Интересно знать как реставрируют восстанавливают древние иконы. Как не потерять домашнюю икону

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Если у вас есть старинная икона и вам кажется, что неплохо было бы ее отреставрировать, нужно понять, является ли это желание правильным, или можно никуда не спешить, более того - ничего с ней не делать.

Я часто сталкиваюсь с тем, что обычные люди, имеющие в своем доме старинные образы святых, доставшиеся им, как правило, по наследству, от бабушек и дедушек, или от родителей, в какой-то момент остро озабочиваются вопросом их сохранения и почему то им вдруг приходит в голову, что любая старинная икона непременно требует от них какого-то физического участия, вмешательства.

В ход подчас идут самые разные действия, часть из которых абсолютно бесполезны, но есть и такие чудаки, которые в своих изысканиях идут дальше и увы, наносят непоправимый урон ценным памятникам старины, причем, что самое обидное, в этих вмешательствах не нуждавшихся!

Этот материал я специально пишу для тех «горячих голов», кто как раз ощущает в себе необоримую энергию «реставратора-спасителя», дабы предотвратить очередную порчу старинных икон, которые, слава Богу, прожили более столетия без их участия и уж как-нибудь просуществуют еще какое-то время без «мастеров» с «умелыми ручками», не имеющих и малейшего представления о том, чего делать надо, а чего категорически не рекомендуется.

Попробую провести краткий ликбез для тех, кто интересуется вопросами сохранения предметов старины и хочет хоть немножко погрузиться в теорию процессов, в том числе и реставрационных. Давайте сначала поймем, что из себя представляет икона, ведь это предмет, создававшийся по определенной технологии, которая, безусловно, отличалась в разное время и в разных произведениях, но все же имеет очень схожую схематику.

Классическая религиозная живопись исполнялась на деревянной доске. Перед тем, как писать красками, доску подготавливали - грунтовали, покрывали левкасом - гипсовым грунтом. На более ранних памятниках применяли паволоку - в слой гипсового грунта помещали ткань, которая в дальнейшем должна была препятствовать растрескиванию, отслаиванию левкаса от доски, а в макрозадаче - помогала сохранять живописный слой, наносимый поверх грунта долгие и долгие годы, столетия.

Поскольку в большинстве своем нынешние обладатели старины имеют дело с произведениями, созданными в позднее время, в девятнадцатом и в начале прошлого столетия, «встреча» с паволокой им практически не грозит, ведь иконы тогда писали уже без паволоки, но иногда вместо нее проклеивали доску бумагой, даже… газетами.

Грунтованную иконную доску расписывали красками, причем либо темперными, либо масляными. В традициях иконописания позднего периода наблюдается устойчивая тенденция, согласно которой иконы темперного письма изготавливались всегда на левкасе, варьировалась лишь его толщина, а вот «маслушки» зачастую писали либо на тонюсеньком, практически неощутимом грунте, либо и вовсе - без такового, краски ложились прямо на доску.

Этот момент очень важно понять, поскольку и при разрушении старинного образа наблюдается разная картина, в зависимости от различий в технологии изготовления.

Теперь поговорим о причинах, которые могут вызывать повреждение старой иконы, они ведь также многочисленны и разнообразны.

Столетие, а то и два - огромный срок для любой вещи, даже «железной», что уж тогда говорить про деревянную расписную доску, чего только не было с ней, что она перенесла-выдержала, бедная, это, как говорится, целая история!

Даже в идеальных условиях хранения с любой иконой все равно происходят изменения, это неизбежный процесс. Пусть и при музейном хранении, когда драгоценные памятники держат в специальных киотах, где поддерживается особый температурно-влажностный режим, где регулярно опытные реставраторы проводят осмотры, иконы продолжают пусть очень медленно, но стареть, разрушаться. Мы бессильны предотвратить гибель любой вещи и можем лишь оттянуть, отдалить этот момент, в этом состоит и ваша задача, как хранителя семейной реликвии.

Доска иконы подвержена усыханию и короблению (изгибу), часто - растрескиванию. Это нормальный процесс, который при благоприятных условиях протекает медленно и может не вредить живописи.

Иконные доски в старину готовили старательно, столяр или даже сам иконописец, тщательно заготавливал древесину, сушил ее несколько лет в естественных условиях, и только затем делал из фрагмента ствола дерева заготовку для будущего произведения. Для хорошей иконы и доску делали особо, не всякий отрез ствола дерева подходил и из большой плахи выходила от силы, пара иконных досок, остальное отбраковывалось.

Конечно, такое тщание касалось производства основ под дорогую, а вот для массовой продукции использовали материал попроще, но ведь и эти предметы сохранились до нашего времени, и именно они составляют основную массу реликвий, хранящихся у вас в домах.

Иконная доска, усыхая, заставляла сжиматься и левкас и живописный слой, держащийся на грунте. И если доска деформировалась сильнее, чем мог себе позволить грунт, происходило его отслаивание и вспучивание, если владелец иконы не успевал вовремя это заметить и отреагировать, изображение теряло фрагменты, которые попросту выкрашивались, выпадали из него.

Надо помнить, что любая древесина всегда продолжает «дышать», а это значит, что под действием все тех же температурно-влажностных перепадов она то сжимается, то наоборот, увеличивается в своих линейных размерах, «расшатывая» грунтовый и красочный слои, не обладающие особой эластичностью. Если взглянуть на любую старинную икону в сильное увеличительное стекло, обязательно увидишь кракелюр - трещины в красочном слое, обусловленные как старением и высыханием краски, так и «дыханием» иконной доски.

Вторая причина отслаивания левкаса и разрушение красок - изгибание доски, подчас очень сильное. Если вы посмотрите на свою старинную икону сверху, с торца, то наверняка заметите, что доска у нее «гнутая» - середина выпучилась вперед, а края - отошли назад. Причина такого процесса весьма проста. Как я уже сказал, любая иконная доска с годами усыхает, но жесткий слой левкаса и слабо паропроницаемый слой живописи делает процесс усушки неравномерным, благодаря чему задняя поверхность доски сохнет и уменьшается в линейном поперечном размере (волокна в иконной доске практически всегда вертикальны) значительно быстрее, чем лицевая.

Скомпенсировать этот процесс были призваны врезаемые в задник доски, клинья, или, как их еще называют, шпонки, но и они подчас не могли помочь, столь сильно было «желание» доски выгнуться, деформироваться.

Остальные причины, вызывающие преждевременное старение иконы, довольно банальны, но именно они зачастую приводят памятники прошлого к плачевному виду. Перепады влажности, температуры, сквозняки, грибковое поражение доски и левкаса, поражение основы древоточцами - все в конечном итоге с той, или иной степенью приводит к разрушению и гибели старинных икон.

Наверное, главной трудностью для вас будет момент определения истинных причин ветшания семейной реликвии, и уже на основе правильных выводов, диагноза, можно назначать и лечение.

Нельзя забывать, что порой под разрушением иконы понимают исчезновение фрагментов красочного слоя, но произошло это отнюдь не по перечисленным причинам, а из-за излишнего усердия самих владельцев.

Все дело в том, что в дореволюционной России мало кто из владельцев живописных образов святых относился к ним как к ценным и высокохудожественным произведениям. Для людей это были лишь святые образы, вещественные объекты для совершения молитв, а потому и отношение к ним хоть и было благоговейное, бережное, оно отнюдь не способствовало их сохранению в веках, да и цели такой, как я уже сказал, не стояло.

Например, было принято к Церковному Празднику протереть иконку маслицем - на какое-то время живопись становилась более яркой, блестящей, что нравилось хозяевам и что в том числе тешило их благоговейное чувство, ведь в этом они видели и акт особого внимания к святому, изображенному на доске.

Протирание иконы маслом современные реставраторы уже давно и хором предали анафеме, как зловредное и губительное для живописи и левкаса, действие, но вы можете себе представить, сколько раз за столетие самая «молодая» имперская икона подвергалась такому «уходу»?!

Такие любимые и «ухоженные» образа видно сразу - зачастую на ликах святых частично или полностью отсутствуют высветления (тонкие белильные линии - оживки), а на одеждах - узоры, прически лишены тонко прописанных волос, бывает, что ретивые хозяева стирают и зрачки, глаза, брови, надписания на иконах, которые, увы, без помощи реставратора и правда, не воссоздать.

Практически всегда на старинных иконах обнаруживаются и другие неизбежные спутники вещей с длинной историей - царапины, сколы, потертости, вмятины, ожоги, которые портят внешний вид памятника, а зачастую и угрожают его будущему.

В своей практике я сталкивался с самыми различными видами повреждений икон, но при этом сделал для себя важный вывод: часто иконе все же не нужна наша помощь, и не стоит обращаться к реставратору.

В моем посыле максимально избегать современных вмешательств в древние памятники был такой смысл: каждое произведение искусства (будь то картина или икона) создавалось автором, который вложил в работу свою мысль, идею и талант. В ракурсе рассмотрения уникальности отдельного раритета для настоящего ценителя важна именно авторская живопись, а не фантазия современного реставратора, которая порой, увы, заходит слишком далеко и абсолютно искажает первоначальный замысел художника, обесценивая памятник и в эстетическом плане и даже в материальном.

Поэтому я сделал для себя главный вывод и следую ему свято: если икона имеет повреждения, но оставшееся изображение стабильно, не разрушается, а сам образ святого воспринимается цельно, реставрировать икону не надо.

Да, на иконе есть утраты, потертости, ну и что? Икона не обязана быть «вечно блестящей», «сверкающей», ведь она есть продукт своей эпохи и следы бытования на ней для меня также важны, они являют свидетельство ее долгой жизни, благоговейного отношения к ней со стороны прежних владельцев, они показывают и ту активность, с которой иконой пользовались в прошлые годы, а это очень важно.

Если лик и фигура святого сохранились и позволяют полноценно обращаться к образу с молитвой, то причин реставрировать произведение я лично не наблюдаю.

При этом достаточно часто встречаются и причины, по которым избежать реставрационных вмешательств уже не получится. Первая из них - признаки продолжающегося разрушения памятника - шелушение красочного слоя, выкрашивание или вспучивание левкаса, отслеживаемая динамика в растрескивании доски.

Вторая причина - утрата ключевых фрагментов изображения. Что это значит? Например, у меня есть икона Николая Чудотворца, на которой практически полностью утрачено нижнее поле и даже, фрагментарно - низ одежд святителя. Но при этом руки и лик святого сохранились без потерь, целы и изображения в миниатюрных клеймах с образами Спасителя и Богородицы в верхней части фона.

Вот такое повреждение левкаса и красочного слоя, при котором не теряется целостность в восприятии образа святого я и называю не критичным состоянием иконы и такую икону я не буду реставрировать, восполняя современными методами левкас и живопись.

Совсем другое дело - утрата ликов святых на иконах, когда и одежды целы, и фон и приписные святые и поля, а вот лик либо стерт, либо выкрошился «благодаря» усиленному «уходу». Если вы не созерцаете лика Небожителя, вы не можете сосредоточиться на молитве, вы не можете молиться, а значит, увы, реставрации не избежать.

Наблюдая за своей иконой, попробуйте самостоятельно определить, нуждается ли она в реставрации, необходимо ли ей оперативное вмешательство, или с ним можно повременить.

Если же вы затрудняетесь с выводами и вам нужна помощь, лучше всего, конечно, получить консультацию квалифицированного эксперта, но и тут, увы, есть проблема.

К величайшему сожалению, по-настоящему грамотных реставраторов, которые бы на совесть и с применением «родных» материалов и вековых технологий восстановили бы вашу икону, практически нет.

Это - еще одна моя причина всячески избегать реставрационных мастерских, ведь на смену тысячелетнему опыту написания икон (практически утраченному в период социализма) пришли совсем иные методы и технологии.

Сегодня при восстановлении старых икон активно используют синтетические материалы - клеи, грунты и краски, поскольку это и проще и быстрее, но это совершенно другие продукты, которых не было сто или двести лет назад!

Выбирая реставратора, необходимо обращать на это особое внимание, так как мне с ужасом приходилось встречаться с уже отреставрированными памятниками, которые, из-за особенности синтетических средств, примененных при их восстановлении, уже невозможно, даже при сильном желании, вернуть в первозданное состояние. Такая варварская реставрация необратима, а значит, «возрожденный» предмет, если он не нравится, уже останется таким навсегда.

Другая «засада» в «синтетике», активно применяемой сегодня, кроется в том, что все эти новомодные материалы еще не проверены временем, веками, а значит, с вашей, казалось бы, восстановленной иконой, может произойти все что угодно через год, два или через десять.

Именно поэтому я ратую лишь за консервационные мероприятия, которые практически всегда можно провести с применением простейших, а главное - тех самых традиционных методов и средств, которыми веками пользовались наши предки.

Кстати, консервация икон - достаточно простая процедура и в правильной реставрационной мастерской вам все сделают хорошо и быстро.

Не приукрасить, а сохранить, сберечь - вот задача «консервационной реставрации». Но вы можете двигаться в своем русле и ничего нет предосудительного в том, что вам все же захочется отреставрировать свою икону, придать ей свежести, сделать ее «как новую», здесь уж каждый думает сам.

Сегодня многие люди решают проблемы бытовой реставрации икон, точнее сказать, консервации памятников, самостоятельно, благо существуют печатные пособия и виртуальные площадки, где можно этому поучиться, освоив азы реставрационного дела.

Если вы чувствуете в себе силы и желание, вполне можно и самому сберечь свои шедевры, не полагаясь на других людей, так что я могу лишь выразить свою поддержку всем, кто хочет двигаться в этом направлении.

В завершении статьи я лишь еще раз советую не спешить с действиями и не предпринимать фантазийных и доморощенных методов реставрации, дабы не испортить окончательно то, что еще сохранилось, действуйте по принципу «семь раз отмерь и один раз намажь»! А к проблематике реставрации древней живописи мы вернемся в .

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

17.09.2014 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Мы не устаем повторять, что киот необходим для старинной иконы. Киот для иконы нужен для основной цели - сохранения старинного живописного образа. Киот защищает икону от воздействий атмосферы и от механических повреждений, от копоти и пламени свечи или лампады. Киот создает и особый микроклимат, который выравнивает перепады температуры и влажности, одним словом, застекленный ящик обеспечивает для Вашей иконы наилучшие условия хранения, близкие к музейным.

Но старинная икона может быть помещена и в современный киот, многие так и поступают - стараются выполнить киот для иконы на заказ. Однако на наш взгляд, старинная икона гармоничнее смотрится в старинном же киоте и поэтому многие владельцы старинных икон предпочитают хранить их в столетнем киоте. Тут есть и еще один важный аспект: старое дерево такого ящика не выделяет вредных, для иконы, веществ. Оно выдержанное и не подвержено деформациям, то есть старинный киот по всем параметрам предпочтительнее для старинной иконы.

Киот можно подобрать, если икона стандартного размера, например, на нашем сайте есть выбор старинных киотов.

Часто владельцы старинных икон сталкиваются с тем, что икона попадает к ним уже в киоте, но киот сам выглядит неприглядно. Действительно, старинные киоты часто даже выбрасывают из-за того, что в существующем плачевном состоянии их трудно разместить в современном интерьере, уж больно страшно они выглядят после ста с лишним лет эксплуатации.

Что же делать? Мы предлагаем вам их отреставрировать, подождите отправлять киот на помойку!

В этой статье мы опишем два случая восстановления старинных киотов с тем, чтобы утвердить в Вас основную мысль: даже при самых запущенных случаях можно из помоечного, на первый взгляд, предмета, сделать настоящую конфетку!

Итак, возьмемся за дело!

Первый киот был просто ужасен. Мало того, что его красили неоднократно краской, он еще и потерял куски шпона, а рамка киота после того, как мы вытащили стекло, просто развалилась на части! Фурнитура также пришла в негодность, но все это нас не испугало: руки человеческие способны на многое!

Мы рекомендуем каждому, кто собрался восстанавливать старинный киот, запастись инструментом и терпением, но главный совет тут другой: занимайтесь реставрацией на открытом воздухе, в квартире проводить такие пыльные и «ароматические» работы мы категорически не рекомендуем. Также советуем пользоваться средствами защиты органов дыхания, ведь пыль, образующаяся во время работ, чрезвычайно неприятная.

Первым делом начинаем бороться с многослойным красочным покрытием. Тут не обойтись без строительного фена, который очень быстро справляется с толстым слоем масляной краски, размягчая его до состояния, при котором краска удаляется шпателем или скребком очень легко.

В результате двухчасовой очистки киот буквально разваливается на куски: как выясняется, под слоем краски есть еще и бумага, которая выполняла роль скрепляющего материала для деталей рассохшегося старинного киота. Ну ничего, это дело поправимое, склеим все обратно!

Развалившуюся рамку крепим к рабочему столу при помощи струбцин и пользуясь уголком выравниваем прямые углы. Рамка состоит из множества деталей и кусочков. В процессе сборки мы все их соберем в нужном порядке, а крепить их мы будем при помощи замечательного столярного клея!

Пока у нас сохнет рамка, переходим ко второму киоту, который также требует обработки, но тут другая проблема - у основного ящика не хватает нижней боковой детали. Ничего страшного, мы ее изготовим сами! Для этого берем деревянный (сосновый) брусок и выпилив шип, вставляем в пазы, крепим его к боковым деталям и заднику опять же при помощи столярного клея, а фиксируем на время склейки двумя струбцинами:

Получается вот так:

Видите, угол пока грубый, не скругленный? Теперь при помощи напильника и абразивной сеточки мы его скругляем до нужного радиуса и получается вот такой идеальный уголок:

В своей работе мы используем именно абразивную сеточку, закрепленную в удобном зажиме. Такая сеточка не забивается древесной пылью и действует бережно:

Шпон на боковых сторонах киота выкрошился, поэтому теперь надо при помощи столярного клея проклеить все сколы, стараясь сделать так, чтобы клей проник под шпон и надежно зафиксировал рваные края сколов:

После того, как края и отслаивающийся шпон надежно проклеены, приступаем к зашкуриванию обоих киотов. Это нужно для того, чтобы очистить поверхность шпона от остатков краски (на первом киоте) и от остатков лака - на втором. Впоследствии мы будем покрывать оба киота маслом и если не очистить поверхность шпона от старых лакокрасочных покрытий, то масло будет впитываться не равномерно, не получится сделать вид поверхности однородным. Зашкуривать надо очень тщательно, использовать опять лучше сеточку, ведь шкурка моментально забивается вязкой красочной или лаковой пылью!

Вот все и готово, посмотрите, как должен выглядеть тщательно отшкуренный киот:

Теперь настало время избавиться от сколов шпона. Для этого берем силиконовый шпатель и специальную шпатлевку по дереву, желательно тонированную в тон древесины:

Наносить шпатлевку нужно аккуратно, тщательно втирая ее в сколы и трещины. Часто после высыхания и шлифования выясняется, что в глубоких трещинах и провалах шпона шпатлевка просела или даже растрескалась. Ничего страшного - просто зашпатлюйте эти места еще раз!

После полного высыхания шпатлевки (не стоит торопиться, подождите ровно сутки), приступаем к шлифованию. Задача тут простая - надо выгладить зашпатлеванные места так, чтобы их уровень совпал с уровнем шпона. Используйте шкурку или сеточку с мелким абразивом чтобы поверхность получилась гладкой и ровной.

Когда все готово, можно приступать к финишному покрытию. Тут каждый из Вас может пойти своим путем. Кто-то предпочтет лак, кто-то воспользуется бесцветным или тонированным воском. Мы же решили применить для финишного покрытия особое масло. Это экологичное масло обеспечит и дыхание поверхности и защитит киот от любых невзгод. Масло даже защитит его от воды, так что киот в дальнейшем можно будет подвергать не только сухой, но и влажной уборке, а это очень важно, ведь киот уже просуществовал 100 с лишним лет, как знать, может быть, и в Вашей семье он проживет вместе со старинной иконой еще пару сотен лет, а то и больше?!

Покрытие наше тонированное, черного цвета, то есть оно будет практически полностью приближать киот к первоначальному виду. Масло очень практичное в нанесении - оно не имеет запаха, очень экономично в расходе и сохнет всего двадцать минут. Наносим мы его при помощи кусочка фланели, втирая небольшое количество масла в древесину.

После того, как масло высохнет, необходимо провести полировку. Для этого используем сначала кусочек натуральной шерсти, а затем обычную бумажную салфетку. После полировки киот оставляем окончательно сохнуть еще сутки.

Важно отметить, что киот не получается в конечном итоге радикально черного цвета. Масло полупрозрачное и коричневый тон шпона делает конечный цвет очень приятным, благородным и теплым.

Темное масло сглаживает переходы тонов между натуральным шпоном и теми местами, которые нам пришлось зашпатлевать.

На заключительном этапе крепим на киоты новую фурнитуру - защелки, петли, подвес и вставляем стекла.

Стекла предварительно тщательно моем, ведь от чистоты стекла во многом зависит хороший вид восстановленного киота!

Стекло в киотной рамке фиксируем при помощи акрилового герметика. Это очень удобно и быстро, а к тому же герметик в отличие от гвоздей надежно фиксирует тонкую рамку, придает ей раз и навсегда нужную форму. Герметик применяем также тонированный, цвета красного дерева.

Ну что же, работы закончены и можно с удовольствием полюбоваться своей работой!

Как видите, никаких особых инструментов и навыков в нашей работе нам не понадобилось. Тут большую роль играет лишь Ваше желание, терпение. Мы уверены, что таким образом можно подарить вторую жизнь большинству старинных киотов и если Вы хотите восстановить имеющийся у Вас старинный киот, смело беритесь за дело!

Икона - это образ Бога, и все верующие люди стараются хранить святой лик в целости и сохранности, поскольку это своего рода оберег от злых сил. Но металлические и медные реликвии с годами портятся, покрываются коррозией или окисляются. К тому же бывают старинные иконы, переходящие из поколения в поколение, и чтобы семейная ценность досталась детям, необходимо знать о том, как мыть иконы и бережно относится к ним.

Казалось бы, хранить священные реликвии дома очень просто и с ними ничего не произойдет, но это не так. Жаркий или влажный микроклимат в помещении может навредить иконам. Вслед за постепенной коррозией образ Бога или других святых будет портиться, а семейная ценность придет в негодное состояние. Поэтому важно не только молиться пред ликом, но еще и правильно ухаживать за ним.

Мелкие повреждения реликвии можно устранить своими руками в условиях дома. А вот отлетевшую краску и деформацию фанеры исправить сложно, поэтому потребуется специальная реставрация в церкви.

Отремонтировать икону - дело непростое, но выполнимое. Чтобы минимизировать риск новых повреждений, следует заниматься домашней реставрацией предельно аккуратно.

Чем чистят медные иконы, а также серебряные, золотые и бронзовые:

Красочное покрытие

Изображения следует мыть только мягкой материей: салфетками и тряпками без грубых ворсин. Церковные специалисты советуют мыть иконы следующими способами:

Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад - в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, - это грех.

Если самостоятельная чистка икон в домашних условиях пугает владельца, то ему лучше прибегнуть к профессиональным услугам. Неправильные процедуры могут еще сильнее повредить покрытие.

Удаление плесени и грибка

Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.

Если грибок распространился на задней стороне реликвии, то его можно удалить самостоятельно. Потребуется щетка, щетина которой сделана из нейлона.

Как удаляется плесень с деревянных поверхностей икон:

Ни в коем случае нельзя мыть иконы водой, иначе она просочится в более сложные места, следовательно, через малый срок лик и красочное покрытие повредятся.

Правила хранения

Правильный уход обеспечит длительное хранение семейной ценности. Поэтому, чтобы не пришлось восстанавливать лакокрасочное покрытие и оттирать икону от копоти, рекомендуется хранить реликвии только в надлежащих местах и соблюдать простые правила. Рекомендации специалистов по уходу за иконами:

Выполняя простые правила, икону можно сохранить не только детям, но и внукам, и правнукам. Если на изображении образовались мелкие трещины, надо срочно идти к церковному реставратору или другому опытному специалисту. Чтобы получить детальные советы, следует посетить церковь и получить консультации от опытных людей. Один из долгов истинно верующих людей - это не только соблюдение заповедей, но и бережное хранение икон и остальной священной церковной утвари.

Как правильно чистить иконы - совет

Возможно ли почистить иконы в домашних условиях?

В первую очередь нужно знать, что иконы это не просто изделие из меди, латуни, бронзы или дерева, наподобие тех изделий, что называются ювелирными или же сувенирными. Ювелирные изделия, или например, монеты почистить можно без проблем – легко и просто в домашних условиях самому. А вот икону почистить – это, по сути, реставрация. Реставрация, суть которой заключается в том, чтобы не просто почистить, сделав икону сверкающей и блистающей, а именно воссоздать первоначальный ее вид, при этом, не изменив икону, не повредив, не поцарапав ее.

Поэтому если икона из меди или бронзы, или же она посеребренная, позолоченная, то в домашних условиях почистить такую икону, это всегда большой риск испортить ее, повредить. Поэтому самый лучший вариант, это обратится к специалистам-реставраторам.

Ну а если все-таки пробовать чистить икону самому в домашних условиях, то по советам самих же специалистов на этот счет, наиболее подходящим средством является применение водки или разбавленного водой спирта.

Ватный тампон необходимо увлажнить водкой или спиртом, и аккуратно пробовать протирать крайние места или уголок иконы, а не сам центр изображенных ликов. Сделать паузу, и посмотреть, как все проходит, все ли нормально. Если лак или красочный слой не стирается, не остается на тампоне, то лишь тогда продолжить этим методом протирать всю икону целиком. Иначе, если сотрется лак, или красочный слой, то икона останется без защитного слоя, и со временем в тех местах потемнеет, покроется окисью с элементами коррозии.

Есть еще конечно способы по чистке иконы в домашних условиях, которые применяют в народе. Это применение нашатырного спирта. Это конечно, если икона из меди или латуни, бронзы или серебра, золота. Икона чеканка, например, вот такая -

Медная икона после чистки нашатырным спиртом. Правая часть - светлая - почищена. Как правильно чистить иконы - совет

Наливают в ванночку, или соответствующею по размерам емкость нашатырный спирт, уровень которого чтобы только-только покрывал поверхность иконы, держат несколько минут (10 – 15 мин), замачивают, вся окись с иконы начинает сходить, затем вынимают и споласкивают теплой водой, и высушивают икону мягкими салфетками или тампонами.

Также применяют похожий метод «замочки» с помидорным соком (томатным) или рассолом, с соком лимона, вместо нашатырного спирта. Можно сделать содовую пасту с лимонным соком – сода и сок - протирая мягкой кистью икону с этим раствором, или тем же ватным тампоном протереть (можно использовать ватные палочки), затем сполоснуть водой и высушить салфетками.

В старину применяли клюквенный сок в качестве очищающего средства. Ухаживали за иконами, заботились о них, и протирали иконы растительным маслом (оливковым), тем самым поддерживая чистоту икон и избавляя их от окиси.

Еще раз отметим, что наиболее подходящее средство для чистки икон в домашних условиях это водка, или разбавленный водой на половину спирт.

Так же следует помнить и о том, что всю воду после очистки иконы не выливают в раковину, а выливают воду в нехожее место на улице.

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...