Именные иконы. Значение роман римский в православной энциклопедии древо Составление жития святого

Имена: происхождение и формы

Роман - (от латинского) римлянин.

Производные : Романка, Ромаха, Ромаша, Романя, Рома, Ромася, Ромуля.

Справочник русских имен

Римлянин (с латинского).

Надежны. Приобретая идеал, настойчиво идут к нему, и в том ультимативны. Убежденные. Удивляющие. Обстоятельства мало влияют на них вплоть до того, что бывают своими среди чужих. Любят сладко поесть и хорошо выпить. У женщин - в цене.

Тайна имени oculus.ru

Роман - римлянин (латинское).
Раньше и сейчас имя достаточно популярное.
Зодиак имени : Водолей.
Планета : Сатурн.
Цвет имени : лиловый.
Камень-талисман : аметист.
Благоприятное растение : тополь, фиалка.
Покровитель имени : бабочка-парусник.
Счастливый день : суббота.
Счастливое время года : зима.
Основные черты : воля, страстность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Роман Самосатский , мученик, 11 февраля (29 января). Роман, князь угличский, строитель храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига, 16 (3) февраля.
Роман страстотерпец , 15 (2) мая.
Роман Олегович , рязанский князь, мученик, 1 августа (19 июля).
Роман Римский , мученик, 23 (10) августа.
Роман Антиохийский (Сирийский) , отшельник, чудотворец, творивший чудеса исцеления, 10 декабря (27 ноября).
Роман Константинопольский , 14 (1) октября. Сладкопевец, творец канонов, диакон, получивший в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.
Роман Кесарийский , Антиохийский, священномученик, диакон, 1 декабря (18 ноября).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Святому Роману молятся о разрешении бесплодия и бесчадия.
Роман кажет зиму нам: коли на мученика Романа день теплый, то и зима будет теплая.
Ко дню Романа рыбы хоронятся в зимовальных ямах и омутах, готовясь к зимнему сну.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Рома с детства серьезный и обстоятельный, очень любознательный, ответ на его "почему" одним словом ребенка не удовлетворит, родителям придется отвечать подробно. Он горд и упрям, но не следует силой ломать его сопротивление, лучше действовать убеждением.

Маленький Рома очень обаятельный, просто хорошенький. Мама и бабушка его обожают. Поэтому, едва повзрослев, он особенно при посторонних, ведет себя резко и даже, грубо, боится показаться маменьким сынком. Проблемы с Романом возникают и в школе: невыученые уроки, драки, разбитые стекла, прогулы сыпятся почти каждый день. Роман изображает из себя крутого парня. Ему нравятся жесткие виды спорта: борьба, каратэ, бокс. Не следует поощрять эти увлечения, у него и так сильная воля и склонность к риску, жестокости. Так, он никогда не забывает нанесенных ему обид, внутренне удовлетворен, когда узнает о несчастьях или неприятностях у этих людей.

Как личность Роман наиболее ярко раскрывается к 30 годам. Это волевой и трудолюбивый человек, самостоятельный, не поддающийся чужому влиянию. Самоуверен. Согласится на работу, если она хорошо оплачивается. Считает, что его знания и деловые качества должны быть вознаграждены. Он, действительно, полностью отдается делу, собран, терпелив. Он может быть политическим деятелем, искуснейшим разведчиком, работать в органах правопорядка. Роман имеет склонность и к искусству, особенно к театру. У него замечательная интуиция, высокоразвитый интеллект. Сразу всего этого не разглядеть, Роман очень скрытный. Внешне он спокоен и кажется безразличным ко всему происходящему, но глубоко в душе спрятана страстная натура. Его реакция на событие, непосредственно его затронувшее, помешавшее его планам, похожа на внезапно вспыхнувший злобный вулкан, приводящий в ужас окружающих. Роман сумеет довести до конца любое начатое дело. Он удивительным образом сможет убедить нужного человека в том, что ему необходимо.

Роман страстный изобретательный любовник. Секс для него - великолепный театр, огромнейшая ценность в жизни. Эмоциональная связь с одной из партнерш не исключает возможности заниматься другими. Роман стремится быть свободным и не собирается связывать себя моральными нормами. Девушки сходят по нему с ума, потому что с ним весело, он добрый и щедрый. Роман долго не может найти свою единственную, но и женившись, он не будет верным мужем. Жене придется терпеливо ждать, пока он остепенится. В семье Роман - лидер. Он помогает в домашних делах, не скуп, любящий своих детей отец. Если брак не распадется в первые годы, со временем он будет крепнуть.

Роман будет счастлив в браке с Адой, Анной, Валентиной, Еленой, Клавдией, Любовью, Майей, Марией, Мартой, Софьей.

Отчество : Романович. Романовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Роман Иванович Клейн (1858-1924) - один из самых своеобразных русских зодчих рубежа XIX-XX веков. Современников поражала широта и разнообразие его архитектурных интересов, за четверть века он выполнил сотни проектов, возвел более сорока фундаментальных сооружений, различных по назначению и художественным решениям. Но главным делом жизни Клейна стал Музей изящных искусств в Москве, принесший ему звание академика архитектуры и широкую известность.

Путь Клейна к вершинам архитектурного мастерства лежал через годы напряженного труда. Он родился в семье московского купца, его мать была образованный и музыкально одаренный человек, она нередко приглашала в дом художников и студентов консерватории, многие из которых стали впоследствии знамениты.

На одном из таких вечеров десятилетний Роман познакомился с архитектором Вивьеном. Общительный француз возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, делился с ним как со взрослым своими архитектурными замыслами, показывал чертежи. Именно с тех пор у Романа и появилось страстное желание стать зодчим. Вопреки воле отца, который намеревался передать сыну свое дело, и желанию матери, видевшей его скрипачем, он решительно заявил, что будет только архитектором, и сделал все, чтобы эта мечта сбылась.

В 1892 году Роман Клейн участвовал в конкурсе, объявленном Московской городской думой, застройки Красной площади. Его проект торговых рядов получил вторую премию. (Первую получил проект академика А.М. Померанцева - ныне ГУМа). К молодому архитектору обратились частные заказчики. На их средства он возвел на Красной площади так называемые Средние ряды - магазин для оптовой торговли. Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий.

В 1896 году на Мясницкой улице появилось необычное здание - знаменитый "китайский домик". Здесь до сих пор находится популярный у москвичей и гостей столицы магазин "Чай-кофе". Фасады и интерьеры его по настоянию заказчика, крупного чаеторговца Перлова, стилизованы Клейном под древнекитайскую пагоду. И хотя сам архитектор позднее критически оценивал свою работу, считал ее аляповатой и надуманной, "чайный домик" сыграл немаловажную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре здания его функцию, которая в представлении образованного человека связывалась с тем или иным историческим стилем.

В 1898 году Роман Клейн победил на конкурсе проектов Музея изящных искусств, объявленном Московским университетом. Классический стиль. Мотивы архитектуры Акрополя в Афинах, наиболее соответствовали назначению сооружения, в котором намечалось разместить уникальные коллекции. Пытаясь придать исторический облик экспозиционным залам, он спроектировал греческий и итальянские дворики, египетский и белый парадный залы. Таким образом фасады и интерьеры здания сами превратились в экспонаты.

Четко разработанный план, высокие технические достоинства отличали зрительный зал крупнейшего московского синематографа - "Колизея" на Чистых прудах (сейчас театр "Современник"). Зодчий создал изящную полуротонду, которая удачно скрывала истинные габариты постройки и в то же время выглядела органичной в историческом окружении старой улицы.

Самое смелое и новаторское здание Романа Ивановича Клейна - Торговый дом товарищества "Мюр и Мери-лиз", ныне известный как магазин ЦУМ. Здание возведено на железном каркасе. Архитектор одним из первых в России применил прогрессивную металлическую конструкцию, изобретенную американскими инженерами. В оформлении фасадов легкого и необычайно по тогдашним меркам сооружения Клейн сумел удачно соотнести значительное по площади остекление с каменной облицовкой простенков.

Высокая культура большого мастера, тонкий вкус в архитектуре не изменяли Роману Клейну на протяжении всей творческой карьеры.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Жития священномучеников Лаврентия, архидиакона, Сикста II, папы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, и мученика Романа

Му-че-ни-ки ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий, па-па Сикст, диа-ко-ны Фе-ли-кис-сим и Ага-пит, во-ин Ро-ман Рим-ские по-стра-да-ли в 258 го-ду при им-пе-ра-то-ре Ва-ле-ри-ане (253-259). Свя-той па-па Сикст, ро-дом из Афин, по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние, про-по-ве-до-вал в Ис-па-нии и был по-став-лен епи-ско-пом в Рим по-сле му-че-ни-че-ской кон-чи-ны свя-то-го па-пы Сте-фа-на (253-257, па-мять 2 ав-гу-ста). Это бы-ло вре-мя, ко-гда па-па, за-ни-мав-ший Рим-ский пре-стол, из-би-рал-ся на вер-ную смерть. В ско-ром вре-ме-ни свя-той Сикст был так-же схва-чен и по-са-жен в тем-ни-цу вме-сте с дву-мя сво-и-ми диа-ко-на-ми Фе-ли-кис-си-мом и Ага-пи-том. Ко-гда свя-той ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий встре-тил па-пу Сикс-та, ко-то-ро-го ве-ли в тем-ни-цу, он со сле-за-ми вос-клик-нул: "Ку-да ты, от-че, гря-дешь? За-чем остав-ля-ешь сво-е-го ар-хи-ди-а-ко-на, с ко-то-рым все-гда при-но-сил Бес-кров-ную Жерт-ву? Возь-ми сво-е-го сы-на с со-бой, чтобы и я был общ-ник те-бе в про-ли-тии кро-ви за Хри-ста!" Свя-той Сикст от-ве-чал ему: "Не остав-ляю те-бя, сын мой. Я ста-рец и иду на лег-кую смерть, а те-бе пред-сто-ят бо-лее тяж-кие стра-да-ния. Знай, что через три дня по-сле на-шей смер-ти и ты пой-дешь за мной. А те-перь пой-ди, про-дай цер-ков-ные со-кро-ви-ща и раз-дай го-ни-мым и нуж-да-ю-щим-ся хри-сти-а-нам". Свя-той Лав-рен-тий с усер-ди-ем ис-пол-нил за-вет свя-ти-те-ля.

Услы-шав, что свя-той па-па Сикст по-ве-ден с диа-ко-на-ми на суд, свя-той Лав-рен-тий по-шел ту-да же, чтобы ви-деть их по-двиг, и ска-зал свя-ти-те-лю: "От-че, я уже вы-пол-нил твое по-ру-че-ние, раз-дал вру-чен-ное то-бою со-кро-ви-ще, не оставь ме-ня!" Услы-шав о ка-ком-то со-кро-ви-ще, во-и-ны взя-ли его под стра-жу, а му-че-ни-ков усек-ли ме-чом († 6 ав-гу-ста 258 г.). Им-пе-ра-тор за-клю-чил свя-то-го Лав-рен-тия в тем-ни-цу и по-ру-чил над-зи-рать за ним на-чаль-ни-ку тюрь-мы Ип-по-ли-ту. В тем-ни-це свя-той Лав-рен-тий мо-лит-вой ис-це-лял со-би-рав-ших-ся к нему боль-ных и мно-гих кре-стил. По-ра-жен-ный этим, Ип-по-лит сам уве-ро-вал и при-нял Кре-ще-ние от свя-то-го Лав-рен-тия со всем сво-им до-мом. Вско-ре ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий был вновь при-ве-ден к им-пе-ра-то-ру с при-ка-за-ни-ем по-ка-зать спря-тан-ные со-кро-ви-ща. Свя-той Лав-рен-тий от-ве-тил: "Дай мне срок три дня, и я по-ка-жу те-бе эти со-кро-ви-ща". За это вре-мя свя-той со-брал мно-же-ство ни-щих и боль-ных, пи-тав-ших-ся лишь ми-ло-сты-ней Церк-ви, и, при-ве-дя их, объ-явил: "Вот те со-су-ды, в ко-то-рых вло-же-ны со-кро-ви-ща. И все, кто вла-га-ет свои со-кро-ви-ща в эти со-су-ды, с из-быт-ком по-лу-ча-ют их в Цар-ствии Небес-ном".

По-сле это-го свя-то-го Лав-рен-тия пре-да-ли же-сто-чай-шим му-кам, при-нуж-дая его по-кло-нить-ся идо-лам. Му-че-ни-ка би-ли скор-пи-о-на-ми (тон-кая же-лез-ная цепь с ост-ры-ми иг-ла-ми), опа-ля-ли ра-ны ог-нем, би-ли оло-вян-ны-ми пру-тья-ми. Во вре-мя стра-да-ний му-че-ни-ка во-ин Ро-ман вне-зап-но вос-клик-нул: "Свя-той Лав-рен-тий, я ви-жу свет-ло-го юно-шу, ко-то-рый сто-ит око-ло те-бя и оти-ра-ет твои ра-ны! За-кли-наю те-бя Гос-по-дом Хри-стом, не по-ки-дай ме-ня!" По-сле это-го свя-то-го Лав-рен-тия сня-ли с ды-бы и от-да-ли в тюрь-му к Ип-по-ли-ту. Ро-ман при-нес ту-да во-до-нос с во-дой и умо-лял му-че-ни-ка кре-стить его. Сра-зу же по-сле Кре-ще-ния во-и-ны от-сек-ли ему го-ло-ву († 9 ав-гу-ста). Ко-гда му-че-ни-ка Лав-рен-тия по-ве-ли на по-след-нее ис-пы-та-ние, свя-той Ип-по-лит хо-тел объ-явить се-бя хри-сти-а-ни-ном и уме-реть вме-сте с ним, но ис-по-вед-ник ска-зал: "За-таи ныне свое ис-по-ве-да-ние в серд-це. Спу-стя немно-го вре-ме-ни я по-зо-ву те-бя, и ты услы-шишь и при-дешь ко мне. А обо мне не плачь, луч-ше ра-дуй-ся, я иду по-лу-чить слав-ный му-че-ни-че-ский ве-нец". Его по-ло-жи-ли на же-лез-ную ре-шет-ку, под ко-то-рую под-ло-жи-ли го-ря-чие уг-ли, а слу-ги ро-га-ти-на-ми при-жи-ма-ли к ней те-ло му-че-ни-ка. Свя-той Лав-рен-тий, взгля-нув на пра-ви-те-лей, ска-зал: "Вот, вы ис-пек-ли од-ну сто-ро-ну мо-е-го те-ла, по-вер-ни-те на дру-гую и ешь-те мое те-ло!" Уми-рая, он про-из-нес: "Бла-го-да-рю Те-бя, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, что Ты спо-до-бил ме-ня вой-ти во вра-та Твои", - и с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил дух.

Свя-той Ип-по-лит но-чью взял те-ло му-че-ни-ка, об-вил пе-ле-на-ми с аро-ма-та-ми и дал знать пре-сви-те-ру Иусти-ну. Над мо-ща-ми му-че-ни-ка в до-ме вдо-вы Ки-ри-а-кии со-вер-ши-ли все-нощ-ное бде-ние и Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию. Все при-сут-ство-вав-шие хри-сти-ане при-ча-сти-лись Свя-тых Та-ин и с че-стью по-хо-ро-ни-ли в пе-ще-ре те-ло свя-то-го му-че-ни-ка ар-хи-ди-а-ко-на Лав-рен-тия 10 ав-гу-ста 258 го-да. Свя-той Ип-по-лит и дру-гие хри-сти-ане по-стра-да-ли через три дня по кон-чине свя-то-го Лав-рен-тия (13 ав-гу-ста), как он пред-ска-зал им об этом.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Планета-покровитель Романа : Меркурий.

Цвет благоприятный для обладателя имени Роман : красно-лиловый — символ активности интеллектуальной и физической.

Любимые цвета Романа: желтый, красный.

Камень-талисман Романа: аметист.

Происхождение имени Роман

Имя Роман происходит от латинского слова «романус», т. е. римлянин, римский.

Православная церковь чтит память всех Романов, прославивших себя на стезе распространения христианства и пострадавших за веру Христову.

11 февраля поминают мученика Романа, усеченного мечом в 297 году за обличение языческого вероиспове-дания в Сирии. В русском народе мученику Роману молились об избавлении от бесплодия и бесчадия.

16 февраля чтят память русского князя Романа Углицкого, строителя храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига.

14 октября — Романа, константинопольского монаха, служившего пономарем в Софийском соборе и получившего в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.

10 декабря — преподобного Романа Чудотворца, жившего близ Антиохии и творившего чудеса исцеления.

Характеристика имени Роман

Маленькие Романы — непоседливы и безответственны. Не терпят жизненного однообразия, могут увлечься совершенно неожиданным делом, оставив ради него более реальные и перспективные занятия.

Страстность, изобретательный ум, стремление к разнообразию осложняют жизнь взрослого Романа и его близких. Хотя жить с Романом весело: у него легкий нрав, а изобретательность его не знает границ. В семье Роман лидер, любит с толком тратить деньги, обладает здравым рассудком, организован, чрезвычайно терпелив и внешне спокоен, но, когда нужно, может проявить и вулканическую активность.

Уверенность в своих силах, работоспособность делают Романов привлекательными в глазах окружающих. Романы обычно влюбчивы и не успокоятся до тех пор, пока не найдут жену по себе, которая, впрочем, должна будет полностью «раствориться» в своем муже.

В семье у Романа чаще рождаются мальчики. Детей своих Романы любят и охотно играют с ними, помогают в учебе.

Роман довольно своеобразный человек, его своеобразие проявляется в некоторой бесшабашности. Как бы ни сложилась его судьба, Роману в жизни помогут такие качества его характера, как уравновешенность, самолюбие.

Имя Роман отождествляется с тополем, кипарисом и фиалкой. Считают также, что ему покровительствует бабочка-парусник.

Согласно нумерологии, имени Роман соответствует число 1. Оно свидетельствует о склонности человека к самоутверждению, некоторой амбициозности и даже агрессивности.

Именины у Романа: 1 декабря (18 ноября) — Роман Кесарийский, диакон, священномученик.

Известные Романы

Среди исторических личностей Романов не так много.

С византийским императором Романом Лакапином русские послы в 944 году подписывали договор о беспошлинной торговле Руси с Византией.

Именем Роман был крещен легендарный Борис, сын Владимира Красное Солнышко, погибший в 1015 году от руки вероломного брата своего Святополка Окаянного. Сын болгарки, одной из мно-гих жен Владимира, Борис Ростовский был любимцем великого князя Киевского. Не пожелав примкнуть к смуте, учиненной стар-шим братом Святополком против стареющего отца, он принял мученическую смерть. Вместе со своим младшим братом Глебом Муромским он стал одним из первых канонизированных Русской православной церковью отечественных святых. Страстотерпцы Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, герои не только литера-турного жития, но и многочисленных излюбленных иконописцами графических изображений.

Имя Роман носили внуки и правнуки Владимира Мономаха — князья Роман Владимиро-Волынский и Роман Галицко-Волынский, радевшие против усобиц за единство княжеских земель (XII в.).

Летописи сохранили до наших дней имя Романа Бекмана, ливонца по происхождению, служившего толмачом при русском царском дворе на рубеже XVI—XVII веков. Вместе с Федором Писемским он исполнял дипломатические функции от имени России в Англии.

Имя Роман носил писатель-эмигрант Гуль. Его первая книга «Ледяной поход», описывающая Европу, увиденную глазами иностранца, очень быстро сделалась бестселлером. Какое-то время в советской Москве книгу Гуля считали политически полезной, поскольку в ней достаточно откровенно был описан белый террор, что было на руку большевистской пропаганде. Роману Гулю удавалось поддерживать отношения с советскими издательствами, и имя его периодически мелькало на страницах отечественной периодики. До 1927 года он числился корреспондентом нескольких ленинградских газет. В том же году в России вышел еще один роман Гуля из эми-грантского быта «Жизнь не фукса». Скоро, однако, Гуль вместе с многими иными писателями стал для советского читателя запретным автором. Среди людей с именем Роман достаточно часто встреча-ются люди, одаренные писательским даром.

Многие Романы становятся новаторами в различных сферах науки. Имя Романа Якобсона, молодого ученого-лингвиста, участвовавшего в создании формальной школы в литературоведении, знали поколения советских школьников. Роман Якобсон закончил Лазаревский институт восточных языков, а затем Московский университет. В 1921 году он уехал в Прагу в составе постпредства СССР и больше не вернулся в Россию. В эмиграции Якобсон трудился много и плодотворно. Он известен как основатель Пражского и Нью-Йоркского лингвистических кружков, был профессором Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Многочисленные работы Романа Якобсона посвящены раннеславянской поэзии и эпосу, особенностям языка и стиля русской письменности, изучению новгородских берестяных грамот. В теоретической лингвистике им сделано описание глагольной систе-мы русского языка, создана теория падежей. Крайне широк спектр его исследований и по литературоведению: от раннеславянской поэзии и «Слова о полку Игореве» до статей о Пушкине, Радищеве, Блоке, Хлебникове, Пастернаке. Последним его прижизненным из-данием стали «Оксфордские славянские грамоты» (1982 г.).

Известный эстрадный артист Роман Карцев вместе со своими друзьями — партнером по сцене Виктором Ильченко и автором многих монологов дуэта Карцев—Ильченко писателем-сатириком Михаилом Жванецким — работал в Одесском студенческом театре. На одном из спектаклей побывал Аркадий Райкин, которому понравилась игра молодого актера, и он пригласил Романа Карцева в свой театр в Ленинграде. Позднее Карцев, Ильченко и Жванецкий создали театр в Одессе, а затем переехали в Москву. В Московском театре «Эрмитаж» с успехом шли спектакли «Браво, сатира!», «Искренне Ваш...», «Когда мы отдыхаем». Также на счету Романа Карцева есть небольшие, но яркие роли в кино (вспомним хотя бы Швондера в экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»). Многие мужчины с именем Роман артистичны, обладают даром перевоплощения.

Роман Виктюк — основатель собственного театра, режиссер - новатор. В театральном мире он привлекает к себе внимание талантливыми, суперсмелыми постановками («Служанки», «Мадам Баттерфляй»). Творческий поиск его интересен и необычен, а все спектакли сугубо индивидуальны.

Роман фон Штернберг — бывший диктатор Монголии, прозванный большевиками «бешеным бароном», пламенный монархист, мечтавший возродить западный мир при помощи «желтой расы»; в 1921 году по приговору советского суда расстрелян в Новониколаевске.

Роман Кармен — оператор и режиссер документального кино, во время Великой Отечественной войны руководил группой фрон-товых кинооператоров, снимал Нюрнбергский процесс.

Роман Ткачук — актер Театра сатиры в Москве и киноактер.

Общие положения
По характеру изобретения и развлекательному замыслу Макробий (somn. 2,8) относит Петрония и Апулея с их argumenta fictis amatorum casibus referta, "сюжетами, которые наполнены вымышленными приключениями влюбленных", к той же категории, что и комедии Менандра. Теории романа в собственном смысле слова в античности не существует. Само это понятие восходит к Средним векам и означает (во Франции) длинное прозаическое или стихотворное повествование, написанное на романском народном языке. Классическая филология использует термин для обозначения достаточно длинного вымышленного повествования в прозе.
Целесообразно провести различие между романом в узком и широком смысле слова. В первом случае имеются в виду - серьезные любовные романы (мы знаем о них по многочисленным греческим текстам), и скорее шуточные формы, сохранившиеся преимущественно на латинском языке. У обоих типов есть определенные общие черты (см. разд. Литературная техника ).
В более широком смысле к жанру относятся: роман с описанием путешествия , биографический роман , часто с увещевательной тенденцией , напр., как зерцало государей, мифологический роман , который трудно отделить от исторического ; роман об Александре в особой степени сочетает черты романа о путешествии с биографией и зерцалом государей. Наконец, роман может стать оболочкой для просветительской демифологизации или утопического проекта . С другой стороны, есть развлекательная литература религиозного направления, напр., служащая религии Изиды (Апулей) или христианства , и частично эти жанры сближаются с биографией и романом о путешествии.
В типах, которые относятся к роману в более широком смысле слова, литературные формы не столь отчетливы, как в любовном и плутовском романе.
Мениппова сатира имеет точки соприкосновения с Сатириконом Петрония в его прозиметрической форме. Однако вообще у менипповой сатиры есть строгая философская позиция; ее сатирическая направленность гораздо отчетливее, чем, скажем, в романе Петрония.
Роман обладает также способностью впитывать в себя малые формы: напр., анекдоты, басни, сказки, новеллы.
Греческий фон
Греческий любовный роман родствен с новой комедией не только по материалу, он возникает в аналогичной общественной среде: в эпоху эллинизма изменившиеся политические обстоятельства стимулируют интерес к частной жизни. Для представленного в Риме двумя значимыми произведениями типа комического романа предварительной ступенью послужил, вероятно, греческий роман об Иолае. Проблема источника романа об осле будет рассмотрена в главе об Апулее. В остальном для латинской литературы значимы традиции мифологического романа, любовного (Historia Apollonii regis Tyri ), агиографического и романа об Александре.
Римское развитие
Сатирикон Петрония и Метаморфозы Апулея для нас - вершины античного романа. Видные предшественники - Сизенна со своими Милетскими рассказами и Варрон с Менипповыми сатирами, однако у Варрона не было единого действия. Латинский роман не только включен в общеантичную жанровую традицию: его развитие обладает и специфическими чертами, свойственными римской литературе. Кроме того, его ярчайшие представители в каждом случае отражают духовный и общественный климат эпохи.
Характерно, что в то же самое время, когда эпос в творчестве Лукана достиг предела своей патетики и начал отчаиваться в своей задаче изображения осмысленности природного и историко-политического космоса, роман - менее притязательный жанр повествовательной литературы - переживает взлет: это свидетельство утонченности общества, которое воспринимает как серьезную проблему упадок аристократии, школы, образования и торжество разбогатевших вольноотпущенников, но достаточно внутренне независимо, чтобы вволю над этим посмеяться.
Иные, но не менее значимые условия развития складываются для латинского романа во II в.: после гибели политического эпоса при Домициане и постепенного смещения центра тяжести из Рима на окраину Империи в то время, когда варвары начинают все чувствительнее нарушать всеобщий мир и Марк Аврелий - последний усыновленный преемник среди римских императоров - еще раз обретает поддержку в стоицизме, прежде чем ratio окончательно уступит religio , многие читатели воспринимают роман Апулея по форме и содержанию как сообразный эпохе: это многосторонний и почти не поддающийся систематизации опыт одиночки в калейдоскопически меняющемся, непредсказуемом мире, свободно самоопределяющийся в религиозно-философских рамках, где никоим образом нельзя вести речь о непритязательности, но направлена она уже не на государство и общество, а на индивидуальность - в рамках, которые своей платоновской тенденцией указывают путь в будущее.
Литературная техника
В романе сочетаются разнообразные технические приемы: они черпаются из эпоса, историографии, новеллы, сказки, декламации, драмы. Любовный роман подчас обозначается как δρᾶμα, σύνταγμα δραματιϰόν , fabula или mimus . Как и в комедии, здесь в центре - двое влюбленных, и действие разыгрывается в "мещанском" окружении; предпочтительное для античной теории комического сочетание с действительностью справедливо для романа еще меньше, чем для комедии, поскольку действие часто "романично", т. е. оно представляет собой нагромождение сенсационных событий, не вовсе немыслимых, но в таком количестве невероятных.
Серьезный греческий любовный роман имеет типичные черты, которые - частично в измененной форме - сохраняют свое значение и для римского романа, скорее юмористически-ироничного: двух влюбленных, безупречно верных и чистых, разлучают враждебные обстоятельства (часто - гнев божества): морская буря, кораблекрушение, плен, продажа в рабство, угроза потерять невинность, предотвращенная в последний момент, близкая гибель - вплоть до мнимой смерти - относятся к числу наиболее характерных ситуаций. Конец произведения - счастливое воссоединение любящих.
Повествовательная техника следует историографическим образцам . Если любящие в разлуке, две сюжетные линии развиваются параллельно. Вставками служат новеллы и экскурсы. Рассказ от первого лица и многослойность вставок - технические приемы, более свойственные эпосу, чем историографии, - встречаются в романе в более позднюю эпоху, особенно у римлян, для которых вообще Одиссея сохраняет значение важного литературного образца.
Отдельный эпизод напоминает трагедию и комедию: диалоги заменяют сообщение, монологи - психологический анализ. Нередко встречаются типичные сцены из драмы - напр., диалогическая экспозиция, сцена обмана, заседание суда, узнавание.
Несомненно, технический арсенал комического романа во многих пунктах - тот же самый: есть и разгневанное божество, и типичные дорожные и морские приключения, и показательные драматические сцены.
Правда, не следует упускать из виду и весомые различия, которые не дают полностью свести латинский роман к любовному греческому. Идеалистический любовный роман, напр., вследствие особенного подчеркивания мотива верности разлученных влюбленных практически не допускает сексуальных сцен, которые, со своей стороны, относятся к непременным признакам комического романа; и вызывает сомнения вопрос, можно ли понимать любовь Энколпия и Гитона, как в первую очередь, пародию на романную любовную интригу. Прежде всего следует отметить, что пародия на тот или иной литературный жанр не является основным мотивом создания произведений на латинском языке. Близость к греческой традиции в духе Романа об Иолае показывает, что у комического романа уже есть своя собственная традиция.
Язык и стиль
Язык и стиль обоих сохранившихся крупных латинских романов совершенно различен. У Петрония много языковых уровней - поэзия, стилистически утонченная проза рассказа от первого лица, вульгарный жаргон вольноотпущенников; у Апулея доминирующий тип - отточенная проза с гомеотелевтами, как и подобает писать в эпоху Второй софистики. Менее точная и трезвая, чем язык Петрония, его латынь отличается подчеркнутой отделкой и игровым характером. Зато ее внутреннее единство выше, чем у Петрония: Апулей, конечно, часто склоняется к поэтичности, но никогда не занимается стихотворством; иногда дает себя знать повседневный язык, однако автор избегает веризма речи вольноотпущенников Петрония.
В позднейшем развитии можно констатировать упрощение языка, причем иногда он приближается к вульгарному, качественно отличающемуся от искусного петрониева изображения простонародной латыни в том отношении, что карикатура выходит ненамеренной.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Петроний представляет свое произведение как novae simplicitatis opus ("произведение неслыханного простодушия", 132). Прежде всего это относится к содержанию, однако у принципа называния вещей своими именами есть не только моральная, но и стилистическая сторона. Этот тезис конвергирует с grandis et pudica oratio, "высокой и целомудренной речью" (2), о которой мечтает у Петрония опустившийся ритор Агамемнон.
Естественно, поэтические примеры, которые приводит Петроний, вложены в уста субъекту далеко не безупречной нравственности, однако в них не следует искать образчики плохой литературы. Ученые прежних времен метко назвали Петрония auctorpurissimae impuritatis, "писателем чистейшей нечистоты". Его латынь во всех случаях полностью приспосабливается к своему предмету.
Если он заставляет своих героев спорить об упадке красноречия или за недостатком целомудрия в поступках восхвалять целомудренные речи, то Апулей открыто делает удовольствие читателя литературной программой и признает собственное творчество - в сознательном самоуничижении - fabula Milesiaca , "милетским рассказом", то есть развлекательной литературой. Сравнительно с языковым уровнем литературная программа у Петрония заходит скорее слишком высоко, а у Апулея опускается чересчур низко: вначале нельзя догадаться, что у истории осла есть более возвышенный смысл.
Образ мыслей II
Спорят, служило ли произведение Петрония чисто развлекательным целям или предназначалось для чтения как сатира. Вероятно, здесь сама антитеза - ложная. Анализ словаря в сопоставлении с содержанием показывает, что Петроний критикует бессмысленную мультипликацию безгранично доступных удовольствий и, не подымая морализирующего перста, косвенно дает понять, что он - если и не в моральной области, то в области хорошего вкуса - знает о преимуществах мудрого самоограничения. Тем не менее нельзя делать из Петрония эпикурейского или даже стоического доктринера, хотя он, без сомнения, знаком с учениями и той, и другой школы. В крайнем случае можно назвать его особенно рафинированным сатириком, который никогда не расстраивает читателя, давая понять свои намерения.
У Апулея аналогичная проблема стоит иначе: в корпусе романа так много беззаботно-развлекательного, что многие читатели воспринимают религиозный финал как насильственно привязанный и невероятный. Терпеливая и филигранная исследовательская работа, правда, выявила внутренние линии между основным повествовательным планом и концовкой и - кроме того - тематическую конвергенцию целого и его частей, включая эпизоды. Здесь тоже нет места для или-или. Дело в том, что "автобиографический" роман также приближается к рассказу о философском или религиозном обращении и становится важным предварительным этапом христианской автобиографии. Несмотря на это, роман Апулея - в высшей степени приятное чтение. Резкая грань между "серьезной" и "развлекательной" литературой оказывается вновь и вновь невозможной. Лучшее в обоих романах обязано своим существованием не жанру, а личности авторов.
Справедливо, что Петроний и Апулей - каждый в духе своего времени - придают роману новую ориентацию: Петроний - критическую, Апулей - религиозно-философскую. Таким образом косвенно преодолевается несколько тривиальное мировоззрение идеалистического любовного романа , частично развеиванием иллюзий, частично содержательным углублением. Однако пародийный аспект этого рода литературы не следует считать главным намерением римских авторов; это побочный результат, возникающий наряду с первичным, проистекающим из намерений автора, а их диктует личность и эпоха.

В I в. до Р. Х. Харитон; Роман о Парфеноне и Метиохе; Роман о Хионе; в I в. по Р. Х.: Роман о Каллигоне; II в. по Р. Х.: Роман о Герпиллиде; Лоллиан; Ксенофонт Эфесский; Ахилл Татий; Ямвлих; III в. по Р. Х.: Лонг (пастушеский роман); Гелиодор; V-VI вв.: Historia Apollonii regis Tyri. Роман в более тесном смысле - «длинное повествование в прозе, где в событиях доминируют эротические мотивы и серия приключений, по большей части испытанных в странствиях, для которых можно установить несколько устойчивых типов, доминирующих в сюжетах» (N. Holzberg 1986, 33), со счастливым концом.
Антоний Диоген, I-II вв. по Р. Х.; Лукиан, Правдивые истории (пародия). Драматическое сочинение (прим, перев.).
Ср., напр., K. Plepelits во введении к его переводу Харитона, Stuttgart 1976, 10 сл.
N. Holzberg 1986 подчеркивает компенсаторную функцию идеалистического романа в эпоху эллинизма (напр., 39). R. Merkelbach 1962 устанавливает, по–видимому, слишком шаблонную связь с мистериями; нет никакого сомнения в том, что творческим стимулом римского романа стало секуляризованное стремление к счастью и избавлению.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...