём установления общего ти­па школы, к которому мы долж­ны стремиться в первую очередь, связать в этой единой цели до не­которой степени разрозненные черты, определяемые декретами, уже вышедшими или сейчас впервые опубликованными и обязательными с начала нового учебного года.

Реальное выполнение намечен­ных здесь планов в огромной ме­ре зависит от двух условий: во-первых, от средств, какими рас­полагает государство, во-вто­рых, от степени подготовленнос­ти учительского персонала.

Центральная власть нигде в ми­ре не содержит национальную школу целиком, повсюду на по­мощь приходит: во-первых, пла­та за право учения, которая для всех ступеней школы ещё не от­менена нигде, а во-вторых, и это гораздо важнее, местное самообложение населения. При нынеш­них условиях в России мы добро вольно отказываемся от платы за право учения, и вряд ли мож­но рассчитывать на сколько-ни­будь существенное подспорье из местных касс.

Несмотря на это, однако, несмо­тря на гибельную разруху и от­чаянную нищету, в которую ввергнута наша родина преступ­ной войной и потрясениями ре­волюции, мы вправе ожидать от проснувшегося народа и создан­ной им государственной власти огромного напряжения сил во имя правильной постановки са­мой важной отрасли государст­венного хозяйства, употребляя это слово в широчайшем смысле самого главного государственно­го дела - народного просвеще­ния! При нынешнем падении по­купательной силы рубля нам по надобятся сразу многие миллиарды и мы уверены, что получим их от центральной Советской власти.

Но этим не исчерпывается дело, разруха сказалась также и в крайней степени нужды в учеб­никах и учебных пособиях, мно­гие из них нельзя купить или со­здать ни за какие деньги. Особо учреждённые комитеты по учеб­ным пособиям в Москве и в Петрограде поставили своей целью борьбу с этой нуждой и в мере возможности начнут разрешать этот в своём роде роковой во­прос.

Определив нужды в этом отно­шении обновлённой школы, мы не остановимся ни перед какими жертвами; путём массового про­изводства и массовых закупок, в том числе и за границей, путём создания гигантского издатель­ства, складов и мощной экспеди­ции мы пойдём навстречу этому специфическому голоду русско­го народа. Но если даже у нас не будет недостатка не только в де­нежных, но и в реальных средст­вах, у нас, несомненно, будет ог­ромный недостаток в учителях. Мы уже говорили о том, что вве­дение общего обязательного обу­чения, хотя бы простой грамотно­сти, с этого же года недостижимо для нас по отсутствию достаточ­ного количества сколько-нибудь подготовленных учителей. Будем говорить лишь о планомерном расширении школьной сети и о постепенном подъёме школ до высоты, намеченной в этой декла­рации, и тогда разница между тем, какого учителя мы должны иметь и какого мы имеем, чудо­вищно режет глаза. Если постав­ленная перед собой ясно обозна­ченная цель должна толкать нас браться за работу со всех концов обширного и сложного дела, то ясно, что концом, за который нужно ухватиться прежде всего, является подготовка учителей.

Для ознакомления наличного со­става учителей с принципами трудовой школы, с новыми мето­дами преподавания мы уже уст­роили истекшим летом по всем губерниям более 100 кратко­срочных педагогических курсов. С наступающим учебным годом эти курсы будут функциониро­вать планомерно по всей России с таким расчётом, что через них в течение 3-4 лет пройдут все наличные учителя. Одновремен­но с этим в каждой губернии ре­шено организовать показатель­ные трудовые школы, в которых на живом примере можно будет видеть то, как следует вести но­вую школу.

С этого же учебного года будут предоставляться научные коман­дировки учителям в высшие учебные заведения для усовер­шенствования как в педагогичес­ких, так и в общеобразователь­ных дисциплинах.

Но всего этого слишком мало для того, чтобы обновляемые школы получили нового учителя. Совет­ская власть ни на минуту не за­бывает о том, что истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только ре­волюционный учитель - социа­лист. Создание кадров учителей-социалистов является одной из важнейших и ответственных за­дач Народного комиссариата по просвещению. Для достижения этой цели прежде всего решено открыть во все педагогические учебные заведения свободный доступ всем демократическим элементам, искренне желающим посвятить себя педагогической деятельности, независимо от их образовательного ценза. Общее развитие поступающих в пе­дагогические учебные заве­дения будет устанавливаться путём коллоквиума.

При всех прочих равных ус­ловиях кандидатам про­ле­тарских организаций и коми­тетов бедноты будет отда­ваться решительное предпочтение.

В деле создания нового учителя Народный комиссариат просве­щения является решительным сторонником организации такого типа высшего педагогического учебного заведения, которое ока­жется надёжным рассадником учителей-социа­лис­тов, преданных интересам трудовых масс.

К сожалению,полная замена суще­ствующих педагогических учеб­ных заведений упомянутым ти­пом единого высшего педагогиче­ского заведения - вопрос буду­щего. Теперь же в виде переход­ной меры мы приступили к пре­образованию всех учительских институтов, семинарий и посто­янных педагогических курсов в высшие педагогические заведе­ния, которые должны выпускать глубоко образованных педагогов,способных преподавать це­лую группу родственных предметов . Эти же учебные за­ведения будут готовить деятелей по дошкольному воспитанию, внешкольному образованию и инструкторов по проведению в жизнь школы трудового начала. Для быстрого создания новых кадров учителей мы намерены в этом же учебном году открыть новую сеть годичных педагогиче­ских курсов, успешно использо­вав для этой цели все демократи­ческие силы преподавателей высших школ и педагогических учебных заведений.

Для научной разработки учебно-воспитательных вопросов и для подготовки профессоров для педагогических учебных заведе­ний мы решили уже в наступаю­щем учебном году приступить на первое время к созданию хотя бы одной Высшей педагогичес­кой академии.

Пропаганда среди взрослых не в состоянии переделать душу наро­да. Для активной помощи стихий­ным факторам, действующим в этом направлении, создаются но­вые школы. Создать нового учи­теля - значит наполовину со­здать новую школу и содейство­вать созданию новой демократии.


5

Развитие отечественной педагогики после 1917 года

Переломным рубежом в развитии отечественного историко-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Первый значительный программный документ советского правительства по вопросам образования - "Основные принципы единой трудовой школы" (1918) - был проникнут духом революционной романтики, представлял собой эклектическую смесь идеалов "школы труда" и "свободного воспитания", ориентировался на принципы гуманизма и демократии, был пронизан коммунистической идеологией. Развитие педагогической мысли и образования в послереволюционной России продолжалось в русле прозападных традиций.

Советское правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель "школы труда", обогащенную идеями Д. Дьюи. В 20-е годы трудовая школа стала усиленно насаждаться в рамках государственной школьной политики, что сопровождалось борьбой как со сторонниками "школы учебы", так и со сторонниками "свободного воспитания". Однако, если первые сохранили основные позиции в массовой школьной практике, то вторым после 1922 г. был полностью "перекрыт кислород". В целом 20-е годы прошли под знаком "школы труда", модель которой разрабатывалась организаторами народного просвещения, учеными-педагогами и учителями-практиками, такими как А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, М.В. Крупенина, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин. Ими были созданы теоретические основы единой трудовой школы, разработаны дидактические и методические средства их реализации в учебно-воспитательном процессе, а также программы начальной и средней школ для учебных заведений различных типов (1923-1927 гг.).

Для этого периода были характерны подчеркнутое обращение к западному опыту, заимствование и творческая переработка - применительно к специфическим условиям Советской России - разработок педагогов преимущественно дьюистской ориентации. С.Т. Шацкий в предисловии к русскому изданию одной из работ Дьюи писал: "В книге сконцентрировано огромное богатство мысли - Дьюи нигде, ни в какой строчке не оторван от жизни; наоборот, его философия, как знамение нового века, полна жизни, полна ясного представления ее насущных потребностей. Ценность данной работы Дьюи заключается в том., что он определенно ставит вопрос. воспитания, как неразрывную часть социальной жизни, исходящую из нее, черпающую материал из ее практики и направленную на улучшение жизненных форм" 26 .

Сам Дьюи, побывавший в СССР, а также ряд других зарубежных педагогов (С. Френе, К. Уошберн, У. Килпатрик, П. Рейналь и т.д.) исключительно высоко оценивали достижения советской школы 20-х гг., видели в них реализацию многих своих идей. Даже русская эмигрантская печать признавала высокий рейтинг советской школы у западных авторов, знакомившихся С. ее опытом.

С. первых лет советской власти в сфере образования проявились многие негативные черты, которые стали в скором времени доминирующими в отечественных педагогических традициях. К их числу относятся: безраздельное господство коммунистической идеологии, нетерпимость к инакомыслию, возведение в абсолют классово-партийного подхода. Очень скоро были раздавлены ростки "свободного воспитания" С. их "внеклассовым гуманизмом" и "апологией индивидуализма"; подверглась осуждению либерально-буржуазная традиция, громогласно заявлявшая о приоритетности прав личности. Самобытные православно ориентированные педагогические традиции были похоронены вместе С. церковной и религиозно-философской педагогикой, которые в принципе были неприемлемы для атеистического общества, отказавшегося от самой идеи Бога.

Многие особенности советской педагогики периода ее становления сохранились и развились в последующие десятилетия. Так, например, образование и педагогическая мысль были строго унифицированы, втиснуты в жесткие рамки, определяемые партийно-правительственными директивами. Вопрос о национальной специфике педагогических традиций на сущностном уровне был снят: проблему перевели в плоскость классовой борьбы, насаждения марксистско-ленинской идеологии.

Кроме того, советская социалистическая школа и педагогика - в условиях признания неизбежной гибели "мирового капитала" и всемирной победы коммунистической революции - рассматривались как высшее и безусловное достижение всемирного историко-педагогического процесса. В этом контексте они приобретали качество того идеала, к которому неумолимо двигалось все человечество, который должен был послужить прообразом для школы и педагогики грядущей мировой коммунистической цивилизации (следует признать, что во всех социалистических странах в основу национальных моделей образования был положен опыт СССР). Правда, при этом динамика педагогических традиций в Советском Союзе ориентировалась на стереотипы, присущие Западной цивилизации эпохи индустриального общества. Однако в условиях советского строя, безусловно, возобладали тенденции, направленные на унификацию общественной жизни, воспроизводство "человека-винтика", преданного режиму исполнителя, что вполне соответствовало идеологии тоталитарного государства. Эта тенденция, характерная для "машинной" цивилизации, была крайне антигуманной, и на Западе, С. его традициями гражданского общества, индивидуальной свободы, демократии, были предприняты серьезные и весьма эффективные шаги к ее преодолению (например, дьюистская школа в США 20-50-х гг.).

Наконец, следствием индустриализации, коллективизации, культурной революции, ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного образования, активной антирелигиозной пропаганды стало разрушение традиционного уклада патриархально-общинной сельской жизни, связанного с ним менталитета. Массовая школьная практика насаждала стереотипы, выработанные коммунистической идеологией, взявшей на себя функции и науки, и религии.

В 30-е годы в СССР утвердилась "школа учебы", как наиболее адекватная задачам тоталитарного общества образовательная модель. Она во многом., опиралась на опыт дореволюционной массовой школы, наполняя его прежде всего новым идеологическим содержанием. "Идеологические структуры государства, - отмечают И. Ремезова и Т. Никитина, - стали регулировать отношения советской системы образования С. мировой культурой, С. культурными традициями своего народа. И этот "ход" можно в какой-то степени понять, но не оправдать. "Вложить" очень сложный мир в головы полуграмотного народа можно было, только упростив многие проблемы, превратив их в идеологические схемы, стереотипы, ориентирующие "нового человека" в новом мире. Человека избавили от личного опыта душевной работы... Государственная организация образования подчинила себе волю и сознание человека, сделала его послушным орудием достижения своих целей. Следствие этого - переориентация интересов учащихся: не открывать и "производить" знания через личный опыт жизни, а потреблять готовые образчики знания... Образование становится нормативно-обязательным, формально - принудительным; оно олицетворяет не "внутреннее беспокойство духа", а его окостенение, омертвение. Образование становится отчужденным от человека" 27 .

Развивающаяся преимущественно в русле авторитарных традиций, советская педагогика приобрела после постановления "О педагогических извращениях в системе наркомпросов" (1936 г.) уникальное качество бездетной . Этот документ, формально направленный против педология (педологию В.В. Давыдов определяет как "междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка" 28), закрепил проявившуюся уже в 20-е годы тенденцию отказа от целостного рассмотрения человека, свободно и сознательно осваивающего и преобразующего мир в процессе творческой деятельности. Ребенок превратился в пассивный объект педагогического воздействия, формирующего личность на основе партийных директив. В результате оказалась разрушена педагогическая антропология - системообразующий стержень наук о воспитании и образовании, резко снизились эффективность и гуманистическая направленность педагогических исследований.

30-е годы исказили не только "природу" педагогического знания, лишенную антропологической основы, но окончательно утвердили новый подход к определению идеалов воспитания, не имеющий ничего общего С. гуманистическими традициями, столь сильными в отечественной дореволюционной педагогике. В этой сфере, пишет Л.А. Степашко, "наметились тенденции жесткого определения качеств личности, формируемых в педагогическом процессе, отношения к человеку С. точки зрения его "нужности", "полезности" советскому обществу - носителю социальных, прежде всего/производственных", функции, - утрачивалось представление о самоценности личности, отчетливо сформулированное в "Декларации о единой трудовой школе" (1918 г). Позиции такого рода преобладали в педагогических дискуссиях, а политическая, идеологическая, нравственная атмосфера этих лет способствовала их укоренению на десятилетия. В конце 30-х гг. уже не считалось парадоксальным сочетание в характеристике цели воспитания, С. одной стороны, понятия "всестороннее развитие личности коммунистического общества", а С. другой - "подготовка кадров социализма". Перечень качеств, которые необходимо формировать у юной личности в процессе воспитания, был составлен, исходя из высказываний Сталина о "типе ленинца" или из характеристики "новых людей в СССР" 29 .

Указанные тенденции привели к тому, что образование, несмотря на формально провозглашенный идеал воспитания всесторонне и гармонически развитой личности, на деле превратилось в формализированный процесс. подготовки кадров, заведомо направленный на формирование "частичных", "специализированных" людей. "Школа учебы", утвердившаяся в СССР в 30-е годы, так же как и обслуживавшая ее педагогика, вызвали резкое неприятие со стороны западных педагогов, восхищавшихся советским образованием в предшествующее десятилетие. Это было неприятие не коммунистических идеалов, которые абсолютно доминировали и в 20-е годы, а антигуманных, авторитарных педагогических установок, отказа от целостного подхода к ребенку, стремления максимально формализировать учебно-воспитательный процесс, мешающего творческому свободному развитию и самовыражению личности.

Те успехи советской школы, на которые обратил внимание Запад в конце 50-х годов, были успехами школы тоталитарного индустриального общества, максимально соответствующими его внутренней сущности. Советскому образованию удалось уйти от многих проблем и противоречий, над которыми билась Западная цивилизация в попытке преодолеть тенденцию унификации человека, превращения его в функцию огромной социальной машины. Тип личности, порожденный советской индустриальной цивилизацией, оказался совершенно бесперспективным для постиндустриального западного общества; столь же бесперспективной оказалась и система воспроизводства этого типа личности, включающая в себя образовательные институты. Несмотря на все попытки преодолеть излишний формализм в образовании, приблизить советскую школу к жизни, привнести в ее содержание и формы элементы "школы труда", ситуация до конца 80-х годов оставалась в своей основе неизменной.

Регресс. советского образования в 70-80-е гг. подтверждают данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ): С. третьего (1953-1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х годов по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР - 17%, США и Канаде - 57-60%). Эти данные, С. и т.д.................

16 октября 1918 г. были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Среди педагогической общественности декреты были известны под названием «Декларация о единой трудовой школе». Они провозгласили новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.

Разработка «Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовой школе» проходила в течение 1918 г. в Государственной комиссии по просвещению под руководством общественных и партийных деятелей: А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского. В августе 1918 г. проект «Положения» был единогласно одобрен I-м Всероссийским съездом по просвещению.

«Декларация о единой трудовой школе» подчёркивала связь школы с политикой, как главный принцип советской педагогики. Особое внимание в ней уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность школы всех ступеней; ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения; школа объявлялась светской. Создавалась единая школа с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет, 2-я ступень - 4 года; вводилась политехнизация школы.

В построение новых программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. Содержание и методы учебной работы, провозглашённые «Декларацией», требовали учёта интересов учащихся, их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Декларации» указывалось на большую воспитательную роль детского физического труда, рекомендовался производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе; назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны были овладеть школьники 1-й ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению и музыке. В «Декларации» также провозглашалось уважительное отношение к детям. Учащимся предоставлялись широкие возможности для проявления инициативы, создавались ученические организации с широкими полномочиями.

Основной целью новой школы объявлялось обеспечение всех слоёв населения равным средним и высшим профессиональным образованием, необходимым в условиях ускоренной индустриализации страны. «Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней», - подчёркивалось в «Декларации».

Лит.: Блонский П. П. Трудовая школа (1919) // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. М., 1979; Котряхов Н. В., Холмс Л. Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932 гг.). Киров, 1993; Левитин С. А. Трудовая школа. Т. 1. M., 1919; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док-тов 1917-1973. М., 1974; Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г. // Народное образование. 1999. № 10. С. 40-47; Панченко О. Г., Бирич И. А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики). М., 2003; Синицкий Л. Д. Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом. М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей под ред. M. M. Рубинштейна. Л., 1925; Ястер И. В. Народное образование в рамках культурной политики большевиков в 1920-е гг. // Новейшая история Отечества ХХ-Х XI вв. Сб. научных трудов. Саратов, 2006. Вып. 1. С. 282-291; Ястер И. В. Становление начальной школы и проблемы содержания образования в 1917-1934 гг. // Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. научных трудов. Саратов, 2004. С. 5-10.

См. также в Президентской библиотеке:

Принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения // День в истории. 25 июля 1930 г .



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...