Характеристика системы международных отношений. История международных отношений и внешней политики

План:

1. Эволюция системы международных отношений.

2. Ближний Восток и религиозный фактор в современной системе международных отношений.

3. Интеграция и международные организации в системе международных отношений.

4. Законодательные акты мирового и регионального значения.

5. Особенности современной международной системы и место России в ней.

После Второй мировой войны, как мы уже знаем, сформировалась двухполюсная система международных отношений. В ней в качестве двух сверхдержав выступали США и СССР. Между ними – идеологическое, политическое, военное, экономическое противостояние и соперничество, которые получили название «холодной войны». Однако ситуация начала меняться с перестройки в СССР.

Перестройка в СССР оказала существенное влияние на международные отношения. Глава СССР М. Горбачев выдвинул идею нового политического мышления. Он заявил, что главной является проблема выживания человечества. Ее решению должна, по мнению Горбачева, подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли переговоры на высшем уровне между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим. Они привели к подписанию двусторонних переговоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 1987 году и об ограничении и сокращении наступательных вооружений (СНВ – 1) в 1991 году. Способствовало нормализации международных отношений и вывод ктнтингента советских войск из Афганистана в 1989 году.

После распада СССР Россия продолжила прозападную, проамериканскую политику. Был заключен ряд договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству. К таким договорам – СНВ-2, заключенный в 1993 году. Последствия такой политики – в понижении угрозы новой войны с использованием оружия массового поражения.

Распад СССР в 1991 году, который был закономерным итогом перестройки, «бархатные» революции в Восточной Европы в 1989 – 1991 гг., последовавшие за ними распад ОВД, СЭВ, социалистического лагеря способствовали трансформации системы международной системы. Из двухполюсной она превратилась в однополюсную , где главную роль играли США. Американцы, оказавшись единственной сверхдержавой, взяли курс на наращивание своего вооружения, в том числе и новейшего, а также продвигали расширение НАТО на Восток. В 2001 году США вышли из Договора по ПРО 1972 года. В 2007 году американцы объявили о размещении систем ПРО в Чехии и Польше, рядом с РФ. США взяли курс на поддержку режима М. Саакашвили в Грузии. В 2008 году Грузия при военно-политической, экономической поддержке США, совершила нападение на Южную Осетию, напав на российских миротворцев, что грубо противоречит нормам международного права. Агрессия была отражена российскими войсками и местными ополченцами.

Серьезные изменения произошли в Европе на рубеже 80-90-ых годов двадцатого века. В 1990 году произошло объединение Германии . В 1991 году были ликвидированы СЭВ, ОВД. В 1999 году в НАТО вступили Польша, Венгрия, Чехия. В 2004 году – Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония. В 2009 году – Албания, Хорватия. Расширение НАТО на Восток, которое не может не беспокоить РФ, состоялось.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Происходили вооруженные конфликты между Арменией и Азербаджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе. Особенно кровопролитными оказались политические конфликты в Югославии. Для них характерны массовые этнические чистки, потоки беженцев. В 1999 году НАТО во главе США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировку этой страны. В 2011 году страны НАТО совершили нападение на Ливию, свергнув политический режим Муаммара Каддафи. При этом сам глава Ливии был физически уничтожен.

Еще один очаг напряженности продолжает существовать на Ближнем Востоке . Неспокойным регионом является Ирак. Сложными остаются отношения между Индией и Пакестаном. В Африке периодически вспыхивают межгосударственные и гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения. Сохраняется напряженность в ряде регионов бывшего СССР. Помимо Ю. Осетии и Абхазии здесь существуют и другие непризнанные республики – Приднестровье , Нагорный Карабах .

11. 09. 2001 года в США – трагедия. Американцы стали объектом агрессии. В 2001 году США провозгласили своей главной целью борьбу с терроризмом. Американцы вторглись под этим предлгом в Ирак, Афганистан, где при помощи местных сил свергнут режим талибов. Это привело к многократному росту торговли наркотиками. В самом Афганистане боевые действия между талибами и оккупационными силами все более усиливаются. Уменьшилась роль и авторитет ООН. ООН так и не смогла противостоять американской агрессии.

Однако очевидно, что США переживает множество проблем, которые подтачивают ее геополитическое могущество. Экономический кризис 2008 года, который начался в США, свидетельствует об этом. Американцы в одиночку не могут решить глобальные проблемы. К тому же, сами американцы в 2013 году оказались в очередной раз на гране дефолта. О проблемах американской финансовой системы говорят многие как отечественные, так и зарубежные исследователи. В этих условиях появились альтернативные силы, которые в будущем могут выступить в качестве новых геополитических лидеров. К ним можно отнести Европейский Союз, Китай, Индию. Они, как и РФ, выступают против однополярной международной политической системы.

Однако трансформации международной политической системы из однополярной в многополярной препятсвуют различные факторы. Среди них - социально-экономические проблемы и разногласия между государствами, входящих в ЕС. Китай, Индия, не смотря на экономический рост, до сих пор остаются «странами контрастов». Низкий уровень жизни населения, социально-экономические проблемы этих стран не позволяют стать полноценными конкурентами США. Это касается и современной России.

Подведем итоги. На рубеже веков наблюдается эволюция системы международных отношений от двухполюсной к однополюсной, а затем – к многополюсной.

В наши дни большое влияние на развитие системы современных международных отношений оказывает религиозный фактор, в особенности – ислам. По мнению религиоведов, ислам – самая сильная и жизнеспособная религия современности. Ни в одной религии нет такого количества верующих, которые были преданы своей религии. Ислам ощущается ими как основа жизни. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для многих.

Однако постоянно растущая угроза со стороны ислама вынуждает все большее количество людей смотреть на мусульман с недоверием. На рубеже 60-7-ых годов двадцатого века начался рост социально-политической активности исламистов на волне разочарования в идеях светского национализма. Ислам перешел в наступление. Исламизацией захвачены образовательная система, политическая жизнь, культура, быт. Отдельные течения ислама на рубеже веков тесно срослись с терроризмом .

Современный терроризм превратился в опасность для всего мира. Начиная с 80-ых годов двадцатого века на Ближнем Востоке большую активность развивают исламские военизированные террористические группы «Хамас» и «Хезболла». Их вмешательство в политические процессы на Ближнем Востоке огромны. «Арабская весна» явно проходит под исламскими знаменами.

Вызов ислама реализуется в форме процессов, которые исследователи классифицируют по-разному. Одним рассматривают исламский вызов как следствие цивилизационного противостояния (концепция С. Хантингтона) . Другие делают акцент на экономических интересах, которые стоят за активизацией исламского фактора. Например, страны Ближнего Востока богаты нефтью. Исходным пунктом третьего подхода выступает анализ геополитических факторов . При этом предполагается, что есть определенные политические силы, которые используют подобные движения и организации в собственных целях . Четвертые говорят о том, что активизация религиозного фактора – это форма национально-освободительной борьбы.

Страны исламского мира длительное время существовали на обочине быстро развивающегося капитализма. Все изменилось во второй половине двадцатого века, после деколонизации, которая прошла под знаком возвращения угнетенным странам независимости. В этой ситуации, когда весь мир ислама превратился в мозаику разных стран и государств, началось быстрое возрождение ислама. Но во многих мусульманских странах нет стабильности . Поэтому очень сложно преодолеть экономическую, технологическую отсталость. Ситуация усугубляется начавшейся глобализацией. В этих условиях ислам становится орудием в руках фанатиков.

Однако ислам – это не единственная религия, оказывающее влияние на современную систему международных отношений. Христианство тоже выступает в качестве геополитического фактора. Вспомним, какое влияние оказала этика протестантизма на развитие капиталистических отношений . Эту взаимосвязь хорошо раскрыл немецкий философ, социолог, политолог М. Вебер. Католическая церковь , к примеру, оказала влияние на политические процессы, проходившие в Польше в годы «бархатной революции». Она сумела сохранить моральный авторитет в условиях авторитарного политического режима и повлиять на то, чтобы смена политической власти приняла цивилизационные формы, чтобы разные политические силы пришли к консенсусу.

Таким образом, роль религиозного фактора на современные международные отношения на рубеже веков возрастает. Тревогу придает тот факт, что он приобретает зачастую нецивилизационные формы, связан с терроризмом и политическим экстремизмом.

Религиозный фактор в форме ислама наиболее ярко проявил себя в странах Ближнего Востока. Именно на Ближнем Востоке поднимают голову исламисткие орагинзации. Такие, например, как «Братья-мусульмане». Они ставят перед собой цель исламизировать весь регион.

Ближний Восток – это название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Основное население региона: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, грузины, азербайджанцы. Государствами Ближнего Востока являются: Азербайджан, Армения, Грузия, Египет, Израиль, Ирак, Иран, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Сирия, Саудовская Аравия, Турция. В двадцатом веке Ближний Восток стал ареной политических конфликтов, центром повышенного внимания со стороны политологов, историков, философов.

Не последнюю роль сыграли в этом события на Ближнем Востоке, получившие название «арабской весны». «Арабская весна» - это революционная волна протестов, начавшаяся в арабском мире 18.12.2010 года и продолжающаяся до сих пор. «Арабская весна» затронула такие страны как Тунис, Египет, Ливию, Сирию, Алжир, Ирак.

«Арабская весна» началась с протестов в Тунисе 18.12.2010 года, когда Мохаммед Буазизи сжег себя в знак протеста против коррупции и полицейского произвола. На сегодняшний день «арабская весна» привела к тому, что в революционной форме были свергнуты несколько глав государств: президент Туниса Зин Эль-Абидин Али, Мубарак, а затем и Мирси в Египте, лидер Ливии Муаммар Кадафи. Он был свергнут 23.08.2011 г., а затем убит.

До сих пор продлжается на Ближнем Востоке арабо-израильский конфликт , который имеет свою предысторию. В ноябре 1947 года ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств: арабского и еврейского . Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. В мае 1948 года было провозглашено государство Израиль, а также началась первая арабо-израильская война. В Палестину вели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 году. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Итак, первая арабо-израильская война 1948-1949 гг. закончилась поражением арабов.

В июне 1967 года Израиль начал военные действия против арабских государств в ответ на деятельность ООП – Организации освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом, созданной в 1964 году с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска продвигались вглубь против Египта, Сирии, Иордании. Однако протесты мирового сообщества против агрессии, к которым присоединился СССР, вынудили Израиль остановить наступление. В ходе шестидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, восточную часть Иерусалима.

В 1973 году началась новая арабо-израильская война. Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 г. и 1982 – 1991 гг. израильские войска вторгались на территорию Ливана для борьбы с палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале двадцать первого века израильские войска покинули Ливан.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добится прекращение конфликта не возымели успеха. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась интифада – восстание палестинцев . В середине 90-ых гг. была достигнута догворенность между лидерами Израиля и ООП о создании автономии в Палестине. Но Палестинская автномия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения. Ситуация обострилась в конце двадцатого-начале двадцать первого века, когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Продолжились взаимные обстрелы территории Израиля и Палестинской автномии, террористические акты. 11. 11. 20004 г. умер Я. Арафат. Летом 2006 года шла война между Израилем и организацией «Хесбола» в Ливане. В конце 2008 года – начале 2009 года израильские войска нанесли удар по сектору Газа. Вооруженные действия привели к гибели сотен палестинцев.

В заключение отметим, что арабо-израильский конфликт далек до своего завершения: помимо взаимных территориальных претензий конфликтующих сторон, между ними наблюдается религиозно-идеологическое противостояние. Если арабы рассматривают Коран в качестве мировой конституции, то евреи – о торжестве Торы. Если мусульмане мечтают воссоздать арабский халифат, то евреи – создать «Великий Израиль» от Нила до Евфрата.

Для современной системы международных отношений характерна не только глобализация, но и интеграция. Интеграция, в частности, проявилась в том, что: 1) в 1991 году было создано СНГ – союз независимых государств, объединяющий бывшие республики СССР; 2) ЛАГ – Лига арабских государств. Это международная организация, которая объединяет не только арабские государства, но и те, которые дружественны арабским странам. Создана в 1945 году. Высший орган – Совет Лиги. В ЛАГ входят 19 арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока. Среди них: Марокко, Тунис, Алжир, Судан, Ливия, Сирия, Ирак, Египет, ОАЭ, Сомали. Штаб-квартира – Каир. ЛАГ занимается политической интеграцией. В Каире, 27.12.2005 г. прошла первая сессия Арабского парламента, штаб-квартира которого находится в Дамаске. В 2008 году вступила в силу Арабская хартия прав человека, которая существенным образом отличается от европейского законодательства. Хартия опирается на ислам. Она приравнивает сионизм к расизму, допускает в отношении несовершеннолетних смертную казнь. Возглавляет ЛАГ Генеральный секретарь. С 2001 по 2011 гг. им был Алер Муса, а с 2011 года – Набиль-аль-Араби; 3) ЕС – европейский союз. ЕС юридически закреплен Маастрихтским договором в 1992 году. Единая валюта – евро. Наиболее важными институтами ЕС являются: Совет Европейского союза, Суд Европейского Союза, Европейский центральный банк, Европейский парламент. Существование подобных институтов говорит о том, что ЕС стремится не только к политической, но и к экономической интеграции.

Интеграция и институционализация международных отношений проявляется в существовании международных организаций. Дадим краткую характеристику международным организациям и сферам их деятельности.

Название Дата Характеристика
ООН Международная организация, созданная для поддержки и укрепления международного мира и безопасности. На 2011 год включала 193 государства. Больше всего взносов – США. Генеральные секретари: Бутрос Бутрос Гали (1992 – 1997), Кофи Аннан (1997 – 2007), Пан Ги Мун (с 2007 по сегодняшний день). Официальные языки: английский, французский, русский, китайский. РФ – член ООН
МОТ Специализированное учреждение ООН, занимающееся регулированием трудовых отношений. РФ – член МОТ
ВТО Международная организация, созданная с целью либерализации торговли. РФ член ВТО с 2012 года.
НАТО Организация Североатлантического договора, крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США, Канада.
ЕС Экономическое и политическое объединение европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию.
МВФ, МБРР, ВБ Международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных соглашений, регулируют валютно-кредитные отношения между государствами. МВФ, МБРР – специализированные учреждения ООН. РФ в 90-ые годы обращалась за помощью в эти организации.
ВОЗ Специализированное учреждение ООН, занимающаяся решением международных проблем здравоохранения. Членами ВОЗ – 193 государство, включая РФ.
ЮНЕСКО Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры. Основная цель – содействовать укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов. РФ – член организации.
МАГАТЭ Международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Международные отношения, как и любые социальные отношения, нуждаются в проавовом регулировании. Поэтому появилась целая отрасль права – международное право, занимющаяся регулированием отношений между странами.

Принципы и нормы, относящиеся к сфере прав человека, разрабатывались и принимались как во внутригосударственном праве, так и в международном праве. Исторически первоначально складывались нормы, регулирующие деятельность государств в период вооруженных конфликтов. В отличие от международных конвенций, направленных на ограничение жестокости войны и обеспечение гуманитарных стандартов в отношении военнопленных, раненых, воюющих, гражданского населения, принципы и нормы, касающиеся прав человека в условиях мира, начали складываться лишь в начале двадцатого века. Международные соглашения в области прав человека подразделяются на следующие группы. В первую группу входят Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека . Вторая группа включает международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. К ним относят Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг, Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны, Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г. Третью группу составляют документы, в которых регламентируется ответственность за нарушение прав человека в мирное время и во время вооруженных конфликтов: приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге, Токио, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998г.

Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в острой дипломатической борьбе между западными странами и СССР. Западные страны при разработке Декларации опирались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г.. СССР настаивал на том, чтобы за основу разработки Всеобщей декларации взяли Конституцию СССР 1936 г. Советская делегация также выступала за включение социальных и экономических прав, а также статей советской Конституцией, в которых провозглашалось право каждой нации на самоопределение. Обнаружились принципиальные различия и в идеологических подходах. Тем не менее, Всеобщая декларация прав человека после длительного обсуждения была принята Генеральной Ассамблеей ООН в виде ее резолюции 10 декабря 1948 г. Поэтому Всеобщая декларация прав человека, содержащая перечень его разнообразных свобод, носит рекомендательный характер. Однако этот факт не принижает значение принятия Декларации: 90 национальных конституций, включая Конституцию РФ, содержат перечень фундаментальных прав, которые воспроизводят положения этого международного правового источника. Если сравнить содержание Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, особенно главу 2 Конституции, где говорится о многочисленных правах человека, личности, гражданина, об их правовых статусах, можно подумать, что российская конституция писалась «под копирку».

Дата принятия Всеобщей декларации прав человека – 10.12.1948 года отмечается как Международный день защиты прав человека. Декларация в переводе с латинского языка означает заявление. Декларация – это официальное провозглашенное государством основных принципов, которые имеют рекомендательный характер. Во Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Включено и положение о презумпции невиновности: человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вине не будет доказана в судебном порядке. Каждому человеку гарантируется также свобода мысли, получение и распространение информации.

Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека через Экономический и Социальный Совет разработать единый пакет, охватывающий широкий перечень основных прав и свобод. В 1951 г. Генеральная Ассамблея ООН, рассмотрев на своей сессии 18 статей Пакта, содержащих гражданские и политические права, приняла резолюцию, в которой постановила включить в Пакт экономические, социальные и культурные права. Однако США и их союзники настаивали на том, чтобы Пакт был ограничен гражданскими и политическими правами. Это привело к тому, что в 1952 г. Генеральная Ассамблея пересмотрела свое решение и приняла резолюцию о подготовке вместо одного Пакта двух Пактов: Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Решение Генеральной Ассамблеи содержалось в ее резолюции от 5 февраля 1952 г., №543. После этого решения ООН в течение многих лет обсуждала отдельные положения Пактов. 16 декабря 1966 г. состоялось их одобрение. Таким образом, Международные пакты о правах человека готовились свыше 20 лет. Как и при разработке Всеобщей декларации, в процессе их обсуждения ярко выявились идеологические разногласия между США и СССР, поскольку эти страны принадлежали к различным социально-экономическим системам. В 1973 г. СССР ратифицировал оба Пакта. Но на практике их не выполнял. В 1991 г. СССР стал участником первого Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах. Россия как правопреемница СССР взяла на себя обязательства соблюдать все международные договоры Советского Союза. Поэтому и неудивительно, что в Конституции РФ 1993 г. говорится о естественном характере прав человека, об их неотчуждаемости с рождения человека. Из сравнительного анализа содержания правовых источников следует, что Конституция РФ закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся не только во Всеобщей декларации прав человека, но и в обоих Пактах.

Переходим к характеристике Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт в переводе с латинского языка означает договор, соглашение. Пакт – это одно из наименований международного договора, имеющее большое политическое значение . Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 году . Отмечаем, что экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством различных стран мира и международными документами. С принятием Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации этих прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права человека на труд (ст.6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст.7), право на социальное обеспечение и социальное страхование (ст.9), право каждого на достойный уровень жизни (ст.11). Согласно Пакту, человек имеет право на достойное вознаграждение труда, на справедливую заработную плату, право на забастовки в соответствии с местным законодательством . В документе также отмечается, что продвижение по службе должно регулироваться не родственными связями, а трудовым стажем, квалификацией . Семья должна находиться под охраной и защитой государства.

Необходимо напомнить, что Международный пакт о гражданских и политических правах был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1996 г. Пакт содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам без каких-либо ограничений. Заметим, что имеется и содержательная взаимосвязь между двумя Пактами: ряд положений, содержащихся в Международном пакте гражданских и политических свобод, касаются вопросов, которые регулируются в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это ст. 22, предусмотревшая право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них, ст. 23-24 о семье, браке, детях, провозгласившее равенство прав и обязанностей супругов . Третья часть Пакта (ст. 6 – 27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь, запрещение пыток, рабства, работорговли и принудительного труда, право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 6 – 9), право на свободу мысли, совести и религии (ст.18), право на невмешательство в личную и семейную жизнь . В Пакте говорится, что все лица должны быть равны перед судом . Значение Пакта состоит в том, что он закрепил принцип современного международного права, в соответствии с которым фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая период военных конфликтов.

Международным сообществом были приняты и факультативные протоколы. Под факультативными протоколами в международном праве понимается разновидность многостороннего международного договора, подписанного в форме самостоятельного документа, обычно в связи с заключением основного договора в форме приложения к нему . Причина принятия факультативного протокола заключалась в следующем. При разработке Пакта о гражданских и политических правах длительное время обсуждался вопрос о процедуре рассмотрения жалоб отдельных лиц. Австрия предложила создать в рамках Пакта специальный международный суд по правам человека. Возбуждать дело могли бы не только государства как субъекты международного права, но и отдельные индивиды, группы лиц, неправительственные организации. СССР и страны Восточной Европы – сателлиты СССР, выступили против. В результате обсуждения вопросов было решено в Пакт о гражданских и политических правах не включать положения о рассмотрении жалоб отдельных лиц, оставив их для специального договора – Факультативного протокола к Пакту. Протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. В 1989 г. был принят Второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Второй факультативный протокол стал неотъемлемой частью Международного билля о правах человека.

Прежде чем говорить о месте и о роли России в современной системе международных отношений, отметим и раскроем ряд особенностей этой системы.

Современные международные отношения обладают рядом особенностей, которые хотелось бы подчеркнуть. Во-первых, международные отношения стали более сложными. Причины: а) увеличение численности государств в результате деколонизации, распада СССР, Югославии, Чехии. Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 находятся в Европе, 49 – в Азии, 55 – в Африке, 49 – в Америке, 26 – в Австралии и Океании; б) на международные отношения стали оказывать влияние еще большее количество факторов : научно-техническая революция «не прошла даром» (развитие информационных технологий).

Во-вторых, неравномерность исторического процесса продолжает существовать . Разрыв между «Югом» («мировой деревней) – слаборазвитыми странами и «Севером» (мировым городом») продолжает увеличиваться. Экономическое, политическое развитие, геполитический ландшафт в целом по-прежнему определяется наиболее развитыми государствами. Если смотреть на проблему уже, то в условиях однополюсного мира – США.

В-третьих, расзвиваются интеграционные процессы в современной системе международных отношений: ЛАГ, ЕС, СНГ.

В-четвертых, в условиях однополюсного мира, рычаги влияние в котором принадлежат США, возникают локальные военные конфликты , подрывающие авторитет международных организаций, и, в первую очередь, ООН;

В-пятых, международные отошения на современном этапе институционализированы . Институционализация международных отношешений выражена в том, что существуют нормы международного права , эволюционирующие в сторону гуманизации, а также различные международные организации . Нормы международного права все глубже проникают в законодательные акты регионального значения, в конситуции различных стран.

В-шестых, увеличивается роль религиозного фактора, в особенности ислама, на современную систему международных отношений. Политологи, социологи, религоведы уделяют повышенное внимание к изучению «исламского фактора».

В-шестых, международные отношения на современном этапе развития подвержены глобализации . Глобализация – это исторический процесс сближения народов, между которыми стираются традиционные границы . Широкий спектр глобальных процессов: научно- технических, экономических, социальных, политических – все теснее увязывают страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и региональные экономики – в единое мировое хозяйство, в котором капитал легко перешагивает государственные границы . Глобализация проявляется также и в демократизации политических режимов. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, современные конституционные системы. В полной мере демократическими к началу двадцать первого века стало уже 30 государств или 10% всех стран современного мира . Следует отметить, что глобализационные процессы породили проблемы, поскольку привели к ломке традиционных социально-экономических структур, поменяли привычный уклад жизни многих людей. Можно выделить одну из главных глобальных проблем – это проблема отношений «Запад» - «Восток», «Север» - «Юг» . Сущность этой проблемы хорошо известна: разрыв в уровне между богатыми и бедными странами непрерывно увеличивается. Остается актуальной на сегодняшний день и самая главная глобальная проблема современности – предотвращение термоядерной войны. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового поражения. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия, Пакистан, провели испытание новых видов ракетного оружия Иран, Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных конфликтах. Об этом свидетельствует применение химического оружия в Сирии осенью 2013 года.

Оценивая роль России в системе международных отношений, необходимо отметить ее неоднозначность , которую хорошо выразил Ю. Шевчук в песне «Моногород»: «сократили державу до фантика, правда, выжил наш ядерный щит». С одной стороны, Россия потреяла выход к морям, ее геополитическое положение ухудшилось. В политике, экономике, социальной сфере – проблемы, которые мешают РФ претендовать на статус полноценного конкурента США. С другой стороны, наличие ядерного вооружения, современных вооруженных средств вынуждают другие страны считаться с россйиской позицией. Россия имеет хорошую возможность заявить о себе в качестве глобального игрока. Все необходимые ресурсы для этого имеются. РФ - полноценный член международного сообщества: состоит в различных международных организациях, участвует в различных совещаниях. Россия интегрирована в различные глобальные структуры. Но в тоже время внтуренние проблемы, главная из которой – коррупция, связанная с нею технологическая отсталость, декларативный характер демократических ценностей, мешают стране реализовать свой потенциал.

Роль и место России в современном глобальном мире во многом определяется ее геополитическим положением – размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Распад СССР в 1991 году ослабил внешнеполитические позиции РФ. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинутой на северо-восток, вглубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов, прямой выход к мировым путям на Западе и Юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота РФ в Севастополе. Бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории.

Особую значимость для России приобрели отношения с западными странами. Объективной базой развития российско-американских отношений явилась взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. В конце 1991 – нач. 1992 гг. Президент РФ Б. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты больше не направлены на объекты США и других западных стран. В совместной декларации двух стран (Кемп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что РФ и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).

Однако, не смотря на все заверения, российское руководство столкнулось с проблемой расширения НАТО на Восток . В итоге – страны Восточной Европы вступили в НАТО.

Российско-японские отношения тоже претерпели эволюцию . В 1997 году руководство Японии фактически объявило о новой дипломатической концепции в отношении РФ. Япония заявила, что она отныне будет отделять проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двухсторонних отношений. Но нервозный «дипломатический демарш» Токио по поводу визита Президента РФ Д. Медведева на Дальний Восток говорит об обратном. Проблема «северных территорий» не решена, что не способствует нормализации российско-японских отношений.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • современную парадигму международных отношений;
  • специфику современного этапа функционирования и развития системы международных отношений;

уметь

  • определять роль и место конкретных акторов в системе международных отношений;
  • выявлять тенденции функционирования системы международных отношений и причинно-следственные связи конкретных процессов в этой сфере;

владеть

  • методикой многовариантного прогнозирования процессов в сфере международных отношений в современных условиях;
  • навыками анализа международных отношений в конкретном регионе мира.

Основные закономерности формирования новой системы международных отношений

До настоящего времени не утихают споры относительно нового мироустройства, образовавшегося после окончания холодной войны - противостояния СССР и США, лидеров социалистической и капиталистической систем. Наблюдается динамичное и полное противоречий становление новой системы международных отношений.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин, выступая перед представителями российского дипломатического корпуса отметил: «Международные отношения постоянно усложняются, сегодня мы не можем оценить их как сбалансированные и стабильные, наоборот, нарастают элементы напряженности и неопределенности, а доверие, открытость остаются, к сожалению, часто невостребованными.

Дефицит новых моделей развития на фоне эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов (таких как США, ЕС, Япония) ведет к торможению глобального развития. Усиливается борьба за доступ к ресурсам, провоцируя аномальные колебания сырьевых и энергетических рынков. Многовекторность мирового развития, обострившиеся вследствие кризиса внутренние социально-экономические неурядицы и проблемы в развитых экономиках ослабляют доминирование так называемого исторического Запада» .

За счет новых независимых государств Азии и Африки увеличилось количество нейтральных стран, многие из которых составили Движение неприсоединения (более подробно см. в гл. 5). Одновременно усилилось соперничество противоборствующих блоков в третьем мире, что стимулировало возникновение региональных конфликтов.

Третий мир - термин политической науки, введенный во второй половине XX века для обозначения стран, напрямую не участвовавших в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений. Третий мир являлся ареной соперничества противоборствующих сторон, США и СССР.

Вместе с тем существует и прямо противоположная точка зрения, что в годы холодной войны реальная система международных отношений по так называемой схеме М. Каплана (см. в параграфе 1.2) видоизменялась между жесткой и свободной биполярными моделями. В 1950-е гг. тенденция развития шла скорее в сторону жесткой биполярной системы, поскольку противоборствующие сверхдержавы стремились вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше стран, и количество нейтральных государств было невелико. В частности, конфронтация США и СССР фактически парализовала деятельность ООН. Соединенные Штаты, располагая большинством голосов в Генеральной Ассамблее ООН, использовали ее как послушный механизм для голосования, чему СССР мог противопоставить только свое право вето в Совете Безопасности. Как следствие ООН не могла играть возложенной на нее роли.

Мнение специалистов

Биполярный мир - термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает жесткое силовое противостояние в мире, сложившееся после

Второй мировой войны, когда лидирующее место среди западных стран заняли США, а среди социалистических - СССР. По словам Генри Киссенджера (Нету Kissinger ), американского дипломата и эксперта в области международных отношений, мир может быть однополярным (имеющим гегемонию), биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время мир испытывает трансформацию от однополярной (с гегемонией США) к многополярной модели.

Такая неоднозначность восприятия мироустройства нашла отражение в официальных российских документах. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия национальной безопасности РФ) 1 говорится, что Россия восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Концепция внешней политики Российской Федерации (далее - Концепция внешней политики РФ) констатирует: «Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США» .

После распада СССР и социалистической системы Соединенные Штаты (монопольно или с союзниками) не остались единственной мировой доминантой. В 1990-е гг. сложились и другие центры международного притяжения: государства Евросоюза, Япония, Индия, Китай, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Бразилия. Сторонники подхода нолицентричной системы исходят из того, что России, как само собой разумеющееся, отведено место одного из таких центров мощной «политической гравитации» .

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - политико-экономическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию. Юридически закреплен Маастрихстским договором в 1992 г. (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах европейских сообществ. В ЕС входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр,

Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия.

Отечественные ученые отмечают, что если ключевым фактором, определявшим эволюцию системы международных отношений на протяжении ее истории, являлось межгосударственное конфликтное взаимодействие в рамках устойчивых конфронтационных осей, то к 1990-м гг. возникают предпосылки перехода системы в иное качественное состояние. Оно характеризуется не только сломом глобальной конфронтационной оси, но и постепенным формированием стабильных осей сотрудничества между ведущими странами мира. В результате появляется неформальная подсистема развитых государств в форме мирохозяйственного комплекса, ядром которого стала «Большая восьмерка» ведущих стран объективно превратившаяся в управляющий центр, регулирующий процесс становления системы международных отношений.

  • Совещание послов и постоянных представителей России. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/15902 (дата обращения: 27.02.2015).
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).
  • Концепция внешней политики Российской Федерации. Ч. II, и. 5.
  • Гарусова Л. II. Внешняя политика США: основные тенденции и направления(1990-2000-с гг.). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. С. 43-44.

Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.
Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.
Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем), объединенных общими, указанными выше закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. Обычно историки выделяют несколько подсистем Вестфальской системы, которые часто рассматриваются в качестве как бы самостоятельных: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII - XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной войны и формировании новых системообразующих закономерностей. Основной вопрос сегодня заключается в том, каковы эти закономерности, в чем специфика нового этапа по сравнению с предыдущими, как он вписывается в общую Вестфальскую систему или отличается от нее, каким образом можно обозначить новую систему международных отношений.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. В названиях большинства монографий, статей, конференций, учебных курсов, посвященных сегодняшним процессам, формирующаяся система международных отношений или мировой политики обозначается как относящаяся к периоду «после холодной войны» (post-cold war). Такое определение акцентирует внимание на том, чего в нынешнем периоде нет по сравнению с предыдущим. Очевидными отличительными моментами зарождающейся сегодня системы по сравнению с предыдущей являются снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы. Такое определение так же неадекватно отражает новую суть мировой политики, как в свое время формула «после Второй мировой войны» не вскрывала нового качества формировавшихся закономерностей холодной войны. Поэтому при анализе сегодняшних международных отношений и попытках прогноза их развития следовало бы обратить внимание на качественно новые процессы, зарождающиеся под влиянием изменившихся условий международной жизни.
В последнее время все чаще можно услышать пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Действительно, четкие контрасты холодной войны яснее, чем многообразие полутонов новых международных отношений. Кроме того, холодная война - уже достояние прошлого, эпоха, ставшая объектом неспешного изучения историков, а новая система только зарождается, и ее развитие можно лишь предсказывать на основе еще небольшого объема информации. Эта задача тем более усложняется, если при анализе будущего исходить из закономерностей, характеризовавших прошлую систему. Частично это подтверждается тем
Фактом, что, по существу, вся наука о международных отношениях оперирующая методологией объяснения Вестфальской системы, оказалась не в состоянии предвидеть крушение коммунизма и окончание холодной войны. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым. Видимо, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано этой изменчивостью нового, пока еще непонятного мира.

of the future of the self-proclaimed republics, and at the same time he notes two alternatives to this project in the civilizational paradigm, viewing it in the sense of the local East European civilization.

Keywords: Novorossia, crisis in Ukraine, Crimea, Russia, militia form of defense building, local East European civilization

ВАТАМАН Александр Владимирович - аспирант Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; полномочный представитель Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике, чрезвычайный и полномочный посланник 2-го класса (3300, Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 76; [email protected])

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Одна из устойчивых тенденций современных международных отношений состоит в росте числа и многообразии акторов, принимающих либо непосредственное участие в функционировании международных отношений, либо оказывающих существенное влияние на их состояние. Расширение и диверсификация состава участников международных отношений происходит и за счет участия в международной жизни непризнанных государств.

Процесс формирования новой системы международных отношений создает новые контуры межгосударственных взаимоотношений, в т.ч. и с участием непризнанных государств. Развитие и практическое использование современных форм межгосударственного сотрудничества в совокупности с усилением соперничества Запада и России привели сегодня к актуализации проблематики непризнанных государств. Вопросы международных отношений с непризнанными государствами превращаются не только в международно-правовую, но и геополитически ориентированную задачу.

Ключевые слова: непризнанное государство, система, международные отношения, международные организации

Политическая структура мира в ХХ! столетии претерпевает кардинальные изменения, вскрывающие недейственность большей части норм и принципов, лежащих в фундаменте прежних мировых систем и моделей.

Происходящие сложные, противоречивые и подчас неоднозначные процессы размывают основы современного мироустройства как целостного системного образования на планете. Эти процессы развиваются с нарастающим ускорением, быстрее стали меняться правила и условия жизни людей и функционирования государств [Карпович 2014]. Здесь надо учесть и формирование новых государственных образований. Число стран с начала XX в. увеличилось более чем в три раза: после Первой мировой войны появилось 30 новых государственных образований; по итогам Второй мировой войны добавилось еще 25 новых стран; деколонизация привела к появлению 90 государств; распад СССР и других социалистических стран увеличил число стран еще на 30.

Новые тенденции в области конфликтологии и международного права (примеры Эритреи, Восточного Тимора, Северного Кипра, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и др.) сделали проблему самоопределившихся республик (часть которых являются непризнанными государствами) предметом активных международных дискуссий.

Ситуация вокруг непризнанных государств развивается достаточно динамично. Международные тенденции использования в практике новых форм межгосударственного сотрудничества в совокупности с усилением соперничества Запада и России привели к актуализации проблематики непризнанных государств. Закономерной реакцией на реалии современной мировой политики стала корректировка непризнанными государствами своих внешнеполитических позиций

с целью перехода на более высокий уровень межгосударственных отношений. В качестве побудительных мотивов этого процесса можно выделить факторы внешнего и внутреннего порядка.

Во внешнем блоке прослеживаются два основных фактора: первый - мировые тенденции и прецеденты в области урегулирования; второй - позиция и роль основных геостратегических игроков (Российской Федерации, США, ЕС).

К внутренним факторам можно отнести перманентный кризис процесса урегулирования и связанный с этим напряженный характер отношений самоопределившихся республик с бывшими метрополиями, которые продолжают следовать стратегии восстановления «территориальной целостности».

Выход на новый уровень международных отношений требует принятия оптимальных по всем параметрам внешнеполитических решений, которые должны соответствовать интересам страны на внешней арене и одновременно удовлетворять ключевые внутриполитические силы в стране [Баталов 2003]. В этом состоит принципиальная сложность внешнеполитических решений, тем более когда речь идет о принятии таких решений руководителями непризнанных государств. Несомненно, реализация таких решений определяет состояние международных отношений и играет важную роль в урегулировании ключевых, основополагающих проблем в мире.

Среди глобальных проблем первостепенное значение имеет проблема мировой безопасности. Начиная с 90-х гг. XX в. участие международных организаций в решении проблем, связанных с обеспечением мировой безопасности, стало обязательным [Барановский 2011]. Были созданы благоприятные условия для повышения статуса ООН и ОБСЕ, открылись перспективы укрепления их решающей роли в поддержании мира, в обеспечении международной безопасности и развитии сотрудничества; полного раскрытия собственного потенциала как источника современного международного права и главного механизма миротворчества и урегулирования конфликтов как основы формирующейся системы международных отношений.

Однако участие ООН, ОБСЕ и других международных организаций в построении современного мироустройства, а также в разрешении конфликтов, связанных с непризнанными государствами, не стало эффективным, не прошла адаптация организаций к новым вызовам и требованиям международных отношений [Кортунов 2010].

В связи с этим основная нагрузка и ответственность за сохранение международной стабильности в современных условиях легла на государства, которые играют ведущую роль на мировой арене, определяя характер, климат и направление развития международных отношений [Ачкасов 2011]. Весьма значительна роль государств и в определении доли участия непризнанных государств в мировых и региональных процессах. Однако при этом следует учитывать то, что государства не свободны от проявлений национального эгоизма, от стремления получить геополитическое преимущество перед своими внешнеполитическими конкурентами. И, как следствие, такие характеристики непризнанных государств, как географическое расположение, величина территории, численность населения, а также уровень экономического и культурного развития, рассматриваются признанными государствами лишь с точки зрения влияния этих факторов на усиление их собственного стратегического и военного потенциала [Богатуров 2006]. Все это не позволяет непризнанным государствам проводить независимую самостоятельную политику в современной системе международных отношений, которая сегодня в своем развитии обретает четкие черты полицентричности.

Структура полицентричной системы состоит из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, при этом группа элементов имеет устойчивую связь с одним из центров, и вся система в общем образует определенную целостность. Можно определить, что каждый центр полицентричной системы международных отношений структурно связан с определенной группой государств. Причастность государства к тому или иному центру характеризуется политическими решениями государственных руководителей по принципиальным вопросам совре-

менных международных отношений - это участие в политических и экономических объединениях, в финансовой системе, торговле, контроль над добычей и транспортировкой природных ресурсов и др. [Шишков 2012]. Возможности непризнанных государств принимать решения по данным ключевым вопросам предельно ограничены и, соответственно, выбор центра происходит в совершено иной плоскости - в плоскости исторической, политической и экономической зависимости.

При этом следует отметить, что, существуя в качестве непризнанного государства не один год (и даже не одно десятилетие, например, Приднестровская Молдавская Республика была образована 2 сентября 1990 г.), такие страны выстраивают собственные властные структуры, включая и внешнеполитические, деятельность которых направлена на реализацию собственной концепции внешней политики.

Концепция внешней политики непризнанных государств отражает современные тенденции мировой политики, содержит положения, направленные на участие государства в процессах общего сближения народов и государств, на участие в новых подходах к мировым процессам. В Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики записано: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международно-правовых прецедентов последних лет, связанных с признанием ряда новых государств, Приднестровье осуществляет последовательную деятельность, нацеленную на признание международной правосубъектности Приднестровской Молдавской Республики с ее последующим вхождением в региональные и универсальные международные организации, включая Организацию Объединенных Наций.

Приднестровье строит свои отношения с другими субъектами международной системы на основе равноправия, сотрудничества, взаимного уважения и партнерства и стремится к активному вовлечению в работу региональных объединений экономического, социально-культурного и военного характера на пространстве СНГ»1.

Как результат, непризнанные государства являются элементами современных геополитических трансформаций, которые сопровождаются «притягиванием» стран к определенным мировым центрам. Во многом эти процессы определяются двумя моментами. Во-первых, возможностями и заинтересованностью центров принимать в свою орбиту другие страны, и тем более непризнанные государства. Во-вторых, политикой, которую ведут страны, принадлежащие другим центрам [Современная мировая... 2010].

Например, для Приднестровской Молдавской Республики Российская Федерация однозначно является центром, который оказывает республике колоссальную помощь и поддержку в миротворческой, гуманитарной и финансовой сфере. В то же время в условиях конфронтации России и Запада с учетом изменяющейся экономической составляющей, усиливающегося давления на Приднестровье со стороны Молдовы, Украины и другого центра - ЕС ресурсы России начинают испытывать дефицит и, соответственно, возможности для маневра в отношении Приднестровья у России уменьшаются, а перспективы непризнанной республики становятся менее определенными.

Поэтому, с одной стороны, Приднестровье старается использовать инструменты прямого и более интенсивного диалога с Российской Федерацией, находить и предлагать возможные варианты своего участия в Евразийской интеграции, продолжать разрабатывать новые формы взаимодействия со странами Евразийского союза. С другой стороны, сегодня в мировой политике отсутствуют универсальные подходы к сотрудничеству с непризнанными государствами и критерии их признания в качестве суверенных государств. Это определяется тем, что в не оформившейся до конца системе международных отношений слишком много нерешенных правовых и политических вопросов, а затянувшийся переход от одной системы международных отношений к другой характеризуется фактическим несоответствием между объективным состоянием мира, качественно изменившимся за последнее время, и правилами, регулирующими отношения между странами.

1 Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики. Утв. указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 20.11.2012 № 766.

Список литературы

Ачкасов В.А. 2011. Мировая политика и международные отношения: учебник. М.: Аспект-пресс. 480 с.

Барановский В.Г. 2011. Современные глобальные проблемы. М.: Аспект Пресс. 352 с.

Баталов Э.Я. 2003. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа. - Полис. № 5. С. 27-41.

Богатуров А.Р. 2006. Лидерство и децентрализация в международной системе. - Международные процессы. № 3(12). С. 48-57.

Карпович О.Г. 2014. Глобальные проблемы и международные отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 487 с.

Кортунов С.В. 2010. Мировая политика в условиях кризиса: учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 464 с.

Современная мировая политика. Прикладной анализ (отв. ред. А.Д. Богатуров. 2-е изд., испр. и доп.). 2010. М.: Аспект Пресс. 284 с.

Шишков В.В. 2012. Неоимперские центры в политической проектности XXI века. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Грамота (Тамбов). № 5(19). Ч. II. С. 223-227.

VATAMAN Alexandr Vladimirovich, postgraduate student of Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod, Plenipotentiary Representative of the Republic of Abkhazia in the Pridnestrovian Moldavian Republic, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy ofthe 2nd class (October 25 str., 76, Tiraspol, Transdnistria, 3300; [email protected])

FORMATION OF A NEW SYSTEM OF THE INTERNATIONAL RELATIONS AND THE UNRECOGNIZED STATES

Abstract. The article is devoted to the one of the steady tendencies of the modern international relations - to the growth of a number and a variety of actors directly involved in functioning of the international relations and its significant influence on their condition. As the author notes, the expansion and the diversification of the lineup of international actors occurs because of participation of unrecognized states in the international life.

The article notes that the process of formation of a new system of international relations creates new contours of interstate relationship including the participation of unrecognized states. The development and the practical usage of modern forms of interstate cooperation combined with strengthening the rivalry between the West and Russia have led to updating the range of problems of unrecognized states. The questions of the international relations with unrecognized states are turning not only into the international legal task but also into the geopolitically-oriented one. Keywords: unrecognized state, system, international relations, international organizations

В настоящее время современные международные отношения характеризуются динамичным развитием, многообразием различных взаимосвязей и непредсказуемостью. Холодная война и, соответственно, биполярное противостояние ушли в прошлое. Переходный момент от биполярной системы к становлению современной системы международных отношений начинается с 1980-х годов, как раз во время политики М.С. Горбачева, а именно во время «перестройки» и «нового мышления».

В настоящий момент, в эпоху постбиполярного мира, статус единственной сверхдержавы - США находится в «фазе вызова», что говорит о том, что сегодня число держав, готовых бросить вызов Соединенным Штатам возрастает большими темпами. Уже на данный момент как минимум две сверхдержавы являются очевидными лидерами на международной арене и готовы бросить вызов Америке - это Россия и Китай. А если рассматривать взгляды Е.М. Примакова в его книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость», то по его прогностическим оценкам роль гегемона США будут разделять с Европейским Союзом, Индией, Китаем, Южной Корее и Японией.

В данном контексте стоит отметить важные события в международных отношениях, которые демонстрируют становление России в качестве независимой от Запада страны. В 1999 году, во время бомбардировки Югославии войсками НАТО, Россия выступила в защиту Сербии, что подтвердило самостоятельность политики России от Запада.

Также необходимо упомянуть выступление Владимира Путина перед послами в 2006 году. Стоит отметить, что совещание послов России проходит ежегодно, однако именно в 2006 году Путин вперые заявил, что Россия должна играть роль великой державы, руководствуясь своими национальными интересами. Через год, 10 февраля 2007 года прозвучала знаменитая Мюнхенская речь Путина, которая, по сути, является первым откровенным разговором с Западом. Путин провел жесткий, но очень глубокий анализ политики Запада, которая привела к кризису системы мировой безопасности. Кроме того, президент высказался о неприемлемости однополярного мира, и теперь, через 10 лет стало очевидно, что сегодня Соединенные Штаты не справляются с ролью мирового жандарма.

Таким образом, современные международные отношения сейчас находятся в транзите, а Россия с времен двадцатого века показала свою независимую политику во главе с достойным лидером.

Также тенденцией современных международных отношений является глобализация, которая противоречит Вестфальской системе, построенной на идее относительно изолированных и самодостаточных государств и на принципе «баланса сил» между ними. Стоит отметить, что глобализация имеет неравномерный характер, так как современный мир является довольно ассиметричным, поэтому глобализация считается противоречивым явлением современных международных отношений. Необходимо упомянуть, что именно распад Советского Союза является мощным всплеском глобализации как минимум в экономической сфере, так как тогда же активно начали действовать транснациональные корпорации, имеющие экономический интерес.

Кроме того следует подчеркнуть, что тенденцией современных международных отношений является активная интеграция стран. Глобализация отличается от интеграции между странами отсутствием межгосударственных договоров. Однако, именно глобализация влияет на стимулирование процесса интеграции, так как делает межгосударственные границы прозрачными. Развитие тесного сотрудничества в рамках региональных организаций, активно начавшееся в конце двадцатого века, является очевидным тому доказательством. Обычно на региональном уровне происходит активная интеграция стран именно в экономической сфере, что положительно влияет и на глобальный политический процесс. В то же время процесс глобализации отрицательно влияет на внутреннюю экономику стран, потому что ограничивает возможность национальных государств контролировать свои внутренние экономические процессы.

Рассматривая процесс глобализации, хотелось бы упомянуть слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, которые он произнес в рамках форума «Территория смыслов»: «Сейчас эта самая модель глобализации, включая ее экономические и финансовые аспекты, которую этот клуб избранных под себя выстроил - так называемая либеральная глобализация, она сейчас, по-моему, терпит фиаско». То есть очевидным является факт того, что Запад хочет сохранить свое доминирование на международной арене, однако, как отметил, Евгений Максимович Примаков в свое книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость»: «США уже давно не единоличный лидер» и это говорит о новой фазе в развитии международных отношений. Таким образом, объективнее всего рассматривать будущее международных отношений, как становление не многополярного, а именно полицентричного мира, так как тенденция региональных объединений приводит к формированию не полюсов, а центров силы.

Активную роль в развитии международных отношений играют межгосударственные организации, а также неправительственные международные организации и транснациональные корпорации (ТНК), кроме того, большое влияние на развитие международных отношений оказывает появление международных финансовых организаций и глобальных торговых сетей, что также является следствием сдвига принципов Вестфаля, где единственным актором международных отношений было именно государство. Стоит отметить, что ТНК могут проявлять заинтересованность именно к региональным объединениям, так как они ориентированы на оптимизацию издержек и на создание единых производственных сетей, поэтому оказывают давление на правительство для развития свободного регионального инвестиционного и торгового режима.

В условиях глобализации и постбиполярности межгосударственные организации все больше нуждаются в реформировании с целью придания их работе большей эффективности. Например, деятельность ООН, очевидно, нуждается в реформировании, так как, по сути, ее действия не приносят существенного результата для стабилизации кризисных ситуаций. Владимир Путин в 2014 году предлагал два условия для реформирования организации: согласованность в принятии решения по реформированию ООН, а также сохранение всех фундаментальных основ деятельности. В очередной раз о необходимости реформирования ООН заговорили участники дискуссионного клуба «Валдай» на заседании с В.В. Путиным. Также стоит упомянуть, что Е.М. Примаков говорил о том, что ООН должна стремиться к усилению своего влияния при рассмотрении вопросов, угрожающих национальной безопасности. А именно не предоставлять право вета для большого числа стран, право должно принадлежать только постоянным членам Совета Безопасности ООН. Также Примаков говорил о необходимости развития других структур кризисного регулирования, а не только СБ ООН, и рассматривал преимущества от идеи разработки хартии антитеррористических действий.

Именно поэтому одним из важных фактором развития современных международных отношений является эффективная система международной безопасности. Одной из самых серьезных проблем на международной арене является опасность распространения ядерного оружия и других видов ОМУ. Именно поэтому стоит отметить, что в переходный период современной системы международных отношений необходимо способствовать усилению контроля над вооружениями. Ведь такие важные соглашения, как Договор по ПРО и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) перестали действовать, а заключение новых так и осталось под вопросом.

Кроме того, в рамках развития современных международных отношений актуальным является не только проблема терроризма, но и проблема миграции. Миграционный процесс пагубно влияет на развитие государств, ведь от этой международной проблемы страдает не только страна-исхода, но и страна-реципиент, так как мигранты ничего положительного для развития страны не делают, в основном, распространяя еще более широкий спектр проблем, таких как наркоторговля, терроризм и преступность. Для решения ситуации данного характера используется система коллективной безопасности, которая также как и ООН нуждается в реформировании, потому что, наблюдая за их деятельностью, можно сделать вывод о том, что региональные организации коллективной безопасности не имеют согласованности не только между собой, но и с Советом Безопасности ООН.

Также стоит отметить значительное влияние мягкой силы (soft power) на развитие современных международных отношений. Концепция мягкой силы Джозефа Ная подразумевает под собой способность добиваться желаемых целей на международной арене, не используя насильственные методы (жесткую силу), а применяя политическую идеологию, культуру общества и государства, а также внешнюю политику (дипломатию). В России понятие “мягкая сила” появилось в 2010 году в предвыборной статье Владимира Путина “Россия и меняющийся мир”, где президент ясно сформулировал определение данной концепции: “Мягкая сила” - это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия”.

На данный момент самыми очевидными примерами развития “мягкой силы” является проведение в России в 2014 году зимней олимпиады в Сочи, а также проведение чемпионата мира в 2018 году во многих городах России.

Стоит отметить, что в Концепциях внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов упоминается “мягкая сила”, использование инструментов которой признается неотъемлемой составляющей внешней политики. Однако разница между концепциями заключается в роли публичной дипломатии. В Концепции внешней политики России 2013 года уделяется большое внимания именно публичной дипломатии, так как она создает благоприятный образ страны за рубежом. Ярким примером публичной дипломатии в России является создание в 2008 году Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, главной миссией которого является «поощрение развития сферы публичной дипломатии, а также содействие формированию благоприятного для России общественного, политического и делового климата за рубежом». Но, несмотря на положительное влияние публичной дипломатии на Россию, в Концепции внешней политики России 2016 года исчезает проблематика публичной дипломатии, что выглядит довольно нецелесообразным, поскольку публичная дипломатия - это институциональная и инструментальная основа реализации «мягкой силы». Однако, стоит отметить, что в системе публичной дипломатии России активно и успешно развиваются направления связанные с международной информационной политикой, что уже является хорошим плацдармом для повышения эффективности внешнеполитической работы.

Таким образом, если Россия будет развивать свою концепцию мягкой силы, основываясь на принципы Концепции внешней политики РФ 2016, а именно на верховенство права в международных отношениях, на справедливый и устойчивый миропорядок, то Россия на международной арене будет воспринята положительна.

Очевидно, что современные международные отношения, находясь в транзите и развиваясь в довольно нестабильном мире, будут сохранять непредсказуемый характер, однако перспективы развития международных отношений с учетом усиления региональной интеграции и влияния центров силы дают достаточно позитивные векторы развития глобальной политики.

Ссылки на источники:

  1. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость.- М.: ИИК «Российская газета» С-239.
  2. Операция НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года. - URL: https://ria.ru/spravka/20140324/1000550703.html
  3. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23669
  4. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
  5. Современная модель глобализации терпит фиаско, заявил Лавров. - URL: https://ria.ru/world/20170811/1500200468.html
  6. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. - М.: ИИК “Российская газета” 2009. С-239.
  7. Путин: ООН нуждается в реформе. - URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1929681
  8. Заглянуть за горизонт. Владимир Путин встретился с участниками заседания клуба “Валдай” // Международный дискуссионный клуб “Валдай”. - URL: http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/zaglyanut-za-gorizont-putin-valday/
  9. Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. - М.: ИИК “Российская газета” 2009. С-239.
  10. Владимир Путин. Россия и меняющийся мир // “Московские новости”. - URL: http://www.mn.ru/politics/78738
  11. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013). - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf
  12. Концепция внешней политики Российской Федерации (2016). - URL:
  13. Фонд Горчакова // Миссия и задачи. - URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/

Гулянц Виктория



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...