Хельсинский процесс и его значение для международных отношений. Хельсинкское совещание Хельсинкский процесс основные этапы становления развития

22 ноября 1972 г до 8 июня 1973 г.. в Хельсинки начались многосторонние рабочие консультации делегаций 3 2 европейских стран по вопросам подготовки Общеевропейского совещания.

три этапа+ четыре группы проблем:

  • вопросы, относящиеся к безопасности в Европе,
  • проблемы сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды,
  • сотрудничество в гуманитарных и других областях, а также
  • дальнейшие шаги для развития общеевропейского процесса по завершении совещания.

очень длительный переговорный процесс. -период с ноября 1972 г. по сентябрь 1975 г. -принцип консенсуса – впервые!!!

в три этапа:

третий (на высшем уровне) – 30 июля – 1 августа 1975 г. -33 стран Европы (за исключением Албании), а также делегаты США и Канады.

На фоне Общеевропейского совещания, параллельно с ним, с 30 октября 1973 г. в Вене начались переговоры стран НАТО и ОВД о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе.

Остроту противоречий между СССР и западными странами повопросам обеспечения прав человека. Социалистические страны – право на отдых, бесплатные образование и медицинскую помощь, пособия по болезни, беременности, уходу за детьми и

ссср и союзные ему страны ушли далеко вперед других стран мира, создав за счет государственного финансирования мощные, лучшие в мире структуры социальной сферы и самое либеральное трудовое законодательство.

Западные страны указывали на отсутствие у советских граждан реального политического выбора в условиях однопартийной системы, нереализованность прав на свободный доступ к информации, выражение своего мнения

В августе 1973 г. с острой критикой советского строя стал выступать академик А.Д.Сахаров, выдающийся советский физик+солженицын-давление со стороны полит

18 сентября 1974 г. президиум Верховного совета СССР ратифицировал международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и гражданских и политических правах, подписанные советскими представителями в Нью-Йорке еще в 1968 г. и остававшиеся с тех пор не известными советским гражданам.

Летом 1975 г. состоялись второй и третий этап Общеевропейского совещания, и 11 августа1975 в Хельсинки - подписание Заключительного акта СБСЕ (Хельсинкского акта). - 35 государств, включая два североамериканских – США и Канаду.

Договоренности в рамках трех комиссий получили название «трех корзин».

«первой корзиной»)- «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях». -10-ти принципов: суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела друг друга; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Компромиссным являлся этот перечень.

Противоречий были две. -принципом нерушимости границ-ссср и правом народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой. - западные страны-1990-гер объедин

Югославия распалась

В целом Декларация была успехом линии на закрепление статус-кво в Европе.-повышение порога конфликта в Европе и уменьшение вероятности обращения европейских стран к силе для урегулирования споров.

+ «Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения».-содержание понятия «меры доверия»,-взаимное предварительное уведомление о проведении крупных военных учений сухопутных войск или их передислокациях

«второй корзине»- области экономики, науки и техники и окружающей среды. -содействовать внедрению в торгово-экономических отношениях между собой режима наибольшего благоприятствования.

«третьей корзине» – сотрудничеству, относящемуся к вопросам обеспечения индивидуальных прав граждан, прежде всего гуманитарных. - о необходимости сближения подходов к регулированию таких вопросов, как право на воссоединение семей, оказавшихся разделенными государственными границами; вступление в брак по своему выбору, включая браки с иностранными гражданами; выезд из своей страны и свободное возвращение обратно; развитие международных связей и взаимных визитов между родственниками. +информационного обмена, в налаживании научных контактов и сотрудничества в области образования, культурных обменов, свободного радиовещания.

в 90-х годах в преобразование СБСЕ в постоянно действующий институт – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

«Гуамская доктрина» Р.Никсона

Р.Никсон пришел к власти - вывести американские войска из Юго-Восточной Азии +улучшения отношений США с Москвой и Пекином.

В КНР боялись Советского Союза и недоверчиво относились к ДРВ, которая склонялась к союзу с Москвой и отдалялась от Китая. Улучшение отношений с Вашингтоном было выгодно Китаю, так как оно могло укрепить его позиции в противостоянии с Москвой. Поэтому еще в ноябре 1968 г., МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского соглашения о нормализации отношений на принципах мирного сосуществования.

2. Хельсинкский процесс

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972-1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации.

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д"Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

4) дальнейшим шагам после совещания.

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР).

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ. .В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс.

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике стран, военно-промышленная ориентация которых не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США «крылатых ракет» и стало еще более очевидно после начала работы США на программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.


И разработкой новых положений о деятельности СМИ без учета правовых норм, выработанных международным сообществом. Глава 2. Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ 2.1 Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана На дополнительном Совещании документе к "значительным усилиям азербайджанского правительства в обеспечении свободы слова, мысли и информации" был...

С историей их создания. Каждый из них создавался и принимался в условиях острого социально-политического и идеологического противостояния. За истекшие годы Всеобщая декларация прав человека фактически превратилась из политической декларации в документ политико-правового характера. Как показывают специальные исследования, в конституциях более чем 110 стран мира имеются в той или иной степени...

Войны На конференции в Сан-Франциско 1945 года УССР была принята в ООН как член- основатель этой организации. После Второй мировой войны изменилась территория и численность населения УССР. В июне 1945 года Чехословакия отказалась от Закарпатской Украины, в сентябре окончательно определена советско-польская граница, от Румынии отошли территории оккупированной Буковины. 19 февраля 1954 года, ...

А не с обществом в целом. В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обуславливает характер политико-правовых отношений между...

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоящая из 56 государств-участников создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе.

Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 г., когда в Хельсинки 33 европейских государства, а также США и Канада на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) одобрили Заключительный акт. Итоги подписанных в нем договоренностей можно сгруппировать в несколько разделов. В международной - закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств. В военно-политической - согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров. В экономической - согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды. В гуманитарной области это согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

Деятельность государств-участников СБСЕ по проблемам гуманитарного характера получила в его документах официальное название: «Человеческое измерение СБСЕ». В дальнейшем в рамках процесса СБСЕ его участники провели ряд встреч, по результатам которых принимались итоговые документы. По итогам встречи в Вене в 1986 году принято решение о создании специальной структуры для обслуживания вопросов по правам человека – Конференции по человеческому измерению СБСЕ, которая осуществляла работу в форме специальных совещаний. В 1994 году Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе (ОБСЕ).

В рамках СБСЕ и ОБСЕ были приняты важные решения, касающиеся прав человека и развивающие основополагающие идеи прав и свобод. Своеобразие этим решений заключается в том, что они не являются международными договорами в общепризнанном смысле. Их основой являются договоренности, констатирующие определенные стандарты, уровень подхода к решению проблемы прав и основных свобод человека и составляющие единую систему ценностей в сфере человеческих прав. Отказ от этих стандартов наносит ущерб любому государству, поэтому к ним относятся как к международным установлениям.

Специалисты выделяют ряд особенностей, свойственных договоренностям в рамках процесса СБСЕ-ОБСЕ по человеческому измерению:

Во-первых, они увязывают в единое целое вопросы прав и свобод человека с вопросами гуманитарного характера.

Во-вторых, данные договоренности содержат положения о том, что обязательства, которые были приняты в области человеческого измерения, не относятся к числу исключительно внутренних дел государств СБСЕ.

В-третьих, так как договоренности СБСЕ-ОБСЕ содержат многие положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года и пактов о правах человека 1966 года, то целесообразно присоединение к данным пактам тех участников СБСЕ, которые к ним еще не присоединились, что позволило бы более эффективно совершенствовать им свои законы в гуманитарной области, практику внедрения их в жизнь.

В-четвертых, документы СБСЕ-ОБСЕ детализируют положения пактов о правах человека, придают им организационную направленность.

В-пятых, документы СБСЕ-ОБСЕ связывают эффективность прав и свобод человека с установлением принципов справедливости, составляющих основу правового государства.

В-шестых, документы СБСЕ-ОБСЕ выделяют отдельные группы населения, защита прав которых требует повышенного внимания – рабочие мигранты и национальные меньшинства. 29

Заключительный акт и сам Хельсинкский процесс без преувеличения совершили революцию в международном праве, определив человеческое измерение, права человека и фундаментальные свободы признанными предметами международного диалога и переговоров между Востоком и Западом.

Государства-участники обязались «уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития» десять основополагающих принципов Хельсинки: 1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. 2. Неприменение силы или угрозы силой. 3. Нерушимость границ. 4. Территориальная целостность государств. 5. Мирное урегулирование споров. 6. Невмешательство во внутренние дела. 7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. 8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. 9. Сотрудничество между государствами. 10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Заключительный акт закрепил «рабочие области» СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских «корзин», а ныне именуются «измерениями». К первой «корзине» - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей «корзине» - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.

Наряду с рассмотренными выше вопросами «право прав» человека включает и другие, такие как право и проблемы гражданства, права человека и режим иностранных граждан, права человека и право убежища, права человека и правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев и другие.

Наиболее важными вехами в деятельности ОБСЕ явились: Саммит СБСЕ в Париже и принятие Хартии новой Европы (1990). Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру; Саммит в Хельсинки (1992). Встреча стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Принятые здесь решения были, в основном, направлены на превращение СБСЕ из представительного форума для дискуссий по проблемам европейской безопасности в мощную организацию с целым рядом оперативных функций. Одним из решений саммита, воплощенных в жизнь и обогативших потенциал СБСЕ, стало создание поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств; Саммит СБСЕ в Будапеште (1994) - обсуждение модели безопасности в ХХ1 веке; Саммит ОБСЕ в Стамбуле (1999), где был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века.

Конституция Российской Федерации, вобравшая в себя опыт развития прав человека в демократических государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека Всеобщей декларации прав человека и дополняющих ее пактов и конвенций содержит в себе принципы, представляющие ценностные ориентиры для развития социума:

Права человека принадлежат ему с рождения и в силу этого являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

Права человека универсальны, основаны на принципе равенства;

они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;

Права человека – высшая ценность. Их соблюдение, уважение и защита – обязанность государства;

Права человека – средство контроля над властью, ограничитель всевластия государства в вопросах прав и свобод личности;

Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по любому признаку;

Осуществление прав и свобод одного человека не должно нарушать права и свободы других людей;

Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;

В системе прав нет иерархии, они все равноценны;

Коллективные права неотделимы от прав индивида. Они не должны противоречить индивидуальным правам и ограничивать правовой статус личности;

Права человека регулируются Законом;

Права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и основных международно-правовых актах 30 .

Право не в силе избавить нас от конфликта, но позволяет

каждой стороне сослаться на определение справедливого и несправедливого, нормального или ненормального,

законного или недопустимого поведения.

Франсуаз Буше-Солонье

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972--1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады - См.: Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. С.148..

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля -- 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации - См.: История России, 1945--2008 гг. : кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. -- 2_е изд., дораб. и доп. -- М. : Просвещение, 2008. С.247..

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д"Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

4) дальнейшим шагам после совещания - См.: Ратьковский И. С., Ходяков М. В.История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001. С.414..

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР) - См.: Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М.: Высш. шк., 1999. С.195..

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ. .В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс - См.: История России. 1917--2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. -- М.: Аспект Пресс, 2005. С.514..

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике стран, военно-промышленная ориентация которых не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США «крылатых ракет» и стало еще более очевидно после начала работы США на программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...