Информационная теория эмоций. Потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова

Термин «эмоция» происходит от латинских слов emoveo, emovere (возбуждать, волновать). Несмотря на самоочевидность и широкое распространение эмоций в нашей психике, не существует пока общепризнанного, краткого и точного их определения. В Большой Советской энциклопедии (1978) эмоции определяются как "субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотиваций)".

Наиболее близко к представлениям о физиологических механизмах эмоций определение эмоции в дано в Словаре физиологических терминов (1987): «эмоция - это активное состояние системы специализированных мозговых образований, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении максимизации или минимизации этого состояния».

Эмоции - это объективный нервный феномен с ярко выраженным психическим, субъективно ощущаемым компонентом. В то же время эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Человек не только воспринимает окружающие его предметы и явления, не только воздействует на них. У него есть определенное отношение к ним. Общение с другими людьми, природой, произведениями искусства, общественная деятельность - все это вызывает в человеке различные переживания. Эти переживания и называют чувствами или эмоциями. Они играют большую роль в жизни человека, без них невозможна какая-либо целенаправленная деятельность.

В общем, термин "эмоция " понимают или очень широко - как внешнее выражение ощущений, мотиваций, побуждений, или очень узко - как любое достаточно резко выраженное внешнее проявление отношения организма к среде. Однако, во всех определениях эмоций есть слово "переживание". Оно означает, что в основе эмоции лежит субъективное отношение человека к конкретной ситуации или к степени реальности достижения поставленной цели.

Классификация эмоций. П.К. Анохин в 1964 г. в статье «Эмоция» (БСЭ, Т. 49, С. 31) писал, что «классификации, отражающей физиологическую сущность эмоций, до сих пор не создано». С того времени прошло почти 40 лет и однозначно можно отметить, что до сих пор исчерпывающей классификации эмоций не существует.



Учитывая прагматическую природу эмоциональных состояний, П.В. Симонов разделил действия на контактные и дистанционные, а последние на обладание, избегание и преодоление. Таким образом, по П.В. Симонову действие, потребность и прагматическая информация - это те координаты, в системе которых располагаются многообразные эмоции, характерные для человека.

Исходя из вышеуказанного постулата потребностям самосохранения будет соответствовать страх, а гнев возникает в сфере межвидового взаимодействия, вторично распространяется на неодушевленные предметы. Так, человек может прийти в ярость, пытаясь починить испорченный мотор автомобиля, хотя, конечно, злиться на машину весьма нелепо. Эмоции удовольствия или отвращения возникают при контактном взаимодействии в связи с удовлетворением любой потребности. Человек может наслаждаться вкусной пищей, созерцанием произведения искусства, хотя, это весьма разные типы наслаждения.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная - его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные характеризуют благоприятное состояние организма, их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.



К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску. К положительным - удовольствие, наслаждение, радость. Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические - угнетающие активные формы поведения.

Проявления эмоций . Известно, что эмоции несут яркую психологическую субъективную окраску. В то же время эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.

К соматическим проявлениям эмоций относятся сокращения мимической мускулатуры, изменения голоса и речи, мигательные движения, общее двигательное беспокойство, причем первые и вторые очень характерны для каждой эмоции (мимика горя и радости).

К вегетативным проявлениям эмоций относятся изменения функций сердечно-сосудистой системы (ритма сердца, артериального давления), изменения дыхания, функций ЖКТ. Вегетативные сдвиги часто объективнее отражают состояние человека по сравнению с реакциями скелетных мышц. Всем знакомы такие проявления эмоций, как изменение цвета лица, ускорение сердечного ритма, холодный пот, сухость во рту.

Наблюдаются также значительные изменения в эндокринной системе и в уровне обмена веществ. Гормональный компонент продолжается и после прекращения эмоции, проявляется в течение 12-24 часов, особенно - кортикостероиды.

Отрицательные эмоции (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида, печаль) - характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.

Кроме того, каждая эмоция внешне проявляется определенным рисунком поведения и специфической мимикой, позой и т.п. - всем тем, что сразу позволяет окружающим понять, какую эмоцию испытывает человек или животное. У человека к этим реакциям присоединяются субъективные переживания, которые, в свою очередь, отражают деятельность определенных систем мозга.

Значение эмоций . Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека.

1. Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд). Другими словами, эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, без которого нет творчества. Это одно из важнейших средств прогнозировать события. Эмоции дают возможность извлечь больше информации из событий, которые в обычных условиях являются малозначительными. Однако следует помнить, что есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях они даже создают определенные трудности в умственной деятельности, что зависит, наверное, от индивидуальных свойств НС человека.

3. Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь (удачно поставленный спектакль с участием выдающихся артистов, содержательная и удачно поставленная кинолента, художественно и жизненно написанный роман, трагические и счастливые жизненные ситуации и др.).

4. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма (рефлекс "свободы" по И.П. Павлову). С одной стороны, эмоции способствуют воспитанию волевых качеств человека, с другой стороны - препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и тем самым способствуют удержанию их на определенном уровне.

5. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.

6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление - например, боль позволяет больному найти наиболее безболезненное положение и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.

7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др.

8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма и приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды. При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от не желаемого конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. При определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя.

Методы изучения эмоций . Экспериментальному изучению эмоций и мотиваций помогают опыты с раздражением эмоциогенных структур с использованием методики Скинера (нажатие на педаль при подаче пищи). Уолт и Милнер разработали методику самораздражения. Они заметили, что в ряде случаев, когда в одном углу клетки раздражали определенные структуры мозга, крысы стремились всегда в этот угол. Затем они соединили это с методикой Скинера, и предоставили крысе возможность, самостоятельно нажимая на педаль, включать эффект раздражения той или иной зоны мозга через вживленные туда электроды.

Оказалось, что существуют области мозга, раздражение которых вызывает положительные эмоции (зоны награды, или зоны приближения). Это области перегородки, латерального гипоталамуса, медиального передне-мозгового пучка. К системе структур отрицательного подкрепления (зона наказания, избегания) относятся центральное серое вещество, вентро-медиальный гипоталамус, миндалины. Оказалось, что с системой положительного подкрепления связаны структуры, имеющие отношение к половым и пищевым рефлексам. Возбуждение этих структур приводит к изменению как в вегетативной сфере, так и в поведении (опыты Дельгадо). Реакции приближения и избегания по отношению к таким раздражениям получены на всех животных.

Существует мнение, что те зоны, при раздражении которых животное предпочитает раздражение всем другим мотивациям, являются неспецифическими механизмами награды. Эмоции отражают активность неспецифических зон награды или наказания. Они нужны для того, чтобы наградить трудные этапы поведения на пути к цели, которые сопровождаются нарушением гомеостаза. Награждаются стратегически выгодные этапы поведения. Эффект приятного - экстраполяция будущего положительного результата. Эмоции - это аппарат интеграции "хорошо - плохо".

Теории эмоций. Сформированный закрепленный навык, как правило, реализуется почти без участия эмоций. Более того, возникновение эмоций способно только нарушить действие и затруднить достижение цели. Динамический стереотип - это устойчивая система ответных реакций животного и человека, соответствующая определенной комбинации внешних и внутренних сигналов. Животные с выработанным динамическим стереотипом представляют систему, располагающую полной информацией о том, когда, что и как следует делать. Нарушение стереотипа означает появление дефицита информации, необходимость поиска сведений - вот тогда и возникают эмоции.

С самого начала истории органического мира живое существует в условиях дефицита информации о возможных изменениях окружающей среды. Отсюда возникает необходимость внутренних резервов, которые позволяют компенсировать неблагоприятное стечение обстоятельств. Одним из механизмов такой компенсации является принцип гиперкомпенсации.

Этот фундаментальный принцип саморегуляции живых систем наложил отпечаток на все приспособительное поведение. Действия живых существ по удовлетворению своих потребностей начинаются до того, как во внутренне среде организма происходят сколько-нибудь существенные изменения. Сигнализация с рецепторов желудка, сопровождающаяся ощущениями голода, своевременно инициирует поиск пищи, тем самым предотвращает изменения химизма крови.

Эмоциональный фон ощущений призван дать первоначальную оценку полезности или вредности раздражителей. Врачи советуют избегать эмоций, но это невозможно. Тот, кто остерегается эмоций - при их возникновении оказывается детренированным. Эмоция - это защитный фактор, но он становится патологическим, если превосходит какой-то предел. Этот предел сугубо индивидуален. Очень важно уметь регулировать уровень эмоционального напряжения, но оно бессознательно, поэтому управление возможно только косвенное, при определенном знании механизмов запуска эмоции.

Существует несколько физиологических теорий эмоций (Э). Наибольшее признание получили следующие:

1.Биологическая теория эмоций Анохина заключается в том, что эмоции рассматриваются как результат рассогласования акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Анохин рассматривал Э как механизм наказания (отрицательная Э) или награды (положительная Э) стратегически вредных или полезных путей поведения.

2. Но Э часто возникают еще до начала действия, при оценке лишь прогноза степени выполнения потребности. Этот факт учитывается в информационной теории эмоций Симонова. По Симонову, эмоции возникают каждый раз, когда удовлетворения потребности не происходит, иными словами - когда действие не достигает цели.

Э = -П (Н-С), где

Э - эмоция, П - потребность (побуждение), Н - информация, прогностически необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности, С - информация, которая есть и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Из данного выражения с неизбежностью вытекают 4 следствия:

1) Э=0 при П=0. Эмоция не возникает в отсутствии потребности и исчезает после ее удовлетворения.

2) Э=0 при Н=С . Эмоция не возникает у вполне информированной системы даже при большом значении П.

3) Э = max, если С=0. При наличии цели (потребности) живая система в известных пределах тем эмоциональнее, чем менее она информирована.

4) При С>Н Э изменяет свой знак. Поскольку в приведенной формуле П рассматривается как отрицательное в биологическом смысле состояние, при С>Н возникает положительная эмоция.

Следовательно, эмоции зависят от потребности и дефицита информации об условиях ее удовлетворения.

Эмоции - компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Так, ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы, страх возникает при недостатке информации, требуемой для защиты, горе возникает в ситуации полного отсутствия информации о какой бы то ни было возможности восполнения потери.

3. Теория эмоционального напряжения . Однако, для деятельности необходимы не только информация о возможности ее выполнения, но еще и энергия и время, а в теории Симонова они не учитываются.

Согласно Симонову, существуют только два эмоциональных состояния - отрицательное и положительное. Между тем, физиологические исследования показали, что хотя психологи выделяют множество проявлений положительных эмоций (удовольствие, наслаждение, комфорт, восторг, радость, оптимизм, торжество, воодушевление и т.п.), характер физиологических вегетативных сдвигов у них одинаков.

А вот среди отрицательных эмоций физиологически можно выделить два типа: а) стенические отрицательные . эмоции (гнев, ярость, негодование), при которых происходит мобилизация сил, энергии, всех ресурсов организма, когда силы удесятеряются (прыжок на крыло самолета от медведя и т.п.); и б) астенические отрицательные . эмоции (ужас, страх, тоска), при которых все функции организма подавлены, как в сфере физической, так и интеллектуальной деятельности.

Объективные физиологические показатели при всех этих состояниях разные. Например, собаки на страшного пришельца реагируют по-разному. Одна начинает лаять, рваться, стараясь напасть, при этом у нее наблюдается повышение коронарного кровотока, АД, температуры тела, ЧСС, МОД. Поведенчески это состояние называется ярость. Другая собака на появление того же человека демонстрирует страх - при этом у нее может наблюдаться дефекация, непроизвольное мочеиспускание, параличи, снижение коронарного кровотока, вплоть до полной ишемии и т.д.

По теории Г.И. Косицкого, эмоции - лишь проявление некоторой степени развития состояния нервного и вегетативного напряжения в условиях дефицита средств достижения цели. К средствам достижения цели Косицкий относит не только информацию (И) , но и энергию (Э ) и время (В) , необходимые для выполнения действия.

Таким образом, формула Симонова, трансформируется в следующую: состояние эмоционального напряжения прямо пропорционально уровню (значимости, трудности) цели и уровню дефицита средств ее достижения, т.е.

СН = Ц (И н ∙В н ∙Э н - И с ∙В с ∙Э с),

где СН - состояние напряжения, Ц- цель, Ин, Вн, Эн - необходимые информация, время и энергия, Ис, Вс, Эс - существующие у организма информация, время и энергия.

Косицкий выделяет четыре степени состояния напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели.

I степень - В.М.А . (внимание, мобилизация, активность). Это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности.

II степень - С.О.Э . (стенические отрицательные эмоции). Если дефицит средств достижения цели нарастает, то возникает мобилизация резервов "под метелку" (вегетативная буря). При этом растет Эс и достигается равенство Н и С. Ярость делает даже слабого человека сильным и способствует победе.

III степень - А.С.О.Э. (астенические отрицательные эмоции). Они возникают, когда мобилизация не помогает, и Н остается больше С. Уход от задачи является тоже своеобразным способом защиты организма. Например, из двух зайцев выигрывает то, кто от страха замирает в кустах, так как лиса предпочитает гнаться за другим, который надеется на свои ноги. Чем закончится эта погоня - еще не известно, а первый заяц уже спасен! При страхе возникает так называемый "вегетативный хаос" - разрегулирование вегетативных функций. Если это продолжается долго - может быть смертельным.

IV степень - невроз - наблюдается в том случае, если организм часто переживает астенические отрицательные эмоции. Тогда возникает поломка системы вегетативной регуляции и нервно-психических функций. Клинически возникает невроз, срыв высшей нервной деятельности.

Три первых стадии обратимы при достижении цели, четвертая же необратима, оставляет печать на всю жизнь, повышенную чувствительность к каким-то ситуациям ("больная мозоль").

Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого, исходя из формулы Косицкого, надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Интересно что люди с разными темпераментами и типами ВНД преимущественно демонстрируют различные уровни ЭН. Так, сангвиникам более свойственна 1 степень ЭН (В.М.А.), холерикам - вторая (С.О.Э.). У людей со слабым типом чаще возникает 3 и 4 степень ЭН, у лиц с сильным типом - 1 и 2 степень.

Внешне неразряженные эмоции бьют по регуляторным механизмам внутренних органов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема.

Для 1 степени проблем нет - ее сдерживать не надо. Эмоции 2 степени иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на "чучело мастера" и т.п. Это не устраняет причины ЭН, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо уйти из этой ситуации.

Почему мы не властны на эмоциями? Они включаются на уровне подсознания. Наша психическая деятельность проявляется в двух видах - сознательная и подсознательная (неосознанная - во сне, автоматизмы, привычки и т.п.). Оба эти вида деятельности осуществляются всеми уровнями мозга, но для сознательного нужна общая активация коры со стороны РФ. У спящего человека при раздражении каких-либо рецепторов, так же, как и у бодрствующего, в коре возникают вызванные потенциалы - т.н. первичные и вторичные ответы. Косицкий считает, что вторичный ответ - это отражение процессов, связанных с оценкой значимости раздражителя и составлением программы ответа. В соответствии с итогом этой работы включается или не включается механизм десинхронизации и наступает или не наступает просыпание.

У спящего можно выделить ответы 4 типов.

1. Отсутствие ответа - это реакция на привычные сигналы, не несущие новой информации (звук часов, звон посуды, обычные домашние шумы и т.п.).

2. Активный ответ, не приводящий к пробуждению - автоматические реакции типа убить комара или смахнуть муху. Многие даже условно рефлекторные реакции могут осуществляться на уровне подсознательного.

3. Реакция на раздражитель вызывает спокойное пробуждение.

4. Реакция на раздражитель вызывает пробуждение с резкой эмоциональной реакцией.

Эмоциональное напряжение возникает до пробуждения, бессознательно (испуг). После пробуждения он переходит в страх, если не хватает ресурсов для спасения, проходит, если ресурсов достаточно, или переходит в ярость, если есть какой-то дефицит, но возможна мобилизация ресурсов.

По мнению Косицкого положительная эмоция - одна. Это радость, которая может проявляться в самых разных формах в зависимости от конкретной психофизиологической ситуации, но в основе ее механизма лежит избавление от отрицательной эмоции и достижение цели. Радость тем больше, чем выше было состояние эмоционального напряжения. Многие люди идут на страх (риск), для того чтобы испытать радость после его преодоления - альпинисты и т.п.

Если все дается на блюдечке, радости нет. Радость приходит через снятие трудностей. Не случайно, дети миллионеров ищут самые рискованные хобби, так как пресыщены условиями своей жизни. Им хочется преодолевать трудности и получить радость. Радость является одним из двигателей биологической эволюции, фактором естественного отбора. Трудности могут преодолевать самые подготовленные представители популяции, но все стремятся это делать. Выживает и дает потомство сильнейший.

Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть "висцеральным мозгом". Название подчеркивает тесную связь всех образований висцерального мозга с регуляцией деятельности внутренних органов. Эта связь имеет двоякий смысл. С одной стороны, она напоминает о зависимости эмоций от внутренних потребностей, с другой - делает понятным те глубокие изменения вегетатики, которые бывают при реализации эмоций.

К висцеральному мозгу относятся: подбугровая область (гипоталамус), передние ядра таламуса, перегородка, свод мозга, мамиллярные тела, миндалевидное ядро и образования древней коры (венечная борозда, гиппокамп, грушевидная доля). Этот комплекс образования называется лимбической системой мозга. Висцеральный мозг тесно связан с новой корой больших полушарий, особенно с ее лобными, височными и теменными долями.

Функциональные влияния центрального аппарата эмоций можно разделить на 2 типа - восходящие и нисходящие. Восходящие влияния состоят из активации высших отделов мозга и органов чувств. Осуществляя это влияние, висцеральный мозг тесно взаимодействует с ретикулярной формацией мозгового ствола. Гиппокамп тормозит ретикулярную формацию мозгового ствола.

Действие физиологического аппарата эмоций через РФ не исключает прямого влияния на кору, а также влияния через вегетативную нервную систему. Обширные нисходящие эффекты эмоционального возбуждения реализуются через вегетативную нервную систему, высшие центры которой локализованы в гипоталамусе.

Бовард(1962) предложил гипотезу о существовании в мозгу высших животных и человека двух функционально противоположных систем. Одна из них имеет парасимпатическую (холинэргическую) природу и представляет физиологическую основу положительных эмоций. Вторая, адренергическая. система, включается при отрицательных эмоциях. Раздражение первой из них вызывает чувство удовольствия и служит наградой. Стимуляция негативной системы сопровождается беспокойством, тревогой и ужасом.

Между двумя этими системами существуют реципрокные отношения, которые регулируются миндалевидным ядром. Однако, между этими системами отношения более сложны, чем простая реципрокность. В структуре положительных эмоций есть явно симпатические эффекты, а в отрицательных - парасимпатические.

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоции, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных.

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов, - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

На основании... опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».

«Нужно думать, - говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, - что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации ннтенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования - скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций.

Отражательно-оценочная функция эмоций

Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес­кого и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = 1[П,{И„-И С ),...].

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И с - информация 6 средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

Индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т.п.; - фактор времени, в зависимости от которого эмоциальппя реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями; - качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию и т.д. и т.п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми <и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения.

Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т.п.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму "жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

Низкая вероятность удовлетворения потребности (И н больше, чем И с) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (И с больше, чем И н) порождает положительные эмоции.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно.

Отечественным физиологом П. В. Симоновым (1926-2002) был предложен оригинальный вариант теории эмоций, которую можно назвать информационно-потребностной. Согласно теории Симонова, эмоции определяются актуальной потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения, причем процесс оценки разворачивается непроизвольно, неосознанно и автоматически (в этом отличие эмоциональной реакции от сознательного решения). Другими словами, эмоция – это результат автоматической оценки изменения вероятности достижения цели в связи с получением новой информации. При этом происходит анализ информации, полученной из трех источников. Во-первых, оцениваются сила и качество актуальной потребности (насколько сильно мое желание?). Эту оценку потребностного состояния субъекта можно назвать требованиями цели. Во-вторых, оцениваются свойства действующего стимула, которые можно назвать требованиями ситуации (например, насколько высокзабор, через который нужно перепрыгнуть, чтобы сорвать яблоко?). И в-третьих, объектом оценки становятся наличные ресурсы субъекта, доступные для реализации цели (такие, как знания, умения, функциональное состояние организма, лимит времени). В том случае, если требования полностью соответствуют наличным ресурсам, эмоции не возникают. Если же ресурсов недостаточно для ответа на требования цели и требования ситуации (например, я очень хочу разглядеть витрину магазина па другой стороне улицы, но автомобили мчатся слишком быстро), то оценка вероятности удовлетворения потребности будет снижаться и соответственно возникнет отрицательная эмоция.

Основная функция отрицательных эмоций, по Симонову, – переключение поведения, т.е. смена объекта, на который направлена активность, на более адекватный. При этом отрицательная эмоция действует "хитро": она субъективно снижает ценность недостижимой вещи (после того как я посмотрела на проносящиеся мимо автомобили, ассортимент магазина кажется мне уже нс таким интересным). Совсем по-иному разворачиваются события в том случае, если психика "решает", что ресурсы превосходят требования. Тогда оценка вероятности удовлетворения потребности будет превышать первоначальный прогноз, а человек испытает положительные эмоции. Функция положительных эмоций заключается в поддержании направления активности вплоть до полного удовлетворения потребности. Информационно-потребностная теория эмоций П. В. Симонова добавляет когнитивным теориям динамический аспект и поэтому содержит большой объяснительный потенциал.

Сходную модель предложил американский психолог А. Розман (Roseman, 1984). По его представлениям, конкретная эмоция становится результатом оценки пяти компонентов потенциально эмоциогенной ситуации:

  • мотивационная оценка заключается в атрибуции объекта как желательного или нежелательного. Причем наличие в объекте желаемого может быть связано с негативной эмоцией (например, печаль – желательное не удалось получить), а наличие в объекте отталкивающего может быть связано с позитивной эмоцией (например, облегчение – нежелательное удалось избежать);
  • ситуационная оценка связана с присутствием или отсутствием значимого аспекта, который может быть как желательным, так и нежелательным (например, удовольствие констатирует присутствие желательного значимого аспекта, а облегчение – отсутствие нежелательного);
  • компонент вероятности фиксирует предвосхищение определенного исхода события (точно произойдет, возможно произойдет, вероятность неясна). Яркой эмоцией, связанной с неопределенной вероятностью наступления события, является, например, удивление;
  • компонент силы относится к самооценке потенциала действия в данной ситуации (например, эмоция гнева свидетельствует о том, что субъект высоко оценил свою силу, а эмоция стыда – о том, что он счел себя слабым);
  • компонент оценки источника отражает оценку события как исходящего от самого человека, от других людей или от стечения обстоятельств. Данный компонент определяет направленность эмоции. Например, представим человека получившего подарок. В том случае, если он усмотрит причину произошедшего в себе самом ("я заслужил подарок"), его охватит эмоция гордости. А в том случае, если он припишет причину этого события дарящему ("он захотел доставить мне удовольствие") – возникнет эмоция симпатии.

Эта теория опирается на Павловский подход к изучению НС :

1) Присущие организму потребности и влечения – это врожденные рефлексы.

2) Под влиянием внешних повторяющихся воздействий в коре б.п. формируется устойчивая система внутренних нервных процессов (процессы установки «стереотипа», процессы поддержки и нарушения – разнообразные положительные и отрицательные эмоции).

Эмоция – это отражение мозгом какой – либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которые мозг оценивает на основе генетического и индивидуального опыта.

Факторы, от которых завсят эмоции :

1) Индивидуальные особенности субъекта (мотивации, воля и др.).

2) Фактор времени (аффект бытсро развивается, настроение способно долго держаться).

3) Качественные особенности потребности (например, эмоции, возникающие на основе социальных и духовных потребностей – это чувства).

Эмоция зависит от потребности и от вероятности ее удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения потребности→отрицательная эмоция, высокая вероятность→положительная эмоция. Пример: низкая вероятность избегания нежелательного воздействия→возникает тревога, низкая вероятность достижения желаемой цели→возникает фрустрация

Информация – это отражение совокупности средств достижения цели.

Правило возникновения эмоций :

Или

Э – эмоция, П – сила и качество потребности, И н – информация о необходимых средствах для удовлетворния потребности, И с – информация о существующих средствах (которыми располагает субъект). И н – И с – оценка вероятности.

И н < И с – положительная эмоция.

И с < И н – отрицательная эмоция.

Позже Симонов переписал формулу – сильная эмоция компенсирует недостаток побуждения.

Функции эмоций :

1) Отражательно – оценочная функция . Представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).Но не всегда етсь необходимость в сопоставлении ценностей. Пример Анохина: поврежден коленный сустав→чувство боли ограничивает двигательную функцию (способствуя тем самым восстановлению). Возникает угроза→движение осуществляется, несмотря на боль.

2) Переключающая функция (происходит переключение поведения в направлении улучшения деятельности). Приближение удовлетворения потребности→положительная эмоция→субъект усиляет/повторяет (максимизирует) состояние. Удаление удовлетворения потребности→отрицательная эмоция→субъект минимизирует состояние. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить на осознаваемом и неосознаваемом (интуиция) уровнях. Когда возникает конкуренция мотивов, выделяется доминирующая потребность. Чаще всего поведение ориентируется на легко достижимую цель («лучше синица в руках, чем журавль в небе»).

3) Подкрепляющая функция . Павлов: подкрепление – действие биологически значимого раздражителя, который придает сигнальное значение сочетаемому с ним и несущественному в биологическом отношении. Подкреплением в формирвоании рефлекса является не удовлетворение потребности, а получение желательных (эмоционально приятных) или устранение нежелательных стимулов.

4) Компенсаторная функция . Эмоции оказывают влияние на системы, регулирующие поведение, вегетативные функции и др. При возникновении эмоционального напряжения объем вегтативных сдвигов (учащение сердцебиения и т.д.) обычно превышает реальные нужды организма. Это своего рода подстраховка. рассчитананная на ситуации неопределенности затрат. По – видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов.

Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Т.е. происходит реагирование по принципу доминанты . Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти ранее втсречавшихся стимулов, а с другой стороны, снижает критерии “принятия решения” при сопоставлении их с данными стимулами. Положительные эмоции : их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели.

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:


1. радость;

2. печаль;

3. удивление;

5. отвращение;

6. презрение;

8. стыд/ смущение;

9. интерес;


Эмоциональные свойства

1. Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального «включения»,- повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертиреозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Комбинация стеничности с возбудимостью дает картину экспансивного типа.

2. Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Комбинация астеничности и заторможенной реактивности в эмоциональных проявлениях свойственна обсессивным невротикам.


3. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими. Свойство, противоположное лабильности – эмоциональная ригидность , вязкость, патологическая стойкость эмоций – свойство эпилептоидного характера. Перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью создает, по выражению В.Н. Мясищева, «вязкие доминанты болезненных переживаний», часто приводящие у больных к фиксации на ощущениях, погруженности в соматические переживания, к уходу в болезнь. «Болезненная аффективная вязкость впечатлений», - писал В.Н. Мясищев, - «это и острота впечатления, и длительность его, и относительно недостаточная интеллектуальная переработка, и затрудненное отреагирование».

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий - в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;

2. побуждение (стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива) –человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение; в критических условиях, при неспособности субъекта найти выход из опасных, травмирующих, неожиданных событий, развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны.

3. организация и регуляция - в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные . Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов : это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза при­щурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо дина­мичное

Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин выделяет следующие типы эмоций:

I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;

II. удовлетворение и радость;

III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;

IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;

V. интеллектуальные эмоции (аффективно – когнитивные комплексы): удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, сомнения («чувство» уверенности - неуверенности).

Рассмотрим более подробно данную классификацию.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...