Гендерное воспитание ребенка в семье. Гендерное воспитание в семье

Обращение к отцам на межрегиональной конференции "Трансформация роли отца в условиях формирования осознанного родительства", Уфа, декабрь 2015 года.

Уважаемые мужчины, отцы, гости и участники конференции!

Сегодня мы говорим с вами о гендерном воспитании детей в семье. Для тех людей, которые редко соприкасаются с педагогикой или психологией, словосочетание «гендерное воспитание» замысловато и непонятно. А понятие «осознанное родительство» для многих уже стало привычно. И интерес к нему активно растёт и у мужчин, и у женщин, желающих ладить с детьми и строить отношения в семье на основе любви и взаимопонимания. И одной из основ осознанного родительства является гендерное воспитание в семье.

В российской педагогической науке на стыке XX-XXI столетий появилось новое направление — гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер».

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Он формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Таким образом, гендерное воспитание — это организация воспитания в семье с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе их взросления и полоролевой социализации.

Тема гендерного воспитания становится очень популярной в современном обществе. Это объясняется тем, что социальные роли мужчины и женщины стали стираться, разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. Происходящее стало причиной многих конфликтов в семьях, вызвало непонимание, напряжение в семейных отношениях между мужчинами и женщинами и, соответственно, между родителями и детьми. Женщины зачастую берут на себя мужские обязанности, выполняют функцию мужчины. А некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность исполнять роль главы семьи и постепенно превращаются в «потребителей», возложив все обязанности по воспитанию детей на женские плечи.

Иногда женщины неосознанно стимулируют этот процесс отсутствием доверия к мужчинам. Отсутствие веры в мужчину является причиной многих конфликтов в семье. Я неоднократно в этом убеждалась на практике, в ходе проведения личных консультаций и чувственного практикума . Более того, на практикуме женщины выявили для себя, что недоверие к мужчине является для многих из них большим препятствием в создании счастливой семьи. А если семья уже создана, то неверие может стать причиной развода.

Что же происходит с нашими детьми на этом фоне? Обратимся к выступлению Захаровой И.Н. на семинаре педагогов ДОУ г. Волгограда 17 января 2013 года:

«На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка , не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность».

Как же так получилось, что мы допустили происходящие с нами и детьми?

Безусловно, сыграли роль исторические события, революции, войны, восстановление жизнедеятельности страны, активное освоение новых территорий, смешение профессий. Но это только видимый, «верхний слой» причин феминизации мужчин и «омужествления» женщин.

Есть более глубокие причины, чем те, которые очевидны для всех. Главной же причиной происходящего является тот факт, что мы «отгородились» от природы. Дело в том, что многие психологические проблемы у человека возникают именно тогда, когда у него нет поддержки от сил Земли . Вследствие этого нарушается мужская или женская природа самого человека. Мы построили большие города, оторвались от природы и перестали себя слышать, чувствовать своё тело, душу в погоне за современными материальными благами. Мы находимся в гонке за машинами, квартирами, возможностями, успехом в обществе, признанием, значимостью, известностью и т.д. Живём в небоскрёбах, практически перестали ходить пешком, и этот список можно продолжать. Мы не только живём в состоянии «унисекс», но и постепенно превращаемся в роботов. Но сколько бы мы ни говорили о проблематике, делу улучшения нашей жизни это не поможет. Когда мы проблему переводим в разряд задачи, то ситуация становится решаемой. Поэтому предлагаю переключить нам сейчас своё внимание с проблем на задачи.

Итак, первая задача: Вернуть связь с природой.

Мы все родились на Земле. И сама Земля часто нам подсказывает, как нам на ней жить.

Устройство природной системы — это пособие по выстраиванию взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Для того, чтобы это увидеть и осознать, нам всего лишь следует внимательно оглядеться в природе, понаблюдать за ней, исследовать её с Любовью, без вторжения, в качестве наблюдателя. Затем перенести в свою человеческую жизнь принципы экосистемы (природного комплекса, образованного живыми организмами, связанными между собой обменом веществ и энергией), синхронизируя себя, своё тело, сознание с ней и её ритмами.

Мы не только отделили себя от природы, но и научно «закопались» в лабораториях, хитросплетениях внутренних психических процессов, вместо того, чтобы шире открыть глаза и посмотреть вокруг. Всё, что нас окружает в природе, есть и внутри нас. Познавая природу Земли, мы познаём и свою человеческую природу. Когда глубоко осознаем, что мы часть природы и неотделимы от неё, нам легко и просто будет выстраивать все социальные и межличностные связи так же, как они существуют в природе.

Самый лучший для меня учебник по психологии — это окружающая природа. Эта абсолютно откровенная и легкодоступная «книга» стала для меня кладезем мудрости и большим подспорьем в оказании психологической помощи людям.

Безусловно, много исследователей изучают природу, но эти знания зачастую научны и очень «далеки от народа». Наука пока разговаривает на своём специфическом языке, непонятном для большого количества людей, хотя она и развёрнута к людям, и очень старается привнести в наше общество блага.

И сейчас нам всем, не только научным деятелям, и мужчинам, и женщинам очень важно о «сложных» вещах научиться говорить просто. Это тоже очень важная задача в построении счастливых отношений в семье.

Следует максимально приблизить гендерологию к жизни. Сделать её понятной и доступной для всех, и для детей в том числе. В школе дети изучают экосистему, её устройство, а родителям важно провести параллель с организацией человеческих отношений. На примере окружающего мира показать, как строятся отношения между полами.

Нам, взрослым, самим важно осознать, что мужчины по своей сути более активны в физическом проявлении, женщины — в психоэмоциональном. Соединяясь вместе, мы образуем гармонию. Своими отношениями мужчина и женщина складывают в единое целое разности. Природа вложила и в мужчин, и женщин свой естественный инструментарий для построения счастливой и бесконфликтной жизни. Она дала нам прекрасные тела, психику, наделила разумом и сознанием. Более того, талант строить доброжелательные отношения друг с другом, с детьми и со всеми людьми на Земле нам тоже подарены природой. Эти способности вложены в нас изначально. Но только далеко не все люди пока осознают эту простую истину. Нам самим следует её постичь и затем передать нашим детям. Это ещё одна важная очередная задача.

Всё, о чём я пишу, основано на многолетней практике психологического консультирования и ведения развивающих тренингов для женщин и чувственных практикумов по раскрытию женственности, улучшению семейных отношений. Всё, что делаю в своей профессии я, и то, что мы реализуем совместно с мужем в творческом взаимодействии с людьми в «Мастерской Счастья», направлено на раскрытие природной мудрости, данной всем от рождения.

И ещё очень важен тот факт, что самой Землёй создаются наикомфортнейшие условия для нас, чтобы мы жили здесь счастливо. Безграничная красота природы, её моря и океаны, горы и равнины, её вкусные угощения фруктами, овощами, злаками, орехами, её богатые недра. Наблюдая за природой, за её процессами, мы познаём устройство жизни на Земле, мы познаём свою природу, мужскую или женскую. Всё устроено на земле так, чтобы человеку здесь жилось хорошо. Да и сама жизнь устроена мудро. Один из главных смыслов жизни человека здесь на Земле — это общение и построение добрых отношений с окружающими людьми. И мы все наделены этим талантом, без исключения. Его просто нужно раскрыть в себе и показать на собственном примере своим детям.

А ведь каждый рождённый на земле ребёнок — это чистое и чувствующее существо. Каждый ребёнок включает в себя всё разнообразие земного мира и безграничность космоса. Но насколько всё это богатство раскроется, распакуется в ребёнке и проявится — это напрямую связано с ролью родителей в его жизни. Вся информация обо всём хранится в ребёнке в виде "скрытых файлов", потенциалов.

Осознанно воспитывая своих детей, мы помогаем им извлекать из своего внутреннего мира жизненно важные файлы. В семье осознанных родителей дети естественным образом познают себя и окружающий мир, перенимая опыт своих родителей. Главное — им не мешать.

Важно родителям в первую очередь смотреть на себя, друг на друга, на собственные проявления, как мужчины и как женщины.

Именно на этот аспект родительства мы обращаем внимание участников чувственного практикума . Хочу обратить и ваше внимание на отношения между мужчиной и женщиной, как на важнейшую задачу в реализации гендерного воспитания в семье.

Образ жизни родителей, их взаимоотношения между собой и окружающими, их поведение, мысли, переживания и поступки — это те условия, в которых ребёнок развивается и раскрывает свои таланты, способности, красоту своего духовного мира. Но так бывает не всегда. Часто маленькое существо попадает в противоречия своего гармонично сложенного природой мира и деструктивного родительства взрослых.

Бывает, вместо того, чтобы поддерживать раскрытие талантов ребёнка в различных областях жизни, родители своим примером демонстрируют, как можно жизнь сократить, заработать болезни, создать себе препятствия. Однажды я наблюдала такую картину: отец с бутылкой пива в руках очень жёстко отчитывал свою дочь за то, что она курит. Дочь не перестала курить, впрочем, как и её отец продолжает по вечерам пить по бутылочке пива. Девочка знает о вреде курения, даже уже падала от этого в обморок, но курить продолжает — по одной, две сигареты в день. Сколько бы отец не внушал своему ребёнку о вреде курения здоровью, его собственный пример нагляднее всяких слов.

Итак, роль родителей в жизни детей — создать условия для естественного проявления мужской или женской природы ребёнка и оказать помощь в максимальном раскрытии потенциалов, вложенных в человеческое существо природой, мужских или женских качеств. И это первозадача осознанных родителей. Когда в семье основное внимание уделяется этой задаче, то все остальные решаются легко. Дети здоровы, с желанием учатся в школе, общительны, социализированы, успешны, счастливы и талантливы.

Решение этой задачи начинается с самовоспитания родителей и с развития женственности в женщине и мужественности в мужчине, с осознания мужчиной и женщиной своих функций в семье, в жизни, своих жизненных задач, смыслов жизни, предназначения, миссии, а также с осознания родителями роли самого ребёнка в семье.

Появление ребёнка в семье — это новый виток в личностном развитии каждого члена семьи, мама раскрывается как женщина, отец — как мужчина.

В момент самих родов в мужчине происходит естественная инициация мужских качеств, а в женщине, соответственно, женских.

А также происходит естественная «распаковка» внутренних потенциалов мужчины и женщины, что в дальнейшем благоприятно влияет на все сферы их жизни, включая физическую, психоэмоциональную, духовную, ментальную или умственную, профессиональную, социальную и т.д.

И это очень важный момент в жизни семьи, именно он влияет на то, как в дальнейшем родители совместно будут воспитывать мальчика или девочку. Если мама чувствует себя женщиной, осознаёт свою женскую функцию, то и в своём ребёнке она будет видеть либо мужчину, либо женщину. Когда мужчина осознаёт свою функцию и свою роль в воспитании ребёнка, то воспитание в такой семье происходит достаточно успешно. Самоосознание себя мужчиной или женщиной — эта та основа, на которой строится гендерное воспитание детей в семье. В момент появления ребёнка в семье, если он прожит глубоко и осознанно родителями,происходит естественная активация гендерного подхода к воспитанию детей в семье.

Приведу пример из практики взаимодействия с осознанными родителями. В одной семье родился мальчик. Родители подошли к рождению очень осознанно, они год готовились к зачатию, женщина вынашивала ребёнка при поддержке мужчины, соответственно, проживали и совместные роды. Отец принял мальчика сам, как было изначально в традициях наших предков.

Роды — это интимный процесс пары, так же, как и зачатие.

Принимая малыша из лона жены, отец пережил целый спектр различных чувств и ощущений, до того момента ему неизвестных. Это была мощнейшая волна, которая нахлынула на него, по ощущениям — это был сильнейший прилив сил, ни с чем не сравнимый. И первое, что он сказал жене: "Мужчина родился". Безусловно, он думал о первой встрече с малышом, но не предполагал, что первое своё обращение к ребёнку начнёт со слова "Мужчина". Это произошло спонтанно, слово само вышло из души отца. Врят ли в это время он подбирал слова умом.

Родители стали более детально изучать основы гендерного воспитания и начали применять его в своей семье. Эта семья пришла к гендерному подходу вроде бы интуитивно, спонтанно, но на самом деле, оно стало естественным продолжением непрерывного процесса саморазвития мужчины и женщины, уже в новых ролях — отца и матери.

Из этого примера мы видим, что природа всё предусмотрела, наша задача её не нарушать, а поддерживать, включая отца в процесс родов . Мы ищем методики, технологии, как ввести правильно, мудро в семью гендерное воспитание. И возвращение в семью совместных естественных родов станет важным этапом вхождения осознанных родителей в процесс гендерного воспитания своих детей. Родители будут проживать важный жизненный процесс объединения семьи, где каждый из них принимает активное участие, при этом выполняя свои мужские или женские функции.

Осознав глубину данной задачи, мы с мужем приняли решение в 2016 году провести ряд чувственных практикумов , где участники смогут перепрожить своё собственное рождение, рождение своих детей и смоделировать будущие естественные роды счастливых и здоровых детей.

Рассмотрим ещё один аспект роли ребёнка в семье. С появлением в семье детей происходит укрепление, улучшение межличностных отношений мамы и папы, как мужчины и женщины. Природа более разумна, чем мы предполагаем. В семье появляется ребёнок именно того пола, который важно укрепить в данное время, в этой конкретной семье. Получается, что ребёнок — это своеобразная группа поддержки для кого-то из родителей . Если в семье родилась девочка, то это значит, что мама в данный момент времени находится на этапе активного раскрытия своей женственности, чем когда -либо. Для мужчины — это тоже великое благо. Дочь, усиливая мать, помогает и мужчине-отцу проявиться в жизни ещё большим творцом-мужчиной и самореализоваться в жизни.

Сейчас для всех уже не секрет, что женщина своим состоянием существенно влияет на реализацию мужа в жизни, на воплощение его замыслов и идей. И роль женщины велика во всех делах мужа. Женщина вкладывает свою энергию, душу во всё, что вершит её муж. Объединяясь, они с дочерью наполняют мужчину Любовью в ещё большем количестве. Взращивание дочери по-женски помогает и самой женщине раскрывать свои женские качества, соответственно женщина транслирует в поле семьи своё новое женское состояние. Принимая свою жену в новом качестве женщины-матери и её преображённую женственность, мужчина-отец соответствующе относится и к своей дочери, создавая самые благоприятные условия для развития женщины в девочке.

Таким образом, появление в семье ребёнка того или иного пола существенно влияет и на саморазвитие родителей.

Новый родившийся ребёнок объединяет род физически — на бытовом уровне в заботе о нём, и энергетически — вокруг ребёнка формируется поле Любви, в котором всем родственникам эмоционально и ментально комфортно. Задача родителей при формировании этого поля включить в него всех близких родственников, старших детей, бабушек и дедушек. В этот момент формируются новые взаимосвязи с предшествующими поколениями и с уже рождёнными детьми. Родителям следует обратить своё внимание на то, как они сами относятся к старшему поколению. Важно поддерживать в бабушках состояние женщины, а в дедушках — мужчины.

Иногда бывает, что в семьях бабушка, придя к этому статусу, становится просто бабушкой, бесполым существом, она — няня, помощница. Состояние женщины в ней стирается. Её главная задача — облегчить жизнь своей дочери или сыну, переняв часть заботы об их ребёнке. То же самое может происходить и с дедушками.

Осознанным родителям важно создать условия, в которых все поколения будут чувствовать, проявлять себя, прежде всего, как мужчины и женщины. Ребёнок естественным образом будет перенимать мужское или женское из среды, где проявлены обе ипостаси. Первостепенно следует обращать своё внимание на межличностные родовые отношения, на то, как все родственники между собой общаются, как они позиционируют себя, свою социальную роль в семейной среде. И это важная задача родителей — окружить ребёнка не просто братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, тётями и дядями, а мужчинами и женщинами.

Более того, вспоминая народную мудрость "Бог даст ребёнка, даст и на ребёнка", хочется отметить ещё один важный факт. Когда в семье рождается ребёнок, то начинают раскрываться материальные и финансовые ресурсы семьи. Как правило, у отца появляется новая работа или прибавляется зарплата, открываются новые возможности и т.д., благосостояние семьи начинает расти. Безусловно, максимальный рост доходов происходит в тех семьях, где родители к своей роли относятся осознанно. Но и в тех семьях, где воспитание детей социально традиционное или интуитивное, тоже наблюдается рост достатка. И здесь очень важно, чтобы родители правильно распределили свой вклад в развитие семьи.

Иногда бывает так, что отец, прочувствовав рост финансового прихода в семье, начинает уделять этому вопросу больше своего внимания, как наиболее приоритетному в жизни. Его вдохновляет рост реализованности в материальной сфере, и он воспринимает это, как собственный успех, забывая о включенности в этот процесс всей семьи и непосредственно самого ребёнка. Такая ситуация приводит сначала к напряжению в отношениях между родителями ребёнка, затем к отдалению родителей друг от друга, энергетического, эмоционального спада матери и, соответственно, к болезням ребёнка, так как мать и ребёнок связаны тесно. Ребёнок чувствует состояние матери и перенимает его. Своими болезнями мудрое божественное маленькое существо старается привести семью в гармонию и равновесие, вернуть отца в семью. Мы предполагаем, что обладаем большим опытом жизни на Земле, а получается, что дети наши ещё более мудры, чем мы.

Многие родители воспринимают ребёнка, как данность, как некую человеческую обязанность, традицию продолжения жизни на земле. А так ли это на самом деле?

Предлагаю более детально определиться с тем, кто такой ребёнок, зачем дети рождаются именно в семье. Казалось бы, это самые простые вопросы. И есть различные традиционные, научные, психологические аспекты рассмотрения понятия "ребёнок". Они общеизвестны, и об этом можно прочитать в психологических учебниках, в учёных трудах.

Часто в теоретических выкладках науки мне было трудно найти ответы на многочисленные жизненные вопросы по улучшению взаимодействия с детьми. Даже применение современных прикладных методов психологии, психотерапии не давали желаемый результат до той поры, пока ребёнок воспринимался мной и родителями, как социальный субъект, которому нужно помочь адаптироваться к социальной среде, приспособиться и научиться жить в обществе людей.

Я исследовала вопрос эффективности психологической помощи родителям и детям. И когда вышла на первопричину, моя помощь людям в улучшении отношений с детьми стала более эффективной.

Я увидела, что дети — это не просто продолжение жизни на земле, дети — это формирование новой жизни на Планете Земля . Именно от этого постулата и стоит исходить. Это не они нас не понимают, когда мы их воспитываем, даже применяя современные методы. Это мы не принимаем детей с их большей мудростью, чем у нас.

Вы только вдумайтесь, прочувствуйте в своем сердце, что каждый родившийся ребёнок — это уникальность, новая важная частичка общей картины жизни. С каждым ребёнком на земле проявляется огромное количество энергии. Вы только представьте, сколько задействовано сил в создании, развитии и рождении одного ребёнка. Это колоссальный труд всей безграничной вселенной, звёзд, планет, галактик, нашей солнечной системы. В каждого ребёнка вложена информация о жизни всех предыдущих поколений, весь объём человеческого опыта, который накапливали люди за всё время жизни на Земле.

Мама и папа предоставляют ребёнку тело и возможность проявить новому родившемуся на земле человеку всё то богатство, которое вкладывается в него всеми силами — и физическими, и духовными, и энергетическими, и теми, которые человеческому сознанию даже трудно воспринять в силу нашей ограниченной ментальности. Вы только представьте — соединяются две клеточки, мамина и папина. Начинается ювелирная работа по созданию нового человека, которая не заканчивается с актом рождения, а продолжается на протяжении всей жизни. Вроде бы учёными многие процессы развития человека изучены, но многое остаётся до сих пор тайной, и у учёных объяснений нет. Я преклоняюсь перед мудростью природы, перед её талантом в деле создания человека. Чтобы осознать весь масштаб процесса формирования человеческой жизни на земле, следует обладать сверхсознанием, реальными знаниями устройства вселенной, галактик, солнечной системы и нашей Земли, а не теориями и предположениями.

Я бы очень хотела, чтобы вы на мгновение задумались о том объёме информации, который вложен в ребёнка в момент его появления на Земле. С каждым рождённым ребёнком на Земле проявляется огромный спектр способностей, новых возможностей. Задача родителей осознать тот факт, что их ребёнок — источник безграничной мудрости, талантов и способностей. С этим просто следует согласиться.

А от нас, от родителей, от мужчин и женщин, сейчас важен новый осознанный импульс в создании условий для естественного развития, воспитания детей. Когда мы все глубоко осознаем важность сближения с природой Земли, со своей природой, мужской или женской, объединим наши сердца, умы, сознание и действия, гендерное воспитание в семьях начнёт проявляться, как естественная среда гармоничного развития личности ребёнка. Мы перестанем соревноваться в уме и мудрости со своими детьми, менять их, подстраивать под себя, научимся быть довольными ими, даря Любовь, проявляя к ним уважение, принимая их такими, какие они есть. Вот тогда на Земле точно станет больше счастливых семей и соответственно, счастливых мужчин, женщин и детей.

А моя миссия — проявлять и показывать людям суть происходящих событий и явлений — для меня очень дорога и ценна. И я счастлива, что у меня есть возможность делиться опытом, знаниями со всеми теми людьми, которые идут дорогой Любви, Мира и Радости. Низкий вам поклон, отцы, за всё, что вы делаете для детей и для нас, женщин, за вашу мудрость, Любовь, заботу и поддержку. И благодарю вас всех за то, что вы слушали меня, и, возможно, ваш ум ещё сопротивляется услышанному, но сердце, я это знаю, чувствую, оно откликается. Прислушайтесь к нему, оно точно знает истину.

Также хочу поблагодарить организаторов конференции за их тонкое чувствование жизненно важных процессов нашего общества. Тема отцовства не просто актуальна, сейчас она основополагающее направление в развитии не только института семьи, но и всего человечества.

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

Рада встрече, дорогие друзья!

Когда малыш еще в животе у мамы нам уже с нетерпением хочется узнать кто же там? Мальчик или девочка. У будущих родителей уже есть предпочтение иметь мальчика иди девочку, и конечно же, от этого зависит и модель воспитания.

Современное гендерное воспитание предполагает разный подход в воспитании личности девочек и мальчиков. Давайте разберемся, для чего это нужно, нужно ли вообще и что это такое?

Что это такое?

Гендерное воспитание — это воспитание, с учетом пола ребенка. Формирование качеств, которые присущи либо мальчишкам, либо девчонкам. Дает представление о понятиях, что такое настоящий мужчина и настоящая женщина. Присваивает ребенку социальную важность и помогает выполнять свою роль в обществе взрослому человеку.

Наблюдая за современными детьми можно заметить, что девочки стали грубыми, агрессивными, более инициативными и перенимают модель поведения, близкую для мальчика. Мальчики в свою очередь стали мягкими, не способными постоять за себя и отстоять свое мнение, перенимают женский тип поведения. Отсутствует уважение к женскому полу.

Не происходит распределение ролей для каждого пола, так мальчики нуждаются в женской аккуратности и кропотливости, а девочки в мужской силе и помощи. Поэтому родителям важно вносить элементы гендера в воспитание своих детей.

«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.


В семье

Безусловно, это самая важная часть воспитания, которая происходит в семье. И важную и главную роль в этом воспитании играют родители. Их взаимоотношения друг с другом, с братьями и сестрами, к самому ребенку. На наши семьи имеет влияние и наше воспитание и социальные факторы и нравственные и общественные.

Гендерное воспитание дошкольного возраста в семье не предполагает четких и резких разграничений по поводу ролей, отведенных мальчикам или девочкам. Не стоит применять меньше нежности к мальчикам, считая что она им не нужна. А с девочками наоборот сюсюкаться.

Дети и родители должны доверять друг другу, помогать и обсуждать все, что происходит вокруг и с ними.

Особенности воспитания

С мальчиками играть только в мужские игры, а с девочками только в куклы. Нет, такого не должно быть. Здесь, в семье, ребенок должен понимать и женские, и мужские роли. И прежде всего, родители должны стать примером для своих детей мужественности и силы, ответственности, женственности и доброты, любви и ласки. В этом случае вы вырастите полноценную личность.

Гендерные различия детей

Здесь важно с самого рождения понимать, что перед вами не просто несмышленый карапуз, а именно мальчик или девочка. Мальчишки и девчонки разные во всем: они все воспринимают по — разному: видят, слушают, делают.

Половые различия в мозгу уже можно наблюдать на ранней стадии беременности. Мозг девочки и мальчика развивается по своему. У мальчиков меньше связей между правым и левым полушарием. Именно мальчикам полезнее будет развивать левое полушарие, которое предполагает например .


Проведено не мало экспериментов на тему использования полушарий в работе мальчиков и девочек. Так, при решении логической задачи, головоломки, пазла, запоминанию цифр у мальчика задействовано только одно полушарие, у девочки же в работе и левое и правое.

Все это происходит из-за влияния женских и мужских гормонов. Так мужской гормон тестостерон замедляет темпам роста клеток и соединительных связей между полушариями.

У девочек гормон эстроген, наоборот стимулирует это развитие. Поэтому, в результате мы имеем насыщенное межклеточными связями правое полушарие у мальчиков, а связь между полушариями довольно слабая по сравнению с девочками. Отсюда и склонность мальчиков к разбиранию механизмов на составные части, катанию машинок, а потом они все это благополучно разбрасывают.

Отсюда и мальчишенская неуспеваемость в школе, проблемы с решением задач, в которых требуется задействовать оба полушария головного мозга. Нередко мальчики позже начинаю говорить, редко общаются о чувствах, не способны анализировать и систематизировать, а готовы все разломать и убежать прочь. У мальчиков позже формируются и созревают лобные доли мозга, которые отвечают за контроль, в частности самоконтроль, выполнение нескольких дел одновременно.

Если у них по — разному развивается мозг, значит и формирование психики и чувств, эмоций тоже другое.

Чтобы учитывать особенности физиологические и психологические, придерживайтесь простых советов:

Настоящий мужчина — как его воспитать?


Настоящая женщина — как ее воспитать?


Есть вопросы, где нет гендерного отличия, они присущи любому полу:

  1. Это уважение к взрослым и пожилым
  2. Сострадание, милосердие
  3. Выполнение домашних обязанностей (уборка, стирка, вынос мусора)
  4. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, они совершенно разные.

На этом пока все, буду признательна, если в комментариях отразите свое мнение.

Ольга Вокуева
Гендерное воспитание девочек и мальчиков

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА : «Гендерное воспитание мальчиков и девочек »

По результатам анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит формирование гендерной идентичности . Многие педагоги посвятили этой теме научные труды, мнения различны. Тем не менее ученые считают – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше , чем у девочек , математические способности, но при этом мальчики более агрессивны , чем девочки .

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики . Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными процессами. На девочек более влияет наследственность, а на мальчиков – среда . У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие . Вопросов очень много, но ученые единодушны в одном – гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.

В учебном пособии по гендерной психологии Т . В. Бердас назвала особенности о преимущественности детей того или иного пола :

По показаниям роста преимущество у мальчиков , но более раннее созревание у девочек ;

Существуют различия в моторике мальчиков и девочек , никогда не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона.

В возрасте 3-4 и 5-9- лет девочки превосходят в зрительно- пространственных способностях;

В старшем дошкольном возрасте отмечается преимущество девочек в произвольном внимании, в речевых способностях, в интересе к занятиям;

- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;

- мальчики эмоциональны так же , как и девочки , но скрывают свои эмоции и превосходят девочек по открытой , физической агрессии;

Самооценка более устойчива у мальчиков , чем у девочек ;

Стремление отделиться от противоположного пола, появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков на четвёртом ;

На основании этого, становится очевидным, что различия между девочками и мальчиками существуют , и они не должны оставаться незамеченными как родителями, так и педагогами.

Социально –эмоциональная среда для ребёнка, это не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Женственных мальчиков не принимают мальчики , но охотно принимают девочки , и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки , но принимают мальчики .

Из практики : на занятиях девочки более активны , первыми поднимают руку, стараются ответить полным предложением; мальчики же не торопятся с ответом, ему необходимо больше времени для обдумывания, в результате девочки выглядят более знающими, чем мальчики . В этих случаях не нужно акцентировать не возможность мальчика ответить на вопрос , можно спросить его позже, в индивидуальном порядке. В таких случаях воспитатель может обратиться к родителям, которые дома позанимаются с сыном.

И воспитателям , и родителям важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах построенных на основе слухового восприятия , мальчики плохо воспринимают объяснение слуховое и для них предпочтительнее использовать визуальные средства (зрительные) .

Для девочки важна интонация оценки, публичность (похвала в присутствии других) Для мальчиков важно указать чего он добился (чистить зубы, конструировать и желательно что бы мальчик указал детали конструкции и т. д.). Именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата и получив удовлетворение и радость он готов повторять одно и тоже много раз.

Самым сложным для воспитателя являются потасовки между мальчиками , которые не являются проявлением агрессии, а создают положительный эмоциональный фон. Тут необходимо научиться руководить ими. Например : предложить на перегонки пробежаться, сыграть в хоккей (футбол) друг против друга, предложить отбивать мяч, кто больше и т. д.

Воспитание будущих мальчиков и девочек закладывается не в детском саду, а дома в семье. Нам необходимо вспомнить традиции наших предков. Народные игры, которые мы играем в детском саду, были основаны на приобщение детей к традиционным занятиям (охоте, рыболовству, собирательству) . Не только в играх, но и в совместном труде родители воспитывали девочек и мальчиков . У каждых из них были свои обязанности. Г. Е. Верещагин (педагог –исследователь) писал : «находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети скоро и легко привыкали к работе, а родители незаметно старались подбадривать их…» Самооценка таких детей высокая и гендерная принадлежность формируется естественным путём. В наше время мы часто твердим о равноправии мужчин и женщин. Задумайтесь, а хорошо ли это? Ослабление отцовской власти в семье неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов» , «общество без власти» , в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией» («воспитание ребёнка в русских традициях» Соколова Л. В. Некрасова А. Ф.)

Семья, по- прежнему, остаётся важнейшим институтом социализации ребёнка.

В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание, дают ту опору, которая на многие годы определит характерные особенности личности.

Публикации по теме:

Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия: Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

Наступил первый месяц зимы и в рамках нашей программы мы провели занятие по изобразительной деятельности. Тема "Украшение свитеров для мальчиков.

Консультация для родителей «Как хвалить мальчиков и девочек» Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики разные с самой колыбели. Быть любимой – жизненная необходимость каждой женщины. Эта потребность.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние советской системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, отсутствие мужчин-педагогов в школе и другие.

Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.

Воспитатели детских садов уже накопили определенный опыт в данной теме. В детском саду создаются условия для культивирования мужских и женских интересов, например, уголки для сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек. Педагоги включают в образовательную деятельность игровые ситуации, сказки, обсуждение мультфильмов – эти и другие формы работы помогают формировать гендерную принадлежность дошкольников.

Особенности гендерного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику.

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения "он" или "она". При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила).

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли.

К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.

Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

В рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...