Как сделать лошадку из глины. Лошадка из глины

Глина – материал, что называется, с историей. Вашему ребенку будет интересно узнать от вас, что раньше игрушки делались исключительно из глины: из нее получались куклы и животные со сказочной росписью, а также разные свистульки. Дымковская игрушка лошадка — это традиционная фигурка из глины, которую легко сделать своими руками.

На занятие вы можете запастись картинками с дымковскими игрушками. К слову сказать, «дымковские» – это обобщенное название. В разных частях нашей страны существовали разные стили таких игрушек, которые, как правило, назывались по месту их изготовления.

Предложите вашему малышу сделать своими руками и для себя такую поделку, ведь прежде всего, дымковская игрушка предназначалась детям и была воплощением ярких сказочных персонажей. Процесс ее изготовления достаточно прост, и у вашего ребенка легко получится такая красивая поделка (например, вот как эта ).

Дымковская игрушка — расписная лошадка

Нам понадобятся обычные материалы для лепки:

  • глина;
  • клеенка;
  • мокрая тряпочка;
  • стеки;
  • краски.
Набор инструментов

Итак, приступаем к лепке нашей поделки – «Лошадка из глины».

Шаг 1. Раскатываем небольшую толстую колбаску длиной 6-7 см. Немного приплющиваем ее к клеенке. Стекой с двух сторон делаем надрезы, как показано на рисунке.

Делаем заготовку для туловища

Шаг 2. Берем колбаску и сгибаем ее в дугу. Разводим концы колбаски – после разреза их получилось по два на каждую сторону колбаски – и ставим колбаску на «ноги». Немного формируем их и выравниваем. Это будет туловище лошадки. Вообще дымковская лошадка изготавливалась из отдельных частей, но у нас детское творчество и поэтому мы упрощаем форму игрушки.

Формируем туловище фигурки

Шаг 3. Раскатываем колбаску такой же примерно длины, как и в Шаге1, только в полтора раза тоньше. Ее прищипывать не нужно. Сгибаем один ее конец перпендикулярно основной части колбаски, формируя голову лошадки.

Делаем шею и голову

Шаг 4. Показываем ребенку прием лепки – «защипывания»: пальцами расплюскиваем одну сторону колбаски, формируя гриву лошадки.

«Защипываем» гриву лошадки

Шаг 5. Прилепляем получившуюся верхнюю часть лошадки к туловищу. Чтобы она не отвалилась после высыхания, обмакиваем пальцы в воду и «примазываем» стыки частей поделки.

Лепим голову к туловищу

Шаг 6. Таким же образом, только без сгибания одного конца колбаски, делаем хвост лошадки.

Делаем хвост «защепами»

Шаг 7. «Примазываем» хвост к лошадке. Вот что у нас получилось:

Фигурка лошадки

Шаг 8. Грунтуем лошадку белой краской Настоящую дымковскую игрушку окрашивали в белый цвет специальной смесью молока и порошка из мела, но в детском мк по лепке мы сделаем это с помощью обыкновенной гуаши. Ждем высыхания игрушки и раскрашиваем ее вместе с малышом. Покажите ему приемы дымковской росписи – точечные нанесения пятен, прямые линии и т.д. Придумывая раскраску дымковской игрушки , Ваш ребенок творчески


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.



Лежал у нас в холодильнике кусок глины, да не обычной, с магазина товаров для творчества или выкопанный из кучи песка, а с самой настоящей ярмарки, Сорочинской (помните Гоголя?).

Лежал себе, скучал, не подсыхал, так как был аккуратно упакован в полиэтиленовый кулечек (чтобы влага не испарялась). И пришло его время, своеобразный час славы.

Решили мы с детьми слепить из глины лошадок . Во-первый, новый год Лошади на носу; во-вторых, раскрашенные глиняные лошадки отлично могут передать то время, когда Сорочинская ярмарка гудела и звала всех желающих в веночках, шароварах и прочих национальных атрибутах.

Решено! Лепим лошадок из глины!

(глина, изъятая из кулечка)

1. Приготовили рабочее место — досточки для лепки; зубочистки, чтобы делать отверстия; стеки для пластилина для мелких деталей.

Поставили мисочки с водой, чтобы смачивать руки и глину в процессе работы. Вода позволит избежать появления на глине мелких трещин, мокрыми пальцами можно сделать гладкую поверхность изделия.

2. Готовим глину для будущей лошадки. Ее можно лепить 2 способами: 1) из цельного куска глины, когда детали «вытягиваются» и лепятся из основной части; 2) из отдельных кусочков, пропорциональных по размеру будущим деталям.

У нас получился смешанный метод — голова и шея были из одного куска глины, а туловище, ноги, хвост с отдельных кусочков.

Очень бы хотелось продемонстрировать мастер-класс с фотографиями поэтапными, но руки были в глине, так что будет просто творчество;).

3. Делим кусок глины на части: большой кусок для туловища, поменьше для шеи и головы, 4 одинаковых для ног, 1 для хвоста.

Глина — это пластичный, приятный материал для творчества. Работать с ним — одно удовольствие, словно глина — живая. При работе с пластилином — совсем иные ощущения.

4. Лепим шею с головой. Присоединяем с туловищем. Хорошо скрепляем между собой детали, чтобы потом наша лошадки из глины не распалась.

5. Ноги для лошадки делаем следующим способом: раскатываем «колбаски» (или же делаем из 2 кусков дугу), присоединяем к туловищу.

5. Делаем хвост лошадке произвольной формы, какой хочется.

6. Из кусочков глины лепим гриву, присоединяем с шеей. Лепим ушки.

7. Глазки лошадке можно сделать из маленьких шариков глины или же в виде дырочек, сделанных зубочисткой. Зубочисткой делаем и ноздри.

8. Заглаживаем все места стыков, мокрыми пальчиками выравниваем все поверхности.

Вот такие лошадки из глины у нас получились.

(Анина лошадка из глины)

(глиняная лошадка Артема)

(мамино творчество)

Ставим наших лошадок высыхать (так как запекать в печи мы их не будем — нет подходящих условий, то сохнуть глиняные изделия будут около недели).

Прошла неделя. Лошадки стали светлее и легче (вода испарилась).

Теперь поверхность лошадок нужно хорошо зачистить мелкой наждачной бумагой. Только действовать нужно аккуратно, так как лошадки достаточно хрупкие (мы ведь в печи их не запекали).

Раскрашиваем лошадок из глины

1. Готовим краску для основы. Это может быть белая гуашь. У нас это воднодисперсная (акриловая) краска для внутренних строительных работ. Цитата:

Акриловые краски, подобно другим воднодисперсным краскам, могут быть разбавлены водой, при разбавлении могут колероваться водными пигментными пастами, но после высыхания становятся стойкими к воздействию воды.

Одна лошадка у нас будет светло-розовая, другая — светло-салатовая, третья — бежевая (добавили в краску колор).

3. Покрываем краской полностью всю лошадку из глины.

4. Оставляем на некоторое время высыхать.

5. Высохших глиняных лошадок раскрашиваем красками — гуашью, акварельными. Не ограничивайте фантазию детей, пусть рисуют так, как им хочется.

У нас получились вот такие замечательные лошадки из глины.

После высыхания готовых лошадок можно покрыть лаком.

Красота, не правда ли?

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

На первом практическом занятии вы познакомитесь с азами пластики, научитесь выполнять простейшие формы и соединять их в более сложные. Самой первой игрушкой будет для вас глиняный конь, на изготовление которого потратится пятнадцать минут времени и двести грамм глины.

Уникальный человеческий инструмент - рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства - композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.

Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.

Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук - кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.

Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы - задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.

Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло - необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо.

Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом - клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап - жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.

Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость - грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.

Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.

Теперь нужно еще раз просмотреть фигурку со всех сторон, чтобы исправить последние недостатки и дефекты. У меня, например, слегка изогнулось одно копытце в неестественной форме.

Сушить изделие нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»

Мастер класс

по лепке:

«Дымковский конь»

преподаватель изобразительного искусства:

Ведерников Александр Андреевич

г. Ялуторовск,

Тюменская область 2016

Описание: мастер класс рассчитан на разновозрастных участников

Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цели:

    Формирование представлений о народной игрушке, приемах ее лепки;

    Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;

    Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.

Задачи:

    Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «дымковский конь»;

    Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

    Закрепление умений использовать приемы лепки (вытягивание, защипывание, кручение, примазывание) для создания выразительного образа игрушки «дымковский конь»;

    Развитие навыка самостоятельности анализа действий;

    Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе участников. Доставить удовольствие себе и окружающим

Оборудование:

наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; набор открыток; таблицы с крупным изображением игрушек, инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»;

Инструменты и материалы: скульптурный пластилин koh - i - nor ; пластиковые стеки; деревянные ножички, пилочки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые подставки или фанерки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Сегодня у нас необыкновенный мастер-класс, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы?

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на стенде инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня».)

А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу историю о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, рассказать вам одну удивительную историю.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормильцев» («кормилок»), «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка).

Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины местные мастерицы, игрушки распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Дымковский конь.

    Практическая часть

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

Краткое описание:

Вместо глины мы используем пластилин. Давайте его согреем.

Берем палочку пластилина и сгибаем его, делаем яичко. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.

Вот яичко готово.

Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть яичка – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.

Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.

Округляем ножки, утончаем копытца.

Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.

Теперь голова с шеей и грудкой.

Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.

К ней приделываем уши.

С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.

Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

Последовательность лепки дымковского коня по частям из пластилина.

Уникальный человеческий инструмент – рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства – композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.

Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.

Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук – кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.

Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы – задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.

Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло – необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо. Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом – клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап - жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.

Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость – грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.

Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.

Теперь нужно еще раз просмотреть фигурку со всех сторон, чтобы исправить последние недостатки и дефекты. У меня, например, слегка изогнулось одно копытце в неестественной форме.

Сушить изделие, если делаем его из глины, нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.

Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством», 2003 г.

Ведерников А.А. преподаватель изобразительного искусства

МАОУДОД «Детская школа искусств г. Ялуторовска»

0 3. 1 1.2016г.

Работы участников :



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...